Особенности молодежной субкультуры кратко. «Причины возникновения молодежных субкультур. Сущность субкультуры и ее особенности

14.07.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Состояние современной молодежной субкультуры, причины ее возникновения, классификация, характеристика типов, их внешний вид, символика и атрибутика. Мировоззренческая, ценностно-ориентационная и переориентационная составляющие молодежной субкультуры.

    реферат , добавлен 11.10.2009

    Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Понятие "субкультура" как набор символов, убеждений, ценностей, норм поведения, отличающие сообщества. Неформальные молодежные движения. Хиппи, панки, металлисты, экстремалы, скинхеды и фенсы.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Общая характеристика современных политических процессов России и их влияние на общественно-культурную ситуацию в стране. Феномен молодежной субкультуры. Основные признаки неформалов. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса (на примере Москвы).

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Социологический аспект молодежной культуры. Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе. Явление группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения; типология молодежной субкультуры.

    реферат , добавлен 19.12.2009

    Молодежная субкультура как форма самовыражения молодых людей, роль имиджа в их образе жизни. Имиджевая манифестация в изучении молодежной субкультуры. Семантические аспекты имиджа и понятие манифестации. Символика внешнего имиджа молодежных субкультур.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2009

    Понятие культуры, ее элементы и формы. Имидж для представителей молодежной субкультуры, ее символы и средства. Молодежные, ролевые движения, индустриальные и спортивные субкультуры. Генетические связи и конфликты между ними. Особенности картины мира.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Специфическая система норм и ценностей каждой социокультурной общности. Культура сословий и современных социальных групп. Определение и сущность маргинальной культуры, субкультуры, контркультуры.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Место моды и субкультуры в современном обществе. Неформальные объединения молодежи, их собственный ценностный строй, обычаи и нормы. Характерные черты субкультуры, специфический стиль и формы жизни и поведения участников, их ценности и мировосприятие.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2010

Понятия «культуры» и «субкультуры». Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIII в. Позже его стали относить и к людям, отличавшимся изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, слово «культура» и по сей день ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.

Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. 1 Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений. 2

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры- хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов. 3

Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России.

Факторная обусловленность культуры молодежи. В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе культуру молодежи следует рассматривать в нескольких плоскостях, равно обусловливающих уровень и направленность культурной самореализации, которая понимается нами как содержательная сторона культурной деятельности молодого человека, воплощение в предметных действиях мотивов, потребностей, умений культурного характера. К числу основных факторов, обусловливающих состояние молодежной культуры, относятся следующие.



1. Социум. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести к состоянию социальной аномии и фрустрации населения, непосредственным образом повлиявшему на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность-все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.

2. Современная российская культура как на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровнях сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой-коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека.

3. Уровни гуманитарной социализации. Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу рекреативно-развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлены уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.

4.Возрастные особенности молодежи. Юношеский возраст (15-18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). Именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. 4 Группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию-преодоления социального отчуждения. Естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные, в первую очередь, эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.

5. Особенности поколения. Именно в этой плоскости речь идет о молодежной субкультуре, обладающей не столько возрастными, сколько генерационными особенностями. В этом феномене наиболее отчетливо проявляются свойственно молодежные формы сознания и поведения. 5

Говоря о молодежной субкультуре в России, необходимо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий. Кроме того, начиная с 90-х годов, усугубляется ценностное и имущественное расслоение молодежи. Так, в частности, вряд ли корректно говорить в социально-психологическом смысле, например, о «петербургской молодежи» как единой группе населения. Безусловно, как поведение, так и ценности,например, молодого бизнесмена, с одной стороны, и молодого безработного,-с другой, не могут не отличаться друг от друга. Тем не менее существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению России.

Особенности молодежной субкультуры. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

«Участие в политической жизни»в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде».

«Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных, отсюда закономерно проистекают и неопределенные политические позиции старшеклассников: лишь треть из них (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%). Отказ от определенного мнения, выраженный в виде суждений «не задумывался об этом» и «меня не интересует», в целом отличает примерно треть молодежной выборки, причем не только по данному исследованию старшеклассников, но и по опросам студенческой молодежи последних лет.

Известно, что молодежь-наиболее неустойчивая часть электората, реже других социально-демографических групп населения выступает в качестве реципиента политической информации, почти не читает ежедневных газет. В процессе опроса студентов одного из гуманитарных вузов Петербурга выяснилось, что более 60% опрошенных не знают, кто такие Рыбкин и Шумейко, 52,1% не имеют представления о том, какую партию представляет в Думе Г. Зюганов, четко идентифицировались в сознании только фамилии Ельцина, Гайдара, Руцкого и Жириновского, причем последний воспринимался «сам по себе», безотносительно к своей партии.

Существует мнение, что аполитичность молодежи-закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет, а активная политизированность граничит с социопа-тией. Вряд ли можно согласиться с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодых чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма.

Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятии-от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и дея-тельностного) всем предшествующим, «советским» поколениям.

Определенная генерационная комплиментарность (противопоставление образа «мы» и «они») традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня генерационная комплиментарность молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество)-для себя.

Генерационное отчуждение выступает в качестве психологического антонима («мы» и «они»). Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть-«папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры-культурное отчуждение.

У итальянских социологов есть термин «агрессия субкультур», которым они обозначают отрыв молодого поколения от многообразия культурного наследия.

Многих думающих людей обоснованно беспокоят «разрушительные мотивы» в музыке. Формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями. 6

Контркультурные черты молодежной субкультуры. Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.

На уровне досуговой самореализации молодежную субкультуру отличают следующие черты, распространенные в различных социальных и возрастных когортах с разной степенью интенсивности.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге-«ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле-и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.

Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе).

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерно девиантное поведение и криминогенный стиль общения.

5. Внеинституциональная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения-наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались на уровне референтной группы-наиболее эффективного культурного коммуникатора.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Эта тенденция, в высокой мере отличающая прежде всего русскую молодежь, обусловлена не только вестернизацией массового молодежного сознания, но и характером гуманитарной социализации в ее институциональных формах. Интериоризация норм и ценностей, проходящая именно в этот возрастной период, базируется либо на традиционно советской, либо западной модели воспитания, в любом случае-вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит а прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии.

Отсутствие у русской молодежи этнокультурной идентичности как раз приводит, с одной стороны, к более легкому проникновению в молодежное сознание вестернизованных ценностей, с другой же-к проявлениям этатического (державного) национализма.

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодежь, несмотря на определенную и вполне естественную генерационную замкнутость, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адапционных или профори-ентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество-таков а и молод ежь, а следовательно, и молодежная субкультура.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой-к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно) - и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации-семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось, -наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

Примечания

1 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 41.

2 Пoдpoбнee см.: Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993; Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л., 1987.

З Пoдpoбнee см.: Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989. Шепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993.

4 Пoдpoбнee см.: Сикевич З.В. Молодежная культура; за и против. Л., 1990.

5 Пoдpoбнee см.: Интеллигенция и нравственность/ Под ред. Л.И.Коханович, В. Т. Лисовского. М., 1990; Молодежь России-социальное развитие/ Редколл. В.И.Чупров (Отв. ред.) и др. М., 1992;

6 Молодежь России: тенденции, перспективы/ Под ред. И.М.Ильинского, А.В.Шаронова. М., 1993; Л и со в кий А. В., Л и со веки и В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений. Мурманск, 1994.

7 Салтанович И.П. Формирование оптимальной музыкальной среды-важнейший фактор духовного развития// Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Научи, ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1995. С.37-38.

Молодежи, особенно подросткам свойственно объединение друг с другом. Но что собой представляют молодежные субкультуры с позиции психологии? Так ли они опасны, как об этом привыкли твердить? Какое влияние они оказывают на личность? Предлагаю разобраться.

Молодежь – социально-демографическая группа людей в возрасте от 14 до 30 лет (возрастные границы могут отличаться в разных странах).

  • Одни исследователи (Г. Ф. Ушамирская, В. А. Луков, С. И. Левикова, А. В. Мудрик, С. К. Бондырева) считают молодежную субкультуру системой, способной к изменениям внешним и внутренним, поддающуюся влиянию социальных факторов, а также умеющую адаптироваться к изменяющимся условиям общества, но также и самой влиять на него.
  • Другие ученые (О. А. Максимова, Ю. В. Манько, К. М. Оганян, А. А. Русанова) напротив, говорят о том, что субкультуру нельзя рассматривать как систему в силу ее разнообразия, отсутствия единой структуры, критериев и ценностей.

Я придерживаюсь положения о том, что молодежная субкультура является системой, так как существует множество формальных и неформальных субкультур, но все они являются элементами молодежной субкультуры. В каждом движении, обществе и группе молодежь имеет общие основные характеристики, ценности, возрастные и психологические особенности, способна самоорганизовываться, развиваться, принимать влияние массовой культуры и воздействовать на нее.

Таким образом, молодежная субкультура – социальный феномен, проявляющийся в объединениях людей по выбранным ими самостоятельно признакам и обладающих своей культурой, которая может быть противопоставлена общепринятым нормам и ценностям или же гармонично сочетаться с ними.

К специфике молодежной субкультуры можно отнести то, что основателями многих движений является молодежь без конкретного социального положения на данный момент (находящаяся на границе социально значимого положения в обществе). Кроме этого, сложность данного феномена заключается в том, что формально молодые люди могут принадлежать к одному типу субкультур, а непосредственно задействованы в другом или других.

Развитие феномена субкультуры в России

Впервые молодежные субкультуры возникли на Западе (первая половина XX века), а сам термин «субкультура» появился в 30-е годы XX века. В Россию этот феномен пришел в конце 40-х.

Некоторые из существующих сейчас в России субкультур (стиляги, мажоры) берут свое начало в Советском Союзе. В СССР для обозначения молодежных субкультур использовалось определение «Неформальные объединения молодежи». Отсюда и возник жаргонный термин «неформалы».

Появлению и развитию субкультур всегда предшествуют:

  • какие-либо изменения в сферах (или одной его сфере) общества (экономическая, политическая, социальная и другие);
  • психофизиологические особенности молодежи;
  • особенности менталитета;
  • отсутствие социально-значимой деятельности в жизни молодежи и другое.

Часто субкультура служит способом оградиться, защититься, уйти от реальности.

Историю возникновения и развития молодежных субкультур в России можно разделить на несколько этапов (волн).

Первый этап (40-60-е годы XX века)

Начался с момента появления субкультур в России. Наиболее популярными были субкультуры активно-созидательного, романтического характера (барды), музыкальной направленности. Тогда практически не существовало протестных и негативных субкультур. Обуславливается это доступностью досуговых центров, клубов по интересам, учреждений культуры, а также позитивным воспитанием в школах и цензурой (отсев протестного и негативного материала). В те годы все общество находилось под строгим вниманием комсомола. Западная музыка и иные веяния западной жизни были почти недоступны, а потому возможность создания субкультурных клубов, которые не подчинялись бы комсомолу, была минимизирована.

  • Но именно в этот период и именно этот музыкальный пробел создал первую советскую субкультуру – стиляг (конец 40-х). В начале 1960-х годов интерес к стилягам пропал: представители этого движения выросли, а многие элементы западной культуры стали легкодоступны и законны.
  • На смену стилягам еще более массово молодежное общество захватила битломания (60-е годы). Это было всеобщее увлечение рок-н-роллом и одной из групп, исполняющих его.

Первый всплеск субкультур (40-60-е годы) отличался своей легкостью, поверхностностью. Стиляги и битломания стали первыми проявлениями нонконформизма и контркультуры. Это были отчасти неформальные субкультуры, а отчасти молодежные движения, основанные на увлечении танцами, музыкой, ярким и вызывающим внимание (но не шокирующим) внешнем виде.

Второй этап развития молодежных субкультур (конец 60-х – начало 80-х годов)

Наиболее глубокий, широкий, мощный и продолжительный всплеск контркультурности. В России в тот момент был период застоя.

  • Во второй половине 60-х годов XX века в России зародилось фрик-движение. К нам эта культура пришла из Северной Америки. Первое ее проявление было заметно в среде хиппи. В 70-е годы субкультура фриков достигла своего апогея и стала проявляться во внешних особенностях ее представителей (пирсинги, татуировки, вызывающая одежда, прическа). Это веяние сохранилось до сих пор.
  • В конце 1970-х возникла молодежная субкультура мажоров. В наши дни эта субкультура тоже существует, только название немного изменилось. Теперь это звучит как «золотая молодежь». Эта субкультура считается антиподом гопников и «быдла».
  • Основным контркультурным движением этого периода стала «Система» (70-е годы). Компоненты системы периодически менялись.
  • Но начиналось все с хиппи. Культура хиппи пришла из США (1960-1970 гг). В СССР это движение возникло только в 1970-х годах, в то время как в США оно уже затихало. В СССР хиппи было не так много, как на Западе. Отношение общества к представителям этой субкультуры было преимущественно негативным. Однако это не мешало существовать субкультуре хиппи в СССР в 1970-1990-х годах. В наше время остались отголоски этой культуры. Но актуальнее будет назвать ее «кибер хиппи». Акценты с реальных встреч единомышленников были перенесены на виртуальное общение, виртуальные сообщества. Реальными остались только массовые, заранее организованные встречи. Наиболее популярны среди таких собраний сейчас в России «Радуга» (1990 – наши дни), ежегодные встречи хиппи в Москве первого апреля «на Гоголях» и 1 июня – в Царицынском парке. Отголоски культуры хиппи можно найти сегодня в других субкультурах. Символика и культура хиппи стала источником большинства других отечественных субкультур.

Период перестройки и развал СССР (80-е – начало 90-х)

Данный период был настоящим взрывом нонконформизма. Активнее стали возникать, трансформироваться, развиваться молодежные субкультуры.

  • «Система» разбилась на многочисленные отдельные движения: металлисты (которые позже разделились на умеренных и бешеных), байкеры, ностальгисты, афганцы, оптимисты, пацифисты, волосатые, панки, рокеры, деловые, солидняки, гопники, широкоштанники, качки, бизнесмены, деляги, уличные и другие. В молодежную субкультуру начинает проникать криминогенность, увлечение ПАВ.
  • Общество впервые признало молодежные субкультуры социальной проблемой, начало придавать это огласке (СМИ, научная литература).
  • В 80-е годы XX века в СССР впервые появились футбольные фанаты. Порой восхваление любимой команды доходило до фанатизма и между болельщиками разных футбольных клубов случались драки, которые пресекались полицией. Сейчас футбольный фанатизм является очень актуальной проблемой нашего общества. Стоит отметить, что для людей, не относящих себя к футболу и далеких от этого вида спорта и любых команд, фанатские группировки являются совершенно безобидными. Тогда как друг для друга фанаты разных команд являются настоящей угрозой. Иногда они специально организовывают так называемые встречи «стенка на стенку», или же драки имеют спонтанный характер. Дополнительная опасность проявляется в том, что часто футбольные фанатики являются еще и нацистами. Нередко такие люди придерживаются праворадикальных взглядов, национализма и расизма.
  • В 1984 году в России возникли первые эксперименты с рэпом (у афроамериканцев и латиноамериканцев в 70-х). Но набольшую популярность хип-хоп движение в России получило во второй половине 1980-х годов, совместно с движением брейкданса. Окончательно это направление сформировалось в России лишь к 1990-м годам.
  • Чуть позже, ближе к концу 80-х общество поразила новая субкультура. Речь идет о неофашистских молодежных группировках. Но официальных данных об этой субкультуре никто не давал, да и вообще старались не придавать огласке их деятельность. Такое игнорирование привело к созданию активистами этого движения партии «Национальный фронт». Основной символ этой культуры – свастика. Они открыто призывали придерживаться национал-социалистической идеологии. Так, считали представители данной субкультуры, сохранится русская нация. Прежде всего, решение они находили в стерилизации неполноценных (по их мнению) наций, выселении «черных» и других национальностей. Принципом этой партии было «жестокость – врожденное качество человека». Потом отголоски этого выражались в таких субкультурах, как фашисты и скинхеды.
  • В конце 80-х в Россию пришло еще одно направление культуры. Так называемые толкиенисты, зародившиеся в Америке и Европе в середине 60-х годов. Массовую известность у нас это направление получило только в первом десятилетии XXI века. Толчком к появлению этой субкультуры послужил выход в свет «Властелина кольца».
  • В наше время благодаря движению толкиенистов возникают другие субкультуры. Например, неоязычники. Представители толкиенистской культуры, повзрослев, нередко уходят в язычество. Подобные культуры способствуют возрождению духа Древней Руси, традиций нашего народа, древних ценностей и так далее.

Постсоветский период развития субкультур (90-е – начало 2000-х)

Молодежные движения стали получать еще большую огласку в СМИ, распространяться по всем субъектам страны, внедряться, заимствовать, интегрироваться. Субкультуры приобретают еще более вольный, криминогенный характер, в молодежной среде укореняются наркотики, алкоголь и другие вещества. Свою деятельность продолжают имеющиеся до этого субкультуры и возникают новые.

  • В начале 90-х годов до России дошло увлечение аниме. Возникло оно в Японии в 70-80-е годы. С момента появления в России стало активно развиваться, набирать популярность, аудиторию. Эта субкультура смогла дойти до наших дней. Более того, она продолжает увлекать новые поколения молодежи и развиваться.
  • В середине 90-х в России стали популярны брейкданс и граффити. К нам увлечение граффити пришло из Нью-Йорка. По факту брейкданс и граффити являются частями культуры хип-хопа. Вместе с этими направлениями стали также развиваться паркур и катание на скейтборде. Пик популярности увлечением паркуром пришелся на 2006 год, это было связано с выходом фильма «13 район». В разные периоды катание на скейте являлось частью то одной, то другой культуры. Долгое время это был атрибут панк-культуры. Но позже скейтинг стал выделяться в самостоятельную субкультуру. И вот в наши дни это уже совершенно иное самостоятельное движение, имеющее свои особенности, принципы, цели, атрибуты, символы и смысл.

Современная Россия (2000-е – наши дни)

С 2000 года феномен молодежных субкультур начинает активно изучаться наукой (педагогика, психология, социология и другие). Альтернативное видение мира современных субкультур больше проявляется во внешнем виде, сленге и имеет развлекательный характер, нежели смысл жизни.

  • Нонконформизм стал не таким ярым, хотя еще в 2007 году очень громко заявляли о себе некоторые движения (скинхеды, готы, эмо).
  • Для современной России актуальными являются общества байкеров, субкультура интернет-сообществ, гопники, рэперы или хип-хоперы, ролевики, панки, металлисты, футбольные фанаты, готы, скинхеды, хиппи и другие. Нынешние субкультуры отличаются своим многообразием.
  • Вместе с техническим прогрессом и развитием общества субкультуры заметно изменились. Например, с новой силой возродилось движение хакеров. Впервые о нем заговорили в конце 50-х годов в США. Движение того времени не имело абсолютно никакого разрушающего и негативного характера. Напротив, оно строилось на принципах новаторства, творчества, усовершенствования и взаимопомощи.
  • В 70-е годы возник такой термин, как фрикеры – хакеры, взламывающие телефонные сети. В начале 80-х годов пропал интерес к телефонам и появился интерес к компьютерам и иной технике. С тех же лет и начало меняться направление и характер субкультуры хакеров. Все больше он становился деструктивным, незаконным, агрессивным. Хакеры разрабатывали вирусы и внедряли их, крали пароли, номера карт, личные данные, взламывали сайты и меняли или блокировали какую-либо информацию.
  • В 90-е годы стала наблюдаться тенденция взаимодействия хакеров с криминальными сообществами и террористическими организациями. Последнее послужило внедрению терминов «кибертерроризм», «кибершпионаж», «киберпреступление». В наше время субкультура хакеров привлекает к себе много внимания со стороны государства. Это действительно сильная и опасная субкультура. Безусловно, имеющая свои плюсы, но одновременно и серьезно влияющая на жизнь общества.
  • Появляются новые движения. Например, вейперы. Основой для их возникновения стал запрет на курение в общественных местах и появление электронных сигарет. У представителей этой субкультуры имеется свой сленг, девиз, они организовывают встречи («сходки»). Как таковых ценностей и установок не имеют. Эта субкультура носит исключительно развлекательный характер и имеет лишь внешние проявления. Однако вызывает негатив со стороны некоторых членов общества.

Причины увлечения субкультурой

Не все молодые люди увлекаются субкультурами. Интерес к ним зачастую возникает при определенной ситуации (психосоциальном состоянии) в жизни человека.

  • Отсутствие полноценной традиционной социализации (например, неблагополучные отношения с родителями и/или сверстниками).
  • Резкие изменения в привычном укладе жизни (развод родителей, смерть кого-то из близких, переезд семьи, изменение статуса или материального положения).
  • Нередко участниками молодежных субкультур становится инфантильная молодежь. Для них философия какой-либо субкультуры, ее ценности и образ жизни становятся спасением, уходом от реальности, пристанищем. Большая часть современной молодежи не хочет взрослеть и становиться взрослыми на социальном уровне, она боится ответственности, рутины, обязанностей.
  • Представители неформальных групп хотят казаться взрослыми, но жить легкой и беззаботной жизнью. Чаще всего решением является употребление каких-либо веществ (наркотики, алкоголь), копирование внешнего поведения.

Сейчас наше общество вновь переживает серьезные изменения, переоценку ценностей, разрушение и создание многих систем, поэтому именно молодежи сложнее всего. Хотя это и самая мобильная демографическая группа, в то же время это самая социльно слабая и неустойчивая группа:

  • с одной стороны, молодежь хочет понять общество, войти в него, найти ориентиры и свое место;
  • а с другой натыкается на непонимание и непринятие, отсутствие тех самых ориентиров, противоречивые информационные данные, воздействие различных философий и видений мира.

Молодежные субкультуры как фактор социализации

Молодежные субкультуры являются эффективным и действующим фактором социализации. Ранее субкультуры всегда приравнивались к группам лиц с негативно . В связи с этим больше внимания и исследований к субкультурам оказывалось со стороны криминологов, нежели психологов, социологов или культурологов. Но со временем создавались типологии субкультур по разным признакам (70-е годы XX века) и стало очевидным, что не все субкультуры являются фактором отрицательных девиаций.

  • Я разделяю теорию Р. И. Зинуровой и Т. Н. Гурьяновой, согласно которой в асоциальные субкультуры приходят люди уже асоциально ориентированные. В соответствующих субкультурах эти люди ищут поддержку своих асоциальных норм и ценностей и возможность их реализации.
  • В зависимости от характера субкультуры (музыкальная, виртуальная, политическая и т. д.) существуют разные риски для ее участников. Например, такие как интернет-зависимость, наркотическая зависимость, алкоголизм, непристойное поведение, смена сексуальной ориентации, андрогинность, пренебрежение учебой, работой, реальным общением и т. д.
  • Вместе с тем есть субкультуры, стимулирующие положительное девиантное поведение. Созидательные субкультуры часто имеют в своем составе людей с положительными девиациями (художники, поэты, изобретатели, музыканты, исследователи).

Обобщив все вышеизложенное, можно сказать, что молодежные субкультуры являются не столько фактором формирования девиантного поведения, сколько фактором развития и катализатором для уже имеющихся у индивида девиаций. А они могут быть как положительными, так и отрицательными. За прогрессом или регрессом общества всегда стояли люди с девиациями (положительными или отрицательными).

Особенности участия

Процесс вовлеченности молодого человека в жизнь субкультуры реализуется в 4 этапа.

Самоопределение в рамках субкультуры (личная идентичность)

Для первого этапа характерен слом прежних ценностей, установок и принятие образа жизни и морали данной субкультуры, взгляд на действительность через призму прописанных в той или иной группе ценностей и идей.

Групповая принадлежность («мы», «свои», «наши»)

На этом уровне члены субкультуры:

  • обмениваются информацией о концертах, исполнителях, музыке;
  • делятся своими впечатлениями от книг, текстов песен;
  • рассказывают свой первый или новый опыт в пробе наркотиков или иных веществ, а также опыт асоциального поведения, то есть культивируется общность участников.

Изменения внешности и досуга

На следующем этапе человек попадает на какие-нибудь встречи и тусовки всех представителей неформальных движений города. Чаще всего через знакомых. В этих местах:

  • возникают новые знакомства;
  • еще больше возрастает чувство общности, деятельности и значимости.

Вместе с тем происходят внешние изменения человека и изменения привычного досуга. Многие субкультуры требуют конкретных внешних изменений. Порой эти изменения противоречат требованиям семьи или работы, но если человек сильно увлекся субкультурой, то отдаст предпочтение ей.

Полное изменение жизни и уход от реальности

Четвертый этап представляет собой переход субкультуры из хобби человека в повседневность и реальность. Субкультурные принципы и нормы пронизывают всю жизнь человека. Часто он отказывается от своего имени и выбирает псевдоним для виртуального общения или кличку для общения на реальных тусовках.

На этом же этапе могут возникать разногласия со сверстниками, знакомыми из «досубкультурной» жизни и родными людьми. Чаще всего они вызваны несовпадением мнений и взглядов относительно идеологии конкретной субкультуры. Например, если речь идет о музыкальной субкультуре, то разными взглядами на музыкальный стиль. Порой все заканчивается:

  • уходом члена субкультуры из дома;
  • бродяжничеством;
  • попрошайничеством;
  • скитанием по друзьям или притонам;
  • уходом к «своим».

Послесловие

Не всем молодым людям из субкультур удается успешно социализироваться.

  • Для кого-то субкультура становится лишь этапом развлечений, помощником в поиске себя и своего места в обществе.
  • Для кого-то – этапом перед началом преступного или зависимого поведения. Например, увлечение культурой растаманов может окончиться как успешной социализацией, так и употреблением тяжелых наркотиков, т. е. наркотической зависимостью. Активисты пинк-рокерского движения могут стать представителями гей-движений, а готы «перерасти» в сатанистов.
  • Кроме двух названных встречается третий вариант развития событий для неформала – постоянная жизнь в рамках субкультуры («вечные неформалы»). Эти люди не воспринимаются серьезно ни обществом, ни представителями их же субкультур. В итоге такие люди не живут, а существуют в очень узких рамках, прописанных ими же, и самостоятельно созданном иллюзорном мире.

Энергию молодежи необходимо направлять в нужное русло. Редко бывает, что нельзя перенаправить молодого человека из деструктивной и асоциальной субкультуры в просоциальную. Чаще всего он хочет просто чем-то увлекаться, быть причастным, а не придерживается конкретных укоренившихся убеждений. Потому нужно лишь интересно для него и грамотно со стороны психолого-педагогической науки подать альтернативу его субкультуре.

Нужно не бороться с субкультурами, а принимать их и общаться на их же языке, помогать в организации досуга, интересоваться их жизнью. Акцентировать внимание на преимуществах субкультур (развитие способностей молодежи, поддержка в социализации, прогресс общества). Способствовать развитию просоциальных созидательных групп.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальных и гуманитарных наук

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по культурологии

«Причины возникновения молодежных субкультур»

Студента группы

Факультета заочного обучения

Деревянкина А.С.

Преподаватель

Санкт-Петербург

Введение………………………………………………………………….3

Структура современной молодежной субкультуры…….4

Неформальные объединения молодежи…………………….7

Семья в процессе социализации подростков……………..9

Система образования……………………………………………….12

Особенности молодежной субкультуры…………………….14

Заключение……………………………………………………………..16

Список литературы ………………………………………………….17

Введение

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам.

В этой работе я предпринял попытку рассмотреть сущность молодёжной культуры и механику возникновения её субкультур.

Структура современной молодежной субкультуры

Многие старшеклассники отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание». Это подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры. Художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Наблюдается безрассудное презрение таких "устаревших" ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как пережиток старины.

Молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей…

По результатам анкетного опроса лишь четверть старшеклассников готовы жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде» и только треть имеет сложившиеся политические убеждения. Невмешательство государства в частную жизнь человека молодые люди понимают в качестве важнейшего признака свободы.

Многих людей беспокоят «разрушительные мотивы» в "молодёжной" музыке, а также распространении сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других групп населения России также постоянно снижается.

«Потеря смысла жизни, разрушение идеалов, двойная мораль, бездуховность, цинизм, пьянство, вещизм, растерянность перед жизнью - основные причины ухода молодых, образованных людей в религию 1 ». Примерно так же, за исключением некоторых поправок на время, будет выглядеть краткий перечень причин повального ухода молодёжи всех возрастов и национальностей в «неформалы».

Итак, общая причина образования молодёжных субкультур - недовольство жизнью, а в социологическом аспекте - кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава неформальных объединений. Действительно, казалось бы, самые обиженные жизнью - пенсионеры - не спешат на "тусовки". А дело в том, что они уже занимают предоставленную только им прочную нишу в общественной системе, чего никак нельзя сказать о "новом поколении"; за это «место под солнцем» и разворачивается настоящая битва.

Молодежь эмоциональнее, динамичнее и непосредственнее в выражении своих чувств. Молодёжь независимее: у большинства ещё нет семьи, нет профессии, нет того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий зрелый человек.

Молодежные субкультуры для России - явление молодое. В традиционном обществе их не было, поскольку не было «молодежи» в современном понимании. Ребенок сразу вырастал во взрослого человека со всеми его обязанностями и особенностями поведения. Обычно это было связано с браком, срок которого на Руси, как и в иных традиционных обществах, наступал с половым созреванием. Женщина чуть старше 30 лет часто уже была бабушкой и нянчилась с внуками, а ее муж распоряжался большой семьей, состоявшей из нескольких поколений родственников.

Как утверждает Ф. Гайда, подобное общество при его ценностном консерватизме было крайне мобильно - каждый его член играл важную социальную роль. Более того, не было нужды в какой-то нарочито выдуманной государственной идеологии или национальной идее, чувство ответственности прививалось с пеленок, а оно почти всегда отгораживало от непатриотического или эгоистического поведения.

Освобожденные в 1762 году от обязательной службы дворяне, быстро проникшиеся чувством собственной исключительности, субкультуры, однако, не образовывали. Кроме того, субкультура - явление преимущественно городское, а Россия в целом оставалась обществом аграрным. В начале XIX века молодое дворянство восприняло английский дендизм, но субкультурой это вряд ли назовешь: молодых денди в столицах были единицы. Налицо имитация западного образца .

Все это лишний раз подтверждает факт влияния на образование тех или иных молодежных течений условий окружающей действительности и общественных факторов. Распад традиционных общественных связей всегда порождает неформальные объединения. Появляется необходимость отличаться от всего вокруг, и сразу же находится выход - новая социальная реальность.

Субкультурная активность молодежи зависит от многих факторов: от уровня образования (более выражено стремление присоединиться к той или иной субкультуре у лиц с низким уровнем образования), от возраста (в основном это молодые люди 16-18 лет), от места жительства (как уже было сказано, неформальные движения больше характерны для городской среды с её обилием социальных связей).

Брешин А.А. дает следующее деление субкультур :

1) по социально-правовому признаку:

· социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам;

· просоциальные или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности;

· асоциальные;

2) по направленности интересов:

· увлечение современной молодежной музыкой;

· околоспортивные - различные фанаты;

· философско-мистические;

· защитники окружающей среды;

3) по групповому признаку:

· по образу жизни - «системники» (хакеры, блоггеры, геймеры);

· по способам времяпрепровождений;

· по социальной позиции - экокультурные (Green Peace);

· по творческой направленности (художники, поэты, музыканты и т.д.).

Выделенные типы классификации субкультур различаются по степени выраженности феноменов межгрупповой дифференциации и базируются на выделении одного социально значимого признака, на котором строится классификация.

В общем, молодежные субкультуры, под которыми понимается гомогенная возрастная группа людей, объединенных формальными или неформальными признаками, имеют свою специфику. У членов группы обнаруживается целый ряд общих черт. Определяющей общей чертой является возраст. Наряду с ним выявляются и другие общие черты: такие, например, как пол, социальная роль, социальное происхождение, соседские отношения и, наконец, образ мыслей и формы поведения. При такой трактовке субкультура понимается как любое неформальное молодежное объединение, которое имеет несколько основных уровней .

Обычно первый уровень - это сама группа молодых людей, объединенных общими интересами (к такой, например, относится субкультура флэш-моб). Второй уровень - это группы молодежи, принципиально отрицающие общественные ценности, выступающие за построение общества с иными ценностями, декларируемыми их субкультурой (скинхеды, панки). Третий уровень - молодежь, решительно отвергающая любой порядок и все существующие ценности (анархисты).

Можно выделить основные характеристики современных молодежных субкультур: кратковременность, наличие своеобразных правил поведения в обществе, минимализм в символике, строгий внутренний самоорганизующийся характер.

Однако на современном этапе в обществе присутствуют и такие субкультуры, которые не просто являются формой самореализации молодежи, но и представляют собой уникальное социокультурное и психологическое образование, отличающееся от ранее возникших и до сих пор имеющих место в мире субкультур склонностью к художественно-театральным постановкам (флэш-мобы) и граффити (райтеры) как уникальной формой уличного искусства. Из этого можно сделать вывод о том, что появление новых субкультурных образований в нашей стране обуславливается не только стремлением революционных образом перевернуть настоящий ход вещей или полностью абстрагироваться от действительности, но и стремлением позиционировать себя и молодежь в целом как самостоятельную и деятельную массу людей, готовых к объединению и поддержанию благоприятного климата в обществе.

Также важно отметить, что субкультурную молодежь в основном представляют люди из достаточно благополучных и состоятельных семей. Если даже в самой благополучной семье с уже возмужавшим подростком продолжают обходиться, как с маленьким ребенком, контролируя каждый его вздох и шаг, то, как правило, этот подросток либо постепенно превращается в совершенно беспомощное, безвольное, инфантильное существо, либо очень скоро оказывается в неформальной молодежной организации, в группе равных. В таком случае молодежная субкультура превращается для молодого человека в своего рода игру, отсутствие которой у многих людей в молодости оборачивается в будущем неумением «вписываться в общество».

Как отмечает Светлана Игоревна Левикова, доктор философских наук, для возникновения молодежной субкультуры необходимо сочетание как минимум следующих факторов :

· отвержение принятых ранее регламентирующих социальных нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий (так называемая реакция эмансипации и негативизма);

· попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем;

· поиск молодыми людьми референтных групп со сходными целевыми установками (так называемая реакция группирования).

С предпосылками молодежной субкультуры имеют дело в нескольких случаях, обычно в следующих:

· в семье, где имеет место излишний контроль родителей или, наоборот, предоставление подростку сверхсвободы, как уже отмечалось ранее;

· в формальной группе (организации), к которой принадлежат молодые люди (как правило, в учебном заведении);

· в так называемых локальных войнах, в результате участия в которых молодой человек приобретает столь необычный для мирного течения жизни опыт (опыт страха, боли, убийства, крови, потери товарищей), накладывающий такой отпечаток на восприятие действительности и на отношение к окружающему миру, что молодой человек уже не вписывается в мирную жизнь, в которую возвращается;

· среди безработных, а также временно или частично занятых.

Стоит отметить, что появление молодежных субкультур в России по большей части связано с влиянием Запада. Однако в российской среде некоторые из субкультур являются простым заимствованием, а другие могут отражать скорее сходство мотивов действий. Яркий пример тому - российские скинхеды (нацисты, расисты и т.д.), возникшие как движение в начале 90-х годов ХХ века. Хоть они и близки к западным аналогам по форме, но порождены, прежде всего, внутренними проблемами страны. В целом, имеются разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов.

По мнению Владимира Андреевича Лукова, российского культуролога и литературоведа, российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее их слабую развитость в традиционном для Запада понимании, определяют три фактора.

Первый - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В последние годы молодые люди с низким уровнем денежных доходов составляли около 20% населения, а своей возрастной группе - почти 28%. Доля же безработной молодежи насчитывала около 37%. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур .

Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности еще в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий фактор - аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х годов негативные оценки преобладали повсеместно, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы. На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. Этот драматический факт имеет непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России .

Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Именно эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России.

Вообще, основой любой субкультуры всегда является утопия - представление о возможностях некой группы людей объединиться и совместными усилиями перевернуть окружающий мир. Это может быть мировая революция и всемирная коммуна, технократическое будущее и победа национальной сборной в мировом чемпионате. Вопрос только в масштабах сознания, а его, как известно, можно расширять различными способами. Для субкультур это задача крайне важная.

Ф. Гайда пишет, что студенты XIX века читали новейшие книжки, готовили конспекты и обсуждали их на собраниях с целью немедленного внедрения в повседневность вычитанных идей. Спустя век стало принято сочинять остросоциальные стихи или философские притчи и класть их на музыку, в перерывах между этим благородным занятием принимая те или иные стимулирующие творчество препараты. Иногда они оказывались слишком сильными. В итоге все заканчивалось разочарованием. По мере сужения горизонтов мысли цели субкультур тоже мельчают. Постепенно основным ориентиром становится релаксация. Но сознанию опасно существовать в таком состоянии вечно, это ведет к его подчинению и разрушению. Личность постепенно затрется, выгорит, а иллюзорное единство с единомышленниками разрушится .

Поводя итог, можно сказать, что субкультура - это то, что дает возможность человеку выразить себя как сильную, независимую личность. Она предоставляет молодежи все то, чего им не хватает в повседневной жизни. Однако нельзя забывать о том, что, в конечном счете, можно получить лишь полное отрешение от общества как такового, замкнуться в себе и навечно остаться в роли игрока в идеальный мир.



Последние материалы сайта