Конспект конструкция головы рисунок или дополнительный материал. Конспект урока по изо "конструкция головы человека и ее основные пропорции". II. Работа над новым материалом

22.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Цель: Познакомить учащихся с закономерностями конструкции головы человека

Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека, активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конструкция головы человека и её основные пропорции Автор: Каяткина Ольга Владимировна МАОУ СОШ №84 г. Челябинск, Челябинская область Урок изобразительного искусства в 6 классе

Цель: Познакомить учащихся с закономерностями конструкции головы человека Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека, активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения. Оборудование: портретные эскизы людей разных возрастов, выполненные на классной доске зарисовки головы.

Пропорции головы человека Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой. В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый визированием.

Чтобы научиться рисовать портрет, следует изучить части лица.

Голова в целом построена по принципу геометрических объемов и ее изображение состоит из комбинации усложненных геометрических тел. А. Дюрер Аналитический рисунок построения головы человека

Как нарисовать глаза Глаза играют очень важную роль в сходстве портрета с натурой. Начать рисовать глаз можно с его обобщённой формы, глазное яблоко имеет шаровидную форму). Поэтому, приступая к прорисовке глаз, нужно наметить глазные впадины, при этом помня, что они расположены не очень близко к носу. Расстояние между глазами равно длине самого глаза. Далее, наметив зрачок, начинаем прорисовывать веки.

Рисуем нос Рисуя нос, нужно сначала внимательно изучить его характерные особенности: носы бывают прямые (1), курносые (2) и с горбинкой (3).

Носы бывают длинные, короткие, узкие и широкие. Основание носа равно ширине глаза. Намечая нос, нужно помнить, что середина лицевой линии носа проходит через середину его основания и кончика.

Схема рисования носа

Рисуем губы Прежде чем начать рисовать губы, нужно наметить среднюю линию рта (это линия, где верхняя губа соединяется с нижней), затем на этой линии определить длину и толщину губ (обычно нижняя губа более толстая, чем верхняя, но бывает, что они равны по толщине). Также нужно помнить, что рот находится ниже линии основания носа. Далее нужно начать обрисовывать очертания губ, стараясь передать их характерную форму (тонкие, толстые, средние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе).

Рисуем уши Уши обычно расположены на уровне от бровей до основания носа. Для того чтобы правильно наметить уши, нужно вычертить воображаемую ось уха, которая проходит параллельно линии носа. Далее намечают общую форму уха и прорисовывают детали.

Рисуем волосы Волосы красиво обрамляют голову и начинаются на середине расстояния от линии глаз до темени (верхней точки головы). Все причёски можно свести к наиболее типичным.

Практическая работа первый способ выполнения рисунка Выполнить рисунок головы с различно соотнесёнными деталями лица (нос, губы, глаза, брови и так далее)

второй способ выполнения рисунка

Домашнее задание: дорисовать портрет


«Пропорции в жизни» - Ф. Решетников. Золотая спираль. Метод аппликации. Соотношение частей тела у ребенка. Леонардо Пигано Фибоначчи. Соотношение. Композиция пропорций человека. Проверка. Продолжите последовательность чисел. Парфенон. Разделите каждое из чисел последовательности Фибоначчи на предыдущее. Леонардо да Винчи.

«Задачи на пропорции» - Проверьте решение. Чебурашка и крокодил Гена. Однажды Муха-Цокотуха пошла по полю и нашла денежку. Задачи на пропорции. Скорость движения автомобиля. Физкультминутка. Две величины обратно пропорциональны. Хозяйственный кот Матроскин из Простоквашино. Где-то есть ель в лесу, под елью белка. Решите задачу.

««Пропорция» математика» - 90 человек. Решите уравнения. Для «олимпиадников»: Простейшие преобразования пропорций: В пятых классах школы 80 человек. Пропорции. Пропорция: В шестых классах 90 человек. Основное свойство пропорции: Составьте новые пропорции из заданной. Отличники составляют 20%. В каких классах больше отличников и на сколько человек?

««Отношения и пропорции» 6 класс» - В 1794 году Лежандр привёл более строгое доказательство иррациональности чисел? и?2. Кукурузой засеяли 45% всей площади. Отношения 2:10=0,2 Отношение 2к10 равно 0,2 39:3=13 Отношение 39к3 равно 13. И среди первое место по праву принадлежит Парфенону. Масштаб бывает: числовой, линейный. 80/100 * 0.45 = 0.36 -то есть засеяно кукурузой 36 га.

««Пропорции» математика 6 класс» - Одинаковые отношения запишем в виде равенства. Средние члены. Составьте 4 верные пропорции. Тема урока. Основное свойство пропорции. Из отношений выберите равные. Отгадай ребус. Равенство двух отношений называют пропорцией. Пропорции. Заполните таблицу. Что же такое пропорция.

«Целое и часть» - Отношения частей и целого в окружающем мире и в математике. Авторы: Атаманова Лиза Нехорошкова Надя. Наблюдение за предметами окружающего мира и числовыми равенствами. Цели исследования. Посмотрим вокруг… Используемые материалы. Ход исследования. Выводы. Части и целое есть в предметах окружающего мира и в числовых равенствах.

Всего в теме 26 презентаций


Для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения. Чтобы изобразить человека, пере­дать его верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. В рабо­те над изображением человеческой фигуры верный помощницей художника является анатомия.

Раздел анатомии, необходимый художникам, называется пла­стической анатомией и изучает то, что образует внешние формы тела - скелет, мышечный и кожный покров.

1.Пропорции лица человека.

Голова, в особенности лицо человека, является объектом пристального внимания в портретном искусстве.

Многие поколения художников изучали пропорции человече­ского тела. В деталях их выводы отличаются друг от друга, но в основном они близки. Пропорции человеческого тела таковы: го­лова по высоте составляет 1/7 -1/8 части всей высоты человека

Теперь рассмотрите внимательнее пропорции лица человека.

Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорци­ям у каждого человека. Отыскать и подчеркнуть это индивидуальное у конкретного человека поможет знакомство с «осредненной» схемой пропорций человеческого лица. Оказывается, что горизон­тальная линия - ось глаз - проходит точно на половине общей вы­соты головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столь­ко же места, как и то, что находится ниже их. Поначалу это пред­ставляется маловероятным: кажется, что нижняя часть, где находятся нос, рот, подбородок, занимает гораздо больше места, чем верхняя, то есть лоб и темя. Но это только кажется. Нижняя часть лица кажется больше верхней потому, что она более «разра­ботана», более насыщена разнообразными деталями, тогда как верхняя лишена их.

Установив, что линия глаз проходит точно по середине головы, рассмотрим размещение остальных деталей лица. Если всю высоту головы принять за единицу, то окажется, что темя займет 1/7 часть этой величины, лоб, нос и расстояние от носа до нижней точки подбородка - по 2/7. Линия рта располагается примерно на 1/3 этого расстояния. Эта величина - 1/7 высота головы - оказывается моду­лем и для ширины головы. Она укладывается по ширине 5 раз. Рас­стояние между глазами, как и между крайними точками крыльев носа, длина глаз, расстояние от крайних точек глаз до крайних то­чек висков - все равно единице.

Все приведенные измерения являются, конечно, схематичными, примерными, и в жизни у каждого человека окажутся свои индиви­дуальные отклонения от рассмотренной схемы. Тем не менее она будет всегда хорошим отправным ориентиром при изучении кон­кретных особенностей каждой индивидуальной головы.

2. Индивидуальные особенности деталей лица.

Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на «три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпук­лые (горбоносые).. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие...

Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необхо­димо уловить и стремиться передавать их характерную особен­ность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

Большое значение имеет подбородочное возвышение и особен­но нижний край челюсти, составляющий границу с шеей.

Цели: Формирование у учащихся навыков изображения лица человека в соответствии с пропорцией.Развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать.Материалы: альбом, простой карандаш.Оборудование: Зрительный ряд:Репродукции портретов художников.Плакат: “Пропорции лица”Образцы нарисованных лиц.Ход урока I. Орг. момент. Проверка готовности к уроку. II. Сообщение темы и цели урока - Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с разновидностями портретов. Сегодня вы познакомитесь с пропорциями лица человека и научитесь изображать лицо человека в соответствии с пропорцией.II. Повторение - А сейчас, ребята, повторим материал, с которым вы познакомились на предыдущих уроках.Назовите жанры изобразительного искусства. (Пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, портрет, исторический, бытовой, мифологический, батальный жанр)Что называется портретом? (Портрет - это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает людей.)Что такое автопортрет? (Изображение художником самого себя.)Назовите виды портретов, изображенных на репродукциях.Парадный - во весь рост, посвящен общественному деятелю, использовано величие позы и жестов, богатство одежды и интерьера, показаны заслуги человека-ордена, медали.Камерный - противоположен парадному в нем использовано поплечное, погрудное, попоясное изображения.Психологический - показаны черты характера человека, думающего, размышляющего и т. п.Социальный - портреты простых людей и знати, рассказывающие о судьбе людей.Как называются эти портреты по количеству изображаемых людей? (Индивидуальный, двойной, групповой.)III. Объяснение нового материала. Практическая работа. Сегодня мы поговорим о том, как рисовать голову и лицо человека.Портрет — один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Игорь Грабарь, известный советский художник и искусствовед, писал: «Как никогда прежде, я понял, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного этюда, как бы она ни была пленительна пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!» Ни литературные произведения, ни труды историков, ни даже достоверно написанные мемуары не могут дать такого яркого представления о характере человека и даже целых эпох и народов, как правдивый портрет.Что такое пропорции? (Пропорции — это отношение размеров предмета друг к другу. Значит, пропорции головы — это отношение друг к другу размеров частей головы человека).Рисовать будем карандашом. Все внимательно слушают объяснение, глядя на доску. Последовательность работы учитель ведёт на доске, одновременно учащиеся работают в альбоме. Все линии намечайте едва заметно. (Еле-еле касаясь карандашом бумаги, это даст возможность в дальнейшем как можно меньше применять ластик, внося изменения и уточнения).Для того, чтобы начать рисование головы нужно разделить лист вертикальной штрих — линией на две половины, так как лицо симметрично, то есть левая и правая его части похожи, одинаковы. Проведем две горизонтальные линии снизу и сверху овала лица. Получившееся расстояние по вертикальной линии разделим на три равные части и проведем две горизонтальные линии. Подпишем названия этих линий. (Линия подбородка, линия основания носа, линия бровей, линия роста волос.)Нарисуем овал лица. Верхняя часть чуть шире чем нижняя. На уровне ушей небольшие впадины.Начнем детальное рисование глаз. Проведем дополнительную штрих — линию- линию глаз. Она расположена на расстоянии равном половине одной части лица. От бока овала лица отступим немного и поставим 2 симметричные точки. Отметим произвольно ширину глаза.Расстояние между глазами равно ширине одного глаза. Брови расположены на линии бровей. Расстояние между бровью и глазом равно высоте глаза.Начнем детальное рисование носа. В центре лица рисуем нос. Основание носа расположено на линии основания носа. Ширина носа равна расстоянию между глазами. Выпуклость носа передается за счет наложения штрихов и теней.Начнем детальное рисование рта. Ширина губ равна расстоянию от одного зрачка до другого.Проведем дополнительную линию в первой части лица, делящую пополам расстояние от линии основания носа до линии подбородка. Нижняя губа расположена на этой линии.Начнем детальное рисование ушей. Уши расположены между линией бровей и линией основания носа. Верхняя часть уха находится на уровне брови, а нижняя — на уровне кончика носа.Начнем детальное рисование волос. Проведем дополнительную линию в третьей части лица, делящую пополам расстояние от линии бровей до линии роста волос. Волосы немного пышнее, чем овал лица, всю верхнюю часть лица занимают лоб и волосы.Уточняем форму лица: виски вдавлены (линия бровей); косточки скул выпуклые; подбородок выдаётся вперёд.Шея немного уже лица.IV. Закрепление изученного На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос? (3)Чему равно расстояние между глазами? (Ширине одного глаза.)Что равно расстоянию одного зрачка до другого? (Ширина губ.)Что расположено между линией бровей и линией основания носа? (Уши.)Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа? (Нижняя губа.)V. Итог урока Выставление оценок.VI. Домашнее задание Подобрать портреты из журналов, газет, книг.

Тема урока: Конструкция головы человека и ее основные пропорции (наброски головы человека).
Цель: изучить закономерности в конструкции головы человека и пропорций лица.
Задачи:
Сформировать навыки изображения головы человека в соответствии с пропорцией.
Воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внешнем облике человека.
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Материалы: бумага, простой карандаш.
Использование компьютера при подготовке к уроку: Педагог в программе Power Point создает презентацию с информативно-иллюстративными материалами; в программе Word готовит разработки урока.
ТСО: Компьютер, проектор с экраном.
Ход урока:
Организационный момент
1) Приветствие, позитивная установка на урок.
2) Сообщение темы и цели урока.
3) Определение степени готовности к уроку.
Беседа
Когда мы видим человека – в жизни или на картине, то прежде всего обращаем внимание на его голову. Голова – это самая выразительная часть человеческой фигуры. Учебное изображение головы человека значительно отличается от рисунка, портрета.
Для того, чтобы мы смогли научиться рисовать человека, нам необходимо изучить технику рисунка головы. На первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим голову именно как пространственную форму, т.е. конструкцию. Известно, что все пространственные формы сводятся к простым геометрическим телам.
- Какую форму имеет наша голова? (Голова имеет округлую форму)
- А что голова напоминает в объеме? (В объеме голова напоминает яйцо (овоид)).
Важно также знать, что наша голова состоит из двух частей – черепной и лицевой. Обращая внимание на голову человека, мы прежде всего обращаем внимание на лицо человека и всегда преувеличиваем его в масштабе относительно черепа. Посмотрите внимательно на лица друг друга. Заметьте, что линия глаз находится приблизительно посередине общего абриса головы. Высота лба по линии волос и высота головы до темени, покрытая волосами, практически равны. Нижние части головы также имеют равные пропорции. Пропорции – это соотношения величин частей, которые составляют одно целое. Соблюдение пропорций в изображении человеческой головы наиболее важно (слайд 2)
Очень важно в рисунке правильно определить место глаз. Расстояние между глазами приблизительно равно длине глаза или ширине носа. Ни в коем случае не стоит уменьшать расстояние между глазами, это может привести к искажению изображаемого лица. Нос человека имеет форму призмы, мы видим его верхнюю сторону, боковые стороны и нижнее основание, где расположены ноздри. Рот находится посередине между основанием носа и линией подбородка. Важную роль играет форма скул и виски. Уши по длине совпадают с расстоянием от бровей до основания носа (но мы должны помнить о том, что в жизни можно встретить людей с не очень правильными и пропорциональными чертами лица, тут будут иметь место внешние особенности данного человека) (слайд 3).
Впервые представления об идеальных пропорциях человека появились в Древней Греции, так как древнегреческие мыслители искали идеал любого явления. Скульптор Поликлет (слайд 4) создал знаменитый трактат «Канон» о пропорциональном соотношении человеческого тела. В этом трактате он уделил большое внимание пифагорейской теории золотого деления. В древности считалось, что фигура человека создана на основе положений пифагореизма, т.е. вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей. Но истинным каноном Поликлета является его скульптура «Дорифор» - иное название «Копьеносец» (слайд 5). В основе композиции произведения лежит принцип ассиметрии, вся фигура выражает движение. Что касается лица, то расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется 1/7, а от глаз до подбородка - 1/16, высота лица - 1/10. Творение Поликлета явилось первым и едва ли не самым лучшим примером идеальных пропорций.
Позднее представления об идеальных пропорциях изменялись, но интерес мастеров к учению о пропорциях и пониманию пластического строения человека по-прежнему остался.
Творческое задание
Сегодня мы с вами будем учиться рисовать лицо человека, соблюдая все правила и пропорции. Для работы нам понадобятся бумага, карандаш.
Если смотреть на лицо человека в анфас, то мы заметим, что его ширина составляет примерно две трети высоты головы. А если посмотреть на него в профиль, то ширина будет соответствовать 7/8 его высоты. Голову человека можно условно разделить на четыре части. Первая часть (самая верхняя) – расстояние от макушки до линии роста волос. Вторая часть – расстояние от волос до глаз. Третья часть представляет собой глаза, уши и нос. Четвертая часть - это расстояние от носа до подбородка. Все четыре части практически равны. Деление головы на части будет верно в том случае, если лицо, на которое вы смотрите, находится на уровне ваших глаз.
Начинать рисовать лицо следует с глаз. Обратите внимание на то, что глаза находятся посередине головы. Если вы посмотрите на лицо в анфас, то увидите, что расстояние между глазами равняется расстоянию от краев лица до глаз. Это расстояние равно также ширине носа.
Чтобы изобразить уши, необходимо посмотреть на лицо в профиль. Мы увидим, что ухо находится слева от вертикальной линии, которой условно можно разделить голову пополам.
Если посмотреть на лицо в анфас, то треугольник носа начинается с середины головы. Если же посмотреть на голову в профиль, то глаза, нос и рот вписываются в прямоугольник.
В действительности редко встречаются у людей идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры (слайд 6).
Постарайтесь подойти к этой работе творчески. Не забывая об основных правилах рисунка, смело экспериментируйте, работайте с душой!
Подведение итогов урока
(Учащиеся демонстрируют свои работы)
– Что такое конструкция?
– Что такое пропорция? Какую роль играет пропорция в изображении чего-либо?
– Кем впервые были представлены идеальные пропорции человека?


Приложенные файлы



Последние материалы сайта