Памятники Марку Шагалу: на малой родине и среди деятелей мировой культуры. Памятники Марку Шагалу: на малой родине и среди деятелей мировой культуры Витебская мелодия на французской скрипке

22.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

А если бы об этом мог узнать пресловутый борец с сионизмом, минский философ-антисемит Владимир Бегун, то он бы тут же скончался на месте — гораздо раньше, чем это произошло на самом деле… Но именно так уж и получилось. Не зря говорят, что правда рано или поздно восторжествует… Сейчас о Марке Шагале даже в Беларуси знает едва ли не каждый житель. А кто знает и, главное, помнит этого Бегуна?

Первый памятник Марку Шагалу был открыт в Витебске в 1992 году. Произошло это не только потому, что вовсю шла так называемая "перестройка", но из-за доброй воли тогдашнего первого секретаря Витебского обкома партии и одновременно председателя областного Совета депутатов, ныне покойного Владимира Викторовича Григорьева. Именно он, ввиду того что давление минских антисемитов из ЦК КПБ ослабло, дал "отмашку" на проведение сначала Шагаловских дней, а потом и на создание музея знаменитого земляка. Кстати, после этого замолкли и местные, витебские хулители Шагала, не имевшие, как правило, никакого представления о жизни и творчестве всемирно известного художника.

А в мае 1991 года Витебский горисполком принял решение о проведении открытого конкурса проектов памятника Марку Шагалу. Несколько месяцев спустя жюри признало лучшим предложение витебского скульптора Александра Гвоздикова. Место для памятника автор выбрал на бывшей Полоцкой площади, от которой начинается Покровская улица. Художник показан сидящим в кресле во время работы над очередной картиной. А над ним витает его главная муза — Белла.

Первый памятник Марку Шагалу был открыт 5 июля 1992 года. Его изготовление финансировала московская фирма "Вечерние зори" (генеральный директор А. Львов), а в создании принял участие архитектор А. Осененко.

Второй памятник (точнее, скульптура) художнику был поставлен во дворе его родительского дома, где ныне размещается дом-музей Шагала.

Автор его проекта - витебский скульптор Валерий Могучий. "Скрипка Шагала" была предложена автором еще во время первого конкурса, когда, на мой взгляд, справедливо, предпочтение было отдано проекту А. Гвоздикова. Позднее В. Могучий умело подобрал место для своего детища, и в настоящее время "Скрипка Шагала" является настоящим украшением дома-музея. Вот яркий пример того, как важно правильно найти место для памятника, умело вписать его в окружающую среду.

Единственный памятник Марку Шагалу вне Беларуси был создан в небольшом живописном польском городе Кельце, который расположен в 160 км к югу от Варшавы. Никакого отношения к нему знаменитый уроженец Витебска не имеет. А история сооружения памятника такова. Начиная с 2004 года на аллее славы этого города стали устанавливать бюсты выдающихся деятелей мировой культуры, причем не обязательно поляков. Так постепенно появились памятники Эдит Пиаф, Джорджу Гершвину, Пабло Пикассо, Михаилу Булгакову, Францу Кафке, Игорю Стравинскому и другим выдающимся лицам мировой культуры.


Все бюсты создавались руками лучших местных мастеров в результате открытого конкурса, который ежегодно проводит Союз польских скульпторов совместно с руководством города. Цель этих конкурсов - не только увековечить память о выдающихся людях, но и стимулировать творческую деятельность местных скульпторов. Для каждого из них победа в творческом конкурсе — веха в биографии.

Одним из первых здесь появился бюст Марка Шагала. Автором его является местный скульптор Томаш Лукащик.

А недавно появился четвертый памятник Марку Шагалу. Его открыли в городском поселке Лиозно Витебской области, с которым в биографии художника многое связано.

Его родители — выходцы из этого населенного пункта. В Лиозно похоронены оба деда художника и одна из его бабушек, другие родственники. Сам Марк Захарович часто отдыхал здесь в детские и юношеские годы, а уже будучи женатым, приезжал в деревню Заольшье Лиозненского района на дачу. На Лиозненщине Марк Шагал создал несколько десятков своих известных произведений, в том числе "Дом в местечке Лиозно", "Продавец скота", "Парикмахерская", "Парикмахер", "Музыкант", "Земляника", "Окно на даче в Заольшье", "Окно в сад", "Дача", "Белла за столом", "Интерьер с цветами" и др.

Впервые память о Шагале была увековечена в Лиозно еще в 2002 году, когда 20 июля состоялось торжественное открытие мемориальной доски на здании районного Дома культуры. Ее изготовила витебская фирма "Витгран" и преподнесла в дар Лиозно. На гранитной доске надпись на белорусском языке: "На гэтым месцы знаходзілася сядзіба сям’і, з якой паходзіў мастак Марк Шагал".

А накануне 115-й годовщины со дня рождения художника Лиозненский райисполком тиражом 500 экземпляров издал брошюру автора этих строк "Вторая родина Марка Шагала. (Художник и Лиозненщина)". И вот наконец появился памятник-бюст знаменитого художника. Его авторы - витебские скульпторы Александр Гвоздиков и Азат Торосян, архитектор Евгений Кузнецов. На открытии присутствовал посол Израиля в Беларуси Иосиф Шагал.

Памятник Марку Шагалу. Витебск

Арт-центр Марка Шагала. Витебск

Дом-музей Марка Шагала. Витебск

Памятник Марку Шагалу во дворе его дома. Витебск

Бюст Марка Шагала в Переулке Знаменитости в Кельце (Польша)

Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал , или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов ) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска (в 40 км к западу) или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи. И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно, и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. В Витебске же художник знакомится со своей будущей женой, своей единственной музой - Беллой Розенфельд. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров.

В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих. В 1909-1911 г. Шагал продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. В 1911 г. на полученную стипендию едет в Париж, где продолжает учиться, и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Париж Шагал полюбил сразу. В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск. Рассчитывал на три месяца, но остался на 10 лет: война, революция… 25 июля 1915 г. состоялась свадьба художника с Беллой. У них выросла дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала.

В сентябре 1915 Шагал уезжает в Петербург (к тому времени переименованный в Петроград), поступает на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 Шагал вступает в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 г. с семьей возвращается в Витебск. После революции художника назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии.

Здание, в котором размещалось Народное художественное училище и Музей современного искусства в Витебске. Фото Шишанова В. А., 2005 г.

В 1920 Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Еврейский камерный театр. В 1921 художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. И всё время рисует, день и ночь, и день и ночь напролёт. В 1922 г. вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж.


В 1937 Шагал получает французское гражданство. В 1941 руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке приглашает художника переселиться из контролируемой фашистами Франции в США, и летом 1941 г. семья Шагала приезжает в Нью-Йорк. В 1944 умирает жена художника, Белла.

Роман с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего британского консула в США, начался, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии - 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид Макнилл. В 1947 Шагал возвращается во Францию. В 1952 г. женится на «Ваве» - Валентине Бродской. Второй брак был счастливым, но музой оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей. Валентина умерла в 1997 г.

В 1973 художник приезжает в СССР по приглашению советского министерства культуры. Посещает Москву и Ленинград, проводит выставку в Третьяковской галерее, дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина свои работы. От посещения Витебска художник отказался [источник не указан 581 день ] .

1997 - первая выставка художника в Белоруссии.

Шагал скончался 28 марта 1985 г. в прованском городе Сен-Поль-де-Ванс. Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре наследника Шагала. Полного каталога работ художника нет.

Приехать в Витебск и не побывать в доме Шагала - как увидеть Париж и не умереть:). И хотя родился всемирно известный художник совсем в другом месте (чуть севернее, в районе Песковатика), большую часть своей «вицебской» жизни он провёл здесь, в доме родителей, на тихой Покровской улице (кстати, единственной, уже в наши дни вернувшей себе историческое название). Здесь, в Задвинье прошли его детские годы и юность. Стоит всего-то перейти мост…

Шагал встречает пришедших уже на подходе к дому, в самом начале Покровской, у пересечения её с улицей Советской Армии. Вот он мечтательно сидит, не то обдумывая очередной сюжет, не то вспоминая былое…

Витебск. Памятник Марку Шагалу. Ск. А.Н. Гвоздиков. 1992.

Над ним муза - аллюзия к самым известным его полотнам…

С памятником связан следующий курьёз: скульптор - Александр Гвоздиков, большой почитатель таланта … Вероники Долиной - посвятил изваянную им композицию любимой исполнительнице, о чём не преминул сообщить в надписи на пьедестале. Смотрелось это довольно странно. С трудом посвящение удалось убрать… (Я, грешным делом, долго всматривался в парящую над головою Мастера музу. Не Вероника ли там кружит? К счастью, особого сходства не обнаружил. Хотя, если включить фантазию…).

Витебск. Покровская ул., 11. Дом-музей Марка Шагала. Открыт в 1997 году.

Относительно рождения художника существует множество версий. Лично мне нравится «патетическая», про грандиозный пожар, треск пламени, летящие головешки и прочее. Выгорело тогда всё предместье. Шагалам удалось спасти только кровать с лежащей на ней роженицей - матерью будущего живописца. Так что фраза «Шагал родился в бедной еврейской семье» вполне имеет под собой основание.

Отец художника - Хацкель Мордухович - работал приказчиком на сельдяном складе купца Яхнина. Мать - Фейга-Ита - вела обширное хозяйство, хлопотала по дому и рожала детей. Всего их было числом семеро (называются разные цифры, и восемь, и десять; в зрелый возраст вошли семь): пять девочек и два мальчика. Марк (тогда ещё Моисей) - старший.

Родители Марка - Хацкель и Фейга Шагал. Фотография 1900-х годов.

Нас в своё время учили перепроверять факты. Вот и я, повинуясь привычке, решил-таки уточнить «степень бедности» нашего семейства. Откроем «Сведения о городских недвижимых имуществах в III части Витебска» за 1904 год (благо, сейчас это не составляет труда!). За Хацкелем Шагалом числятся: «одноэтажный деревянный жилой дом; одноэтажный каменный жилой дом; одноэтажный деревянный жилой дом во дворе; собственной земли 130 саженей». Причём, значительная часть этой «недвижимости» сдавалась в наём. Плюс ещё бакалейная лавочка «на дому», где торговала мать…

Много это или мало? Будь у меня «семеро по лавкам», я бы считал себя бедняком (в материальном плане, разумеется)… К чести родителей Шагала, детям было дано приличествующее образование, поощрялись их личные интересы (вспомним Марка, посещавшего школу изобразительного искусства Юделя Пена, что было совсем не бесплатно), все были «обуты и сыты»…

Но что-то я заболтался. Вместо виртуального похода в музей строю тут из себя доморощенного «шагаловеда». Вернёмся лучше на Покровскую и войдём в дом. Построил его, как известно, отец художника - Хацкель Шагал - в самом начале 1900-х годов (ибо, как мы видели выше, в 1904 он уже числится в «Сведениях о городских имуществах…»).

Витебск. Дом Шагалов. Дворовый фасад. 1900-е гг.

Первого помещения (той самой «бакалейной лавочки» ) у меня нет. Уж очень она маленькая, да и народу в ней было, что сельдей в бочке, в коих так хорошо разбирался Шагал-старший. Скорее это была прихожая, крошечный закуток, с тремя-четырьмя полочками на стене, уставленными «мелочным» товаром. Я даже не пытался снимать. Толпа, как могучий поток, понесла меня дальше, выбросив на порог «комнаты мальчиков». Как вы, должно быть, помните, их было в наличии два. Чем помещение заслужило своё название, ума не приложу! Ну, разве что теми двумя стульями, что вы видите у окна.

Витебск. Дом-музей Марка Шагала. Комната мальчиков. (2016).

Далее - «Гостиная». Сразу предупрежу, подлинных, «шагаловских» вещей в экспозиции нет. Кто тогда думал об их сохранении? Музейщики постарались с максимальной точностью воспроизвести обстановку (благо, сохранились рисунки самого Шагала!). Вещи аутентичны времени и собирались «с миру по нитке»: из различного рода запасников, комиссионных магазинов, на распродажах и «барахолках»… (Пишу это без тени иронии. Преклоняюсь перед сотрудниками. Попробуйте-ка «из ничего», хотя бы витрину создать!).

Дом-музей Марка Шагала. Гостиная. (2016).

Перед нами типичная комната небогатого мещанского (городского) дома. Стол, пара «венских» стульев. Мизрах на стене, указующий направление, куда следует обращать лицо во время молитвы (нам не виден за фикусом), шкатулка на столе с традиционным еврейским платком, подсвечники… В противоположном углу швейная машинка - знаменитый «Зингер». Куда без неё с таким-то обширным семейством!

Рядом с Гостиной - «Красная комната». Название дано сотрудниками музея. (По цвету фона экспозиции документов - копий фотографий и прочего). Во времена Шагала комнат было две: в одной размещалась родительская спальня, в другой - прочие домочадцы. При создании музея, из-за тесноты, было решено объединить эти помещения.

Дом-музей Марка Шагала. Красная комната. (2016).

Шкаф с посудой, что вы видите у стены, подарен музею племянницами художника. (Возможно, здесь я не совсем прав, но посуда точно их дар!). Часы - французские, фирмы «Leroy». Такие были в большой чести в небогатых домах по всей России. Как мы бы сейчас сказали: «Идеальное сочетание цены и качества».

Это всё та же «Красная комната». Виден вход в «Гостиную» и краешек той самой «документальной» экспозиции, из-за которой она получила своё название.

Дом-музей Марка Шагала. Кухня. (2016).

На кухне, да и во всём доме, бесспорно, царила мать художника - Фейга-Ита Менделевна Шагал, урождённая Чернина. Она была «движителем» всей семьи, её мотором и ангелом-хранителем. Центром же дома, его «очагом», естественно была печь со всеми её ухватами, горшками, чугунками и прочим. Судя по воспоминаниям, именно с её «полатей» маленький Марк (будем звать его так) делал свои первые «шаги в искусстве», рисуя все, что видел перед собой с её невеликой высоты.

Между прочим, в доме имелся водопровод - великое чудо «века железного». В те времена его первая нитка уже тянулась в Задвинье и «блага цивилизации» живительной струёй изливались в вёдра и медные тазы местных домохозяек.

Теперь самое время поспешить во двор. Думаю, наш художник, застыл бы в дверях в изумлении, не узнавая округу. Сейчас здесь фруктовый сад. Цветут яблони, сливы, благоухают цветы...

Шагал на их месте мог видеть курятник, дровяные сараи, летнюю кухню, жилые флигеля да различного рода хозяйственные службы, вплоть до «отхожего места» и выгребной ямы.

Витебск. Дом-музей. Памятник марку Шагалу. Ск. В.В. Могучий. 1997.

Всё свободное место было замощено. Примерно так, как перед этим замечательным памятником - работой витебского мастера Валерия Могучего. Композиция носит длинное поэтическое название: «Витебская мелодия на французской скрипке». Если приглядеться, можно заметить, что скрипка и впрямь «французская». Гриф сделан в виде Эйфелевой башни, а на деке, словно фантастическое видение, «прорастают» крыши и купола старого Витебска…

Дом-музей Марка Шагала. Вид со стороны Покровской улицы.

Как известно, Шагал навсегда покинул Россию в 1922 году. Ещё раньше, в 1915, умерла мать. Жизнь отца оборвал трагический случай. Как пишет в воспоминаниях сам художник он «едва сводил концы с концами», «работал грузчиком» и «был задавлен грузовиком» при его разгрузке. Справедливости ради замечу, что это не совсем так. Как видно из заметки, опубликованной в «Известиях Витебского губисполкома и губкома РКП(б)» от 3 августа 1921 года «гражданин Хацкель Мордухович Шагал» был сбит легковым автомобилем «на углу Вокзальной и Канатной улиц». В бесчувственном состоянии он был «доставлен в бывшую Еврейскую больницу, а оттуда в госпиталь Красного Креста, где ему должны были сделать операцию. Через 10 минут после доставления гр-нина Шагала в госпиталь он, не приходя в сознание, скончался от раздробления черепа и кровоизлияния в мозгу». Случилось это 1 августа 1921 года…

Витебск. Ул. Путны, 2. Арт-центр Марка Шагала.

В завершении нашей подзатянувшейся экскурсии, назову еще один витебский адрес Шагала. Это созданный в 1992 году одноименный арт-центр. В нем поклонники Мастера могут полюбоваться на его иллюстрации к «Мёртвым душам», а также цветные литографии из серий «Библия» и «Двенадцать колен Израилевых»…

Витебская мелодия на французской скрипке

Основанный в 1997 году, интересен не только своими экспонатами, помнящими еще семью Шагалов, но и установленным во дворе памятником великому мастеру, названным поэтически: "Витебская мелодия на французской скрипке ". Памятник – дань искусству Шагала , родившегося в , но прожившего интересную творческую жизнь в Париже.

Скульптуру художника вылепил Валерий Могучий, известный своими неординарными работами, обогатившими культуру Витебска . Немало обрели свою жизнь в его мастерской, барельефы на здании и – его вклад в образ . И памятник Марку Шагалу во дворе – лучший из памятников Витебска , посвященных великим людям.

Первоначально его проект хотели утвердить на конкурсе эскизов памятника Шагалу в начале Покровской улицы, где он изображен с , но выиграл конкурс другой, не менее известный, скульптор Гвоздиков. О проекте Могучего вспомнили после открытия в том же 1997 году, и он сразу же стал одной из ведущих достопримечательностей Витебска .

Поклониться памятнику Марка Шагала во дворе ежегодно приходит более 22 тысяч человек. Особенно многолюдно здесь 7 июля, в день рождения Шагала , когда и его жители собираются возле этого памятника Витебска , чтобы почтить память художника. На празднике выступают актеры семейного театра «Яхад», изображающие сценки из жизни семьи Шагалов .

Памятник "Витебская мелодия на французской скрипке" расположен во дворе по адресу:
г.Витебск, ул.Покровская, д.11.
Тел. музея +375 212 36 34 68
Работает с 11.00 до 18.30, выходной – понедельник (в зимний период - понедельник, вторник)



Последние материалы сайта