Из этой статьи вы узнаете:
Добросовестные учителя должны дать своим ученикам список книг на лето по чтению и литературе. А ответственные и любознательные ученики должны его прочитать от А до Я. На деле же получается, что в конце учебного года многие замотавшиеся в конец преподаватели забывают это сделать. А если всё же заветный перечень оказывается в руках детей, последние в большинстве своём благополучно закидывают его до лучших времён. Но вот начинается август - и тут уже подключаются родители, спрашивая с бедного дитятки, а читал ли он что-нибудь. Если вы потеряли свой список - не беда. Мы вам поможет его восстановить.
Естественно, наш список книг для чтения летом будет примерным. Нет единого перечня, утверждённого Министерством образования. Однако то, что вы найдёте здесь, максимально приближено к возрастным особенностям учащихся по классам и тем программам по литературе, которые им придётся изучать в новом учебном году. Несколько полезных советов помогут извлечь из них максимум пользы:
Очень часто возникает путаница с классами. Чтобы найти список книг для чтения летом при переходе из одного класса в другой, перечень должен быть предназначен для последующего класса. Т. е. если вы закончили 3 класс, вы уже не третьеклассник, - соответственно, список должны смотреть уже для 4 класса.
Лайфхак. Чтобы сюжет книги запомнился, после каждого прочитанного произведения неплохо посмотреть мультфильм или художественный фильм по его мотивам.
В начальной школе сейчас уже все перешли на ФГОС, в разных школах внедряются разные программы: «Школа России», «Перспектива», «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Система Эльконина и Давыдова», «Ритм», «Начальная инновационная школа». Однако курс литературного чтения во всех этих системах направлен на одно - привить любовь к книгам маленьких учеников. Поэтому им так необходимо заниматься чтением летом. Наши списки им в этом только помогут.
Родителям на данном этапе лучше взять под контроль чтение книг летом и просить детей читать вслух, чтобы нарабатывалась техника. После того, как дневная норма преодолена, нужно обсудить прочитанное и убедиться в том, что ребёнок понял книгу.
Полезный совет. Не обязательно вычитывать всю дневную норму за 1 раз. Можно разбить её на утреннюю и вечернюю дозу, например.
Некоторые классы среднего звена сейчас тоже перешли на ФГОС. В список книг для чтения летом для этой возрастной группы входят преимущественно приключенческие произведения, цель которых - продолжить заинтересовывать ребёнка, чтобы он не бросал этого благого дела.
Некоторые книги кочуют из списка в список, но это не должно смущать: значит, они очень важны для усвоения литературной программы и ребёнку будет не лишне повторить сюжет произведения, даже если он его читал прошлым летом. Книги для старшеклассников
Несмотря на то, что список книг на лето для старшеклассников не отличается длиной, объём рекомендуемых произведений может испугать многих.
Списки книг на лето для учеников любого класса не должны быть повинностью или обязаловкой. Это должен быть интересный, увлекательный путь в мир искусства. А для старшеклассников стимулом должно стать желание успешно сдать выпускные экзамены. А без чтения это просто невозможно.
Список литературы к 11 классу
Альтернативный список литературы к 11 классу
Елена Николаевна НИКЛЯЕВА, учитель начальных классов школы №61 им. Н.М. Иванова, предупреждает: чтение для ребенка не должно быть наказанием.
Когда малыш оформляет читательский дневник вместе с родителями, обсуждает с ними прочитанное, появляется вкус к чтению. Школа, в свою очередь, мотивирует хорошими отметками. Книги в списках на лето являются рекомендованными, на родительское усмотрение. Можно что-то выбрать из списка произведений и дополнить своими вариантами или читать все полностью. Список для первого класса начинается с фольклорных текстов, заканчивается рассказами о детях и животных, похожу последовательность мы можем наблюдать и в списках для второго, третьего, четвертого классов. Есть и «ниточка» ключевых авторов, к которым относятся Толстой, Драгунский, Бианки: их произведения изучаются с первого по четвертый классы.
” Читательский дневник заполняют и самые юные ученики: как пояснила Елена Никляева, его ведение чаще всего оценивается педагогом, ведь помимо уроков чтения, есть и такой предмет, как внеклассное чтение.
Оформление дневника меняется в зависимости от возраста ребенка. Это обычная тетрадь, печатного варианта нет. Первоклассникам в нашей школе мы предлагаем просто записывать автора произведения и его название, рисовать иллюстрации, может, лепить поделки из пластилина - формы работы самые простые. Затем ведение дневника усложняется. Ученики второго класса уже отвечают на вопросы по прочитанному и составляют свои собственные, выделяют тему и основную мысль книги. В третьем классе школьники работают со словарем, выписывают из текста незнакомые слова, привлекают личный опыт: например, открывая книгу о животных, записывают, что уже о них знают, а после прочтения пишут небольшой отзыв. В четвертом классе эти отзывы становятся уже маленькими сочинениями. Читательский дневник можно вести и летом, и в течение всего учебного года.
” Технический прогресс добрался и до детского чтения: даже первоклассники книги часто уже не читают, а слушают.
Чтение - это прежде всего общение ребенка с книгой, индивидуальная деятельность, - рассказала Елена Никляева. - Но допускается и прослушивание аудиокниги, если ребенок находится в поездке. Возможен и формат электронной книги. Конечно, это крайняя мера, но бывают такие случаи, что в школьной библиотеке нужной книги нет, а в районной ее могут дать лишь на десять дней, после чего нужно либо продлевать абонемент, либо сдавать книжку. Если семья уезжает на каникулы, это очень неудобно. Рекомендация тут однозначная: главное - ознакомиться с произведением, а на бумажном носителе или электронном, уже другой вопрос.
Правило 1
Помните, что книга - это не наказание. Нельзя прерывать игру ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать.
Для этого родители или педагоги во внеурочное время используют различные приемы. Например, начинает читать взрослый - просит продолжить чтение ребенка; просит прочитать небольшой текст под картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).
Правило 2
Правило 3
Правило 4
В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте) предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого автора.
Правило 5
Рекомендуемый список литературы для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 1 класса (составлен М. В. Бойко, старшим преподавателем кафедры начального образования СПб АППО, соавтором курса «Литературное чтение» УМК «Школа России», УМК «Перспектива»
(Если очень хочется…)
Предложите детям нарисовать иллюстрации к тем книгам, которые прочитали. Перед тем как они начнут рисовать, попросите их найти страничку в тексте (книге), фрагмент которой хотелось бы изобразить в иллюстрации. Посоветуйте детям сделать подписи под рисунком (возможно, заголовок или предложение из текста).
Если ваш ребенок любит лепить, то предложите изобразить наиболее понравившийся или запомнившийся фрагмент с помощью пластилина и природных материалов (шишек, веточек, колосков). Предложите подписать работу.
учащимися 2 класса (составлен М. В. Бойко, старшим преподавателем
(Если очень хочется…)
Предложите детям сделать рисованный мультфильм по прочитанным произведениям, сделайте подписи под слайдами. Или предложите им дополнить содержание прочитанного текста: изменить начало и записать его в виде рисунков, знаков, придумать другое окончание текста, изобразите его с помощью рисунков, записей.
Возможно, вы вместе с ребятами создадите мультфильм по прочитанному произведению. Фрагменты текста войдут в мультфильм, вылепите героев мультфильма, сделайте много фотографий, озвучьте.
Рекомендуемый список литературы для самостоятельного и семейного чтения летом учащимися 3 класса (составлен М. В. Бойко, старшим преподавателем кафедры начального образования СПб АППО, соавтором курса «Литературное чтение» УМК «Школа России», УМК «Перспектива»
(Если очень хочется…)
Информацию, прочитанную в произведениях, можно представить в форме «бортового журнала», «двухчастного дневника». Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.
Что мне известно по данной теме? (Тема о природе, о животных, об авторе, по названию).
Что нового я узнал из текста? Что мне запомнилось? Что меня удивило?
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.
Двухчастный дневник - этот прием, который дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. Он выглядит так.
Дата чтения | Отзыв |
|
1.Русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки и небылицы, загадки, пословицы, поговорки. | ||
2. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко». | ||
3. Стихи для детей о природе Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, А.А.Блока, С.Я.Маршака, И.А.Бунина, К.Д.Бальмонта, А.А.Фета, А.К.Толстого, С.А.Есенина, В.Я.Брюсова, А.С.Пушкина (1 – 2 стихотворения каждого автора). | ||
4. Е.И.Чарушин «Про Томку». | ||
5. В.В.Бианки «Лесные домишки» . | ||
6. М.М.Пришвин «Еж» . | ||
7. К.И.Чуковский «Краденое солнце», «Бармалей», «Федорино горе». | ||
8. С.Я.Маршак. «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке». | ||
9. С.В.Михалков «Дядя Степа», «Как медведь трубку нашел», «Щенок». | ||
10. А.Л.Барто. «Медвежонок-невежа», «Милочка-копилочка». | ||
11. Н.Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры». | ||
12. Стихи детям о детях: В.Д.Берестов, Э.Э.Мошковская, В.В.Лунин, Е.А.Благинина, В.Д.Берестов, И.П.Токмакова, Б.В.Заходер (1 – 2 стихотворения каждого автора). | ||
13. Г.Остер «Вредные советы». | ||
14. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка». | ||
15. И.А.Крылов. «Волк и лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей». | ||
16. В.А.Осеева «Волшебное слово», «Синие листья». | ||
17. Л.Н.Толстой «Лев и собачка». | ||
18. В.Г.Сутеев «Мешок яблок», «Разные колёса». | ||
19. Ш.Перро «Мальчик с пальчик».
| ||
20. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», «Дикие лебеди». |
Не обязательно, чтобы ребенок за летние каникулы сам прочитал все эти книги. Большие по объему произведения читайте ребенку вслух, или с ним «по очереди». Хорошо, если во время вашего чтения, он будет «следить» за вами, двигаясь глазами по строчкам. После чтения не забудьте поговорить о сюжете и главных героях произведения, обменяться впечатлениями. И еще несколько слов о режиме чтения. Чтобы научиться читать хорошо, ребенок должен читать не менее 10-15 минут в день. Но помните, что первокласснику не рекомендуется читать более 30 минут подряд. Если он хочет вернуться к чтению, то это лучше сделать только после перерыва, продолжительность которого не менее 25-30 минут.
Курской области, Курского района
Урок по литературному чтению в 4 классе
на тему: « Самые интересные книги, прочитанные летом»
Подготовила учитель начальных классов
Новикова Ирина Александровна
село Клюква
февраль 2017
Тема: Самые интересные книги, прочитанные летом
Цели: после летнего отдыха привлечь к чтению книг; узнать, как расширился читательский кругозор учащихся; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; лцчностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правил выбора обложки и закладки для книги.
Оборудование: кроссворд и цветик-семицветик, на лепестках которого написаны темы, стихотворения «Страшная история»,»Память», стихи Успенского на карточках.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Речевая разминка
Викторина «Пословицы и поговорки»
- Узнайте пословицы и поговорки.
Назовите имя фольклорного погонщика телят. (Макар. Куда Макар телят не гонял.)
Когда рыба запоет? (Когда рак на горе свистнет, тогда и рыба запоет.)
Какая пословица поможет вам оправдаться за существенное опоздание на урок? (Учиться никогда не поздно.)
К какому занятию приравнивает русская поговорка преждевременный дележ еще не полученного добра? (Делить шкуру неубитого медведя.)
Действуя постепенно и упорно, многого достигнешь, своего добьешься. Какая пословица это утверждает? (Вода и камень точит.)
Какая поговорка советует противодействовать там же средством? (Клин клином вышибают.)
Что говорят, когда чьи-либо слезы, жалобы не вызывают сочувствия, не могут помочь? (Москва слезам не верит.)
III . Работа по теме урока
1. Коллективное рассматривание книг
- Кто из вас был внимателен: сколько пословиц и поговорок я загадала? (7.)
- Верно, семь. Мы уже проводили игру «Цветик-семицветик» в прошлом учебном году. А сейчас снова в нее поиграем. Рассмотрите лепестки. Что вы заметили?(Ответы детей.) ( На лепестках цветка записаны темы: 1) о Родине, о подвигах, о славе; 2) о природе; 3) о сверстниках и школе; 4) о приключениях и волшебстве; 5) о богатырях и героях; 6) о дружбе; 7) (без надписи).)
- Какие книги вы сегодня принесли? Давайте оформим книжную выставку.
( Ученики выставляют книги по темам и кратко рассказывают о них по плану.)
План представления прочитанной книги
1. Название.
2. Автор, иллюстратор (художник).
3. Что читали (сказка, стихотворение, рассказ).
4. О чем читали (см. темы на лепестках цветка, указать свою).
- Посмотрите, какая выставка получилась. Отрывки из каких книг вы хотели бы услышать? (Ответы детей.)
2. Индивидуальные выступления учащихся
( Ученики кратко пересказывают содержание любимых произведений, рассказывают, что нового узнали из прочитанных книг, что открыли для себя. Заслушивают выборочный пересказ к самой интересной иллюстрации в книге. Дети дают рекомендации одноклассникам прочитать всю книгу или, возможно, самое интересное произведение из нее и т. д.)
3. Чтение юмористических стихов Э. Успенского
- Отгадайте, о чем речь. Доскажите слово все вместе, хором.
Чудак-математик
В Германии жил,
Он хлеб с колбасой
Взял и вместе сложил.
Затем результат
Положил себе в рот -
Вот так
Человек изобрел... (бутерброд).
- Представьте себе бутерброд. Кто знает, как его надо правильно есть, чтобы было вкуснее? (Его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.)
- Откуда вы это знаете? Кто дал такой совет? (Из книги «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского. Так советовал кот Матроскин.)
- Какие книги Э. Успенского вы читали?
Сегодня мы познакомимся с двумя его стихотворениями. (Чтение стихотворений «Страшная история», «Память» на карточках.)
- Что можно узнать из стихов о самом авторе? Какой он? (Ответы детей.)
4. Викторина «Творчество Э. Успенского»
- Узнайте, из каких произведений эти цитаты.
«На столе стоял поднос с фруктами. Фрукты были какие-то неведомые. Они были фиолетовые и напоминали баклажаны. Баклажаны, опоясанные застежкой-молнией. Если молнию потянуть, появлялась земляничного цвета мякоть. По вкусу - смесь ананаса с грецким орехом». («Меховой интернат».)
«Не хотели сражаться, а хотели сдаваться, потому что сосиски вкуснее снарядов! Долой горох, да здравствует творог! За каждого генерала нам дадут кусочек колбасы или кусочек сала!» («Гарантийные человечки».)
«Стали суп вливать и котлеты запихивать прямо в бак. Тут как затарахтит!» («Дядя Федор, пес и кот».)
«Наступила осень, и огромный веселый дачный поселок на станции Интурист опустел в один день. Только семья Люси Брюкиной никак не могла уехать». («Меховой интернат».)
«В одной деревне у одной бабушки жил один городской мальчик. Звали его Митя. Он проводил в деревне каникулы». («Вниз по волшебной реке».)
«Я люблю, когда у человека характер веселый-колбасно-угощательный. А не наоборот - венико-выгонятельный». («Дядя Федор, пес и кот».)
«Шеф! У меня идея. Давайте отправим меня в командировку на место проживания объекта. С заданием изучить его обычный день. Я бы все выяснил: что он ел, где он был и как его могли украсть...» («Колобок идет по следу.)
«Потерялся мальчик. Глаза коричневые, волосы спереди торчком, как будто корова его лизнула. И рост - метр двадцать. Нашедшего ждет подарок». («Дядя Федор, пес и кот».)
- О ком идет речь? Узнайте по описанию.
«А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с хвостиком...» (Почтальон Печкин.)
«У одних родителей мальчик был. Звали его... Потому что он был очень серьезный и самостоятельный». (Дядя Федор.) «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. И звали его...» (Чебурашка.) «Вдруг входная дверь тихонечко заскрипела, и в комнату проскользнула маленькая юркая старушка». (Старуха Шапокляк.)
«Собака породы овчарка. Высокая, средней лохматости. По окраске брюнето-шатенка. Повышенной зубастости. Имеет 6 медалей, охраняет здание вместе со сторожем». (Рекс.)
«А тут к ним пес подбегает. Лохматый такой, взъерошенный. Весь в репейниках. - Возьмите меня к себе жить, -говорит. - Я буду вам дом охранять». (Шарик.)
5. Кроссворд «Дядя Федор, пес и кот»
По горизонтали: 1. Кличка теленка из книги «Дядя Федор, пес и кот», которую придумал пес Шарик. (Чайник.) 2. Что было отправлено почтальоном Печкиным маме и папе Дяди Федора для опознания? (Пуговица.) 5. Кличка теленка из книги «Дядя Федор, пес и кот», которую придумал Дядя Федор. (Гаврюша.) 6. Герой произведения Э. Успенского, имеющий связи в научных кругах. (Матроскин.)
По вертикали: 1. Неизвестный науке зверь, описание которого есть в книге Э. Успенского. (Чебурашка.) 3. Кличка коровы, которую купил кот Матроскин. (Мурка.) 4. Кто о себе сказал: «Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть - языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать»? (Шарик.)
- Какой герой в кроссворде лишний и почему? (Чебурашка - герой книги «Крокодил Гена и его друзья».)
IV . Физкультминутка
V . Рефлексия
VI . Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие книги вам захотелось прочитать?
Используемая литература:
1.С.В. Кутявина « Поурочные разработки по литературному чтению», 4 класс, Москва « ВАКО» 2014.
2. Э. Успенский « Детский мир. Стихи», Просвещение, 2012
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн
/ Учет запасов Нормативно-справочная информация: подсистема учета запасовВсю нормативно-справочную информацию, которая используется для отображения операций с запасами, можно условно поделить на две группы:Объекты аналитического учета операций с запасами