Невероятные приключения лео фейгина. Лео фейгин

06.04.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

«Новая музыка из России» – мем и легенда постсоветского прошлого – обрела материальное воплощение. Коллекция фильмов Лео Фейгина, посвященная свободной музыке родом из СССР, впервые издана на физических носителях. Издательство провело полную реставрацию и ремастеринг изображения и звука. Эти десять картин были созданы в начале 90-х и показаны по британскому телевидению. Сделал их уехавший в Англию экс-советский журналист Фейгин. Он постепенно превращался в культуртрегера и продюсера – сейчас, например, ежегодно проходит «Leo Records Festival In Russia». Представленные фильмы – одна из вершин его деятельности как издателя.
Пики комплекта – улыбка Сергея Курёхина, феерия звуков Вячеслава Ганелина, удивительная музыка и отличное видео дуэта Анатолий Вапиров/Сергей Курёхин, феерия жанров Валентины Пономарёвой, издевательски-ироничный перформанс джаз-группы «Архангельск» – с чтением советских газет, переходящим в акапельную фри-импровизацию, игры флейтистки Наташи Пшеничниковой с газовыми горелками и на фортепиано ногами. Среди героев картин также ZGA, Алексей Тегин, «Оркестрион», Вячеслав Гайворонский & Владимир Волков, Пятрас Вишняускас, Саинхо Намчылак, Азиза Мустафа-заде и Михаил Альперин. В эпизодах появляются такие мастера, как Владимир Чекасин, Сергей Летов, Аркадий Шилклопер, Олег Гаркуша, Леонид Фёдоров, Надежда Бабкина. Четыре с половиной часа музыки приучают и настраивают на себя – из фильмов надо говорить про каждый, попробуем что-то выделить. Например, в «Divine Madness: Сергей Курёхин & Поп-Механика» – комбинированные съемки и яркие речи лидера, в которых банальности лихо закручиваются в узел с фееричными «телегами», передающими внутренний огонь эпохи.
Комментарий Фейгина впервые снабжен дубляжом, причём Фейгин-нынешний дублирует самого себя – тогдашнего. Если же хочется слушать оригинал, более эмоциональный и эффектный, на новом издании есть субтитры. Негодуя на советскую несвободу, Фейгин описывает качества отечественных музыкантов такими терминами, как «великолепная техника» и «театральность», «духовность» и «драматическое развитие музыкальных тем», и добавляет – «вдоволь иронии, пародии и юмора». Большинство этих музыкантов издавалось и у него в Англии, и в СССР. «Было очень опасно, но никто не пострадал…» – излагает непростые противоречия эмигрантской мысли и советской жизни сам Фейгин. Протест музыкантов он определяет как «протест особого рода» – не социальный и не политический, а эстетический, протест против банальности. Вот тут не возразишь.
По сочетанию психоделичности и виртуозности, музыкальному интеллекту и фантазии у этой музыки нет равных. Если Советский Союз отставал от времени лет на двадцать и не пускал актуальный джаз к зрителям, то наша цивилизация – уже на сорок, хотя пути и открыты. Допустим, фестиваль «Leo Records Festival In Russia» собирает залы по всей стране – от Иркутска до Архангельска, так что надежду оставлять не стоит. Фильмы смотрятся до боли актуально, эта музыка не стала у нас общим местом.

Записала Татьяна ЛАРИНА, Россия

Те радиослушатели, которые спят в ночь с понедельника на вторник, рискуют проспать самое интересное. В это время на волнах радиостанции «Русская служба новостей» (РСН 107.0) в программе «Молочные братья», которую ведет продюсер и музыкант Игорь Сандлер, к нему на ночной огонек приходят интереснейшие собеседники.

Лео Фейгин — фигура легендарная. Из России транзитом через Израиль он попал в Лондон. Для нескольких поколений любителей джаза Лео — Алексей Леонидов, автор и ведущий программы «Джаз» на Русской службе BBC, основатель лейбла Leo Records. Созданная им в 1979 году крохотная фирма со штатом в один человек сделала для пропаганды советского джаза на Западе больше, чем вся огромная «Мелодия» с ее тысячами сотрудников и гигантским бюджетом.

История первая.

Как попасть на Запад

В СССР Фейгин был мастером спорта по прыжкам в высоту. В Лондоне он стал сотрудником Русской службы BBC — и главным пропагандистом советской новой музыки на Западе.

Фрагменты интервью на РСН

Игорь Сандлер: - Лео, расскажите, как вы попали на Запад?

Лео Фейгин: - Отпускали тяжело. Пригласили на интервью и обращались ко мне по имени и отчеству, что звучало зловеще. Я тогда преподавал английский язык в институте Герцена (Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И. Герцена. - Ред.). Меня взяли с последней лекции. Я входил в аудиторию. И вдруг — две руки на плечах. «Пройдемте с нами». Посадили в машину, привезли в Большой дом. При этом я не был каким-то выдающимся отказником. Просто разделил судьбу тех, кто умел говорить по-английски, читал английские книги, общался с иностранцами. Привезли меня туда и сказали: «Если все прекратишь, то будет нормально, если нет — то следующий разговор будет совсем в другом месте и в другом климате». Имелась в виду Сибирь. При этом добавили: «Захочешь уезжать — препятствий не будет».

И.С.: - Как это — препятствий не будет? Это же происходило в 1972 году!

Л.Ф.: - Я всегда хотел уехать. Но именно тогда мне необходимо было остаться еще на несколько месяцев: издательство «Советская энциклопедия» готовило к печати мой англо-русский словарь спортивных терминов. Но кончилось все это плачевно. Словарь так и не вышел.

История вторая. Как стать сотрудником BBC

Фрагменты интервью на РСН

И.С.: - В 1976 году Лео пригласил на Русскую службу BBC Севу Новгородцева. И после этого мы, советские граждане, стали слушать Рок-посевы, Сево-обороты и т.д. Словом, Лео стал музыкальным родителем Севы Новгородцева. Нас переполняет чувство гордости, потому что наш соотечественник доказал Западу: мы тоже ребята не хухры-мухры. Расскажите, как вы оказались в Англии и как попали на BBC, да еще и ведущим музыкальных программ.

Л.Ф.: - Все не так просто. Чтобы попасть на Русскую службу BBC, мне пришлось сдавать тест. И это стало самым тяжелым заданием в моей жизни. Тест жестокий: тебя сажают в отдельную комнату, дают словари и полный бюллетень новостей BBC, примерно 15 страниц. Все это нужно перевести на русский язык за определенное время. Следующий тест — проверка голоса, когда нужно что-то прочесть вслух. А последний тест — написание рецензии или еще какого-то материала. Тест я сдавал в Израиле, у меня не было денег даже купить бутылку воды. Было очень жарко, меня посадили в комнату в посольстве Великобритании в Израиле, и я писал. Когда закончил, в комнату заглянула сотрудница посольства и вдруг убежала. Через несколько минут она вернулась ко мне с огромным стаканом воды. Я был в предобморочном состоянии. Тем не менее тест удалось сдать, и меня взяли на работу.

История третья. Превращение Л.С. Фейгина в Алексея Леонидова

1 января 1974 года на радио BBC вышла программа «О джазе и новой музыке», автором и ведущим которой был Алексей Леонидов. Почему джаз, почему именно новая музыка? Вот что рассказал об этом Лео Фейгин в программе «Молочные братья».

Л.Ф.: - Я всегда слушал джаз, еще в Ленинграде коллекционировал пластинки. Когда я пришел на BBC, там была всего одна 15-минутная музыкальная программа, в которой Барри Холланд (ставший впоследствии начальником Русской службы BBC) учил людей танцевать самбу или румбу. Однажды в эфире случилась дыра на 15 минут. А накануне я был на концерте группы Weather Report (американская джаз-фьюжн группа. - Ред.) и там купил их пластинку. Я принес ее на работу, чтобы послушать ее на хорошей аппаратуре, и вдруг — дыра! Я вызвался ее заполнить, и мне разрешили. Ведущим эфира был замечательный человек Яша Бергер, поэт. За две минуты до начала передачи он меня спрашивает: «Леня, а как вас представлять?» И тут я позеленел. В России остался мой брат-отказник с женой, я боялся им навредить. Тогда он меня спросил снова: «Как вас зовут?» - «Леонид» - «А в миру?» - «Алексей». Он говорит: «Хорошо, тогда вы будете Алексей Леонидов». Так он и объявил в микрофон.

История четвертая. Поход к психиатру

Фрагменты интервью на РСН

И.С.: - В этом году компании Leo Records исполняется 35 лет. Это значительная дата. Как все начиналось?

Л.Ф.: - Начиналось это так. Видимо, BBC меня не до конца выжимало. Оставалась энергия, которую куда-то надо было направить. Первые 3-5 лет я был опьянен ощущением свободы от того, что мне удалось выехать из Советского Союза и спастись от КГБ. При этом за эти годы я узнал абсолютно все о музыкальной жизни в Англии. Нужно сказать, что каждый сотрудник BBC должен был определенное количество раз работать в ночную смену. Разница во времени с Москвой 3 часа, поэтому в половине пятого ночи нужно было спуститься в студию и, несмотря на сонное состояние, бодрым голосом произнести: «Доброе утро, дорогие радиослушатели!» В Москве в этот момент была уже половина восьмого утра. Когда мне предстояла ночная смена, я после окончания вечерней передачи — в 9 часов — быстро ужинал и шел пешком в Ronnie Scott’s Jazz Club (клуб Ронни Скотта). Приходил к концу первого выступления. Главное начиналось во втором отделении. За 4-5 лет я там повидал всех. В одно из моих первых посещений там выступала Элла Фитцджеральд. Мы сидели за столиком, а она пела и передвигалась по залу. Когда она, продолжая петь, облокотилась о мой столик, я думал, что потеряю сознание.

Мои ночные смены выливались для меня в джазовое образование. В обычные дни я ходил на концерты слушать музыку, которая называлась новой или авангардной. Там я познакомился с разными музыкантами, впоследствии ставшими великими.

А записи начались так. Однажды утром я проснулся и сказал жене, что собираюсь начать лейбл и еду в Нью-Йорк записывать Амину Клодин Майерс (американская джазовая певица. - Ред.). Она решила, что я сошел с ума. И обратилась к психиатру с сообщением, что с мужем что-то не так. Это была философия эмигранта: мы здесь без году неделя. И как это можно открыть фирму грамзаписи, когда мы ничего еще не знаем в этом обществе и денег у нас нет! А мы с ней в свободное от работы время занимались переводами. Я делал подстрочник, а она оформляла его в виде научного инженерного текста. И я от нее утаил 500 фунтов, что по тем временам было приличными деньгами. На них я и поехал в Нью-Йорк. Все перипетии создания фирмы Leo Records отражены в моей книге «Весь этот джаз» (All that jazz), вышедшей в издательстве «Амфора» в Санкт-Петербурге.

И.С.: - Лео, как вы оцениваете то, что происходит в музыке сейчас?

Л.Ф.: - Мне кажется, происходит невероятная история: компакт-диск умирает, но, несмотря на это, музыканты не могут жить без компакт-диска. Потому что это паспорт. Если ты музыкант, но у тебя нет компакт-диска, то какой же ты музыкант? Поэтому сейчас западным музыкантам, особенно начинающим, во что бы то ни стало нужно записать компакт-диск на какой-то солидной фирме. Если солидная фирма выпускает диск, то она рассылает 250 копий организаторам фестивалей, критикам, радиостанциям. Это, конечно, стоит больших денег. Мне идут записи и предложения лавиной. Становится все больше и больше музыкантов, которые готовы платить. Им помогают их художественные советы в Швейцарии, Голландии, во Франции. К сожалению, в России нет такой организации, которая помогала бы молодым музыкантам. Хотя в России сейчас появилось мощное новое поколение…

Вместо эпилога

Я расскажу, откуда взялся логотип нашей фирмы, — поделился Лео Фейгин. — На первых четырех пластинках логотипа не было. А потом Кешаван Маслак (Keshavan Maslak, американский джазовый мультиинструменталист, художник-авангардист, поэт и ресторатор. - Ред.) сказал, что без логотипа нельзя. Его жена была дизайнером, и они предложили мне создать логотип. И сделали! А дальше появилась фраза, существующая уже 35 лет: «Музыка для пытливого ума и страстного сердца!»

Записала Татьяна ЛАРИНА, Россия

8–11 августа в Москве пройдет фестиваль Leo Records Festival in Russia, посвященный британскому лейблу, основанному в конце 70-х и выпускающему советский и российский авангардный джаз вместе с именитыми музыкантами и ансамблями - Сесилом Тейлором, Энтони Брекстоном, Art Ensemble of Chicago. В 1990 году Лео Фейгин снял серию из 10 фильмов о легендах российской импровизационной музыки - Вячеславе Ганелине, Сергее Курехине, группе «Архангельск» и других. На фестивале будут показаны фильмы из этой серии и состоятся выступления исполнителей нового джаза в России, которые издаются лейблом Leo Records. T&P поговорили с организаторами события.

Лео Фейгин

«Я работал на BBC, делал программу о джазе. В Англию я приехал в январе 1974 года. К 1979 году я уже был завсегдатаем концертов новой музыки, знал всех музыкантов, играл их записи в своей программе. И чувствовал себя не до конца востребованным на BBC. А как раз в это время созрела группа «Трио Ганелина» и мои приятели в России контрабандой вывезли мне их запись. Я пытался ее куда-то пристроить, получил отказ и понял, что лучше выпустить запись самому. На вопрос, почему я начал заниматься этой музыкой, ответ будет простой: наверное, по глупости. Но потом меня уже больше ничто другое не интересовало.

Конечно, я совершил невероятное количество ошибок. Первые две пластинки я сделал в Америке - там был человек, который отжал пластинки и выслал их мне. Я еду в аэропорт получать эти пластинки, и на таможне мне говорят: «С вас тысяча двести фунтов». Я спрашиваю: «За что?». Мне отвечают: Value added tax, то есть налог на добавленную стоимость. «Вы зарегистрированы? Тогда вам нужно платить налог».

Насколько я знаю, я единственный человек, которому удается выпускать такую музыку без спонсорской и государственной поддержки. У меня все строится на личном контакте. Leo Records - это ведь не Columbia, в которой есть штат сотрудников, совет директоров, которые приглашают музыкантов, подписывают контракты. Leo-Records - это один человек: грузчик, шофер, бухгалтер и, уже в свободное время, продюсер.

Сейчас в каталоге лейбла больше восьмисот наименований. Каждый день я получаю новые записи из Италии, Франции, Японии. Ну и конечно, из России. Сейчас музыка в России совершенно потрясающая, и хорошие музыканты здесь растут как грибы. В Москве есть группа Goat’s Notes - блестящие музыканты. Или дуэт Маслобоевых из Иркутска - у них есть как раз то, что я ищу: оригинальность и неповторимость. Другое дело, что русские музыканты находятся в невыгодном положении по сравнению с западными, которые все без исключения получают дотации.

Можно было бы сделать фильм про новую волну авангардных музыкантов. Но увы, денег нет. Я очень плохо отношусь к тому, что происходит сейчас в России. Представьте себе, тысяча семей обладает миллиардным состоянием - и этим людям не приходит в голову выделить тысячную часть своего состояния на развитие новой музыки. Вот это называется нищета духа».

Алексей Круглов

Саксофонист, организатор фестиваля

«Встреча с Лео Фейгиным несколько лет назад оказалась для меня судьбоносной. Кажется, мы познакомились в 2009 году, когда Лео был в Москве, презентуя свою книгу All That Jazz. Я подарил Лео свои изданные диски и записи неизданной к тому времени музыки. Конечно же, я мечтал издаваться на Leo Records.

Через какое-то время я написал Лео и получил от него письмо, которое изменило всю мою жизнь. Лео писал, что моя музыка продолжает линию русской новоджазовой музыки и он готов меня издавать. К настоящему моменту у меня есть уже 7 альбомов, записанных на Leo Records. Это и композиционная музыка, и эксперименты с соединением импровизационной музыки и структур, близких академической музыке, и тотальная импровизация.

В 2011 году Лео организовал Leo Records International Tour в Австрии и Англии, в котором приняли участие замечательная английская группа Four Page и наш дуэт с эстонским гитаристом Яаком Соояаром. У нас с Лео родилась идея сделать что-то подобное в России. И в феврале 2012 с большим успехом прошел первый Leo Records Festival in Russia в Санкт- Петербурге, Москве и Архангельске. После этого решено было проводить фестиваль каждый год, тем более что в следующем году - 35-летие Leo Records».

Олег Юданов

Ударник, «Арт-ансамбль», группа «Архангельск»

«Мы слушали много разной музыки, хотя в советское время выбор, конечно, был меньше. Принцип был такой - учиться, но не повторять, а идти своим путем. Это ведь очень индивидуальная музыка. Любая джазовая музыка, даже мейнстрим, всегда очень индивидуальна. А уж в импровизации тем более огромное поле для идей.

Мой подход к инструменту сформировался постепенно. Сейчас возникают параллели с живописью - многие мои друзья-художники говорят, что я рисую звуками.

В Архангельске был один коллектив, который играл такую музыку - это ансамбль «Архангельск». А по стране много было любителей этой музыки - ее слушали и играли. Группы «Архангельск» и «Арт-ансамбль», конечно, отличаются - сейчас другое время, другие идеи. Но лично для меня в музыке ничего не изменилось.

Я вижу эту музыку именно в концертном исполнении - не в клубах, а в концертных залах, наряду с академической музыкой. Задачи, которые решаются в импровизационной музыке, практически такие же, как в современной академической музыке. При помощи звука выразить что-то большее, отвечать на философские вопросы. Ты не знаешь, куда тебя выведет твое творчество, ты просто идешь за звуком и трудно иногда предположить, чем все это кончится».

Лео Фейгин

Основатель лейбла Leo Records

«Получилось так, что я поздно выпустил первую пластинку дуэта Гайворонского и Волкова. Были очень серьезные проколы. Я слишком поздно выяснил, что запись была сделана на четыре дорожки. Одну часть бобины я отредактировал, а потом оказалось, что я порезал вторую часть концерта. Я жалею, конечно, что они оказались в чем-то обделены по сравнению с остальными. Но со временем все это нивелировалось - у них появилось много записей на Leo Records.

Я считаю Гайворонского выдающимся музыкантом и не менее выдающимся композитором, который чувствует себя как дома в любом музыкальном жанре. Могу вам доверительно сказать, что Курехин относился к Гайворонскому с величайшим почтением. В его дискографии масса всяких интереснейших и уникальных проектов, начиная с его музыкальной «переписки» с Моцартом и заканчивая - индийскими рагами, а между ними - композиции для больших оркестров, джазовые квартеты, камерная музыка. В моей серии фильмов «Новая музыка из России» один фильм посвящен блестящему дуэту Гайворонского-Волкова. Они играют сюиту, которая выстроена на основе американского гимна «Янки Дудл». На протяжении этой сюиты они «пропускают» мотив через все возможные пермутации гармонии и ритма, и только в конце произведения слушатель наконец узнает, что они играют.

Мне кажется, что группа «Архангельск» должна была быть гораздо более известна, чем многие другие из Советского Союза. В ее музыке были такие элементы, которых не было, может быть, ни у одной другой группы в СССР. Резицкий и другие музыканты группы, с одной стороны, слушали folk-music - они жили в Архангельске и были простыми русскими ребятами - с другой стороны, у них были элементы рок-музыки, рок-авангарда, и опять же, все свои выступления они строили концептуально.

Но «Архангельск» далеко не единственная группа, в музыке который был этот синтез - фолк, джаз, рок, авангард. Они находились на переднем плане, но сейчас этим занимаются сплошь и рядом, есть даже в музыке новая отрасль, которая называется «этнический джаз». Например, Саинхо Намчылак - совершенно потрясающая певица и музыкант».

Андрей Разин

Пианист, композитор, трио «Второе приближение

«Трио “Второе приближение” играет современный джаз, не ограничивая себя какими-то узкими рамками догм и канонов. Свобода обращения с тематическим материалом, с гармонией, формой связана, прежде всего, с интересом к взаимопроникновению импровизационной и композиторской стихий. При этом в своих композициях мы используем элементы фольклора, современной академической музыки, музыкального театра и, конечно же, «приметы» джаза, связанные с фразировкой, метроритмом и гармонией.

Если сопоставить это с традиционным для джаза изложением основной темы и последующими импровизациями участников в строго заданной структуре, то, наверное, можно сказать, что это две разные среды обитания джаза, достаточно далекие друг от друга».

Лео Фейгин

Основатель лейбла Leo Records

«Курехин мне написал в 1979 году. Для меня это было откровением. Это было письмо свободнорожденного человека, который писал, как если бы он жил во Франции или Германии. Курехин ничего не боялся. Он писал, что он такой-то музыкант, хочет записаться, показать мне свою музыку. Так все и началось. Его тогда никто толком не знал, его знали только в кафе «Сайгон», на углу Литейного и Невского, где он проводил большую часть своего времени. Он был абсолютным отщепенцем, человеком андеграунда. Поэтому мне было особенно приятно дать ему такой толчок. Мы сразу нашли общий язык.

Я выпустил его пластинку, на нее, конечно, начали появляться рецензии. Некоторые рецензии были блестящие, некоторые были очень недоверчивые. Кто-то писал, что лента была каким-то образом ускорена, потому что человек не может играть так быстро на рояле. Что касается ситуации внутри Советского Союза, иметь выпущенную на Западе пластинку - это уже начало большой карьеры.

Курехин, на самом деле, личность раздвоенная. На него можно смотреть как на пианиста, и он действительно был блестящий пианист. Но игра на рояле очень быстро ему надоела, может быть, после того, как я выпустил одну-две его пластинки. Я считаю Курехина прежде всего гением концептуализма. Даже свои сольные выступления на рояле он рассматривал с концептуальной стороны. В этом, я считаю, Курехин гораздо сильнее, чем Курехин-пианист. И, конечно, «Поп-механика» - это одна из концепций Сергея Курехина. Интересно, что у него есть совместная пластинка с американским гитаристом Генри Кайзером Popular Science, на которой одна из композиций называется The Concept of Concept - «Концепция концепции». Настолько он был одержим этой идеей».

Тим Дорофеев

Гитарист группы «Арт-ансамбль»

Безусловно, влияние джаз-группы «Архангельск» присутствует. Я думаю, что секрета в спонтанной импровизации нет, есть неожиданность, чем она и интересна. Очень важно понять друг друга и слушать. Роль организатора - дать свободу участникам проекта, но, при этом, внимательно следить за происходящим и по возможности корректировать. Очень важно обладать чувством формы.

Опасений, что новый джаз маргинализируется у меня нет, потому что люди всегда стремятся к новому, неизведанному, а кому-то это надо делать. К сожалению, средства массовой информации не всегда освещают этот процесс, но прогрессивная часть общества всегда в нем участвует. Хоть это и не большой процент, но, благодаря этому, в искусстве и музыке не происходит застоя. На мой взгляд, сегодня в поп-культуре в целом происходит деградация и ее деятели пытаются спасти положение, обращаясь к населению за новыми идеями».

19:00 Пресс-конференция с Лео Фейгиным (в джаз-клуб «Эссе»).

20:00 Открытие фестиваля («Арт-Ансамбль» Тима Дорофеева из Архангельска и Алексей Круглов, трио Андрея Разина «Второе приближение», «Ансамбль Московских Композиторов» под управлением Андрея Соловьева, Goat’s Notes, Сергей Старостин, Ренат Гатаулин. Специальные гости фестиваля - Роман Столяр и Сергей Летов, группа «Бром», Марал Якшиева, Алексей Чичилин, Антон Котиков, группа Happy 55. Вход свободный.

19:00 В Лютеранском соборе Петра и Павла пройдет концерт дуэта Дуэт Андрея Разина и Олега Юданова.

21:00 В клубе «Мастерская» сыграют: Russian Free Folk Quartet (А. Круглов, Т. Дорофеев, Евгений и Анастасия Маслобоевы), Ансамбль московских композиторов Андрея Соловьева, Goat`s Notes.

23:00 Встреча с Лео Фейгиным и показ фильмов: первая часть фильма «Божественное безумие» про Сергея Курехина, посвященная «Поп-механике», фильм «Балканская сюита» про Анатолия Вапирова, фильм «Отец русского нового авангарда» о Вячеславе Ганелине.

15:00 В «Баженовском зале» усадьбы Царицыно состоится встреча с Лео Фейгиным и кинопоказ фильмов: «Путешествие по “Янки Дудл» про дуэт Вячеслава Гайворонского и Владимира Волкова, «Голоса Новой Музыки» про Валентину Пономареву и Саинхо Намчылак, джаз-группа «Архангельск”. Выступят трио Андрея Разина «Второе приближение», Евгений и Анастасия Маслобоевы (Иркутск), гости дуэта - Алексей Круглов, Ренат Гатаулин.

20:00 Выступление «Арт-Ансамбля» Тима Дорофеева и Алексея Круглова.

17:00 В магазине «Дом Культуры» состоится встреча с Лео Фейгиным, показ фрагментов всей серии фильмов «Новая музыка из России» и полностью показ фильма «Божественное безумие» про Сергея Курехина. После - заключительный джем всех участников фестиваля и приглашенных гостей. Вход свободный.

Хорошие новости: фри-джаз под санкции не попал. Это в СССР хотели разгибать саксофоны, а у нас они такие хитровывернутые, что вполне хватит на пару крупных событий.
В ожидании фестиваля Leo Records в России мы беседуем с виновником праздника – некогда советским эмигрантом, а сейчас британско-подданным, легендой свободной музыки Лео Фейгиным . Издатель и пропагандист современного искусства рассказал, чего ждать от джазовых концертов в Воронеже, что он знает про ностальгию и сообщил, кто стоит на самой высокой ступеньке музыкального развития.

Звуки.ру : Фестиваль Вашего лейбла Leo Records проходит в России в третий раз. Что изменилось, какие традиции важны для вас?
Лео Фейгин : Фестиваль набирает силу. Впервые в этом году он становится международным. Мы ожидаем выступлений немецких музыкантов — пианиста Семена Набатова (Simon Nabatov ), саксофонистов Фрэнка Гратковски (Frank Gratkowski ) и Гебхарда Ульмана (Gebhard Ullmann ), тромбониста из Швейцарии Янника Бармана (Yannick Barman ). Чрезвычайно расширилась география фестиваля. Концерты будут проходить с семи городах — Санкт Петербурге, Архангельске, Москве, Воронеже, Ростове на Дону, Самаре и Саратове. Концертами в России фестиваль себя далеко не исчерпывает. Он будет продолжен в Берлине в конце декабря.

Звуки.ру : На фестивале играют немцы и швейцарец. Почему же не англичане?
Лео : Англичане не играют по одной простой причине — нет денег для того, чтобы пригласить англичан. Благодаря немецкому спонсору, Институту Гёте , мы смогли пригласить немецких музыкантов, но Британский Совет отказался нам помочь, что очень печально.


Звуки.ру : Часть концертов Leo Fest войдут в программу фестиваля «Чернозем» – мультикультурного мероприятия в российской глубинке. Нет ли желания и дальше развивать Leo Fest в этом направлении?
Лео : Я мало знаю о воронежском фестивале "Чернозем", но наш главный промоутер, музыкант Алексей Круглов , очень положительно отзывается об этом фестивале. Не исключено, что если все пройдет хорошо наше сотрудничество будет продолжено.

Звуки.ру : Ваши легендарные фильмы «Новая музыка из России» наконец-то издаются – российским лейблом ”Геометрия” . Прокомментируйте, пожалуйста, это событие.
Лео : Я создавал эти фильмы, поэтому для меня ничего небывалого в них нет. Что касается "Геометрии" то я еще не видел, что они сделали. Другое дело, что у меня есть задумка снять новый фильм о русской новой музыки. Я познакомился с замечательным продюсером Оксаной Матиевской , с которой мы решили снять еще один фильм. Эти съемки будут проходить ровно 25 лет спустя, так что посмотрим, что получится из нашей затеи.

Звуки.ру : Начало работы над фильмами будет презентовано джемом в “Доме Культуры” . Там же представлены и диски Leo Records. Как проходит дистрибуция релизов вашего лейбла?
Лео :: Дистрибуции в России просто напросто нет. Вообще с Россией чрезвычайно трудно, если не невозможно, заниматься бизнесом. Во многом она - страна третьего мира и эти 25 лет относительной свободы ничему ее не научили.


Звуки.ру : Скажите, а ностальгия для русских эмигрантов сейчас – реальность или это только древний миф?
Лео : Я понятия не имею о русских эмигрантах. Я живу в 500 км от Лондона, я не общаюсь с эмигрантами. Я знаю, что в Лондоне много русских, но я ни с кем из них не знаком.

Звуки.ру : Изменились за последнее время - как люди, как музыканты - российские артисты, чьи диски выходят у вас – Алексей Круглов, Тим Дорофеев , Анастасия и Евгений Маслобоевы ?
Лео :: Как музыканты российские артисты становятся все лучше и лучше. Если у них есть возможность выступать, если на их концерты ходит публика, это значит, что есть все предпосылки, чтобы они стали играть еще лучше.

Звуки.ру : В основе, по сути своей человек тянется к ритмической и тембровой организации, комфорту. Почему люди вообще слушаю фри?
Лео :: Я не уверен, что человек по сути своей тянется к ритмической музыке и комфорту. Может быть, это верно для большинства людей, у которых кроме ритма и комфорта в головах ничего нет. Мы все, конечно, любим подергаться под такую музыку, но это музыка очень ограниченная. Она ограничена тем же самым ритмом, тональностью, гармонией — это музыка закрытая и она не может вырваться из ограничений, которые накладывают на нее все те же гармония, тональность, ритм и т.д. Фри-джаз, который наши музыканты играют чрезвычайно редко, музыка открытая. В ней можно все, все кроме клише. Она открывает перед музыкантом совершенно новые возможности создавать спонтанно законченные структурные композиции. Это высшая форма музицирования. Степень креативности в такой музыки самая высокая. Музыканты, создающие спонтанные композиции, находятся на самой высокой ступеньке музыкального развития.

Третий Leo Records Festival in Russia, посвященный в этот раз 35-летию компании, пройдет с 5 по 21 сентября в Питере, Архангельске, Москве, Воронеже, городах Поволжья. Фестиваль пройдет при поддержке Гете-Института, благодаря которому стало возможным участие в фестивале Симона Набатова, Франка Гратковски и Гебхарда Ульмана.

План московских дней Leo Records Festival:

Открытие фестиваля. Творческая встреча с Лео Фейгиным, фото-выставка, посвященная авангардному джазу России, концерт Олега Юданова - Алексея Круглова.

1 отделение: Арт Ансамбль (Архангельск), Второе приближение
2 отделение: Евгений и Анастасия Маслобоевы (Иркутск), Goat`s Notes
3 отделение: Ансамбль Московских Композиторов под упр. Соловьева, гости - Бром.

1 отделение: Дуэт Андрея Разина - Олега Юданова, Russian Free Folk Quartet
2 отделение: Экспериментальный проект "Двойной дуэт" (два контрабасиста + два певца, состав решается), Оркестр Московских Композиторов
3 отделение: Гости - Годзе, Антон Котиков - Алексей Чичилин

1 отделение: Театральный зал. Перформанс "Физики и Лирики" - Михаил Митропольский, Алексей Круглов, Второе приближение.
2 отделение: Клубный зал. Folk Improv Meeting: Евгений и Анастасия Маслобоевы, Арт Ансамбль, солисты Ансамбля Дмитрия Покровского. Специальный гость - Янник Барман (Швейцария).

Презентация издания фильмов Лео Фейгина "Новая музыка из России" лейбла Геометрия, джем сейшн.

1 отделение: Ансамбль Симона Набатова - Франка Гратковски (Германия - Россия).
2 отделение: Goat`s Notes Orchestra. Специальные гости - Янник Барман (Швейцария), Тим Дорофеев, Константин Седовин, Евгений и Анастасия Маслобоевы.

Echo of Leo Records Festival.
Cольный концерт Симона Набатова (Германия).

Лео Фейгин. All That Jazz. Автобиография в анекдотах. — СПб.: Амфора, 2009. — 288 с.

Это книга воспоминаний, мемуары о жизни в джазе. Лео Фейгин — мастер спорта по прыжкам в высоту и автор первого в СССР спортивного словаря, который так не был выпущен в связи с его эмиграцией. Очутившись в Англии, он сумел сделать из любимого джаза профессию: создал замечательную программу авангардной музыки на Русской службе Би-Би-Си, которую вел под псевдонимом Алексей Леонидов. Эту джазовую передачу его политически ангажированные начальники все время порывались закрыть, но он проявил спортивный дух и сумел отбить, отстоять ее. В этом ему помогал коллега и джазовый саксофонист Сева Новгородцев. Затем родилась его частная независимая компания Leo Records, многие годы стоявшая на краю финансовой пропасти, но единственная на Западе, выпускавшая нелегально вывезенные из СССР записи советских (а лучше сказать «антисоветских») музыкантов-авангардистов. Однако в каталоге Leo Records постепенно собрались сотни дисков десятков замечательных музыкантов со всего мира. Лео Фейгин общался с этими мировыми звездами и пишет об этом в своей книге.

Среди таких звезд Сергей Курехин, с которым мы были дружны, и мне даже довелось приложить руку к тому, чтобы некоторые записи Сергея из Ленинграда попадали в Лондон, а потом выходили на пластинках Leo Records. Мы интенсивно переписывались с Лео по разным каналам, и в течение 3-4 лет у нас были удивительно тесное взаимопонимание, какое вообще возможно между людьми, лично не знакомыми и разделенными железным занавесом. Потом моя жизнь поехала по другим рельсам: я попал на работу на почтовый ящик, ездил по секретным объектам, и на этом режимном предприятии мне пришлось прекратить лишние контакты с сотрудником Би-Би-Си. Некоторые снимки, опубликованные в этой книге, были сделаны мною и в начале 1980-х отосланы Лео, хотя и помечены в книге «Фото из архива автора» — в ту пору мы совсем не заботились о каких-то ничтожных авторских правах, поэтому у меня нет к Лео никаких претензий.

Помимо таких мировых звезд джаза, как Энтони Брэкстон, Сан Ра, Санни Маррей, Сесил Тейлор, Эван Паркер, Билл Диксон, Мерилин Криспелл, Амина Клодин Майерс, Лео также пишет о легендарных советских полуподпольных музыкантах — о Сергее Курехине, Трио Ганелина (Ганелин-Тарасов-Чекасин или ГТЧ), Валентине Пономаревой, Владимире Резицком, Вячеславе Гайворонском, Владимире Волкове, Аркадии Шилклопере и других музыкантах, многих из которых мне тоже довелось знать лично. Также Лео пишет о своих отношениях с ленинградским музыкальным критиком Ефимом Барбаном, у которого мне доводилось неоднократно бывать дома вместе с Сергеем Курехиным, а также об Иосифе Бродском, с которым у Лео были непростые отношения. Ефим Барбан и его жена Алла рассказывали мне о своих встречах с Бродским (тогда он еще не был Нобелевским лауреатом, но бесспорно был поэтом первой величины), об их поездках в Тарту к Юрию Лотману, о совместной игре в теннис… А вот у Лео Фейгина в Нью-Йорке отношения с Бродским не сложились: тот не помог продвигать через связи в издательстве «Ардис» и супругов Проффер пластинки подпольных советских музыкантов, нелегально выпускающих свои записи за бугром на Leo Records…



Последние материалы сайта