Проблема отцов и детей в темных аллеях. Проблема «отцов» и «детей» в современном обществе. Проблемы воспитания детей в семье

25.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Время чтения 8 минут

Родители и дети - вечный конфликт, как научится строить доверительные отношения с детьми? Устарела ли проблема отцов и детей сегодня? Эта проблема будет актуальна всегда и во все времена будет казаться, что именно сейчас она стоит особо остро. Еще Сократ подметил: «Нынешняя молодежь любит только роскошь. Ее отличительная черта – дурные манеры. Она презирает авторитеты и охотно спорит с родителями».

Проблема отцов и детей

Что может быть ужаснее, чем непонимание между родителями и детьми. Этот момент наступает в каждой семье, в основном, в период полового созревания. У подростка формируются свои взгляды и видение мира, которые зачастую сильно отличаются от родительских. В последствии, теряется уважение к родителям, восприятие их как авторитета. Иногда, дети чувствуют ненависть к родителям и тогда учителями и авторитетом в их жизни становятся друзья.

Проблема отцов и детей заключается в большом разрыве между поколениями. Эти проблемы могут присутствовать не только в подростковом возрасте, но и на протяжении всей жизни.

Именно поэтому, психологи выделили основные возрастные стадии непонимания между родителями и детьми:

  1. Стадия младенчества. Проблема развития и воспитания в этот период заключается в том, что кроха также стремится к свободе. Он хочет познавать мир, а мама с папой как коменданты или все запрещают, или указывают что делать. Многие родители перегибают палку с контролем. К малышам нужно проявлять терпение – это станет залогом хороших отношений в будущем.
  2. Школьники переживают кризис школьного возраста, они осваивают новые социальные роли. В этот период родителям нельзя резко отпускать дитя в мир самостоятельности. Они становятся капризными, несговорчивыми, не выполняют просьбы. Родители же думают, что дети ведут себя так специально. На самом деле это сказывается стресс от резкого перехода от контроля до самостоятельности.
  3. Сложность воспитания в подростковый период заключается в желании подростка быть независимым. В этот период они отстаивают свое мнение и стремятся жить своей жизнью. Возникает очень много конфликтов, часто дети уходят из дому, чтобы доказать свою независимость. Это очень сложный период. Родителям важно понять, как бы агрессивно себя не вел подросток, он все равно нуждается в помощи и поддержке.
  4. Отношения родителей и детей часто остаются проблемными и в период взросления. Дети пытаются как можно скорее улизнуть с родительского гнезда, а родители испытывают потребность в общении с ними на равных. На этой почве и возникает конфликт. Родители по- прежнему хотят участвовать в жизни своего чада, давать советы, помогать, но дети уже в этом не нуждаются. Конфликт заканчивает чаще всего, когда дети достигают 30-летнего возраста с огромным опытом за плечами, а родители наконец-то начинают понимать, что они выросли.

В любой семье проблема «отцы и дети» актуальна и абсолютно все проходят эти стадии непонимания. Кто-то их проходит спокойно, другие обращаются к психологу, а кто-то «сходит с ума».

Молодые родители часто не понимают, как воспитывать чадо, особенно, если это первенец. Поэтому часто допускают в воспитании ошибки, которые сказываются на взаимоотношениях в дальнейшем. Это проявляется в беспричинной панике, излишнем контроле, несогласованном воспитании, выяснении отношений при детях и часто в пренебрежении собой.

Ответственность за воспитание детей

Абсолютно все родители внушают своим детям, что они несут ответственность за свои действия и слова. Но очень часто родители сами пытаются переложить ответственность за воспитание детей на учителей или самих же детей.

Некоторые не понимают, что означает «Ответственность родителей за воспитание»:

  1. Ответственность за их воспитание и поведение;
  2. Забота о здоровье, нравственном и духовном развитии;
  3. Обеспечение безопасности ребенка. Кроме того, родители не имеют права причинять вред психическому, физическому и нравственному здоровью ребенка;
  4. Родители ответственны за содержание детей до совершеннолетия.

Родители обязаны пояснять детям правила поведения разницу между шалостью и преступлением. С 14 лет ребенка по закону могут призвать к уголовной ответственности – так может закончиться банальная драка на школьном дворе.

Как воспитывать творческих детей?

Все дети рождаются с желанием творить, задача родителей творческих детей не зарубить это желание на корню. Какие ошибки допускают родители, убивая в детях творческое начало?

  1. Если родители боятся разрисованных стен, лишней уборки, тогда они запрещают ребенку творить. Нужно предоставить им альтернативу. Пусть у малыша будет огромный ватман на стене, или доска для рисования, пальчиковые краски. Волосы в пластилине и попа в красках – это нормально! Это и есть развитие творчества!
  2. Не мешайте детям фантазировать. Многие родители говорят: «Что ты выдумываешь? Лучше делом займись». Но фантазия развивает креативность, нестандартное мышление. Окунитесь с дитем в его сказку.
  3. Зачастую, мама с папой хвалят дитя только за достижения и победы и при малейшей ошибке отвергают его, иногда перестают разговаривать с ним. «Ты должен быть отличником», «Ты должен победить». Говоря такие фразы, родители развивают неуверенность в себе и невротичность. Дети должны знать, что их любят не за достижения, а за то, что он ваш сын или дочь.
  4. Приказывая или постоянно командуя каждым шагом, родители воспитывают робота, который во взрослой жизни будет неспособен принимать самостоятельно решения и искать себе наставника, который будет давать инструкции, как жить. Давайте возможность самому принимать решения. Спрашивайте его: «Что будет, если ты поступишь так?». Он сам должен понять возможные последствия, сделать выводы и принять решение.
  5. Часто родители отожествляют себя с детьми. «У нас температура!» - говорят мамы. У кого из вас, хочется спросить. Нужно понимать, что ребенок – это отдельная личность со своими потребностями, мыслями и желаниями.

Нужно поощрять творческие способности детей, поддерживать воображение, креативное мышление. Тогда из них вырастут интересные, творческие, самостоятельные личности.

Проблемы воспитания детей в семье

Устарела ли проблема отцов и детей сегодня? Она не устареет никогда, пока в семьях будут совершаться одни и те же ошибки в воспитании. Да, общество изменилось, другими рождаются дети. Все больше детей индиго, к которым нужен особый подход и совсем другие меры воспитания. Дети стали взрослеть быстрее, в век информации они знают куда больше, чем знали мы. Хорошо это или плохо? Такова реальность и родителям нужно приспосабливаться к этим изменениям. Конечно, можно попытаться воспитывать по старинке, запрещать играть в компьютерные игры, ограничить доступ к интернету. Но возникает вопрос, а как тогда такому человеку выживать в современном мире? Родители должны идти в ногу со временем!

Какие же основные проблемы в воспитании детей в современном мире?

  1. Самая большая и главная проблема – это недостаток внимания. Родители постоянно на работе. Дитя растет или в детском саду, или с бабушкой и дедушкой. Раньше в семье работали отцы, а дети были с мамой. Сейчас, работать обоим родителям – это необходимость.
    Проблема воспитания – в его недостатке. Мама приходит уставшая с работы и все, на что у нее хватает сил – покормить, помыть, выучить уроки и уложить спать. Нужно обязательно найти время, чтобы поговорить со своей кровиночкой, узнать, как прошел его день, что тревожит. Обнять и поцеловать – это святое. Любви не бывает много.
    2. Недостаток внимания стараются компенсировать подарками, походами в кино или кафе. Разрешают часами сидеть в гаджетах, таким образом теряя навыки общения с детьми.
    3. Иногда воспринимают детей как помеху для личностного и карьерного роста.
    4. Иногда перед детьми ставят слишком жесткие требования, ожидают от него того, что сами бы в его возрасте не смогли сделать. Да, современные дети очень развиты и талантливы, но необходимо еще и учитывать их индивидуальность и склонности. А также его желание заниматься тем, что от него требуют.
    5. Нетерпение родителей приводит к тому, что они лишают детей возможности самим что-либо выполнять. Часто мамы говорят: «Лучше я сделаю сама, так будет быстрее». Дети не могут справляться со всеми задачами так же быстро, как взрослые. Просто нужно проявлять терпение.
    6. Серьезная проблема – это когда родители попрекают детей в том, что тратят на них слишком много сил и средств, взамен требуя выполнять все свои приказы. Они считают, что могут решать, с кем детям общаться, куда ходить, как мыслить.

Самая ужасная проблема в отношениях детей и родителей в семье – неготовность мамы и папы быть родителями. В этом случае, к детям относятся как к игрушке, потешной игрушке, с которой можно поиграть, а затем отложить по ненадобности. Семья – каждодневный кропотливый труд, в который нужно вкладывать всего себя и при этом понимать, что дети ничего не должны взамен.

Родители должны проявлять понимание к ребенку. Стараться, по крайней мере, понимать их чувства, желания. Ребенок – не копия родителей, а личность со своим характером. Он не должен повторять жизнь родителей, оправдывать их ожидания. Родители могут объяснить, как они понимают, видят и чувствуют эту жизнь, но не навязывать свое мировоззрение. Нужно признать право на существование его собственного «Я» и поддержать на его жизненном пути. Именно так воспитывают своих детей родители, которые морально доросли быть мамой и папой. Непонимание собственных детей приводит к тяжелым последствиям, это калечит душу и лишает их счастливого будущего. С детства он чувствует себя не любимым, лишним, непонятым. Это отражается и на его уверенности в себе и построении отношений, создании семьи.

Что касается проблемы отношения детей к родителям, то прежде всего маме с папой нужно искать проблему в воспитании. Если человек не уважает родителей, не помогает, не уважает их мнение, а особенно их жизненный опыт и старость – ищите пробел в воспитании.

Немаловажную роль играет доверие в отношениях. Мама с папой всегда должны держать свое слово, говорить только правду. Дети с младенчества должны знать, что у них есть поддержка, что мама с папой всегда рядом и им можно довериться. Особенно важно доверие детей и родителей в подростковом возрасте. Чем больше подросток сможет открыться, рассказать о своих проблемах и переживаниях, тем больше шансов у родителей предотвратить многие ошибки, которые совершаются в этом возрасте.

Семья формирует личность, от взаимоотношений в семье зависит, каким человеком он вырастет, как будет строить отношения с окружающими. Для детей родители – это опора, поддержка, пример для подражания, авторитет, лучшие друзья и советчики. Так заложено природой и только сами родители могут все испортить своим отношением.

Какие же есть основные методы воспитания подростков?

  1. Все решения относительно подростка принимают родители. Это приводит к тому, что ребенок перестает доверять родителям, многое скрывает, чтобы хоть что-то решать самому.
  2. Решения принимаются родителями и детьми вместе.
  3. Последнее слово остается за подростком. Тогда нужно обратиться к психологу, который объяснит, что родители имеют больший жизненный опыт и могут предвидеть некоторые последствия. К ним нужно прислушиваться, а не просто глупо стоять на своем.
  4. Смешанный метод.

Нужно стараться найти компромисс в любой ситуации. Во взрослой жизни подростку очень пригодится способность прислушиваться к мнению и считаться с интересами других.

Родители и дети: родители очень тревожатся за детей, бояться несчастий, опасностей, которые могут с ними произойти. По этой причине часто запрещают куда-нибудь пойти или поехать с друзьями. Переживают, если дети гуляют допоздна. Дети с пониманием должны к этому относиться. Вовремя вернуться домой или перезвонить.

Часто конфликты возникают из-за того, что старшее поколение не понимает современную моду и культуру. Тяжело смириться, если подросток ходит с серьгой в носу или татуировкой. Важно уметь спокойно обсудить эти вопросы и аргументировать свое решение.

Конфликт разных поколений, взглядов на жизнь будет всегда. Проблема «отцов и детей» будет актуальна во все времена. Главное, чтобы родители были готовы к рождению и воспитанию детей, понимали свою ответственность и не считали их обузой. Дети, который растут в семье, где их любят, ценят и понимают, будут с уважением и любовью относиться к родителям. Проблем и конфликтов не избежать, но к ним нужно относиться с мудростью и понимать, что это часть процесса становления личности.

(489 слов) Отцы и дети – две стороны вечного противостояния. Каждое поколение отличается от предыдущего, поэтому разногласия возникают из раза в раз, снова и снова. Эти отличия обусловлены разницей эпох, разницей мировоззрений, а потому их можно назвать естественными. Спор молодежи и представителей старшего поколения уже стал нормой. Именно поэтому проблему отцов и детей называют «вечной». Поясню свою мысль на примерах из русской литературы.

Конфликт отцов и детей описывает в своем произведении И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» начинается с приезда Аркадия и Евгения в гости к отцу и дяде Кирсанова. Это событие превращает мирную и тихую жизнь имения в круговорот споров, стычек и разногласий. Молодые люди во всем расходятся со стариками: и искусство им не нужно, и наука превыше всего, и любовь теперь – пустой романтизм. Представители старшего поколения недоумевают, как такое могло случиться, что за десяток лет мировоззрение молодежи так кардинально изменилось. Николай Петрович усердно вникает во все тонкости экспериментов и теорий гостя, чтобы лучше понять сына, а Павел Петрович и вовсе объявляет новым взглядам войну. Конечно, отъезд и смерть Базарова, женитьба Аркадия как-то примиряют два враждующих лагеря, но автор позволяет нам домыслить, что ждет второго сына Николая Петровича? Он также поедет в университет, также привезет домой новые взгляды на мир, еще радикальнее прежних. Таков вечный удел отцов и детей: преодолевать исторический разрыв и стремиться понять друг друга.

Другой пример описал В. Г. Распутин в произведении «Прощание с Матёрой». Автор рассмотрел проблему отцов и детей, сделав акцент на особенностях мировоззрения представителей разных поколений. Дарья, пожилая женщина, очень консервативна и прикована к месту своего проживания. Она боится города, страшится перемен в жизни. Героиня смотрит не вперёд, а назад, ее взгляд направлен в прошлое, где осталась счастливая молодость. Поэтому снос кладбища она воспринимает как личное оскорбление. Она помнит многих людей, кто теперь захоронен там. А вот ее сын Павел отличается прогрессивным мышлением. Он понимает необходимость строительства электростанции, а также прагматично принимает в расчёт все плюсы городской жизни. Его жена Соня того же мнения, ей очень нравится идея переезда. И внук Дарьи тоже его одобряет, ведь хочет сделать карьеру на большой стройке. Они все смотрят в будущее, оценивают перспективы. Из-за разницы в направлении взгляда герои не понимают друг друга и не смогут понять. Таковы возрастные особенности людей: с наступлением старости они все чаще грезят о прошлом и реже наблюдают за настоящим временем. А о будущем они вообще перестают думать, так как возраст берет своё, и недолго уже осталось жить. Эти изменения никак не остановить, поэтому конфликт отцов и детей будет повторяться каждый раз.

Таким образом, проблема отцов и детей будет актуальна всегда, потому что поколения отличаются друг от друга, и эти отличия не искоренить, так как они заложены в глубинах психики людей, а также в природе самого времени. Все вокруг изменяется, приобретает новые формы, за этим процессом могут угнаться только те, кто не застал иного порядка, кто не помнит прошлого и не привязан к нему узами памяти. В таких условиях родители и дети всегда будут по разные стороны баррикад, поэтому проблема их противостояния вечна.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Все мы живем на одной планете и, как мы часто любим говорить, составляем одну большую дружную семью. Все мы - дети разных эпох. Каждый человек имеет свой взгляд на вещи. У людей одного времени они (взгляды) в чем-то схожи, чего обычно нельзя сказать о взглядах представителей разных поколений. Поэтому неизбежно столкновение различных точек зрения.
Самой важной, на мой взгляд, является проблема «отцов и детей», иначе говоря, проблема отношений между старшим поколением и поколением «детей». Общение между ними и необходимо, и неизбежно. Именно между «отцами» и «детьми» возникает множество проблем. Вопрос «отцов и детей» волновал представителей разных эпох, он не раз поднимался и в русской литературе. Над этим вопросом размышлял Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети». В его произведении проблема «отцов и детей» созвучна времени написания, но имеет много общего с ее современным вариантом звучания. Автор представляет читателю суждения своих героев: «...сын отцу не судья...», «Пилюля горька - а проглотить ее нужно».
Проблема «отцов и детей» актуальна и по сей день. Однако сегодня она приобрела несколько иную окраску. В современном мире, мне кажется, вопрос этот возникает от непонимания, желания возвеличить себя перед старшим или перед младшим поколением.
Непонимание - это недостаток современного общества, а непонимание между «отцами» и «детьми» - это трагедия двух поколений. Оно является главной причиной, предпосылкой для возникновения проблемы. По моему мнению, непонимание зарождается при малейшем столкновении различных взглядов на один и тот же предмет. Для полноты представления данного вопроса я приведу довольно простой пример...
Очень часто рассматриваемая мною проблема возникает в школе, чаще всего между учеником и учителем. Как правило, в наше время в роли учителя выступает человек так называемой старой закалки, иначе говоря, воспитанный в суровых военных и послевоенных условиях. В его восприятии жизни устоялись определенные правила поведения. Для этого человека они неоспоримы. Чаще всего такой учитель не воспринимает либерального отношения к жизни. Он, естественно, указывает ученику правильный, как ему кажется, путь поведения. Здесь проявляется неприятие или непонимание индивидуального выбора ученика, его мнения. Но проблемы в этом еще пока нет. Важна здесь реакция ученика. Возможны два варианта. Один из них предусматривает если не полное подчинение, то некоторые уступки со стороны младшего. Этот вариант идеален в данном случае. Однако возможен и другой вариант, при котором ученик ставит свою индивидуальность выше мнения старшего. В этом и есть, я думаю, проблема. Здесь обе стороны проявляют не столько эгоизм, сколько неприятие чужого мнения.
Второй причиной возникновения проблемы является желание возвеличить себя. Может быть, эта причина не самая главная, но она имеет большое значение. Это явление не столь эгоистично, как кажется на первый взгляд, оно скорее носит естественный характер, потому что заложено природой в сознании большинства людей. А так как эта черта может проявиться исключительно в общении, особенно между разными поколениями, то она в первую очередь послужит для возникновения рассматриваемой мною проблемы. Однако не только в этом ее недостаток. Можно заметить, что желание подобного рода является также непосредственной причиной и для возникновения непонимания.
Но что касается проблемы «отцов и детей» в общем, то анализ ее причин не может привести к ее решению. Она возникает почти мгновенно, и предотвратить это невозможно. После появления проблемы происходит процесс развития так называемой «проблемной ситуации». На мой взгляд, этот момент является наиболее интересным для рассмотрения. Развитие является самым болезненным этапом. Он включает в себя изменение эмоционального тона между двумя сторонами или, вернее сказать, его нарастание. Конечно, событие происходит постепенно. В течение этого периода представитель каждой стороны испытывает наивысшее нервное напряжение.
В семье это может быть выражено постоянными спорами между родителями и детьми, в школе - недовольством ученика учителем или учителя учеником. Этот этап, пожалуй, самый длинный во всем развитии отношений. И чем дольше он проходит, тем очевиднее конфликтная развязка.
Следующим этапом можно обозначить сам конфликт, хотя он и не обязателен. В такой ситуации как со стороны младшего, так и со стороны старшего выступают люди терпеливые, сдержанные, воспитанные. Они не могут позволить себе сорваться и тем самым показать свою отрицательную сторону.
Конфликт является своеобразным завершением проблемной ситуации. Однако проблема все-таки остается нерешенной.
Переходя из поколения в поколение, она (проблема) оказывается вечной. В подтверждение этого я хочу сказать, что слова Тургенева и по сей день звучат актуально для старшего поколения: «Чему тебя учили - оказывается - вздор... путные люди этакими пустяками больше не занимаются... ты, мол, отсталый колпак...» Я делаю вывод, что проблема «отцов и детей» никогда не найдет идеального решения. Из рассматриваемой мною проблемной ситуации, как и из любой другой, есть выход. Он возможен, на мой взгляд, при частичных уступках с обеих сторон. Идеальные отношения «отцов и детей» подразумевают понимание и внимание как со стороны детей, так и со стороны родителей. Но мне кажется, что это не всегда возможно в реальной жизни. Старшее поколение, желая помочь младшему, предлагает свой метод решения того или иного вопроса. Чаще всего основываясь на личном опыте и считая предлагаемый путь оптимальным, они не задумываются над индивидуальностью человеческой судьбы и, как правило, постепенно начинают просто навязывать свою точку зрения. Между родителями и детьми должны сохраняться отношения такие, в которых будут нуждаться и старшие и младшие. Первостепенное значение здесь имеет воспитание детей. В этом я вижу единственное возможное решение проблемы «отцов и детей». От родителей судьба их ребенка в первую очередь зависит на том ее этапе, когда закладываются и развиваются в сознании ребенка лучшие черты его характера. Любой человек должен с раннего возраста знать, что он, как и все люди, имеет право на собственное мнение, что терпение, понимание и уважение к родителям - качества, которые помогут ему пройти свой долгий и трудный жизненный путь.

(362 слова)

Время рождает противоречия. И неважно, какой это век, девятнадцатый или двадцать первый. Проблема «отцов» и «детей» вечна. Конфликт поколений сохраняется и в 19 веке, но имеет свою отличительную особенность. Какие события дали виток «новому» конфликту?

20 мая 1859 года. Тургенев выбрал эту дату неслучайно: страна готовилась принять реформу по отмене крепостного права. Вопрос, каким «путём» пойдёт развитие страны после реформы, волновал многие неспокойные умы. Мнения в обществе разделились: отцы хотели оставить все по-старому, дети хотели радикальных преобразований.

Яркий представитель революционно – демократического лагеря («детей») в романе – Евгений Базаров. Он отрицает сами основы существующего миропорядка, при этом ничего не предлагая взамен. Его не интересует, что будет дальше. «Сперва надо место расчистить», — уверенно заявляет герой. Базаров — прагматик. «Романтизм» во всех его проявлениях он именует не иначе как «чепухой и гнилью». Евгений Васильевич проходит испытания любовью, а затем и смертью, из которого «выходит победителем», признав свою ошибку – крайний радикализм взглядов.

Его точку зрения отцы никак не могли принять, так как Евгений был слишком категоричен и отрицал все то, что составляет основу мировоззрения старшего поколения. Однако это старческое упрямство и нежелание понимать новые веяния можно истолковать, как стремление затормозить прогресс. Отцы на своем веку ничего не сделали, никак не помогли народу, зато хотят помешать другим что-то изменить.

Братья Кирсановы представляют в романе либеральное дворянство («отцов»). Николай Петрович боится потерять духовную связь с сыном. Он пытается «идти в ногу со временем», чтобы предостеречь Аркадия от ошибок. Однако Павел Петрович резко отвергает перемены. Закоренелый крепостник ценит народ за покорность и не хочет его освобождать. Если отец Аркадия сам готов признать равенство с крестьянами, влюбившись в крепостную девушку и женившись на ней, то его брат негодует и отрицает возможность мезальянса.

Отцы хоть и не понимают надобности изменений, все равно несут в себе много полезного опыта. От их наследия отказываться нельзя, поэтому Базаровым надо научиться такту, это будущему тоже не повредит. Новые люди пока тоже не понимают народа и его нужд, также ничего не сделали, но у них есть шанс исправить ошибки старшего поколения. А как это сделать, если не прислушиваться к нему и не знать его? Ничего. Автор доказывает нам это, показывая, что прогрессивный Евгений является двойником консервативного Павла Петровича, который повторяет его неудачную судьбу, только делает ее еще трагичнее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ни для кого не секрет, что в нашем мире происходят ссоры между родителями и детьми, и они, к сожалению, явление очень частое.

При столкновении мнений - мнений молодежи и мнений более старшего поколения - неизбежно вспыхивает пожар конфликта, последствия которого могут еще долгие годы преследовать его участников. Но в чем же причина? В устаревших взглядах родителей? В максимализме их детей? Давайте попробуем разобраться.

«Проблема отцов и детей» существовала всегда. Самым ярким примером тому можно считать созвучное по названию произведение И.С. Тургенева, которое и по сей день поднимает актуальную для всех нас проблему. В романе показано огромное количество моментов, когда сталкиваются мнения двух поколений, и каждый из их представителей готов до последнего защищать то, во что верит. С одной стороны, у нас «век минувший», который хоть и мудрее, но все-таки имеет устаревшие взгляды, с другой же – «век нынешний», увлеченный нигилизмом. Кто же прав? Трудно сказать, потому что ни один из представителей поколений не пошел на встречу другому, отрицая чужие взгляды. Герои, Аркадий Базаров и Павел Петрович Кирсанов, не были друг другом услышаны. Бесконечные споры, разногласия, и как кульминация – дуэль. Им противостоят Аркадий и Николай Петрович Кирсанов, которые с уважением относятся друг к другу, стремятся сохранить единство семейных отношений, потому их конфликт заканчивается примирением. Концовка романа, свадьба Аркадия с Катей Одинцовой и Николая Петровича с Фенечкой в один день, символизирует единство поколений. Жизнь как важный символ натуральной школы, представителем которой был И.С. Тургенев, проверяет на прочность героев. Испытание жизнью в итоге проходят Аркадий и Николай Петрович Кирсановы. Базаров, влюбившись в старшую сестру Одинцову, показывает противоречивость своих идеалов, Павел Петрович, потеряв сознание от вида крови на дуэли, показывает сомнительность своих аристократических принципов. В итоге Базаров умирает в одиночестве, а Павел Петрович в одиночестве живет за границей.

Но можно ли было избежать всего этого?

Сколько раз вы слышали, например, по телевизору или от своих знакомых подростков такие фразы: «Мои родители заставляют меня заниматься не тем, что мне хочется, а тем, что они считают правильным», «Они меня не понимают…», «Им плевать на мое мнение!», «Я боюсь, что меня накажут, поэтому не расскажу им о том, что произошло», «Они не знают, о чем говорят, но пытаются убедить меня в том, что правы!»?

А сколько раз вы слышали от родителей: «Мы его/её совсем не понимаем!», «Такое ощущение, будто он(а) делает все мне на зло!», «Не знаю, что происходит с моим ребенком…», «Он(а) со мной ничем не делится!»? На самом деле можно привести еще десятки, сотни, тысячи таких примеров, и каждый из них не окажется выдумкой. В советской литературе ярким примером конфликтных отношений между родителями и детьми является роман М. Шолохова «Тихий Дон». Конфликтными сторонами выступает глава семейства Мелеховых Григорий Пантелеевич и его Григорий. Отец является защитником нравственных ценностей казачества, выступает против любви сына к жене соседа Аксиньи. Потому выдает сына замуж за Наталью, которую сын не любит. Григорий же и Аксинья утверждают право человека на любовь, их отношения бросают вызов сложившимся семейным ценностям казачества. Конфликт отца и сына приводит в романе к трагическим последствиям: попытка самоубийства Натальи, уход из дома с Аксиньей Григория.

Недоверие к родителям, желание огородиться от них, мысли о том, что никто тебя не понимает, страх быть наказанным – это приводит к очень глубоким ранам, которые могут кровоточить еще долгое время, прежде чем затянуться и все равно превратиться в шрамы. Такие последствия конфликта отца и сына возникают в романе «Тихий Дон».

Что же стоит предпринять, чтобы избежать всего этого?

Для начала нужно понять, что именно стало яблоком раздора. Существует целый ряд причин: Требования родителя поступать именно так, как хочет он. Такая позиция присуща в конфликте с сыном Григорию Пантелеевичу Мелехову, в конфликте с Чацким Фамусову;

· Приведение в пример «сына маминой подруги» как эталона хорошего поведения и поступков; акцентирование внимания на личных качествах, а не на поступках во время ссоры (пример: «ТЫ ужасен», вместо «ты ПОСТУПИЛ отвратительно!»). Такая позиция присуща Фамусова, когда в качестве эталонного образца поощряемого обществом молодого человека выступает Скалозуб;

· Нежелание принять вкусы и интересы своего ребенка;

· Несогласие с мнением своего ребенка;

· Наказания на почве недопонимания, без объяснений причин, почему подросток наказан;

Все эти проблемы имеют общую черту – родитель ставит себя выше своего чада, обосновывая это тем, что он прожил больше, а значит и знает лучше.

Важно понимать, родители, что ваш ребенок – не ваша собственность. Он – это отдельная личность,

которая не должна быть согласна с вами во всем и принимать ваше мнение, как единственное и правильное, не должна соответствовать вашим идеалам и достигать того, чего в свое время не достигли вы.

Очень часто конфликты возникают из-за слишком большой опеки или из-за того, что родители не умеют показать ребенку свою заботу. В итоге их несогласие в чем-то не выглядит, как проявление беспокойства и желание отгородить дитя от чего-то вредного, а как простое непонимание, враждебность. Представим ситуацию: подросток пришел к родителям в попытке рассказать тем о новом жанре музыки, который он для себя открыл, но только услышав ее, родители высказались негативно и запретили своему ребенку слушать подобное. Вполне понятно, что после такого подросток больше не будет ничем делиться и начнет переживать по поводу того, что остался непонятым. Потому что непонимание со стороны родителей – самое болезненное, ведь их мнение и оценку нельзя оставить без внимания, будто они – посторонние люди.

Правильное решение в такой ситуации – дать высказаться. Никто не просит родителя заставлять себя любить интересы своего ребенка, но нужно лояльнее относиться ко всему, о чем он вам рассказывает. Не стоит пренебрегать его переживаниями. Подросток станет взрослым, он поймет, что его прежние переживания бывали не такими серьезными, как во взрослом возрасте, но он будет благодарен за поддержку и то, что его слушали, когда ему это было нужно. Не осуждайте своего сына или дочь за их интересы – лучше поинтересуйтесь о них. Если он(а) увлекся/увлеклась чем-то вредным (алкоголь, сигареты и т.п) – объясните, почему это плохо. Быть может, он(а) не окажется от своего интереса, но и от того, что вы накажите его, накричите, лучше, поверьте, не будет. Это приведет только к одному – появлению новых секретов со стороны подростка.

Не навязывайте свою точку зрения. ОБЩАЙТЕСЬ со своим ребенком и воспринимайте его, как равного себе. Справедливость данной стратегии общения доказывает роман Тургенева «Отцы и дети». Уважительное отношение отца и сына Кирсановых, их стремление сохранить семейные отношения, несмотря на противоположность принципов, привело в концовке романа к примирению.

Не нужно осуждать своих родителей за их ошибки – за сказанные в момент ссоры слова, за некоторые поступки, которые вы иногда не в силах понять. Они – такие же люди, как и вы, и они ошибаются, как и все. Никто не учил их, как нужно воспитывать ребенка, для них взаимодействие с вами, становление для вас авторитетом – очень трудный путь, познание нового.

Да, в какой-то момент проблема недопонимания появится и это неизбежно, но задача родителей – помочь своим детям, попытаться сохранить с ними дружеские отношения. Как показывает роман Тургенева «Отцы и дети» данная стратегия отношений наиболее эффективна для сохранения семейных отношений. Ведь подростковый и молодежный возраст – тот период, когда человек больше всего нуждается в самореализации, нуждается в людях, которые поймут и примут его интересы. Когда ему важно мнение общества, но еще важнее – мнение родителей.



Последние материалы сайта