Работы лисиппа. Великий Лисипп. Движение в статике. Последние годы жизни

27.06.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Отдыхающий Гермес - одна из первых античных бронз, ставших достоянием просвещённых любителей искусства в Новое время. Эта статуя юного атлета была обнаружена в 1758 г. при раскопках Геркуланума на т. н. вилле Папирусов.

Сицилийские Бурбоны увезли статую во дворцовый комплекс Портичи, откуда при известии о наступленииНаполеона (1798) она совершила путешествие в Палермо, где оставалась до 1816 г. Оригинал в настоящее время украшает Национальный археологический музей Неаполя, копия - виллу Гетти в Малибу.

С самого начала статую связывали с именем Лисиппа, хотя в настоящее время установлено, что это древнеримская копия с утраченного греческого оригинала. В течение XX века морскими археологами были обнаружены типологически схожие с «Гермесом» статуи «Марафонский юноша» и «Атлет из Фано».

Лисипп - греческий скульптор, вместе со Скопасом и Праксителем вошел в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры. Завершает эпоху поздней классики (IV в. до н. э.)

Родился в Сикионе около 390 г. до н.э. Начинал как литейщик, мастерству ваятеля учился, изучая пропорции поликлетовского «Дорифора». Среди современного ему искусства работы Лисиппа выделялисьнатурализмом (особенно при передаче волос и глаз), а также несколько удлинёнными пропорциями. Комментаторы отмечали его изящество и элегантность, симметрию и когерентный баланс созданных им фигур, которые были компактнее, чем идеал, представленный Поликлетом, и с пропорционально меньшими головами, придавая фигурам впечатление большей высоты. Он был известен своим вниманием к деталям век и ногтей на ногах. Он был любимым художником Александра Македонского, которого изображал с мальчишеского возраста, в том числе нагим. Его произведения не дошли до нашего времени, по крайней мере, в оригинале - сохранились только римские копии работ Лисиппа.

Плиний приписывал ему до полутора тысяч работ, но это число явно преувеличено и основано на легенде, согласно которой Лисипп при создании каждой своей работы складывал в сундучок по одному драгоценному камню. После его смерти там обнаружили более полутора тысяч камней. Одно из центральных произведений Лисиппа - колоссальная бронзовая статуя Геракла - была увезена из Тарента вКонстантинополь и расплавлена там в 1022 г. Плиний, описывая инженерно-техническое мастерство Лисиппа, писал:

44. Лисипп. Статуя Геракла

Лисипп создавал скульптуры в сложных движениях, рассчитывая на обход статуи кругом, обрабатывая их поверхности с равной тщательностью. Разворот фигуры в пространстве был новаторским завоеванием Лисиппа. Он был неистощимо разнообразен в изобретении пластических мотивов и очень плодовит. Работая исключительно в бронзе, Лисипп в сюжетном плане предпочитал мужские фигуры; любимым героем его был Геракл. Не сохранилось ни единого подлинного произведения скульптора, но существует довольно большое количество копий и повторений, дающих приблизительное представление о стиле мастера.

Алессандро Фарнезе (1545-1592) - герцог Пармы и Пъяченцы. Художник Ваентус

По свидетельству римского ученого Плиния Старшего (23/24- 79), один из самых знаменитых ваятелей античности Лисипп создал свыше 1500 скульптурных работ. Несмотря на это явное преувеличение, Лисипп действительно был самым одаренным ваятелем своего времени. Лучшей из созданных им скульптур признана статуя Геракла Фарнезского, вызывавшая восхищение во все времена, ставшая эталоном мужской красоты и силы.

Лисипп, творивший во второй половине IV века до нашей эры, считался придворным художником великого полководца Александра Македонского. Начинал он как литейщик, внимательно изучал свойства металла, прежде всего бронзы, и любил делать скульптурные отливки с людей физически сильных, которых природа наградила мощной мускулатурой и красивой внешностью.

Наиболее известная скульптура, созданная Лисиппом и передающая красоту мужского I мускулистого тела,- это бронзовая фигура Геракла (римское имя Геркулес), героя греческой мифологии, наделенного необычайной силой и совершившего двенадцать подвигов. До нашего времени дошли только римские копии III века до нашей эры, которые, как предполагают, сделаны с греческого оригинала скульптора Лисиппа.

Лисипп знал Александра Македонского с детства. Он делал с него рисунки, нередко изображал обнаженным. Александр был наилучшим объектом для художника, так как с раннего детства занимался физическими упражнениями, умел управлять лошадью, прекрасно фехтовал, был атлетически сложен. К сожалению, до нас не дошли рисованные работы Лисиппа, о них мы знаем только со слов ученых древности.

Однако каждая найденная античная статуя — это почти всегда дело случая. Итальянский естествоиспытатель и коллекционер Улисс Альдрованди (1522-1605) с чьих-то слов в 1592 году записал, что в 1546 году во время раскопок терм (бани) римского императора Каракаллы, построенных в 216 году, была найдена бронзовая статуя греческого героя атлета Геракла. Тогда же высказывались предположения, что ее изготовил греческий скульптор Лисипп, так как римские ваятели не часто обращались к образу Геркулеса. Позже эта скульптура попала в коллекцию пармского герцога Алессандро Фарнезе, фамилия которого и была добавлена к Геркулесу, чтобы не возникало путаницы с другими подобными скульптурами. Теперь она хранится в музее Неаполя.

Ученые полагают, что Лисипп, как и многие скульпторы древности, первоначально лепил свои модели из воска или глины. Давал им высохнуть. Затем, если это были крупные объекты, разделял их на фрагменты и делал формы из глины, или песка, возможно гипса. В эти формы заливал бронзу — сплав меди и олова. Отливки делал полыми. После остывания бронзы глину удаляли, и начинался длительный этап обработки металла, соединения фрагментов оловом, оттачивания деталей.

На первый взгляд, складывается впечатление, что Лисипп изобразил Геракла после совершения им первого подвига — схватки с диким Немейским львом, жившим в горной пещере. У льва была непробиваемая шкура, и Гераклу пришлось приложить немало усилий, чтобы задушить его. Он снял шкуру и отнес ее в Микены, чтобы все увидели — Немейский лев мертв и не будет больше опустошать окрестности. Уставший Геракл, по замыслу автора, опирается на свою палицу, на которую накинута шкура убитого им льва.

Но первое впечатление обманчивое. Если посмотреть на скульптуру сзади, то можно заметить, что в правой руке Геракл держит три яблока. Откуда они? Вероятно, из мифического сада, в котором жили дочери Атланта Геспериды. Ведь Геракл добыл волшебные яблоки из сада Гесперид. А это был один из последних его подвигов. Таким образом, Лисипп отобразил мифического героя, совершившего не один, а два из двенадцати своих знаменитых подвигов.

Статуя Геракла Фарнезе быстро сделалась популярной. С нее лепили множество копий, которые устанавливали в дворцах, гимнастических залах, на стадионах. Позднее, с изобретением печати, делались рисунки, их помещали в энциклопедии, словари, печатались тонкие гравюры, по которым начинающие художники изучали мускулатуру мужского тела.

В XVII и XVIII веках копиями скульптуры Геракла Фарнезе стали украшать парки по всей Европе. Тогда же мраморная копия Геракла Фарнезе, которую изваял неизвестный итальянский скульптор XVIII века, появилась и в России. Ныне она находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Играл видную роль. Но судьба не дала нам возможности судить об этих его шедеврах с определенностью. Одна из самых знаменитых статуй, так называемый «Александр с копьем», дошел до нас в двух экземплярах, из которых один находится в Эрмитаже; но эти повторения - статуэтки в несколько сантиметров вышины, которые, конечно, не могут дать больше самого общего представления о мотиве фигуры. Александр был изображен стоящим и опирающимся левой рукой на копье, правая рука опиралась в бок, голова была повернута в сторону левого плеча. Этой знаменитой статуе подражали позднейшие художники, изображавшие эллинистических полководцев и царей, ибо быть похожим на Александра было желанием всех.

Но нас интересует преимущественно отношение Лисиппа к портрету, как таковому, и в особенности такой личности, как Александр . Описание Плутарха весьма интересно, хотя и не совсем ясно: Лисипп сумел передать и странный наклон головы и «влажное выражение глаз», но при этом и смелость, и львиный вид царя. Наклон головы в сторону левого плеча - привычка Александра , о которой говорят и другие писатели; исследователи объясняли эту привычку патологическим сокращением мышц. Может быть, и не следовало бы прибегать к такому толкованию, если вдуматься в значение этой особенности - «влажного выражения» глаз. «Влажными» называются глаза Праксителевской Афродиты . По-видимому, писатели имели в виду несколько расплывчатое, томное выражение глаз богини, смотрящей вдаль. Но, разумеется, Плутарх не хотел приписать Александру чувственно-томные глаза богини любви. Объяснение дают нам памятники: глаза Апоксиомена , отриколийского Зевса действительно как бы похожи на праксителевские типы. Сходство лежит в прищуренной глазной щели, в глубоких тенях, которые появляются над глазными яблоками. Но в данном случае «влажное» выражение глаз получает особый оттенок вследствие того, что верхнее веко сильно поднимается вверх по направлению к переносице, а около наружных углов утолщение мускулов прикрывает свободное развитие верхнего века, и глаз получает почти патетическое выражение. Смешение выражения тоски с пафосом - вот характерные черты лисипповского глаза; к такому характеру его и применимо выражение «влажного глаза».

Использование этой особенности трактовки глаза для портрета Александра весьма любопытно, если принять во внимание характер великого македонца. Не только о герое, завоевателе мира, повествуют античные писатели; встречаются места, заставляющие призадуматься над характером Александра . Не будем забывать, что мать его была близка к мистическим фракийским культам, и что Александр всегда обнаруживал особую привязанность к ней. История спора между Олимпиадой и ее супругом Филиппом бросает свет на отношение сына к матери: он определенно переходит на ее сторону, отрекаясь от отца, холодный расчетливый характер которого был слишком чужд его темпераменту. История далее показывает, как сочувственно Александр относился к египетским и восточным культам, что объясняется отнюдь не исключительно политическими соображениями. Представление о царе, воплощающем в себе божество, о «помазаннике божием», по-видимому, сильно повлияло на Александра . Герой-полководец таил в себе корни мистической тоски; может быть этим и объясняется то таинственное гипнотическое влияние, которое он имел на всякого, с кем он имел дело. Только нервность, являющаяся последствием подобных внутренних переживаний, объясняет нам те дикие выходки, жертвами которых пали его ближайшие друзья. Царем, опьяненным славой и вином, овладевало это таинственное второе, мистическое, смешанное с дикостью, «я», которое жило в нем, но не показывало себя при свете солнца. Аполлон , Гелиос, Ахиллес , Дионис , владыка мира с одной, мистик, кипящий внутренними волнениями, с другой стороны, - так рисуется нам личность Александра ; и слова Плутарха следует понимать именно в таком смысле. Та плеяда скульпторов, которая, наверно, старалась угодить вкусам поклонников царя, не могла вникнуть в сущность его характера. Только близкий к Александру Лисипп сумел прочувствовать всю сложную психическую жизнь царя, видеть в нем внутреннюю борьбу, жар которой подрывал силы великого человека.

Только один портрет мы можем с достоверностью приписать Лисиппу ; это прекрасная голова, найденная недавно в Пергаме и хранящаяся в Константинополе. Царь изображен уже не юношей; выражение лица свидетельствует о том, что многое пережито, что самые разнообразные страсти пробушевали в этом человеке. Длинные волосы поднимаются над лбом и распадаются в середине; это характерная прическа Александра , которая подходит к выражению «львиной наружности», но странно, как эти кудри не вьются подобно другим красивым классическим кудрям, они так будто прилипают к голове мягкими, усталыми линиями. Глаз широко открыт, верхнее веко, надбровные дуги поднимаются по направлению к переносице, выражение близко к пафосу; оно напоминает «львиный» взор царя, но нижнее веко как-то странно вздернуто, а лоб не гладок и ясен, а покрыт глубокими складками, свидетельствующими о внутренних страданиях. К пафосу глаз примешан, таким образом, также оттенок нервности, далеко отводящий нас от облика всеславного, всемогущего повелителя мира и заставляющий нас ощущать трепет борющегося с самим собой смертного. И вот наклон головы всецело сходится с нотою, прозвучавшей в линиях нервных век, в складках лба, которые указывают на тернистый путь, пройденный великим человеком. Лисиппа не ослеплял блеск величия Александра , он не увлекался «новым Ахиллесом ». Не тень классического героя, а глубоко человеческие переживания в душе великого гения, - вот, что он хотел передать потомству; такая картина воплощена им в общечеловеческих, вечных формах.

Портрет Александра был, насколько мы знаем, объектом повторных опытов великого ваятеля. Описанная пергамская голова, пока единственная, в которой рука Лисиппа сказывается совершенно ясно, выдвигает его в ряд первых портретистов мировой истории искусства "

IGDA/G. Nimatallah ЛИСИПП.
Отдыхающий Гермес
Неаполь, Национальный археологический музей.

Лисипп (ок. 390 – ок. 300 до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Сикионе (Пелопоннес). В античности утверждали (Плиний Старший), что Лисиппом создано 1500 статуй. Даже если это преувеличение, очевидно, что Лисипп был чрезвычайно плодовитым и разносторонним художником. Основную массу его произведений составляли преимущественно бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского. Колоссальная статуя Зевса работы Лисиппа стояла на агоре Тарента. Как утверждает тот же Плиний, ее высота составляла 40 локтей, т.е. 17,6 м. Другие статуи Зевса были воздвигнуты Лисиппом на агоре Сикиона, в храме в Аргосе и в храме Мегар, причем последняя работа представляла Зевса в сопровождении Муз. Изображение стоявшей в Сикионе бронзовой статуи Посейдона с одной ногой на возвышении имеется на сохранившихся монетах; копией с нее является напоминающая изображение на монетах статуя в Латеранском музее (Ватикан). Созданнная Лисиппом на Родосе фигура бога Солнца Гелиоса изображала бога на запряженной четверкой колеснице, этот мотив использовался скульптором и в других композициях. Имеющиеся в Лувре, Капитолийских музеях и Британском музее копии, на которых изображен Эрот, ослабляющий тетиву на луке, восходят, возможно, к Эросу работы Лисиппа в Феспиях. Находившаяся также в Сикионе статуя изображала Кайрос (бог удачи): бог в крылатых сандалиях сидел на колесе, его волосы свешивались вперед, однако затылок был лысым; копии статуи сохранились на небольших рельефах и камеях.

Геракл – излюбленный Лисиппом персонаж. Колоссальная сидящая фигура Геракла на акрополе Тарента изображала героя в мрачном настроении после того, как он очистил Авгиевы конюшни: Геракл сидел на корзине, в которой носил навоз, голова покоилась на руке, локоть упирался в колено. Эту статую Фабий Максим забрал в Рим после того, как в 209 до н.э. взял Тарент, а в 325 н.э. Константин Великий перевез ее в новооснованный Константинополь. Возможно, Геракл, которого мы видим на монетах из Сикиона, восходит к утраченному оригиналу, копиями которого являются как Геркулес Фарнезе в Неаполе, так и подписанная именем Лисиппа статуя во Флоренции. Здесь мы снова видим хмурого Геракла, удрученно опирающегося на дубину, с накинутой на нее львиной шкурой. Статуя Геракл Эпитрапедзий, изображавшая героя «за столом», представляла его, согласно описаниям и множеству существующих повторов разного размера, сидящим на камнях, с чашей вина в одной руке и дубиной в другой – вероятно, после того, как он вознесся на Олимп. Статуэтку, которая первоначально являлась созданным для Александра Македонского настольным украшением, впоследствии видели в Риме Стаций и Марциал.

Созданные Лисиппом портреты Александра превозносили за соединение двух качеств. Во-первых, они реалистически воспроизводили внешность модели, включая необычный поворот шеи, а во-вторых, здесь явственно выражался мужественный и величественный характер императора. Фигура, изображавшая Александра с копьем, по-видимому, послужила оригиналом как для гермы, ранее принадлежавшей Хосе-Никола Азара, так и для бронзовой статуэтки (обе находятся теперь в Лувре). Лисипп изображал Александра и верхом – как одного, так и с соратниками, павшими в битве при Гранике в 334 до н.э. Существующая конная бронзовая статуэтка Александра с кормовым веслом под лошадью, что, возможно, является аллюзией на ту же битву на реке, может быть репликой последней статуи. Другие портреты работы Лисиппа включали портрет Сократа (наилучшими копиями, возможно, являются бюсты в Лувре и Музео Национале делле Терме в Неаполе); портрет Эзопа; еще существовали портреты поэтессы Праксиллы и Селевка. Вместе с Леохаром Лисипп создал для Кратера группу, изображавшую сцену львиной охоты, на которой Кратер спас Александру жизнь; после 321 до н.э. группа была посвящена в Дельфы.

Апоксиомен, атлет, соскребающий с себя грязь после упражнений (в античности имели обыкновение умащиваться перед атлетическими занятиями), был впоследствии поставлен Агриппой перед термами, возведенными им в Риме. Возможно, ее копией является мраморная статуя в Ватикане. Скребком, зажатым в левой руке, атлет очищает вытянутую вперед правую руку. Таким образом, левая рука пересекает тело, что было первым случаем воспроизведения движения в третьем измерении, с которым мы встречаемся в древнегреческой скульптуре. Голова статуи меньше, чем было принято в более ранней скульптуре, черты лица нервные, тонкие; с большой живостью воспроизведены растрепавшиеся от упражнений волосы.

Еще одно портретное изображение атлета работы Лисиппа – найденный в Дельфах мраморный Агий (находится в музее Дельф); такая же подпись, что и под ним, обнаружена также в Фарсале, однако там статуи не найдено. В обеих надписях перечисляются многие победы Агия, предка фессалийского правителя Даоха, который и заказал статую, причем на надписи из Фарсала Лисипп указан как автор работы. Статуя, найденная в Дельфах, стилем напоминает Скопаса, на которого, в свою очередь, оказал влияние Поликлет. Поскольку сам Лисипп называл своим учителем Дорифора Поликлета (от угловатых пропорций которого он, однако, отказался), вполне возможно, что на него оказал влияние и его старший современник Скопас.

Лисипп – в одно и то же время последний из великих классических мастеров и первый эллинистический скульптор. Многие его ученики, среди которых были и три его собственных сына, оказали глубокое воздействие на искусство 2 в. до н.э.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".


Лисипп (ок. 390 – ок. 300 до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Сикионе (Пелопоннес). В античности утверждали (Плиний Старший), что Лисиппом создано 1500 статуй. Даже если это преувеличение, очевидно, что Лисипп был чрезвычайно плодовитым и разносторонним художником. Основную массу его произведений составляли преимущественно бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского. Колоссальная статуя Зевса работы Лисиппа стояла на агоре Тарента. Как утверждает тот же Плиний, ее высота составляла 40 локтей, т.е. 17,6 м. Другие статуи Зевса были воздвигнуты Лисиппом на агоре Сикиона, в храме в Аргосе и в храме Мегар, причем последняя работа представляла Зевса в сопровождении Муз. Изображение стоявшей в Сикионе бронзовой статуи Посейдона с одной ногой на возвышении имеется на сохранившихся монетах; копией с нее является напоминающая изображение на монетах статуя в Латеранском музее (Ватикан). Созданнная Лисиппом на Родосе фигура бога Солнца Гелиоса изображала бога на запряженной четверкой колеснице, этот мотив использовался скульптором и в других композициях. Имеющиеся в Лувре, Капитолийских музеях и Британском музее копии, на которых изображен Эрот, ослабляющий тетиву на луке, восходят, возможно, к Эросу работы Лисиппа в Феспиях. Находившаяся также в Сикионе статуя изображала Кайрос (бог удачи): бог в крылатых сандалиях сидел на колесе, его волосы свешивались вперед, однако затылок был лысым; копии статуи сохранились на небольших рельефах и камеях.

Геракл – излюбленный Лисиппом персонаж. Колоссальная сидящая фигура Геракла на акрополе Тарента изображала героя в мрачном настроении после того, как он очистил Авгиевы конюшни: Геракл сидел на корзине, в которой носил навоз, голова покоилась на руке, локоть упирался в колено. Эту статую Фабий Максим забрал в Рим после того, как в 209 до н.э. взял Тарент, а в 325 н.э. Константин Великий перевез ее в новооснованный Константинополь. Возможно, Геракл, которого мы видим на монетах из Сикиона, восходит к утраченному оригиналу, копиями которого являются как Геркулес Фарнезе в Неаполе, так и подписанная именем Лисиппа статуя во Флоренции.


Здесь мы снова видим хмурого Геракла, удрученно опирающегося на дубину, с накинутой на нее львиной шкурой. Статуя Геракл Эпитрапедзий, изображавшая героя «за столом», представляла его, согласно описаниям и множеству существующих повторов разного размера, сидящим на камнях, с чашей вина в одной руке и дубиной в другой – вероятно, после того, как он вознесся на Олимп. Статуэтку, которая первоначально являлась созданным для Александра Македонского настольным украшением, впоследствии видели в Риме Стаций и Марциал.


Созданные Лисиппом портреты Александра превозносили за соединение двух качеств. Во-первых, они реалистически воспроизводили внешность модели, включая необычный поворот шеи, а во-вторых, здесь явственно выражался мужественный и величественный характер императора. Фигура, изображавшая Александра с копьем, по-видимому, послужила оригиналом как для гермы, ранее принадлежавшей Хосе-Никола Азара, так и для бронзовой статуэтки (обе находятся теперь в Лувре). Лисипп изображал Александра и верхом – как одного, так и с соратниками, павшими в битве при Гранике в 334 до н.э. Существующая конная бронзовая статуэтка Александра с кормовым веслом под лошадью, что, возможно, является аллюзией на ту же битву на реке, может быть репликой последней статуи. Другие портреты работы Лисиппа включали портрет Сократа (наилучшими копиями, возможно, являются бюсты в Лувре и Музео Национале делле Терме в Неаполе); портрет Эзопа; еще существовали портреты поэтессы Праксиллы и Селевка. Вместе с Леохаром Лисипп создал для Кратера группу, изображавшую сцену львиной охоты, на которой Кратер спас Александру жизнь; после 321 до н.э. группа была посвящена в Дельфы.

"Отдыхающий Гермес",скульптура, выполненная Лисиппом. Не сохранилась. Известна по римской копии, хранящейся в национальном археологическом музее Неаполя.


Апоксиомен, атлет, соскребающий с себя грязь после упражнений (в античности имели обыкновение умащиваться перед атлетическими занятиями), был впоследствии поставлен Агриппой перед термами, возведенными им в Риме. Возможно, ее копией является мраморная статуя в Ватикане. Скребком, зажатым в левой руке, атлет очищает вытянутую вперед правую руку. Таким образом, левая рука пересекает тело, что было первым случаем воспроизведения движения в третьем измерении, с которым мы встречаемся в древнегреческой скульптуре. Голова статуи меньше, чем было принято в более ранней скульптуре, черты лица нервные, тонкие; с большой живостью воспроизведены растрепавшиеся от упражнений волосы.

Еще одно портретное изображение атлета работы Лисиппа – найденный в Дельфах мраморный Агий (находится в музее Дельф); такая же подпись, что и под ним, обнаружена также в Фарсале, однако там статуи не найдено. В обеих надписях перечисляются многие победы Агия, предка фессалийского правителя Даоха, который и заказал статую, причем на надписи из Фарсала Лисипп указан как автор работы. Статуя, найденная в Дельфах, стилем напоминает Скопаса, на которого, в свою очередь, оказал влияние Поликлет. Поскольку сам Лисипп называл своим учителем Дорифора Поликлета (от угловатых пропорций которого он, однако, отказался), вполне возможно, что на него оказал влияние и его старший современник Скопас.

Лисипп – в одно и то же время последний из великих классических мастеров и первый эллинистический скульптор. Многие его ученики, среди которых были и три его собственных сына, оказали глубокое воздействие на искусство 2 в. до н.э.


В отличии от множества греческих копий, которые стали объектом споров, эту римскую статую однозначно относят к сохранившимся композициям скульптора Лисиппа. Бронзовая оригинальная статуя представляла бога держащего в левой руке кадуцей, и развязывающего сандаль правой. Статую можно рассматривать с различных углов зрения: сильное стройное тело подвижно и запечатлено в сложной позе.

Его произведения, упомянутые в литературных источниках (Большинство изображений являются предполагаемыми копиями Лисиппа или его школы):
Божества:
Шестифутовый Зевс в Таренте
Зевс Сикионский
Зевс Немейский в Аргосе, возможно из Немеи (?)
Зевс и Музы, Мегара
Посейдон в Коринфе
Дионис на Геликоне
Гелиос в своей колеснице на Родосе, позже – в Риме.
Эрос в Феспии
Кайрос Сикионский, позже в Константинополе
Герои
Сидящий Геракл в Таренте, позже в Риме, а затем в Константинополе.
Геракл в Сикионе
Геракл покоренный Эросом
Отдыхающий Геракл
Все подвиги Геракла (12 статуй), позже в Риме

Портреты
Эзоп и семь мудрецов
Портреты Александра в юности

Голова из Пеллы

Предполагаемая копия слепка с лица Александра в 22 года.

Александр (м.б несколько) с копьем
Плутарх в Морали приводит эпиграмму на некую статую Александра работы Лисиппа

«Кажется, статуя смотрит на Зевса словно сказать она хочет-
Возьми свой Олимп, мне же землю оставь.»
Триумфальная статуя Александра, копия Лисиппа



Александр из Кирены, с головой Букефала, копия Лисиппа

Голова с Афинского Акрополя. Одно из самых раних изображений определенно Александра

Александр верхом, позже в Риме
Александр и гетайры, павшие при Гранике, в Дионе, Македония, позже в Риме.
Гай Ве́ллей Пате́ркул:
«Метеллий Македонский привез из Македонии группу всадников которых установили лицом к храмам, и сейчас они составляют основную достопримечательность. Что касается происхождения этой группы, то говорят, что Александр заказал Лисиппу сделать реалистические портреты его гетайров, которые пали при битве при Гранике и разместить среди них и себя.»
Александр и Кратер на львиной охоте, посвящение Кратером в Дельфы (совместная работа с Леохаром, согласно Плинию)
Надпись – посвящение в Дельфах:

«Кратер, сын Александра, посвятил их Аполлону,
Муж благородный, славный, и знаменитый,
Но разместивший их здесь – Кратера сын опечаленный,
Лишь выполняющий волю отца
Во славу, для удовольствия и вечной памяти, о странник,
Помотри, как этот охотник на этого льва, быков пожирающих,
Вместе с Александром, славным правителем Азии
Он был помощником царю в его победе,
Он поразил льва, когда тот набросился на них,
словно овцу на далеких границах Сирии.»
Абсолютно понятно, что посвящение было сделано минимум после 321 года, т.е. после смерти Кратера
Возможно, копия части той группы. Александр.


Возможно, Гефестион
Пелопид, посвящение фессалийцами в Дельфы
Праксилла, позже – в Риме


Пифей Абдерский, в Олимпии
Селевк, позже римская копия
Сократ, в Помпейоне в Афинах

Статуи победителей
Борец Эгий, в Фарсалах.
Борец Хилон из Патр, в Олимпии
По Павсанию, Хилон, ахеец из Патры, был дважды победителем в борьбе в Олимпии, и один раз в Дельфах, четыре – на Истмосе и три – в Немее. Он был погребен за счет государства ахейцами, после того как был убит в битве, судя по надписи в Олимпии.
В борьбе самолично побеждал я - в Олимпии дважды, и на Играх Пифийских
Трижды - в Немее, и четырежды - на Истме у моря,
Хилон, сын Хилона из Патры, Ахеец,
Был погребен за отважность в военной битве.

Считается, что пал в битве либо при Херонеях в 338 году, либо в битве при Ламиях, когда ахейцы выступили против Антипатра.
Мальчик-боксер Калликрат из Магнезии, в Олимпии
Мальчик-панкратиаст Корвейдас из Фив, в Фивах.
Панкратиаст Полидам из Скотуссы, в Олимпии
Возница Троил из Элии, в Олимпии
Панкратиаст Филандрид из Статоса, в Олимпии
Апоксимен, позже в римской копии

Различное
Посвящение (обнаженный мужчина) в Коринфе.
Еще некое посвящение в Коринфе
Посвящение в Линде.
Статуя посвящение от Ферамена в Мегаре
Статуя в Фермоне, похже переделаннная Пейдием из Гераклеи.
Пьяная флейтистка
Сатир в Афинах
Павший лев в Лампсаке, позже – римская копия.
Лошади, вскидывающие ноги


Группа возниц
Работы, относящиеся к Лисиппу с наименьшей долей вероятности
Тимоксен сын Тимоксена, в Асклепейоне на Косе.
Бык, позже – римская копия.
Самосская Гера, позже – в Константинополе
Миррилини, позже – римская копия.
Копия Фарнезского Геракла, Флоренция
Статуя с дельфином (Афродита или Посейдон)

Период Диадохов был закатом эпохи классической скульптуры, хотя живопись была все еще в зените. Подлинное эллинское искусство остановилось с сыновьями Праксителя и школой Лисиппа.
Гермес

Аристотель


Бог. Возможно Арес
Посейдон

Его семья:

Брат:

Лисистрат (Λυσίστρατος)
Мог помогать брату, и также был в 328-325 гг. крайне известен портретами (Татиан). Который, согласно Павсанию, первый стал ваять лица с портретным сходством, для этого он даже снимал с живых лиц гипсовые слепки.

Сыновья :
Евтихид (Ευτυχίδης) . Старший сын, который служил при дворе Александра, и также ваял великого полководца. Известен своей колоссальной скульптурой Тихе.
Возможно, статуя Тихе в Антиохии повторяла, правда в миниатюре, эту статую.

Очень большая голова, возможно, как раз Тихе была найдена в Сикионе.

Автор Трофония в Лебадее, портретов нескольких женщин и группы Феспиад, дочерей Феспия, которых Геракл оплодотворил за одну ночь.
Другие его работы – это Еврот, статуя победителя в Олимпии, и Liber Pater (это-ипостась Диониса).
Он был также художником. Мы знает о его работе «Ника на колеснице»
Он использовал аскетический стиль, но в остальном подражал отцу.

Даиппос (Δαΐππος) Из его работ мы знаем о статуях двух олимпийских победителей и Периксиомена.

Боидас (Βοιδας) . Наименее известен. Сохранилась статуя «Молящийся мальчик», находящаяся в Берлине.

На самом деле, Молящийся – это условное название, так как точно установлено, что кисти статуи были монтированы в 17 веке, и до сих пор идут споры - Читающий ли мальчик или молящийся.



Последние материалы сайта