Генетический метод расселения народов недостатки. Восстановление истории текстов: обычных и генетических. Устойчивость к инфекционным заболеваниям

03.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.
Денежные реформы. Они проводились в условиях металлического денежного обращения - при серебряном или золотом стандарте, а также после Второй мировой войны, когда действовал золотодевизный, или золотодолларовый, стандарт.
После окончания войн и революций стабилизация денежного обращения как один из важнейших способов восстановления экономики проводилась при помощи следующих методов: нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации.
Нуллификация означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введении новой валюты. Так, в Германии в результате послевоенной гиперинфляции и значительного обесценения рейхсмарки введенная в обращение в 1924 г. марка обменивалась в соотношении 1:1 трлн. старых рейхсмарок. Прежняя марка была аннулирована.
Реставрация - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. Например, после первой мировой войны во время денежной реформы 1925-1928 гг. в Англии было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов. После Второй мировой войны реставрация, или ревальвация, проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару, а затем МВФ регистрировал повышение золотого содержания денежной единицы. Например, ФРГ провела в рамках Бреттон-Вудской валютной системы три ревальвации (в 1961, 1969 и 1971 гг.). Неоднократные ревальвации проводит ФРГ и в рамках Европейской валютной системы, где сохранился режим фиксированных курсов валют.
Девальвация - снижение золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны - официального валютного курса к доллару США. Так, золотое содержание доллара США было снижено в декабре 1971 г. на 7,89%, а в феврале 1973 г. - на 10%. После введения плавающих валютных курсов 1973 г. девальвация проводится лишь в группировке с регулируемыми валютными курсами - в Европейской валютной змее, на базе которой была создана Европейская валютная система.
Деноминация - метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупнение масштаба цен. Так, в Бразилии, где темпы ежегодного обесценения достигли 933,6%, в 1988 г. был принят «Летний план», по которому введена денежная единица «нокрузадо», эквивалентная 1000 прежних крузадо. В России также проводится деноминация рубля в 1998 г. (в 1000 раз).
Особенности денежных реформ в условиях «шоковой терапии». Методы «шоковой терапии» использовались во многих странах после второй мировой войны, причем они сопровождались таким антиинфляционным средством, как конфискационная денежная реформа. С конца 1944 г. до середины 1952 г. в Европе были проведены 24 реформы такого типа.
По методам проведения все денежные реформы делятся на три типа:
обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег (например, в ноябре 1944 г. в Греции обмен производился в соотношении 1 новая драхма на 1 млрд старых);
временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей; подобные реформы проводились во Франции (июнь 1945 г. и январь 1948 г.), в Бельгии (октябрь 1944 г.), Австрии (июль и ноябрь 1945 г.) и других странах;
сочетание первого и второго методов денежных реформ; этот метод был использован в Западной Германии в июне 1948 г. при переходе от военно-государственной к рыночной экономике и получил название «шоковой терапии».
Методы «шоковой терапии» широко применялись в международной практике и в прошлом, и в настоящем при переходе от государственной к рыночной экономике. Несмотря на существенные отличия отдельных ее вариантов, все они включают три основные идеи.
Первая идея - рыночные отношения являются единственным средством избавления от всех недостатков и бед государственной экономики. Поэтому провозглашается необходимость как можно более быстрого перехода к рыночной экономике, несмотря на все трудности и социально-экономические издержки.
Вторая, центральная, идея - широкое использование свободного ценообразования должно стимулировать создание рыночных структур и институтов, прежде всего системы независимых производителей и конкурентных рынков, составляющих базу рыночной экономики.
Третья идея - переход от государственной к рыночной экономике - неизбежно связана с заметным снижением жизненного уровня населения, главным образом в результате инфляции и безработицы.
Эффективность методов «шоковой терапии» в решающей степени зависит от того, насколько далека экономика той или иной страны в период ее огосударствления от рыночных структур, особенно от системы независимых производителей. Только в условиях существования относительно подготовленных рыночных структур или их быстрого становления срабатывает стимулирующая роль механизма ценообразования. Возникающий первоначально рост цен стимулирует увеличение производства товаров и услуг, быстро ликвидирующее дефициты. В результате происходят параллельное насыщение рынков и относительная стабилизация цен. При чрезмерно разрушенных рыночных структурах рост цен не ведет к адекватной перестройке и развитию производства, а принимает характер длительной и высокой (вплоть до гиперразмеров) инфляции. В данных случаях при «шоковой терапии» применяются дополнительные жесткие меры: замораживание заработной платы, сокращение производства, увеличение безработицы, проведение денежной реформы и др. Все это заметно поднимает социально-экономические издержки «шоковой терапии».
Приведем несколько конкретных примеров «шоковой терапии».
В Западной Германии денежная реформа (июнь 1948 г.) носила жестко конфискационный характер. Наличные деньги и вклады населения были обменены в соотношении 6,5 новых немецких марок на 100 старых рейхсмарок. Часть вкладов сначала была заморожена, а затем примерно 70% их аннулировано, но каждый житель получил единовременное пособие в 60 немецких марок. В результате реформы был ликвидирован государственный долг и все активы государственного сектора, межбанковские требования в рейхсмарках. Таким образом, денежная реформа устранила основные причины дисбаланса в стране, в результате был снят контроль над ценами и заработной платой, а быстро развившееся предпринимательство насытило рынок, что остановило инфляцию.
«Шоковая терапия» была успешно проведена в Японии в 1949-1950 гг. по инициативе американского посла в Японии, в связи с чем и получила название «линия Доджа». Переход на свободное ценообразование сочетался с такими жесткими антиинфляционными мерами, как ликвидация дефицита государственного бюджета, прекращение субсидий убыточным предприятиям, ужесточение условий кредитования, замораживание части вкладов и др. Важную роль в формировании рыночных структур сыграло проведение земельной реформы и разукрупнение монополистических гигантов.
В странах Восточной Европы «шоковая терапия» использовалась, например, в Югославии и Польше. В Югославии с 1952 г. был взят курс на развитие «самоуправляющейся экономики», или экономики «рыночного социализма». К концу 80-х годов в стране обострился кризис этой системы, которая была ориентирована на максимизацию заработной платы и прибыли на одного работника. Подобная направленность значительно ослабила инвестиции, в результате чего страну поразили экономический кризис, безработица, а также раздувание заработной платы коллективами, что привело к усилению инфляционных тенденций: в стране развернулась гиперинфляция, которая в 1989 г. достигла четырехзначных цифр.
Правительство А. Марковича разработало и провело реформу по излечению экономики с помощью «шоковой терапии», направленной на обуздание гиперинфляции и расширение конкурентоспособных сил. "Первоначальные результаты были положительными: гиперинфляция прекратилась, национальная валюта стабилизировалась, а динар стал первой в Восточной Европе конвертируемой валютой. Однако с размораживанием заработной платы инфляция опять усилилась, возросла безработица, заметно снизился жизненный уровень населения. Но самый страшный удар реформе нанес распад государственности.
Наиболее ярким примером «широкой терапии» служит экономическая политика, проводимая в Польше с конца 1989 г., которая была основана на допуске свободного ценообразования при временном замораживании заработной платы. В итоге за короткий период к началу 1990 г. Польша избавилась от товарного дефицита, но после восьмикратного роста цен произошло замедление темпов инфляции. Таким образом, стабилизация обошлась дорого - жизненный уровень населения снизился почти вдвое, а безработица осенью 1990 г. достигла 10%.
В советской истории в прошлом тоже был применен свой вариант «шоковой терапии» - при переходе от командно-директивной экономики периода «военного коммунизма» к экономике в условиях проведения новой экономической политики (нэпа). Нэп, особенно на фоне послевоенной разрухи, привел к быстрому оздоровлению жизни страны, к насыщению потребительских рынков. Однако он был связан с крайне жесткими экономическими мерами, потребовавшими серьезных жертв со стороны беднейших слоев городского населения. Речь идет в первую очередь о денежной реформе 1922-1924 гг., целями которой были ликвидация дефицита государственного бюджета, прекращение инфляции и введение новой денежной единицы - червонца. К 1924 г. хозяйственные государственные расходы были резко сокращены, ограничен кредит. Дефицит госбюджета был сведен к минимуму, что позволило остановить печатный станок. Червонец стал полноценной денежной единицей на внутреннем рынке: розничные цены с 1 октября 1923 г. по 1 августа 1925 г. снизились на 20%. Однако решающим направлением реформы по сокращению государственных расходов было прекращение финансирования государственных предприятий, в результате чего в ряде отраслей закрылось до 1/3 предприятий. Это была настоящая «шоковая терапия», хотя данный термин тогда не употреблялся.
Применяемые сейчас методы «шоковой терапии» в России не могут не быть безболезненными по ряду причин.
Во-первых, с конца 20-х гг. в экономике нашей страны жестко и последовательно происходил отход от разрушенных рыночных структур.
Во-вторых, в итоге длительного исторического развития в бывшем СССР сложилась уникальная по своему характеру диспропорциональность в экономике: с одной стороны, наблюдался бурный рост тяжелой промышленности, производящей средства производства, а с другой - крайне замедленный рост, а то и просто стагнация отраслей, производящих предметы потребления. К таким отраслям относятся в первую очередь измотанное экспериментами сельское хозяйство, пищевая, легкая и другие отрасли промышленности. Даже по данным нашей статистики, доля отраслей группы А во, всем промышленном производстве составляла в 1928 г. 39,5%, в 1940 г. - 61, в 1960 г. - 72,5%.
В-третьих, около половины национального дохода бывшего СССР шло на накопление, в то время как в ведущих развитых странах - 15-25%. Если взять за основу ВНП, то минимум половина входящей в него конечной продукции направлялась на производственные капиталовложения и вооружение (в ведущих странах Запада - максимум 25-30%).
В-четвертых, доля фонда потребления ВНП бывшего СССР составляла не более 25-30% против 60-65% в развитых странах. Доля заработной платы в СССР также была беспрецедентно низка: она составляла 1/3 национального дохода против 2/3 в развитых капиталистических странах.
Таким образом, инфляция как превышение денежного спроса над предложением товаров и услуг давно проявилась в нашей экономике в виде возникновения дефицита по определенным товарным группам и постоянного роста розничных цен. Однако в условиях командно-административной экономики она носила «подавленный» характер и проявлялась в товарном дефиците. И лишь с апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а со 2 января 1992 г., когда почти полностью был отменен контроль над ценами, она приобрела вид галопирующей инфляции, а на отдельные товары - гиперинфляции. Правда, в какой-то степени проводится индексация доходов населения, но очень туго и с большими опозданиями. Вместе с тем инфляция спроса тесно переплеталась с инфляцией издержек, поскольку в некоторых отраслях, на кооперативных предприятиях и в других коммерческих структурах имел место неконтролируемый рост цен. Это переплетение носило опасный характер и угрожало тяжелыми социальными последствиями.
Следующие данные показывают развитие инфляционных процессов в России и результаты борьбы с ней в последние годы (см. табл. 5.5).
Таблица 5.5.
Основные показатели инфляция в России с 1991 по 1996 гг. Показатели 1991 1992 1993 1994 1995 1996 ВВП, млрд руб. 1 398,5 19006,0 171 510,0 610 993,0 1 658 933,0 2 019 512,0 Денежная масса, трлн руб. 1,0 7,2 33,2 97,8 220,8 278,8 Доля денежной массы в ВВП РФ, проц. 70,0 37,9 19,4 16,0 13,3 15,3 Размер денежной эмиссии, млрд руб. 173,5 1513 10 904,8 23 169,9 45 575,9 29 600,0 Среднемесячные темпы инфляции, проц. 7,0 26,0 21,0 13,7 9,0 1,95
Рассчитано по данным: Российского статистического ежегодника, 1995 г.; Бюллетеня банковской статистики, №30, 36, 42; России в цифрах, 1995 г.; Социально-экономического положения России в 1996 г., №3 (издание Госкомстата РФ).
В борьбе с инфляцией проводятся: резкое сокращение Централизованных капиталовложений в отрасли группы А, конверсия военных отраслей промышленности, уменьшение доли военных расходов в государственном бюджете, сокращение расходов государственного аппарата управления, а также меры Центрального банка России по денежно-кредитному регулированию.
Антиинфляционная политика. Это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики - дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов.
Дефляционная политика - это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.п. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Поэтому большинство правительств при ее проведении в 60-х - 70-х гг. проявляло сдержанность или даже отказывалось от нее.
Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко. В то же время опыт использования политики доходов в США при президенте Никсоне, в Великобритании при лейбористских правительствах, в Скандинавских странах свидетельствует об ограниченности ее результатов. Во-первых, замедление роста цен вызывало дефицит на некоторые товары, во-вторых, рост цен сдерживался лишь на определенное время, а с отменой ограничений снова ускорялся.
Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от приоритетов. Если ставилась цель сдерживания экономического роста, то проводилась дефляционная политика, если целью было стимулирование экономического роста, то предпочтение отдавалось политике доходов. В случае, когда ставилась цель обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно использовались оба метода антиинфляционной политики.
Индексация (полная или частичная) означает компенсацию потерь в результате обесценения денег. Сначала данный метод применялся в конце 40-х - начале 50-х гг. при инфляции, вызванной переходом от военной экономики к нормальным рыночным условиям. Вновь индексация стала применяться в 70-е годы в связи с развертыванием галопирующей инфляции. В большинстве ведущих промышленно развитых стран она распространялась на меньшую часть трудового населения (например, в США приблизительно на 10%). Исключением была Италия, профсоюзы которой добились введения в стране полной системы индексации.
Формы сдерживания контролируемого роста цен проявляются, во-первых, в «замораживании» цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах. Подобный контроль сохранился во всех ведущих развитых странах. Так, в ФРГ он охватывает примерно половину розничного товарооборота, включая продовольствие.
Еще большее значение этот контроль имеет для развивающихся стран, где стабильный уровень розничных цен на потребительские товары поддерживается государственными субсидиями, что обеспечивает хотя и низкий, но стабильный уровень жизни населения. Перевод этих товаров на свободную рыночную основу, как правило, сопровождается бурными социальными потрясениями.
В конце 70-х - начале 80-х гг. в борьбе с галопирующей инфляцией в промышленно развитых странах кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были заменены консервативными вариантами с применением дефляционных мер: более жесткого ограничения государственных расходов, особенно хозяйственных и социальных; сдерживания роста бумажно-денежной массы путем проведения политики таргетирования денежного обращения, т.е. жесткого сдерживания денежной массы в пределах установленных ориентиров.
Правда, в конкретных условиях происходило некоторое отступление от жесткого сдерживания, особенно при снижении социальных расходов. В качестве примера можно привести США, где не только не была достигнута сбалансированность федерального бюджета, но и произошел невиданный ранее рост дефицита (до 200 млрд долл.). Это явилось результатом уменьшения доходной части бюджета вследствие сокращения налогов и огромного роста военных расходов. Однако администрация Рейгана смогла перекрыть инфляционное воздействие дефицита федерального бюджета за счет денежного рынка (т.е. сбережений предприятий и населения), а также путем взвинчивания процентных ставок и привлечения иностранного капитала.
Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).
Вместе с тем стали применяться меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие ее воздействие на цены и спираль «заработная плата - цены». Например, в США администрация Рейгана отказалась от государственной поддержки таких малононкурентных отраслей, как черная металлургия, автомобилестроение, текстильная, обувная промышленность, что вызвало волну слияния крупных компаний. В результате резко возросшая конкуренция способствовала уменьшению инфляции до «ползучих» форм, а также ослаблению инфляционной спирали.

Главная цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия.

Основной формой стабилизации денежной системы будет антиинфляционная политика государства с помощью:

  1. денежной реформы;
  2. государственного регулирования инфляционного процесса.

Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

Осуществляется она различными методами (нули-фикация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.

Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем:

  1. дефляционной политики;
  2. политики доходов.

Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Кстати, эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.

Стоит сказать - политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Российская инфляция отличается ϲʙᴏеобразием, что обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, кᴏᴛᴏᴩые слабо реагируют на приводимую государством денежно-кредитную политику. Стоит сказать, для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:

  • оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
  • разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;
  • усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
  • изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
  • стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;
  • совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;
  • формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т. д.;
  • восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении ϲʙᴏбодных рыночных цен;
  • создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;
  • изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;
  • стимулирование экспертной продукции, в т.ч. вооружения, и проведение разумной протекционной политики.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Для нахождения наиболее правильных путей преодоления инфляции необходимо знать и принимать во внимание исторический опыт борьбы с ней. Конкретные направления антиинфляционной политики зависят от причин, вызывающих инфляцию. Если причинами инфляции является факторы спроса, то проводится политика регулирования цен и доходов. Если инфляция имеет тип издержек, то применяется дефляционная политика. В рамках комплексного антиинфляционного регулирования применяются оба направления, как политика цен и доходов, так и дефляционная политика.

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т. д.

Конкретными методами антиинфляционной политики могут быть:

«шоковая терапия»;

Жесткое кредитное регулирование;

Регулирование ценообразования;

Совершенствование бюджетно-налоговой системы;

Регулирование валютного и финансового рынков;

Выпуск государственных ценных бумаг;

Замораживание и индексация вкладов населения и прочие мероприятия. При проведении шоковой терапии должны последовательно

осуществляться три основных этапа:

1. Разгосударствление собственности.

2. Создание конкурентной среды среди товаропроизводителей.

3. Либерализация цен.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет государственный банк, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на равновесное развитие экономики, а также смягчение ограничения денежной массы в обращении и улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста наименее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, также как и сокращение объема наличных денег. Улучшение структуры денежной массы предполагает более активное воздействие государства на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

Под жестким кредитным регулированием подразумевается регулирование государством процесса выдачи кредита, направленное на его сокращение, за счет увеличения стоимости кредитных ресурсов, путем повышения размера учетной ставки и норм обязательных резервов по привлеченным средствам, хранимых в центральном банке.

В условиях борьбы с инфляцией одним из решающих фактором является наличие в руках у государства, в лице соответствующих структур, возможности управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при обязательном сохранении применения преимущественно свободных рыночных цен. В любой ситуации, и особенно в условиях инфляции, государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, товары первой необходимости, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги.

Во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всей технологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с сокращением дефицита бюджета за счет решения проблем собираемости налогов. Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию бюджетно-налоговой системы путем:

Сокращения количества взимаемых налогов;

Отказа от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;

Пересмотра налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен;

Изменения методики налогообложения;

Ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

Регулирования перераспределительных отношений между бюджетами различных уровней.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса. Основой внешнеэкономической деятельности должно стать развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановки «бегства капитала» за рубеж и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов по этим операциям.

Большое значение для борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации руководителей государства и лидеров политических партий.

Несмотря на универсальный характер большинства методов антиинфляционной политики, на практике должны использоваться те из них, которые наиболее эффективно и точно отражают специфику инфляции в конкретной стране в конкретный момент времени.

Применительно к современной России следует помнить, что природа отечественной инфляции и причины, ее усугубляющие, весьма специфичны и не характерны для стран с классической рыночной экономикой. Здесь тесно переплетаются экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные. Специфика российской инфляции корнями уходит в то время, когда страна вступила на путь рыночных преобразований с инфляцией планово-распределительной системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек.

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов регулирования, соответствующих современным реалиям ее экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях затянувшегося финансового кризиса. Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений, и безусловного выполнения существующего законодательства.


Похожая информация.


Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Для антиинфляционного регулирования используют два типа экономической политики:

1. Сокращение бюджетного дефицита, ограничение денежной и кредитной эмиссии, регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

2. Регулирование цен и доходов, увязывающее рост заработной платы с ростом цен. Этой цели служит и индексация доходов, и установление пределов повышения или замораживания заработной платы.

Адаптационная политика

Эта политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60 - 70-х годах ХХ в. в Англии и в других странах внедрялась политика "стоп-вперед", т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.

В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.

Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий "структурной инфляции" и "экономики предложения" в своей программе предусматривают регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Краткосрочные мероприятия, призванные обуздать всплеск инфляции должны опираться на возможность проявления быстрого эффекта от данного мероприятия. К такого рода мерам можно отнести проведение денежной реформы конфискационного типа. Жесткость данной меры очевидна. Введение в обращение новых денег взамен старых по принудительному курсу, прежде всего, бьет по интересам потребителей. Так было, например, в 1947 г. в нашей стране, когда денежные знаки старого образца обменивались на новые пропорции 1:10. Однако такая радикальная мера весьма эффективна. Она утверждает новые ценовые соотношения, снимая инфляционные диспропорции.

Другой подобного рода мерой может быть импортная интервенция. Если налицо острая нехватка товаров, которая резко гонит цены вверх, то данная мера на короткий срок может способствовать соответствию предложения товаров растущему спросу.

Долгосрочные антиинфляционные меры

Цель антиинфляционной политики - удержать надежный контроль над инфляцией, обеспечивая невысокий темп роста уровня цен. В долгосрочном плане эти меры должны быть последовательными и выверенными. Острие антиинфляционных мер должно быть направлено на обеспечение равновесия на рынках. Меры антиинфляционных действий должны касаться действия только косвенных регуляторов. Попытки введения государственного контроля над ценами всегда приводят к отрицательным результатам. Поэтому минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил является важным и необходимым условием реализации эффективной антиинфляционной стратегии.

Практика борьбы с инфляцией в развитых странах показывает некоторые общие направления антиинфляционной стратегии.

Фундаментом эффективной антиинфляционной политики являются меры, обеспечивающие социальное согласие в обществе. Существование правительства, которому доверяет большинство граждан - хорошая основа для проведения антиинфляционных мероприятий.

Следует выделить стратегию гашения адаптивных инфляционных ожиданий.

Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидают в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году. В более сложных экономических моделях нередко предполагается, что ожидания основаны на некоем средневзвешенном значении темпов инфляции за несколько предыдущих лет.

Помимо теории адаптивных инфляционных ожиданий существует концепция рациональных ожиданий. Концепция рациональных ожиданий является одним из самых молодых направлений современной экономической теории. Вследствие использования методологических принципов классической экономики теория рациональных ожиданий получила также название "новая классическая экономика". Не отрицая необходимости участия государства в экономических процессах, сторонники концепции рациональных ожиданий считают неэффективной любую экономическую политику как кейнсианскую, так и монетаристскую. Неэффективность кейнсианской политики и в меньшей степени монетаристской, заключается в ее нестабильности, непредсказуемости факторов, определяющих принятие решений экономическими агентами.

Теория рациональных ожиданий имеет весьма важное значение для экономической политики. Она предполагает, что последствия ожидаемого события существенно отличаются от последствий события неожиданного. Если принять за основу теорию рациональных ожиданий, то изменение в рамках экспансионистской политики, полностью ожидаемое фирмами и семейными хозяйствами, немедленно вызовет сдвиг совокупного предложения вверх. Экспансионистская экономическая политика, если и окажет воздействие на реальный объем производства, то лишь весьма незначительное; вместо этого она подтолкнет цены вверх - и очень быстро.

Такой вариант развития событий является крайностью, противоположным полюсом которой является тезис "Общей теории" Кейнса о том, что самопроизвольно экономическая система никогда бы не вернулась к естественному уровню реального объема производства после сжатия спроса. Если теория рациональных ожиданий адекватно описывает происходящее в экономической системе процессы, то она приводит нас к классическому представлению об экономической системе, которая в своей основе является устойчивой при естественном уровне реального объема производства.

Другой важной линией антиинфляционной стратегии являются действия по жесткому ограничению денежной массы.

В инфляционной экономике денежная политика должна играть основную роль. Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам в экономике. Поэтому эти меры должны использовать с большой осторожностью.

Третья линия антиинфляционной стратегии - сокращение бюджетного дефицита. Она может достигаться как за счет роста налогов, так и за счет сокращения государственных расходов. При этом наиболее перспективным является сокращение государственных расходов. Государство должно дать понять населению, что необходимо жить по средствам. Тем самым оно постепенно будет освобождаться от централизованного финансирования целого ряда видов хозяйственной деятельности. Уменьшение вмешательства государств в инвестиционный процесс создаст основу для более правильного и эффективного расходования бюджетных средств.

Антиинфляционная стратегия

Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:

  • - укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;
  • - существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику.

При этом правительство ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население. Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы. Экономическое поведение людей изменяется, что способствует снижению инфляционных ожиданий.

Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т.д. Тогда экономика дополнительно ощутит и эффект объявления. В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить лимит денежной массы, государство имеет шанс остановить инфляцию.

Стоит заметить, что стоит денежным ограничениям хотя бы немного стабилизировать темп роста цен, начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания. При прочих равных условиях, чем слабее ожидания, тем выше склонность к сбережениям. В свою очередь, приток сбережений позволяет решать бюджетные проблемы, в частности финансировать дефицит, все меньше прибегая к кредитам центрального банка. Последнему становится легче проводить неинфляционную денежную политику. Таким образом, каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, т.е. представляет собой самоусиливающийся процесс.

Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам экономики, и пользоваться им надо с предельной осторожностью. Поскольку рыночные механизмы работают не идеально, проведение антиинфляционной денежной политики сначала обязательно оборачивается резким подъемом процентных ставок.

Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства. Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития.

Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.

Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому основная нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов.

Сокращение бюджетных ассигнований, а вместе с ним и дефицита представляет собой сложный процесс, требующий довольно продолжительного времени. Недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Нужен стратегический план восстановления равновесия государственного бюджета. Например, государственные дотации убыточным предприятиям за счет средств бюджета является необоснованными в рыночном хозяйстве. Предположим, что они прекращены. Конечно, дефицит бюджета уменьшится. Одновременно последуют массовые банкротства и увольнения, начнется рост безработицы, что нанесет бюджету двойной удар. С одной стороны, потребуется увеличить государственные расходы, связанные с социальным обеспечением дополнительного количества безработных, их переквалификацией, трудоустройством и т.д. С другой - станет неизбежным сокращение доходов за счет снижения прибыли предприятий и уменьшения суммы подоходного налога. Возможно, что в конечном счете правительство получит противоположный результат - увеличение дефицита, ускорение инфляции.

Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации здравоохранения и образования и т.д.

Организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Помогая структурным преобразованиям и налаживая конверсию военного производства, оно наступает на инфляцию со стороны товарного предложения. Это особенно важно в отечественной экономике, чувствительной к инфляции предложения.

Таковы основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует по прошествии длительного периода времени.

Антиинфляционная тактика

Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции, резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию.

Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.

Краткосрочные резервы роста предложения:

  • - государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и т.п. такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.
  • - поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству. Примером может служить мировой рынок информационных услуг, который находится в стадии становления: международные потоку информации товарны примерно на 30%, остальная информация проходит по внутренним каналам транснациональных корпораций, оставаясь в стороне от открытого рынка. Информация как товар обладает уникальными антиинфляционными достоинствами. Первоначально ее изготовление сопряжено со значительными затратами, связанными с финансированием научных исследований и технологических разработок. Дальнейшее воспроизводство, тиражирование идет с минимальными издержками, что равнозначно приращению товарного предложения. Кроме того, от многих других товаров и услуг информация отличается тем, что на протяжении своего жизненного цикла не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращается оттуда, вновь превращаясь в объект купли-продажи. Происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса.
  • - разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличению государственных доходов ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.
  • - действенными средствами краткосрочной антиинфляционной политики могут стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов.

Краткосрочные резервы снижения текущего спроса:

  • - повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь.
  • - повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции. - для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.
  • - в качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкурентны и отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Нельзя не указать на изрядную противоречивость такого регулирования. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику.


Последние материалы сайта