Еще народу русскому пределов не. Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь. Условия выставления баллов

29.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое встретишь нечасто. Как правило, человек подвер­жен всякого рода испытаниям и выбору. Кстати, русские люди чётко знают свою цель и видят доро­гу к её достижению, закаляя по пути свой характер как в условиях мирного, так и военного времени. Об этом свидетельствуют произведения писателей Л. Толстого, Ф. Достоевского, М. Шолохова, а так­же представителей литературы XX века Л. Боро­дина и Б. Васильева.

Известно, что стратегия и тактика поведе­ния человека определяются целью. Так, в романе Б. Васильева «В списках не значился» Николай Плужников, поступив в военное училище и отлич­но закончив его, считал своей необходимостью поз­нать армейскую жизнь, а не остаться в штабе (как предлагало руководство училища). Плужников выбирает не легкую дорогу, а тернистую, для того чтобы стать высоким специалистом, знающим прекрасно своё дело. Возможно, он и стал бы тако­вым, поскольку был ответствен во всём. Но судьба уготовила ему суровое испытание - остаться вер­ным воинскому и гражданскому долгу или сдаться в плен? Кстати, для Николая Плужникова такой дилеммы не существовало. Как и все русские, мо­лодой человек любит свободу и хочет видеть сво­бодной свою Родину, поэтому решил сражаться с оккупантами.

Писатель показывает активную жизненную по­зицию Плужникова. Он не растерялся в условиях начавшейся войны, а взял на себя командование над людьми, спрятавшимися в казематах крепо­сти. Без воды, без еды, без оружия Плужников ве­дёт войну с немцами, потому что Родина для него превыше всего. Этот человек ни разу не свернул с выбранного пути. Даже умирая, он не назы­вает ни своего звания, ни фамилии, а заявляет, что он русский солдат. Просто поражаешься его мужеству, внутренней стойкости и силе духа!

Б. Васильев показал поведение не только глав­ного героя в экстремальной обстановке, но и дей­ствия других бойцов, оказавшихся в казематах Брестской крепости. Среди них особенно хочется отметить сержанта Семишного, носившего знамя крепости под гимнастёркой, и военного врача, по­могавшего обречённым старикам и детям в казе­матах, причём последний, будучи больным, отка­зывался от еды, поскольку другим, по его мнению, это было нужнее.

Итак, автор показал высокий национальный дух русских, несгибаемость их воли. Двадцати­летний Николай Плужников, седой, худой, сле­пой, с отмороженными пальцами, выбравшийся на поверхность с помощью Свицкого, предстал перед немцами как гордый человек. Более того, он отстранил санитаров и дошёл до машины скорой помощи на своих распухших ногах. Надо сказать, что немецкий генерал приветствовал этого чело­века, приложив руку к козырьку фуражки, а его солдаты салютовали, причём салютовали не врагу, а патриоту, который на протяжении долгих меся­цев оставался верен своей Родине до последнего вздоха. Он умер свободным и после жизни, «смер- тию смерть поправ».

Нусский народ отличается незаурядным мыш­лением, принципиальностью и оптимизмом. Та­ковым представлен герой повести Л. Бородина «Третья правда» - Андриан Селиванов. Этот че­ловек ни от кого и ни от чего не зависим. Он имеет свою, отличную от других точку зрения на проис­ходящие события в период постреволюции в стра­не и готов защищать «свою правду». Этот человек гордится собой, хотя не повезло ему ни с ростом, ни телосложением. Он личность сильная, доро­жащая свободой и сражающаяся за свои принци­пы любыми способами: хитрит, лукавит, берёт на душу тяжкий грех. Андриан не доволен поли­тикой завоевания тайги и вступает в борьбу с но­вой властью, в результате чего спасает Чехардак - уникальное место.

Леонид Бородин показал его жизненный путь, как путь, наполненный сюрпризами. Случайное знакомство с белым офицером, приехавшим пови­даться с дочерью и умереть на родине, было для ге­роя испытанием на человечность. Риск и хлопоты не испугали Андриана. Он прячет их в тайге, при­чём помогая больному офицеру, старается поддер­жать добрым словом его дочь Людмилу и убедить её в ненужности случившейся бойни в результате борьбы за власть.

Андриан Селиванов - человек, который всегда верен своему слову. Пообещав умирающему бело­му офицеру позаботиться о его дочери, он вступа­ет в смертельную схватку с Длинным, прекрасно понимая, что Людмиле не по пути с ним, посколь­ку тот пребывает в бессмысленной борьбе против уже установившейся новой власти. Таким обра­зом, наш герой спас молодую душу, не причастную ни к какой политике и настрадавшуюся в жизни, потому что она была дочерью белого офицера. Бо­лее того, являясь частью судьбы своего друга Ива­на Рябинина («загремевшего» на двадцать пять лет каторги) и его супруги Людмилы, главный ге­рой воспитывает их совместную дочь как свою соб­ственную. Селивановская преданность этой семье не знает границ. Он сохраняет рябининский дом всеми правдами и неправдами, успешно разрешив все проблемы, возникшие на пути.

Примерные темы итогового сочинения по литературе 2015-2016

Яндекс.Директ

Предлагаем вам примерные темы выпускных сочинений по направлениям.

1. Время:

Проблемы века

Время поиска

Время рассказать о человеке…

Человек и время

Общество и эпоха

Время мужания

Время испытаний

Пора взросления

Время, вперед!

Герой(и) нашего времени

« О времена, о нравы! » (Марк Туллий Цицерон)

История - ключ к пониманию народа

Писатель – судья своего времени

" Время разбрасывать камни и время собирать камни" (Из Библии.)

« Времена не выбирают, в них живут и умирают » (А.С.Кушнер)

« В наши подлые времена человеку совесть нужна » (Н.Коржавин)

2. Дом:

Дом – центр мира для человека

Дом-основа человеческого бытия

Дом – хранитель православных ценностей

Дом – прекрасная мечта о счастье

Дом – жилище, местообитание семьи

Дом – островок, крепость в хаосе революционных, военных событий

Дом – пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления сил.

Дом – место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций.

Дом – утверждение вечности, красоты и прочности жизни.

Дом – портрет души семьи.

Дом – памятник человеку

Дом – хоромина для души и тела.

Потеря дома – крушение нравственных идеалов. (О затоплении деревень в 70-80 годы 20 века.)

Дом – разлад с собой и миром.

Дом – совесть для человека

Дом – тревога

Дом – судьба

Дом – возрождение идеалов.

Дом – Россия

Дом – это место, где тебя всегда ждут

« Родительский дом- начало начал »

3. Путь:

Ах, дорожка, фронтовая…

Долгий путь домой…

Жизненный путь

Путь познания

Путь в вечность (Человек родом из вечности.)

Дорога в никуда…

Дорога чести

Тип « русского скитальца » в литературе

« Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь » (Н.А.Некрасов)

Путь верности природе - правый путь (Юн Сондо)

Путь к себе...

4. Любовь:

Любовь на века

Всегда ли любовь делает человека счастливым?

Любовь сильнее смерти…

Любовь и война…

Любовь и разлука…

Любовь есть духовное возрождение...

Лики любви...

« Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, высокой любви? »

« От любви к женщине родилось все прекрасное на земле » (А.М.Горький)

Лицемерная любовь хуже ненависти.

5. Год литературы в России:

« Моя любимая книга »

« Роль книги в моей жизни »

« Кто для Вас идеальный герой литературы? »

« Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете? »

« Можно ли обойтись без книг? »

« Можно ли испытать радость, читая книгу? »

« Какие вопросы задает человеку литература? »

Литература - это исповедь или проповедь?

Какие мысли и чувства вызывают финальные сцены любимых книг?

« Самые яркие персонажи в литературе - неудавшиеся отрицательные герои. Самые тусклые - неудавшиеся положительные ». (С.Д.Довлтов)

« Поэт в России - больше, чем поэт »

« Хорошая книга - это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро. »(Ф.Абрамов)

« Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению » (Ф.Бэкон)

Юбилейные даты « Года литературы в России »:

« Какие проблемы, поднимаемые А.А.Фетом (А.А.Блоком, С.А.Есениным, А.И.Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня? »

« А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) в Вашем читательском опыте »,

« Мой А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) » и т.д.

Любовь- высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античности. Тему Любви можно раскрыть по-разному:

любовь к мужчине или женщине

любовь к родителям или ребенку

любовь к Родине

любовь к делу, которое ты выбрал.

Смотреть материалы для подготовки

Любовь к женщине или мужчине…

Неисчерпаемость этой темы очевидна. Любовь – это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя!. Поэты и писатели, философы и мистики, художники и композиторы разных эпох обращались к этой вечной теме, пытаясь средствами своего жанра выразить очарование, гармонию, драматизм любви, постичь ее тайну. Сегодня человечество располагает колоссальным историко-литерат урным материалом для осмысления феномена любви.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», И.С.Тургенев «Отцы и дети»,И.А.Гончаров «Обломов», Л.Н.Толстой «Анна Каренина», А.И.Куприн "Гранатовый браслет", М.А.Шолохов «Тихий Дон» и многие другие. Приводя примеры из этих произведений, важно помнить, что любовь бывает разной - страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной... В указанных книгах говорится о любви несчастливой, а вот о счастливой любви можно взять примеры в произведениях: Л.Н.Толстой "Война и мир", М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита", О.Генри "Дары волхвов", А.И.Куприн "Куст сирени".

Любовь к Родине в ЛИРИКЕ

М.Ю.Лермонтов

М.Ю.Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину - значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине - тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляе

т свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-кре постническую, официальную Россию.

Н.А.Некрасов

Чувством пламенной любви к Родине пронизано все творчество Некрасова:

Не небесам чужой Отчизны -

Я песни Родине слагал! -

заявлял поэт в стихотворении “Тишина”. Он любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился”; “Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” - с такими словами обращался поэт к Родине. В творчестве Некрасова слова “любовь к Родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “печаль”:

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит Отчизны своей,-

писал он. Любя Родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть строй царской России, ее господствующие классы. Он любил, ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова, верного сына своей Отчизны, великого народного поэта-борца.

С.А.Есенин

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”. И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, которая для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина. В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот “заброшенный край”. В стихотворениях “Запели тесаные дроги...”, “Гой ты, Русь, моя родная” поэт говорит, что любит до “радости и боли” “озерную тоску” своей родины. “Но не любить тебя я научиться не могу!” - восклицает он, обращаясь к Руси.

Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

А.А.Блок

По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В стихотворении «Русь» поэт создает атмосферу тайны, язычества:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И мутным взором колдуна.

В стихах этого цикла поэт дает и реальные черты Родины, и ее символический облик, показывает страну с разных сторон, многоликой и величественной в своей необъятной широте.

…До боли

Нам ясен долгий путь!

Здесь поэт пытается в истории Руси, в событиях Куликовской битвы найти ответы на вопросы современности. Древний мир противопоставлен России рубежа XIX–XX веков. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Безымянные русские воины готовы сложить головы, ради спасения и свободы Родины. Поэт верит в победу над врагом, его стихи полны надеждой.

В стихотворении «Россия» Блок выступает как гражданин и патриот, который не мыслит себя без Родины. Он переживает вместе с ней горькую судьбу, ее нищету, видит тяжелую жизнь народа. Перед нами предстает Россия в образе женщины с тяжелой долей, но волевым характером:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка.

А.А.Ахматова

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Эта тема стала одной из основных в ее поэзии, прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для неё эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе. Впервые тема Родины появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая». В него вошли стихотворения, написанные в 1912--1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы...»). В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль, переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы«туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (если считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигранто

в Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой - «не осквернился») скорбный дух...

Любовь к МАТЕРИ

О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами. О них слагают песни, стихи, прекрасные легенды и серьезные книг.

Для христианского мира прообразом идеальной матери, конечно же, является Богородица. Жертвенная любовь, чистота и нежность, кротость и в то же время нравственная стойкость – эти ассоциации возникают при упоминании о Пресвятой Деве даже у людей, далеких от Церкви.

Н.А. Некрасов Стихотворения «Великое чувство…», «Мать»

Стихотворение посвящено самому святому в жизни каждого человека – матери:

Великое чувство, его до конца

Мы живо в душе сохраняем.

Мы любим сестру и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем

С помощью синтаксического параллелизма Некрасов акцентирует наше внимание на риторическом восклицании «Великое чувство!» и на мысли, что ни дети, ни матери не могут обойтись друг без друга.

Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

(Из стихотворения «Мать»)

С.А.Есенин Стихотворение "Письмо к матери". Сердце поэта тянется к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С.Есенин обращается с письмом-стихотво

рением к матери:

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Это - доброе пожелание любимому человеку с использованием великолепных эпитетов ("вечерний несказанный свет") и эмоционально окрашенного слова "струится".

Во второй и третьей строфе чувствуются переживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о "кабацких драках", о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она "часто ходит на дорогу". Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну.

И.А.Бунин Стихотворение "Матери".

В стихотворении поэт вспоминает свое детство, в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает:

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

«Ангел-хранитель над тобой!»

Эти простые, но очень дорогие для Бунина образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с дороги жизни.

Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь, поцелуешь… Я помню, помню голос твой!».

В.А.Закруткин Повесть "Матерь человеческая"

В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы. Мужа Ивана и сына Васятку повесили фашисты. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка. Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, встретив раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!». И сердце русской женщины дрогнуло. Мария принимает под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор. Повесть В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, чья душа пропитана любовью.

Любовь к своей профессии

Конфуций писал: «Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте». Любовь к своему делу… Это качество в людях завораживает, останавливает и вызывает желание либо испытать нечто подобное, либо как можно быстрее убежать от слепящего чувства восторга, которым искрятся увлеченные. Они как влюбленные, встречаясь с которыми, люди не могут скрыть своего отношения к жизни, радости и любви.

В каких книгах российских классиков можно найти примеры для раскрытия этой темы?

Н.С.Лесков «Левша», И.С.Тургенев «Отцы и дети», А.П.Платонов "В прекрасном и яростном мире", Ю.П.Герман «Дело, которому ты служишь», В.М.Санин "72 градуса ниже нуля", Д.А.Гранин "Иду на грозу", "Зубр", В.Г.Распутин "Уроки французского", В.Д.Дудинцев "Белые одежды".

Составитель: И.А.Суязова

ФИПИ : Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

В июне 1983 года несколько неярких слов провели черту поперек русского времени. Было сказано, что мы плохо знаем общество, в котором живем, и потому вынуждены двигаться вперед наощупь, методом проб и ошибок, - банальность, российские инакомыслящие говорили о том давно и в куда более крепких выражениях. Но их произнес главный борец с инакомыслием Юрий Андропов, чья власть генсека, подобно железной звезде, безмерно утяжеляла всякую мысль, захваченную ее гравитацией.
Слова эти означали конец эпохи советской определенности и неизбежность прохождения через клиническую смерть нового самоопределения .
С тех пор в Кремле трижды сменился хозяин, но ничего существенного ни сказано, ни сделано так и не было. И вот уже смерть клиническая готовится уступить место старшей и окончательной сестре. Такова наша воля, таков выбор тех, кто не замечает или не желает выбора.

Еще народу русскому
Пределы не поставлены...
Н.А.Некрасов

Субъективная постановка проблемы

Т ема доклада, в одночасье вошедшая в моду, для автора давно обрела высшую значимость.
Треть жизни я не оставляю попыток сделать общественным достоянием простую мысль: любые перемены в нынешнем обществе, назови их хоть "перестройкой", хоть "модернизацией", бессмысленны и пагубны в отсутствие подлинного самоопределения . Роковой дефект российских реформ (пусть не единственный и даже, быть может, не главный) - бессодержательность. А именно: не даны ответы на фундаментальные вопросы жизни; сами эти вопросы даже не поставлены, то есть не сформулирована центральная проблема, породившая кризис, и вся сопутствующая проблематика предстоящих перемен ; и больше того, русский язык в его нынешнем состоянии не содержит выразительных средств, необходимых понятий , чтобы эти вопросы задать.
А что же было и есть? Есть глубинная интуиция, почти животное предощущение культуры: впереди - тупик безысходности, и плата за выход неимоверно высока. Но тексты, претендующие на рациональное осмысление "судьбоносных сдвигов", были и остаются содержательно стерильными.
В 1983-86 г.г. мы с моим другом и соавтором В.Криворотовым в серии закрытых докладов, направленных лицам из высшего слоя партийно-государственного руководства, упорно пытались растолковать, "что ныне лежит на весах, и что совершается ныне". В качестве языка переписки и множества порожденных ею диалогов был использован ранний младогегельянский марксизм. История и результаты этих попыток заслуживают отдельного рассказа. Погуляв несколько лет в кремлевском самиздате, наши подметные письма были легализованы: книга "После коммунизма" под псевдонимом С.Платонов вышла из печати двумя изданиями в 1989 и 1991 г.г. Но сто пятьдесят тысяч ее покупателей по сей день хранят мудрое молчание.
Одна из центральных мыслей книги, которая растолковывается на разные лады: подземные толчки, все яснее ощущавшиеся нашим обществом в 70-е годы, обусловлены сдвигами глобального, международного характера. Страна вместе со всем мировым сообществом вошла в полосу небывалого в истории кризиса, оказалась перед вызовом беспрецедентного характера. Но никто так и не озаботился задать на русском языке вопрос о природе этого вызова. Отечественные реформаторы (лепеча нечто об "общечеловеческих ценностях" и "магистральном пути цивилизации") отозвались чем смогли: региональным хозрасчетом, гласностью, судом над КПСС и шоковой терапией...
В предисловии к книге я говорил о фундаментальном значении русской мысли для обретения самосознания, понятийных координат России в межисторическом зазеркалье, где "сегодня" означает одновременно "позавчера" и "послезавтра".
Спустя год, в феврале 1990 г. мне пришлось говорить и писать, что нарождающееся самосознание - когда и если оно родится - окажется в первую очередь русским , совершенно независимо от того, демократы мы или патриоты. Из какой головы Змея-Горыныча (левацкой, крайне правой или центристской) вырастет субъект - все равно: первая реальность, на которую он налетит, едва вступив на путь самоопределения, будет собственная "русскость".
Русскому разговору о "русской идее" нужнее всего целомудрие. Как в переносном, так и в прямом смысле: мудрая целостность . Реальность опрометью уносилась от этого идеала. Потому в последние годы я сознательно избегал высказываний на эту тему.
Решено было пойти иным путем, загребать жар чужими руками. Так голодной осенью 92-го родился проект "ИНОЕ. Хрестоматия нового русского самосознания" . Я полагал, что, возможно, не гожусь в глашатаи русской идеи, но могу оказаться полезным в роли конструктора. Речь идет о конструировании пространства взаимодействия талантливых теоретиков, методологов и идеологов (которые в то время общаться друг с другом не могли или не хотели). Цель - выговорить новые русские слова устами многих, "соборно".
Первоначально планировалось выпускать "Иное" ежегодно. И как знать, не будь автор проекта столь нерасторопен, а обстоятельства столь суровы - к сегодняшнему дню увидели бы свет уже четыре выпуска. Наверняка в этом пространстве произошла бы структуризация самых разных идей десятков талантливых авторов, и стало бы ясно, что не зря в "Апологии составителя" утверждается: комплекс узловых идей русского самосознания рубежа тысячелетий, видимо, уже сложился, и нам осталось просто осознать это обстоятельство. К сожалению, осуществить выпуск "Иного" удалось лишь однажды.
Тем временем с нашей бедной национальной идеей стало твориться нечто, более всего напоминающее групповое изнасилование. И всем, у кого есть существенные соображения на сей счет, в сложившихся обстоятельствах пора нарушить обет молчания.
Но тема у меня иная, гораздо более определенная - русское самоопределение .
Конечно, некоторой частью этой темы должна быть "русская идея". Я не буду ни заниматься ею специально, ни бороться с ней, - просто постараюсь ее офлажковать. Мне кажется, прежде всего надо говорить не о том, что есть в нынешних наработках русско-идеологов, а о том, чего в них нет. Есть утонченность ума, постмодерновая свобода, современные технологии управления масс-медиа и разыгрывания партий на рынке фиктивного информационного капитала: "национальная идея", по слухам, позарез нужна, но ее нет, и непонятно, откуда ее взять, - однако по этому поводу можно организовать целый интеллектуальный рынок и продавать и перепродавать друг другу обязательства под отсутствующий товар... А нет в них уже упоминавшегося мной содержания .
Как можно обосновать подобный экстремистский тезис? Не перебирать же, в самом деле, поштучно все тонны печатной продукции на тему "идеи" и "реформ", вступая в тяжбу с каждым из авторов по поводу наличия или отстутствия искомого? Настоящий доклад ни в коем случае не имеет целью кого-либо критиковать или что-либо опровергать. Ставится вполне конструктивная и притом достаточно скромная задача: продемонстрировать существование содержания, предъявив некоторые его элементы или способы их получения . Критиковать легко, но как только тот или иной автор переходит от блистательных критических пассажей к тому, чтобы изречь нечто позитивное, он чаще всего садится в лужу. В этом смысле ниже предпринята попытка решить как раз подобную безнадежную задачу: объяснить, что же автору представляется содержательным в области самоопределения.

Объективная постановка проблемы

Г лавная черта нынешней российской жизни, которая резко отделяет ее от бытия десятилетней давности и делает труднопереносимой - неопределенность . Политик любого ранга не знает, сохранит ли он через месяц свою власть. Предприниматель - не исчезнет ли его отрасль бизнеса, его фирма или сама его жизнь. Ученый, учитель, шахтер - получит ли он заработанную зарплату. Обыватель - где он будет завтра жить, чем кормиться, чему и где учить детей.
Но неопределенность гораздо глубже. Все труднее понять, в какой стране мы живем, каков ее герб и гимн, где границы и в чем законы. Мы потеряли возможность ответить на детский вопрос: что такое хорошо и плохо? Мы лишились языка, на котором можно обсуждать прошлое и будущее.
С историософской точки зрения это не уникальная ситуация. Во всяком случае, прежде чем кого-то клеймить и бить в набат, нужно определить предмет дальнейшего разбирательства.
Совокупность действий (как мыслительных, так и непременно практических), направленных на увеличение или качественное изменение определенности своего существования, принято называть самоопределением . Самоопределение - то, чего мы все страстно вожделеем, что нам предстоит. И предельная форма самоопределения - быть или не быть?
От прежней жизни сохранилась и продолжает существовать одна-единственная человеческая определенность . Она отлична от голого факта существования, т.е. не дана нам вместе с жизнью, но только с жизнью может быть отнята. Мы определенно обращаемся друг к другу, пишем, читаем и думаем по-русски, русский является нашим родным языком, т.е. языком значительной части наших родных и близких.
Русское продолжает жить в языке, но при этом растеряло (будем надеяться, не навсегда) всю свою определенность - предметно-вещную, социальную и идеальную. Тезей расстался с Ариадной, но у него осталась нить.
От такого наследия запросто не откажешься. От свойства "русскости" отделаться невозможно, как бы мы ни тщились философски от него абстрагироваться. И если даже некто в радикально-нигилистическом порыве пожелает переопределить с нуля собственные отношения с людьми, социальными институтами, страной и самим Господом (используя green card в качестве tabula rasa) - расщепив свою материю, он обнаружит русскость в качестве неустранимого чапековского "Абсолюта".
Требуется не менее трех поколений, дабы успешно забыть один язык и войти в стихию другого, ибо за язык цепляется очень многое. Желая того или не желая, мы в каждом акте самоопределения обнаруживаем "русскость" в качестве посредника между нами и тем, относительно чего определяемся. А за "русскость" цепляется история, культура, судьба. Можно проехать десять тысяч верст с запада на восток или три тысячи с севера на юг, и все время находиться в местах, где большинство говорит и пишет по-русски. Можно сдвинуться по оси времен вплоть до Московской Руси, но так и не выйти из границ русского. Даже детская присказка с берестяной грамоты новгородского мальчика Онфима с трудом, но читается нами. "Русскость" - неустранимая реальность, создающая некоторую определенность внутри нынешней неопределенности.
В связи с этим давно пора (если уже не поздно) задуматься над темой русского самоопределения . "Русским" оно названо не потому, что нам очень нравится русское и не нравится тунгусское, а потому что мы никуда не можем от этого деться. Наше самоопределение русским будет по определению. Нам не выпрыгнуть из собственной шкуры, патриоты мы или же, наоборот, космополиты с уклоном в жидомасонство. Это факт.
Если "русская идея" - книжно-салонная тема (теперь еще и конъюнктурная), идущая от головы, то русское самоопределение - от живота, от инстинкта выживания. Самосознание - умственная деятельность; самоопределение - труд физический и духовный. Сейчас не время для философских трактатов о соотношении этих понятий. Замечу только, что поход Ермака - столь же неотъемлемая часть русского самоопределения, что и апология сумасшедшего Чаадаева.

Вспоминается: "Ещё народу русскому пределы не поставлены..."
А действительно, что будет, если нашему народу дать не только самое необходимое, а чуть больше чем экономически обосновано для выживания. Подарить народу достаток, чтоб начали люди с уверенностью глядеть в завтрашний день. Все предпосылки налицо: войны нет, природные ископаемые имеются, производство какое-никакое в наличии, работай да и только. И народ поднимется, и не так уж много чего надо. Предоставить людям уровень западного благосостояния. Неужели это так много. А народ наш хорош, золото люди. Предприимчив, сноровистый, готов трудиться, всегда со смекалкой подходит к любому делу. Что бы началось! Неужели не интересно посмотреть на такой подъём! Хотелось бы! Люди давно заслужили нормальное к себе отношение. Тот, кто первым, из власть предержащих, поймёт свой народ - останется в памяти людской на века. Хочется, чтоб при нас случились перемены. Будем ждать, а что нам остаётся.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 14.06.2011. Взгляд в будущее.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Эксперты, переписывающие по поручению правительства стратегию развития России до 2020 г., разослали в министерства промежуточную версию труда. В августе документ рассмотрит президиум правительства. Если не менять модели роста, экономику России ждет один из двух сценариев: либо экономика будет медленно затухать, либо надуются и потом лопнут пузыри.

В 1999-2008 гг. российская экономика интенсивно росла благодаря притоку капитала и расширению внутреннего рынка. Эта эпоха закончилась, уже со следующего года рост замедлится до 2-2,5 % в год (прогноз Минэкономразвития на 2011 г. — 4,2 %, на 2012 г. — 3,5 %), обещают правительственные эксперты.

Если правительство попытается разогнать экономику до роста на 6-7 % в год (стимулируя потребление и кредит), то к концу десятилетия Россию ждут «кредитная яма» размером в 16 % ВВП и болезненный кризис, предрекают эксперты.

Нынешняя модель себя исчерпала из-за трех фундаментальных ограничений: закрытости экономики, недостатка прямых и длинных инвестиций, недостатка конкуренции на внутреннем рынке.

Комментарий Игоря Залюбовского

Эксперты по поручению правительства в промежуточном докладе по стратегии развития России до 2020 г.: «Если не менять модели роста, экономику России ждет один из двух сценариев: либо экономика будет медленно затухать, либо надуются и потом лопнут пузыри» и т. д. и т. п.

Подобные документы вызывают неизбывную скуку. И не только потому, что пишутся в основном для конъюнктуры. И не потому, что авторы, по сути, ни за что из написанного не отвечают: что там будет с нами к 2020 г. — Бог весть, и кто тогда вспомнит сегодняшние доклады… Складывается впечатление, что авторы примерно так и рассуждают, и возникает своеобразный (замечу, крайне высокооплачиваемый) «клуб по интересам» — некие рассуждения на заданную тему, обрастающие мнениями различных экспертов, и катится это по наезженной колее всякого рода прогнозов, которые интересны разве что участвующим в них.

Что это я так резко, скажет читатель, разве прогнозы не нужны? Или никому не интересны?

Как специалист по компьютерной прогностике, отвечу: конечно, нужны и интересны. Но мы с вами живем в XXI веке, и сегодня прогнозирование — это не просто набор мнений тех или иных экспертов, а довольно строгие компьютерные и статистические процедуры, основанные на различных нелинейных алгоритмах с привлечением мощных компьютеров. Но главное, для такого прогноза должен присутствовать ясный и прозрачный объект, в данном случае — российская экономика и ее развитие. И вот с этим возникает самая большая проблема, в смысле нужно анализировать то, что вроде как бы и есть, но одновременно как бы и не совсем.

Для простоты понимания давайте вспомним наше недавнее прошлое. Во времена СССР в ЦРУ были уникальные специалисты, которые могли по тому, где кто стоял из членов Политбюро на трибуне или как была изогнута бровь у Леонида Ильича при посещении совхоза им. Ленина, прогнозировать назначения и увольнения в советских верхах. Иногда американцам удавались удивительно точные предвидения, правда, развала СССР Америка не ожидала. Но речь о другом: подобные прогнозы делались не от хорошей жизни, а от безысходности, поскольку реальная информация из-за железного занавеса практически отсутствовала.

Сейчас, конечно, все по-иному, и информации в избытке, но ее достоверность, как бы помягче выразиться, «вызывает вопросы».

Вот были у нас, к примеру, доблестные служители на букву М, а теперь они же стали на букву П. И вроде много информации в СМИ, как все улучшается в результате этого — прямо на глазах. И очень хочется верить. Так и представляется: едешь по трассе, тебя останавливает вежливый служитель порядка и говорит: «Мы теперь не на букву М, а на букву П. Так что денег нам никаких не нужно, а я Вас остановил просто пожелать счастливого пути». Только глаз (вот противный орган!) видит иную картину.

И вдруг попалась информация: африканское племя Бабонго переименовывало засушливый месяц, чтобы новому названию Бог ниспослал дожди.

Или вот национальные проекты. Может кто-то (кроме «экспертов по поручению») утверждать, положа руку на сердце, что видит, как они работают. Не анализировать нечто малопонятное в цифрах, а выйти на улицу, оглянуться и самому убедиться, что идет, например, масштабное строительство дорог. Как в Китае: проект, подобный нашему, есть, и масштабное дорожное строительство видно повсюду. И у нас проект вроде присутствует, и написано, что вот же он — на глазах, но невольно хочется спросить: «На чьих глазах?»

Еще немного истории. В 80-х годах руководство СССР задумало создать прогностическую суперсистему для народного хозяйства и превзойти в этом саму RAND Corporation. По задумке эта система должна была базироваться на двух основаниях — анализе экономики и анализе рабочей силы (т. е. персонала, говоря сегодняшним языком). Для работы над этим проектом были привлечены лучшие умы, в частности экономическую часть возглавлял Павел Бунич.

В итоге система была построена только наполовину — в части анализа персонала из нее вышли ныне широкоизвестные экспертные комплексы НПО «Эталон». А экономическую часть Бунич делать отказался и пояснял это впоследствии на таком примере: «Если курс рубля определяется экономическими причинами — его можно постараться спрогнозировать. Но если курс исчисляется по звонку со Старой площади — корректный прогноз нереален, поскольку слишком многое зависит от политического манипулирования».

Увы, этот пример выдающегося экономиста академика Павла Бунича и в сегодняшних российских реалиях не потерял актуальности.

P. S. Пояснение из «Википедии». Старая площадь в разговорной речи — синоним высшего руководства: в советский период в доме № 4 по Старой площади располагался Центральный комитет КПСС, в настоящее время это же здание занимает Администрация Президента РФ.

С уважением к читателям, Игорь Залюбовский



Последние материалы сайта