Характеристика героя мцыри с цитатами из поэмы. М.Ю. Лермонтов "Мцыри": описание, герои, анализ поэмы. Романтические черты поэмы

30.06.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

М.Ю. Лермонтов любил тему Кавказа. Его приводили в восхищение виды и красоты этих краев. В произведение он постарался вложить и передать любовь к этим местам, а романтическое начало внесло в поэму особый колорит. Образ и характеристика Мцыри является ключевым и сюжетообразующим. Одиночество главного героя и тоска по родным местам, толкают его на побег. Рискуя жизнью, он покидает стены монастыря с единственной целью – вернуться домой. Мцыри воплощение человеческого достоинства. Пример настоящего мужества и беззаветной отваги.

Образ и характеристика

Не по своей воле Мцыри оказался в монастыре. Маленьким ребенком он попал в плен. На тот момент ему было всего 6 лет. Русский генерал решил, что ему здесь будет лучше, даже не догадываясь, какой трагедией обернется его, как он считал, благородный поступок.

Дитя гор. Мцыри рожден на Кавказе. До шести лет прожил с семьей в ауле.

Образ отца остался в памяти до сих пор. Известно, что мужчина воевал.

«Мой отец? Он как живой в своей одежде боевой являлся мне, и помнил я кольчуги звон, и блеск ружья…»

Терпеливый. Горделивый. Будучи ребенком проявлял силу воли и стойкость характера. Терпел боль, когда болел, не издавая звука.

«Даже слабый стон из детских губ не вылетал, он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал».

Воля манила, будоража воображение. Монастырская жизнь сродни плену. Душа рвалась из заточения. Эта жизнь не по нему. Он бы все на свете отдал за пару минуток проведенных с родными.

«Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог я променял бы, если б мог…»

Любит природу. Дни, проведенные на воле, запомнятся навсегда. Они самые счастливые. Он восхищался природой. Ловил звуки, понимая их, чувствовал красоту, гармонию. Среди людского общества ему это не удалось сделать. Общение с ней помогало заглушить тоску по родному аулу. Стихия для него родственная душа.

«Как брат, обняться с бурей был бы рад».

Целеустремленный. Мечта сбежать из заточения зрела давненько.

«Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля. Узнать, прекрасна ли земля. Узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».

Юноша ожидал подходящего случая. Этим случаем стал день, когда началась страшная буря. Ради свободы он готов на все: преодолевать трудности, бороться со стихией, терпеть голод, жажду, палящий зной. Даже девушка, встреченная им у водоема, не смогла нарушить его планы, хотя герой явно к ней испытывал симпатию. Огонек сакли, где она жила манил его, но Мцыри отбросил подальше мысль заглянуть внутрь, помня какую цель преследует и ради чего. Он предпочел любви долгожданную свободу. Оказавшись перед выбором не поддался искушению.

Бесстрашный. В смертельной схватке с хищником он проявил себя настоящим героем. Зная, что силы неравны, вступил в борьбу с диким зверем. Раны, полученные в бою, не смогли остановить юношу. Он упорно двигался вперед. Дорогу не знал, обессилев.

«Ко мне он кинулся на грудь, но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое ружье…Он завыл».

Одинокий. Угрюм по жизни. Жизнь взаперти сделала его таким нелюдимым. Он отвык от общения. Люди для него являлись чужаками.

«Я сам, как зверь, был чужд людей». «Угрюм и одинок, грозой оторванный листок…»

Жажда самопознания. Мцыри жаждал познать себя. Осуществить задуманное удалось, оказавшись на воле.

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил – и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей»

Мцыри не удалось обнять родных. На смертном одре, он нисколько не раскаивался в совершенном поступке. Юноша был абсолютно уверен, что действовал правильно. Последние слова просьба похоронить в саду, подальше от ненавистных стен. Это подтверждает, что он не собирался изменять убеждения и свои принципы.

«Сияньем голубого дня упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет, пришлет с прохладным ветерком…»

Мцыри

МЦЫРИ - герой поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» (1839; в рукописи озаглавлена «Бэ-ри», что по-грузински - монах). Импульсом к сочинению поэмы послужила случайная встреча, произошедшая во время путешествия Лермонтова по Кавказу. В Мухете поэт повстречал старого монастырского служку, из разговора с которым узнал, что тот был горцем, еще ребенком плененным генералом Ермоловым, попал в монастырь, откуда несколько раз пытался бежать, но неизменно возвращался обратно. М.- это человек, готовящийся стать монахом, послушник, который не по своей воле заточен в монастырских стенах. Юноша - прирожденный воин, душа горячая и вольнолюбивая. Ему чужда созерцательная жизнь монастыря. Он совершает отчаянный побег, как будто из тюрьмы; долго блуждает, едва не погибнув. Наконец в лесной чаще встречает могучего барса и красиво сражается с ним. Это, разумеется, отголосок грузинского эпоса «Витязь в барсовой шкуре». Лермонтов вряд ли знал Шота Руставели. Но устное изложение самого поэтического эпизода великой поэмы вполне могло дойти до него. Видимо, это настолько захватило воображение поэта, что в его передаче одинаково прекрасными кажутся и разъяренный барс, и отважный юноша. Но гибель одного из них неизбежна. Юноша побеждает, но, израненный, он найден и возвращен в обитель. Он исповедуется старику-монаху и умирает, своей смертью выражая мечту о свободе, оставшуюся для него неосуществленной.

Лит.: Макогоненко Г.П. Поэма Лермонтова «Мцыри» // Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. Л., 1987.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - - - -

(378 слов)

Поэма «Мцыри» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1839 году. Это произведение по праву считают образцом русской романтической поэзии, и у него есть интересная предыстория. Автор часто бывал на Кавказе, и, считается, что сюжет книги был основан на реально произошедших с писателем событиях. Путешествуя по Военно-Грузинской дороге, он набрел на главный собор Грузии – Мцхете и встретил одинокого монаха, который рассказал ему историю своей жизни, и позже благодарный слушатель описал ее в стихах.

История Мцыри – это повесть об одиноком мальчике-горце, который волею случая оказался воспитанником в обители храма (с грузинского языка “мцыри” переводится как “послушник”, “не служащий монах”). За свою недолгую жизнь пленник выучил местный язык, традиции и привык жить в неволе, но он так и не сумел понять, кем он является на самом деле, потому что большую роль в формировании личности играет семья, которой, к несчастью, у него никогда не было.

Образ Мцыри – это, в первую очередь, образ одинокого человека, находящегося в поиске смысла жизни. Проведя долгое время в монастыре, он решает, наконец, выбраться на волю, испытать новые чувства, познать свободу. Прожив три дня вне монастыря, юноша вспоминает свой родной язык, лица родных: отца, сестры и брата. В его сердце вселяется надежда, что он сможет отыскать отчий дом, но этому мечтанию не суждено сбыться. Пленник погибает после схватки с тигром. Перед смертью, исповедуясь священнику, беглец изливает свою душу, проливает свет истины на свою судьбу. Он умирает с мыслью, что остался рабом, заключенным и не сумел увидеть место, где родился.

Безусловно, Мцыри мог бы быть предан своей стране, семье, дому, мог бы состояться, как личность, но его скитания – метафора жизни каждого из нас. За три дня пленник пережил основные чувства и впечатления: борьба, страсть, восхищение природой и разочарование в себе и мире. Мы тоже испытываем все это и томимся по недостижимому идеалу. В религиозном смысле это Эдем, в практическом – высшая ступень потребления, в личностном – счастье, в творческом – признание и т.д. Поэтому драма свободолюбивого юноши – история взлетов и падений каждого из нас, в этом образе отражен лик человечества.

В предсмертной исповеди он говорит, что хочет быть похороненным в дальнем углу монастырского сада, чтобы вид с его могилы выходил на родные горы героя. Мцыри – романтический герой, и, несмотря на то, что в последней сцене мы видим его сломленным, он умирает с мыслью, что, возможно, когда-нибудь он все-таки встретится со своими родными и близкими.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ответ оставил Гость

Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, “люди вольны, как орлы” и где его ждут счастье и воля:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть...
Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря - символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри - это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину - одна из его целей, наравне с познанием мира.
Бросив вызов самой судьбе, Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой:
“О, я как брат обняться с бурей был бы рад”.
В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:
...О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил...
Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации - в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.
И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри - схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Он просит перед смертью перенести его в сад:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком...

План

1.Своеобразие лермонтовского таланта

2.Смысл названия поэмы

3.Общая характеристика главного героя

4.«Настоящая жизнь» в понимании Мцыри

5.Схватка с барсом и вся жизнь

Особенность лермонтовского таланта заключается в том, что до конца своей короткой жизни он продолжал сочинять произведения как романтические, так и реалистические. И разделить оба эти начала в творчестве Лермонтова очень сложно. Он только становился реалистом, но не переставал быть романтиком. И поэма «Мцыри» - наглядное тому подтверждение.

Конечно, эта поэма - романтическое произведение. Даже ультраромантическое. Есть трагическая история в прошлом, есть таинственное исчезновение из монастыря, есть страстный рассказ перед смертью. Что еще надо для того, чтобы произвести впечатление? Само название поэмы - это еще и имя главного героя. В переводе с грузинского оно указывает на послушника. На того, кто расстался с мирской жизнью, и кто готовится принять монашеский постриг.

Автор почти не характеризует Мцыри сам. Если это и делает, то буквально несколькими словами. Например, сравнивает его с ростком, который взошел в тюрьме, но вырасти там же так и не смог. По этой причине Мцыри и не стал принимать монашеский постриг после послушания. Он предпочел под покровом ночи сбежать из монастыря. И причина очевидна - его позвала к себе далекая родина. Помнил он ее смутно, если помнил вообще. Уже потом, когда его, обессиленного и полуживого, обнаруживают и приносят обратно, то спрашивают: что он делал все эти дни и ночи скитаний? И получают ответ: «Жил!» Очень краткий и в то же время точный ответ. А разве мог он ответить иначе? Ведь колыбелью ему была трава, покров свивали ветви деревьев, а над головой сияло то солнечное, то звездное небо. И даже несмотря на схватку с барсом, из которой Мцыри вышел победителем, его не покидало ощущение природной гармонии.

Мцыри даже успел ощутить подобие влюбленности, когда украдкой наблюдал за грузинкой, спускающейся к ручью, чтобы набрать воды. Он - человек тонкой натуры, наблюдательный и зоркий. Схватка с барсом - кульминация всей истории. Конечно, здесь есть элемент преувеличения. Не каждый охотник голыми руками справится с хищным зверем, куда там слабому послушнику. Но Мцыри мобилизует все свои силы - внешние и внутренние. Тут уже не до романтизма - срабатывает инстинкт самосохранения и жажда жизни. У человека она оказывается сильнее. Да, жаль, что мы, взрослея, все реже поднимаем глаза к небу. Оно может дать ответы на многие вопросы. Или хотя бы заставляет задуматься о смысле жизни, о ее скоротечности…



Последние материалы сайта