Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо Женское счастье руси жить хорошо

04.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Одним из центральных произведений Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней отразилось большинство мотивов и идей, прослеживающихся в произведениях Некрасова на протяжении всего его творческого пути: проблемы крепостного права, черты русского национального характера, мотивы народного страдания и народного счастья - все это можно увидеть на страницах поэмы. Своеобразная глубина создается и «незавершенностью» поэмы, ведь масштабность повествования и отсутствие четкой концовки заставляет читателей взглянуть на вопросы, поставленные Некрасовым, как на общеисторические. Благодаря этому узкие временные рамки, описанные в поэме, расширяются, охватывая несколько веков истории русского народа, отображая все стороны жизни крестьянского сословия. И особенно глубокого и серьезного рассмотрения требует определение народного счастья.

Согласно сюжету, «на столбовой дороженьке» сходятся семеро мужиков:

Сошлися - и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

За спором они не заметили, как «село солнце красное» и наступил вечер. Поняв, что они от дома «верст тридцать отошли», мужики решают переночевать «под лесом при дороженьке». С утра спор продолжился с новой силой, и мужики решают, что они не вернутся домой, «покуда не доведают», что же действительно счастлив на Руси.

Они отправляются на поиски счастливого человека. Здесь имеет смысл отметить, что критерии счастья у них достаточно размыты, ведь «счастье» - довольно многоплановое понятие. Вполне возможно, что мужики не замечают счастливого человека просто потому, что у них с этим человеком разнятся понятия о счастье. Именно этим и объясняется то, что странники не видят счастливого человека ни в ком из тех, кого они встречают. Хотя, например, дьячок говорит:

…счастие не в пажитях,

Не в соболях, не в золоте,

Не в дорогих камнях.

«А в чем же?»- «В благодушестве!..»

Счастье солдата заключается в том, что он побывал во многих битвах, но остался цел, что не умер с голоду и не забит до смерти палками:

…во-первых, счастие,

Что в двадцати сражениях Я быт, а не убит!

А во-вторых важней того,

Я и во время мирное Ходил ни сыт ни голоден,

А смерти не дался!

А в-третьих - за провинности,

Великие и малые,

Нещадно бит я палками,

А хоть пощупай - жив!

В свою очередь, у помещика Гаврилы Афанасьича Оболта-Оболдуева совсем другие ценности:

…Твои деревни скромные,

Твои леса дремучие,

Твои поля кругом!

Пойдешь ли деревенькою — Крестьяне в ноги валятся,

Пойдешь лесными дачами — Столетними деревьями Преклонятся леса!..

Слишком разные представления о счастье встречаются в поэме. Читатель может встретить в произведении размышления о мужицком счастье, о

помещичьем счастье, а вот женского счастья в «Кому на Руси жить хорошо» нет. И это исчерпывающе объясняет нам Матрёна Тимофеевна:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!

Знакомя читателей с различными понятиями о счастье, Некрасов не только показывает неоднозначность проблемы, но и объясняет наличие громадной пропасти между сословиями, сохранявшейся в России на протяжении многих столетий. Вопрос об источнике народных страданий тут также неоднозначен. Казалось бы, ответ очевиден: во всем виноват существующий царский режим, народная бедность и угнетенность и, конечно, крепостное право, отмена которого никак не изменила и не упростила тягостное существование крестьян:

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Однако позиция автора здесь несколько иная. Некрасов не отрицает ужасной тяжести крестьянского труда, но и самих мужиков изображает могучими, несгибаемыми, способными выдержать любую работу. Он показывает, что все несчастья происходят с мужиками случайно, как бы независимо от гнета помещиков: Яким Нагой страдает от пожара, а Савелий, нечаянно задремав, теряет Демушку.

Этим Некрасов хочет показать, что истинные причины народных страданий лежат гораздо глубже и что русский мужик счастья в обретении свободы не найдет. С точки зрения автора, истинное счастье требует совсем другого.

Это совсем другое, истинное счастье читатель может разглядеть в образе Григория Добросклонова - персонажа, в котором Некрасов соединил черты передовых людей того времени, черты людей, которые были особенно близки автору (в их числе был Н. Г. Чернышевский):

Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Григорий Добросклонов, будучи народным заступником, является по- настоящему счастливым человеком, считает Некрасов. Несмотря на тяжелую судьбу, он не становится рабом обстоятельств, а продолжает свой нелегкий путь. Любовь к родине для него самое естественное чувство, сопоставимое с любовью к матери:

И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлачине Слилась…

Настоящее счастье героя заключалось в этой безграничной любви и борьбе за счастье народа:

«Не надо мне ни серебра Ни золота, а дай господь,

Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!»

Добросклонов понимает, что обществу требуются коренные перемены, что русский человек должен уничтожить в себе рабскую покорность судьбе и бороться за улучшение жизни и своей, и окружающих:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.

Вот так многопланово видит автор проблему народного счастья. Кроме неоднозначности самого понятия «счастье», читатель видит и разные способы его достижения. Помимо этого, в поэме можно увидеть красивейшую идею счастья, сопряженную здесь с достижением общенародного блага. Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо», но указал верную дорогу к достижению гражданских идеалов, а также свободы и личного счастья людей.


По утрам мы привыкли видеть огромное число людей, спешащих на работу или учебу, и тот факт, что примерно половину этих людей составляют женщины, не вызывает у нас ни капли удивления. Вечерами же можно наблюдать счастливых пап, забирающих своих детей из детского сада, а также – компании одиноких женщин, находящихся в состоянии далеко не первой трезвости, которых ждут пустые квартиры со сломанными электроприборами, которые они сами починят. Но мы же понимаем, что так было не всегда, ведь еще в позапрошлом столетии дела обстояли совершенно по-другому.

Один из самых ярых борцов за крестьянскую свободу, Н.А. Некрасов, очень красочно и правдоподобно описывает судьбу некой крестьянки, Корчагиной Матрены Тимофеевны, что является обобщением жизни русской крестьянки вообще. Народ окрестил ее счастливой, но так ли это в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, читателю предоставляется возможность проследить за практически всей жизнью Матрены, с детства до зрелости.

Нас встречает «осанистая женщина, широкая и плотная, дет тридцати осьми», (а главное – «с серпом через плечо») и начинает свой рассказ, начиная с самого детства. Впоследствии мы узнаем, что это как раз и было самым счастливым временем в ее жизни. Героине повезло с семьей: «У нас была хорошая, непьющая семья.», ее растили в заботе и ласке, но при этом приучали к труду: «Сама я в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла». И вообще, вся глава «до замужества» написана в радужных тонах и содержит исключительно приятные глазу сюжеты. Причем то, что жизнь ее в скором времени испортится, ни для кого не секрет: «В чужой семье - недолог сон! Уложат спать позднехонько! Будить придут до солнышка, лукошко припасут, на донце бросят корочку: сгложи ее - да полное лукошко набери!.." Таким образом, Некрасов, в очередной раз подчеркивая силу терпения и смирения русского народа, обращает свое внимание на то, что все прекрасно понимали порядок вещей и безропотно подчинялись ему. Далее автор показывает нам, что даже если сделать крестьянке счастливое детство и брак по любви, ее судьба все равно будет пропитана безнадежностью и бесконечными тяжбами. Выйдя замуж, наша Матрена попадает в совершенно ей незнакомую среду, а поскольку мир крестьян довольно суров, то и порядки там достаточно специфические для современного человека. Во-первых, - женская иерархия: «"Семья была большущая, сварливая... попала я

С девичьей холи в ад!», где единственное, что ты можешь, - это опять-таки проявить терпение, чаше которого непозволительно переполняться. Во-вторых, это - необходимость «сохранить лицо», что очень сложно, особенно когда ты новоприбывшая женщина в незнакомой деревне. Вполне логично, что на каждый сделанный тобой шаг будут смотреть настолько косо и недоверчиво, что постепенно пропадет всякое желание что-либо предпринимать, а отсутствие вышеупомянутого желания приводит к замкнутости и, следовательно, - к одиночеству. А что может быть хуже одиночества?

Вскоре все внутренние страдания разрешаются рождением сына: «Весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской, как солнышко весеннее сгоняет снег с полей...Не стала я тревожиться, что ни велят - работаю, как ни бранят - молчу.» Но и здесь жестокость и непредсказуемость крестьянского бесправного мира по отношению к еще более бесправной женщине дает о себе знать. Смерть первенца, смысла ее жизни, пришла от человека, которого она любит. Такие вещи вдвойне тяжелее пережить.

Последующие события также не отличаются своей сказочностью: угроза потери мужа, угроза стать опороченной, попасться под языческие верования и т.д.. Очевидно, такие вещи отрезвляют окончательно. В Матрене Тимофеевне пробуждается ныне спавшая решимость; смирение же остается, но оно уже идет наравне с борьбой. Эта черта, присущая крестьянской женщине, отмечается Некрасовым с гордостью и восхищением.

Добившись того, ради чего она боролась, и не предав при этом своих моральных устоев, Матрену Тимофеевну, наверняка, можно назвать счастливой, но нужно понимать, что это «счастье» выстрадано. Да, теперь ее уважают и прислушиваются к ее советам, у нее есть любящая семья, стабильный доход и хозяйство. А теперь вспомним, что ей пришлось пережить ради всего этого: терпеть унижение, выполнять тяжелую работу, потерять двух любимых людей, поддаваться нравственному давлению, постоянно жертвовать собой и еще раз терпеть, сохраняя при этом непомерную внутреннюю силу и решимость.

Так разве можно назвать Матрену счастливицей и есть ли вообще среди женщин-крестьянок по-настоящему счастливые? Мой ответ – нет. Их можно бесконечно называть сильными, решительными, рациональными, борющимися и смиренными, чистыми, выносливыми, но никогда – счастливыми.

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У бога самого!..

Некрасов первый начал писать о женщинах крестьянках, об их судьбе, жизни, о счастье и несчастье.Он написал о суровой.В своем творчестве он описывает женщину -крестьянку как бесправную, задавленную тяжёлым рабским трудом, но сохранившую физическую и духовную красоту.Другие писатели, например, Пушкин, Лермонтов больше писали о женщинах высшего света.Эти дамы, незнающие нужды, голода, ведьони были очень богаты.А писатели даже не подозревали, какая интересная, но в то же время трудная бывает жизнь крестьянской женщины.

Так как я считаю эту проблему актуальной для нашего времени, мне хочется показать её на примере Матрёны Тимофеевны, героини поэмы Некрасова.

Матрёна Тимофеевна -красивая, осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми.

Красива: волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Несмотря на то, что ей очень тяжело приходилось в жизни, характер у неё был стойкий.Она терпелива к своей семье, где её оскорбляют и заставляют работать, как рабыню.

До замужества МатрёнаТимофеевна жила счастливо.У неё была хорошая непьющая семья.Жила она в своё удовольствие.На парней она не вешалась, но жених ей всё-таки нашёлся.

Вышла она замуж за Филиппа Корчагина.В этой семье Матрёне Тимофеевне жилось очень плохо.Муж её удерживал, чтобы она не ругалась со свёкром, свекровью, золовками.Только один дедушка Савелий к ней хорошо относился.

Скоро у Матрёны родился первый сын Дёмушка.Она его очень любила и всё время ходила с ним в поле.где работала.Но однажды свекровь воспротивилась этому, и тогда Матрёна оставила Дёму с дедом Савеличем.Когда она вернулась с поля, сын был мёртв.

Был у Матрёны Тимофеевны второй сын, Федотушка.И с ним произошло несчастье, из-за которого пострадала мать:

Подпасла малолетнего.

По младости, по глупости

Простить: а бабу дерзкую

Примерно наказать!

Но одним несчастьем не обошлось.Мужа забрали в рекруты.Без мужа Матрёне Тимофеевне пришлось ещё туже, сама она голодала, пытаясь прокормить семью.Ей пришлось идти в город к губернаторше и просить её, чтобы та вернула её мужа из рекрутов.И губернаторша помогла ей. Муж вернулся домой.

Много было несчастья в жизни Матрёны Тимофеевны, но и счастье было.Все эти события закалили её характер, волю.

Трудно, очень трудно жить женщине-крестьянке.Много забот на её плечах.И дом, и дети, и муж, и работа.Тяжело жить ей.И некогда крестьянке о счастье задумываться, а если и будет время, то невольно напрашивается вопрос:>Так где же они, ключи от счастья женского? Неужели их не существует?>.

Образ русской женщины, ее судьба занимают осо-бое место в поэзии Некрасова. Женщина — всегда ос-новная носительница жизни, воплощение ее полноты и многообразия. В поэме «Кому на Руси жить хоро-шо» осмыслению женской доли отведена самая боль-шая из всех глав — «Крестьянка». Образ Матрены Ти-мофеевны воплотил в себе черты всех русских жен-щин, связанных одной судьбой. Тяжела, а порой и трагична бабья доля, но, не сгибаясь под ударами судьбы, русская женщина остается воплощением мудрости, доброты и любви.

Матрена Тимофеевна Корчагина немолода, и, на-верное, не случайно поэт вписал ее образ в самую зре-лую, самую благодатную пору природы — время сбора урожая. Ведь возрастная зрелость подразумевает под-ведение жизненных итогов, переосмысление прожи-тых лет — своеобразный сбор урожая.

Что же пожинает Матрена Тимофеевна? Некрасов показывает русскую крестьянку во всем ее величии:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Именно ей — рассудительной и сильной поэт дове-рил рассказ о нелегкой женской доле. Эта часть по-эмы, единственная из всех, написана от первого лица. Но голос крестьянки — это голос всего народа, кото-рый привык выражать свои чувства песней. Поэтому Матрена Тимофеевна чаще не рассказывает, а поет. Вся глава основана поэтом на народно-поэтических образах и мотивах. Мы видим традиционные обряды крестьянского сватовства, свадебные плачи и причи-тания. Слышим народные песни и личная судьба ге-роини представляется судьбой всего русского народа. Тяжелую жизнь прожила Матрена Тимофеевна. Счастливая в девичестве, хлебнула она «горюшка», по-пав «с девичьей холи в ад». Как и всех ее современниц в новой семье ее ждали обиды, унижения, непосиль-ная работа. Одна радость была у этих женщин — их дети. Так и Демушка — «весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской». Но погиб Демушка, осиротела Матрена. Умерли и другие близкие, муж оказался под угрозой рекрутчины. Отстояла его Мат-рена Тимофеевна, не стала солдаткой:

Спасибо губернаторше

Елене Александровне,

Я столько благодарна ей,

Как матери родной!

С той поры, как вымолила свое счастье крестьянка, прозвали ее «губернаторшей», «ославили счастливи-цей».

Ращу детей... Не радость ли?

Недоумевают мужики: разве такого счастья они ис-кали. Но мужественная женщина Матрена Тимофеев-на не ропщет на свою судьбу, достойно отражая все ее удары. Не в стойкости ли характера ее счастье? Ведь слабый человек не может быть счастлив, он всегда не-доволен своей судьбой.

Некрасов один из немногих писателей восхищает-ся в женщине не ее «милой» слабостью, женственно-стью, а силой характера русской женщины, ее жизне-стойкостью, умением отстаивать свою правоту. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной — один из самых ярких и емких образов поэмы, олицетворяющий судь-бу самой России.

Н.А. Некрасов занимает немаловажное место в литературной истории нашей страны. Поэт и писатель в своих произведениях показывал настоящую реальность того, как живет русский народ. Некрасов описывал быт людей со всеми подробностями, благодаря которым читатель может сделать вывод о том, через какие страдания приходилось проходить русскому человеку.

Поэт по-настоящему любил свою родину и ее жителей. В особенности он был неравнодушен к жизни крестьян и женщин. Преданность и сострадание к человеку русскому рождали в Некрасове беспокойство за судьбу всей страны. Но он верил в светлое будущее и в смягчение обстоятельств каждого крестьянина.

Русский народ пережил отмену крепостного права в 1861 году. Люди освобождены, но счастливы ли? Этот вопрос сильнее всякого волновал Н.А. Некрасова. В произведении «Кому на Руси жить хорошо» семеро мужиков из разных деревень путешествуют по крестьянским окрестностям в поиске народного счастья. Но с течением их странствования становится понятно, что счастливых людей среди крестьян нет. Жизнь русского народа крайне тяжела даже после освобождения от крепостничества. Об этом даже говорят названия деревень: Дырявино, Разутово, Неелово, Неурожайка, Горелово. О трудной крестьянской жизни говорят и названия песен: «Голодная», «Соленая» и т.д.

Странники, а вместе с ними и читатель, знакомится с жизнями многих отдельно взятых героев. Например, жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны очень тяжела. Ее жизнь – это тяжелый труд, долгий голод, разлуки с мужем и даже смерть ребенка. Матрена считает, что на Руси женского счастья нет.

Простой крестьянский народ видит счастье в простых вещах. Для кого-то счастье – выдержать все удары судьбы, для кого-то – же в хорошем урожае. Читатель может сделать вывод о том, что счастье народа в иллюзиях хорошей жизни, а сам по себе он терпит свое нищенское и трудное существование.

Герой поэмы Гриша Добросклонов выделяется среди всех других крестьян. Он простой выходец из народа, сумевший понять свое предназначение. Смысл жизни же его в заступничестве народа русского. И с появлением этого героя в сюжете можно выделить две дороги, ведущие к счастью. Первая дорога – личное обогащение. Он подходит дворянам и чиновникам. Второй же путь – путь заступничества, тяжелый, но правильный, который сможет привести народ к истинному счастью. Его и выбрал Гриша Добросклонов.

По убеждениям своим этот герой близок самому автору. Некрасов считает, что служить на благо униженных, обиженных людей – самая важная задача поэта и любого уважающего себя человека. Некрасов – зачинщик русского народа, трудящийся во имя справедливости и хорошей жизни простых работящих людей. И, по его мнению, именно благодаря таким убеждениям вселяется надежда в светлое будущее русского человека.



Последние материалы сайта