Если русского потереть оттуда татарин выглядывает. Известная поговорка "Поскреби татарина— найдёшь русского". — Почему они разошлись? Есть предположения

06.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Поскреби любого русского и найдешь татарина...

Существует известная поговорка: "поскреби любого русского и найдешь татарина"... В прямом, "биологическом" смысле ее можно признать достаточно обоснованной: в русской крови есть значительная примесь татарской. И это нам не пошло в ущерб.
Не занимаясь специально генеалогией, но всесторонне изучая эпоху татарского владычества и интересуясь всею совокупностью русско-татарских связей в прошлом, я встретил и выписал из различных исторических источников и документов 92 княжеских, 50 боярских, 13 графских и более трехсот древних дворянских родов, ведущих свое начало от татарских предков...

Не подлежит никакому сомнению, что из губернских родословных книг нетрудно было бы извлечь еще несколько сот дворянских фамилий татарского происхождения. Не дворянским, к сожалению, учет не велся и определить их невозможно, но несомненно они исчисляются многими тысячами.
Все эти многочисленные потомки татарских родоначальников уже во втором-третьем поколении обращались в людей чисто русских по духу и по воспитанию. Они честно и верно служили Отечеству, не только сражаясь за него в бесчисленных войнах, но и на всех поприщах мирной жизни дали ему немало выдающихся и даже гениальных людей, прославивших русскую культуру. Приведу лишь самые известные примеры.

В области науки потомками татар были гениальные русские ученые Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, историки Кантемир и Карамзин, исследователи Севера Челюскин и Чириков. В литературе - Достоевский, Тургенев, Державин, Языков, Денис Давыдов, Загоскин, К.Леонтьев, Огарев, Куприн, Арцыбашев, Замятин, Булгаков и целый ряд других талантливых писателей и поэтов. В области искусства, только в числе самых ярких его светил можно назвать балерин Анну Павлову, Уланову и Спесивцеву артистов Каратыгина и Ермолову, композиторов Скрябина и Танеева, художника Шишкина и др...

Татары дали России двух царей - Бориса и Федора Годуновых (а до них был еще Семен Бекбулатович - примеч. Э.К.), и пять цариц: Соломонию Сабурову - первую жену Василия Ш, Елену Глинскую - его вторую жену, Ирину Годунову - жену царя Федора Ивановича "Блаженного", Наталью Нарышкину - мать Петра Великого и вторую жену Алексея Михайловича и Марфу Апраксину - жену царя Федора Алексеевича Романова. Еще Евдокия Сабурова была женой царевича Ивана, убитого (в припадке гнева) своим отцом - Иваном Грозным.

Небезинтересно отметить и то, что несколько татар были причислены русской Церковью к лику православных святых. Наиболее известен из них св. Петр Ордынский - племянник хана Батыя, принявший православие, а позже и монашество. Другой татарин - св. Петр мученик Казанский.

Стоит упомянуть и о том, что Батый позволил своему старшему сыну и наследнику - хану Сартаку и его жене принять православие. Этот случай хорошо иллюстрирует татарскую веротерпимость и лишний раз опровергает то совершенно ошибочное, но крепко укоренившееся мнение, что татары были религиозными фанатиками и гонителями христианства. Если бы не ранняя смерть Сартака, отравленного своим соперником, братом Батыя, на престоле великих ханов утвердился бы православный человек."

В этой длинной цитате крупнейшего исследователя Золотой Орды М.Д.Каратеева мы непроизвольно прослеживаем процесс формирования русской нации. Добавить к сказанному здесь можно только одну обобщающую фразу, что формирование великорусской нации протекало путем объединения феодально изолированных русских княжеств, инициированные идеей консолидации православной общности золотоордынской провинции, которые цементировались мощным людским притоком из Золотой Орды, то есть татарами.

Что же касается крымскотатарской нации, то консолидация ее шла по тем же самым законам - объединение разрозненных этносов или феодальных образований под единым государственным новообразованием и общей сплачивающей идеей. Для крымских татар этой идеей было избавление от притязаний на власть в Крыму правителей Сарая, то есть освободительное движение.

Для московской Руси идеей консолидации стало православие в противовес мусульманству, утвердившемуся в метрополии во времена правления Узбека (1312 - 1341). На Руси именно духовенство стало инициатором отделения от метрополии и формирования нации. Светская княжеская власть лишь пошла на поводу у духовенства. И если бы в Золотой Орде господствующей религией стало православие, то неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Золотой Орды и ее северной провинции Руси. Во всяком случае, Москва не стала бы центром консолидации.

Но что касается Крыма, то он все равно бы добился независимости, невзирая на религиозные пристрастия его населения. Тем более что пристрастий духовного плана в Крыму как раз-то и не существовало: Крым был поликонфессиональным. В период прихода в Крым Хаджи-Гирея там имели одинаковое распространение четыре религии, не считая язычников. Это иудеи, укоренившиеся в Крыму в период господства здесь Хазарского каганата, караиты, которых религия выделили в особый этнос, мусульмане и христиане.

Причем, христиане были самых разных толков: и несториане, и православные ортодоксального направления, и иконоборцы, и католики тоже различных течений, то есть здесь находили приют самые противоречивые маргинальные течения христианства, уживаясь в самом близком соседстве, потому что в Крыму никогда, даже в период господства ислама, не было религиозной нетерпимости. Этим Крым всегда отличался. Представить непримиримую войну между православными и католиками в Крыму просто было невозможно, хотя в других регионах Европы, например, во Франции, где Варфоломеевская ночь утопила в крови тысячи гугенотов, - это рассматривалось как вполне обычное и нормальное явление. Да и Россия с самого начала была нетерпима как к католикам, так и к мусульманам, хотя к последним и меньше. Особенно это отличало московскую епархию. Так было раньше, так осталось и до сих пор.

Мусульман среди коренного населения Крыма, то есть среди горцев и населения прибрежных городов и территорий, до прихода Гиреев было сравнительно мало. Зато среди татар, захвативших степную часть Крыма (татарами называли ордынцев), кроме мусульман, других иноверцев не было. Татарин и мусульманин, начиная с хана Узбека, стали уже неразрывными понятиями.

Появление в Крыму Девлет-Хаджи-Гирея внесло кардинальные преобразования не только в государственное устройство Крыма, но, что особенно примечательно отметить, в умонастроения людей. Борьба за независимость провинции всколыхнула не только верхушку общества. Она не оставила равнодушным даже самого рядового жителя. Авторитет нового правителя Крыма стал таким высоким, что в его религию перейти считалось честью для каждого вассала.

Очень многие феодалы Крыма из числа коренного населения так и поступали. Их примеру следовали и подчиненные феодала. Так очень быстро ислам завоевал Крым. А так как мусульманин и татарин были синонимами, то всякого принявшего ислам автоматически стали называть татарином, что вполне устраивало новообращенных. Поэтому все киммерийцы, тавры, скифы, аланы, готы, греки, армяне, итальянцы, черкесы и др., перешедшие из христианства или язычества в ислам, стали называться татарами.

А поскольку в Крыму все давно говорили на разных диалектах тюркского языка (еще с VI века - Возгрин, 1992), то люди различались только по вероисповеданию. Например, в христианских храмах служба велась на тюркском языке, что отмечалось многими свидетелями той эпохи. Кстати, единый язык - это одна из причин столь быстрого объединения Крыма в единое государство. Поэтому после объявления независимого государства процесс формирования нации стал уже необратимым.

Таким образом, к концу ХУ столетия на территории разваливающейся Золотой Орды во вновь возникающих государственных образованиях стали формироваться новые нации. Это крымскотатарская и великорусская. Причем отличительным признаком обоих молодых формирующихся наций был не язык, а религия. На северо-западе золотоордынской империи это стало православие, а в юго-западной провинции - ислам, в который стало переходить население многоконфессионального Крыма массовым порядком.

Однако пока существовала номинально золотоордынская империя участь новопровозглашенных государств оставалась неопределенной, потому что правитель Сарая мог в любую минуту положить конец этому процессу. Все зависело от его военно-экономического потенциала. А он все время колебался, угрожая суверенитету обоих государств. Вот почему и Москва и Крым в тот период неизменно поддерживали друг друга перед лицом общего врага. Личные взаимоотношения правителей Крыма и Москвы тогда были самыми доброжелательными. В оживленной переписке между собой они неизменно называли друг друга "любимый брат мой".

Что же касается сараевских ханов, то они действительно не могли спокойно взирать на усиление своих формальных вассалов. Историк Вельяминов-Зернов приводит тексты двух писем, написанных в 1487 году последним царем Золотой Орды Муртазой Ивану Ш и Нур-Девлету, царствовавшему в Касимовском царстве, где недвусмысленно прослеживается стремление Муртазы восстановить свое господство над уходящими из-под его власти провинциями империи. В частности у Великого князя он просит отпустить Нур-Девлета в Золотую Орду, чтобы возвести того на престол крымский, а Нур-Девлету пишет:"Мы одного с тобой рода, отцы наши воевали, но потом помирились. Менгли-Гирей же, брат твой, изменив клятве, снова возжег войну".

Интересно сравнить оба письма Муртазы. Ивану Ш он пишет ярлык, указ, весьма кратко и сжато. С Нур-Девлетом же обращается как с равным себе царем, посылает ему длинную грамоту, сочиненную в почтительных и льстивых выражениях. А цель при этом одна - столкнуть лбами двух братьев, чтобы ослабить Крым, а потом там восстановить господство метрополии.

Интрига Муртазы была настолько прозрачной, что реакции на нее не последовало. Единственное, что сделал князь Иван, это сообщил Менгли-Гирею подробно о затеваемых кознях сараевского правителя. "Предложение Муртазы не соответствовало видам Ивана, - пишет Вельяминов-Зернов. - Союз с Менгли-Гиреем ему был куда выгоднее: Менгли-Гирей, воюя с детьми Ахматовыми, служил помощником Ивану, прямой расчет которого, как и Менгли-Гирея, состоял в том, чтобы сгубить Золотую Орду. Орда эта для обоих государей была одинаково ненавистна..."

Но "сгубить ненавистную" Орду ни тот ни другой правитель в одиночку не решались: силы у всех были равными. Менгли-Гирей предлагал Ивану вариант объединения военных сил Москвы и Крыма, но почему-то такого альянса не произошло. В конце концов, Менгли-Гирей придумал гениальный план. И лишь ждал случая для его осуществления.

Случай этот подвернулся в 1502 году, вполне возможно спровоцированный самим же Менгли-Гиреем.

Обуреваемый ненавистью к Менгли-Гирею, Муртаза в этот роковой для него год собрал огромное войско, решив раз и навсегда покончить даже с самим воспоинанием о Гиреях в Крыму. Менгли-Гирей вышел навстречу, но боя не принял, а стал отступать, имитируя растерянность и неподготовленность войска к решающему сражению. Раззадоренный Муртаза бросился преследовать ненавистного врага, не догадываясь, что его заманивают в ловушку. Так маневрируя противобортвующие войска пересекли весь Крым с севера на юг и вышли к берегу моря. Тут неожиданно войска Менгли-Гирея рассыпались по горам и Муртаза решил стать лагерем на берегу лазурного моря. Этого Менгли-Гирей только и добивался.

Неожиданно из-за мыса появился турецкий флот, о существовании которого ордынцы даже не догадывались. Флот же тем временем на глазах изумленно взирающих зрителей построился в боевой порядок и не долго думая открыл шквальный огонь по ордынскому лагерю.

Эффект оказался превосходящим все ожидания Менгли-Гирея. Корабельные батареи разнесли в пух и прах весь ордынский лагерь, вынудив людей в панике бежать за его пределы. Но их встретила невесть откуда появившаяся крымская конница и устроила форменное избиение потерявших боевой дух ордынцев. Лишь ограниченная часть некогда грозного войска смогла вырваться из окружения. Однако Менгли-Гирей предусмотрел и этот вариант. В погоню он направил заранее подготовленную конницу, рассчитанную на продолжительное преследование, которая шла на хвосте отступающих остатков войск вплоть до самого Сарая. И это тоже было запланировано.

На Куликовом поле мамаевцы, разбитые выскочившей из засады русско-татарской конницей, преследовались ею примерно двадцать верст. Чтобы завершить разгром, этого оказалось достаточным. Но Менгли-Гирей поставил целью не просто нанести поражение Золотой Орде, а уничтожить ее навсегда. Поэтому он применил другую тактику: гнал отступающего неприятеля без передышки до самого сердца империи, ворвавшись в Сарай буквально на плечах в панике бегущего войска. Его в Сарае никто не ждал. Воспользовавшись фактором внезапности, он без сопротивления овладел городом и устроил там настоящий погром, уничтожив все и всех.
Так был положен конец империи. "Разбитая Менгли-Гиреем Орда уже более не восставала, и само имя ее исчезло", - пишет автор Краткой истории России В.В.Вельяминов-Зернов (1883 г.).


«Поскреби француза, итальянца - найдешь еврея». Нет еще такой поговорки?

«Поскреби русского - найдешь татарина» ...

И начал я копать. Обнаружил множество всего любопытного. Цитата более чем популярна, в качестве авторов называются, как обычно, все известные личности в диапазоне от Гомера до Паниковского. Но чаще всего цитирующие, не мудрствуя лукаво, просто объявляют ее поговоркой. К примеру, Путин, почти наше все, так и выразился: «У нас, знаете, говорят: "Каждого русского если потереть как следует, там татарин появится". В общем, концов, казалось, не найти - заболтали цитату и заюзали. Но нет преград пытливому уму, особенно если этот ум не хочет трясти погремушкой перед наследницами, оправдываясь подготовкой к выступлению по радио.

Сразу перейду к главному - я таки нарыл первоисточник.

Великий русский писатель Н.С. Лесков не зря говорил, что если поскрести русского, найдешь татарина.
http://www.musakov.ru/cgi-bin/ubb/ultim ... 2;t=000007

И когда Достоевский писал: "поскреби любого русского - увидишь татарина"
http://wct.by.ru/v7/index_r.htm

сам А.С. Пушкин говорил - Поскреби русского - найдешь татарина
http://forum.intrance.ru/index.php?s=a7 ... 10276&st=0

Как говаривал еще Ключевский, поскреби русского - увидишь татарина
http://info.rambler.ru:8101/db/news/msg ... =260004288

Поскребите русского, и вы найдете татарина (так у Шестова).
http://www.medbrat.ru/cgi-bin/ikonboard ... postno=183

Замечание Ивана Бунина - если поскрести любого русского, найдешь татарина
http://www.kazpravda.kz/archive/07_08_2002/k.html

Поскреби любого русского - отскребешь татарина, сказал еще Гоголь
http://press.try.md/print.php?iddb=Inter&id=37549

Это, как говорил Куприн, поскреби любого русского, получится татарин
http://www.azerros.ru/pnhtml/gazeta28/n28_1205.htm

перефразируя высказывание В. В. Розанова ("Поскребите любого русского, и вы найдете татарина"),
http://www.postindustrial.net/content1/ ... sian&id=58

"Поскреби любого русского, найдешь татарина", — сказал не так давно президент Владимир Путин.
http://www.materik.ru/print.php?section ... 047f3a6f6a

Это песец. Полный и всеобъемлющий. Скоро не будет уже ни единого русского классика, которому не прилепят авторства этой гаденькой и дурной фразишки. Ибо - сам Хрюн Моржов, не фигли-мигли!

Вот вам просвещенное европейское мнение о татарах:

"Татары превосходят нас не только воздержанием и благоразумием, но и любовью к ближнему. Ибо между собой они сохраняют дружеские и добрые отношения. С рабами, которых они имеют только из чужих стран, они обходятся справедливо. И хотя они или добыты в сражении, или [приобретены] за деньги, однако более семи лет их не держат [в неволе]. Так предначертано в Священном Писании, Исход, 21. А мы держим в вечном рабстве не добытых в сражении или за деньги, не чужеземцев, но нашего рода и веры, сирот, бедняков, состоящих в браке с невольницами.

И мы злоупотребляем нашей властью над ними, ибо мы истязаем, увечим, казним их без законного суда, по любому подозрению. Напротив, у татар и москвитян ни один чиновник не может казнить человека, пусть и уличенного в преступлении, кроме столичных судей; и то — в столице. А у нас по всем деревням и городам выносятся приговоры людям.

До сих пор мы берем налоги на защиту государства от одних лишь подвластных нам бедных горожан и беднейших земледельцев, обходя владельцев земель, тогда как они многое получают от своих латифундий, пашен, лугов, пастбищ, садов, огородов, плодовых насаждений, лесов, рощ, пасек, ловов, кабаков, мастерских, торгов, таможен, морских поборов, пристаней, озер, рек, прудов, рыбных ловов, мельниц, стад, труда рабов и рабынь. А гораздо лучше шли бы военные дела и собирались нужные для нас подати, которые взимались бы с каждого человека, если бы пришло к концу начатое измерение всех земель и пашен, [принадлежащих] как шляхте, так и простому люду. Ибо тот, у кого земли больше, больше и вносил бы".

(с) просвещенный европеец

Коран начинается со слов "Нет бога". "Было бы большой ошибкой думать..." В.И.Ленин

Некоторые иностранные авторы ХIХ века видели в русских варваров, лишь слегка прикрытых налетом цивилизованности:
Джеймс Галлатин, секретарь посланника США во Франции: «Поскребите русского, и вы найдете татарина» (1821 год)
Публицист Жан Ансело: «Русские…: под блестящей оболочкой цивилизации, так преждевременно их укрывшей, нетрудно обнаружить татар» (1827)
Луи-Антуан Караччиоли, французский писатель: «Поскребите даже самого образованного русского, и вы увидите под его кожей медвежью шкуру» (конец 1820-х лет)
Из мемуаров Жанны-Луизы де Кампан, опубликованным в 1824 году, «Наполеон говорил, что если поскрести русского, можно увидеть варвара»
Астольф де Кюстин: «многие из этих выскочек цивилизации (русских) сохранили под теперешним своим изяществом медвежью шкуру, стоит их поскрести, как шерсть появляется снова и встает дыбом» («Россия в 1839 году»)

«Трудно объяснить эти враждебные чувства в западных народах… Недоброжелательство…, очевидно, основывается на двух причинах: на глубоком сознании различия во всех началах духовного и общественного развития России и Западной Европы и на невольной досаде перед этою самостоятельною силою…

» (А.С. Хомяков, статья «Мнение иностранцев о России», 1845 год).

Хомяков был , потому от него трудно ожидать объективной оценки ситуации. Возможно, причины более чем прохладного отношения Запада к России проще. Слабые не любят сильных. А Россия была сильным государством, значительно более могущественным, прежде всего в военном отношении, чем соседи на Западе. Так что неприязнь Запада к России, родившаяся, видимо, в первой половине ХIХ столетия, явилась следствием страха перед её мощной армией, огромностью территории, многочисленностью населения, политическим устройством — самодержавием, жестокостью в отношении к собственному к народу — крепостным правом, и к окружающим народам — непрекращающимися войнами на Кавказе, в Средней Азии, подавлением польского освободительного движения, революционных выступлений в Венгрии и Австрии.

«Жандарм Европы», «тюрьма народов» — такой виделась Россия ХIХ века европейцам. Такой она осталась в их понимании и сегодня

считается, что основателем дворянского рода Карамзиных был крещенный татарин Карамирз

. Нынче выражение это — своеобразный девиз российских либералов, ратующих за : нет чистых народов, чистых рас. Всё и все в мире перемешано. И это действительно справедливо. Сколько русских людей с примесью иной крови, или просто инородцев, стали гордостью и славой России
  • Пушкин — из эфиопов
  • Лермонтов — из кельтов
  • Достоевский, Циолковский, А. Грин — из поляков
  • А. Рубинштейн, Пастернак, Бродский — евреи
  • Беллинсгаузен, Крузенштерн, Литке — из прибалтийских немцев
  • Беринг — датчанин
  • Балакирев, Рахманинов, Скрябин, Танеев, Булгаков, Державин, Карамзин, Тургенев, Чаадаев, Языков — из татар

Относительно же научности утверждения «поскреби русского найдешь татарина», то оно не подтверждается учеными. Исследование медико-генетического центра Genotek, сделавшего этнический «портрет» среднестатистического жителя России показало, что 89,5% генома россиян унаследовано от европейцев: 67,2% приходится на Центральную и Восточную Европу, 22,3% - на Западную, на Азию приходится 9,7% .

Поскреби любого русского и найдешь татарина...

Существует известная поговорка: "поскреби любого русского и найдешь татарина"... В прямом, "биологическом" смысле ее можно признать достаточно обоснованной: в русской крови есть значительная примесь татарской. И это нам не пошло в ущерб.
Не занимаясь специально генеалогией, но всесторонне изучая эпоху татарского владычества и интересуясь всею совокупностью русско-татарских связей в прошлом, я встретил и выписал из различных исторических источников и документов 92 княжеских, 50 боярских, 13 графских и более трехсот древних дворянских родов, ведущих свое начало от татарских предков...

Не подлежит никакому сомнению, что из губернских родословных книг нетрудно было бы извлечь еще несколько сот дворянских фамилий татарского происхождения. Не дворянским, к сожалению, учет не велся и определить их невозможно, но несомненно они исчисляются многими тысячами.
Все эти многочисленные потомки татарских родоначальников уже во втором-третьем поколении обращались в людей чисто русских по духу и по воспитанию. Они честно и верно служили Отечеству, не только сражаясь за него в бесчисленных войнах, но и на всех поприщах мирной жизни дали ему немало выдающихся и даже гениальных людей, прославивших русскую культуру. Приведу лишь самые известные примеры.

В области науки потомками татар были гениальные русские ученые Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, историки Кантемир и Карамзин, исследователи Севера Челюскин и Чириков. В литературе - Достоевский, Тургенев, Державин, Языков, Денис Давыдов, Загоскин, К.Леонтьев, Огарев, Куприн, Арцыбашев, Замятин, Булгаков и целый ряд других талантливых писателей и поэтов. В области искусства, только в числе самых ярких его светил можно назвать балерин Анну Павлову, Уланову и Спесивцеву артистов Каратыгина и Ермолову, композиторов Скрябина и Танеева, художника Шишкина и др...

Татары дали России двух царей - Бориса и Федора Годуновых (а до них был еще Семен Бекбулатович - примеч. Э.К.), и пять цариц: Соломонию Сабурову - первую жену Василия Ш, Елену Глинскую - его вторую жену, Ирину Годунову - жену царя Федора Ивановича "Блаженного", Наталью Нарышкину - мать Петра Великого и вторую жену Алексея Михайловича и Марфу Апраксину - жену царя Федора Алексеевича Романова. Еще Евдокия Сабурова была женой царевича Ивана, убитого (в припадке гнева) своим отцом - Иваном Грозным.

Небезинтересно отметить и то, что несколько татар были причислены русской Церковью к лику православных святых. Наиболее известен из них св. Петр Ордынский - племянник хана Батыя, принявший православие, а позже и монашество. Другой татарин - св. Петр мученик Казанский.

Стоит упомянуть и о том, что Батый позволил своему старшему сыну и наследнику - хану Сартаку и его жене принять православие. Этот случай хорошо иллюстрирует татарскую веротерпимость и лишний раз опровергает то совершенно ошибочное, но крепко укоренившееся мнение, что татары были религиозными фанатиками и гонителями христианства. Если бы не ранняя смерть Сартака, отравленного своим соперником, братом Батыя, на престоле великих ханов утвердился бы православный человек."

В этой длинной цитате крупнейшего исследователя Золотой Орды М.Д.Каратеева мы непроизвольно прослеживаем процесс формирования русской нации. Добавить к сказанному здесь можно только одну обобщающую фразу, что формирование великорусской нации протекало путем объединения феодально изолированных русских княжеств, инициированные идеей консолидации православной общности золотоордынской провинции, которые цементировались мощным людским притоком из Золотой Орды, то есть татарами.

Что же касается крымскотатарской нации, то консолидация ее шла по тем же самым законам - объединение разрозненных этносов или феодальных образований под единым государственным новообразованием и общей сплачивающей идеей. Для крымских татар этой идеей было избавление от притязаний на власть в Крыму правителей Сарая, то есть освободительное движение.

Для московской Руси идеей консолидации стало православие в противовес мусульманству, утвердившемуся в метрополии во времена правления Узбека (1312 - 1341). На Руси именно духовенство стало инициатором отделения от метрополии и формирования нации. Светская княжеская власть лишь пошла на поводу у духовенства. И если бы в Золотой Орде господствующей религией стало православие, то неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Золотой Орды и ее северной провинции Руси. Во всяком случае, Москва не стала бы центром консолидации.

Но что касается Крыма, то он все равно бы добился независимости, невзирая на религиозные пристрастия его населения. Тем более что пристрастий духовного плана в Крыму как раз-то и не существовало: Крым был поликонфессиональным. В период прихода в Крым Хаджи-Гирея там имели одинаковое распространение четыре религии, не считая язычников. Это иудеи, укоренившиеся в Крыму в период господства здесь Хазарского каганата, караиты, которых религия выделили в особый этнос, мусульмане и христиане.

Причем, христиане были самых разных толков: и несториане, и православные ортодоксального направления, и иконоборцы, и католики тоже различных течений, то есть здесь находили приют самые противоречивые маргинальные течения христианства, уживаясь в самом близком соседстве, потому что в Крыму никогда, даже в период господства ислама, не было религиозной нетерпимости. Этим Крым всегда отличался. Представить непримиримую войну между православными и католиками в Крыму просто было невозможно, хотя в других регионах Европы, например, во Франции, где Варфоломеевская ночь утопила в крови тысячи гугенотов, - это рассматривалось как вполне обычное и нормальное явление. Да и Россия с самого начала была нетерпима как к католикам, так и к мусульманам, хотя к последним и меньше. Особенно это отличало московскую епархию. Так было раньше, так осталось и до сих пор.

Мусульман среди коренного населения Крыма, то есть среди горцев и населения прибрежных городов и территорий, до прихода Гиреев было сравнительно мало. Зато среди татар, захвативших степную часть Крыма (татарами называли ордынцев), кроме мусульман, других иноверцев не было. Татарин и мусульманин, начиная с хана Узбека, стали уже неразрывными понятиями.

Появление в Крыму Девлет-Хаджи-Гирея внесло кардинальные преобразования не только в государственное устройство Крыма, но, что особенно примечательно отметить, в умонастроения людей. Борьба за независимость провинции всколыхнула не только верхушку общества. Она не оставила равнодушным даже самого рядового жителя. Авторитет нового правителя Крыма стал таким высоким, что в его религию перейти считалось честью для каждого вассала.

Очень многие феодалы Крыма из числа коренного населения так и поступали. Их примеру следовали и подчиненные феодала. Так очень быстро ислам завоевал Крым. А так как мусульманин и татарин были синонимами, то всякого принявшего ислам автоматически стали называть татарином, что вполне устраивало новообращенных. Поэтому все киммерийцы, тавры, скифы, аланы, готы, греки, армяне, итальянцы, черкесы и др., перешедшие из христианства или язычества в ислам, стали называться татарами.

А поскольку в Крыму все давно говорили на разных диалектах тюркского языка (еще с VI века - Возгрин, 1992), то люди различались только по вероисповеданию. Например, в христианских храмах служба велась на тюркском языке, что отмечалось многими свидетелями той эпохи. Кстати, единый язык - это одна из причин столь быстрого объединения Крыма в единое государство. Поэтому после объявления независимого государства процесс формирования нации стал уже необратимым.

Таким образом, к концу ХУ столетия на территории разваливающейся Золотой Орды во вновь возникающих государственных образованиях стали формироваться новые нации. Это крымскотатарская и великорусская. Причем отличительным признаком обоих молодых формирующихся наций был не язык, а религия. На северо-западе золотоордынской империи это стало православие, а в юго-западной провинции - ислам, в который стало переходить население многоконфессионального Крыма массовым порядком.

Однако пока существовала номинально золотоордынская империя участь новопровозглашенных государств оставалась неопределенной, потому что правитель Сарая мог в любую минуту положить конец этому процессу. Все зависело от его военно-экономического потенциала. А он все время колебался, угрожая суверенитету обоих государств. Вот почему и Москва и Крым в тот период неизменно поддерживали друг друга перед лицом общего врага. Личные взаимоотношения правителей Крыма и Москвы тогда были самыми доброжелательными. В оживленной переписке между собой они неизменно называли друг друга "любимый брат мой".

Что же касается сараевских ханов, то они действительно не могли спокойно взирать на усиление своих формальных вассалов. Историк Вельяминов-Зернов приводит тексты двух писем, написанных в 1487 году последним царем Золотой Орды Муртазой Ивану Ш и Нур-Девлету, царствовавшему в Касимовском царстве, где недвусмысленно прослеживается стремление Муртазы восстановить свое господство над уходящими из-под его власти провинциями империи. В частности у Великого князя он просит отпустить Нур-Девлета в Золотую Орду, чтобы возвести того на престол крымский, а Нур-Девлету пишет:"Мы одного с тобой рода, отцы наши воевали, но потом помирились. Менгли-Гирей же, брат твой, изменив клятве, снова возжег войну".

Интересно сравнить оба письма Муртазы. Ивану Ш он пишет ярлык, указ, весьма кратко и сжато. С Нур-Девлетом же обращается как с равным себе царем, посылает ему длинную грамоту, сочиненную в почтительных и льстивых выражениях. А цель при этом одна - столкнуть лбами двух братьев, чтобы ослабить Крым, а потом там восстановить господство метрополии.

Интрига Муртазы была настолько прозрачной, что реакции на нее не последовало. Единственное, что сделал князь Иван, это сообщил Менгли-Гирею подробно о затеваемых кознях сараевского правителя. "Предложение Муртазы не соответствовало видам Ивана, - пишет Вельяминов-Зернов. - Союз с Менгли-Гиреем ему был куда выгоднее: Менгли-Гирей, воюя с детьми Ахматовыми, служил помощником Ивану, прямой расчет которого, как и Менгли-Гирея, состоял в том, чтобы сгубить Золотую Орду. Орда эта для обоих государей была одинаково ненавистна..."

Но "сгубить ненавистную" Орду ни тот ни другой правитель в одиночку не решались: силы у всех были равными. Менгли-Гирей предлагал Ивану вариант объединения военных сил Москвы и Крыма, но почему-то такого альянса не произошло. В конце концов, Менгли-Гирей придумал гениальный план. И лишь ждал случая для его осуществления.

Случай этот подвернулся в 1502 году, вполне возможно спровоцированный самим же Менгли-Гиреем.

Обуреваемый ненавистью к Менгли-Гирею, Муртаза в этот роковой для него год собрал огромное войско, решив раз и навсегда покончить даже с самим воспоинанием о Гиреях в Крыму. Менгли-Гирей вышел навстречу, но боя не принял, а стал отступать, имитируя растерянность и неподготовленность войска к решающему сражению. Раззадоренный Муртаза бросился преследовать ненавистного врага, не догадываясь, что его заманивают в ловушку. Так маневрируя противобортвующие войска пересекли весь Крым с севера на юг и вышли к берегу моря. Тут неожиданно войска Менгли-Гирея рассыпались по горам и Муртаза решил стать лагерем на берегу лазурного моря. Этого Менгли-Гирей только и добивался.

Неожиданно из-за мыса появился турецкий флот, о существовании которого ордынцы даже не догадывались. Флот же тем временем на глазах изумленно взирающих зрителей построился в боевой порядок и не долго думая открыл шквальный огонь по ордынскому лагерю.

Эффект оказался превосходящим все ожидания Менгли-Гирея. Корабельные батареи разнесли в пух и прах весь ордынский лагерь, вынудив людей в панике бежать за его пределы. Но их встретила невесть откуда появившаяся крымская конница и устроила форменное избиение потерявших боевой дух ордынцев. Лишь ограниченная часть некогда грозного войска смогла вырваться из окружения. Однако Менгли-Гирей предусмотрел и этот вариант. В погоню он направил заранее подготовленную конницу, рассчитанную на продолжительное преследование, которая шла на хвосте отступающих остатков войск вплоть до самого Сарая. И это тоже было запланировано.

На Куликовом поле мамаевцы, разбитые выскочившей из засады русско-татарской конницей, преследовались ею примерно двадцать верст. Чтобы завершить разгром, этого оказалось достаточным. Но Менгли-Гирей поставил целью не просто нанести поражение Золотой Орде, а уничтожить ее навсегда. Поэтому он применил другую тактику: гнал отступающего неприятеля без передышки до самого сердца империи, ворвавшись в Сарай буквально на плечах в панике бегущего войска. Его в Сарае никто не ждал. Воспользовавшись фактором внезапности, он без сопротивления овладел городом и устроил там настоящий погром, уничтожив все и всех.
Так был положен конец империи. "Разбитая Менгли-Гиреем Орда уже более не восставала, и само имя ее исчезло", - пишет автор Краткой истории России В.В.Вельяминов-Зернов (1883 г.).

Генетики не подтверждают наличия монголоидной компоненты в русских популяциях, но они обнаружили наличие европеодных компонентов у азиатских народов. Так, у алтайцев их 23.8%, а у шорцев аж 35.3 русской крови!
Иными словами, русские и татары сидят на одном, славянском субстрате, что говорит о том, что именно татары были ассимилированы русскими, но русские никогда не были ассимилированы татарами.

Оригинал взят у andy_sinclair в Известная поговорка "Поскреби русского — найдёшь татарина"

Один из наиболее древних и известных русоофобских мифов, прочно засевших в сознание людей.
Чаще всего этот миф связывают с нашествием "татаро-монгольского ига" и массовыми изнасилованиями захватчиками русских женщин.
Сторонники этого мифа умалчивают о том, что эти женщины обычно погибали от передозировки железа в организме.
Также эти доводы с лихвой опровергают генетики, так как у русских азиатские гены на уровне европейской статистической погрешности.
Итак давайте рассмотрим возможные источники этого историографического штампа на русском народе.

Генетика. Гомогенность европейских этноязыковых общностей (германской, славянской, кельтской и романской) по мтДНК:


Анализ изменчивости мтДНК в Европе также позволил сделать ряд выводов о формировании генофонда европейских народов: При анализе методом многомерного шкалирования (рис. 3А) четко выделились четыре кластера.

Первый кластер включил только саамов, что не удивительно, учитывая их генетическое своеобразие (Cavalli-Sforza et al., 1994; Tambets et al., 2004).
Второй кластер включил те популяции восточных рубежей Европы, у которых повышена частота восточно-евразийских гаплогрупп. Третий кластер включил популяции Передней Азии и Кавказа.
Все остальные популяции с основной территории Европы (от Волги до Пиренейского полуострова) вошли в четвертый «паневропейский» кластер, небольшие размеры которого на графике свидетельствуют о низкой межпопуляционной изменчивости.
Эти результаты подтверждают гомогенность генофонда Европы (Simoni et al., 2000), но указывают на своеобразие генофондов Приуралья и Передней Азии.

Кроме того, был сделан вывод о сравнительной гомогенности генофонда европейских этноязыковых общностей (германской, славянской, кельтской и романской) по мтДНК. Наибольшей гетерогенностью отличается генофонд тюркских и финно-угорских народов: фото

Также, результаты исследований не подтверждают предположений о наличии монголоидной компоненты в русских популяциях: Анализ взаимодействия европеоидного и монголоидного населения в обширной зоне степной полосы Евразии, проведенный с помощью картографического анализа, выявил лишь незначительное влияние центральноазиатского генофонда, ограниченное юго-восточными степными районами Европы. В русских популяциях заметный (выше 1-2%) «монгольский» компонент не детектируется ни по Y-хромосоме, ни по мтДНК, и является типичным показателем для северных народов Европы.
О.П. Балановский
_________________________________________________________________________________
Взято у cancellarius (http://ukraine-russia.livejournal.com/53672.html?thread=1371048#t1371048):

Известная поговорка "Поскреби русского — найдёшь татарина"
Саму эту фразу приписывают реально всем: и Пушкину, и Карамзину, и Тургеневу, и далее по списку.
Недавно составили полную подборку этого фейка :

"Поскреби русского - найдешь татарина" (Карамзин)
"Великий русский писатель Н.С.Лесков не зря говорил, что если поскрести русского, найдешь татарина".
"И когда Достоевский писал: "поскреби любого русского - увидишь татарина"
"Сам А.С. Пушкин говорил: "Поскреби русского - найдешь татарина"
"Как говаривал еще Ключевский, поскреби русского - увидишь татарина"
"Поскребите русского, и вы найдете татарина" (так у Шестова).
"Замечание Ивана Бунина - если поскрести любого русского, найдешь татарина"
"Поскреби любого русского - отскребешь татарина, сказал еще Гоголь"
"Это, как говорил Куприн, поскреби любого русского, получится татарин"
"Перефразируя высказывание В. В. Розанова "Поскребите любого русского, и вы найдете татарина",..."
"Поскреби любого русского, найдешь татарина",- сказал не так давно президент Владимир Путин.
"Над державинским изречением «Поскреби любого русского - найдешь татарина», наверное, хоть раз задумывался каждый"

На самом деле наши классики ничего подобного не говорили.
На самом деле фразочка французская:
Grattez le russe et vous verrez le tartare (У них тоже много отцов!)
Эту фразу приписывали Наполеону и принцу де Линю, и маркизу де Кюстину, и Жозефу де Местру.
Понять французов можно - уж больно их обидели.
Оставалось только шипеть сквозь зубы.
И пополнять гнусью цитатники русоненавистников.

Русские и татары.
Кстати, у казахов есть поговорка: "Поскреби татарина, найдешь русского".
И, как ни странно, в отличие от поделки "Поскреби русского, найдешь татарина", она согласуется с реальностью, т.к. Y-хромосомный гаплофонд татар весьма специфичен. В нём присутствуют редкие для региона линии, такие, например, как J-L283, Q-L245.
Кроме того, обычными для татар являются такие линии, как R1a-Z93, N-P43.
Где все эти линии у русских? Их попросту нет. Общими для русских и татар являются типичные для славян линии R1a-Z280, R1a-M458, I-M423.
Их присутствие в татарском гаплофонде отражает влияние славян на татар, но никак не наоборот.
Иными словами, русские и татары сидят на одном, славянском субстрате, что говорит о том, что татары были ассимилированы русскими, но русские никогда не были ассимилированы татарами.

Сами татары имеют значительный и балто-славянский, и германский, и финно-угорский, и восточноазиатский, и переднеазиатский компоненты. Генетически - это дикая солянка. Первоначально их предки, возможно, были подвластным населением империи гуннов, перешедшим впоследствии на тюркский язык.

Антропологическое разнообразие татар также очень высокое. Здесь тебе и североевропеоиды - потомки германцев, балтов и славян, и переднеазиаты - выходцы с Кавказа и Средней Азии, и вполне монголоидные типажи (за исключением волжских-казанских татар).

Русские и немцы.
Идентификация митоДНК у русских, европейская она или азиатская.
Женские гаплогруппы у русских также являются полностью славянскими, о чем свидетельствует их сравнение с теми же гаплогруппами у поляков. (Cм. http://aquilaaquilonis.livejournal.com/18058.html)

Подобное же единообразие демонстрирует и сравнение МитоДНК у русского и немецкого народов. Данные взяты из Европедии. Явно генетика у немок славянская, что позволяет сделать некоторые выводы...

________________________________________ ________________________________________ ___

Активно распространяют миф об угро-финнской, монгольской или татарской примеси у русских наши укро-свидомые "братья". Но, согласно известной поговорке, громче всех кричит "держи вора" как раз сам воришка.

О разнице между западными украинцами и восточными "украинцами" (русскими малороссами)

В настоящее время антропологией, палеоантропологией, генетикой (данные по группам крови, классическим маркерам, аутосомной ДНК, Y-хромосоме, мтДНК и др.), а также исторической наукой и археологией, иными отраслями науки, накоплено достаточно данных, чтобы сделать обоснованный вывод о том, что (западные) украинцы генетически принадлежат к кругу "балканских" популяций, а предки (западных) украинцев мигрировали на территорию современной Украины, вероятно, с территории современной Румынии, и первоначально принадлежали к фракийской (гето-дакийской) этно-лингвистической группе.

По данным антропологии, западные украинцы принадлежат к альпийской расе, доминирующей в круге "балканских" популяций (южных славян), а не к балтийской и нордической расам, доминирующим в северных славянах (великороссах, белорусах, малороссах, поляках).

Украинцы входят в днепро-карпатскую группу популяций. Сюда же включаются... словаки и частично чехи, сербы и хорваты, южные, центральные и восточные венгры.
Это - довольно высокорослое, темнопигментированное, брахикефальное население население, характеризующееся относительно широким лицом.

Ще на рубежі XIX — XX ст. комплекс ознак, властивий людності центральноукраїнської антропологічної області (середній та високий зріст, брахікефалія, досить темний колір очей та волосся, здебільшого пряма форма носа, середній розвиток третинного волосяного покриву і т. ін.) був описаний американським антропологом В. Ріплеєм під назвою «альпійська раса». Займаючи проміжне становище між північними та південними європеоїдами, носії даного комплексу характеризуються наявністю численних різновидів. Так, В. Бунак, крім власне альпійської, виділяв ще й східноальпійську, або карпатську, расу, ознаки якої, на його думку, переважають серед українців.
http://litopys.org.ua/segeda/se03.htm

«Поляк, білорус та росіянин антропологічне стоять дуже близько один до одного;
українець, в свою чергу, дуже відрізняється від всіх своїх сусідів і, з антропологічного
погляду, займає цілком самостійне місце» (в підр. Рудницького, ст. 182).

«Українці,— безперечно найбільшу спорідненість виявляють з
південними та західними (за винятком поляків) слов"янами» (підр. Ф. Вовка, ст.
31).
http://www.ukrcenter.com/%D0%9B%D1%96%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/%D0%92%D1%96%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2/19903/%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%96%D1%87%D0%BD%D1%96-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%96-%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%96-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0#text_top

Также см. Средний русский антропологический тип в сравнении со средним украинским: http://aquilaaquilonis.livejournal.com/18058.html

Наличие значительной тюркской (монголоидной) примеси в украинцах - неоспоримый факт, основанный на данных многих отраслей науки (антропологии, лингвистики, генетики). Обсуждение: http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=798


Українці-арійці і словьяни,на відміну від москалів.

Свидомые часто твердят, что москали - это "потомки татар, удмурдов, угрофинов", а сами они чистокровные славяне. Впрочем, судите сами

Украинцы: до 20% монголоидной примеси по мтДНК

Не существует такой нации как "украинцы" (как не существует и нации "россияне"). Увы, не сложилось. Нациестроительство - это отдельная интересная тема, скажу лишь, что у украинцев не было ни времени, ни возможности вследствие разницы менталитета, истории, культуры, языка, религии и т.д. выстроить единую нацию даже на политическом уровне. Как и другие сектанты, украинствующие свидомиты разделены на три категории:

1) Честные, но незнающие. Это те, которых обманывают (обычный народ, в основном западенцы)
2) Знающие, но бесчестные; призвание сих обманывать "младшего брата".
3) Знающие и честные. Эти обманывают самих себя.

К слову, как свидомые переписывают историю: сейчас можно найти в публичной библиотеке сочинение Костомарова, где рука неизвестного украинствующего фальсификатора делала "исправления". Том носит номер 31, 117 / 2: X.
На стр. 292, 293 напечатано: "Великаго княжества русскаго". Зачеркнуто "русскаго", сверху написано "украинскаго".
Напечатано: "Великое княжество русское". Зачеркнуто "русское", сверху написано "украинское".
Напечатано: "с делопроизводством на русском языке". Зачеркнуто "русском", написано рукой "украинском".
В таком виде препарированную историю и преподносят простому обывателю, который никогда не станет проверять достоверность переписанных свидомитами чужих произведений или учебников по истории.



Последние материалы сайта