Виртуозный рок гитарист джо сатриани. Гитарная коллекция Joe Satriani. Как ты начинал

05.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В оригинале этот материал вышел в январе 2012. Перевод - Сергей Тынку

1. 1955 Gibson Les Paul GoldTop

Когда Майк Пирс принес мне его, то я влюбился в этот леспол за его звук. Но его внешний вид я тоже люблю. Он выглядит как мой тип гитары - полностью потрепанный. Майк сказал “Думаю, он раньше принадлежал Стиву Хантеру”, что добавило ему ценности. Выглядел он соответствующе и у него был кейс с надписью “Steve Hunter”. Мы были возбуждены, потому что Стив Хантер - это часть ДНК рокенрола. Так или иначе, но я хотел эту гитару, потому что она была прекрасна.

Через год или около того я был на сцене вместе со Стивом Хантером, мы играли на бенефисе друга. А после я сказал ему: “Стив, а у меня есть тот прекрасный голдтоп, что когда-то принадлежал тебе”. И он ответил: “Не знаю откуда эта хрень пошла, но у меня его никогда не было”. Это было еще одно доказательство того, что очень часто в нашей жизни мы видим все не так, как оно есть. Мы ищем старые гитары и если кто-то скажет “Джимми Пейдж владел этим инструментом в течении года”, то твой мозг взорвется и ты начинаешь думать, что у гитары есть яйца побольше нежели на самом деле. Я должен помнить об этом каждый раз, когда Майк приносит гитары, чтобы не покупать что-либо только потому что это когда-то кому-то принадлежало, или кто-то с этой гитарой был на обложке журнала Vintage Guitar и т.д.

2. 1958 Gibson Les Paul Junior

Этот инструмент нашел для меня Пьер де Бьюпорт где-то во времена альбома Extremist. Он и ’58 TV Special подтолкнули меня к тому, что я начал думать о том, чтобы коллекционировать гитары, которые не являлись бы моими основными гитарами. У меня была своя модель Ibanez и я знал, что это инструмент, который мне нужен чтобы выразить себя. Но я начал осознавать, что для создания звучания, которое мы называем “классик рок, тебе нужны инструменты той эпохи. У меня было много Les Paul Junior, но я избавился от большинства из них, потому что они не выдерживали сравнения с этим.

3. 1958 Gibson Les Paul TV Special

Это настолько крутой игрок. Я как-то прогулялся до магазина Криса Коббса, Real Guitars в Сан-Франциско, даже не думая что-либо покупать. А там были два страта шестидесятых - 64 и 61 - ну в комиссионке. Я не мог поверить, потому что десять лет искал что-то типа них. Ну и я тогда их там купил. И тогда Крис мне сказал: “Если уж у тебя настроение покупать, то у меня здесь есть еще и мой Special”. Он его вытащил и я опять не могу поверить. У меня было несколько прекрасных таких, но они всегда бились со мной как с гитаристом. А этот был удивительным. Тут уж впору говорить о моджо! Я не мог поверить, насколько круто он звучал и насколько легко было на нем играть. Крис купил его у старого рокенрольного гитариста, который сказал, что был единственным владельцем гитары. Я получил пинок в душу и должен был купить его. Таким образом, это был весьма дорогой вечер, когда я вышел из магазина с тремя гитарными кейсами.

4. 1960 Gibson Les Paul Special

Вишневый даблкат. Я купил его в Gruhn в Нэшвилле. Я любил эту гитару до момента, когда мы делали фотосессию две недели назад. Я подумал “Как я мог не играть на ней последнее время?”. Поэтому воткнул ее в стек Сэма (Хагара) в студии, и просто ничего от нее не получил. И подумал “О, нет”, что послужило началом озабоченности в противоположную сторону. Я сказал себе “Мне надо избавиться от нее, потому что…”

5. 1958 Gibson L-5 CES

Я боролся с этой гитарой. Она из тех случаев, когда ты открываешь кейс, смотришь на нее, чувствуешь ее запах и влюбляешься. Но если я не могу понять, как играть на ней хорошую музыку, то это начинает меня беспокоить, потому что у меня есть дорогая гитара, и при этом существует 100 парней, которые могли бы играть на ней замечательные вещи. Вместо этого, она лежит у меня в шкафу. Это реально беспокоит меня. Эта гитара и вишневый Special находятся в списке, который называется “Может мне лучше продать их и найти еще один Hagstrom III или типа того?”… (смеется) Кто знает?

6. 1965 Gibson J-45

Я был в Каракасе (Венесуэла), как-то вечером ко мне перед входом в ресторан подошел парень и сказал: “Я такой ваш большой поклонник. Я был бы счастлив подарить вам эту гитару”. Ну я сказал: “Хорошо, спасибо”. Здорово, да? У нее был настраиваемый бридж и это прекрасная гитара. Я сразу полюбил ее и тут же стал сочинять на ней песни; на ней сочинена “Bitten By the Wolf” с первого альбома Chickenfoot. Думаю, “Different Devil” с нового альбома Chickenfoot тоже. Бридж был ошибкой Gibson, но сама гитара - это прекрасный пример волшебства, которое они могут создать своими акустиками. Я попросил Гари Брауэра поставить новый бридж и эта гитара звучит просто великолепно - лучшая гибсоновская акустика, что у меня была.

7. 1966 Fender XII

Майкл Пирс достал мне ее. Я ему как-то сказал, что хочу такую. У меня был Rickenbacker, а он ответил: “Много людей, которые говорят, что использовали, Rickenbacker, на самом деле играли на Fender XII”. Таким образом однажды он появился с отличным Red XII цвета Candy Apple, и с тех пор она у меня практически на каждом альбоме. Удивительно звучащая гитара. Я обнаружил, что она делает то, что не делает Rickenbacker, но при этом она не делает того, что делает Rickenbacker (смеется). Rickenbacker выдает такой тванг, как ничто другое. Воткни его в AC30, крутани ручки и это будет финальной полиролью, которая нужна будет тебе для того, чтобы придать блеска бриджу песни или припеву. Каждый раз когда мне встречаются сложные для исполнения партии, где мне надо быть сладким и без откровенного тванга, я играю на Fender. На альбоме Super Colossal есть песня “Cool New Way” - там просто гитары с гармониями, никаких аккордов, я поместил Fender в левый канал, а Rickenbacker в правый, и они так хорошо друг друга дополнили. Этот Fender подтолкнул меня к созданию Ibanez JS-1200. Я на самом деле сделал детальные фотографии Fender и сказал Ibanez, что было бы круто иметь JS такого цвета.

8.9. 1990 Ibanez JS-2 Chrome Boy & Refractor

У меня изначально было три гитары того периода, у которых были имена Chrome Boy, Refractor и Pearly. Но Pearly несколько лет назад украли, когда я был в туре. Chrome Boy был моим любимым, в то время как у Pearly по ряду причин был более легковесный саунд. Хромовое покрытие реально создает разное звучание для каждого корпуса, который вы погружаете в этот материал. К сожалению использовался настоящий хром и поэтому когда покрытие трескалось, то там образовывались острые как нож кромки трещин. Поэтому использовалось много пластика, чтобы защитить мои руки от порезов во время игры. Год от года эти гитары звучат все лучше. По началу когда парни привезли мне эти гитары, я помню подумал: “Блин, там наверное будет все звучать очень зажато или еще как-то неправильно”. Ну и я поставил их на стойку. И не знаю почему, то ли они как-то пообтерлись, то ли на них воздействовала ежевечерняя сценическая громкость, но позже они стали моими любимыми, особенно Chrome Boy.

10. 1984 Kramer Pacer

Это гитара, на которой я играл на двух первых сольных альбомах: “Not of This Earth” “Surfin’ With the Alien”. После того, как я закончил Surfin, я пошел на выставку НАММ и мы начали раздавать альбом всем вокруг. Это было, когда начало развиваться мое сотрудничество с Ibanez. Я был представлен D’Addario и DiMarzio, и через Стива Вая, парням из Ibanez. Они сказали, что хотели бы сделать мне гитару. И я ответил: “Пожалуйста, помогите мне”. Потому что Pacer постоянно разваливался на части и у него уползал строй. Это было необычно, поскольку он не был серийной моделью. Я купил его в Guitar Center и, я уверен, он был собран из разных частей. Корпус был от Pacer, гриф был от другого Pacer, железо было вперемешку золото и хром. Исходные датчики Schaller остались в прошлом, я поменял их на Seymour Duncan или DiMarzio. В этой гитаре каждые две недели что-то заменялось. В какой-то момент в прошлом, когда флойды прикручивались прямо к корпусу, дерево оказалось настолько легким, что крепежные винты вывались за две недели. Я был счастлив прекратить играть на этой гитаре (смеется)! Это было жестко! Но это прикольная часть моей истории.

11. 12. 13. 1990 Ibanez JS 3 Donnie Hunt

У меня есть три оригинальных гитары Донни Ханта. Он был художник из Бэй Эриа и умер пару лет назад. Он преподавал прикладное искусство в школе искусств Окланда, и разрисовал все, что его окружало - свое жилище, свой телефон, холодильник, обувь, куртки, что угодно. У меня были его рисунки на паре гитар, я взял его на Ibanez, и они предложили ему работу. Я думаю он раскрасил 300 экземпляров гитары, и все невероятно разные. Донни также сделал мне много необычной одежды на раннем периоде моей карьеры.

14. Ibanez Futura

Дуг Доплер подарил мне ее пару лет назад. Хороший больший кусок махогони, мне нравится эта гитара. У нее реально супер-теплый звук. Я пока не использовал ее на альбомах, но держу в голове в качестве крутой гитары для игры слайдом или чего другого.

У этой гитары есть небольшая интересная модификация - звукосниматель Sunrise, который я немного использовал на паре альбомов. Я попросил Гари заменить бридж и установить из тех двух-седельных. Мы использовали эту гитару на “Starry Night” и таком большом количестве песен, где есть акустический подклад. Я и мой сын, ZZ… это наша любимая акустика в доме.

16. 1969 Fender Stratocaster

Это Strat цвета Olympic White, с кленовым грифом, и у него все оригинальное. Он действительно прекрасен. Если снять пикгард, то можно увидеть изначальный цвет (невыцветший) - это поразительно. Я играл на нем мелодию в “Two Sides to Every Story” с моего последнего альбома. У Fender в разные годы были все виды качества по части звука звука, датчики были то слабее то сильнее, использовалось разное дерево и железо. Мне страты 60-ых ближе, нежели страты 50-ых. У меня были хорошо запудренные мозги в самом начале карьеры коллекционера, когда я думал: “У тебя должен быть 55 год и 56 или типа того”. Но после владения многими такими, и последующего избавления от них, я пришел к тому, что мои страты начинаются в 60-ых, поэтому я до сих пор в поиске отличных экземпляров от 64 до 69 года, потому что это именно то, что я слышал на записях, когда был ребенком.

17. 1964 Fender Stratocaster

У этой гитары есть “оно самое”. Знаешь, когда включаешь страт, переключаешься на нековый датчик и играешь на 12 ладу третьей струны, то ты сразу же получишь красивый трубный звук? Он не слишком тощий, но и не слишком яркий, и не мертвый. Я включил эту гитару, сыграл две ноты и понял “О, это то самое“. Страт 61, который я купил вместе с этой гитарой, не имеет этой фишки соло-гитары, но зато он лучше звучит на ритме, чем эта гитара. Поэтому я взял обе гитары. Я подумал, что для одной-двух или трех песен они будут прекрасными гитарами.

Джо родился 15 июля 1956 года в Вестбери, штат Нью-Йорк, а вырос в небольшом городке Кейрл Плейс. Помимо него в семье было еще четверо детей. Свое знакомство с музыкой он начал в 9 лет с барабанов, и сразу же стал брать уроки. Сначала у него была довольно своеобразная установка, которая состояла из кофейной банки и резинового пэда. Его отец придумал способ стимулировать обучение сына: когда Джо делал свое очередное задание и показывал, что он ответственный растущий музыкант, он получал что-то еще, например хай-хэт. Так, после примерно двухлетнего обучения, когда Джо уже мог читать с листа и импровизировать у него наконец-то появилась маленькая установка Ludwig. Вскоре Сатриани понял, что он не достаточно хорош, как те, кого он слушал, он чувствовал, как будто у него чего-то не хватает в физическом развитии для игры на барабанах, и он решает отдохнуть от музыки.

В то же время Джо начинает увлекаться Hendrix и Cream, а также Led Zeppelin. Он точно решает: если он снова возьмется за музыку, это будет непременно гитара, а вскоре после смерти Хендрикса окончательно делает свой выбор в пользу гитары и начинает усердно заниматься на подаренной ему гитаре - Hagstrom III.

В средней школе Кейрл Плейс, где учился Джо, помимо общих уроков надо было участвовать либо в хоре, либо в оркестре. Там его научили элементарной музыкальной теории, а также петь с листа. В это же время Джо начинает учиться по книгам и гармоническим схемам, которые берет у своих друзей.

Быстро освоив гитару, параллельно с занятиями он начинает сам давать уроки. Стив Вай был одним из его первых учеников. Однако обучение - это не более чем побочный заработок для маэстро Сатриани.

Дальше Джо двигался в том же направлении, в 11-12 классах он начал учиться музыкальной теории. Это была уже углубленная теория музыки, где его учили тому, как пишутся симфонии, кантаты и струнные квартеты. В то время, учась в Нью-Йорке, сдавали экзамены на уровне совета попечителей штата. Так что их учили очень серьезно и проверяли на уровне штата. Его учитель Bill Wescott был действительно энтузиастом музыки.

Параллельно с учебой Джо выступает на школьных танцах и в парках, получая за это деньги, а в 16 лет он уже играет в клубах. “Когда я учился в 11 классе, мои родители обычно разрешали мне уезжать на выходные и играть концерты в Хэмптонсе, курортной окраине Лонг-Айленда. Это было как вернуться из другого мира. Вечером в воскресенье ты приезжал домой после того, как вел жизнь профессионального музыканта, и должен был делать уроки и идти в школу. Это было просто столкновение двух миров” – вспоминает Джо.

Bill Wescott преподавал настолько исчерпывающе, что, когда Джо покинул школу, ему не было необходимости идти в колледж. К этому времени у него был уже большой опыт профессиональной работы в музыкальной сфере. Старший брат отца Джо всю жизнь был музыкантом. Поэтому он смягчил реакцию семьи на заявление Джо: “Я собираюсь покончить со школой и стать профессиональным музыкантом”. Поэтому Джо не встретил противодействия.

После школы Сатриани переехал в Сан-Франциско, где он продолжил совершенствовать технику игры, работая в качестве сессионного музыканта, а также преподавателя. Около десяти лет, подрабатывая в музыкальном магазине, он постоянно занимался с начинающими гитаристами. Через его руки прошли такие личности, как Кирк Хэммит (Kirk Hammett - Metallica), Ларри Лалонд (Larry LaLonde - Primus), Дэвид Брайсон (David Bryson - Counting Crows), мастер джаз-фьюжна Чарли Хантер (Charlie Hunter). Помимо преподавания Джо постоянно выступает с различными командами, не задерживаясь ни в одной из них надолго. Дольше всего просуществовала группа The Squares, где играл барабанщик Джефф Кампителли (Jeff Campitelli), с которым в последствии Джо проведет вместе не один десяток лет.

В начале 80-х Сатриани начинает задумываться о сольной карьере. В 1984 году он самостоятельно записывает, а потом выпускает (за свой счет) на независимом лейбле свой дебютный альбом «Joe Satriani», однако альбом не привлекает внимания общественности. Ситуация изменилась в 1986 году, когда один из лучших учеников Сатриани Стив Вай благодаря успешной работе в команде Дэвида Ли Рота (David Lee Roth) попал в поле зрения СМИ. В интервью для ведущих американских изданий Вай неоднократно упоминал своего замечательного учителя и хорошего друга Джо Сатриани. Эта незапланированная промо-кампания удачно совпала с выходом его сольного дебютного альбома «Not Of This Earth», в результате чего интерес в обществе к персоне Джо начал постепенно возрастать, но лучшее было еще впереди.

В 1987 году, после выхода второго диска “Surfing With The Alien”, Сатриани проснулся знаменитым, его фотографии украсили все гитарные журналы. Сам Мик Джаггер пригласил его в тур по Австралии и Японии. Сам Джо так вспоминает этот период: “Предложение присоединиться к группе Джаггера подоспело очень кстати. В то время мой второй альбом «Surfing With The Alien» только-только увидел свет. Даже те люди, которым очень нравились мои диски, всё еще не знали, как я выгляжу. Как только я попал в коллектив Джаггера, у меня начали брать интервью «Rolling Stone», «CNN», «Wall Street Journal», «NY Times», и очень быстро ко мне пришла известность. А шанс выступить с таким шоуменом, как Мик Джаггер, выпадает раз в жизни”.

Годом позже выходит альбом «Dreaming #11» (1988), объединивший студийные композиции и живые треки. А еще через год выпускается третий альбом Сатриани «Flying In A Blue Dream» (1989), на котором Джо дебютировал как вокалист. Новый толчок его карьера получила после того, как песня “One Big Rush” была использована в качестве саундтрека к фильму Кэмерона Кроу “Say Anything”.

Примерно в это же время Джо начинает сотрудничать с Ibanez, в результате чего была разработана именная гитара - Ibanez JS Signature. Из-за работы над гитарой следующий альбом Сатриани «The Extremist» увидел свет лишь в 1992 году, однако, несмотря на долгий перерыв, альбом показал отличные результаты в американских чартах.

В 1993 году выходит двойной CD «Time Machine». Первый диск содержит студийные записи и «бонусные треки с зарубежных альбомов» плюс треки с первого альбома “Joe Satriani” и три новые записи. Второй диск включает 14 концертных записей.

В 1994 году Сатриани получает предложение занять место ушедшего Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore) в Deep Purple. После недолгих колебаний Джо согласился. Задача была не из легких, т.к. надо было в короткий срок выучить большое количество материала, но Джо блестяще справился с этой задачей, он даже получил предложение от Deep Purple остаться в группе в качестве постоянного гитариста, но Джо (что не удивительно) отказался. “Ощущения двойственные. Фактически я заменил самого Блэкмора. Потом думаю: “Минуточку! Ричи Блэкмор незаменим!”. Я видел лица слушателей, которые с трепетом смотрели на сцену, но понимал, что я - не один из Deep Purple. В репертуаре было несколько песен, которые лучше Блэкмора никому не сыграть. Потом мне дали послушать “живые” записи, и я понял, что некоторые “блэкморовские” партии радикально менялись от концерта к концерту. Он постоянно искал, как бы улучшить песню. И вот, уже будучи участником группы, я перенял эту эстафету. “Подгонка” главным образом касалась нового материала, с которым мы гастролировали. Им понравилась моя игра, мне понравилось играть с ними. Команда просто фантастическая!”- вспоминает Джо.

В 1995 году Джо принялся за осуществление перспективного гитарного проекта, получившего название G3 - предполагалось, что в нем будут участвовать три ярких и самобытных гитариста. Рассказывает Джо Сатриани: “Как-то я пожаловался своему менеджеру - мол, чувствую себя изолированным от всего остального мира, сам в студии, сам на концертах… Мои гастроли и гастроли других гитаристов, вроде Стива, никогда не пересекаются. Мы лишены возможности общаться и обмениваться информацией. Гитаристы, сами знаете, обожают потусоваться друг с другом, поджемовать и все такое. Так родилась идея… гитарного фестиваля, что ли. Правда, было одно ограничение - в “фестивале” могут принять участие не более трех исполнителей. Во-первых, во многих концертных залах установлен регламент - не более трех часов, а во-вторых, три часа “живой” музыки, согласитесь, все-таки тяжеловато для слушателя. Из всех этих задумок и появился “G3”. Если не изменяет память, название придумал мой менеджер Mick. Поначалу проект не пользовался большим спросом. Менеджеры и промоутеры были напуганы одной лишь идеей гитарного соревнования. Тем не менее, мне удалось убедить всех в целесообразности “G3”, а реакция фанов не заставила себя долго ждать”.

Вскоре фестиваль G3 из разового мероприятия перерос в ежегодный шоу-марафон с обязательным участием Джо Сатриани и Стива Вая, к которым каждый раз присоединяется новый гитарист: Роберт Фрипп (Robert Fripp), Эрик Джонсон (Eric Johnson), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) и Джон Петруччи (John Petrucci) из группы Dream Theater, а также другие гитаристы.

В 1998 году вышел очередной студийный альбом Джо Сатриани «Crystal Planet» (Тор 50 США), после чего продолжились туры G3 по Соединенным Штатам.

В 2000 году Джо решился на смелые эксперименты с электронными эффектами в альбоме “Engines of Creation”. Этот альбом, как и почти все его предшественники, претендовал на Grammy в номинации «Лучшее рок-инструментальное исполнение» за песню «Starry Night», однако, как и прежде, Джо не получил награду. Всего за свою карьеру Сатриани становился номинантом Grammy 13 раз.

В 2001 году выходит лайв-альбом «Live in San Francisco» с записью концерта Джо Сатриани в Сан Франциско в декабре 2000 года. Годом позже у Джо выходит новый студийный альбом «Strange Beautiful Music».

Помимо собственного творчества Сатриани участвовал на альбомах различных исполнителей, среди них: «Radio Free Albemuth» Стюарта Хэмма (Stuart Hamm), “Hey Stoopid» Элиса Купера (Alice Cooper), «All Sides Now» Пэта Мартино (Pat Martino).

В 2004 году выходит новый студийный диск «Is There Love in Space?». В двух композициях вокальные партии Сатриани исполнил сам, чего не делал уже 15 лет. Вместе с Джо над этим альбомом работали: неизменный барабанщик Джеф Кампителли (Jeff Campitelli), бас-гитарист Мэт Биссонет (Matt Bissonette), клавишник и гитарист Эрик Кодье (Eric Caudieux).

В 2005 году вышел DVD “G3 - Live In Tokyo”. Выступление G3 в Японии, в котором вместе с Джо Сатриани и Стивом Ваем выступил John Petrucсi.

В 2006 году вышел одиннадцатый студийный альбом «Super Colossal». Альбом был записан на студии «Studio 21» и частично в Ванкувере (Канада) на студии «Armoury Studios». В частности, в Ванкувере была записана партия скандирующей толпы для композиции «Crowd Chant».

В 2008 году вышел 12 сольный альбом Джо «Professor Satchafunkilus and the Musterion of Rock».

Официальный сайт - http://www.satriani.com/2004/

Джо Сатриани - выдающийся музыкант, внесший огромный вклад в историю гитарной музыки... Гм, согласитесь - так чаще пишут уже о почивших. Но нет, нам повезло. Мы можем, как современники, наслаждаться живыми концертами этого гения и вблизи наблюдать эволюцию его творчества. Джо Сатриани велик в совокупности своих трех проявлений: учитель, гитарист, композитор. Замечателен он и как человек. Мы постарались составить этот рассказ так, чтобы вы могли с разных сторон познакомиться с музыкантом, чье имя уже давно стало хрестоматийным.

Творческий перевод с английского: Антон Ивлев

Ничто так не поражает, как умение
Сатриани из ничего сделать великое.
Bruce Maag

САТРИАНИ - УЧИТЕЛЬ

Среди учеников Сатриани были Steve Vai, Kirk Hammet (Metallica), Larry LaLonde (Primus), David Bryson (The Counting Crows), джазмен Charlie Hunter и многие другие...

Сатриани : Учитель не должен дискриминировать ученика, а напротив вдохновлять его. Необходимо подготовить почву (научить некоторым аккордам и прочему), и, если ученик решит для себя, что он хочет и готов двигаться дальше, тогда можно и ошарашить чем-нибудь эдаким. У меня были ученики от 9 до 60 лет - юристы, уже в возрасте, но всегда важно выяснить, чего ученик хочет добиться.

Помогла ли тебе преподавательская практика впоследствии?

Преподавание музыки помогло осознать, что для ученика ты должен выкладываться, самому раскрываться. Ты должен сделать так, чтобы ваши мысли и желания слились. Ты можешь потерять ученика, если не сможешь правильно объяснить мысль. Потом, когда я стал выступать перед аудиторией, я понял, что это тоже самое. Ты потеряешь аудиторию, если не сможешь правильно донести свою мысль.

Некоторые из твоих подопечных стали весьма известными музыкантами...

Да уж (смеется), мне бы хотелось, чтобы они все добились такого же успеха, как Kirk Hammet и Steve Vai.

Сколько лет было Стиву Ваю, когда он начал заниматься у тебя?

Ему было 12. Мне 15, значит ему двенадцать. Помню, он пришел с гитарой и пачкой струн в руках. Стив был великолепен, очень одарен. Я занимался музыкой лишь на один год больше него.

Пожалуй, никто не производит такого яркого впечатления на молодежь, как ты. Откуда у тебя это чувство молодого поколения?

Не знаю! Самому странно. Я много лет преподавал, поэтому мне известно чувство, когда к тебе приходит человек со свежим умом и яростным желанием научиться играть, и, может быть, с небольшим количеством таланта. Ты обязан говорить правду и донести те знания, которые можешь дать. И нужно знать, как это передать молодому поколению. Наверное, так можно ответить. Наверное я просто привык к этому, но, когда думаешь об этом, то возникает странное ощущение, ведь я еще сам подросток, который полностью в Джимми Хендриксе и, который и сейчас хочет найти кумира в каком-то крутом гитаристе. В общем, я не знаю. Скорее, мне не приходилось размышлять на эту тему. Это просто чувство.

Гитаристы слишком часто играют в ми миноре.
Джо Сатриани

САТРИАНИ - КОМПОЗИТОР. РАБОТА НАД АЛЬБОМАМИ

"Crystal Planet"

Сатриани : Я хотел сделать альбом, который бы впитал в себя все, созданное мной ранее. Откуда-то взялась эта фраза - "кристальная планета" - и я подумал, что она может стать метафорой для альбома, как воплощение только моего мира, в котором бы я мог играть все, что только захочется. Я хотел взять с собой каждый аккорд, каждую фразу, стиль и технику в мой мир, мою кристальную планету.

Весь альбом Crystal Planet был написан только с тетрадью и метрономом. Технология записи была следующей. Во-первых, я не делал демо-записей. После того, как все композиции были записаны на бумагу, мы с Джефом и Стюартом (Jeff Campitelli - ударник, Stu Hamm - бас) отрепетировали их так, как будто это живой концерт. После этого к нам подключился продюсер Mike Fraser. Прослушав аранжировки, он кое-что добавил и внес некоторые предложения, и за тем мы отправились в студию. В студии мы играли вживую на две дорожки, на 24 дорожки или на 48 аналоговые дорожки, а также непосредственно на жесткий диск компьютера. Таким образом, мы могли импровизировать и придумывать везде, где только хотели. Работа проходила в перерыве между турами G3, поэтому временные сроки были очень сжаты, шесть недель, и это тоже весьма помогло. Мы не старались проигрывать по сто раз одно и тоже место, а творчески, "на лету", спонтанно старались почувствовать нужное настроение. Каждый из нас поддерживал друг друга и поощрял на эксперимент, поэтому музыка в альбоме отражает наши индивидуальные черты и почерк, как во время концертного выступления. Отсюда, мне кажется, и альбом получился очень живым. Главное зерно альбома Crystal planet - это три музыканта.

Этот альбом я написал и закончил за девять месяцев и старался работать совершенно по новому, не так, как я работал раньше. Я записывал альбом на инструментах, на которых сам обычно не играю, и вообще перевернул все с ног на голову... Альбом не получил никакого названия, он записывался в трех студиях одновременно. Ничего запланировано не было. Я просто шел в студию с какими-то идеями и, не исправляя ошибок, записывал первые наработки. Все было не так, как обычно: от марки пленки и размеров струн до местонахождения студии и времени работы в ней. Я как будто намеренно поставил себя врасплох во всем, начиная от сочинения до самой записи.

"Engines of Creation"

Engines Of Creation не похож ни на один мой альбом. Я вижу, что он приобрел популярность у новой для меня аудитории. С другой стороны, я бы хотел предупредить моих старых поклонников, что этот альбом может оказаться не тем, чего они от меня ждут. В альбоме нет композиций вроде Summer Song или Satch Boogie. Это то, что написано на сегодня, а сегодня у нас 2000-й год...

Engines of Creation - альбом в стиле техно. Музыку я писал не на акустической гитаре, а на клавиатуре. Когда были готовы MIDI-файлы, я отослал их своему партнеру Eric Caudieux, который обрабатывал и сводил их в программе Logic Audio Platinum.

При попытке воспроизвести электронный звук альбома для живого выступления, мы довольно много экспериментировали в студии с педалями Moogerfooger, Electro-Harmonix Micro Synths и Bass Micro Synths, также предуселителями Hafler Triple Giant, но на репетициях выяснилось, что, если увеличивать громкость, все наши навороченные цепи перестают быть стабильными, а значит непригодны для концерта. Поэтому я решил, что поступлю так, как делал всегда, как, возможно, Хендрикс бы поступил. Я сделаю альбом для студии, а на концерт возьму очень мощные усилители, пару педалей и буду делать музыку уже заново.

САТРИАНИ - ГИТАРИСТ или ИДЕИ ДЖО

"Borg Sex"

Если выбросить все электронные наложения и странные гитарные звуки, то видно, что эту песню можно играть на Dobro. Поэтому на концерте мы отказались от всех секвенсеров и синтезаторов, и вместо них Stu Hamm играет басовые партии. Кроме того, при исполнении этой композиции Эрик (второй гитарист) практически дублирует все соло-партии со мной, он играет ритм, и проигрывает все партии борга-женщины, таким образом получается диалог между двумя гитарами. В результате, композиция приобретает очень сексуальный, блюзовой оттенок, с насыщенным ритмом. Студийную запись на концерте можно очень интересно интерпретировать.

Я обнаружил, что вместо студийного оборудования на концерте удачно работает педаль Fulltone Ultimate Octave. При записи "Borg Sex" в студии Eric применяет педаль Electro-Harmonix, а на концерте он меняет ее на Fulltone. Педаль Fulltone более стабильна, она звучит одинаково всегда, а Electro-Harmonix по своему уникальна и каждый вечер может звучать по-разному. Такая непредсказуемость иногда создает проблемы.

Начало композиции "Rasperry Jam Delta-V"

Играется пальцами двумя руками. Довольно странно, но в свое оправдание я нашел приемлемый для исполнителя вариант. Необходимо правой рукой зажать ноту си на третьей струне четвертом ладу, и первой струне седьмом ладу. Левой рукой играется мелодия. В основном это hammer on и pull off на первых трех струнах в миксолидийском ладу. Открытая струна си и те ноты, которые зажаты правой рукой, используются в мелодии. Более высокие октавы достигаются за счет педали whammy.

"Surfing With The Alien"

Это блюз, как и большинство моих произведений. Структура композиции во многом исходит из 50-х, 60-х годов, но я добавил педаль, рычаг, теппинг двумя руками и получился современный гитарный стиль (1987 год). Тем не менее, во время живого исполнения мы делаем немного сиплый, блюзовый звук.

Космическое соло композиции "Up In The Sky"

Идея Up In The Sky - это превращение человека в орла и его полет. Я должен сказать, что никогда не смогу воспроизвести в точности это произведение, потому что понятия не имею, откуда взялся этот звук, но соло можно играть несколькими способами. Первоначально композиция была записана для альбома "Joe Satriani", однако результат мне не понравился, поэтому эта вещь попала уже только в бонус японского издания альбома. И звучание этого варианта, как раз, нравится мне больше всего: электронный, аналогово-электронный причудливый тон. Запись велась через усилитель Wizard 5150 и кое-где через Marshall 6100 с Boss DS-1. Потом для гитары мы наложили эффект DigiTech, результатом чего стал звук, похожий на плавающий строй гитары. С помощью педали Fulltone Ultimate Octave и раскаченных усилителей мне удавалось создавать хороший overdrive. Я ударял по струнам где-то в районе пятого лада и получался классный призвук. После записи я спросил Майка Фразера, есть ли там хоть какое-то соло или ничего кроме странного шума, но теперь я очень доволен!

"Down, Down, Down"

Более обкуренной, тормозной, ленивой композиции у меня не было...

"Ceremony"

Ceremony повествует о фантастическом видении какого-то праздника, возможно, в полночь, посреди бескрайней чарующей прерии или восхитительной долины... где-то там, где праздник Земли напрашивается сам, и где вокруг все пленительно и зачаровано.

"House Full of Bullets"

Не особо претендующая на духовные измышления блюзовая композиция. Я представил себе, как будто Martin Scorsese снимал для меня клип, и будто он поместил меня в дом с моей серебряной гитарой, и дом этот поливают очередями пуль, а я уклоняюсь от них. Камера выплывает из дома, и тогда становится видно, кто устроил весь этот погром. В основном, только критики, музыканты и комментаторы не понимают, почему я люблю делать подобные записи.

САТРИАНИ О ГИТАРИСТАХ

Steve Vai :

Безрассудный. Я знаю, что он любит видеть себя именно таковым. Я много могу о нем говорить, потому что знаю его очень хорошо. Он на моих глазах развивался и прогрессировал.

В своем мире. Эрик - сложный музыкант, прошу прощения за неоднозначное определение. На сцене с ним у несолирующих исполнителей постоянно возникает ощущение неверия в то, что они слышат. Помню репетицию G3. Были Kenny Wayne Shepherd, Steve Vai и Эрик, которого я тогда не видел уже сто лет. Мы каждый проверили свою аппаратуру, и я, как руководитель группы, кивнул головой. Эрик начал свое соло. Как только раздались первые звуки, мы с Kenny переглянулись и поняли, что наши мысли совпадают: "что за чертовщина"! Звук его гитары явно не принадлежал миру сему, он исходил из какого-то другого пространства вселенной!

Kenny Wayne Shepherd:

Блюз! Этому парню можно дать такое емкое определение. А на сцене он всегда на 100 процентов Kenny Wayne Shepherd. Кенни никогда не стыдился прославлять свои блюзовые корни. Свободный дух и выдающийся гитарист.

Robert Fripp:

Катартический. Не знаю, правильное ли это слово для описание тех ощущений, которые я испытываю к его музыке, но, когда я в последний раз слушал его альбом, через 30 минут меня охватило чувство глубокого раздумья о своей жизни. Самому-то просто так подобные мысли в голову не часто лезут.

Я много лет играл что-то из его произведений. С 70-х годов звук, тон его гитары постоянно менялся и разрастался. Что-то мне не приходит на ум еще кто-нибудь, с кем происходило подобное. Page, Clapton не выросли (по большому счету). Они остались постоянными, возможно созрели, а Бек удивителен, волшебник."

Jimmy Hendrix

Я всегда думаю о нем. Каждая песня, каждая запись его гитары звучала по-новому. Он никогда не был эгоистичным гитаристом, если вы понимаете, что я имею в виду. Он никому не навязывал свой звук. Хендрикс искусством отражал мир и то, что в нем происходит. Он мог превратить свою гитару в огромного монстра и крошечного мотылька, но наслаждение от его музыки получаешь всегда. Да, именно так. Его наследие чарует до сих пор, он оставил нам удивительную музыку, которая изменила мир.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДЖО

Сатриани : Оттачивание своего стиля, работа над фразировкой - постоянный, бесконечный процесс. Это техника, но только техникой ее назвать нельзя. Это чувство, над которым работать труднее всего, потому что упражнений для этого не существует. Проблема в том, что каждый день мы разные люди. Наши эмоции и опыт меняется, и на жизнь в разные эмоциональные состояния мы смотрим по-разному. Для меня это важно, потому что в музыке я отражаю свои эмоции. Если у меня это не выходит, я становлюсь скучным и перестаю играть на гитаре. При записи одного соло для нового альбома я просто сел и играл, снова и снова, не думая о постановке пальцев, а только стараясь поймать эмоции, которые у меня были во время записи.

С самого детства я обожал музыку и всегда был в ней, в ее бесконечных лабиринтах и причудливом разнообразии. Будучи пятым, самым младшим ребенком в семье, я видел, как изучали музыку мои родственники. У нас в доме всегда была музыка. В девять лет я стал серьезно заниматься на ударниках и всегда воспринимал себя музыкантом, никогда не теряя это чувство. Самое прекрасное в мире для меня всегда было играть музыку, изучать ее, забавляться ею, показывать ее людям или таить в себе. Теперь я всегда с удовольствием отправляюсь в турне или записываю альбомы с другими музыкантами.

Как ты начинал?

Все произошло очень странным образом, в большей степени случайно. Я делал какие-то домашние записи для себя, и вдруг начал играть с группами, кто-то меня надоумил, что из моих записей может что-то выйти, потому что он сам вот только что получил контракт. То есть одно за другим потянулось, потом я заключил контракт, и они запросили еще и еще, а я сам был абсолютно неопытен во всем этом. Второй записью, которую я сделал на Relativity Records стала Surfing With the Alien, и именно в этом году я впервые стал выступать - выступать перед людьми, просто пару часов играть на гитаре. Даже сейчас странно вспоминать. Хорошее было время. Кажется Michael Jackson и Motley Crue боролись тогда за первое место в списках популярности, ну а я находился где-то в за пределами поля, продолжая свое дело.

Как ты относишься к пиратским записям, которые делают фаны на концерте?

О-о, я обожаю их. Это здорово. Тут правда надо различать подобные записи от пиратских подделок студийных записей, но, если люди перепродают свой собственный материал, не думаю, что это серьезный коммерческий конфликт.

Такое впечатление, что коммерческий успех тебя мало беспокоит...

Как раз недавно ко мне обращался один писатель с просьбой об интервью для его книги. Я ответил, что хочу продавать свои записи и выступать на концертах, что позволяет мне продолжать играть на гитаре, но меня совершенно не прельщает становиться "котируемой" фигурой. Поэтому не надо заносить меня в каталоги Love Connection, Hollywood Squares или Regis & Kathy Lee. Я не хочу, чтобы люди думали, будто я сосуществую бок о бок с Cher, Richie Sambora и другими, стремящимися в этот круг шоу-бизнеса. Вряд ли мне удастся добиться успеха на подобном поприще.

Значит ли это, что тебе трудно находиться на публике, быть гитарным героем?

Не могу сказать, что это обескураживает, но это немного странно, если я смотрю на себя, как на гитарного героя. Конечно, став музыкантом, одновременно отчасти становишься актером, хотя на самом деле я немного стеснителен и сдержан. Получается, что я не люблю находиться в толпе, а в конце концов оказываюсь перед тысячной аудиторией (смеется).

Где для тебя проходит граница между музыкантом и шоу-меном?

На этот вопрос легко ответить, потому что я совсем не шоу-мен, как, например, некоторые мои друзья. Я понял это, еще когда был ребенком и слушал Хендрикса. Тогда я спросил себя: "Какой урок, Джо, ты можешь вынести из жизни этого человека"? И пришел к выводу, что он попал в ловушку шоу-бизнеса. Я сказал себе: "Что ж, если ты, Джо, собираешься быть в этом бизнесе, то постарайся никогда не терять себя". Тогда не будет никакого надрыва, искусственного перехода из отеля на сцену, от интервью к работе в студии, из домашней обстановки в обстановку концертного турне. Тогда же я увидел, что и творческий процесс может протекать легко. Не нужно писать о вещах, в которые заставляют поверить другие. Не нужно писать для этого искусственного рокера, выдуманного персонажа. Есть только ты, и всегда это ты. Такое понимание я несу в себе до сих пор, и оно помогает мне быть самим собой.


http://www.geocities.com/nevdem22/Satch.htm
http://www.zip.com.au/~mayor/satriani/

15 июля в городке Вестбери мир впервые увидел один из будущих кумиров рок-сцены, Джо Сатриани. Его путь к успеху был непростым и не всегда гладко вымощенным, однако результат, которого достиг этот талантливый человек, и количество заработанных им наград впечатляют даже тех, кто считает себя непричастным к гитарному року ХХ века. Множество альбомов, толпы поклонников, всемирное признание – все это сегодня находится у его ног, позволяя отдохнуть на лаврах от многолетних трудов на ниве гитарной музыки.

На увлечение музыкой и на раннее творчество Джо Сатриани оказал огромное влияние знаменитый Джими Хендрикс, благодаря которому многие подростки Америки переставали слоняться по улице без дела, а пытались изобразить на своих гитарах пассажи виртуоза, скрывшись от посторонних в родительском гараже. Овладев искусством гитарной игры, талантливый подросток Джо даже начал учить своих ровесников, среди которых оказался Стив Вай, хорошо известный поклонникам рок-музыки 70-х-80-х годов. Работа Джо в качестве учителя игре на гитаре продолжалась достаточно долго – даже после переезда его в Сан-Франциско, после окончания школы, где также нашлось немало желающих научиться исполнять рок на модном музыкальном инструменте. Ко времени пребывания в Сан Франциско относятся и первые творческие успехи Джо Сатриани в профессиональных музыкальных коллективах – здесь можно упомянуть такие имена, как The Squares и коллектив Грега Кина.

Первые концертные туры и первые поклонники заставили Джо задуматься о собственной музыкальной карьере, началом которой послужил дебютный мини альбом «Joe Satriani» 1984 года, который нельзя назвать прорывом или даже видным музыкальным событием, за счет недостаточной раскрутки. Но уже в 1986 году ситуацию удалось исправить, когда бывший ученик и неизменный спутник Джо Стив Вай оказался под прицелом видеокамер, отметивших новую звезду рок сцены. Часть его успеха досталась и Сатриани. С этим моментом более чем удачно совпал выход его очередного крупного диска «Not of this Earth", заслужившего немало положительных отзывов и привлекшего к себе внимание мировой общественности.

В 1987 году музыкант закрепил успех, достигнутый предыдущим альбомом, выпустив новый диск "Surfing With the Alien". Несколько дней – и Сатриани стал звездой, а его новая работа ворвалась в чарт США, начав свое продвижение к первому месту лидера сразу с 29-ой позиции. Покорение знаменитого Тор 30 рейтинга Billboard 200 – это уже серьезно, тем более когда речь идет о гитарном альбоме, не слишком популярном жанре. Новую звезду, столь стремительно ворвашуюся на Олимп, быстро заметил мэтр Мик Джаггер, пригласив Сатриани принять участие в его турне по Японии и Австралии.

1989 год поднял Джо на новую волну успеха – был выпущен новый альбом "Flying in a Blue Dream", где исполнитель предстал перед благодарной публикой как вокалист. Работа была по достоинству оценела слушателями, а один трек был выбран в качестве звукового сопровождения для фильма Камерона Кроу с оригинальным названием "Say Anything". Однако лидирующие места в ТОПах работы Сатриани занимали не очень часто, тогда как рейтинги в жанре мейнстрим рока позволяли его работам покрасоваться в первой десятке.

Следующий диск Сатриани увидел свет лишь в 1992 году. "The Extremist" поднялся до 22-го места в чарте Billboard 200. А в 1994 году карьера Сатриани сделала очередной поворот в гору – он занял место легенды Ричи Блэкмора в знаменитом коллективе Deep Purple. Теперь можно было вздохнуть спокойно – вершина популярности покорена. Сегодня Джо Сатриани входит в восьмерку лучших гитаристов мира, а его альбомы разошлись тиражом более 7млн экземпляров, что можно назвать блестящим результатом, за всю историю рок мызыки.


      Дата публикации: 25 ноября 2005 г. Джо Сатриани (Joe Satriani) не нуждается в представлениях - икона гитарной музыки, виртуоз, мегауспешный инструменталист, почетный эндорсер компании «Ibanez», специализирующейся на гитарах и сопутствующем ассортименте, педагог, человек, давший путевку в жизнь Стиву Ваю (Steve Vai), Кирку Хэмметту (Kirk Hammett) из Metallica, Лэрри ЛаЛонду (Larry LaLonde) из Primus, Дэйвиду Брайсону (David Bryson) из Counting Crows и многим другим. «Is There Love In Space?» («Есть ли любовь в космосе?») - девятый «студийник» маэстро. Ценители гитары и им сочувствующие не будут разочарованы. «Is There Love In Space?» представляет собой подборку блестящих рок-гитарных номеров. Таким мы знаем и любим Сатча (так его называют в гитарном комьюнити)!

Не так давно музыкант отыграл небольшой промо-тур в поддержку новой пластинки. На подходе - европейские гастроли в составе «G3» с участием Стива Вая и Роберта Фриппа (Robert Fripp). О любви в условиях невесомости, гитарной музыке и прочих злободневных темах - наш разговор с мистером Сатриани.

Мистер Сатриани, давайте вспомним тот день, когда вы впервые взяли в руки гитару.

В 1970-м умер Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), и я твердо решил, что стану гитаристом. О своем выборе никогда не жалел.

Как получилось, что вы стали преподавать?

Жизнь заставила. Я работал и садовником, и каменщиком... Даже продавцом в обувном магазине. Однако мне всегда хотелось заниматься именно музыкой. В старших классах я уже довольно прилично играл. Ко мне начали приходить ученики. Одного из тех парней звали Стивом Ваем. Потом был переезд в Сан-Франциско, где я проучительствовал около десяти лет. Там у меня занимались Кирк Хэммет, Лэрри ЛаЛонд, Дэйвид Брайсон и еще куча народа. Опять же в Сан-Франциско с моим нынешним барабанщиком Джеффом Кэмпителли (Jeff Campitelli) мы сколотили команду The Squares. Так что преподавание гитары было не более чем побочным заработком. Главное для меня - игра в группе.

Почему вы начали заниматься гитарным инструменталом?

В определенный период скопилось куча домашним записей. Обычно я пишу все подряд - импровизации, свежие находки и т.д. И однажды я подумал, что было бы неплохо выпустить инструментальный альбом. Даже не мог подумать, что затея будет иметь такой успех.

Насколько развита гитарная сцена в наши дни?

В достаточной мере. Сегодня я могу позволить себе гастроли в бОльшем количестве городов перед бОльшим числом слушателей. Позиция коммерческих FM-станций по отношению к серьезным музыкантам не меняется. Но всегда ведь можно найти лазейку.

Как вы обычно работаете над альбом? У Джо Сатриани есть какая-нибудь собственная отработанная технология?

Музыка сочиняется по вдохновению. Важно не перегореть. Бывает, чтобы написать какую-нибудь мелодию, уходят годы. А другой мотив выходит сходу. Какого-то единого алгоритма не существует! Песни со словами - совершенно другая история, ибо лирика требует особого к себе отношения. Я играю на гитаре, бас-гитаре, барабанах и клавишных. Многие композиции получаются просто потому, что мне нравится заниматься любимым делом.

После стольких лет, наверное, сочиняется непросто?

Что вы! У меня музыки в голове валом. Жаль, что не хватает времени, чтобы ее толком оформить (смеется).

На вашем новом альбоме есть пара трэков с вокалом. В чем их смысловая нагрузка?

ОК. По своей стилистике «Is There Love In Space?» получился на стыке рока и блюз-рока, и я подумал, что общую картинку неплохо было бы облагородить парочкой песен. Заметили, что в трэках с вокалом немного отличается подача?

Не подумывали над тем, чтобы записать песенный альбом?

Что? Петь? Нет, только не я. Для этих целей лучше пригласить специально обученного человека (смеется).

Что можете рассказать о проекте G3? Как он появился?

Дело было в 1995-м. Как-то я пожаловался своему менеджеру, мол, чувствую себя изолированным от всего остального мира: сам в студии, сам на концертах... Мои гастроли и гастроли других гитаристов, вроде Стива, никогда не пересекаются. Мы лишены возможности общаться и обмениваться информацией. Гитаристы, сами знаете, обожают потусоваться друг с другом, поджемовать и все такое прочее. Так родилась идея... Гитарного фестиваля что ли. Правда, было одно ограничение - в «фестивале» могут принять участие не более трех исполнителей. Во-первых, во многих концертных залах установлен регламент - не более трех часов. А, во-вторых, три часа «живой» музыки, согласитесь, все-таки тяжеловато для слушателя. Из всех этих задумок и появился G3. Если не изменяет память, название придумал мой менеджер. Поначалу проект пользовался не ахти каким спросом. Менеджеры и промоутеры были напуганы одной лишь идеей гитарного соревнования. Тем не менее, мне удалось убедить всех в целесообразности G3, а реакция фанов не заставила себя долго ждать.

Джо, скажите, каково выступать на одной сцене с музыкантами уровня Стива Вая или Ингви Мальстина (Yngwie Malmsteen)? Существует ли между вами дух соперничества - кто круче?

Так на то и была сделана ставка! Когда собираются вместе несколько музыкантов, их энтузиазм резко возрастает. Мы со Стивом знакомы уже много лет. Когда начинаем играть вместе, начинают происходить удивительные вещи. Бывает, один из нас что-нибудь как «запилит», а другой удивляется: «Wow! Как ты это сделал?». Все гитаристы, которые играли в G3, близки нам по духу. Они уверены в себе и не боятся отдать частичку себя слушателю. Если это называется соревнованием, то, по-моему, это здорово!

Что вас вдохновляет?

Повседневная жизнь, окружающие меня люди. Не перестаю удивлять простым вещам! Есть, о чем писать, над чем поразмыслить, на что надееться... По себе могу сказать: только тогда играешь хорошо, когда сопереживаешь музыке. Я не тот человек, что просто садиться и «по заказу» пишет пластинку. Не мой стиль. Важно пропустить музыку через себя.

«The Mystical Potato Head Groove Thing», «Surfing With The Alien», «Flying In A Blue Dream»... Где вы находите столь дивные названия для своих композиций?

Места знать надо (смеется)! Экспириенс, экспириенс и еще раз экспириенс! Когда садишься сочинять песню, фокусируешься на ее названии. «Surfing With The Alien» мне приснилось. Забавное название, к которому я сходу сочинил мелодию. «The Mystical Potato Head Groove Thing» «выстрелило» у меня в голову во время разговора с братом по телефону. Долго потом думал, что же это фраза означает (смеется).

Как-то вы сказали, что в молодости фанатели от Deep Purple. И вот, после того как Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) взял «самоотвод», вас пригласили на его место. В составе Deep Purple вы отыграли тур 94-го года. Как ощущения?

Ощущения двойственные. Фактически я заменил САМОГО Блэкмора. Потом думаю себе: «Секундочку! Ричи Блэкмор незаменим!». Я видел лица слушателей, которые с благоговейным трепетом смотрели на сцену, но понимал, что я - не один из Deep Purple. В репертуаре было несколько песен, которые лучше Блэкмора никому не сыграть. Потом мне дали послушать «живые» записи, и я понял, что некоторые блэкморовские партии радикально менялись от концерта к концерту. Он постоянно искал, как бы улучшить песню. И вот, уже будучи участником группы, я перенял эту эстафету. «Подгонка», главным образом, касалась нового материала, с которым мы гастролировали. Им понравилась моя игра, мне понравилось играть с ними. Команда просто фантастическая!

«На постоянку» приглашали?

Приглашать приглашали, но пришлось отказаться. Во-первых, масса нереализованного собственного материала. Во-вторых, контрактные обязательства. Я не мог все взять и бросить. И еще... Не хотелось об этом говорить. Всегда пугало, что в составе Deep Purple меня воспринимали, как британца. Я - итало-американец и очень этим горжусь. Как бы то ни было, спасибо «диппепловцам» за все! Классно, но не совсем мое. И тогда я стал искать себе замену и присоветовал Стива Морса (Steve Morse).

Что вы можете посоветовать молодым музыкантам, делающим первые шаги в шоу-бизнесе?

Прежде всего, не стоит отождествлять музыку и шоу-бизнес. Если говорить о шоу-бизнесе, сделайте классную прическу и заведите хорошего адвоката - успех гарантирован (смеется)! Если хотите добиться успехов, как музыкант, все очень просто: занимайтесь, работайте над собой. Не бойтесь быть оригинальными. Это именно то, что ждет от вас публика. Все мы хотим, чтобы нас удивили. Многие музыканты думают, что добьются успеха, подражая другим. Такая позиция, на мой взгляд, в корне ошибочна. Не оглядывайтесь по сторонам. Слушайте только свое сердце и играйте лишь ту музыку, к которой душа лежит.

Можете вспомнить самый курьезный случай из своей концертной практики?

Сколько угодно! Однажды меня пригласил Элис Купер (Alice Cooper) для участия в его «сольнике». В зале - около 10 тысяч. И вот Элис объявляет песню, я выхожу на сцену. Песня начинается, а я не успел проверить готовность своего оборудования. Композиция уже звучит несколько минут, а я вожусь с усилителем, который наотрез отказывается работать. Так и простоял на сцене, как идиот, не сыграв ни единой ноты, и чтобы как-то оправдать свое присутствие, вышел в финале на поклон (смеется).

Назовите ваших любимых музыкантов.

Deftones, Jet, Джими Хендрикс, Beatles, Stones, Том Морелло (Tom Morello) и Audioslave, Майлз Дэйвис (Miles Davis), Уэс Монтгомери (Wes Montgomery), Алан Холдсворт (Alan Holdswoth)...

Ну, это все люди, проверенные временем. А как насчет современных музыкантов? Кого можно выделить?

Есть несколько классных гитаристов. Боюсь, правда, не всех смогу упомнить. Вот, например, Матиас Эклунд (Mathias Eklund) из Швеции. Забойный малый! Есть еще такой гитарный фрик из Нью-Джерси. Зовут Роном Талом (Ron Thal). Играет на безладовой гитаре. Кроме того, хочу отметить гитариста The Mars Volta Омара Родригес-Лопеса (Omar Rodriguez-Lopez). Все эти парни совершенно не вписываются в «формат», но уверен, что будущее за ними!

Если бы была возможность создать собственный дрим-тим, кого бы вы пригласили?

Джими Хендрикс. Только Джими Хендрикс и я на гитарах. Мы бы импровизировали, создавая музыку, не ограниченную ни формой, ни временем.

Как считаете, в чем заключается секрет вашего творческого долголетия?

Даже не знаю, что ответить. По всей видимости, людям нравится то, что я делаю.

И под занавес. Чего ожидать от Джо Сатриани в ближайшем обозримом будущем?

Могу лишь обещать, что я останусь верен самому себе.



Последние материалы сайта