Пять вещей, которые нужно сделать на новый год в испании. Фигуры котильона Котильон описание

15.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

История котильона как самостоятельного танца начинается с начала 19 века. Именно в это время все балы были покорены вальсом. Говорят что название этого танца- игры, придумали французы в честь прекрасной половины человечества, ведь слово Cotillion с французского можно перевести как «юбка». Котильон берет свое начало из контрдансов, в некоторых из которых допускался выбор первыми парами обязательных исполнения фигур.

Котильон был любим ещё в 20-х веках 19-го века, и в середине века он стал завершающим аккордом бала. К концу 19 века более популярным стал котильон с аксессуарами.

Этот танец включал в себя движения многих танцев - вальс, голоп, полька. В середине века в котильон вставлялись фигуры кадрили, исполняемые между фигурами по выбору.


В начале 20-го века котильоны уже считались старинными танцами и все реже появляются в бальных книжках того периода. Существуют несколько правил исполнения котильона.

1. Необходимо определиться с постоянным партнером на все время исполнения танца (а нередко танец затягивается на очень длительное время)

2. Место (стулья, на которых сидят пара или дама) закрепляется за танцующими на все время танца.

3. Последовательность пар в танце сохраняется на всем его протяжении: если начали танец вторыми, то и тацетов этой последовательности весь котильон.

Порядок котильона должен быть следующим:

1. 1.Загодя, перед началом танца или в начале бала, выбирается кавалер-распорядитель, который выбирает своей дамой ту, для которой дается бал (чаще всего дочь хозяев или именинницу)

2. Кавалер-распорядитель и его дама, становятся первой парой, и именно от них зависит порядок котильона, ведь именно кавалер-распорядитель предлагает фигуры, следя за их исполнением.

3. Если пар слишком много то общество разделяли на 2,3 и больше группы по 12-25 пар, и в каждой паре назначался помощник кавалера-распорядителя.

Вашему вниманию предложим несколько танцев-игр. Со временем мы будем пополнять этот список новыми и интересными интерпретациями этого танца.

Короли и королевы

К подносу с разложенными на нём картами подходят 4 кавалера и 4 дамы, каждый выбирает себе по карте. У кого совпали король и королева, те танцуют вальс или следующий танец вместе

Веселый котильон

В голове зала на стуле сидит кавалер с завязанными глазами. К нему подходит 1 кавалер и 1 дама. Сидящий кавалер указывает рукой направление: направо или налево и идет танцевать вальс с выбранным партнером: если с указанной стороны от сидящего кавалера была дама, кавалер танцует вальс с дамой, если же в указанном направлении кавалер, то вальс будут танцевать 2 кавалера в одной паре. Оставшийся/аяся не выбранным/ной кавалер или дама, садится на стул и закрывает глаза, теперь уже к нему или к ней подходят 1 кавалер и 1 дама.

Перемена дам

Танец: вальс

Начинающие пары: в оригинале - две, но на современных балах логичнее предлагать танцевать всем желающим парам Пары танцуют вальс, затем раскрываются и идут променадом. Когда две пары сходятся лицом друг к другу, дамы переходят к другим кавалерам, новые пары уходят от места встречи вальсом. Все это проделывается не теряя такта.

Тройки

Первый кавалер танцует тур вальса, оставляет партнершу и выбирает двух дам в левую и правую руку, его партнерша - двух кавалеров. Они встают тройками, кавалер подводит двух дам к даме с кавалерами. Каждый танцует с тем, кто оказался напротив...

Тур де дам

Танец: полька

Дамы парами бегают, кавалеры тройками и ловят и окружают, танцуют те кавалеры, которых выбрали дамы, оставшийся присоединяется к другим свободным кавалерам.

Каналы Венеции

Танцующие встают в 2 колонны: колонна К и колонна Д лицом к противоположной колонне.

Первая с головы зала пара встречается по центру колонны, вращается 1 круг на месте и Д идет к ближайшему К (следующему после "своего") и подает ему правую руку так, что образуется "арочка" (далее руку подавать следует каждому следующему кавалеру, не пропуская никого). К проходит под рукой своей Д спиной и идет к колонне дам, подавая руку крайней Д (далее руку подавать следует каждой следующей даме, не пропуская никого). Д бежит лицом под рукой своего партнера и к следующему кавалеру колонны кавалеров. К снова уходит под рукой своей дамы спиной. Описание повторяется с каждым следующим партнером.

Как только первая пара освободилась, уже новая первая в голову зала пара повторяет все, проделанное предыдущей парой, выполняя переходы от линии к линии синхронно с предыдущими. Во время всей игры колонна неторопливо движется в голову зала.

Тройки
Танец: полька, галоп
начинающие пары: одна
аксессуары: две ленты длинной 4 м (если начинает не одна пара, то на каждую пару - по две ленты)
Пара делает круг полькой или галопом. После этого кавалер приглашает трех дам, дама - трех кавалеров. Выбранных "запрягают" с помощью ленты, а первые кавалер и дама становятся кучерами. Тройки скачут галопом круг, затем ленты снимаются, вновь выбранные кавалеры приглашают вновь выбранных дам и четыре пары делают круг польки или галопа вокруг залы.

История котильона как самостоятельного танца начинается с начала 19 века. Именно в это время все балы были покорены вальсом. Говорят что название этого танца- игры, придумали французы в честь прекрасной половины человечества, ведь слово Cotillion с французского можно перевести как «юбка». Котильон берет свое начало из контрдансов, в некоторых из которых допускался выбор первыми парами обязательных исполнения фигур.

Котильон был любим ещё в 20-х веках 19-го века, и в середине века он стал завершающим аккордом бала. К концу 19 века более популярным стал котильон с аксессуарами.

Этот танец включал в себя движения многих танцев - вальс, голоп, полька. В середине века в котильон вставлялись фигуры кадрили, исполняемые между фигурами по выбору.


В начале 20-го века котильоны уже считались старинными танцами и все реже появляются в бальных книжках того периода. Существуют несколько правил исполнения котильона.

1. Необходимо определиться с постоянным партнером на все время исполнения танца (а нередко танец затягивается на очень длительное время)

2. Место (стулья, на которых сидят пара или дама) закрепляется за танцующими на все время танца.

3. Последовательность пар в танце сохраняется на всем его протяжении: если начали танец вторыми, то и тацетов этой последовательности весь котильон.

Порядок котильона должен быть следующим:

1. 1.Загодя, перед началом танца или в начале бала, выбирается кавалер-распорядитель, который выбирает своей дамой ту, для которой дается бал (чаще всего дочь хозяев или именинницу)

2. Кавалер-распорядитель и его дама, становятся первой парой, и именно от них зависит порядок котильона, ведь именно кавалер-распорядитель предлагает фигуры, следя за их исполнением.

3. Если пар слишком много то общество разделяли на 2,3 и больше группы по 12-25 пар, и в каждой паре назначался помощник кавалера-распорядителя.

Вашему вниманию предложим несколько танцев-игр. Со временем мы будем пополнять этот список новыми и интересными интерпретациями этого танца.

Короли и королевы

К подносу с разложенными на нём картами подходят 4 кавалера и 4 дамы, каждый выбирает себе по карте. У кого совпали король и королева, те танцуют вальс или следующий танец вместе

Веселый котильон

В голове зала на стуле сидит кавалер с завязанными глазами. К нему подходит 1 кавалер и 1 дама. Сидящий кавалер указывает рукой направление: направо или налево и идет танцевать вальс с выбранным партнером: если с указанной стороны от сидящего кавалера была дама, кавалер танцует вальс с дамой, если же в указанном направлении кавалер, то вальс будут танцевать 2 кавалера в одной паре. Оставшийся/аяся не выбранным/ной кавалер или дама, садится на стул и закрывает глаза, теперь уже к нему или к ней подходят 1 кавалер и 1 дама.

Перемена дам

Танец: вальс

Начинающие пары: в оригинале - две, но на современных балах логичнее предлагать танцевать всем желающим парам Пары танцуют вальс, затем раскрываются и идут променадом. Когда две пары сходятся лицом друг к другу, дамы переходят к другим кавалерам, новые пары уходят от места встречи вальсом. Все это проделывается не теряя такта.

Тройки

Первый кавалер танцует тур вальса, оставляет партнершу и выбирает двух дам в левую и правую руку, его партнерша - двух кавалеров. Они встают тройками, кавалер подводит двух дам к даме с кавалерами. Каждый танцует с тем, кто оказался напротив...

Тур де дам

Танец: полька

Дамы парами бегают, кавалеры тройками и ловят и окружают, танцуют те кавалеры, которых выбрали дамы, оставшийся присоединяется к другим свободным кавалерам.

Каналы Венеции

Танцующие встают в 2 колонны: колонна К и колонна Д лицом к противоположной колонне.

Первая с головы зала пара встречается по центру колонны, вращается 1 круг на месте и Д идет к ближайшему К (следующему после "своего") и подает ему правую руку так, что образуется "арочка" (далее руку подавать следует каждому следующему кавалеру, не пропуская никого). К проходит под рукой своей Д спиной и идет к колонне дам, подавая руку крайней Д (далее руку подавать следует каждой следующей даме, не пропуская никого). Д бежит лицом под рукой своего партнера и к следующему кавалеру колонны кавалеров. К снова уходит под рукой своей дамы спиной. Описание повторяется с каждым следующим партнером.

Как только первая пара освободилась, уже новая первая в голову зала пара повторяет все, проделанное предыдущей парой, выполняя переходы от линии к линии синхронно с предыдущими. Во время всей игры колонна неторопливо движется в голову зала.

Тройки
Танец: полька, галоп
начинающие пары: одна
аксессуары: две ленты длинной 4 м (если начинает не одна пара, то на каждую пару - по две ленты)
Пара делает круг полькой или галопом. После этого кавалер приглашает трех дам, дама - трех кавалеров. Выбранных "запрягают" с помощью ленты, а первые кавалер и дама становятся кучерами. Тройки скачут галопом круг, затем ленты снимаются, вновь выбранные кавалеры приглашают вновь выбранных дам и четыре пары делают круг польки или галопа вокруг залы.

Введение к оглавлению

История котильона как самостоятельного танца начинается с начала 19 века, когда все балы были покорены вальсом. Слово Cotillion с французского языка можно перевести как «юбка», и поэтому многие авторы конца 19 века утверждали, что танец этот был выдуман французами в честь прекрасной половины человечества . Однако слово котильон обозначало также круговое построение в контрдансах . По-видимому, именно из контрдансов, в некоторых из которых допускался выбор первыми парами обязательных для исполнения фигур , и берет своё начало котильон.

По сути своей это танец-игра. Эта основная сущность котильона с течением времени не менялась, менялись только вкусы публики относительно отдельных фигур и танцев, движения которых в котильоне использовались .

Котильон был любим еще в 20-х гг. 19 века, и в середине века он стал кодой бала — заключительным выступлением участников в излюбленных танцах. К концу 19 в. более популярен был котильон с аксессуарами .

Котильон соединял в себе движения всех танцев. Наиболее популярны были вальс, галоп и полька (во второй половине 19 в.). Без них не обходился ни один котильон. В середине века в котильон часто вставлялись фигуры кадрили, исполняемые между фигурами по выбору, так что котильон иногда даже называли котильоном-кадрилью, но в начале 20 века она уже считалась старинным танцем и использовалась гораздо реже . Неоднозначно было и отношение к мазурке: одни авторы танцевальных руководств считают её основным танцем котильона и предписывают начинать и заканчивать его именно мазуркой , другие считают, что мазурка по своему характеру совсем не соответствует котильону и не может в нем использоваться .

Фигур в котильоне было великое множество. Наиболее полный учебник, с которым мне удалось ознакомиться, включал в себя 125 фигур , но мне встречались ссылки на учебник, содержащий 224 фигуры . В целом количество фигур котильона, также как вальса или мазурки никогда не было строго ограничено: их было столько, сколько могла создать человеческая фантазия. Классифицировать фигуры столь же сложно, как и сосчитать. Можно предложить только два вида деления: котильон с аксессуарами и котильон без аксессуаров; и разделение фигур на фигуры, где доминирует выбор, фигуры, где доминирует игра и фигуры чисто танцевально-постановочные.

По первой систематизации нужны пояснения. Есть фигуры (чаще всего чисто танцевальные), для исполнения которых не нужно никаких предметов. Для части фигур используются предметы, которые всегда есть под рукой — платки, веера, стулья, бокалы с шампанским. Часть фигур требует специальной танцевальной подготовки — наличия в зале для котильона венков, маленьких луков со стрелами, воздушных шариков, национальных костюмов, лент. Что-то из этого можно было найти во все времена в лавках, магазинах, лотках коробейников. Остальное изготовлялось фирмами, на этом специализировавшимися . Эти вещи и назывались аксессуарами. Особое распространение они получили в конце 19 — начале 20 веков. Считалось, что это разнообразит танец и делает котильон в одном доме непохожим на котильон в другом. На самом деле сильное увлечение аксессуарами во многом выхолостило дух игры, т. к. или свело большую часть фигур к банальному прямому однообразному выбору партнеров на фигуру, или предполагало сложные конструкции с различными символами, не всегда гармоничные и удачно подобранные . Возможно, именно поэтому котильон в начале 20 века постепенно отошел на задний план, а потом и вовсе исчез из бальных программ.

Вторая систематизация ещё более условна, чем первая. Дело в том, что выбор случайного партнера в той или иной степени встречается практически во всех фигурах котильона. Но в части фигур выбор — это единственное, что составляет фигуру. В других фигурах выбор случайного партнера происходит в процессе игры, причем игра бывает интереснее самого выбора, да и выбор в результате делается всего одной парой. В третьем случае, как правило, пары, начавшие танец, приглашают дополнительных кавалеров и дам, и после этого все пары, участвующие в фигуре, как начинавшие, так и случайно составленные, исполняют полностью фигуру, создавая при этом сложные рисунки расположения пар. Некоторые фигуры включают в себя и элементы построения, и элементы игры.

При исполнении котильона не стоит забывать, что это не только игра, но еще и танец, причем достаточно сложный; и если на балу он предлагается для исполнения неподготовленной публике, то такая попытка легко может провалиться. Другой сложностью при использовании котильона на современных балах может быть психологическое непонимание и неприятие участниками сущности танца. За последние сто с лишним лет отношения полов сильно изменились и сейчас главная идея котильона — случайность выбора партнера в каждой фигуре — уже не настолько волнует кровь, как это было раньше. Кроме того, котильон — долгий танец (одна и та же фигура повторяется в нём до тех пор, пока её не исполнят все пары), и, если уже Пушкинскую Ольгу «бесконечный котильон томил как тяжкий сон», то современный человек, привыкший к активным действиям, тем более почувствует себя некомфортно в условиях длинного (часа на два) танца, большую часть которого ему придется сидеть, ожидая своей очереди. Эти моменты, несомненно, нужно учесть при подготовке котильона. В случае если эти трудности преодолены, котильон оказывается очень интересным танцем.

Правила исполнения котильона к оглавлению

Прежде чем перейти к описанию последовательности танца, хочется отметить, что для котильона очень важны несколько формальных моментов, которые в 19 в. для танцоров были абсолютно естественны, сейчас же на них обращается мало внимания (если вообще обращается). Это — кто является чьим постоянным партнером на всё время исполнения танца и место каждой пары (стулья, на которых они сидят в ожидании своей очереди). Также для котильона важна последовательность пар. Так, если пара начинает танец третьей, то и во всех фигурах она будет танцевать под номером три.

Порядок котильона должен быть следующим. Перед началом танца (а часто за несколько дней до бала) избирается или нанимается кавалер-распорядитель. Своей дамой такой кавалер должен избрать ту, для которой дается бал — чаще всего именинницу или дочь хозяев. Кавалер-распорядитель и его дама становятся первой парой. Именно от них и зависит порядок котильона. Кавалер-распорядитель предлагает фигуры к исполнению (визируя их у своей дамы), следит за порядком исполнения, подгоняет замешкавшихся и т. п. Если на балу присутствуют 24 пары и более, то общество может разделиться на 2, 3, 4 и более групп по 12-15 пар в каждой. Первые кавалеры этих групп (кавалеры 13, 25 и т. д. пар) становятся помощниками кавалера-распорядителя и следят за исполнением фигур в своих группах. Но последовательность фигур на всё общество задает главный кавалер-распорядитель.

Начало котильона могло быть разным. Но чаще всего встречался следующий вариант: все пары по очереди, начиная с первой, делали тур вальса (или променад мазурки) вокруг всей залы. После шли фигуры котильона в произвольном порядке, причем после каждых двух фигур все танцующие исполняли тур вальса или польки, променад мазурки или одну из фигур кадрили. После всех фигур танцевалось окончание. Вариации окончаний тоже были разные, но оно всегда включало в себя всех танцующих котильон.

Были общие правила и при исполнении фигур. Как правило, фигура начиналась туром вальса (туром польки, променадом мазурки), исполняемым определенным числом пар (не более восьми). Этот тур танцевали пары №№ 1-(8), соответственно своим номерам. После чего пары избирали новых танцоров, столько, сколько необходимо было для исполнения фигуры. Фигура заканчивалась общим танцем всех в ней участвовавших. Затем она повторялась снова, следующими парами, например, если в первый раз начинали пары №№ 1-3, то во второй — №№ 4-6, в третий — №№ 7-9 и так пока все пары не побывают в роли солистов. Впрочем, про некоторые фигуры, где солируют 1-2 пары, и фигура требует долгого исполнения, в танцевальных учебниках говорилось, что их повторяют всего один-два раза, чтобы не задерживать танец.

Фигуры котильона к оглавлению

1. Корзинка цветов 27. Поэты 53. Двойная цепь
2. Кегли 28. Перемена дам 54. Железнодорожный мост
3. Под зонтиком 29. Цветы 55. Перетасовка карт
4. Ронды 30. Переход 56. Спаивание цепи
5. Гирлянды 31. Букеты 57. Лабиринт
6. Корона 32. Дамы, обменивающиеся местами 58. Двойной крест
7. Клубок 33. Подстрекатель 59. Невидимки
8. Окончание 34. Полумесяц 60. Беседа
9. Карты 35. Встреча 61. Платок
10. Ленивый кавалер 36. Молниеобразное движение 62. Крест кавалеров
11. Скачки через платок 37. Очередные стулья 63. Дань красоте
12. Цифра 8 38. Гадание 64. Дань грации
13. Обманутый 39. Удары волн 65. Кошка и мышка
14. Хлопушка 40. Каток 66. Сороки
15. Поле битвы 41. Тур с воздушными шарами 67. Фиалки
16. Тройки 42. В мышевловке 68. Преследователи
17. С веером 43. Ловкий стрелок 69. Передники
18. Начальное приветствие 44. Крест дам 70. Мост
19. Игры бабочек 45. Сельская 71. Тур де дам
20. Сплетение венков 46. Четырехколесная мельница 72. Мельница IV
21. Грезы счастья 47. Путешествие 73. Волк
22. Азартная игра 48. Скрещивание дам 74. Представление дам
23. Взаимная услуга 49. Двойная мельница 75. Изменяющийся крест
24. Пирамида 50. Знак — 8 76. Крест кавалера и дамы
25. Стакан утешения 51. Тройки
26. Один из трех 52. Тоннель

1. Корзинка цветов к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — мазурка
Начало — 1 пара
Антураж — нет
Источник

Сначала тур мазурки. Потом кавалер избирает двух дам, дама — двух кавалеров. На 12 тактов группы сходятся, расходятся и снова сходятся. Затем боковые кавалеры проходят между кавалером и двумя дамами, не размыкая рук. Боковые кавалеры смыкают руки, также боковые дамы. Группа кружится влево. Затем центральные кавалер и дама уходят под сомкнутые руки, получается корзинка, все кружатся, потом тур мазурки.

2. Кегли к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — галоп
Начало — 6 пар (?)
Антураж — стул
Источник — Клемм Бернард, «Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев» — 1884.

После тура танца все становятся в круг, распорядитель приглашает одного (дополнительного) кавалера сесть в центре на стул. Все идут шеном. Дополнительный кавалер пытается перехватить какую-нибудь даму. Остальные спасают своих (?) дам галопом. Оставшийся в одиночестве кавалер садится на стул для следующего шена.

3. Под зонтиком к списку фигур

Сюжет — игры
Танец — вальс
Начало — 1 пара
Антураж — 2 стула, зонтик
Источник — Клемм Бернард, «Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев» — 1884.

После круга вальса пара садится на стул и закрывается зонтиком. Остальные пары по очереди вальсируют вокруг. Когда мимо проходит кавалер, с которым сидящая дама хотела бы танцевать, она наклоняет зонтик и кавалер танцует с ней до места. Его дама садится на стул. Кавалер провожает первую даму и сам меняет на стуле первого кавалера. И т. д. Второй раз вальсировать вокруг стульев нельзя. «Фигура эта бывает очень забавна, но приличествует всего более семейным, дружеским вечеринкам, а не балам».

4. Ронды к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — Клемм Бернард, «Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев» — 1884.

4 пары вальсируют. Затем две выбирают по кавалеру, 2 по даме. Все 6 пар соединяются вокруг (?). Затем делятся на два круга по 6, затем — 3 круга по 4 (через центр?), затем распадаются на 6 пар. Вальс. (вариант из отксеренной книги: 4 пары -> 8 пар, разб. На 2, 4, 8 кругов).

5. Гирлянды к списку фигур

Сюжет — построение (?)
Танец — полька
Начало — 4 пары
Антураж — 8 стульев
Источник — Клемм Бернард, «Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев» — 1884.

Делают обычный выбор до 8 пар. Стулья ставятся через один: лицом в круг, спиной в круг. На них садятся дамы. Кавалеры встают за их спинами, соединяют руки так, чтобы образовались внутренний и внешний круги. Внутренний круг двигается направо, внешний — налево. Потом — общая полька.

6. Корона к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — Клемм Бернард, «Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев» — 1884.

Начинают танцевать 6 пар в 2 линии. Сходятся — расходятся, каждый делает обычный выбор (кавалер — даму, дама — кавалера). 12 пар сходятся в круг. Кавалеры поднимают руки и движутся гирляндой (змейкой мимо дам). Когда доходят до своих партнеров (выбранных?) все танцуют вальс.
Обязательно четное количество пар в итоге.
Дама — левую руку в круг.

7. Клубок к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — полька
Начало — 6 пар
Антураж — нет
Источник — Клемм Бернард, «Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев» — 1884.

Тур польки. После него дама выбирает даму, кавалер — кавалера. Дамы берутся за руки, кавалер — за плечи. Дамы сворачиваются в клубок (1-ая дама наружу). 1-ый кавалер пытается поймать ее правую свободную руку. Дама пытается уйти — клубок то сматывается, то разматывается. Как только клубок размотан, кавалеры ловят дам с тылу.
Общая полька.

8. Окончание к списку фигур

Пара-хозяева садятся на стул, все по очереди делают им реверанс и отходят.

9. Карты к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец — (?)
Начало — раздача
Антураж — 4 дамы и 4 короля или другие карты.
Источник — Ивановский И. П. «Бальный танец 16-19 вв.» — 1948.

Раздают карты и танцуют по мастям.
Раздаваться могут: пары имен из литературы, куски слов (шарады), части пословиц. Раздавать может первая пара — дама дамам, кавалер кавалерам.

10. Ленивый кавалер к списку фигур

Сюжет — игра-обманка
Танец — вальс
Начало — 4-6 пар
Антураж — нет
Источник

Круг вальса. После этого все идут в шен вокруг приведенного распорядителем лишнего кавалера. По знаку распорядителя все идут в вальсе со своими парами. Лишний кавалер обманут.

11. Скачки через платок к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — вальс
Начало — (?) пар
Антураж — платок
Источник — Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890.

Пары становятся в 2 линии: в одну дамы, в другую кавалеры. 1-ая пара берет за 2 конца платок и проносит его над головой дам. Затем заставляет кавалеров прыгать через него. Дойдя до своих мест, отдают платок следующей паре, а сами отходят в сторону. Когда платок дойдет до последней пары — общий вальс.

12. Цифра 8 к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс
Начало — (?)
Антураж — нет.
Источник — Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890.

Дамы выстраиваются в два круга, кавалеры — в цепь и ходят вокруг дам восьмеркой, пока не дойдут до своих дам (тогда дам надо строить также по цепи). Потом общий вальс.

13. Обманутый к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — полька
Начало — 1 пара
Антураж — нет.
Источник — Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890.

Под звуки польки танцуют цепочкой, затем дама выбирает кавалера, затем кавалер — даму (как в «Пу») — пока не станет по концам два кавалера. Тогда распорядитель просит всех дам обернуться в одну сторону, и танцевать с кавалерами, которые окажутся перед ними — один кавалер окажется лишним.

14. Хлопушка к списку фигур

Сюжет — постановка с аксессуарами
Танец — (?)
Начало — (?)
Антураж — хлопушки с костюмами
Источник — Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890.

15. Поле битвы к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — вальс
Начало — 2 или 3 пары
Антураж воздушные шарики
Источник — Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890.

Начинают танец — кавалеры с шариками в правых руках. Кто кому шарик лопнет — тот утого отвоюет даму на тур вальса и т. д.

16. Тройки к списку фигур

Сюжет — игра с аксессуарами
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — вожжи
Источник — Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890.

После тура вальса пара разделяется, выбирают — дама трех кавалеров, кавалер — трех дам, запрягают их и ездят на них как на тройках.

17. С веером к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец — любой
Начало — все дамы
Антураж — веера
Источник — Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890.

Дамы сидят, закрыв лица веерами. Кавалеры проходят мимо. Кому дама откроет лицо — с тем и танцует.

18. Начальное приветствие к списку фигур

Сюжет — начало
Танец — вальс
Начало — все пары
Антураж — нет
Источник

Все пары встают по четырем сторонам. Каждая сторона соединяет руки. Сходятся стороны в длину — поклон. Сходятся стороны в ширину — поклон. Первая пара танцует тур вальса. Все пары по номерам повторяют тур вальса. Далее — котильон.

19. Игры бабочек к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — полька
Начало — 1 пара
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Одна пара — тур польки. Потом выбирают — кавалер — четырех кавалеров, дама — четырех дам. Берут двух под руки, двух — за руки. Начинают этими композициями танцевать польку, пока не окажутся лицом друг к другу. Собираются в пять пар. Затем начинают танцевать польку, кружась друг вокруг друга.

20. Сплетение венков к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Тур вальса, затем обыкновенный прямой выбор (кавалер — кавалера, дама — даму). Все 8 пар делают круг и разделяются на 2 линии. Первая линий — линия, вторая разваливается на 4 пары. Первая шеренга обходит кругом все пары второй шеренги, делая вокруг каждой круг (спиной — лицом — спиной — лицом), начиная с самой удаленной пары. Затем то же делает вторая шеренга. Затем общий танец.

Вариант: (?) круги — 3 пары, цепь кавалеров вокруг дам.

21. Грезы счастья к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — 3 пары
Антураж — венок, платок
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

3 пары, прямой обычный выбор, шесть дам составляют круг. В центр первая дама приглашает другую даму, ей завязывают глаза и дают венок. На знак распорядителя дама надевает этот венок какой-либо даме. В этот момент кавалеры подходят к кругу дам и дама одному из них вручает венок — он танцует с центральной дамой. Все — тур вальса. А «лишняя» дама оказывается в центре на следующую фигуру.

22. Азартная игра к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — стол, стул, кости
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура кавалер сажает даму на стул. Подводит еще двух кавалеров и они разыгрывают даму в кости.

23. Взаимная услуга к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Пары становятся по углам квадрата. Первая обходит вальсом вторую и занимает ее место. Вторая — третью и т. д. пока первая снова не окажется на своем месте (всего 16 проходов?)
Затем общий вальс.

24. Пирамида к списку фигур

Сюжет — построение, выбор
Танец — (?)
Начало — 3 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура танца все делают прямой обычный выбор. Дамы встают пирамидой (вариант — кучей), а кавалеры встают в гирлянду и начинают их обходить так, чтобы в результате у каждой дамы оказалось бы по кавалеру. Общий танец.

Вариант: змея — дамы стоят кучей, а кавалеров идет больше, чем дам (из Де-Колиньяр, самоучитель...)

25. Стакан утешения к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — 3 стула, бокал вина
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура кавалер сажает даму на центральный стул и вручает ей бокал вина. На два других стула сажает двух кавалеров. Дама одному вручает бокал и пока он его неспешно пьет, танцует с другим.

Вариант: фонарь, которым освещают путь танцующей пары, веер, которым обмахивают пару.

26. Один из трех к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура кавалер приглашает еще двух кавалеров. Они составляют круг вокруг дамы. Дама выбирает одного, два других танцуют в паре.

27. Поэты к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — (?)
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура кавалер подводит к даме трех кавалеров. Она говорит одиночное словами простое предложение. Кавалеры отвечают в рифму. Дама танцует с автором лучшего экспромта.

28. Перемена дам к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — 2 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Сделав тур вокруг залы, кавалеры обмениваются дамами не изменяя па и не теряя такта. После следующего круга меняются обратно. Потом танцуют до своих мест.

Вариант: галоп или мазурка. Обмен происходит так: кавалеры сцепляются левыми руками, делают пол круга, правыми хватают чужих дам и летят дальше. Потом обмен обратно.

29. Цветы к списку фигур

Сюжет — выбор

Смысл: роза или фиалка, сомнение или сожаление.
Или с фантами: собирают со всех дам фанты — кто что вытащит, тот с тем и танцует.
Стандартный вариант: танцуют те, кому досталось с одинаковыми цветами, или ленточками, и т. д.
Или: дамы (не менее 4х) бросают платки, а кавалеры (не менее трех) их ловят.
Или: вытаскивают дам из-за занавески, из-за двери, и т. п.

30. Переход к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — не менее 4х, любое четнок количество пар
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Протанцевав один раз вокруг залы все становятся в две шеренги и проходят друг сквозь друга 2 раза (как в шотландском свадебном?): левая шеренга поднимает руки, правая проходит. Потом — общий круговой танец.

31. Букеты к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — 2 пары
Антураж — 4 букета
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Тур танца. Потом первая пара берет каждый по букету и вручают дама — кавалеру, кавалер — даме. Еще тур. Первые пары садятся, а вторые вручают букеты следующим и так пока все не перетанцуют.

32. Дамы, обменивающиеся местами к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — 4 стула
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура дама зовет трех дам, а кавалер встает в центр квадрата. Дамы по знаку меняются местами. Если кавалер успеет занять место одной из них, он с ней танцует. В игру вступает второй кавалер и третья дама, и т. д.

33. Подстрекатель к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — 6 пар
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура 2-6 пары становятся колонной. Кавалер первой пары встает впереди колонны, а дама приглашает еще одного кавалера, они становятся в хвост колонны, оттуда начинают обходить колонну с двух сторон так, чтобы встретиться перед первым кавалером. Если это удалось, то они танцуют, а первый идет на место. Если нет, дама танцует с первым, а дополнительный идет на место. Затем во главу колонны встает второй кавалер, а его дама приглашает дополнительного.

34. Полумесяц к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — 3 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Тур. Потом каждый кавалер приглашает по две дамы, дама — по два кавалера. Группы становятся в две колонны друг вокруг друга. Первые две группы начинают закручиваться так, чтобы группа с двумя амами сначала оказалась во внутреннем круге, потом во внешнем. Затем все второй раз, затем общий круг, затем — 6 пар (берут правую даму). Затем следующие две тройки.

Полнолуние: Вариант на 8 пар. Цепь кавалеров и цепь дам, взаимно закручиваются внутрь — наружу.

35. Встреча к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?) (красивый вальс)
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура все делают прямой выбор и встают в две шеренги напротив своих партнеров, затем делают круг влево, круг вправо, снова две шеренги. Первый кавалер подает руку своей даме, идет между шеренгами и линии идут за ним. Затем размыкаются, кругом идут к начальному месту и от этого места начинают танцевать. Все пары от этого же места начинают танцевать.

36. Молниеобразное движение к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — галоп
Начало — 5 пар
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Тур. Выбор. 10 пар в ряд. Первая пара обходит всех молнией под острым углом и становится впереди всего ряда. Когда она проходит пятый промежуток, то же самое начинает делать вторая пара. И так пока все не пройдут. Здесь очень важен порядок исполнения.

37. Очередные стулья к списку фигур

Сюжет — построения
Танец — вальс или полька
Начало — 2 пары
Антураж — 4 стула
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура кавалеры приглашают даму, дама — кавалера и все пары — за стульями по квадрату. В фигуре каждая дама должна обойти каждый стул вальсом или полькой. (?) «Во избежание столкновения все пары должны обмениваться стульями равномерно».

38. Гадание к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — 3 стула, платок
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После круга дама выбирает кавалера, своего сажает на стул, а сама с новым кавалером садится на остальные два стула. Кавалер-гадальщик на кого указывает, с тем и танцует. Если осталась одна дама — танцует со своим. Если кавалер — идет на место.

39. Удары волн к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — полька
Начало — 3 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Круг по залу. Три пары потом приглашают еще три. Одна — в центре, пять стоят вокруг тесным сомкнутым кругом. Первая пара танцует польку, остальные повторяют ее движения не размыкая круг. Как только первая пара остановилась — перемена центральной пары.

40. Каток к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — галоп
Начало — 2 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Выбор. Четыре пары встают как на кадриль. Сходятся по сторонам, меняются дамами, причем кавалеры идут назад правыми плечами. Затем по другим. Когда дамы возвращаются к кавалерам — галоп до своих мест.

41. Тур с воздушными шарами к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец — (?)
Начало — (?)
Антураж — воздушные шарики, стулья
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Каждая дама после тура зовет еще двух кавалеров (итого 4) и кидает в воздух шарик.
1. Пока кавалер ловит его, она выбирает одного и оставшийся танцует с шариком.
2. Танцует с поймавшим, который держит шарик левой рукой вверх.

42. В мышевловке к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — вальс
Начало — 6 пар
Антураж — 5 платков
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Одна пара в середине, пять образуют круг, увеличенный платками (их держат внутри пары). Центральная пара танцует и пытается схватить платок. Ей мешают это сделать. Если схватила — пары меняются местами.

43. Ловкий стрелок к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — вальс, полька
Начало — 2 пары
Антураж — платок, перчатки
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

У одного кавалера за спиной в левой руке шляпа, у другого — в левой руке перчатки. Он должен закинуть их в шляпу в процессе танца. Кто проиграл, тот садится. Третья пара получает перчатки.

44. Крест дам к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — 2 или 4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Круг по залу. Выбор (если 2 пары). Построение по квадрату. Дамы в центр — мулине правыми руками, к своим кавалерам — мулине левыми руками. В центр — мулине правыми руками, к следующим кавалерам — мулине левыми и так пока не вернутся к своему кавалеру. Тогда — общий круг.

45. Сельская к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — галоп
Начало — 12 или 4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После круга, если 2 пары — выбор. Затем встают в линию (2 линии) и танцуют четвертую фигуру кадрили, причем и кавалера, и даму изображает одна пара.

46. Четырехколесная мельница к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс
Начало — 4 пары
Антураж — 2 или 4 ленты
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Тур. После этого каждому кавалеру в левую руку по ленте и танцуют вальс, ленты должны держаться по кругу и натянутыми. После двух кругов — ленты следующим (вариант названия — летящие шали).

47. Путешествие к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — 2 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Выбор до 4-х пар. Все встают как в кадриль и идут по сторонам вразрез (сквозь пары) пока не вернутся назад. Тогда общий танец.

48. Скрещивание дам к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — полька, мазурка
Начало — 2 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Круг по залу. Выбор до четырех пар, каре. Два кавлера берут по две дамы. Сходятся-расходятся, затем пережают дам наперекрест (как в?). И так пока дама не вернется на свое место.

Целя называется двойная пастушка и считается упрощенной четвертой фигурой кадрили.

49. Двойная мельница к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — 2 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Круг. Выбор. Кавалеры выводят дам в центр, те делают мулине правыми руками, а кавалеры идут по кругу вправо. Встретившись за левые руки меняются местами и теперь кавалеры — мулине, дамы — круг. Потом опять перемена и опять мулине дам. Затем общий танец.

50. Знак — 8 к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс или полька
Начало — 1 пара
Антураж — 2 стула
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Пара танцует вокруг стульев по восьмерке, как можно ровнее.

51. Тройки к списку фигур

52. Тоннель к списку фигур

Сюжет — игра-построение
Танец — (?)
Начало — 3-4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Все встают в цепочку. Первый кавалер ведет всех фарандолой до последней арки, а потом идут обратно.

53. Двойная цепь к списку фигур

Сюжет — построение, выбор
Танец — (?)
Начало — 3-4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Круг. Прямой выбор (дама даму, кавалер кавалера). Кавалеры составляют цепь, дамы — другую цепь. Идут друг другу навстречу, шен, потом сходятся и кто кого увидел, тот того и пригласил (первый кавалер — первую даму, второй кавалер — вторую, и т. д.)

54. Железнодорожный мост к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — галоп
Начало — (?) (не менее 4х)
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Выбор, если нужно, чем больше тем лучше. Круг. Затем разделение на 2 колонны. Колонны идут навстречу, 2-я при подходе к 1-й изображают железнодорожный мост, первая быстрым галопом проносится насквозь. При новой встрече колонны меняются местами. Потом общий круг.

55. Перетасовка карт к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Выбор еще 4х пар. Все встают как в «Детской роще» и начинают начиная с первой пары меняться.
1. Кавалер и дама расходятся правыми плечами (накрест?)
2. Обмен производится у самого места
3. Начало новой волны — после того, как ушедшая первая пара поменялась с тремя парами.
4. Когда придут на свои места — общий танец.

56. Спаивание цепи к списку фигур

Сюжет — Построение
Танец — ?
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Выбор до восьми пар. Все по две пары стоят тесными группами. Первая группа берется за руки, чтобы дамы стояли рядом. Кавалеры размыкают руки и ловят ближайшую группу. Как только их руки сомкнулись, размыкают руки дамы и ловят следующую группу. И так пока все не переловят.

57. Лабиринт к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — все
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Все в круг, влево, размыкается между первым кавалером и последней дамой и свивают не тесную спираль. Начиная с последней пары все танцуют по спирали, цепляются ко внешнему концу и снова составляют круг. Потом — общий танец.

58. Двойной крест к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс, мазурка
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник

После круга кавалеры делают мулине левыми руками, в правых держат дам. Каждая дама призывает еще пары, все это кружится и заканчивается общим галопом.

59. Невидимки к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — (?)
Антураж — дверь в другую комнату
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Дамы удаляются в другую комнату, кавалеры подходят и протягивают в дверь руку ладонью вверх. Дамы касаются только пальцем. Успел поймать — танцует, не успел — нет.

60. Беседа к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — вальс, мазурка
Начало — 8 пар
Антураж — нет
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Каждые 4 пары составляют круги, затем кавалеры делают беседки (встать лицом наружу, поднять и сцепить руки). Дамы делают две цепочки и этими цепочками бегают сквозь беседки. Кавалеры по возможности их ловят. Если поймают — (?) круг вальса или променад мазурки с ближайшим.

61. Платок к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс
Начало — 1 пар
Антураж — лента или платок
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Кавалеры на вытянутых левых руках держат ленту и пары по очереди под ней вальсируют. Упрощенный вариант летящих шалей.

62. Крест кавалеров к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — мазурка
Начало — 2 пары
Антураж — нет
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

После променада каждая пара приглашает еще одну даму. Тройки сходятся — расходятся — сходятся — расходятся. Затем кавалеры за руки меняются местами и делают шен поочередно со всеми дамами, начиная с правой руки. Дамы не уходят со своих мест! Затем снова кавалеры меняются местами. Отводят чужих дам на место, а со своими — променад.

63. Дань красоте к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс, мазурка
Начало — 2 пары
Антураж — нет
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

После круга по зале кавалеры становятся на одно колено, а дамы, держась за их руки, дважды их обходят. Затем меняются местами, дважды обходят чужого кавалеры и снова меняются местами. Общий круг (променад) по зале.

64. Дань грации к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — мазурка
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Усложненный вариант «Дани красоте». Начало как в «ДК». Кавалеры встают по квадрату лицом или все внутрь, или все наружу. Все дамы — один оборот вокруг своего кавалера. Далее 1 и 3 дамы траверсе с визави (перемена мест), а дамы 2 и 4 делают круг. Затем 2 и 4 — траверсе, 1 и 3 — круг. Далее все 1 оборот вокруг чужого. Далее в том же порядке возвращаются на свои места, еще круг дам вокруг своих, потом общий променад.

65. Кошка и мышка к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — (?)
Антураж — (?)
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Облагороженный вариант народной игры. Все пары кроме одной образуют круг. Дама первой пары — «мышка» находится внутри круга. Кавалер — «кошка» — снаружи. Круг:
1. кружится
2. подыгрывает мышке

И кошка, и мышка могут выбегать внутрь и наружу (если у кошки это получится). Кошка должна поймать мышку или за определенное время, или после определенного количества раз выхода в круг (2-3). Если поймал — оба становятся в круг, если нет — кавалер из круга изгоняется, а дама становится в общий круг.

66. Сороки к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — все
Антураж — стулья для дам
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Дамы сидят, а кавалеры, положив правую руку на плечо впереди идущего, а левой держа носок поднятой ноги, цепочкой между стульями скачут.

67. Фиалки к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец
Начало — 4 пары
Антураж — корзина с фиалками
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Дама кавалера-распорядителя раздает (продает) кавалерам цветы фиалок. Те преподносят цветы дамам с одновременным приглашением к танцу. Получив такое приглашение, отказать нельзя.

68. Преследователи к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — 3 пары
Антураж — бант с длинными концами на булавке
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Первая пара танцует. У кавалера на плече прикреплен бант. Две пары в танце преследуют и пытаются бант сорвать. Все постепенно побывают в игре.

69. Передники к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец — (?)
Начало — 1 дама, 2 кавалера
Антураж — 1 стул, 2 передника
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Дама сидит на стуле и предлагает кавалерам по свернутому переднику. Кто быстрее его оденет — тот танцует с дамой. А второй — с ее кавалером (последнее не обязательно).

Там же варианты:
Иголка — кто быстрее вденет нитку в иголку.
Стакан воды и бисквит — кто быстрее съест или выпьет.
Волшебницы — у ног дамы 2 куклы в остроконечных шляпах. Кавалеры на одной ноге без рук поднимают их зубами.

70. Мост к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — не менее 4х пар
Антураж — нет
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Пары строятся в колонны. Начинают вторые. Проходят между первыми — останавливаются. 3-е между первыми — останавливаются, и т. д. пока пары не кончатся. Тогда первые проходят сквозь всех и идут далее танцевать. Затем вторые, третьи и т. д.

71. Тур де дам (Les dames ensambles) к списку фигур

Сюжет — игра, выбор
Танец — вальс, полька
Начало — все
Антураж — нет
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Дамы танцуют в парах друг в другом. Кавалеры в тройках догоняют дам, окружают их и дамы избирают себе партнеров. Оставшиеся собираются в новые тройки и т. д.

Сюжет — выбор
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — нет
Источник

Кавалер стоит на коленях. Его дама поочередно подводит к нему дам, пока он какую-нибудь не пригласит к танцу (например, переждет всех дам и пойдет танцевать со своей). Дамы, отвергнутые кавалером, встают за ним в колонну, а когда он какую-нибудь выберет и делает с ней круг по зале, их освобождают их собственные кавалеры.

75. Изменяющийся крест к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс, полька
Начало — 3 пары
Антураж — нет
Источник — Целлариус «Руководство к изучению новейших бальных танцев» — СПб — 1848.

После круга по зале пары составляют мулине и приглашают еще три пары танцевать в рукавах. По знаку дамы переходят к следующему кавалеру: то в рукав, то в свободный танец.

] Максин А. «Изучение бальных танцев» — М. — 1839 — с. 36. Впрочем, количество фигур со временем лишь добавлялось. Так, у Целлариуса в «Руководстве к изучению новейших бальных танцев» (СПб, 1848 г., с. 73-101) описано 83 фигуры из которых всего 4 мне пока не удалось найти в руководствах конца века. У Петровой в «Петербургском новейшем самоучителе всех общественных танцев» (СПб, 1878 г., с. 159) отмечено, что часть фигур выдумано ею для облегчения роли кавалера-распорядителя и разнообразия котильона. Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890 — с. 140 и далее. Поморский Ю. «Методика бальных танцев» — Конспект лекций, читаемых на «Курсах для подготовки преподавателей и преподавательниц гимнастики» при Сокольском отделе Общества телесного воспитания «Богатырь» — Петроград — 1914 — с. 42. Стуколкин Л. П. «Преподаватель...» — с. 81. «Распорядитель на балах или точное указание строя и исполнения 125 совсем новых и вновь измененных фигур» — Варшава — 1888 — (без автора) — с. 7. см. Ивановский И. П. «Бальный танец XVI-XIX вв» — Л.-М. — 1948 — с. 145. Стуколкин Л. П. «Преподаватель...» — с. 140. Например, «танцы мертвецов» — Стуколкин Л. П. «Преподаватель...» — с. 147: все дамы сидят с закрытыми глазами и кусочками специальной ваты в руках, кавалеры стоят с бенгальскими огнями в руках, свет огней придает всей сцене зеленоватый мертвенный оттенок; кавалер-распорядитель обходит всех дам с сигарой в руках и поджигает вату, когда вата загорается дама открывает глаза, когда догорает — один из кавалеров приглашает ее к танцу.

В истории танца бывают случаи, когда одно и то же название обозначает разные движения, разные шаги, разные фигуры. Такая же ситуация и со словом «котильон». Все знают, что это - веселый танец-игра XIX-го века, и немногие знают, что в XVIII-м веке котильонами назывались танцы контрдансного типа, но исполняемые не в колоне, а в квадрате-кадрили.

Первые котильоны появились в самом начале XVIII-го века во Франции. Первоначально исследователи считали, что котильоны были заимствованы французами из круговых и квадратных контрдансов, которые были описаны еще у Плейфорда.
В 1969 г. французский исследователь М.Гульшер приводит доказательства в пользу того, что вопреки распространенному мнению, котильон и кадриль не являются французским развитием английских квадратных танцев, например, упомянутых в ранних изданиях Джона Плейфорда «The English Dancing Master». Исследователь дает основание предполагать, что, среди английских контрдансов, представленых ко двору Людовика XIV сначала англичанином Исааком Орлеанским (1684) и позже Андре Лореном (1688), не было кадрилей. Он предполагает, что истинным прародителем котильона и кадрили была модификация французского танца, бранля. В доказательство своей версии он цитирует введение к «Receuil pour I’Annee» 1706, который содержит первый известный танец названный LeCotillon , написанное придворным танцмейстером Фейе. По описанию Фейе этот Котильон был:

«…, хотя старый танец, но очень популярен при дворе, так что мне не обойтись без его включения в это небольшое собрание »

и он описывает его как:

«… вид бранля на четверых, который любой может танцевать без предварительной подготовки »

Этот танец для двух пар стоящих лицом друг к другу, состоял из шести куплетов, простых и различных фигур, разделенных общим, всегда одинаковым припевом. С 1716 года добавляются еще две пары, и танец стал квадратом для четырех пар. Дополнительные две пары подразумевали разработку более сложных припевов и число куплетов увеличилось до 9. Постепенно эти 9 куплетов были стандартизированы и стали одинаковыми во всех котильонах. Только припев отличал один котильон от другого. Во Франции куплеты танца были известны как 9 туров (иногда назывались репризами или синкопами), а припев назывался фигурой. В Великобритании куплеты были известны как перемены .

Однако действительно ли французы изобрели велосипед и создали свои квадратные танцы, столь похожие на английские, безо всякого влияния со стороны Англии?

Это представляется весьма сомнительным, особенно если учесть несколько обстоятельств:
Прежде всего, французские танцмейстеры знали не только отдельные английские танцы, но и знали сами сборники Плейфорда: к примеру, Фейе переписывает танец Джемеко, имеющийся у Плейфорда, под названием La Bonne Amitie (Добрая дружба). А значит, они знали и о существовании танцев в квадратном сете. Несомненно то, что в котильонах часто поочередно солируют то первая и противолежащая ей пары, то две боковые пары, могло и не быть осознанной калькой с аналогичных приемов в английских контрдансах, но при том, что французские мастера читали такие английские описания, как-то неправильно говорить, что такой вид построения они изобрели «с нуля». И еще один очень важный факт: структуру первых котильонов можно выразить как 1-А-2-А-3-А-4-А-5-…., где цифрами обозначены смены (общие для всех котильонов), а буквой - фигуры, каждая из которых могла повторяться в одном и том же котильоне хоть все девять раз, но для разных танцев подбирались разные фигуры. Такая же структура уже была известна в истории танца: многие контрдансы с плейфордовской формулой можно записать как 1-А-2-А-3-А, где 1,2,3 - это стандартные проходы вперед, сходы плечами, повороты за руки, общие для многих контрдансов, а А - припев, который мог быть как единый для всего танца, так и разный после каждого куплета. И в довершении хочется отметить, что первые три фигуры из котильонных туров были проход по кругу (аналог прохода в английских круговых контрансах), провороты за одну и за две руки (что можно рассматривать как переосмысление sides и arms). Т.о., мне кажется, что английские контрдансы в квадрате внесли свое влияние в формирование котильона. Это не было непосредственное заимствование формы (квадратные контрдансы в Англии на рубеже XVII-XVIII вв. были не очень популярны, а плейфордовская формула отошла в прошлое), скорее это было творческое переосмысление французскими хореографами прочитанных ими в сборниках Плейфорда старых танцев, сделанное на основе местных французских форм танца.

Котильоны были весьма популярны во Франции, так что именно такой тип танца в некоторых местностях стал называться контрдансом французским (по аналогии с контрдансом английским - танцем в лонгвее). Это объясняется тем, что:
а) бальные залы во Франции были не вытянутой формы как в Англии, а тяготели к квадрату;
б) в классовом сознании французского общества квадратное построение было предпочтительнее тем, что каждый может выбрать свое окружение для танца, а не танцевать со всеми подряд.

К середине XVIII-ого столетия котильон (по-английски ’cotillion’) утвердился во всех главных городах Франции и был так же популярен, как и англез (l’Anglaise), английский танцевальный стиль лонгвеев с прогрессией. В 1762 году парижский собиратель и издатель танцев, де Ла Кюисс, изобрел новый метод записи, используя который каждый котильон можно было записать посредством всего одной страницы простых диаграмм. Это сильно уменьшало себестоимость танцевальных книг (для сравнения - нотация Фейе требовала целых восемь тщательно выгравированных пластин, чтобы передать ту же самую информацию). Правда, новая система не описывала шаги, но к этому времени шаги были редки в употреблении и их использовали в фигурах по соглашению. Сокращение затрат на публикацию при помощи метода Кюисса привело к быстрому росту доступности котильонов широкой публике и также ускорило их распространения вне границ Франции. Котильон проникает во многие страны, включая Германию, Италию, Данию и Англию.

Именно 1760-е считались звездным часом котильона. Эти танцы завоевали весь старый свет, и были известны в новом свете - причем каждый танец следовал раз и навсегда установленной в той или иной местности формуле, для Англии она, например, выглядела так:

1. Grand Rond (Гранд Ронд) - общий круг влево и вправо.
А. первое исполнение оригинальной фигуры
2. La Main (Ля Мейн) поворот за правую руку, затем поворот левую руку
А. второе исполнение оригинальной фигуры
3. Поворот за две руки - сначала по часовой стрелке, затем против
А. третье исполнение оригинальной фигуры
4. Мулине Дам
А. четвертое исполнение оригинальной фигуры
5. Мулине Кавалеров .
А. пятое исполнение оригинальной фигуры
6. Дамы танцевали общий круг за руки - сначала по часовой стрелке, затем против нее, до своих мест.
А. шестое исполнение оригинальной фигуры
7. Аналогичный общий круг кавалеров
А. седьмое исполнение оригинальной фигуры
8. Аллеманда (партнеры скрещивают руки за спинами и кружатся сначала по часовой стрелке, затем против)
А. восьмое исполнение оригинальной фигуры
9. Grand Rond - общий круг влево и вправо.
Иногда котильон предписывалось завершать La Main.

Последовательность смен, впрочем, в разных странах была разной: в Америке: общий круг, променад, круг за руки, аллеманд, мулине дам, мулине кавалеров, круг дам, круг кавалеров, общий шен за правые и левые руки, общий круг ; в России - общий круг, круг за руки на месте, аллеманд, мулине дам, мулине кавалеров, круг дам, круг кавалеров, общий круг . Иногда добавляли перед финальным общим кругом мулине и круг в четверках (первые с четвертыми, вторые с третьими) . Ради справедливости, нужно отметить, что все эти традиции зафиксированы уже в 19-м веке.

Котильонов было много, их сочиняли все, кому это было интересно: «За это время, контр выливались въ регулярные котильоны съ особымъ ярко выраженнымъ стилем. Появились для контры новыя руководства изобретательных танцмейстеровъ. Лица изъ общества также сочиняли и комбинировали разныя контры, которыя вошли въ списки самоучителей. Дошли даже до того, что контра «La Griel» была сочинена въ 1760 г. въ честь сторожа парка въ С.-Клу; «La Franc» получила свое название отъ имени сторожа въ Булонскомъ лесу. »

К концу XVIII-ого столетия каноническая форма котильона начала изменяться. Ранний припев подразумевал, что все 8 танцоров постоянно находились в движении. Теперь же количество танцующих одновременно сокращалось до одного-двух человек. Таким образом, навыки отдельных танцоров стали более заметными для других членов сета, каждый из которых, в свою очередь, мог продемонстрировать умение и восхитить партнеров. Эти изменения формы танца, возможно, стимулировались учителями танцев, представлявших танцы нового сезона, поскольку у танцмейстеров была материальная заинтересованность в том, чтобы побуждать танцоров улучшать и расширять знание сложных шагов и фигур.

Другим изменением было сокращение числа куплетов. Переход от обычных девяти к четырем-пяти значительно сокращало танец и уменьшало скуку от повторяющихся одинаковых припевов . В самом конце столетия есть некое указание в опубликованных танцах, что между припевами мог просто повторяться один общий круг (’rond ordinaire’). Дальнейшее изменение - очевидное желание уменьшить количество повторений в котильоне - привело к изобретению ’pot-pouree’, варианту котильона, где каждый куплет сопровождался припевом, отличающимся от предыдущего. Первоначально, возможно, было только три припева, повторенные последовательно, но в конечном счете pot-pourees были разработаны с различным припевом после каждого из девяти куплетов. К счастью, судя по всему, эти невероятно сложные танцы не распространились за пределы Франции.

Дальнейшим развитием этого типа танцев были сеты кадрилей - но это явление уже полностью принадлежит 19-му веку.

Та же ситуация была и в России - у Петровского отмечены как обязательные 7 фигур, у Максина их всего только пять Rogers Ellis A. The Quadrille. Orpington, 2003. pp. 10



Последние материалы сайта