Какие рассказы были в бежин луг. «Человеческий и фантастический мир в рассказе Тургенева «Бежин луг. «Бежин луг»: мистика в творчестве Тургенева, враждебная природа и роковая судьба

04.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Здесь, в окрестностях знаменитого Бежина луга, живет немало легенд о русалках и прочих представителях мира непознанного.

Мария Ремизова, жительница села Тургенево: «Брошу в воду березовый венок, по гадаю на суженого-ряженого».

Первым пунктом в нашем путешествии стала деревня Тургенево, бывшая когда-то центром дворянской усадьбы рода великого русского писателя. От прежней роскоши уцелели жалкие крохи, да и те рушатся буквально глазах... Оставим это на совести тех, кому по долгу службы надлежит радеть о сохранении уникального(!) культурного наследия региона, и пойдем по местам, овеянным легендами…

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Была построена на средства Николая Алексеевича Тургенева, деда писателя, и освящена в 1806 году.

Здесь находилась древняя серебряная икона «весом в шесть с половиной фунтов» - семейная реликвия рода Тургеневых. Кроме нее, в конце XIX века сиял в храме драгоценный иконостас, выполненный мастерами Российской Академии художеств, и три иконы работы «столпа передвижничества» Григория Мясоедова. Он же и купол алтаря расписывал, причем безвозмездно…

Легенда (упоминается в рассказе «Бежин луг»). В родительскую субботу «…стоит только ночью сесть на паперть на церковную, да всё на дорогу глядеть. Те и пойдут мимо тебя по дороге, кому, то есть, умирать в том году». А еще, говорят, в полнолуние можно услышать в храме звук колокола. Весело звонит - жди радости, печально - готовься к несчастью…

Мостик через Снежедь

Мостик через Снежедь.

Расположен он неподалеку от места, где раньше стояла одна из мельниц Анисима Варфоломеевича Чаадаева. Этого богатого купца с Иваном Тургеневым связывали непростые, но прочные финансовые отношения.

Портрет Анисима нынче мирно висит дома у его внучки, 95-летней Лидии Кузьминичны, живущей в доме рядом со зданием бумажной фабрики.

Ходят слухи, что на мостке этом в полнолуние является девушка в длинных белых одеждах. Стоит, тянет руки к берегу и стонет жалобно-прежалобно тоненьким голосом… Если привязать к перилам мостика ленточку красивую - ей в подарок, придет во сне и назовет имя суженого (суженой).

Золотая река Снежедь

Река Снежедь.

В начале XIX века речку эту от устья до истока купил Иван Иванович Лутовинов, двоюродный дед писателя. Не для строительства мельниц, он мыл здесь… ЗОЛОТО!

Жители указывают конкретное место - от Прощеного колодца до мельничного бучала (около километра вверх по течению). В 70-е годы неподалеку были действующие карьеры, где добывали щебенку. Говорят, в ней находили вкрапления драгоценного металла…

Русалки на ветвях…

Российский и советский этнограф Дмитрий Константинович Зеленин писал: «… в наших (Чернского уезда Тульской губернии) лесах водятся еще русалки, но их теперь стало меньше и не так стали они опасны для человека... Русалки в лесу или качаются на ветвях березы, или сидят под деревом с корзинками в руках, в которых носят ягоды, орехи, бублики, калачи, и этим заманивают к себе маленьких ребят и защекочивают, а потом и радуются. Во время цветения хлеба русалки гуляют во ржи. Похожи они на девушек, красивы станом и лицом, с распущенными длинными зелеными волосами и одежды не имеют.

…Опасны бывают русалки в русальную неделю». Сутки напропалую бегают они всю русальную неделю по полям и долам, лазают по ветвистым старым деревьям, раскачиваются на гибких ветвях, распевают свои песни, кричат, бьют в ладоши. Поговаривают, что на тех полях, где резвились русалки, урожайность резко улучшается: даже простая трава начинает расти лучше, а цветы приобретают особенно тонкий, дурманящий аромат.

Оберегами от русалок служат крест; начерченный на земле круг, осенённый крестным знамением; чеснок; железо (иголка, булавка или нож).

“ ...глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется... А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц - всё, братцы мои, видно. ...и такая вся сама светленькая, беленькая, словно плотичка какая или пескарь... Гаврила-то плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его всё к себе этак рукой зовет...

Иван Сергеевич Тургенев, «Бежин луг».

Наша справка

Слово «русалка» - от слова «русый», что в древнеславянском обозначало «светлый», «чистый». Пикантная особенность русалок - рыбий хвост вместо ног. Но это совсем не обязательно. В славянской мифологии русалки - просто неживые девушки. Без хвоста. С ногами.

Прощеный колодец

Прощеный колодец.

Находится этот почитаемый местными жителями источник на берегу Снежеди. По преданию, его вода придает женщинам красоту и молодость, а мужчинам - силу. Особенно сильной считается вода «непитая», взятая до восхода солнца. По сей день приходят к Прощеному колодцу люди, страдающие глазными болезнями, приводят сюда матери своих ребятишек, страдающих кожными болезнями. Говорят, чудесная водица помогает снять хвори...

Колодец освящен.

Конь-камень

Историк Владимир Зайцев считает, что этот камень был языческим жертвенником. На это указывают специально выдолбленные в нем отверстия.

«Из замечательных камней в Чернском уезде находится только один под названием Коня, - писал в 1850 году Александр Зеленецкий. - Этот камень лежит в овраге вместе с другими и похож на тульё шляпы. …Рассказывают, будто этот камень был конём какого-то богатыря, хотевшего переехать через болото и завязшего в нём».

Существует другая легенда. Говорят, когда-то давно проезжал тут барин, был он недоволен своим конём и без конца проклинал его. За эти проклятья провалился он сквозь землю, а на поверхности земли осталась только голова коня. В отдалении лежит камень маленького размера. Это то, что осталось от барина...

Судя по географическим названиям Чернского уезда, таких камней было несколько, о чём говорит противопоставление названий Большой Конь - Малый Конь. По-видимому, мегалит около деревни Малый Конь ушёл в землю, так как старожилы не могут указать место его расположения.

110 километров надо проехать от Тулы, чтобы попасть в край легенд Бежина луга.

Знаете ли вы, что...

Чабрец отгоняет ведьм

Наши предки знали, что у каждого зелья есть свое магическое время, когда оно имеет наибольшую лечебную силу. Собирать травы начинали на праздник Зельник (в среду на русальной неделе). Собирали их, помолившись и обязательно одевшись в чистую рубашку. Обращались к богам и духам растений, чтобы собранное зелье было помощником от всяких недугов:

«Отец-Небо, Земля-Мать, благословите зелье брать».

На Бежином лугу растет множество трав! Есть среди них и те, что испокон века используют для совершения магических обрядов. К примеру, чабрец (тимьян, богородичная трава, дикая мята). Считается, что он способен вызвать воспоминания о прошлом, дает возможность заглянуть в будущее, прогоняет домового и ведьм. Если его положить в подушку, на которой спишь, он будет отгонять плохие сны и вызывать счастливые пророческие видения.

Из чабреца изготовляли напиток, который употребляли на Зеленые праздники (неделя до и после Троицы), когда поминали умерших, а также - от сглаза, ведьмовских сил на Ивана Купалу, в Воробьиную ночь (ночь на 1 сентября, а также ночь с сильной грозой или зарницами). Этим напитком девушки привораживают ребят, которые остыли к ним; а те, что «на поре» (беременные), смазывали им себя, лишь бы злые силы не повредили будущему младенцу.

Фото Игоря Карачевцева.

1. История Илюши про домового.
Илюша с друзьями (человек десять) заночевали в старой рольне. Как только один из ребят вспомнил домового, у них над головами наверху кто-то стал ходить: доски под ним так и гнулись, так и трещали. По колесу зашумела вода, колесо начало стучать и вертеться, затем вдруг остановилось. Затем кто-то опять пошел к двери наверху, стал неторопливо спускаться по лестнице. Дверь открылась. Вначале они увидели как у одного чана зашевелилась форма, которая поднялась, походила по воздуху и встала на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя, а затем опять встал на гвоздь. После этого ребята услышали кашель и очень испугались.
2. История Кости о слободском плотнике.
Как-то плотник Гаврила пошёл в лес собирать орехи. Вскоре он зашел бог знает куда и совсем заблудился. Так и не отыскав дорогу домой, присел Гаврила под дерево и решил дождаться утра. Он задремал, когда вдруг услышал будто кто-то его зовет. Появилась перед ним на ветке смеющаяся русалка. Гаврила вначале обмер, пошел к русалке, а затем вдруг одумался и перекрестился. Заплакала русалка и сказала: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Затем она исчезла, а Гаврила понял как ему выбраться из леса. Вот только с тех пор он всё невеселый ходил.
3. История Илюши о плотине.
Похоронен на плотине утопленник, утонувший давным-давно. А могилка его была видна – бугорочек. Поехал как-то Ермил за почтой, задержался в городе, а назад ехал уже хмельным. Переезжал он через плотину, и увидел на могиле утопленника белого барашка. Решил Ермил забрать его себя, взял на руки и поехал дальше. Смотрит он на барашка, а тот ему прямо в глаза так и глядит. Жутко стало Ермилу, стал он его гладить и говорить: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалил зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…».
4. История о нечистом месте Варнавицах
Ходит в кафтане долгополом покойный барин, охает и что-то ищет на земле. Повстречал его как-то дедушка Трофимыч и спросил, что он ищет. Тот ответил, что разрыв-травы, мол давит ему могила, хочется вон.
5. История Илюши о церковной паперти.
В родительскую субботу на церковной паперти можно живого увидеть, за кем, то есть, в том году очередь помирать. Стоит только ночью сесть на паперть на церковную да всё на дорогу глядеть. Те и пойдут мимо тебя по дороге, кому, то есть, умирать в том году. В прошлом году ходила на паперть баба Ульяна. Видела она мальчика в одной рубашонке, а когда приглянулась — узнала Ивашку Федосеева, который умер весной. А потом увидела себя.
6. Истории Павла о затмении.
Говорили старики в селах, как только предвидение небесное начнется, так появится удивительный, лукавый Тришка, приходящий при наступлении последних времен. Ни дубинками его взять не могут, ни в цепи сковать – все ему сходит с рук: цепи рвутся, а дубинками люди между собой начинают драться. Случилось затмение, увидели люди в дали идущего человека. Испугались: староста в канаве спрятался, старостиха застряла в подворотне, Дорофеич вскочил в овёс. А человеком этим оказался бочар Вавила.
7. История Кости о голосе из бучила.
Мальчик шёл в Шашкино через лужок, где есть бучило. Он услышал оттуда жалостливый стон. А Павлуша добавил, что Акима-лесника утопили в том бучиле воры.
8. История Илюши о лешем.
Водил леший мужика по лесу, всё вокруг одной поляны. Тот его хорошо разглядел: большой, темный, скутанный, словно за деревом прятался, моргал большими глазищами. Мужик этот домой успел прийти лишь к рассвету.

Иван Сергеевич Тургенев – великолепнейший писатель девятнадцатого века, чье творчество стало прекрасным путеводителем в борьбе за отмену крепостного права, в борьбе за свободу человека. Оно помогло вдохновить многих людей на длительную борьбу с самодержавием. К тому же в своих работах автор показал русскую природу, которую сам любил и восхищался ею. Иван Сергеевич прекрасно и с удивительной точностью мог передать в своих литературных творениях всю подлинность и реальность чувств, эмоций и настроений. Автор изображал современную жизнь, и делал это правдиво и поэтично. Являясь хорошим психологом, он искал остроту в человеческих отношениях и делился своими наблюдениями с читателями. Это хорошо отслеживается по рассказу «Бежин луг», написанном в 1851 году.

История создания рассказа «Бежин луг»

В 1846 году Иван Тургенев все лето и даже часть осени проводил в своем имении в Спасском-Лутовинове, где с удовольствием охотился и совершенно не занимался писательским делом. Но как только он вернулся в Петербург, то узнает прекрасную новость о том, что теперь известный и популярный журнал «Современник» был приобретен Некрасовым и Панаевым, которые сразу же попросили Ивана Сергеевича наполнить один из отделов первого номера.

Известно, что наблюдения Тургеневым в деревне за природой и крестьянами хватило ему, чтобы в течение нескольких лет создавать замечательные произведения. Когда автор читал свое произведение, то один из слушателей, а им был известный критик Белинский, был в таком восторге от всего сборника «Записки охотника», куда входит и рассказ «Бежин луг», что не выдержал и воскликнул, что автор этого произведения:

«Что за мерзавец с тонким вкусом!».


А в 1852 году весь сборник «Записки охотника», куда входил и прекрасный рассказ «Бежин луг», смог уже выйти отдельной книгой. Но после ее публикации цензор В.Львов, пропустивший произведения для печати, был тут же был уволен, а все его коллеги получили письменное предупреждение о том, чтобы цензура более тщательно проверяли все книги и изучали их в целостности.

Повествование «Бежин луг» начинается с того, что рассказчик выходит на охоту и любуется тем, как наступает утро. Уже поздней ночью он, возвращаясь домой, заблудился и выходит на Бежин луг, где горит огромный костер, а возле него сидят в ночном несколько крестьянских ребятишек. Объяснив, кто он, писатель тоже садится к костру.

После этого Иван Тургенев дает прекрасное описание ночи, которая ему очень нравится своей таинственностью и загадочностью. Он описывает и мальчиков, которых он увидел возле огня. Всего их было пять человек. Мальчики голодны, поэтому в котелке варят картофель. Через время автор ложится спать и уже вскоре претворяется, что спит. Это дает мальчикам возможность продолжить разговор. Тема разговора оказывается очень интересной – нечистая сила и все, что с ней может быть связано. Например, рассказ Илюши о домовом, который водится на бумажной фабрике.

Следующий рассказ Кости, который рассказывает случай, произошедший с местным потником, и который сделал из него такого угрюмого типа. Оказалось, что Гаврила повстречался с русалкой, которую полюбил. И снова звучит рассказ Ильи об утопленнике. В этот момент неожиданно с мест срываются собаки и с лаем куда-то мчаться. Но вскоре все снова успокаивается, и опять дальше продолжаются рассказы. Мальчишки рассказываю обо всем: об оборотнях, о волках, а затем темой их беседы становятся и покойники. Интересно, что детей интересуют и природные явления. Они говорят о солнечном затмении и пытаются объяснить его, с божественной точки зрения.

Позже возникает спор между мальчиками о том, какая нечисть водится в их местности. Вспоминают они не только водяного, но и тех людей, которые утонули. Им даже почудился голос Васи, мальчика, который совсем недавно утонул. Следует за этим описание ночи, а затем неба и леса, когда начинает подниматься солнышко. Вскоре рассказчик покидает ребят. А позже он узнает, что Павлуша погибнет, упав с лошади.

Герои тургеневского рассказа «Бежин луг»


В необычном рассказе автор решил использовать домыслы о домовых, леших и даже русалках, которые уже давно стали поэтическими героями народного фольклора. Те рассказы, которые он услышал из уст ребят, он смог использовать ничего не придумывая, а только грамотно изложить на бумагу, сохранив крестьянский колорит. Автор был поражён смелостью и одарённостью детей, которые живут в бедных крестьянских семьях. Поэтому именно детей разных возрастов и решил показать автор в своем рассказе.

Он подробно описывает мальчиков. Их в произведении пять человек:

♦ Федя.
♦ Павлуша.
♦ Илюша.

Прежде всего, знакомство читателя со своими героями автор начинает с того, что детально описывает их внешность, причем рассказывает все до такой мельчайших подробностей. Например, про Федю автор пишет, что на вид ему было около четырнадцати лет, но он был очень худ и казался от этого стройным. Привлекало и лицо ребенка, которое было красивым. И эта красота создавалась за счет его тонких и мелких черт лица. Прекрасны были и его белокурые волосы, которые природа создала так, словно это были настоящие кудри. На его лице всегда была какая-то странная улыбка, то ли веселая, то ли рассеянная. И все это прекрасно гармонировало со светлыми глазами.

Но если Федя был из зажиточной семьи, и он проводил время с крестьянскими детьми ради интереса и развлечения, то Павлуша был полной противоположностью. По описанию волосы его черные всегда были всколоченные. На лице выделились широкие скулы и серые глаза. Само лицо у мальчика было бледное и рябое, а рот от этого казался большим. Но тут же автор, пытаясь оправдать свое такое описание, пишет о характере ребенка, который выглядел прямо, в глазах его виделась мысль и все его разговоры показывали, что он умный мальчик. Но особый интерес представлял его голос, в котором слышалась сила.

Третий крестьянский мальчик – Илюша. Это по описанию был совсем другой тип. Так, лицо не представляло собой ничего интересного: нос с горбинкой, овал лица вытянутый. Он был немного подслеповат, поэтому все время щурился, словно от огня. Выражение лица у мальчика было какое-то заботливое. Казалось, что эта забота доходила уже до какой-то болезни или тупости. Брови у ребенка всегда были сдвинуты, а губы он сильно сжимал и, глядя на них, казалось, что они никогда не шевелились.

Костя, четвертый герой тургеневского рассказа, был непохож на предыдущих мальчиков. На вид ему можно было дать лет десять, не больше. Все его лицо было в веснушках, оно было невелико и очень уж худенькое. Книзу лицо было немного заостренное, словно у белочки. Губы у мальчика были настолько тонкими, что на лице едва их можно было различить. Но особое и странное впечатление придавали ему глаза, которые на его худеньком лице казались непросто большими, а огромными. Глаза у Кости большие и блестящие, они, казалось, хотели сказать то, чего невозможно было выразить словами.

Последний герой, пятый мальчик – Ваня был совсем малыш, лет семь. Подробного описания этого ребенка автор не дает, так как при их встрече он лежал под рогожей, словно спал. Так, тихо и спокойно он слушал рассказы ребят, и лишь только иногда, в самых интересных местах, он выставлял свою голову, и тогда можно было рассмотреть, что волосы у него были русые и кудрявые. Все герои тургеневского очерка «Бежин луг» овеяны грустью, печалью и сочувствием.

Пейзаж в изображении Ивана Тургенева

Необычный и детально описан пейзаж в утренние часы. Начиналось ясное летнее утро, когда пробуждалась земля, и наступал новый день. Такой прекрасный пейзаж необходим для того, чтобы не только подготовить к полному раскрытию темы, но и создать настроение. Многие критики отмечали, что писатель использовал не только цветовые характеристики, а настоящую «трепетную» гамму цветовых оттенков.

Ночь в изображении Ивана Тургенева раскрепощает духовно человека и тогда его начинают уже мучить загадки о том, как создан этот мир. Автор пишет о том, как он сам вглядывался в ночную темноту, которая торжественно и царственно погружала все вокруг. Он увидел звезды, которые на небе бывают только ночью, и они, на удивление автора, текли и мерцали. Такая прекрасная и великолепная ночная темнота положительно действует не только на писателя, дети тоже оказываются под этим очаровательным ночным влиянием и рассказывают невероятные и удивительные истории. Все их сюжеты, конечно же, связаны с миром природы, ее загадками.

С большой нежностью автор показывает богатый духовный мир простых крестьянских детей, которые так тонко чувствуют красоту природы. Автор стремится все сделать для того, чтобы читатель смог не только уважать его маленьких героев, но и обязательно задумался над тем, как потом сложится их судьба. О них автор говорит, как о духовно развитых личностях, которые одарены природой, смелы, эмоциональны, честны, искренни. Но в дальнейшем таким людям будет сложно жить в суровой действительности, так как обладая высокими моральными принципами, они очень требовательны и к себе и к окружающим.

Так в своём рассказе «Бежин луг» Иван Сергеевич смог собрать и показать красоту природы, народа, души. Чудесная история, простая и величественная, где переплелись людские судьбы, которые и сами являются частичкой мироздания - это олицетворение будущего всего русского крестьянства.

Произведение рассказывает о богатом внутреннем мире крестьянских детей.

Рассказ написан Тургеневым в 1851 году и является частью цикла «Записки охотника». Его особенностью является то, что впервые в русской литературе главные герои произведения – крестьянские дети.

По жанру – это рассказ, имеет небольшой объём и основан на реальных событиях с некой долей романтизма.

Повествование ведётся от лица рассказчика, который в летний день со своей собакой возвращается с охоты домой. Ближе к ночи он понимает, что заблудился. Охотник выходит на огонёк к костру, около которого находится компания деревенских ребятишек. Они пасут ночью на Бежином лугу лошадей, так как днём насекомые не дают покоя животным. Рассказчик останавливается здесь на ночлег. Он ложится под кустом и наблюдает за детьми и слушает их мистические истории.

Главные герои произведения – пять деревенских мальчиков.

Самый старший из них - Федя, которому на вид лет четырнадцать. Это стройный, красивый мальчик с белокурыми волосами. Федя очень хорошо одет, из этого следует, что он происходит из богатой семьи. В отличие от других детей, для него ночное – развлечение, а не способ заработка.

Следующий мальчик – Павлуша. Несмотря на внешнюю некрасивость, этот мальчик привлекателен из-за своих умных серых глаз и сильного характера. Он очень смелый и уверенный в себе; не побоялся один ночью пойти на волка с хворостиной и за водой к реке. Павлуша среди мальчишек пользуется уважением. Ему примерно двенадцать лет. Он не верит в приметы, но верит в судьбу. Рассказчик в конце произведения добавляет, что этот мальчик в конце лета погиб, упав с лошади.

Ильюша примерно такого же возраста, что и Павлуша. Он уже наравне со взрослыми работает на бумажной фабрике. Ильюша верит в суеверия и всего боится.

Костя – очень худенький мальчик, лет десяти. У него веснушчатое лицо и грустный задумчивый взгляд. Он добрый и трусливый.

Ваня – самый младший из компании, ему всего лишь 7 лет. Он очень любит свою младшую сестрёнку и трогательно заботится о ней. У Вани очень чуткая и романтичная душа. Он замечает красоту природы и восхищается ей.

Темы произведения - единство человека с природой и суеверия крестьян.

Смысл произведения в том, что нужно любить природу, в ней красота и величие. Она, как ничто другое, уравнивает людей разного происхождения.

Разделы: Литература

Класс: 6

Цели: - раскрыть взаимосвязь человека и природы в рассказе, особенности национального самосознания;

Развивать навыки выразительного чтения, краткого и подробного пересказа, анализа художественного текста, навыки устной речи;

Воспитывать внимание к слову, патриотическое отношение и любовьк Родине.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрация к рассказу “Бежин луг” “Мальчики у костра”, выставка детских рисунков, мелодия Джеймса Ласта “Одинокий пастух”, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы поговорим на тему вечной борьбы света и мрака в природе и душе человека.

Жизнь и смерть. Добро и зло. Бог и духи народных поверий. Вера и поверья. День и ночь. Свет и мрак. Вся жизнь, все в мире построено на контрасте. Это противостояние есть и в человеке, и в природе.

Ребята, давайте обратимся к уже прочитанному вами рассказу “Бежин луг”, пристальнее вглядимся в краски, пейзажные зарисовки, услышим звуки таинственной ночи и раннего утра, постараемся проследить вечную борьбу света и мрака, подмеченную художником слова И.С.Тургеневым. Этот рассказ входит в цикл “Записки охотника”. Повествование ведется от первого лица, и это не случайно, ведь Тургенев сам был заядлым охотником (обратить внимание на портрет писателя ).

3. Аналитическая беседа по вопросам.

Каким пейзажем открываются страницы рассказа? (Утро. День. Июль .)

Слово учителя: Тургенев – необыкновенный художник, давайте посмотрим, насколько внимательно вы прочли текст. Перед вами творческое задание “Восстановите утренний пейзаж”, где необходимо из данного ряда выбрать тургеневские эпитеты и метафоры.

Восстановите пейзаж

Творческий материал

1) Небо (каково?)... 1) Светло, ясно , чисто

2) Утренняя заря разливается(как?)... 2) Нежным румянцем, тихим

румянцем, кротким румянцем

3) Солнце (какое?)... 3) Яркое и лучистое, светлое и приветно лучезарное,

сверкающее и бесконечно

лучезарное.

(Прим . Ученики в рабочей тетради по литературе записывают правильный ответ)

Слово учителя: Молодцы, ребята, все правильно ответили. А теперь давайте прочитаем весь пейзаж, чтобы почувствовать красоту июльского утра (Был прекрасный июльский день... могучее светило” ).

Какими красками природы (эпитетами) пользуется художник слова Тургенев, чтобы нарисовать картину июльского восхода и полуденного солнцестояния? (Румяный, лиловый, серебряный, серебристый, золотисто-серый, лазурный, бледно-лиловый, голубоватый ).

Все ли краски (цвета) вы можете представить?

Лазурный, лиловый – это какие? (Лазурный – светло-синий, голубой; лиловый – сиреневый, фиолетовый ).

(Прим .: обратить внимание детей на выставку рисунков, дать краткий комментарий к пейзажам, зарисованным учениками).

Слово учителя: Вы заметили, какой образ появился в пейзаже? (Образ свечи ).

Этот образ передает гармонию(согласованность, стройность) перехода от одного начала к другому в природе . Подчеркиваю – именно в природе.

Как вы понимаете слова “на всем лежит печать какой-то трогательной кротости”?

(Трогательный – вызывающий умиление, способный растрогать. Кротость – нежное смирение ).

(Прим .: снова обратить внимание на выставку рисунков).

Что произошло с героем-рассказчиком, оказавшимся один на один с природой, уходящей во тьму? (Заблудился ).

Ребята, как вы думаете, рассказ похож на сказку? Чем? (Герой заблудился, ночь стала преградой на пути к дому, идет наудалую, видит огоньки, идет на них ).

Кто сидит у огня? (Крестьянские ребятишки, стерегущие табун ).

Слово учителя: Уставший герой прилег и стал глядеть кругом. Ему открылась “чудесная картина”, давайте ее найдем. (Учитель выразительно читает отрывок “около огне дрожало... мрак боролся со светом ).

Вот она, борьба света и мрака в природе (мире).

Давайте теперь поговорим о тех, для кого находиться, по словам Тургенева, в “таинственном великолепии” вокруг огней – праздник, истинное наслаждение.

Чем были дороги деревенским мальчишкам разговоры у костра? (Могли говорить о таинственном, загадочном, проверить себя на смелость, когда вокруг сгущалась темнота ).

О чем же они разговаривали? (О духах, нечистой силе ).

Слово учителя: В душе русского человека живут два начала: вера в Бога и вера в духов, всевозможные поверья, приметы (следы языческой культуры)

Язычество – многобожие, вера в духов и разных богов, олицетворяющих силы природы. До принятия христианства древние славяне – язычники представляли мир в виде “Мирового древа”. Крона принадлежит верхнему миру, корни – подземному, ствол осуществляет связь между этими мирами, символизируя землю.

Небесный мир принадлежал высшим богам (Белбог, Перун, Сварог и др.), в подземном мире обитали бесы, черти, а Землю наряду с людьми населяли домовые

лешие, русалки, водяные и прочая нечисть. (Рассказ по таблице “Мир в представлении древних славян” ).

Одни духи были враждебны по отношению к человеку, другие доброжелательны.

Теперь обратимся к историям, которые поведали деревенские ребятишки.

Что рассказывает Илюша? О каком духе? (пересказ, близкий к тексту, о домовом ).

Как относятся слушатели к рассказу о домовом? Верят ли?

Чем привлекательна реакция Павлуши? (Беспокойство, сочувствие: “Вишь как!..Чего ж он раскашлялся?”. Не ругают, не проклинают ).

Слово учителя: У нас на уроке присутствуют религиоведы, они помогут дать нам точные сведения о духах славянской мифологии. Итак, кто же такой Домовой?

(Один из учеников )

Домовой – покровитель дома. Является в образе старика, черного человека, кошки, крысы, зайца, белки. По ночам шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает одеяло, разбрасывает муку. Чаще помогает людям: моет посуду, колет дрова, качает колыбель с ребенком. Домовой смертен. На смену старому приходит молодой. В новый дом въезжает верхом на кошке.

А что поведал Костя? (подробный пересказ о встрече Гаврилы с русалкой ).

Религиовед 2 о русалке.

Русалка – дева вод, жена водяного. Высокая красивая девушка, живущая на дне водоема в серебряном дворце или в доме водяного. Ночью плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Она бестелесна, не отражается в воде. Прохожего может защекотать до смерти или увести за собой. Русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви.

Какой способ спасения от нечисти был испокон веков у русских людей?

(Крестное знамение ).

Какие слова героев рассказа убеждают нас в том, что в народе всегда страх жил рядом с юмором, иронией? (О Тришке-антихристе, небесном предвиденье – краткий пересказ + выразительное чтение ).

О каком духе еще толкуют мальчишки? (Краткий пересказ о путавшем мужика лешем ).

Религиовед 3 о лешем.

Леший – дух леса. Появляется в облике простого человека, реже – зеленого старика. Показывается и исчезает внезапно. Иногда шутит с людьми, старается запутать их, завести в глубь леса, а потом пугает их свистом. Он веселый, часто слышен его хохот. Летом живет в лесной чаще, ходит к людям играть в карты. С женой и детьми живет в дупле старого дерева.

Слово учителя: Ребята, обратите внимание на то, что разговоры о всякой нечисти прерываются обращением к Богу: “Гляньте-ка, ребятки,..на божьи звездочки, - что пчелки роятся!”.

Расскажите коротко, что произошло с Павлушей, когда он пошел на реку за водой? (Водяной звал. Дурная примета ).

Религиовед 4 о водяном.

Водяной – это дух рек, озер. Показывается в облике нагого человека с длинными зелеными волосами и бородой из тины. Тело покрыто чешуей, на руках перепонки. Появляется только вечером или ночью. Рыбаки приносят ему жертвы.

Как отнесся к произошедшему Павлуша? Что сказал в ответ на слова испуганных ребятишек? (“Своей судьбы не минуешь”).

Слово учителя: Фраза Павла произвела на ребят “глубокое впечатление”. Но вот ночь на исходе, и Тургенев пишет, что “разговор мальчиков угасал вместе с огнями”.

Каким пейзажем завершает повествование писатель? Найдем и прочитаем выразительно (Чтение отрывка “...утро зачиналось... веселой дрожью” под мелодию Джеймса Ласта “Одинокий пастух” ).

Слово учителя: Посмотрите, ребята, как построен рассказ. Чем начинается и чем заканчивается? (Восходом солнца ). Это построение называется кольцевой композицией . И очень важно, что завершает автор повествование утренним пейзажем, солнцем, его молодым и горячим светом.

(Прим.: Обратить внимание на таблицу “Звуки ночи и утра”, дать сравнительную характеристику).

Какими словами Тургенев передает пробуждение природы? (“Зашевелилось, запело, зашумело”).

Но вот пронеслись самые важные звуки. Какие? (“Принеслись звуки колокола” ).

Слово учителя: Посмотрите, какие удивительные эпитеты подобрал писатель к колокольному звону – “чистые, ясные, словно обмытые утренней прохладой”.

Как вы поняли, что же должно, по мысли Тургенева, брать верх в душе человека? (Божественное начало, очищающий колокольный звон ).

4.Выводы по теме урока: Вот мы с вами увидели, что борьба света и мрака существует как в природе, так и в мире людей. В природе переход более гармоничен, а вот чего будет больше в душе человека, зависит от него самого. Конечно, человек должен стремиться к солнцу, свету, Богу.



Последние материалы сайта