Воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы. Известные лидеры Образ лидера в школьных произведениях

21.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Авласенкова Ангелина

Скачать:

Предварительный просмотр:

Работа ученицы 3-а класса

МОУ «Усвятская СОШ»

Авласенковой Ангелины

Сочинение

Современный Лидер в школе

«Верь, что ты добьешься успеха, -

и ты его добьешься»

Дейл Карнеги.

Кто такой современный Лидер? Точного ответа я пока дать не могу.

Мне рассказывала мама об известном американском писателе Дейли Карнеги. У нас дома есть его книга. (Она очень толстая.) Я читала о том, какое у него было трудное детство. Но он очень хотел улучшить свою жизнь и добился этого: стал известен всему миру, потому что был настойчивым, упорным в достижении цели. Он преодолевал трудности, которых было много. Все это помогло Дейлу Карнеги стать уверенным в себе.

Думаю, что Лидер — это человек, который умеет контролировать себя, управляет своим поведением. Что бы стать Лидером, нужно учиться самостоятельности, настойчивости. Эти качества помогут победить трудности.

В нашей школе учится Гостищев Паша. Он ученик 11-го класса. Я с ним знакома. Паша - человек добрый, он не бывает злым. Он не обижает младших и даже играет с нами — малышами. Пашу я часто вижу во время выступлений на различных мероприятиях. Он очень активный, умный, всегда делает всё лучше всех. Вокруг него всегда много девочек, мальчиков, его друзей. Ребята тянутся к Паше, потому что хотят быть похожими на него.

Я думаю, что Паша — это и есть современный Лидер в нашей школе.

Работа ученицы 4-А класса

МОУ «Усвятская СОШ»

Авласенковой Ангелины.

Сочинение

Современный Лидер вшколе.

Лидер — идущий впереди,

ведущий за собой людей.

Современный Лидер — это человек, который всегда все успевает, который ведет за собой других. Лидер должен быть самостоятельным и целеустремленным, должен уметь принимать решительные действия, быть дисциплинированным, настойчивым. Каждый Лидер — это отдельнная Личность. А развитие личности невозможно без самовоспитания и развития воли.

Иногда я мысленно говорю себе: «Это надо сделать, довести до конца», «Хватит смотреть мультики, надо браться за дело», «Подъем!». Помогаю себе словами «Это я смогу», «Я справлюсь». Так я учусь мобилизовать себя сделать нужное дело, не отвлекаться на второстепенное. Понимаю, что работа по самовоспитанию дело долгое, но необходимое.

Наш 4-а класс в общем-то дружный и сильный по учебе. У нас есть свои Лидеры, или те ребята, которые хотят ими быть. Для меня реальным Лидером в классе является Солохина Алина. Она умная, прикольная, у нас есть одинаковые интересы. Мы помогаем друг другу, хорошо учимся.

У нас в семье Лидер — мама! Она мне всегда подсказывает, как лучше, да как правильнее. Мне это нравится.

Думаю, что я тоже начинающий Лидер. Я хорошо учусь, выполняю правила для учащихся. Работаю над своим характером. Стараюсь быть лучше. В этом мне помогают герои литературных произведений. Например: Ваня Солнцев. Он из произведения Валентина Катаева «Сын полка». Ваня очень смелый мальчик, смышленый, хитренький, ловкий. Он действовал решительно и даже мог совершать героические поступки. На Ваню Солнцева можно ровняться. Я бы пошла с ним в разведку потому, что он надежный защитник и настоящий друг.

Современный Лидер должен поступать достойно, по совести. Он должен уважать себя и людей которые его окружают. К такому человеку потянутся люди и они смогут создать свою команду. Команду единомышленников, друзей.


Предварительный просмотр:

Группа поддержки для конкурса «Лидер года»

Маша

Я живу, не прозябая.

Стремительно бегут деньки,

Как молитву повторяю

Легкость пушкинской строки.

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех умнее,

Всех активней, веселее?

1.Кирилл

Ты, конечно, спору нет.

Самый честный дам ответ.

Привлекательна, красива,

Благородна, справедлива.

Обаятельна, стройна,

И умна-то ведь, умна!

Хоть всю школу обойдешь,

А достойней не найдешь!

Ангелина

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех умнее,

Всех активней, веселее?

Лиза

Добродушная и веселая,

И на помощь всегда приходящая.

Ты советами помогаешь нам,

И тепло в душе настоящее.

Юля

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех умнее,

Всех активней, веселее?

3 .Филипп

Очарованы, околдованы,

Элегантностью заворожены.

Всем классом, рука об руку,

За тобой идем приворожено.

Алина

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех умнее,

Всех активней, веселее?

Серёжа

Ты, как лидер, темпераментна.

Новизною идей пленила нас.

И заботою окружила нас.

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех умнее,

Всех активней, веселее?

5. Энергичная и подвижная,

В танцах многих успехов достигшая.

Музыкальная, симпатичная,

Вернер

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех умнее,

Всех активней, веселее?

6. Целеустремленностью всех сразившая,

Жизнелюбием всех поразившая.

Творчество в нас вселившая,

Нас всех вместе объединившая…

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи.

Мы ль на свете всех умнее,

Всех активней, веселее?

Все вместе

вы, конечно, спору нет

Нам затмили целый свет,

И танцуете, и поете,

Жить спокойно не даёте!

В школьной практике учителя, родители и психологи часто поднимают вопрос о выявлении лидеров среди обучающихся.

Правильный ответ заключается в том, что в школе, среди детей, нет и не может быть лидеров. Потому что лидер - это человек, который ведёт за собой других людей к общей для всех цели . У школьников нет общей цели . Цель у каждого своя: получить аттестат с наилучшими оценками. Эта цель напрямую не зависит от других учеников: каждый получит свой аттестат со своими оценками . Дети просто учатся рядом друг с другом , а не идут к общей цели.

Я никогда ничего не делал в одиночку – может, только экзамены сдавал.

Это высказывание прирождённого лидера - Билла Гейтса, очень хорошо иллюстрирует тот факт, что школа - одно из редких мест, где нет почвы для лидерства. Там многое делается в одиночку, хотя рядом очень много людей.

Кто тогда есть в школе, если в ней нет лидеров? Есть дети, которых путают с лидерами.

В первую очередь, это агрессивные дети . Поскольку они опасны и жестоки, другие дети их побаиваются и иногда им подчиняются из страха. К лидерству это не имеет никакого отношения, потому что лидеру подчиняются добровольно из уважения к его достоинствам.

Во-вторых, за лидеров часто принимают приятных детей . С ними другие ребята хотят дружить и проводить вместе время. Это, опять же, не про лидерство, а про симпатию.

Социометрия

Существует хороший метод выявления эмоциональных предпочтений в коллективе, в том числе в детском, - социометрия . Школьникам предлагают ответить на вопросы:

  1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.
  2. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

Анализ полученных ответов позволяет выделить популярных (звёзд) и непопулярных членов группы (пренебрегаемых, отверженных, изолированных). Психологи обычно говорят, что социометрические "звёзды" - это лидеры, выявленные с помощью профессионального инструмента.

Однако, лидеры нужны для решения общегрупповых, трудных задач, нередко связанных с конкуренцией с другими группами. Подобных задач в жизни школьного класса нет. Переход из одной школы в другую, используемый в социометрии, является сменой одной нейтральной ситуации на другую.

Поскольку лидеры решают нелёгкие, рискованные задачи, они обладают такими качествами, как твёрдость, принципиальность, воля, дерзость, способность принимать непопулярные решения. Поэтому в реальных ситуациях лидером станет скорее кто-то из непопулярных, с точки зрения социометрии, членов группы.

Сержант Волков в повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» описывается как "вечно сумрачный", "неразговорчивый", "злой в службе и в бою". Неприятный человек, однако пользовался огромным уважением и у сослуживцев, и у командования: был лидером среди солдат. Он, наверняка, и в детстве был "злым", "неразговорчивым", "сумрачным". Кто хотел бы взять такого с собой в другую школу? Зачем нам мрачный молчун за соседней партой? Мы выберем кого-то более жизнерадостного, общительного и позитивного.

Война же совсем другое дело. Бой, безусловно, трудная задача. Чтобы победить опасного противника, нужен лидер. Солдаты называли сержанта Волкова "правильным человеком". "Сумрачный, "злой", "неразговорчивый" но "правильный". Он был убит у пулемёта, прикрывая отступление товарищей. Если бы бойцов спросили, кого они взяли бы при переходе в другой полк, то сержант Волков был бы одним из самых популярных. Зачем нам в бою жизнерадостный и общительный солдат? Чтобы выжить мы выберем кого-то смелого , хладнокровного и правильного, чья злость вселяет уверенность в победе.

Таким образом, социометрия - это про эмоциональную структуру группы, симпатии и антипатии, но никак не про лидерство и влияние.

Ситуационный лидер

Стивен Кови. Лидер во мне: Как школы и родители по всему миру помогают детям стать великими .

Всё-таки в школе есть лидеры, но только в определённых ситуациях. Например, на уроке химии учитель разбил класс на группы и дал им задания: тот, кто лучше всех разбирается в химии, станет лидером для своей группы, то есть будет вести свою команду к достижению трудной, общей для всех цели. Но с окончанием урока лидер-химик перестаёт быть лидером. То же самое может произойти на уроке физкультуры, когда самый спортивный парень может стать лидером во время игры в баскетбол.

Персональное лидерство

О персональном лидерстве говорят, когда человек ведёт к своей цели только себя. Многие люди не являются лидерами ни для себя, ни для других; ни к какой цели себя не ведут, а просто, занимая , реагируют на внешние стимулы.

С этой точки зрения все дети в школе могут быть лидерами. Стивен Кови в книге "Лидер во мне" описывает внедрение

Если человек дожил до 30 лет и ни разу не попробовал себя в качестве лидера, он может не справиться с этим, когда про- бьет его час. Он может быть идеальным организатором, пока все идет нормально. Но вдруг, независимо от его желания, воз- никнет ситуация, когда ему просто придется взять дело в свои руки. И что тогда? Начинать учиться будет уже поздно.

обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко го- ворить самому и умение слушать, когда говорят другие.

Искусство общения во все времена признавалось обяза- тельной чертой лидера. У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдви- нуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусст- вом не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим - в военное. Вожди бы- ли уверены, что сила речи имеет то же значение, что и физи- ческая сила на войне.

Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных ак- центов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший ора- тор обладал чувством такта, умело учитывал характер собе- седников, знал историю народов и их взаимоотношений. «Большие люди» выступали в конце собрания, когда точки зрения были выяснены и надо было выразить мнение боль- шинства.

Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депута- ты выдвигаются именно благодаря своему красноречию.

Умение общаться с людьми - это навык, который каждый может постепенно освоить. Чтобы произвести хорошее впе-чатление, вы должны понятно писать и правильно говорить.

При составлении доклада или реферата по какому-нибудь предмету помните, что это не сочинение по литературе, здесь необходимы простота и ясность

Еще одно правило. Не старайтесь поразить учителя умны- ми словами и выражениями, почерпнутыми из учебника. Учи- тель все равно поймет, что они не ваши. Если от вас требуется всего лишь собрать информацию и изложить ее так, чтобы тот, кто будет это читать, мог получить представление о пред- мете, то лучше действовать по заранее составленному плану.

Общение - это не односторонний процесс, при котором мы просто сообщаем информацию. Общаясь, мы также получаем информацию, а этот процесс требует от нас умения слушать.

Слушать означает больше, чем просто слышать.

Мы часто «слышим» только то, что хотим услышать. Когда мы слушаем, мы пропускаем через себя слова, интонацию и жесты собесед- ника. К этому мы должны добавить свои собственные реакции, которые дают понять собеседнику, что мы внимательно его слушаем. В число этих реакций входят: выражение лица, улыбка, кивание головой и различные реплики.

При получении информации необходимо полностью уде- лять внимание говорящему, не строя догадок о том, что вам собираются сообщить. По возможности записывайте наибо- лее ценную информацию. Это особенно важно при получении информации по телефону, когда происходящее в том месте, откуда звонят, вам незнакомо и легко может вас сбить с толку.

Когда вы слушаете, то:

Делайте это с полным вниманием;

Не стройте поспешных догадок о том, что собирается вам сказать собеседник;

Не теряйте время, пытаясь сформулировать ответ, слушая другого;

Глядя в глаза, покажите, что вы действительно внима- тельно его слушаете;

Слушая собеседника по телефону, не позволяйте происхо- дящему в комнате отвлекать вас;

Разговаривая по телефону, давайте понять звонящему, что вы его внимательно слушаете, время от времени произно- ся: «Так...», «Да...», «Хорошо...» и т.д.;

При необходимости делайте пометки.

Слушание представляет собой умение, которое можно вы- работать. Оно заключается в правильных ответах на постав ленные вопросы, в способности реагировать на актуальные для собеседника темы. У последнего должно сложиться впе-чатление, что вы им живо интересуетесь, и то, что вы внима- тельны и желаете продолжить беседу.

Реакция на вопросы должна быть спокойной и краткой, т.е. такой, чтобы она не мешала ходу мыслей выступающего или говорящего. Реакция может быть манипулирующей, непра- вильной и неэффективной, если она не совсем искренняя. Ре- акцию на смысл произнесенного лучше всего выражать в мо- мент паузы.

1.2 Механизмы формирования представления о лидере (вожде) в массовом сознании.

2. Социологическое исследование на тему влияние средств массовой информации на формирование образа политического лидера

2.1. Программа исследования

2.1.1 Методологический раздел

2.1.2. Методический раздел

2.2 Анализ результатов исследования

Приложения


1. Теоретические основы в понимании лидера

1.1 Понятие лидера в социологии

В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается «снизу». Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером? Согласно концепции «черт» - лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.

Лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер - это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

Бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

Социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

Политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения. Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам. Личная преданность – важное качество окружения, но недостаточно в наше время. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимное доверие, уверенность в правильности выбора, нравственная устойчивость, убежденность также дают право занимать место в коллективе, окружающем лидера. Привлекательными для окружения выступают престижность места, возможность карьеры, признание в коллективе и вне его, в сферах власти и управления, в обществе и в стране. Но важно, чтобы все это было при высокой профессиональной компетентности. Соратник должен иметь ясное представление об общем состоянии дел, которыми он занимается под руководством лидера, о своей роли, обязанностях в группе, обладать аналитическими, творческими способностями. В лидере как бы концентрируются качества его сподвижников. Поэтому он должен быть заинтересован в подборе людей, превосходящих его по каким-либо качествам.Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

Доверие к лидеру - это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, - модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой - от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения - программа действий - и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривает:

1) подбор и расстановку исполнителей;

2) доведение до них решений;

3) уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;

4) создание внешних и внутренних условий исполнения;

5) координацию деятельности исполнителей;

6) подведение итогов и анализ результатов.

Первая типология лидерства была предложена М.Вебером и до сих пор остается влиятельной. В ее основе лежала классификация авторитета лиц, осуществлявших власть. М.Вебер различал: 1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций; 2) рационально – легальное, или бюрократическое, лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его «разумность»; 3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, культе его личности. Оно возникает в критических ситуациях. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное, или бюрократическое, происходит «рутинизация харизмы»

Авторитет традиционного лидера, согласно М.Веберу, опирается на многолетний обычай. Человек обладает «правом на лидерство» благодаря происхождению-принадлежности к элите. Такой тип лидерства характерен для «доиндустриального» общества.

Рационально-легальное, или бюрократическое, лидерство, по Веберу, присуще «индустриальному обществу». Оно возникает в том случае, когда лидером становится не в силу каких-то особых качеств личности (хотя лидер должен продемонстрировать определенный уровень компетентности), а с помощью «законных» бюрократических процедур. Согласно Веберу, лидерство в «идеальной» бюрократии имперсонально, оно действует как инструмент закона, обезличенно.

Особенность харизматического лидерства, по Веберу, состоит в том, что традиционное и бюрократическое лидерство функционируют в стабильных социальных структурах и приспособлены прежде всего к решению повседневных задач (поэтому он называет эти два типа рутинными), тогда как харизматическое лидерство, возникает на крутых поворотах истории. Харизматический лидер должен рассматривать срою миссию как «признание свыше». Для этого типа лидерства характерны фантастическая преданность последователей лидеру, всякое сомнение в его харизматических качествах рассматривается как святотатство. В этом Вебер важнейшее отличие от лидерства рационально-легального и традиционного. Последние имеют более или менее объективные основания (закон, традиции), харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер.

В современной отечественной литературе существует множество классификаций лидерства. Наиболее интересной представляется типология лидерства, предложенная профессором Б.Д. Парыгиным . В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.

а) лидеров-вдохновирелей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

б) лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;

в) лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

В качестве одного из оснований типологии лидерства выступают «стили» лидерства.

По стилю различают:

а) Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие - «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, но их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и последователями, которые превращаются в пассивных исполнителей.

б) Демократический. Демократический стиль лидерства, по мнению большинства исследователей, оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива.

в) «Невмешивающийся» лидер. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы.

Образ подростка в русской литературе разных десятилетий (1970-2000е гг)

Центр дистанционного образования «Эйдос»

Образ подростка в русской литературе разных десятилетий (1970-2000е гг)

Исследовательская работа по литературе

Выполнила: Леонтьева Светлана,

ученица 6 класса МОУ Агинской средней общеобразовательной школы №2

Руководитель: Морева Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы, Агинская средняя школа №2, mog uk @ mail . ru

Web-адрес , по которому размещена работа: Mif 106. narod . ru

Я заметила, что в литературе образ подростка представлен неоднозначно, и решила исследовать эту проблему.

Цель нашей работы – выявить особенности образа подростка в различные периоды в русской литературе. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности образа подростка в 70-80 е гг. ХХ века (на материале произведений В.Крапивина, В. Железникова)

2. Определить характер изменения образа в 90-е гг. ХХ века -первого десятилетия XXI века (на материале произведений В.Железникова,В.Крапивина, Е.Мурашовой)

3. Определить причины изменений образа подростка в литературе

Многие русские и зарубежные писатели посвятили свое творчество подростку, его поступкам, интересам, проблемам. Это неудивительно: образ подростка является одним из самых важных в литературе и отражает взгляды людей на его жизнь и проблемы. Человек, вступивший в пору полового созревания, может совершать особые поступки, мыслит иначе. Поэтому часто люди оценивают подростков неоднозначно. Эта особенность отразилась в литературе.

В разных произведениях подросток представлен по-разному. По всей видимости, писатели пытаются определить, что оказывает влияние на характер и действия подростка. Эта проблема интересовалаписателей в различные периоды и продолжает подниматься сейчас. Эта особенность определила актуальность нашего исследования.

В ходе работы мы опирались на художественные произведения указанных авторов, а также на Интернет-ресурсы, посвященные их творческой биографии, фильмографии и интервью. Так, на сайте http :// www . book - review . ru / news / news 1976. html опубликованастатья о произведенияхАнатолия Алексина, где особое внимание уделяется образу подростка. Авторы статей указывают на то, что творчество писателя должно иметь воспитательную ценность и «…сегодня нас не может не беспокоить даже единичный факт эмоционально-эстетической неразвитости среди школьников» .Однако в одной из работ, размещенных на данном сайте, отмечена разница в творчестве А.Алексина различных периодов: в последние годы он более резко показывает столкновение людей различных эпох . На наш взгляд, таким произведением является рассказ «Шаги», написанный в 2000е годы.

Творчеству В.Крапивина также посвященсайтhttp://www.rusf.ru/vk/, где этот писатель ставится в один ряд с А.Гайдаром и Л.Кассилем. Автор одной из работ, Цукерник Я.И., называет их«тремя комиссарами» русской детской литературы , однако он отмечает, что «Крапивинне с самого начала подошел к комиссарскому уровню» . Как и у Алексина, произведения разных десятилетий поднимают разные проблемы и по-разному раскрывают образ подростка.

Но Крапивин идет дальше: он указывает на причины поведения подростка, на формирование его характера: «На первом плане – дети? Да. Но и родители (или их отсутствие). И соседи. И общественность –без кавычек и с оными. И вся жизнь вокруг. И причины, вызывающие неполадки в этой жизни. И любовь автора к одним, вынужденное терпение к другим, насмешка над третьими, ненависть к четвертым, безудержная ярость к пятым. И прямые вопросы, и очень ясные ответы на них» . Качмазова Н. пытается ответить на вопрос, почему так происходит: «Мотивы поступков иные, чем у обычных людей? Да. Потому что система ценностей другая» .

На сайте, посвященном творчеству В.Железникова, фактически нет анализа его произведений. Здесь можно познакомиться с его биографией и фильмографией. Для анализа мы взяли две повести В.Железникова о подростках, написанные в 80-е и 90-е гг., - «Чучело» и «Чучело-2, или игра мотыльков». В этих произведениях писатель обращается к проблеме сохранения души в условиях противостояния личности и толпы . Его мнение в разные десятилетия меняется.

Все эти источники посвящены творчеству отдельных писателей, однако из приведенного обзора становится ясно: образ подростка в русской литературе разных лет меняется, даже в творчестве одного писателя он преображается, является неоднозначным.

В. Лукъянинсказал по этому поводу: «К сожалению, и в обиходе, и даже в сочинениях ученых педагогов получило широкое распространение (если только не возобладало) примитивное представление, будто ребенка надо с детства “психологически закаливать” - готовить к мерзостям “взрослой” жизни и вообще к тем беспощадным отношениям, с которыми ему, повзрослев, непременно предстоит встретиться. При этом почему-то не обсуждается другая версия - что, заранее готовя себя к вступлению во враждебный мир, этот “реалистически воспитанный” ребенок сам станет дополнительным источником агрессивности» .

Проблема отношения к подростку, его воспитания и восприятиясуществовала всегда и продолжает существовать сегодня. В нашей работе мы попытаемся определить, какие черты характерны для образа подростка в определенный период, а какие он постепенно приобретает, и в чем причины этих изменений.

С этим связана гипотеза нашего исследования: образ подростка в литературе разных десятилетий имеет особые черты.

Глава 1

Художественный образ

Образность – общее свойство всех видов искусства. И этим прежде всего искусство отличается от науки.

Н.И. Громов отмечает: «Сложную картину человеческой жизни, изображенную писателем в художественном произведении, принято называть образом. Это могут быть образы людей, интерьера, природы и так далее» .

Критик говорит также о том, что образ обязательно связан с жизнью: «Источником художественного образа является сама жизнь. Писатель изучает ее, обобщает свои наблюдения, но результат этих наблюдений и обобщенийвыступают не в отвлеченной форме понятия, закона, как в научных трудах, а в форме образов людейи широких картин общественной жизни» .

Авторы статьи «Образ» в книге «Литература: справочные материалы» соглашаются с мнением Н.Громова и тоже указывают на обязательную связь образа и жизни. Они отмечают, что «…человек существует не изолированно, а находится в тесной связи с миром природы, миром животных, вещным миром и пр.» .Значит, писатель должен показать эти связи, «…показать человекаво всех его взаимодействиях со всеми сторонами жизни в целом, иначе человек будет выглядеть обеднено и неестественно» .

Связь жизни и образа определяет задачу автора: «Перед писателем встает задача показать человека в окружающейего общественной, природной, вещной и пр. среде, в которой он реально находится, воспроизведя ее с достаточной степенью полноты, опять-таки образно. В этом смысле образ представляет собой не только изображение человека – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит человек, но которая включает в себяи все то, что его в жизни окружает.

В «Энциклопедическомсловаре юного литературоведа»,кроме указанных особенностей, отмечается также, что в критике можно встретить более узкое и более широкое понимание этого термина. «Так, часто любое красочное выражение, каждый троп называютобразом, например:«Я волком бы выгрыз бюрократизм» .

Авторы этой статьирекомендуют в подобных случаях употреблять термин «словесный образ», так какв приведенном сравнении нет других свойств образа как картины человеческой жизни.Кроме того, следует разграничиватьобраз и образ-деталь.

Многие критики указывают на проблему расширения термина «образ»: «Наконец, иногда образ слишком расширяют, говоря об образе народа, образе родины. В этих случаях вернее говорить об идее, теме, проблеме, скажем, народа, поскольку как индивидуальное явление он не может быть обрисован в произведении, хотя его художественная значимость чрезвычайно высока» .

Приведенные точки зрения свидетельствуют о том, чтотермин «образ» может иметь несколько толкований, но говоря об образе, важно помнить о том, что образ отражает жизнь во всей ее сложности.

Однако несмотря на это, качеством образа также являетсяналичие художественноговымысла: «Искусство словесного творчества, создания человеческих характеров и жизненных ситуаций требует воображения и художественного вымысла».

В нашей работе мы будем употреблять термин «образ» в его традиционном понимании, избегая его узкого и более широкого толкования.

Глава 2

§2.1 Образ подростка в 70ые-80ые годы

Исследователь творчестваВ. Крапивина Яков Цукерник отмечает: «На первом плане - дети? Да. Но и родители. И соседи. И общественность - без кавычек и с оными. И вся жизнь вокруг. И причины, вызывающие неполадки в этой жизни. И любовь автора к одним, вынужденное терпение к другим, насмешка над третьими, ненависть к четвёртым, безудержная ярость к пятым. И прямые вопросы, и очень ясные ответы на них. И рекомендации - как держаться в том или ином случае, и как добиться поставленной перед тобою цели...» .

Эта особенность проявляется почти во всех произведениях Крапивина. Из его рассказов и повестей данного периода можно отметить «Колыбельную для брата», «Гвозди», «Старый дом», «Победители». Отношение автора к героям определяет их черты, свойства, поступки. Так, главный герой рассказа «Гвозди» Костиквстречаетсяне толькос положительными персонажами, такими, как пионеры, но ис отрицательными – Глотиком и его друзьями.Костя сравнивает их и делает выбор в пользу пионеров: «Костику казалось, что, если станет он пионером, жизнь его сделается в тысячу раз лучше. Красивее, смелее, интересней» .Мальчикхочет сделать свою жизнь интересной, и этим определяется его желание стать пионером. Он до конца не понимает смысла поступков пионеров. Это осознание появляется лишь после столкновения с Глотиком, а окончательное понимание происходит после знакомства с Володей. Этот герой занимает особое место в рассказе: как и пионеры, он стремится к добру. Разница в том, что Володя знает, что такое настоящая война, а не играет в нее.

Смерть Володи оказала влияние на героя рассказа: онпонял, что любой человек, независимо от возраста,может противостоять трусости, подлости, злу. Именно это стало причиной очередного столкновения Костика и Протасова, взрослого мужчины, соседа мальчика. В отличие от предыдущих подобных встреч, заканчивающихся победой Протасова, в этот раз Костя смог отстоять свое мнение.Он не вернул гвозди, которые были необходимы для сколачивания корпусов для мин: «Он бежал и видел перед собой немецкий танк, охваченный ревущим пламенем. И никакие силы не заставили бы его разжать ладонь и отдать гвозди» .Оносознал значимость своих поступков, их место не только в своей жизни, но и жизни других.

В рассказе «Старый дом» причиной подобного противостояния становится желание и умение мечтать, находить романтику в простых вещах, делать обычное волшебным. Главный герой Вовка живет рядом с взрослыми людьми. С одной стороны, это такие удивительные личности, как Старый Капитан, научивший его любить неизведанное, новое и открывший для него Очень Синее Море. С другой – Аделаида Федоровна, считающая подобные стремлениядерзкимии ненужными .

Пока не было Старого Капитана, Вовка мирился с требованиями Аделаиды Федоровныи не отстаивал свои убеждения. С его появлением все изменилось. Вовка понял, что у человека должны быть свои взгляды и их нужно отстаивать. Это понимание проявилось в столкновении с соседкой и родителями: «Конечно, родители думали так: захочет Вовка спать и всё равно отправится в постель. Но Вовка не отправился. У него появилась гордость. Ведь он был уже немного капитаном: он умел обращаться с компасом, держал в руках настоящий штурвал и поднимал на ветер морские флаги» ..

В рассказе«Победители» умение отстаивать свои взгляды находится в центре.Вовка Локтевпроявляет стойкость в командной игреи продолжает сражаться, несмотря на то, что остальные члены команды сдались и игра закончена. Он отказываетсяпризнаватьпоражение. Для него это не просто игра, как для других, - это настоящая жизнь. Лишь немногие поддерживают его в этом: большинство считает, что он стал нарушителем дисциплины и его необходимо наказать. Только победители игры, братья Метелкины, поняли его стремления и оценили их: «В раскрытых ладонях Дима, Федя и Ромка несли свои медали – на каждой мальчишка в буденовке и надпись «За отличие». Вовка понял. Понял раньше, чем медали, звякнув, повисли на егоперемазанной смолой майке. Он только не поверил сразу, что все три…» .

Герои В. Крапивина постепенно приходят к выводу, что стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать.

К такому же выводу приходят герои другого писателя – В.Железникова.В его повести «Чучело» поднимаются те же вопросы. У Лены Бессольцевой непросто складываются отношения с классом. Происходит это, во–первых, потому что она является внучкой Бессольцева, прозванного Заплаточником. Во–вторых, Ленка внешнене похожа на остальных: «…у меняведь дурацкая улыбка - досамых ушей. Поэтому я и уши тогда прятала под волосами» .

Постепенновыясняется, что внутренний ее мир также отличается от мира одноклассников. Им, находящимся под влиянием родителей и живущим теми же материальными ценностями, кажется непонятным увлечение Бессольцевых картинами, и за это ониее называют Чучелом. По всей видимости, это происходит потому, что этим подросткам не хватаеттой моральной основы, которая присутствуету их родителей и позволяет с уважением относиться к другому человеку, несмотря на его непохожесть.

Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоятьлжи и сохранить духовное начало. Мироновапонимает, чтовина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же как они.

Проблема кроется еще и в том, что многие зависят от коллектива. Так, Рыжий, несмотря на положительное отношение к Ленке, старался скрывать его и поступал заодно с остальными. Это происходило потому,что он боялся высказать свое мнение.В этом отмечается схожесть взрослого и детского общества: они живут по одним и тем же законам.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, он кажется необыкновенным. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить Лену, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому.Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость,поэтомуон оказался способен на неоднократное предательство.Он предает Бессольцеву, когдане признается в своем проступке, когдавместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытаетсянапугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу.

В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретовпредков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для еерода.

Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на всеиспытания,онане теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.

Таким образом, подросток в литературе 70-80х годов имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение и взгляды в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева, Костик, Вовка и другие герои рассказов В.Крапивина и В.Железникова.

§2.2.Образ подростка в литературеконца ХХ – начала ХХ I вв.

В литературе этого периода такжевозникает образ подростка. Он по-прежнему занимает важное место в творчестве В.Крапивина. Например, в его

повести «Семь футов брамсельного ветра» центральное место занимает образ девочки Кати. Особенности творчества этого писателя, характерные для произведений 70-80х гг., возникают и в этой повести. Девочку интересуют приключения, стремление к неизведанному. Как и другие герои этого автора, Катя учится отстаивать свое мнение в борьбе с другими подростками.

Однако нельзя говорить о том, что образ подростка в литературе этого периода неменяется. Это доказывает повесть«Чучело – 2, или игра мотыльков» , название которойпредполагает связь с «Чучелом» В.Железникова.В этом произведении также присутствуют герои, внешне похожие на персонажей первой повести: Зойка на Ленку, Костя на Димку, Глазастая на Миронову, а Ромашка на Шмакову.

По всей видимости, образ Зойки изначально должен был продолжить образ Ленки. Однако сходство оказалось неполным. Образ Бессольцевойменяется на протяжении повести, он развивается. Если в ее начале Ленкабездумно поддерживает класс, действуя заодно с ними, то уже в финале она способна на протест против общества, предавшего ее. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Нравственное начало Зойки не так устойчиво: она соглашается вместе с остальными угнать машину, при этом не задумываясь, что идет на преступление.

Главныйгерой этой повести – Костя. На первый взгляд, он похож на Димку Сомова: внешне красив, выделяется на фоне окружающих, способен быть лидером и является таковым, посколькупостоянно привлекаетк себе внимание.Как и Димка, он способенна протест: « Еще маленьким, в пятом классе, поднял бунт: «Все вы притворщики! Родители и учителя!» Директору крикнул – из-за этого пришлось переходить в другую школу» .В нем есть положительное начало: он старается быть честным.

Однако со временем он изменяется и становится эгоистом. Костядумает лишь о себе. К чувствами мыслям других людей он относитсяс презрением. Он не принимает ничьего мнения, кроме собственного. Его мать, Лиза, это понимает: « И правда, мама, он все видит и слышит по – другому. Вместе смотрим телик: там, где я смеюсь, он сидит мрачно, вздыхает, ему противно, скучно; там, где я плачу, - хохочет: вот, мол, дают! Я уж пристраиваюсь к нему, пристраиваюсь, и слева, и справа, но редко достигаю успеха. Школу свою разнес в клочья. Учителя придурки, цепляются за старое, не понимают ни фига. А литераторша вообще идиотка» .Он демонстрирует свое неприятие окружающих, не принимая их чувств и мыслей.

В своем поступке - угоне машины он не видит ничего особенного: «Ну и что? Подумаешь… Угнал машину. – Костя продолжает себя взбадривать. – Нея первый, не я последний… - Он махнул рукой. – Да вам все равно нас не понять… Все вы рабы. Этого нельзя, того нельзя… Подыхай и надейся – вот что вы предлагаете» . Он противопоставляет себя старшему поколению, потому что не хочет жить, как они, в соответствии с законом и моралью. Он пытается нарушить все нормы, доказать, что без них можно жить.

Одна из причин такого поведения кроется в воспитании. Мать Кости относится ко всему легко, стараясь взять многое от жизни. Она думает о мужчинах, а деньгитратит, не задумываясь. Именнок ней относится понятие «мотылек», вынесенное в название книги, тем самым определяя степень ее вины.К сыну она относилась с любовью, но слишком баловала, исполняя все желания. Именно поэтому Костя стал уверенным в том, что он – лучший.

Другая причина заключается в окружении Кости, философии людей. Большинство людей стараются жить в свое удовольствие, ни в чем не отказывая себе и думая лишь о себе. Например, Куприянов заявляет в разговоре с Каланчой: «У тебя одна жизнь, другой не будет, так что надо ее прожить, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы. А по – нашему, спасай свою шкуру до последнего вздоха. Вот какая наука».Именно поэтому Глебов, раздумывая о причине поведения Кости, приходит к выводу, что виновато во многом общество: «А кто виноват в его завихрениях, в духовной и нравственной путанице, которая царит в его голове? Не он ли сам и ему подобные, не окружающий ли мир, который Костя яростно отторгал? Отторгал, потому что был неспособен жить в притворстве и лжи?» .

Долгое время Костя пытается сам себе доказать, что ничего особенного в его поступке нет. Затем, когда он понимает, что понесет наказание, в нем появляется злоба: «Когда он окончательно пришел в себя, то почувствовал, что злоба на весь мир захватывала его целиком. Он сейчас ненавидел всех, потому что был один, среди темноты, холода и враждебного мира» .Его озлобленность доходит до предела, пока в суде разбирается его дело. Он не хочет отвечать за свой проступок.

Нравственная перестройка происходит в Костев тюрьме. Именно там он осознает, что самое главное для человека – любовь родных людей, и прощает их. Понять это ему помогла баба Аня, его бабушка, человек, для которого родные люди были самыми дорогими. Она умела убеждать других, потому что сама жила по законам Бога. Это человек, сумевший отказаться от своего дома с тем, чтобы продать его ради нужд других. В этом она схожа с Николаем Николаевичем Бессольцевым. Поскольку для нее тоже важна прежде всего человеческая душа.

Взаключение следует отметить, что образ Кости, как и образ Лены Бессольцевой,сложен - это образ запутавшегося подростка, сумевшего пройти испытание и сохранившего человеческие качества. Онсмог понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя,а для других.

Особое место в литературе 90х-2000х гг. занимает творчество Екатерины Мурашовой. В центре некоторых ее произведений также возникает образ подростка. Прежде всего, это повести «Обратно он не придет» и «Класс коррекции». Она продолжает развивать ту же мысль, что и В.Железников:подросток сталкивается не только со сверстниками, как герои Крапивина, но и с действительностью. Как и Костя из повести «Чучело-2», им приходится проходить жизненные испытания.

Так, в первой повести девочка Ольга знакомится с беспризорниками Васькой и Жекой, живущими в сарае. После встречи с ними она начинает задумываться над серьезными вопросами: «Жека и Васька – беспризорники. Сегодня, а не давно. Войны нет. Войны нет, революции нет, а беспризорники есть. Откуда? Жеку бросила его родная мать. Как же она теперь живет на свете? Неужели не вспоминает? Жека болен. В гнилом сарае лучше ему, чем в детдоме, «в инкубаторе», как говорит Васька. Почему? И что же это за детдом такой? А сам Васька? Откуда он взялся?От него тоже отказались родители? Но он уже большой. Все время жил в детдоме, а теперь сбежал?..И я ничего этого не знала? А другие знают? А если знают, то почему ничего не делают?» .

Подростки стараются выжить в условиях, в которых не должны жить, и Оля понимает, что такого не должно быть в их жизни: «Получается, что про Васькину жизнь нельзя сказать: интересная или неинтересная. Тут было что-то другое. Но ясно одно: у Васьки такая жизнь, какой у него недолжно быть» .

Есть и другая проблема: болезнь Жеки. Его эпилепсия может закончиться сумасшествием в подобных условиях, и Ольга с Васькой это знают. Они пытаются спасти Жеку от безумия, уберегают его от страданий, но им это не удается. Жека испытывает потрясение, увидев любимого пса убитым, и сходит с ума.

Екатерина Мурашова поднимает вопрос: кто виноват в такой ситуации? Наверное, взрослые, все общество. Этот вопросвозникает и в повести«Класс коррекции». Действие происходит в школе, и сразу становится понятным: детей разделили на разные классы, и отношение к этим классам различается. «Первые два класса в каждой параллели – гимназические. У них лучшие учителя, три иностранных языка, а кроме того, им преподают всякие важные и нужные предметы, вроде риторики и истории искусства. «Ашки» покруче, чем «бэшки». Там больше зубрилок и детей спонсоров. Классы «В» и «Г» нормальные – там учатся те, у кого более- менеетип-топ и в голове, и в семьях. В «В» скорее более, в «Г» - менее. А мы – класс «Е». Можете себе представить» .

Получается, что разделение по классам происходит не по уму, а по положению – семейному, материальному, физическому. В мире взрослых такое деление на группы существует, и они решили поделить детей на те жегруппы.

Подростки из класса «А» совершают преступление – похищение девочки из класса «Е», но взрослые стараются оградить преступников от наказания. Этому есть несколько объяснений:

1. Родители виновных – влиятельные люди, и скандал им не нужен.

2. Школе невыгодны проблемы с родителями преступников, так как они- спонсоры.

3. Преступление можно «замять», потому чтоученик из класса «Е» - никому не нужный ребенок.

Значит, в проблемах подростка виноваты взрослые. Они влияют на его отношение к другим людям, к себе и к жизни. Мнение Екатерины Мурашовой совпадает с точкой зрения В.Железникова.

Подобный взглядна образ подростка есть в творчестве А.Алексина. Например, в рассказе «Шаги». Здесь показана благополучная семья, старающаяся дать сыну все лучшее. «Я знаю, какой должна быть его дорога. И я ее проложу» - сказала мать.Она сама старалась сделать многое за него, родители давали сыну, все, что он хотел. В результате такого подхода вырос эгоист. Автор показывает, что виноваты в этом взрослые: они с раннегодетства внушали своими поступками емумысль о том, что ондолжен думать о себе, и приучили его не заботиться о других. Можно даже не прийти на похороны бабушки, если есть в это время другие, более важные дела. Заканчивается рассказ тем, что сын выселил собственных родителей из дома.

Таким образом, Железников и Мурашова показывают причину поведения подростков - это влияние взрослых и их отношение к детям, а Алексин рассказывает о последствиях такого отношения.

Заключение

В ходе нашей работыбыл проанализирован ряд произведений, написанных в разное время. Центральным образом рассмотренных рассказов и повестей является образ подростка.

Мы обнаружили, что в зависимости от периода взгляд на подростка меняется. В произведениях 70-80х годов герои постепенно приходят к выводу, что стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать. В центре большинства произведений представлен обычный ребенок с тягой к романтике.

Следовательно,подросток в литературе 70-80х годов имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева, Костик, Вовка и другие герои рассказов В.Крапивина и В.Железникова.

В литературе 90х - первого десятилетия ХХ I века подростки сталкиваются не только со сверстниками, но с жизнью. В них уже нет стремления к идеалам и приключениям. Они оказываются в сложных жизненных ситуациях, проходят серьезные испытания. Это запутавшиеся подростки, беспризорники, больные дети, дети из неблагополучных семей.

Писатели показывают, что, прежде всего,взрослые виноваты в том, что подростки оказываются в таких условиях. Они уделяют им мало времени, не замечают, что их тревожит, а иногда сами создаютпроблемы для них. Однако становится ясно, что и недостаток внимания, и его чрезмерность опасны, как в случае с Герой из рассказа «Шаги» и Костей из повести «Чучело-2».

Кроме того, дети берут пример со взрослых, стараются подражать им. В результате подростки, у которых нет еще достаточного опыта, сталкиваются с жизнью, совершаютпоступки, которые окажут влияние на дальнейшую жизнь. Так, Костя в произведении «Чучело-2» оказывается в тюрьме, Жека в повести «Обратно он не придет» сходит с ума, Юра в «Классе коррекции» погибает.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: образ подростка в литературе конца ХХ – начала ХХ I века меняется. Писателив своих рассказах и повестях отражают изменения самой жизни, которые влияют и на детей, и на взрослых.

Список литературы

1. Алексин А. Шаги. http ://readr .ru /anatoliy -aleksin -shagi .html /

2. Владимир Карпович Железников. http://imhonet.ru/

3. Железников В.К. «Чучело». М., 1989г.

4. Железников В.К. «Чучело – 2, или игры мотыльков». М.,2005г.

5. Качмазова Н. Завтрашние паруса // http://www.rusf.ru/vk/

6. Книжное обозрение // http ://www .book -review .ru /news /news 1976.html

7.http://bookz.ru/authors/krapivin-vladislav/starii-d_952/1-starii-d_952.html

11. Литература: справочные материалы. М., 1988 г..

12. Лукъянин В. Владимир Крапивинв системе ценностей переходного времени// http://www.rusf.ru/vk/

13. Мурашова Е. Класс коррекцииhttp://lib.rus.ec/b/174147/read

14. Мурашова Е. Обратно он не придет http://lib.rus.ec/b/175545/read#t1

15. Русская литература: учебник для 8 класса. М., 1988 г..

16. Цукерник Я.И. Три комиссара детской литературы//http://www.rusf.ru/vk/

17. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987г.

Рефлексия и самооценка: У меня получилось фактически все. Единственное, что вызвало затруднения -вопрос: почему в творчестве Крапивина подросток не изменился? Поэтому дальше хочу более подробно рассмотреть творчество именно этого писателя. Хотелось бы также взять для анализа литературу других периодов, например, довоенного.

Я достигла поставленных целей на 90 %. Считаю, что полученные результаты являются интересным открытием. Эта работа помогла мне развить навыки анализа, исследовательской деятельности, критической оценки своей работы. Думаю, стоит обратить внимание в последующей работе на умение формулировать мысли.



Последние материалы сайта