Гардемарины - это не только герои культового фильма. История создания фильма «Гардемарины, вперёд! III. Стадия рефлексии

31.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

…»В сороковых годах XVIII столетия в Москве в Сухаревской башне размещалась навигационная школа, основанная Петром I». Фильм был создан по книге Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы». Она писала роман для своих детей и поначалу не думала о его издании, а тем более — о бешеном успехе, который будет иметь картина о гардемаринах.

Дружинина: «1 января 1983 года раздался телефонный звонок. Звонила женщина. Она предлагала мне напечатанный роман как материал для сценария. Мы с ней встретились в холле дома «Кино». Она представилась: Cоротокина Нина Матвеевна. Инженер. Преподаватель техникума. Из сумки вытащила объемную красную папку огромной тяжести, которую я еле донесла до дома, и, бросив, забыла о ней.

Ее нашли мои дети. Содержание книги их очень заинтересовало. Юрий Нагибин также посоветовал мне прочесть роман Нины Cоротокиной и обратить внимание на автора, начавшего писать в 40 лет. Роман был написан крепко, в традициях исторической литературы. О нем я рассказала в нашем телеобъединении, и главный редактор заинтересовался…»

На съёмках фильма «Гардемарины, вперёд!»

Дружинина любила советского писателя Вениамина Каверина. Призыв из «Двух капитанов» Каверина — «Бороться и искать найти и не сдаваться» вдохновил Дружинину на название фильма «Гардемарины вперёд»

Когда съемки картины только начинались, актерский ансамбль выглядел иначе. Алешу Корсака играл Юрий Мороз, Софью — Марина Зудина. Сама Дружинина должна была предстать в образе мятежной Анны Бестужевой. Сначала ушел Юрий Мороз. Он тогда учился на режиссерских курсах и должен был снимать дипломную работу.

В роли Саши Белова должен был сниматься Олег Меньшиков, но после того, как из фильма ушел Юрий Мороз, предполагаемый актерский ансамбль развалился, и Дружининой пришлось искать нового актера и на эту роль. Сергей Жигунов в то время только закончил театральное училище, он уже снимался в кино, но не сыграл ни одной заметной роли, и участие в фильме о гардемаринах стало поистине его звездным часом.

Из к/ф «Гардемарины, вперёд!» — Не вешать нос, Гардемарины

Вскоре покинула картину Зудина. И тогда в картине появились Дмитрий Харатьян и Ольга Машная. От роли Бестужевой за неделю до съемок Дружинина отказалась сама, решив, что не следует мешать профессию режиссера и актрисы. Благо платья, пошитые для Светланы Сергеевны, на ее преемнице Нелли Пшенной сидели как влитые.

На съёмках фильма «Гардемарины, вперёд!»

Роль Никиты Оленева должен был играть сын Светланы Дружининой, с ним даже сняли несколько эпизодов, но потом он заболел и роль отдали Шевелькову. Актер чувствовал себя очень неуютно, поскольку режиссер ему тонко намекала, что он занял чужое место. На съемки второй ленты Дружинина его не пригласила, отдав предпочтение Михаилу Мамаеву.

Чтобы как-то объяснить зрителям, куда пропал обаятельный Шевельков, была придумана сцена, где выяснялось, что теперь не сам Никита Оленев, а его брат будет участвовать в приключениях гардемаринов. Но зрителям замена явно не понравилась, и возможно, именно тот факт, что великолепная троица распалась, послужил одной из причин того, что фильм «Виват, гардемарины!», вышедший в прокат в 1991 году, уже не имел большого успеха.

Ребята снимались весело. Дмитрий Харатьян и Владимир Шевельков дружили. Шевелькова привели Харатьян и Жигунов. Жигунова взяли, потому что он скакал на лошади, как Абдулов, и фехтовал, как Д’Артаньян-Боярский. В фильме Дмитрий Харатьян единственный, кто сам исполняет песни, и не только за себя, но и за Сергея Жигунова.

На съёмках фильма «Гардемарины, вперёд!»

Жигунов во время съёмок получил травмы. Сергей Жигунов: «Когда мы готовились сниматься в «Гардемаринах», мне сказали: «Никто не ездит на лошади лучше Абдулова и не дерется на шпагах искуснее Боярского». Я разбился в лепешку, но, смею думать, скоро был с ними по меньшей мере на равных в искусстве верховой езды и в фехтовании».

Жигунов дрался с профессиональным фехтовальщиком, не по правилам подбил клинок соперника, и шпага угодила ему под бровь. Оператору пришлось скрывать раненый глаз Жигунова. Как и его парик. Во время съёмочного процесса Сергея Жигунова призвали в армию, а потом остригли наголо. Далее его голову украшал парик.

Первых «Гардемаринов» снимали два лета, в Твери и живописных её окрестностях. Сняли бы за одно и вторых, но так случилось, что Дружинина во время съемок упала с лошади и сломала ногу… Кстати, вторых — «зимних» — «Гардемаринов» тоже не обошел перенос на другой год. Снимали в Подмосковье, была зима, а снега… все не было и не было…

Татьяна Лютаева училась вместе с сыном Дружининой во ВГИКе и именно он предложил её кандидатуру на роль красавицы Анастасии Ягужинской. Светлана Дружинина, посмотрев дипломный спектакль «Тень» по Шварцу пригласила Татьяну на пробы и сразу же утвердила на роль Анастасии Ягужинской. Эта роль стала ярким дебютом для Татьяны Лютаевой. После выхода этого фильма в 1987 году, на рубеже 20-21 тысячелетий очень многим девочкам стали давать имя Анастасия, появились и Софьи.

А для Ольги Машной роль Софьи была далеко не первой в кино, но именно эта роль сделала Ольгу Машную невероятно популярной на просторах всего Союза.
Ольга Машная: «Забавным было наше свидание в лесу с Алешей — Димой Харатьяном. Режиссер Светлана Дружинина и оператор Анатолий Мукасей придумали красивую романтическую сцену — снимали через веточки, листочки.

Я бегу навстречу Алеше, бегу-бегу, березки-кустики — и из кадра невольно выбегаю. Дубль за дублем, пленка уходит. Тогда рабочим канатом меня привязали за ногу, камеру поставили в середину, а меня пустили, как пони, по кругу.

И вот я с Алешей встретилась, обнимаю так, чтобы всего его ощутить, но не целую, а Харатьян удивляется: «Почему? Давай, как в Голливуде! » А мне хотелось не как в Голливуде, а такую настоящую русскую женщину сыграть, которая «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет», у которой любовь — это и нежность, и жалость, и страсть. Такой я видела свою Софью. Сняли любовь и как в Голливуде, и как по-русски. В картину вошел мой вариант»

«Я пришла от агрессии к любви. Софья — важная для меня роль, так как уже начал складываться такой стереотипчик — мол, актриса нервная, может «закатить истерику» и тому подобное. Да и предложения шли соответственные. И хотя мне нравится играть ярко выраженные характеры, не хочется «зацикливаться» на одном.

Поэтому роль Софьи в какой-то степени переходная для меня. Она — девушка с русским характером — простая, со спокойным нравом, словом, воплощение верности и любви. Я рада, что сыграла эту роль. Впрочем, и Софья, и сам фильм могли бы быть лучше.»

Половину успеха картине принесла отличная игра ребят под умелым руководством Светланы Дружининой. Половину — выход прославленной гвардии. Стржельчик, Евстигнеев, Абдулов, Боярский, Нелли Пшенная, Борцов, Смоктуновский, Стеклов, Павлов, Фарада…

Так же своим успехом фильм немало обязан прекрасным песням, музыку к которым написал композитор Виктор Лебедев. Народную славу Виктору Лебедеву принесли именно они. А ведь их встречи с режиссером Светланой Дружининой могло и не быть. Режиссер призналась, что собиралась работать с другим композитором. Но дороги любви, хоть и творческой, соединили.

Виктор Лебедев: «Единственная трудность в гардемаринах - Марк Розовский и Дунаевский запустили мушкетеров. И я попал в ситуацию, надо было не хуже написать - все пели «пора-пора порадуемся»… и мне надо было тоже». «Гардемарины» и «мушкетёры» ещё долго соперничали.

После предложенного Соротокиной патриотического сценария о мальчиках из навигационной школы режиссёр Светлана Дружинина загорелась идеей воссоздания отечественной истории (цикл «Дворцовые перевороты») и стала отклонять любые сценарии, не связанные с державной темой. Не все её работы оказались удачными.

В продолжениях «Гардемаринов» ошибкой было заменить Шевелькова другим актёром. В результате из картины ушёл Жигунов. Остался один Харатьян (Алёша Корсак). Дружество «развалилось». Но добрый пыл любви к Отечеству в последующих темах Дружининой остался.

Владимир Шевельков: «Считаю картину не очень удачной, а свое участие в ней — случайным. «Гардемарины» мне лично пользы не принесли и на моей актерской карьере в определенной степени поставили крест: серьезных ролей после подобных работ не предлагают. До этой ленты я играл самых разных героев: подонков, наркоманов, любовников… А тут мне стали предлагать роли тихого, постного, гладкого мальчика. В общем, роль Оленева меня попросту раздавила.»

Татьяна Лютаева: » Я знаю позицию Володи. Он с малолетства снимался в кино, поэтому на момент съемок «Гардемаринов» уже не очень хотел работать актером. У него проявилась режиссерская жилка.


Для меня роль Анастасии была первой работой в кино, по ней меня запомнили зрители.

Поэтому какие у меня могут быть претензии? «Гардемарины» — моя гордость. Правда, тогда я делала то, что мне показывала Светлана Дружинина.»

Дмитрий Харатьян: «Я не играл в классике, с крупными режиссерами психологического направления не работал. А то, что доводилось делать, это же довольно поверхностные персонажи были. Играй не играй, творческого капитала не наживешь. Я с завистью слежу, например, за судьбой Олега Меньшикова.

Он — из моего поколения, и учились мы в одних стенах, с разницей в год. Вот он — мой идеал, ему многое подвластно: и трагедия, и комедия, и гротеск, и психологические откровения. Вот если б я так мог… Вернее, не мог, а… Может, я и могу, да только не знаю об этом. Эх, дали бы мне хотя одну попытку…».

Жигунов: «…Мы очень подружились, и когда я скакал наперерез карете (помните?), то для меня было главным не спасти какие-то бумаги, а спасти друга. В такие минуты забываешь, фильм ли это, действительность ли.

Вообще нужно сказать, что три друга — это классическая схема и в жизни, и в кино. Трое — это очень хорошо. Замечательная ситуация — настоящая мужская дружба, но еще и честь, и любовь, и преданность Родине…».

А фильму была суждена долгая и счастливая жизнь и новые поколения его смотрят и пересматривают. Уже в течение многих лет этот фильм не утрачивает своей прелести и, может быть, наивного очарования. В нём показано то, какой бывает настоящая дружба и настоящие человеческие отношения.

глава из книги “Повесть о жизни”

Повествование начинается с описания весны в городе Киеве, где К. Паустовский провел дет­ские годы. С теплотой и лиризмом он описывает пробуждение природы. “На Бибиковском буль­варе распускались клейкие пирамидальные то­поля. Они наполняли окрестные улицы запахом ладана. Каштаны выбрасывали первые листья - прозрачные, измятые покрытые рыжеватым пу­хом… Майские жуки и бабочки залетали в ваго­ны трамваев. По ночам в палисадниках пели со­ловьи”.

Среди всей этой красоты

совершенно ненуж­ными казались мальчику Косте поездки за го­род. И он не мог понять пристрастия матери обя­зательно вывозить детей на выходные в дачные места - Боярку, Пущу Водицу или Дарницу. Он скучал среди однообразных дачных участков, равнодушно смотрел в боярском лесу на “чах­лую аллею поэта Надсона и не любил Дарницу за вытоптанную землю около сосен и сыпучий пе­сок, перемешанный с окурками”. Гораздо силь­нее будоражил его утопающий в сирени и топо­лином пуху Киев.

Наибольший восторг у мальчика вызывали сады, где он пропадал все дни напролет. Там он играл, читал, учил уроки и знал все укромные уголки.

Домой он приходил лишь обедать и но­чевать. Садов и парков в Киеве было много - Бо­танический, Царский и Купеческий сады, где все лето играл оркестр, и ничто не мешало слу­шать музыку, кроме протяжных пароходных гудков, доносившихся с Днепра. Но больше все­го Костя любил Мариинский парк, что нависал над Днепром. “Стены лиловой и белой сирени высотой в три человеческих роста звенели и ка­чались от множества пчел. Среди лужаек били фонтаны”.

Именно в этом Мариинском парке мальчик однажды увидел человека, который отравил его мечтами “о несбыточном будущем”. Костя сидел там вместе с сестрой Галей и читал “Остров со­кровищ” Стивенсона. Галя тоже читала книгу. Возле брата и сестры остановилась незнакомая девочка с бантами в волосах и стала прыгать че­рез веревочку. Галю - близорукую, добрую и доверчивую, она не потревожила. А Косте не­знакомка мешала. И он потряс сирень, возле ко­торой они сидели, и на девочек посыпались кап­ли от прошедшего недавно дождя. Галя смахнула с книги капли и продолжала читать. А незнакомка показала ему язык и убежала.

И в эту минуту Костя заметил, что “по аллее легко шел высокий гардемарин с загорелым спо­койным лицом. Прямой черный палаш висел у него на лакированном поясе. Черные ленточки с бронзовыми якорями развевались от тихого вет­ра. Он был весь в черном. Только яркое золото нашивок оттеняло его строгую форму”.

В сухопутном Киеве, где жители почти не ви­дели моряков, гардемарин показался мальчику пришельцем из далекого легендарного мира крылатых кораблей, “из мира всех океанов, мо­рей, всех портовых городов, всех ветров и всех очарований, какие связаны были с живописным трудом мореплавателей”.

Когда гардемарин прошел мимо, Костя под­нялся и пошел за ним следом. Галя по близору­кости не заметила исчезновения брата. А для Ко­сти этот человек стал воплощением всей его мечты. Он давно мечтал о морских путешестви­ях. Он часто воображал себе моря, “туманные и золотые от вечернего штиля, далекие плаванья, когда весь мир сменяется, как быстрый калейдо­скоп за стеклами иллюминатора”. “Боже мой, если бы кто-нибудь догадался подарить мне хотя бы кусок окаменелой ржавчины, отбитой от ста­рого якоря! Я бы хранил его, как драгоцен­ность”.

Гардемарин оглянулся. На черной ленточке его бескозырки Костя прочел непонятное и зага­дочное для него слово “Азимут”. Позже он узнал, что это название учебного корабля Балтийского флота.

Так они и шли сперва по Елизаветинской ули­це, потом по Институтской и Николаевской. Гардемарин изящно и небрежно отдавал честь пехотным офицерам. А Костя ощущал жгучий стыд за этих мешковатых сухопутных вояк.

Гардемарин несколько раз оглядывался, а за­тем остановился, подозвал мальчика и попытал­ся выяснить, почему тот за ним идет. “Маль­чик, - спросил он насмешливо, - почему вы тащитесь за мной на буксире?” Покрасневший от смущения Костя ничего не ответил. Но гарде­марину и так все было понятно. “Все ясно: он мечтает быть моряком, - догадался гардема­рин, говоря почему-то обо мне в третьем лице”. “Я близорукий”, - ответил мальчик, упавшим голосом.

Гардемарин положил ему на плечо худую ру­ку и предложил дойти до Крещатика. Они по­шли рядом, но Костя не решался поднять глаза и видел лишь “начищенные до невероятного блеска ботинки гардемарина”.

На Крещатике гардемарин завел мальчика в кондитерскую и заказал две порции фисташко­вого мороженого и два стакана воды. Мороженое они съели молча. Затем гардемарин достал из бу­мажника фотографию великолепного корвета с парусной оснасткой и широкой трубой и пода­рил Косте на память, объяснив, что это его ко­рабль, на котором он ходил в Ливерпуль.

Потом он крепко пожал мальчику руку и ушел. А Костя посидел еще немного, пока на него не начали оглядываться “потные соседи в канотье”.

Тогда он вышел и побежал в Мариинский парк, где оставил сестру. Но скамейка была пус­та. Галя ушла. Костя решил, что гардемарин его пожалел и “впервые узнал, что жалость оставля­ет в душе горький осадок”.

После этой встречи желание сделаться моря­ком мучило его несколько лет. Он рвался к мо­рю. Первый раз он видел его в Новороссийске, куда ездил на несколько дней с отцом. Но этого ему было недостаточно.

Он часами просиживал над атласом, рассмат­ривал берега морей и океанов, выискивал неизве­стные приморские городки, мысы, острова, устья рек. Костя придумал сложную игру. Он составил длинный список пароходов со звучными названи­ями: “Полярная звезда”, “Вальтер Скотт”, “Хинган”, “Сириус”. В своем воображении он был вла­дельцем самого большого флота в мире.

Он представлял, что сидит у себя в пароход­ной конторе, “в дыму сигарет, среди пестрых плакатов и расписаний”. Окна этой конторы вы­ходили, естественно, на набережную. И прямо около них торчали желтые мачты пароходов, а за стенами шумели добродушные вязы. “Паро­ходный дым развязно влетал в окна, смешива­ясь с запахом гнилого рассола и новеньких весе­лых рогож”.

Мальчик придумывал для своих пароходов список удивительных рейсов. Они не пропуска­ли ни одного самого забытого и отдаленного уголка земли. И посещали даже остров Тристан де’Акунью.

Он снимал пароходы с одного рейса и перебра­сывал на другой. И безошибочно знал, где в дан­ный момент находится каждый из его кораблей. “Знал где сегодня “Адмирал Истомин”, а где “Летучий голландец”: “Истомин” грузит бананы в Сингапуре, а “Летучий голландец” разгружает муку на Фарерских островах”.

Для того чтобы руководить таким обширным предприятием, ему требовалось множество раз­личных знаний. Мальчик зачитывался словаря­ми и путеводителями, судовыми справочниками и всем, что имело хотя бы отдаленное отношение к морю.

Это всепоглощающее увлечение вскоре нача­ло вызывать тревогу у Костиной мамы. Именно тогда он впервые услышал от нее слово “менин­гит”.

“Он дойдет бог знает до чего со своими игра­ми, - сказала однажды мама. - Как бы это не кончилось менингитом”.

Костя слышал, что менингит - болезнь маль­чиков, которые “слишком рано научились чи­тать”. И лишь усмехнулся в ответ на мамины страхи.

В конце концов родители решили поехать на лето всей семьей к морю. Впоследствии Костя понял, что этой поездкой мама надеялась выле­чить сына от его увлечения. Она думала, что он, как это чаще всего бывает, будет разочарован не­посредственным столкновением с тем, к чему так страстно стремился в своих мечтах. И она оказалась права, но лишь отчасти.

Книга К. Г. Паустовского “Повесть о жизни” является автобиографическим произведением. То есть произведением, в котором автор повест­вует о себе самом и событиях своей жизни. Она включает в себя пять повестей, которые были на­писаны им на протяжении нескольких лет и охватывают длительный период жизни авто­ра - от раннего детства, которое прошло в горо­де Киеве, до зрелых годов. Он описывает все тя­готы, которые выпали на его долю в годы революции и гражданской войны. Свои скита­ния по югу России, Кавказу и Закавказью.

“Гардемарин” - это глава из повести “Дале­кие годы”, целиком посвященной детским и от­роческим годам К. Паустовского. В этой главе автор рассказывает нам о своей заветной маль­чишеской мечте - мечте о дальних странстви­ях, путешествиях, морских приключениях. Мечте яркой и недостижимой, не отпускавшей его долгие годы. Хотя он знал, что никогда не сможет воплотить ее в жизнь. Ему, скромному и стеснительному мальчику со слабым зрением, никогда не стать моряком. Но чем больше он это понимал, тем острее волновало его все, что свя­зано с морем. И неизвестно как оказавшийся в сухопутном Киеве гардемарин стал для маль­чика воплощением всех его мечтаний. Костя и сам не знает, зачем и почему он идет за ним. Когда тот задает ему этот вопрос, он не находит ответа. Он просто не может не идти. Сама мечта манит его своим крылом.

Но гардемарин понимает все без слов. Когда-то он, наверное, и сам был таким же мальчишкой, отчаянно мечтавшим о море. И ему понятны вол­нение и восторг незнакомого мальчика. Он ни­чем не может ему помочь, но он понимает его мечту, его увлеченность и непреодолимое стрем­ление к морю и не может просто от него отмах­нуться.

Он приводит Костю в кондитерскую, угощает мороженым и дарит фотографию своего кораб­ля. Косте кажется, что этот поступок был про­диктован жалостью, и эта жалость оставляет в его душе горький осадок.

Но это не просто жалость взрослого человека к наивному и восторженному мальчишке. В по­ступке гардемарина чувствуется деликатное уважение к человеку, способному мечтать и стремиться к достижению своей мечты, несмо­тря ни на что.

Глоссарий:

        • паустовский стальное колечко краткое содержание
        • стальное колечко краткое содержание
        • паустовский Гардемарин
        • к паустовский стальное колечко краткое содержание
        • паустовский гардемарины

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Однажды весной я сидел в Мариинском парке и читал “Остров сокровищ” Стивенсона. Сестра Галя сидела рядом и тоже читала. Ее летняя шляпа с зелеными лентами,...
  2. Теплый хлеб Вороной конь был ранен в ногу снарядом, ко­гда кавалерия проходила через деревню Береж­ки. Командир оставил раненого коня в деревне, и коня взял к...

Книга первая

ТРОЕ ИЗ НАВИГАЦИОННОЙ ШКОЛЫ

Часть первая

Пошли, Котов у себя.

Князь Никита Оленев, высокий, с несуразной фигурой малый, положил на плечо Алексея руку, словно подталкивая его к двери, а третий из молодых людей, Саша Белов, запальчиво воскликнул:

Как же не надо? Ты дворянин! Или ты идешь и в присутствии нашем требуешь у этого негодяя извинения, или, прости, Алешка, как ты сможешь смотреть нам в глаза?

А если он откажется извиниться? - пробормотал Алексей, сопротивляясь осторожно подталкивающей руке Никиты.

Тогда ты вернешь ему пощечину! - еще яростнее крикнул Белов.

Он предвидел эту заминку у двери и теперь дал волю своему негодованию.

Все ты колеблешься! Ходишь, как девица, румянец боишься расплескать. Зачем только шпагу на бедре носишь? Это тебе не театральный реквизит. Может, ты и мундир сменишь на женские тряпки?

Уже произнеся последние слова, Белов понял, что про театр вспоминать сейчас ни к чему, зачем травить раны. Алешка и так на пределе, но было поздно. Недаром в школе говорили: «Козла бойся спереди, коня сзади, а тихого Алешу Корсака со всех сторон».

Реквизит, говоришь? - Алексей сбросил с плеча руку, которая уже не подталкивала к двери, а успокаивающе похлопывала, отступил назад и рванул шпагу из ножен:

Уж тебе-то я не позволю!… Позиция ан-гард!

Защищайся, Белов!

Сэры, вы в уме? - только и успел крикнуть Никита Оленев.

Позднее Алексей говорил друзьям, что шпагу выхватил без умысла, просто так, что он вовсе не хотел драться. «Глаза у тебя, однако, были опасные», - отвечал Никита.

Эти «опасные» глаза и заставили Оленева выставить руку, отводя острие шпаги от груди изумленного Белова. Шпага чиркнула по раскрытой ладони и повисла, опущенная к полу. К Белову вернулся дар речи.

Ты же ему руку поранил, сумасшедший! Никогда наперед не знаешь, что ты выкинешь!

Внезапно дверь распахнулась, и на пороге появился сухого сложения мужчина в черном камзоле. Он вышел на шум, собираясь отчитать курсантов, но так и замер с назидательно поднятым пальцем. Специальный указ запрещал в школе носить оружие, а тут мало того, что курсант при шпаге, так еще затеял оной драку.

Что вы здесь?… - начал Котов грозно и умолк, потому что прямо на него, выставив вперед шпагу, шел Алексей Корсак.

Глаза у Котова округлились. Вид дрожащего лезвия не столько испугал его, сколько обескуражил. Виданное ли дело, чтоб ученик шел с оружием на учителя?

Белов опомнился первым и бросился отнимать шпагу, а распаленный Алексей, который забыл, что у него в руках, решил, что ему хотят помешать объясниться с Котовым.

Отойди, Александр! - крикнул он, отталкивая Белова.

Шпага заходила ходуном, со свистом разрубая воздух.

Отдай, дуралей, - требовал Белов.

Не отдам, - твердил Корсак, не понимая, что он должен отдать и судорожно вспоминая слова, которых требовал этикет: - За бесчинство ваше, сударь, я пришел требовать удовлетворения! - прокричал он, наконец.

Какое бесчинство? Опомнись! - воскликнул Котов.

Вы дали мне пощечину!

Ты лжешь!

В этот момент Белов разжал белые от натуги Алешины пальцы, шпага взметнулась вверх и самым своим кончиком сорвала парик, украшавший голову учителя. Парик описал плавную траекторию и упал прямо в руки к Никите, который как раз кончил перевязывать носовым платком кровящую ладонь. Молодой князь поднял глаза и, увидев лысую, гладкую, как кувшин, голову и обалдевшее лицо Котова, громко, неприлично захохотал. Эхо рассыпалось по коридорам, как сыгранная на трубе гамма. И тут до понимания Алексея дошел призыв Белова, но он его по своему истолковал.

И отдам! - крикнул он страстно. - Сполна отдам! Если не было вашей пощечины, то моя налицо… - И он наотмашь приложился к отвислой щеке да так, что рука потом ныла, как от тяжкой работы.

Котов успел только крикнуть: «У-ух»- и задом влетел в комнату. Александр быстро захлопнул дверь и, подхватив обомлевшего Корсака, понесся прочь по коридору. Никита повесил на ручку двери парик и, громко хохоча, бросился вслед за друзьями.

Как при тебе шпага-то оказалась? - сердито спросил Александр, когда они, переводя дыхание, выскочили на улицу.

Я из театра. - Только сейчас Алексей осознал, что совершил. - Теперь все, конец… в солдаты… или в Сибирь! Котов ведь решил, что я убивать его пришел. Почему вы меня не остановили?

Хорошо ты его. - Белов тоже позволил себе улыбку. - Рожу теперь раздует пузырем. А как грохнуло, господа!

Они шли по улице, размахивая руками, припоминая новые

подробности и смешные детали. Сзади, горестно вздыхая, тащился Алексей.

Такое и в помыслах представить страшно, - приговаривал он. - Вас посадят и выпустят, а со мной что будет?

Не хнычь! - крикнул Оленев. - Ответ будем держать все вместе. Выше нос, гардемарины!

И они пошли в трактир обмыть пощечину.

Описанное событие происходило под сводами Сухаревой башни, где в сороковых годах XVIII столетия размещалась Морская академия, или попросту навигацкая школа, готовящая гардемаринов для русского флота. Когда-то навигацкая школа была очень нужна России. Море было истинной страстью Петра I. Чуть ли не все свое дворянство решил он обучить морской службе, чтобы превратить дворянских детей в капитанов, инженеров и корабельных мастеров. Для этих целей и открыли в Москве в 1701 году школу математических и навигационных искусств. Курсантов набирали принудительно, как рекрутов в полк. Дети дворян, подьячих, унтерофицеров сели за общие парты. Обучение велось «чиновно», то есть по всем правилам. Профессор Эбердинского университета Форварсон с двумя помощниками учили недорослей морской науке. Леонтий Магницкий, автор известной «Математики», вел цифирный курс. Неутомимый соратник Петра Брюс оборудовал обсерваторию в верхнем ярусе Сухаревой башни и сам с курсантами наблюдал движение небесных светил. Обыватель обходил стороной школу на Сретенке, считая ее притоном чернокнижья. Про Брюса говорили, что он продал душу дьяволу за тайну живой и мертвой воды. После смерти Петра многие его начинания были брошены. Наследники престола занимались казнями, охотой и балами. Бывшие соратники преобразователя, видевшие смысл жизни в служении государству, после смерти своего кумира сбросили личину патриотов и вспомнили о собственных кровных нуждах. В России легче было построить флот, чем привить понимание в необходимости этого флота. Сейчас, когда корабли тихо гнили в обмелевших кронштадтских гаванях, вспоминая битвы при Гангуте и Гренгаме, когда сама мысль о России, как морской державе, стала ненужной и хранилась только по привычке, московская Навигацкая школа совершенно захирела.Еще при Петре в 1715 году в Петербурге создали Морскую академию для прохождения всей мореходной науки, а в Сухаревской школе, хоть и была она по примеру столичной переименована в академию, предписывалось иметь только начальные курсы.

ГАРДЕМАРИН

Весна в Киеве начиналась с разлива Днепра. Стоило только выйти из города на Владимирскую горку, и тотчас перед глазами распахивалось голубоватое море.

Но, кроме разлива Днепра, в Киеве начинался и другой разлив – солнечного сияния, свежести, теплого и душистого ветра.

На Бибиковском бульваре распускались клейкие пирамидальные тополя. Они наполняли окрестные улицы запахом ладана. Каштаны выбрасывали первые листья – прозрачные, измятые, покрытые рыжеватым пухом.

Когда на каштанах расцветали желтые и розовые свечи, весна достигала разгара. Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум недавно распустившихся листьев.

Гусеницы ползали по тротуарам даже на Крещатике. Ветер сдувал в кучи высохшие лепестки. Майские жуки и бабочки залетали в вагоны трамваев. По ночам в палисадниках пели соловьи. Тополевый пух, как черноморская пена, накатывался прибоем на панели. По краям мостовых желтели одуванчики.

Над открытыми настежь окнами кондитерской и кофеен натягивали полосатые тенты от солнца. Сирень, обрызганная водой, стояла на ресторанных столиках. Молодые киевлянки искали в гроздьях сирени цветы из пяти лепестков. Их лица под соломенными летними шляпками приобретали желтоватый матовый цвет.

Наступало время киевских садов. Весной я все дни напролет пропадал в садах. Я играл там, учил уроки, читал. Домой приходил только обедать и ночевать.

Я знал каждый уголок огромного Ботанического сада с его оврагами, прудом и густой тенью столетних липовых аллей.

Но больше всего я любил Мариинский парк в Липках около дворца. Он нависал над Днепром. Стены лиловой и белой сирени высотой в три человеческих роста звенели и качались от множества пчел. Среди лужаек били фонтаны.

Широкий пояс садов тянулся над красными глинистыми обрывами Днепра – Мариинский и Дворцовый парки, Царский и Купеческий сады. Из Купеческого сада открывался прославленный вид на Подол. Киевляне очень гордились этим видом. В Купеческом саду все лето играл симфонический оркестр. Ничто не мешало слушать музыку, кроме протяжных пароходных гудков, доносившихся с Днепра.

Последним садом на днепровском берегу была Владимирская горка. Там стоял памятник князю Владимиру с большим бронзовым крестом в руке. В крест ввинтили электрические лампочки. По вечерам их зажигали, и огненный крест висел высоко в небе над киевскими кручами.

Город был так хорош весной, что я не понимал маминого пристрастия к обязательным воскресным поездкам в дачные места – Боярку, Пущу Водицу или Дарницу. Я скучал среди однообразных дачных участков Пущи Водицы, равнодушно смотрел в боярском лесу на чахлую аллею поэта Надсона {46} и не любил Дарницу за вытоптанную землю около сосен и сыпучий песок, перемешанный с окурками.

Однажды весной я сидел в Мариинском парке и читал «Остров сокровищ» Стивенсона {47} . Сестра Галя сидела рядом и тоже читала. Ее летняя шляпа с зелеными лентами лежала на скамейке. Ветер шевелил ленты, Галя была близорукая, очень доверчивая, и вывести ее из добродушного состояния было почти невозможно.

Утром прошел дождь, но сейчас над нами блистало чистое небо весны. Только с сирени слетали запоздалые капли дождя.

Девочка с бантами в волосах остановилась против нас и начала прыгать через веревочку. Она мне мешала читать. Я потряс сирень. Маленький дождь шумно посыпался на девочку и на Галю. Девочка показала мне язык и убежала, а Галя стряхнула с книги капли дождя и продолжала читать.

И вот в эту минуту я увидел человека, который надолго отравил меня мечтами о несбыточном моем будущем.

По аллее легко шел высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой черный палаш висел у него на лакированном поясе. Черные ленточки с бронзовыми якорями развевались от тихого ветра. Он был весь в черном. Только яркое золото нашивок оттеняло его строгую форму.

В сухопутном Киеве, где мы почти не видели моряков, это был пришелец из далекого легендарного мира крылатых кораблей, фрегата «Паллада» {48} , из мира всех океанов, морей, всех портовых городов, всех ветров и всех очарований, какие связаны были с живописным трудом мореплавателей. Старинный палаш с черным эфесом как будто появился в Мариинском парке со страниц Стивенсона.

Гардемарин прошел мимо, хрустя по песку. Я поднялся и пошел за ним. Галя по близорукости не заметила моего исчезновения.

Вся моя мечта о море воплотилась в этом человеке. Я часто воображал себе моря, туманные и золотые от вечернего штиля, далекие плаванья, когда весь мир сменяется, как быстрый калейдоскоп, за стеклами иллюминатора. Боже мой, если бы кто-нибудь догадался подарить мне хотя бы кусок окаменелой ржавчины, отбитой от старого якоря! Я бы хранил его, как драгоценность.

Гардемарин оглянулся. На черной ленточке его бескозырки я прочел загадочное слово: «Азимут». Позже я узнал, что так назывался учебный корабль Балтийского флота.

Я шел за ним по Елизаветинской улице, потом по Институтской и Николаевской. Гардемарин изящно и небрежно отдавал честь пехотным офицерам. Мне было стыдно перед ним за этих мешковатых киевских вояк.

Несколько раз гардемарин оглядывался, а на углу Меринговской остановился и подозвал меня.

– Мальчик, – спросил он насмешливо, – почему вы тащились за мной на буксире?

Я покраснел и ничего не ответил.

– Все ясно: он мечтает быть моряком, – догадался гардемарин, говоря почему-то обо мне в третьем лице.

Гардемарин положил мне на плечо худую руку:

– Дойдем до Крещатика.

Мы пошли рядом. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина.

На Крещатике гардемарин зашел со мной в кофейную Семадени, заказал две порции фисташкового мороженого и два стакана воды. Нам подали мороженое на маленький трехногий столик из мрамора. Он был очень холодный и весь исписан цифрами: у Семадени собирались биржевые дельцы и подсчитывали на столиках свои прибыли и убытки.

Мы молча съели мороженое. Гардемарин достал из бумажника фотографию великолепного корвета с парусной оснасткой и широкой трубой и протянул мне:

– Возьмите на память. Это мой корабль. Я ходил на нем в Ливерпуль.

Он крепко пожал мне руку и ушел. Я посидел еще немного, пока на меня не начали оглядываться потные соседи в канотье. Тогда я неловко вышел и побежал в Мариинский парк. Скамейка была пуста. Галя ушла. Я догадался, что гардемарин меня пожалел, и впервые узнал, что жалость оставляет в душе горький осадок.

После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет. Я рвался к морю. Первый раз я видел его мельком в Новороссийске, куда ездил на несколько дней с отцом. Но этого было недостаточно.

Часами я просиживал над атласом, рассматривал побережья океанов, выискивал неизвестные приморские городки, мысы, острова, устья рек.

Я придумал сложную игру. Я составил длинный список пароходов со звучными именами: «Полярная звезда», «Вальтер Скотт», «Хинган», «Сириус». Список этот разбухал с каждым днем. Я был владельцем самого большого флота в мире.

Конечно, я сидел у себя в пароходной конторе, в дыму сигар, среди пестрых плакатов и расписаний. Широкие окна выходили, естественно, на набережную. Желтые мачты пароходов торчали около самых окон, а за стенами шумели добродушные вязы. Пароходный дым развязно влетал в окна, смешиваясь с запахом гнилого рассола и новеньких, веселых рогож.

Я придумал список удивительных рейсов для своих пароходов. Не было самого забытого уголка земли, куда бы они ни заходили. Они посещали даже остров Тристан д’Акунью.

Я снимал пароходы с одного рейса и посылал на другой. Я следил за плаваньем своих кораблей и безошибочно знал, где сегодня «Адмирал Истомин», а где «Летучий голландец»: «Истомин» грузит бананы в Сингапуре, а «Летучий голландец» разгружает муку на Фаррерских островах.

Для того чтобы руководить таким обширным пароходным предприятием, мне понадобилось много знаний. Я зачитывался путеводителями, судовыми справочниками и всем, что имело хотя бы отдаленное касательство к морю.

Тогда впервые я услышал от мамы слово «менингит».

– Он дойдет бог знает до чего со своими играми, – сказала однажды мама. – Как бы все это не кончилось менингитом.

Я слышал, что менингит – это болезнь мальчиков, которые слишком рано научились читать. Поэтому я только усмехнулся на мамины страхи.

Все окончилось тем, что родители решили поехать всей семьей на лето к морю.

Теперь я догадываюсь, что мама надеялась вылечить меня этой поездкой от чрезмерного увлечения морем. Она думала, что я буду, как это всегда бывает, разочарован от непосредственного столкновения с тем, к чему я так страстно стремился в мечтах. И она была права, но только отчасти.

«Мы можем растерзать этого гардемарина, но он ни черта не скажет. Это Вам не Париж, не Вена, не Лондон - это Россия! И чтобы затевать свою игру, надо узнать этих русских»!
Первая из трех картин трилогии о гардемаринах, в основе сюжета которой - политические и любовные интриги русского двора времен Елизаветы.
В фильме снимались: Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян, Владимир Шевельков, Татьяна Лютаева, Ольга Машная, Михаил Боярский, Евгений Евстигнеев, Владислав Стржельчик, Александр Абдулов, Владимир Балон, Иннокентий Смоктуновский, Виктор Борцов, Валерий Афанасьев, Виктор Павлов, Владимир Виноградов, Евгений Данчевский, Александр Пашутин, Нелли Пшенная, Паул Буткевич, Семён Фарада, Борис Химичев, Алексей Ванин, Татьяна Гаврилова, Галина Дёмина, Римма Маркова, Игорь Ясулович, Елена Цыплакова, Людмила Нильская, Владимир Стеклов, Ярослава Турылёва Режиссер: Светлана Дружинина
Премьера фильма состоялась 1 января 1988 (ТВ)

…«В сороковых годах XVIII столетия в Москве в Сухаревской башне размещалась навигационная школа, основанная Петром I». Фильм был создан по книге Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы». Она писала роман для своих детей и поначалу не думала о его издании, а тем более - о бешеном успехе, который будет иметь картина о гардемаринах.
По специальности Нина Матвеевна - инженер по строительству портов и гидросооружений. В подмосковном Троицке восемнадцать лет преподавала в строительном техникуме.
Дружинина: «1 января 1983 года раздался телефонный звонок. Звонила женщина. Она предлагала мне напечатанный роман как материал для сценария. Мы с ней встретились в холле дома «Кино». Она представилась: Cоротокина Нина Матвеевна. Инженер. Преподаватель техникума. Из сумки вытащила объемную красную папку огромной тяжести, которую я еле донесла до дома, и, бросив, забыла о ней.
Ее нашли мои дети. Содержание книги их очень заинтересовало. Юрий Нагибин также посоветовал мне прочесть роман Нины Cоротокиной и обратить внимание на автора, начавшего писать в 40 лет. Роман был написан крепко, в традициях исторической литературы. О нем я рассказала в нашем телеобъединении, и главный редактор заинтересовался…»

Они уехали в Пицунду и здесь печатали сценарий на одной пишущей машинке. Нагибин далее предпринял нещадную корректировку: просто взял и выкинул всё лишнее. Текст сократился вдвое.
Соротокина: «Мы же со Светланой люди увлекающиеся были, как начнем свои женские кружева плести, так и остановиться не можем. А Нагибин все лишнее убирал и, в итоге, большинство наших наворотов безжалостно вычистил».
Дружинина любила советского писателя Вениамина Каверина. Призыв из «Двух капитанов» Каверина - «Бороться и искать найти и не сдаваться» вдохновил Дружинину на название фильма «Гардемарины вперёд»


Когда съемки картины только начинались, актерский ансамбль выглядел иначе. Алешу Корсака играл Юрий Мороз, Софью - Марина Зудина. Сама Дружинина должна была предстать в образе мятежной Анны Бестужевой. Сначала ушел Юрий Мороз. Он тогда учился на режиссерских курсах и должен был снимать дипломную работу.
В роли Саши Белова должен был сниматься Олег Меньшиков, но после того, как из фильма ушел Юрий Мороз, предполагаемый актерский ансамбль развалился, и Дружининой пришлось искать нового актера и на эту роль. Сергей Жигунов в то время только закончил театральное училище, он уже снимался в кино, но не сыграл ни одной заметной роли, и участие в фильме о гардемаринах стало поистине его звездным часом.


Вскоре покинула картину Зудина. И тогда в картине появились Дмитрий Харатьян и Ольга Машная. От роли Бестужевой за неделю до съемок Дружинина отказалась сама, решив, что не следует мешать профессию режиссера и актрисы. Благо платья, пошитые для Светланы Сергеевны, на ее преемнице Нелли Пшенной сидели как влитые.
Роль Никиты Оленева должен был играть сын Светланы Дружининой, с ним даже сняли несколько эпизодов, но потом он заболел и роль отдали Шевелькову. Актер чувствовал себя очень неуютно, поскольку режиссер ему тонко намекала, что он занял чужое место. На съемки второй ленты Дружинина его не пригласила, отдав предпочтение Михаилу Мамаеву.
Чтобы как-то объяснить зрителям, куда пропал обаятельный Шевельков, была придумана сцена, где выяснялось, что теперь не сам Никита Оленев, а его брат будет участвовать в приключениях гардемаринов. Но зрителям замена явно не понравилась, и возможно, именно тот факт, что великолепная троица распалась, послужил одной из причин того, что фильм «Виват, гардемарины!», вышедший в прокат в 1991 году, уже не имел большого успеха.


Ребята снимались весело. Дмитрий Харатьян и Владимир Шевельков дружили. Шевелькова привели Харатьян и Жигунов. Жигунова взяли, потому что он скакал на лошади, как Абдулов, и фехтовал, как Д’Артаньян-Боярский. В фильме Дмитрий Харатьян единственный, кто сам исполняет песни, и не только за себя, но и за Сергея Жигунова.
Сергей Жигунов: «У нас была хорошая компания, и мы с удовольствием снимались. Димка все время чуть в стороне находился - у него характер поспокойнее. А Вовка у нас всегда заводилой был, участвовал во всех наших похождениях. Все было очень здорово». Трюками занимались сами. Помните, как Харатьян останавливает четвёрку лошадей на полном скаку?
Жигунов во время съёмок получил травмы. Сергей Жигунов: «Когда мы готовились сниматься в «Гардемаринах», мне сказали: «Никто не ездит на лошади лучше Абдулова и не дерется на шпагах искуснее Боярского». Я разбился в лепешку, но, смею думать, скоро был с ними по меньшей мере на равных в искусстве верховой езды и в фехтовании».

Жигунов дрался с профессиональным фехтовальщиком, не по правилам подбил клинок соперника, и шпага угодила ему под бровь. Оператору пришлось скрывать раненый глаз Жигунова. Как и его парик. Во время съёмочного процесса Сергея Жигунова призвали в армию, а потом остригли наголо. Далее его голову украшал парик.
Первых «Гардемаринов» снимали два лета, в Твери и живописных её окрестностях. Сняли бы за одно и вторых, но так случилось, что Дружинина во время съемок упала с лошади и сломала ногу… Кстати, вторых - «зимних» - «Гардемаринов» тоже не обошел перенос на другой год. Снимали в Подмосковье, была зима, а снега… все не было и не было…
Татьяна Лютаева училась вместе с сыном Дружининой во ВГИКе и именно он предложил её кандидатуру на роль красавицы Анастасии Ягужинской. Светлана Дружинина, посмотрев дипломный спектакль «Тень» по Шварцу пригласила Татьяну на пробы и сразу же утвердила на роль Анастасии Ягужинской. Эта роль стала ярким дебютом для Татьяны Лютаевой. После выхода этого фильма в 1987 году, на рубеже 20-21 тысячелетий очень многим девочкам стали давать имя Анастасия, появились и Софьи.


А для Ольги Машной роль Софьи была далеко не первой в кино, но именно эта роль сделала Ольгу Машную невероятно популярной на просторах всего Союза.
Ольга Машная: «Забавным было наше свидание в лесу с Алешей - Димой Харатьяном. Режиссер Светлана Дружинина и оператор Анатолий Мукасей придумали красивую романтическую сцену - снимали через веточки, листочки.
Я бегу навстречу Алеше, бегу-бегу, березки-кустики - и из кадра невольно выбегаю. Дубль за дублем, пленка уходит. Тогда рабочим канатом меня привязали за ногу, камеру поставили в середину, а меня пустили, как пони, по кругу.
И вот я с Алешей встретилась, обнимаю так, чтобы всего его ощутить, но не целую, а Харатьян удивляется: «Почему? Давай, как в Голливуде! » А мне хотелось не как в Голливуде, а такую настоящую русскую женщину сыграть, которая «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет», у которой любовь - это и нежность, и жалость, и страсть. Такой я видела свою Софью. Сняли любовь и как в Голливуде, и как по-русски. В картину вошел мой вариант»

«Я пришла от агрессии к любви. Софья - важная для меня роль, так как уже начал складываться такой стереотипчик - мол, актриса нервная, может «закатить истерику» и тому подобное. Да и предложения шли соответственные. И хотя мне нравится играть ярко выраженные характеры, не хочется «зацикливаться» на одном.
Поэтому роль Софьи в какой-то степени переходная для меня. Она - девушка с русским характером - простая, со спокойным нравом, словом, воплощение верности и любви. Я рада, что сыграла эту роль. Впрочем, и Софья, и сам фильм могли бы быть лучше.»
Половину успеха картине принесла отличная игра ребят под умелым руководством Светланы Дружининой. Половину - выход прославленной гвардии. Стржельчик, Евстигнеев, Абдулов, Боярский, Нелли Пшенная, Борцов, Смоктуновский, Стеклов, Павлов, Фарада…

Так же своим успехом фильм немало обязан прекрасным песням, музыку к которым написал композитор Виктор Лебедев. Народную славу Виктору Лебедеву принесли именно они. А ведь их встречи с режиссером Светланой Дружининой могло и не быть. Режиссер призналась, что собиралась работать с другим композитором. Но дороги любви, хоть и творческой, соединили.
Виктор Лебедев: «Единственная трудность в гардемаринах – Марк Розовский и Дунаевский запустили мушкетеров. И я попал в ситуацию, надо было не хуже написать – все пели «пора-пора порадуемся»… и мне надо было тоже». «Гардемарины» и «мушкетёры» ещё долго соперничали.

Злые языки даже приписывали конфликты авторам музыки. Но поссорить не удалось. За музыку к «Гардемаринам» Виктор Лебедев удостоен множества наград. Да и сам композитор не скрывает, что именно этот фильм вознёс его на музыкальный Олимп.
После предложенного Соротокиной патриотического сценария о мальчиках из навигационной школы режиссёр Светлана Дружинина загорелась идеей воссоздания отечественной истории (цикл «Дворцовые перевороты») и стала отклонять любые сценарии, не связанные с державной темой. Не все её работы оказались удачными.
В продолжениях «Гардемаринов» ошибкой было заменить Шевелькова другим актёром. В результате из картины ушёл Жигунов. Остался один Харатьян (Алёша Корсак). Дружество «развалилось». Но добрый пыл любви к Отечеству в последующих темах Дружининой остался.


Владимир Шевельков: «Считаю картину не очень удачной, а свое участие в ней - случайным. «Гардемарины» мне лично пользы не принесли и на моей актерской карьере в определенной степени поставили крест: серьезных ролей после подобных работ не предлагают. До этой ленты я играл самых разных героев: подонков, наркоманов, любовников… А тут мне стали предлагать роли тихого, постного, гладкого мальчика. В общем, роль Оленева меня попросту раздавила.»


Татьяна Лютаева: » Я знаю позицию Володи. Он с малолетства снимался в кино, поэтому на момент съемок «Гардемаринов» уже не очень хотел работать актером. У него проявилась режиссерская жилка.Для меня роль Анастасии была первой работой в кино, по ней меня запомнили зрители.
Поэтому какие у меня могут быть претензии? «Гардемарины» - моя гордость. Правда, тогда я делала то, что мне показывала Светлана Дружинина.»


Дмитрий Харатьян: «Я не играл в классике, с крупными режиссерами психологического направления не работал. А то, что доводилось делать, это же довольно поверхностные персонажи были. Играй не играй, творческого капитала не наживешь. Я с завистью слежу, например, за судьбой Олега Меньшикова.
Он - из моего поколения, и учились мы в одних стенах, с разницей в год. Вот он - мой идеал, ему многое подвластно: и трагедия, и комедия, и гротеск, и психологические откровения. Вот если б я так мог… Вернее, не мог, а… Может, я и могу, да только не знаю об этом. Эх, дали бы мне хотя одну попытку…».

Жигунов: «…Мы очень подружились, и когда я скакал наперерез карете (помните?), то для меня было главным не спасти какие-то бумаги, а спасти друга. В такие минуты забываешь, фильм ли это, действительность ли.
Вообще нужно сказать, что три друга - это классическая схема и в жизни, и в кино. Трое - это очень хорошо. Замечательная ситуация - настоящая мужская дружба, но еще и честь, и любовь, и преданность Родине…».
К сожалению, создатели фильма не сумели сохранить хороших отношений. Светлана Дружинина прекратила общение с Харатьяном и Жигуновым. Позднее разорвали отношения и «гардемарины».
А фильму была суждена долгая и счастливая жизнь и новые поколения его смотрят и пересматривают. Уже в течение многих лет этот фильм не утрачивает своей прелести и, может быть, наивного очарования. В нём показано то, какой бывает настоящая дружба и настоящие человеческие отношения.










Последние материалы сайта