Что помогает строить добрые отношения между народами. Кимы по окружающему миру.УМК Перспектива. Что такое нация

02.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Основные раскрываемые понятия:
интернационализм,
дружба,
взаимопонимание, содружество, национальное самосознание
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дружба народов является важнейшей чертой российского патриотизма.
Братская дружба, взаимная помощь и поддержка помогали нашему народу
выстоять в самых тяжелых испытаниях. Примером тому служит сплочение
нашего народа и всех народов Советского Союза в годы Второй мировой войны.
Представители всех народов нашей Родины стали Героями Советского Союза,
были награждены орденами и медалями.
Российский патриотизм не имеет ничего общего с национализмом и
шовинизмом, он тесно связан с интернационализмом. Гражданин­патриот
России с уважением относится к народам других стран, их культуре, обычаям и
традициям, как и ко взглядам и убеждениям других людей, независимо от их
национальности, расы, атеистических или религиозных воззрений.
Вместе с тем гражданин­патриот России, признавая общечеловеческие
ценности, не должен забывать об интересах своей Родины.
Воспитательные цели:
– воспитание чувства принадлежности к своему народу, пробуждение
интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к духовным идеалам и
ценностям многонационального народа России;
– формирование чувства национальной гордости, уважения к своеобразию
представителей другой национальности (толерантность), стремления знать
историю, культуру, традиции и обычаи, иерархию духовных ценностей других
народов, умения жить с представителями других этносов в мире и согласии;
– воспитание толерантности по отношению к людям другой национальности
(задачи: учить быть интернационалистами, проявлять нетерпимость к
национальной и расовой неприязни, унижению национального достоинства
человека; учить разбираться в национальных особенностях того или иного
народа, живущего в одной стране, в одном доме);
– вовлечение в процесс возрождения традиций дружбы между народами;
– помощь в овладении наукой взаимодействия в социально значимой
деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
О б щ е н и е (просвещение)
Возможные темы для общения:
– «Мы не лучше и не хуже других, мы иные»;
– «Золото, золото сердце народное»;
– «Душа неизъяснимая»;
– «Дух наш высокий»;
– «Глубинные черты нашего национального самосознания»;
– «Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;
– «Духовная сокровищница народа»;
– «Истинные идеалы и ценности нашего народа»;
– «Уроки народной мудрости о дружбе народов»;
– «Кодекс чести нашего народа» (отражение в пословицах и поговорках);
– «Правила, которые не устарели»;
– «Народный этикет»;
– «Наше понимание того, что есть человечность»;
– «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие, сострадание, забота в
представлении народов России»;
– «Сколько разных нас живет в стране по имени Россия?»;
– «Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не
хуже других, мы иные»);
– «Портрет старшего и юного поколения россиян: общее и особенное».
Наши размышления о главном: «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие,
сострадание, забота в нашем понимании»; «Умеем ли мы понимать других,
отличных от нас, людей?»; «Дружба: какой она бывает?»; «Умеем ли мы
дружить?»; «Какие мы друзья?»; «Наши друзья: какие они?»; «Как слово наше
отзовется?»; «Наше отношение к грубости, пошлости, цинизму, грязным словам
и безнравственным поступкам по отношению к другим людям».
Практикум «Учимся жить в одной связке с другими людьми».
Вечера актуальных проблем: «Межнациональные конфликты: как их
избежать?»; «Что такое понимающий мир и что нужно для того, чтобы его
построить?».

Составление подборок материалов:
«Азбука народной мудрости о
взаимоотношениях»; «О прекрасном и безобразном в
человеческих
человеческих отношениях».
Д е я т е л ь н о с т ь
Экспедиции: «К истокам нашего самосознания», «К истокам нашей
цивилизации»; «К истокам нашей ментальности», «К истокам народной
мудрости» (народная мудрость о достоинствах и пороках нашего народа, о
взаимоотношениях между людьми; нравственный кодекс чести нашего народа).
Тематические периоды: «В гостях у народов России», «Вместе – дружная
семья».
Школа человечности:
– уроки доброты, красоты, справедливости, миролюбия, милосердия,
толерантности, нравственности и культуры взаимоотношений;
– уроки взаимопонимания (учимся видеть, слышать и понимать друг друга);
– уроки этикета (этикет народов России);
– уроки искусства общения (учимся общаться на высоком уровне красоты
человеческих взаимоотношений);
– уроки прикосновения души к душе (уроки волшебных слов);
– уроки прощения и благодарении;
– уроки конфликтологии;
– уроки дружбы и сотрудничества «Учимся дружить, взаимодействовать друг
с другом».
Движение милосердия «И станем все добрей и человечней».
Разработка и реализация игровых и социально значимых проектов:
«Это волшебное слово – МЫ»; «Строим дружбы мост»; «Свой город Мира мы
построим сами»; «Карусель друзей».
Вечер представителей разных народов России «Мы граждане твои,
Россия».
Акция «Юное поколение выбирает мир, дружбу, сотрудничество между
народами России и всего мира».
Почтамт дружбы.
Эстафета дружбы между народами России «Наша дружба, наше
братство – наше главное богатство».
Викторина «Что мы знаем об истории и культуре народов России?».
Спартакиада народных игр.

Творческие мастерские «На крыльях вдохновения».
Праздник дружбы «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Проблемные семинары, дискуссии, конференции, гражданские
форумы, конгрессы на темы мира и дружбы между народами, взаимодействия и
сотрудничества в различных сферах жизни, в решении значимых для всех
народов проблем («Сделаем нашу страну страной мира, добра и разума»,
«Народы России: круг наш неделим»).
Школа для взрослых:
– «Воспитание детей в духе уважения к другим народам, людям иной веры,
иной национальности»;
– «Строим понимающий мир, начиная с себя».
З а д а н и я:
1. Разработайте в своих семьях, в общешкольном и классных коллективах
систему морально­этических ценностей, основу которых составляют духовные
ценности нашего народа: истинные идеалы человеческой жизни (идеалы
природные, которыми в своей жизни руководствовались наши предки, наш
народ: добро, правда, истина, красота, свобода, справедливость).
2. Введите в систему своей жизнедеятельности традиции морально­
этического плана: традиции памяти, верности, дружбы, содружества и
сотрудничества, гостеприимства. Разработайте их содержание, наметьте пути
их реализации в конкретных значимых делах.
О т н о ш е н и я
В результате деятельности и общения (просвещения) предполагается
сформировать в детях и подростках отношения, основанные на чувствах
любви и дружбы, чувстве долга: уважение, доверие, милосердие и
сострадание; толерантность,
сопереживание,
содействие, сотрудничество, взаимопомощь.
взаимное понимание,
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
Пословицы и поговорки раскрывают особенности русского национального
характера – сметливость, ум, терпение, указывают на огромную силу, скрытую в
народе:
Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом.

На Руси не все караси, есть и ерши.
Русский терпелив до зачина.
Характерной для русского человека чертой, ярко запечатлевшейся во всех
жанрах народного творчества, является оптимизм, вера в лучшее будущее:
Не все ненастье, будет и ведро.
Взойдет солнце и к нам на двор.
Будет и на нашей улице праздник.
Народная мудрость определяет дружбу и братство между народами как
главное богатство:
Дружба и братство – главное богатство.

Первым условием правильных отношений между народами является осознание ими того факта, что в мире есть могучая сила, заинтересованная в их разрушении. И не просто заинтересованная, а способная их разрушить и разрушающая их весьма успешно. Эта сила - капитализм с его масонскими и другими, зависимыми от масонства, структурами. Примером такого разрушения могут служить европейские народы, утрачивающие как бы естественно свои национальные черты, чем дальше, тем больше. Но на самом деле эти народы разрушаются потому, что ставятся в условия, в которых они не могут не разрушаться. Если современные темпы их разрушения сохранятся, то, по подсчётам демографов, эти народы исчезнут практически полностью примерно через сто лет.

Глубинной причиной вражды масонских руководителей к народам является то обстоятельство, что они созданы Богом и в качестве Его созданий заключают в себе начала, препятствующие торжеству Его противников. Т.е. тех же самых масонов. Поэтому противники Бога и не могут не разрушать эти Его создания.

Если войти в логику разрушителей, то нетрудно понять, что начинать это дело они должны не с разрушения всех народов подряд, а с разрушения самых опасных для них народов и с использования ради этого дела менее опасных. А самые опасные для них народы это бывшие христианские народы, потомки которых сохраняют в своей глубине возможность религиозного и национального их возрождения.

Из христианских народов самым опасным для разрушителей является русский народ. Об этом свидетельствуют те чрезвычайные усилия, которые прилагают разрушители для его дискредитации в глазах других народов и для создания таких условий его жизни, в которых он должен разрушаться особенно быстро.

После его уничтожения или, как минимум, после его духовной нейтрализации разрушители примутся за уничтожение российских народов, ныне науськиваемых ими на русский народ. И тогда они окажутся совершенно беспомощными перед той антинациональной силой, о которой у нас речь. Вот когда они поймут, что их спасение было в спасении русского народа и в их союзе с ним. Но будет уже поздно.

То же самое нужно сказать вообще обо всех народах. Их спасение в их общем союзе против их разрушителей. Их спасение в максимально быстром гашении их вражды друг к другу. Потому что в борьбе друг с другом они обессиливают себя и помогают тем самым своим смертельным врагам.

Чтобы предотвратить катастрофу России и последующую за ней катастрофу всех народов Земли, каждый народ, большой он или маленький, должен понять, что в одиночку никто из них не спасётся. Спастись можно только сообща. И чем больше народов поймут эту истину и войдут в общий их союз, тем больше будет у них шансов на спасение. Ибо противник их располагает на сегодняшний день куда большими научно-техническими, военными и другими возможностями, чем они сами. Но окажутся ли эти возможности достаточными для торжества разрушителей - это вопрос.

Итак, вот первое условие правильных отношений между народами. Оно же и первое условие спасения русского народа.

Вторым условием правильных взаимоотношений народов является правильная их самоорганизация. Если её не будет, то никакие правильные нормы их взаимоотношений их не спасут. Даже если будут провозглашаться официально. Они так и останутся на бумаге. А в реальной жизни будет происходить по-прежнему самоубийственная борьба народов друг с другом, которая будет не только их обессиливать, но и развращать, подготавливая их тем самым к капитуляции перед их разрушителями.

Правильная самоорганизация шовинистических или склонных к шовинизму российских народов в их отказе от шовинизма ради их собственного спасения в будущем. Если эти народы сумеют осознать направленность современной жизни и логически следующий из неё финал, то начнут перестраивать себя для служения общим интересам всех российских народов. И, в первую очередь, для укрепления дружественных отношений с русским народом как с основой общероссийского единства.

Я не говорю, что такое случится непременно, но только то, что без этой перестройки национального сознания эгоистических ныне народов их ожидает общий их крах.

Можно только сказать, что настроенность российских народов будет зависеть в сильнейшей степени от господствующих настроений в русском населении. Если оно будет по-прежнему демонстрировать свою полную беспомощность в идейном и организационном отношении, то лучшим силам в российских народах будет не на кого указывать как на русский народ. Где он, этот ваш русский народ? - спросят их с усмешкой их соплеменники. И будут по-своему правы.

Но если настроение в русском населении начнёт меняться в лучшую сторону; если русские поймут, наконец, необходимость своей национальной самоорганизации снизу; если они начнут стягиваться в союзы русских людей по месту жительства (чтобы решать сообща свои местные проблемы, насколько это в их силах, и дорастать постепенно до понимания своих общенациональных задач), то и отношение к русским со стороны российских народов будет тоже меняться. Не сразу, постепенно, но будет. Если этот процесс приобретёт более или менее массовый характер.

Лишь превратившись из разрозненного и потому бессильного населения в идейно и нравственно организованный русский народ, русские донесут свою идею союза народов до российских народов. И не только до российских.

А для того, чтобы стать русским народом, русским нужна зрелая русская национальная идеология, т.е. система идей, ориентирующих их разумно в мировоззренческом и социально-политическом отношении. Если она будет выработана, то вслед за ней будет выработана и зрелая система норм русской жизни. В этом случае у русских будет общее представление о том, каким должен быть правильный человек, какой должна быть правильная семья, какой должна быть правильная национальная община. Каким должно быть правильное государство. Какой должна быть правильная внутренняя и внешняя политика государства.

В этом случае у русских появится взаимопонимание, и, как следствие, они будут не противоречить друг другу и не удаляться в раздражении друг от друга, а помогать друг другу. И жить им будет тогда намного отраднее, чем сегодня. У них появятся такие силы, каких нет сегодня.

Но кто будет вырабатывать и усваивать эту зрелую русскую идеологию? Ясно, что подавляющее большинство современных русских на это заведомо не способны. При том почти нулевом уровне их религиозного и национального образования они не способны не только находить созидающие их идеи, но даже правильно понимать уже найденные. А православные интеллектуалы-националисты тоже не способны сегодня на это по причине своей разрозненности.

Чтобы созидать зрелую русскую национальную идеологию, необходимо сочетание личных усилий по этой части с усилиями других заинтересованных в этом деле лиц. Нужны регулярные их собрания для совместного обсуждения этой большой темы. Что такое национальная идеология? Из каких идейных блоков она должна состоять? В каком виде она была в прошлом и почему не сумела в прошлом организовать русский народ? В каком виде она должна раскрываться сегодня? Эти и другие важные вопросы должны ставиться, чтобы участники собраний искали и находили на них всё более правильные и всё более полные ответы.

Нужны не просто разговоры о русской национальной идеологии, а её выработка, т.е. отбор наиболее правильных идей с точки зрения большинства участников того или иного собрания. Это большинство может ошибаться в чём-то или даже во многом, но если оно выработает свой проект современной русской идеологии (хотя бы в самом простейшем его виде), то позволит не согласному с ним меньшинству подвергнуть этот проект критике. Если критика будет убедительной, то большинство рано или поздно согласится с ней и выправит свой проект. А если не согласится, то меньшинство выработает свой проект, и сопоставление того и другого будет способствовать работе русских умов. Будет способствовать постоянному совершенствованию их представления о том, какой должна быть правильная русская идеология.

Но русских не спасёт даже самая правильная русская идеология, если они не поймут, что они, как уже сказано, в своём подавляющем большинстве, невежды в религиозном и национальном отношении, и не сделают из этого открытия правильные выводы.

Первый из этих правильных выводов будет в том, что их невежество в столь важном вопросе это духовная их слепота. А духовно слепые народы бессильны даже тогда, когда велики количественно и обладают большой физической силой. Представители этих народов могут собираться на митинги и кричать хором лозунги, но на правильную самоорганизацию они не способны. А без неё они не способны на правильные отношения с другими народами. А без правильных отношений с другими народами их ожидает в будущем только гибель, о чём уже говорилось.

Второй правильный вывод будет в том, что русским для их спасения как нации нужна система религиозного и национального самообразования. Существующая официальная система образования имеет космополитический и, как правило, безрелигиозный характер. Она формирует духовных невежд, умеющих производить и потреблять большое количество услуг и товаров, но не умеющих думать о смысле человеческой жизни и происходящих в человечестве процессах. А если не умеющих думать о самом главном, то и не способных строить правильное общество. Если русские не сумеют противопоставить этой порочной системе свою положительную систему самообразования, то их будущее будет временем их таяния и исчезновения как нации.

Речь идёт, естественно, не о том, чтобы русские игнорировали существующие учебные заведения. Они должны брать от них все знания, какие могут потребоваться им в жизни. Речь идёт о том, чтобы они, осознав недостаточность этих знаний для достойной человека жизни, со всей серьёзностью взялись за организацию своих регулярных национальных собраний по домам, имеющих целью религиозное и национальное самообразование.

О том, какими должны быть эти собрания, нельзя рассказать в немногих словах. Поэтому я не буду касаться здесь столь значительной темы. Кому она интересна, могут ознакомиться с моими соображениями о русских собраниях в двух статьях. Первая из них так и называется: «О русских собраниях». Название второй: «Апология русских собраний». Они расположены на моём сайте (вторая статья опубликована, кроме того, в журнале «Молодая Гвардия», № 4 за 2010-й год).

Выработка зрелой национальной идеологии и организация в русском и российских народах регулярных малых собраний с целью религиозного и национального самообразования будут, на мой взгляд, третьим условием правильных отношений между народами.

Человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?

На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть многочисленные и малонаселенные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят а состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Факты . Общепризнано, что Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В преобладающем большинстве народы страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории страны сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Вы, вероятно, не раз слышали слово «национальность». Оно означает осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической (от греч. ethnos - народ) общности. Собственно, важнейшим признаком такой общности как раз и является сознание ее членами общей культурной идентичности (слово «идентичный» происходит от латинского слова, означающего «тождественный, одинаковый»). Иными словами, этническая группа - это общность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп; они имеют общий язык, религию, общие черты материальной и духовной культуры, представления об общности происхождения и исторической судьбы, общие черты психологического склада. Ученые нашей страны под основными типами этнических общностей, как правило, понимают племя, народность, нацию. Многие ученые используют слово «нация» в другом смысле: нация - это все граждане определенной страны, независимо от их этнических различий.

Отношения между нациями . Из курса истории вы знаете, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления государств (в период рабовладельческого и феодального обществ) складываются народности; на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними волзикали кровавые распри. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На Ближнем Востоке многие годы происходят вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередки национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде. Затяжной конфликт происходил между народами бывшей Югославии. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А. С. Пушкин.

Отношение к истории и традициям народа . Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган,- их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая; «Все свое - хорошо, все чужое (свойственное другой нации) - плохое. Люди, разделяющие такую позицию, готовы не задумываясь оправдывать все, что было в истории своего народа, и хорошее и плохое, и при этом чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно - с болью или негодованием - не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1088 г. в Армении представители других народов нашей страны и зарубежных стран сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разбирать завалы и восстанавливать города и села. Но бывают и другие традиции, например кровная месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальный традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на национальную разобщенность в СССР , возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на Фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Документ . Фрагмент из работы российского ученого В. Л. Тишкова:

«Пока мы не начнем наряду с понятием «народы России» утверждать понятие «российский народ», ничего путного не получится. Речь идет не о том, чтобы переделать татар или бурят в россиян, и тем более в русских. Задача ответственных экспертов, ученых и педагогов - терпеливо и настойчиво объяснять, что «российськость» как идентичность и российский народ -нация не результат внутренней унификации, а естественное наложение более широкой историко-культурной и социально-политической идентичности на множество внутренних этнокультурных различий которые существуют среди населения страны».

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутые в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

Межнациональные отношения в современном обществе. Во второй половине 80-х гг. ХХ в. В некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Среди них события в Алма-Ате, Сумгаити, Абхазии, Фергане, Нагорном Карабахе и т.д. Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной коле, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

Каковые причины этих конфликтов? Одна из главных причин – территориальные споры. Нередко в этих спорах ссылаются на историю. Из курса истории вы знаете, что в разные ее периоды происходило передвижение народов, завоевания, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Если возникает территориальный спор, в качестве аргумента часто произвольно выбирают «выгодный» исторический период: «Когда-то мы на этой территории жили». Поскольку территориальные границы не всегда четко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки силой решить эту проблему влекут за собой немыслимые бедствия.

Причиной конфликтов бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различие в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти – все это может стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию.

Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты на обучение детей на родном языке, и вследствие этого возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, то отношения в обществе становятся напряженными.

Любое ущемление прав по национальному признаку, притеснения и произвол в отношении того или иного народа вызывают общественное недовольство, стремление восстановить справедливость. Порой конфликты возникают на бытовом уровне.

Некоторые люди верят в то, что будто бы есть «плохие» и «хорошие» национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Подобные слова и действия являются, как правило, отражением низкой культуры, повышенной агрессивности отдельных лиц, бытовые конфликты возникают на рынках, среди соседей по дому, на транспорте. Они таят в себе угрозу усиления межнациональной розни.

От решении проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества, для каждой семьи , для каждого человека. Необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношенний, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен Мириться С проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставляем наций, с установкой па вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии , большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.

В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, но языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным по традициям и обычаям, которые он соблюдает,по культуре, которая ему наиболее близка.

Мнения . Социологи в 2001-2002 гг. провели исследование, как учащиеся 7, 9, 11 классов относятся к людям иной национальности. Среди заданных вопросов был и такой: «Считаете ли вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой национальности?». Мнения разделились. 10,3% ответили: «Нет, так как хочу, чтобы мои дети были той же национальности, что и я». 7,4% дали ответ: «Нет, это неизбежно вызовет конфликты в семьей. Между тем 61,4% опрошенных заняли противоположную позицию: «Для меня национальность, супруга/супруги не будет иметь значения». Причем обнаружилось, что среди старшеклассников число тех, кто не придает особого значения национальности будущего/будущей супруга/супруги, больше, чем среди учащихся 7 классов.

А каково твое отношение к этому вопросу?

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием па родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

Ситуация. За последние годы в ряде стран Западной Европы и в России появились большие группы иммигрантов приезжих из других стран, имеющих иной язык, иную культуру, иные обычаи. Представители общественности стран, принявших иммигрантов, считают, что они должны уважать культуру и традиции страны, в которую они приехали, строго соблюдать ее законы.

К еще одна важная норма международного права: всякое выступление, натравленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, уничтожение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

Проверь себя

1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и четное»?

2. Каковы различные понятия национальной гордости?

3. Какое значение имеют национальные традиции ?

4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?

5. В чем опасность межнациональных конфликтов?

6. Каким образом можно предотвратить национальные конфликты?

7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?

"" В классе и дома

1. Найди в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века , тебе известны? Назови нации и народности, живущие в разных странах в наше время.

2.Приведи примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.

3.В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, подучит вдвое больше», И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось» чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.

Подумай, о чем говорит эта притча. Объясни, как ты оцениваешь ответ человека волшебнику.

4. Проиллюстрируй на материале из газет тему межнациональных противоречий в разных странах мира в настоящее время.

5. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

6. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности» а мать другой. Объясни, о чем свидетельствует этот факт. Предположи, как бы ты определил национальную принадлежность детей в этих семьях.

Сочинение ЕГЭ:

В чём смысл жизни? Что объединяет людей? Чем отличается честь истинная от ложной? Ответы на эти и многие другие нравственные вопросы можно найти в статьях академика Д.С.Лихачёва. Одна из самых актуальных в современном обществе - проблема отношения к другим нациям и народам - поднимается публицистом в предложенном мне тексте.

Чтобы привлечь внимание читателя к волнующей проблеме, автор рассказывает о чувствах героя, впечатлённого разговором с молодыми людьми. Мы видим, какое искреннее недоумение у рассказчика вызывает нежелание собеседников воспринимать проблемы малых народов, населяющих Россию, как свои. Не случайно он называет собеседников «милыми и думающими»: Д.С.Лихачёву важно показать, насколько масштабно неприятие одного народа другим, если вполне образованные люди уверены в превосходстве своей нации. Обосновывая несостоятельность этой точки зрения, публицист показывает, как «много ценного для ми-ровой культуры и науки» даёт сотрудничество русских, татар, мордвы, марийцев. Для этого автор перечисляет заслуги русских востоковедов, искусствоведов, историков, отдавая дань национальному обмену «научным опытом между народами». Финальная часть текста - это предупреждение о двух путях развития многонационального государства. И если один (автор является её убеждённым сторонником) ведёт к процветанию страны, то второй (национализм) разрушает её.

Позиция автора не вызывает сомнений. Д.С.Лихачёв справедливо считает, что помощь другим народам - «это есть осознание силы, уверенность в себе» и «настоящая мощь», а национализм «губит свою собственную культуру, иссушает».

Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к замечательной повести Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». В центре нашего внимания два героя -подростка: Бруно и Шмуэль. Мы убеждаемся в том, что дети очень похожи: оба чувствуют себя одинокими, увлекаются игрой в «экспедиции», хотят подружиться. Страшно, что мир, в котором в людях ценятся умение понимать друг друга, верность, грубо разрушает идеология нацизма. И если Шмуэль живёт за колючей проволокой, потому что принадлежит еврейскому народу, то Бруно, как представитель «чистой» арийской нации, не должен даже видеться с заключённым лагеря. Читая повесть, понимаешь, к каким страшным последствиям приводит политика ксенофобии: ни в чём не повинные подростки становятся заложниками взрослой «игры» в превосходство одной нации над другими.

Пример гонения на народ описал белорусский прозаик В.Быков в повести «Сотников». Мы становимся свидетелями страшной трагедии маленького местечка, в котором были истреблены все люди еврейской национальности. Немало досталось и Басе, тринадцатилетней девочке, оказавшейся в подвале вместе с ожидавшими ликвидации партизанами. Смерть родственников, скитания, голод, издевательства полицаев - всё это выпало на её долю только потому, что девочка отличалась от других национальностью. История Баси помогает понять: идея превосходства одной нации приводит к нарушению общечеловеческих законов нравственности.

Текст Д.С.Лихачёва обращён к каждому из нас. Поставив себя на место героев, задумываешься о том, что ценность человека заключается не в принадлежности к какой-либо расе, народу, нации, а в качествах, которые позволяют нам оставаться людьми.

Текст Д. С.Лихачёва:

Много лет назад, ещё до образования Общества охраны памятников культуры и истории, я встретился молодыми людьми, которые как я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники культуры.Вместе мы перечисляли, что мы теряем и теряем и что можем ещё потерять, вместе были обеспокоены делились своей тревогой о будущем. Я стал говорить, о том что, мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов: Ижора ведь исчезает бесследно. И вдруг мои молодые люди насупились: "Нет, мы будем заботиться только о русских памятниках".- "Почему?" - "Мы русские". - "Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судью судьбой России?".

Мои мальчики быстро согласились со мной. "Вы помните, - говорил я.- Делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. Принято делать подарки. В благотворительности, в добром отношении к людям есть сознание силы, уверенность в себе, настоящая мощь". Лица мальчиков просветлели. Точно груз спал с их плеч.

Я говорил, между прочим, и о том, как много ценного для мировой культуру дают народы Поволжья, живущие по великой русской реке Волге. А разве Волга не река других народов- татар, мордвы, марийцев, и прочих? Далеко ли от неё до народа коми или башкир? Сколько мы, русские, получили культурный ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура-это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублём, а он всё у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше.

Какие крупные русские учёные изучали языки средней Азии, Сибири и Кавказа! Сколько у нас было выдающихся востоковедов и как выросла сама русская филология благодаря изучению культур народов Востока, какой авторитет завоевала во всём мире!

А искусствоведение, историческая наука, фольклористика, литературоведение, да и в многое другое! Русская наука не проиграла оттого, что русские учёные принимали участие организации национальных научных центров и национальных учебных заведений. Она обогатилась и продолжает обогащаться изучением идей, возвращающихся к нам в Россию из Еревана, Баку, Тбилиси, Ташкента, Минска,Петрозаводска,Вильнюса, Риги...

Вряд ли в этом беспорядочном перечислении научных центров я упомянул всех и вся. Дело не в полноте перечисление, а в полноте осознания той роли, которую играет национальный обмен научным опытом между народами.

Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других и самому обогащаться духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает её.

(По Д.Лихачёву)



Последние материалы сайта