Необычный Памятник — Дети — Жертвы Пороков Взрослых (Москва) – скульптурная композиция. Это — своеобразная аллегория борьбы со злом и общественными пороками. Памятник установили в сквере на Болотной площади. Ближайшие станции метро – «Боровицкая», «Полянка», «Третьяковская».
Скульптурная композиция — работа известного художника и скульптора Михаила Шемякина.
Михаил Михайлович Шемякин, 1943 года рождения, уроженец г. Москвы, - советский, американский и российский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации. Народный художник Кабардино-Балкарии. Народный художник Адыгеи. Почётный доктор ряда высших учебных заведений.
Скульптурную композицию установили в 2001 году.
Памятник состоит из 15 скульптур. В центре композиции изображены двое детей с завязанными глазами. У их ног лежат книги: «Народные русские сказки» и «Сказки» Александра Пушкина. Фигуры детей окружают скульптуры в виде антропоморфных монстров, олицетворяющих пороки взрослых.
«…Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься…» (М.Шемякин).
В результате реализации этой идеи появилась упомянутая неординарная скульптурная композиция.
«Дети — жертвы пороков взрослых» — скульптурная композиция художника и скульптора Михаила Шемякина, поставленная в сквере рядом с Болотной площадью, поставленный в 2001 году. Список пороков (слева направо): Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность (Безответственная наука), Равнодушие (в центре), Пропаганда насилия, Садизм, Позорный Столб для тех, кто без памяти, Эксплуатация детского труда, Нищета и Война.
Почему-то про этот памятник мне не хочется говорить своими словами, я лучше приведу несколько цитат самого художника и не только, про его жизнь и про то, как появилась эта композиция.
"Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: «Изобразите порок «детская проституция» или «садизм» (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению..."
На мой взгляд, это не памятник порокам, и не памятник «детям – жертвам пороков», а памятник нам взрослым, какими мы становимся, совершая порочные действия сознательно или случайно – с ослиными головами, тучными животами, закрытыми глазами и денежными мешками. Это очень мощный памятник, серьёзный, отнюдь не развлекательный и конечно не детский, а полностью взрослый. Наталья Леонова, краевед.
Памятник поставлен не детям, а порокам...Эта устрашающая символика вполне в духе масонских лож, тайных орденов типа розенкрейцеров, оккультных сект... Отождествляя себя с ними (детьми из скульпутрной композиции), наши живые дети будут усваивать психологию жертвы и не смогут противостоять насилию, злу...
Смысл (установки памятника) в легализации того сатанинского содержания, которое всегда было запрятано, не вытаскивалось на поверхность. К нему, к этому сатанинскому элементу, вероятно, хотят приучить, приручить людей, хотят показать, что это не так страшно, а очень даже хорошо...
Главное - не примиряться со злом. Мало ли что памятник поставлен? Сколько памятников стояло, а потом их сносили, и это происходило даже на протяжении нашей жизни. Надо требовать, чтобы "памятник порокам" был убран с Русской земли.
Вера Авраменкова, доктор психологических наук, один из авторов экспертизы по делу "Пусси Райот". Фрагменты из интервью 2001 года.
Михаил Шемякин работал почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. В 60-е годы был подвергнут принудительному лечению в психиатрической больнице, после чего жил в Псково-Печерском монастыре послушником. В 1971-м был лишен советского гражданства и выслан из страны.
Никаким "диссидентством" я не занимался, меня просто записывали в диссиденты. А я всего-навсего писал картины и пытался увидеть мир собственными глазами.
Шемякин живет в Париже, потом переезжает в Нью-Йорк. В 1989 году началось возвращение творчества Шемякина в посткоммунистическую Россию.
«Я служу России, но здесь на сегодняшний день я все равно чувствую себя иноземцем, пришельцем, потому что я не вписываюсь в это общество. ...Я живу в России, которая находится не тут, а где-то выше. Но, как говорится, родню не выбирают, а я принадлежу этой стране душей и сердцем. Я ей служу и буду служить - это моя обязанность, это мой долг, это моя любовь к ней, к народу, который мне очень и очень жалко».
Смотреть Шемякина лучше не в Москве, а в Петербурге, где его творчество представлено довольно разносторонне: и памятники (включая Петропавловскую крепость), и оформление витрин Елисеевского магазина, и балетов в Мариинском театре. Но и в Москве есть возможность ознакомиться с еще одной гранью его творчества - в фирменных магазинах
Большой, интересный и не очень известный памятник находится в самом центре Москвы, в сквере на Болотной площади. Он называется «Дети – жертвы пороков взрослых». Хотя памятником, в классическом понимании этого слова, наверное, его назвать нельзя. Эта целая скульптурная композиция, целая история, которую не расскажешь в двух словах.
Он появился в столице 2 сентября 2001 года в День города. Его автор – Михаил Шемякин. По словам художника, когда он только задумал композицию, он хотел одного – чтобы люди задумались о спасении сегодняшнего и будущего поколений. Многие, кстати в то время были против его установки недалеко от Кремля. Даже собирали специальную комиссию в столичной Думе, и та также высказалась против. Но тогдашний мэр Юрий Лужков всё взвесил и дал добро.
Памятник действительно выглядит неоднозначно и непривычно. Он входит в топ-10 самых скандальных памятников Москвы. Композиция состоит из 15 фигур, две из которых маленькие дети – мальчик и девочка лет 10. Они расположены в самом центре. Как и все в этом возрасте, они играют в мячик, у них под ногами лежат книги сказок. Но у детей завязаны глаза, они не видят, что вокруг стоят 13 страшных высоченных фигур, тянущих к ним руки-щупальца. Каждое изваяние олицетворяет какой-то порок, который может развратить детские души и навсегда ими завладеть.
Стоит подробно описать каждую (слева направо):
Безошибочно узнать в каждой фигуре конкретный грех или порок очень трудно, поэтому автор подписал каждую скульптуру на русском и английском языках.
Первоначально памятник был открыт постоянно. Но после того, как любители поживиться цветным металлом, открыли на него охоту, композицию огородили забором, приставили охрану и ввели часы посещений с 9 утра до 9 вечера.
В сквер на Болотной площади часто приходят люди. Молодожены фотографируются на фоне причудливых изваяний, особо не придавая значения, затаенному в скульптуре смыслу. Многие композицию ругают, считают нелепой. Наверное, самый ярый противник, доктор психологических наук Вера Абраменкова. Она считает, что Михаил Шемякин поставил памятник гигантским порокам, именно они, а не маленькие дети центральные персонажи. Но большинство людей к памятнику относятся с пониманием, его называют правильным, к месту и ко времени. Скульптор затронул проблему, о которой нужно не говорить, а кричать. Только Шемякин сделал это не при помощи слов, свои взгляды и убеждения автор увековечил в бронзе.
4 июля 2014, 14:23
Скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых» на Болотной площади была торжественно открыта в День города - 2 сентября 2001 г. Она состоит из 15-ти фигур: двое играющих в жмурки детей с завязанными глазами изображены в окружении целого сонма трехметровых аллегорических монстров - жутковатых человеческих фигур с головами зверей и рыб. Как пояснил скульптор, именно так по исторически сложившейся традиции принято рисовать пороки.
Все 13 скульптур пороков подписаны на русском и английском языках и установлены в следующем порядке: "наркомания" (drug addiction), "проституция" (prostitution), "воровство" (theft), "алкоголизм" (alcoholism), "невежество" (ignorance), "лжеучёность" (irresponsible science), "равнодушие" (indifference), "пропаганда насилия" (propaganda of violence), "садизм" (sadism), "для беспамятных..." (for those without memory...), "эксплуатация детского труда" (child labor), "нищета" (poverty), "война" (war).
Композиция задумана автором, Михаилом Михайловичем Шемякиным, как аллегория борьбы с мировым злом. Обращаясь к будущим зрителям, М.М. Шемякин написал: "Скульптурная композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений. Долгие годы утверждалось и патетически восклицалось: "Дети - наше будущее!". Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России".
В центре композиции изображены мальчик и девочка дошкольного возраста, двигающиеся на ощупь с завязанными глазами. Под ногами у них - упавшая книжка со сказками, а вокруг полукругом обступают фигуры, символы пороков взрослых, - Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность (Безответственная наука), Равнодушие (возвышается над остальными фигурами и располагается в центре, занимая центральное место среди остальных пороков в композиции), Пропаганда насилия, Садизм, Позорный Столб для тех, кто без памяти, Эксплуатация детского труда, Нищета и Война.
Памятник был создан по инициативе и заказу тогдашнего мэра Москвы Ю.М.Лужкова. В прессе были упоминания о том, что Лужков проявлял большой интерес к ходу работы Шемякина над памятником и даже лично, внезапно вскочив из-за стола во время встречи с ним, продемонстрировал скульптору своё видение позы одной из фигур ("Садизм"), встав в соответствующую позу, которая в результате осталась в металле.
Увидев эскиз, Лужков заявил, что ей не хватает экспрессии, и, выбежав из-за письменного стола, изобразил, как выразился Шемякин, "экспрессию носорога". Я посмотрел на макет и понял, что это была аллегорическая фигура "Садизм".
Творчество Шемякина вообще вызывает у меня неоднозначные чувства, но вот эта скульптурная композиция зацепила. Детишки с завязанными глазами, тянущиеся друг к другу - к чистоте, невинности, добру. А вокруг них - уродливые, гротескные изображения человеческих пороков, бросающих на них тень, не пропускающую лучи света. Страшный памятник, при ближайшем рассмотрении вызывающий леденящее ощущение, сжимающее сердце, и мороз по коже. Даже в самый солнечный день здесь кажется, что над головой сгустились тучи. Единственное светлое пятно композиции - дети, вокруг которых сжимается порочный круг с единственным выходом - к посетителям композиции, намекна то, что только мы, мы сами можем уберечь наших детей от пороков современного общества:
Памятник установлен на Болотной площади в сентябре 2001 года ко Дню города, изготовлен по заказу Лужкова. Сам художник вспоминал об этом так: Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: Изобразите порок "детская проституция" или "садизм" (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению, что только символические образы могут встать достойно в этой экспозиции, чтобы не оскорблять зрение зрителей. Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования - осёл, танцующий с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, - это наркомания. Потому что до нашего «благословенного времени» никогда дети от этого порока не страдали. Этот порок в виде страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином, встал у меня в этом страшном сборище пороков"
.
Итак, тринадцать человеческих пороков, представляющих угрозу для детей в современном мире, по версии Шемякина/Лужкова:
Наркомания — неприятная, с заискивающей улыбкой физиономия лысого мужчинки со сломанными крыльями, протягивающего шприц.
Проституция — раскрывающая объятия фигура женщины с головой лягушки.
Воровство — фигура мужчины с головой свиньи, уносящего мешочек с деньгами.
Алкоголизм
— карикатурное изображение сидящего на бочке с вином Бахуса, держащего в руках кубок
.
Невежество — фигура осла в тельняшке с погремушкой в руках.
Лжеучёность — карикатурное изображение Фемиды со шлемом на глазах, моделью атома и двуглавой марионеткой.
Позорный столб для тех, кто без памяти, в виде стилизованной гильотины. Для тех, кто забывает свои обещания, не успев их произнести, а также страшные уроки прошлых лет и поколений, не вынося из них уроков и не делая выводов.
Эксплуатация детского труда — фигура фабриканта с птичьей головой.
Нищета — изображение старухи, просящей милостыню.
Война
— фигура рыцаря в доспехах, с крыльями и в противогазе, держащего бомбу. Этакий ангел смерти:
.
Пропаганда насилия — фигура торговца оружием.
Садизм
— фигура в рясе с головой носорога.
Равнодушие
— многорукая фигура в «футляре» наподобие саркофага, занимает центральное место в композиции. Ибо, действительно, пожалуй, один из самых страшных пороков, дающий возможность процветать всем остальным:
.
Обращаясь к будущему зрителю, Михаил Шемякин написал так: "Дети-жертвы пороков взрослых" задумывалась и осуществлялась мною как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений. Многие годы утверждалось и патетически восклицалось" "Дети-наше будущее!" Однако, для перечислений преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы,которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте всё, чтобы сберечь будущее России".
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн
/ Учет запасов Нормативно-справочная информация: подсистема учета запасовВсю нормативно-справочную информацию, которая используется для отображения операций с запасами, можно условно поделить на две группы:Объекты аналитического учета операций с запасами