Роль музыки в развитии ребенка. Влияние музыки на развитие личности ребёнка Музыкальное и общее развитие детей

06.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Аракелова Анна

Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве. Еще в древней Греции сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. Платон и его последователи полагали, что «… воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевает ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

Сегодня актуальность музыкального воспитания возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.

Музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности — это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный этап музыкального воспитания, в процессе которого важно открыть каждому ребенку свою дорогу в музыку и с ее помощью запустить развитие тех потенциальных способностей детей, которые не смогут пробудить никакие другие средства педагогического воздействия.

Установлено, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга ребенка, обеспечивая развитие сенсорики, эмоциональных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, память. Обучение пению повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. Кратковременное прослушивание фрагментов активизирует аналитические отделы мозга. «Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, значит - активен весь человек».

Музыкальное воспитание развивает не только природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств (физических, интеллектуальных), а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

«Только музыка имеет силу формировать характер…При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.» сквозь века верна истина древнегреческого философа и ученого, ученика Платона и учителя Александра Македонского – Аристотеля. Музыка — относится к одному из самых действенных и богатейших средств эстетического воспитания, воспитывает вкус, формирует чувства. Музыка обладает невероятной созидательной силой эмоционального воздействия, все, что неподвластно слову, не находит в нем своего выражения — находит отражение в музыки. Давно подмечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность не только к звучанию природы, но и развивает умение ассоциировать различные явления окружающего мира.

Важно! Детство – период, когда ребенок особенно сильно привязан к дому, семье и те ценности, которые признают его родители – становятся важнейшими и в его жизни. Что значит, прежде всего, мы сами должны быть заинтересованы во всестороннем развитии ребенка, и в том числе музыкальных его задатков. Необходимо развивать, формировать у ребенка культуру восприятия музыки, творческую активность и эмоциональную отзывчивость. Именно дошкольный период является наиболее сензитивным, и если не заниматься развитием, то природные задатки останутся так и нереализованными.

Как развить музыкальные способности?

Для решения поставленной задачи, от нас родителей не так уж и много требуется – всего лишь помочь развиться врождённому умению малыша слушать и слышать, используя для этого всевозможные методики и развивающие программы.

1. Методика Железновых. Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

Зародилась она в начале 90-х годов прошлого столетия. Первоочередной ее целью было выявить и развить музыкальные способности детей 3-5 лет, с дальнейшей подготовкой в музыкальные школы. Организовывались занятия, на которых ребята пели и одновременно играли по нотам на клавишных инструментах. И тогда-то возникла острая потребность в тематических материалах, по которым можно было бы, проводить занятия с детьми более раннего возраста. Железновы – Сергей Станиславович — педагог с консерваторским образованием и его дочь Екатерина Сергеевна – по специальности дирижер, музыкальный руководитель тогда – то и стали сами сочинять игровые веселые песенки, разрабатывать музыкальные упражнения, в результате чего родилась известная нам всем и по сей день методика « ».

2. Игра на развитие слуха — «Угадай, что звучит». Для этой игры вам понадобятся используемые в быту предметы, такие как: тарелка, кастрюлька, фарфоровая чашка и даже обычный стакан. Приготовьте обычный карандаш. Ну все, можно приступать! Возьмите карандаш за самый кончик – важно не заглушить звук, и постучите по каждому предмету по очереди, а малыш пусть наблюдает. Далее попросите ребенка отвернуться, и постучите по любому предмету из вышеперечисленных: «а ну-ка, угадай-ка, что звучит!».

3. Используйте периодически творческие задания типа тестов креативности Торренса. – выступает как один из показателей одаренности, она может характеризовать личность в целом или ее отдельные возможности. Поль Торренс занялся исследованием креативности в 1958 году, креативность им определялась как процесс появления чувственности к дефициту знаний – естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающий в ситуации неопределенности. Рассмотрение креативности как процесса, дает возможность выявить не только способности к творчеству, но и условия, стимулирующие этот процесс.

Тест 1. Нарисуйте картинку. В качестве основы рисунка берется овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Задание – дать название своему рисунку.

Тест 2. Дорисуйте незаконченные фигуры и дайте каждому рисунку название .

Тест нацелен выявить самый важный показатель креативности – оригинальность, которая определяет степень творческого мышления тестируемого. А далее постарайтесь найти ребенку сверстника с такими же способностями – для ребенка очень важно иметь друга того же возраста и пола, имеющего не только схожие интересы, но и несомненно способности.

4. Записывайте выступления малыша на аудио — или видео. Поддерживайте его, хвалите, поощряйте.

5. Делитесь с малышом разнообразными сведениями о музыке, тем самым вы обогатите его словарный запас образными словами и выражениями, которые характеризуют чувства. Но занимаясь музыкальным воспитанием, «не забрасывайте» и общее развитие.

6. Игра на детских музыкальных инструментах. Музыкальные игрушки и инструменты вызывают у детей огромный интерес. А знаете ли вы что, инициатором данного вида обучения был – Николай Афанасьевич Метлов — педагог, музыкальный деятель, один из основоположников дошкольного музыкального воспитания в нашей стране. Он разработал методику слушания музыки. Им же была проведена работа, по отбору высокохудожественных инструментальных и вокальных произведений выдающихся композиторов прошлого. Это он сделал акцент на том, что необходимо привлекать детей к восприятию выразительности тембра каждого инструмента, твердо настаивая, что со временем у ребенка выработается музыкальная отзывчивость. А я приглашаю вас на веселые нотки (онлайн видео), где юные музыканты овладевают навыками игры на металлофоне и мелодике, ложках и маракасах, синтезаторе и треугольнике, узнают основы нотной грамоты и создают маленький оркестр.

Программа музыкального воспитания дошкольников Н.А. Ветлугиной

Цель программы — развитие у ребенка общей музыкальности, путем его музыкальной деятельности. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности:

  1. восприятие музыки
  2. исполнительство
  3. творчество
  4. музыкально – образовательная деятельность.

Непременно с включением элементов песенного, игрового и танцевального творчества.

Репертуар программы Н.А.Ветлугиной подобран на произведениях классиков. Данная методика предполагает также обучение детей пению по нотам.

Музыкально–дидактические игры

Требование к играм – важно ее интересное и красочное оформление. Вырежьте яркие, забавные кружочки — ноты, и пропойте их с малышом все до одной.

Затем организуйте игру «Музыкальный магазин» : ребенок — продавец, и его основная задача: продавая покупателю диск, воспроизвести мелодию своим голосом. От его попадания зависит, купят диск или же попросят другой. Цель игры – отработать чистоту звука и передачу оттенков исполнения. Такие игры очень увлекают детей, а вы играючи раскрываете таланты малыша.

Игра «Где мои детки?» — разовьет умение различать звуки, разные по высоте. Детки с удовольствием ответят тоненьким голоском маме – кошечке, птичке или же уточке. При этом обязательно сочетайте музыкально – дидактические игры с элементами танцевальных движений.

Воспитывайте настоящего, чувственного, мыслящего Человека! Желаю вам удачи!

Екатерина Спирина
Влияние музыки на всестороннее развитие личности

Приобщение к музыки – один из важнейших путей эстетического воспитания ребенка, т. к. музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на отношение к окружающим явлениям. Д. Шостакович в беседе с молодежью сказал : «Любите и уважайте великое чувство музыки . Оно открывает нам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Действительно, музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает их от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание.

Музыкальное искусство , отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верность долгу, раскрывает богатство душевного мира.

Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе в любых областях жизни.

В процессе передачи этого опыта и применяется система целенаправленных и организованных воздействий на ребенка, формирующих его личность . Н. А. Ветлугина пишет : «Взаимосвязь предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке ».

В нашем обществе созданы предпосылки для всестороннего развития личности ребенка средствами музыкального искусства .

Дети очень остро чувствуют прекрасное я тянуться к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку , запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке , а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.

Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального произведения вызывают определенное отношение к художественному образу и через него к жизни, влияют на воспитание художественного вкуса.

Задачи эстетического воспитания требуют отношения к любому музыкальному произведению , пусть самому простому, как к произведению искусства. Поэтому каждая песня, танец должны исполняться детьми эмоционально - выразительно, вызывать у них радость. Небрежное исполненные песня или танец теряют свою эстетическую ценность и отрицательно влияют на процесс музыкального развития . Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также внести в них что-то новое – способствуют развитию детского творчества . Кроме того, познание ребенком красоты музыки , ее богатейшей образности, средств выразительности приобщает его к миру прекрасного, вызывает потребность вносить музыку в свой быт . Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка .

Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке , - путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры и наказания.

Отечественные композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кобалевский, М. Красев, В. Герчик, М. Раухвегер, Е. Тиличеева, А. Филлипенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений для детей, разнообразных по жанрам и тематике, музыкальной образности .

Кобалевский Д. Б.: учащимся младшего школьного возраста доступны высочайшие образцы серьезной музыки . Обращение к классики не случайно. В произведениях отобранных временем и историей, затрагиваются коренные нравственно-эстетические проблемы жизни. И если вести речь об их замене, то следует учитывать, что самые значительные произведения требуют длительного, если так можно сказать, «прорастания» , которое будет способствовать вызреванию в душе ребенка понимания, прочувствования запечатленных в музыке жизненных проблем и отношения к ним.

Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через их содержание дети познают жизнь и труд своего народа, знакомясь с персонажами отечественной истории, понятием Родина, т. е. музыка , способствует воспитанию чувства патриотизма. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувства дружбы и товарищества, такие свойства личности , как самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива.

Совместное пение, музыкально – ритмические движения охватывают детей общими переживаниями и требуют от них единых усилий. Неудача одного воспринимается как общая неудача. Пример товарищей, общее воодушевление, радость от исполнения положительно влияют на робких , неуверенных в себе детей, создают благодатную атмосферу для индивидуального развития . В то же время очевидные достижения товарищей служат тормозом для излишне самоуверенных, избалованных детей.

На музыкальных занятиях дети получают навыки культуры поведения.

Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от них быстрой реакции, организованности, волевых усилий.

Говоря о воспитании ребенка средствами музыки , нельзя забывать о том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музыкальных занятиях развиваются ловкость , координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые перемены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость , степень напряжения.

Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет голосовой аппарат – является своеобразным видом дыхательной гимнастики. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Музыка влияет не только на слуховой анализатор, но и на общее состояние всего организма, усиливает или ослабевает состояние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспитание способствует физическому развитию детей . И наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие . В процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мышление , память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью дает возможность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует развитию их познавательных интересов.

Разнообразие содержания музыкальных произведений обуславливает развитие любознательности , воображения, фантазии ребенка. Воспитание музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку , ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов , имеет общее представление о структуре произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с содержанием музыки , определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности : оперирует звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры , поведение персонажа в этюде. У них возникают оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей.

Музыка – искусство «интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев, что и определяет богатство эмоционально – смыслового содержания музыкальных произведений . Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран. Так формируется полноценная личность , человек способный чувствовать и сострадать.

СОИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : Учеб. Для студ. высш. учкб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000

2. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника» , 2004

3. Тютюнникова Т. Программа «Элементарное музицирование дошкольниками» / Дошкольное воспитание №5. 2000

4. Школяр Л., Кадобнова И., Усачева В. Программа музыкального воспитания . /Дошкольное воспитание №6.1993

5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. ; Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия» , 2002г.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская музыкальная школа им. К. Н. Игумнова»

Г. Лебедянь. Липецкая область РФ

МБУ ДО «ДМШ им К. Н. Игумнова»

Доклад

На тему «Музыка как средство всестороннего развития ребёнка».

Подготовила: преподаватель

Яковлева М. В.

Лебедянь, 2016

Основной задачей формирование личности ребенка является всестороннее и гармоническое развитие ребенка. Эту задачу выполняет музыкальное воспитание. Н.К. Крупская так характеризует значение искусства в воспитание личности ребенка: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...». Педагогика, опираясь на эти положения, определяет понятие музыкального воспитания и развития.

Музыкальное воспитание на ребенка, это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке.

Музыкальное развитие на ребенка это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Многие учёные и педагоги считают, что чувство музыкального ритма не поддаётся воспитанию и развитию (Л.А.Бренбойм, К.Сишор, Н.А.Ветлугина и др.).

Задачи музыкального воспитания формирования личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников.

1.Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.

2.Обобщать музыкальные впечатления детей, знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.

3.Знакомить детей с элементами музыкальных понятий, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности исполнения музыкальных произведений.

4.Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5.Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

6.Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образов в играх и хороводах, использование выученных танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни, музицировать. Петь и танцевать.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.

Начать заниматься с детьми стоит уже с четырехлетнего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждают канадские ученые. Им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание.

Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.

Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляется движением.

Исследованиями установлено: ребенок способен различать звуки по их высоте уже в первые месяцы своей жизни. Особенно очевиден этот факт, у тех, кто стали профессиональными музыкантами. Поразительные способности проявил Моцарт в четыре года, он играл на органе, скрипке, в пять лет, создавал первые сочинения.

Цель влияния музыки на воспитание детей - это приобщение к музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать, через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».

Ребенок, общаясь с музыкой, развивается всесторонне, совершенствуется физический облик ребенка, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается на только музыкальный слух, но и певческий голос, а, следовательно, и голосовой двигательный аппарат. Музыкально - ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности.

Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое, приобщатся тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети также способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Ознакомляя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятие музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей. Общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Для избалованного вниманием, изменение самоуверенного, успешного выступление других детей, служит известным тормозом отрицательных проявлений. Такому ребенку можно предложить оказать помощь товарищам, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая индивидуальные способности. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.

Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.

В связи с выявлением важной роли музыки в формировании личности ребёнка, становится очевидным целесообразность использования музыки в воспитании и обучении для гармоничного развития ребёнка и в качестве вспомогательного средства для развития памяти, образного мышления и концентрации внимания. Для выявления особенностей влияния музыки на развитие детей с нарушениями слуха, необходимо сначала изучить влияние музыки на развитие детей с нормальным слухом, чтобы выявить различия.

Список литературы:

    Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

    Горюнова А.В. Детское музыкальное воспитание как средство эстетического воспитания // Искусство и эстетическое воспитание. – М., 1973.

    Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.

    Крупская Н.К. Пед. соч., т. 5. – М., 1959.

Одни родители считают, что, если в семье нет музыкально одарённых родственников, то музыкальные способности у ребёнка развить не получится. Другие родители используют всевозможные методы, чтобы хоть как-то открыть ребёнку мир музыки - даже, если малыш не проявляет никаких восторгов. Педагогами доказано, что музыкальное воспитание и образование ребёнка - важная часть его гармоничного развития. Дети, любящие и понимающие музыку, более интеллектуально развиты, чем сверстники, которых музыкально ограничивают. С помощью принуждения воспитать любовь ребёнка к музыке невозможно. Приучать к прекрасному миру звуков следует постепенно и увлекательно. Читайте статью о том, как научить любить малыша музыку и развить его музыкальные способности.

Влияние музыки на развитие детей

Исследования свидетельствуют о том, как огромно позитивное влияние музыки на детей. Немало родителей ошибочно считают, что обучение ребёнка музыке, да и просто приобщение в ней, не несёт ничего полезного для развития ребёнка. Тем не менее, результаты многочисленных педагогических экспериментов продемонстрировали, что дети, обучающиеся игре на каком-либо музыкальном инструменте, гораздо успешнее обучаются в школе по сравнению с другими учениками. Дети, которым включают , проявляют неординарный подход к решению сложных заданий и легче с ними справляются, чем дети, которые далеки от мира музыки. Исследования, проводившиеся со студентами, показали, что те из них, кто в детстве посещал музыкальную школу или продолжает заниматься музыкой, показывают более высокие результаты в высшей математике, разнообразных точных науках, при изучении иностранных языков.

К сожалению, папы и мамы все реже и реже задумываются том, чтобы обеспечить и музыкальное образование своих детей. Часто родители считают, что ребёнку необходимо предоставить возможность получать те знания, которые пригодятся ему в жизни. Целенаправленное профильное образование, ставшее сейчас в тренде, ограничивает развитие ребёнка, лишая возможности развиваться всесторонне. Сегодня родители хотят поскорее выбрать будущую профессию для ребёнка, чтобы спланировать профильное обучение: хочешь быть адвокатом - учи историю и право, желаешь стать банкиром - учи математику. Реалии жизни формируют мысль многих родителей: «Главное - получить высокооплачиваемую работу». А ведь раньше, предыдущие поколения родителей, обязательно старались дать музыкальное образование ребёнку.

«Это интересно. Детей из дворянских семей обязательно обучали хореографии, езде верхом, каллиграфии, игре на музыкальном инструменте и пению, иностранному языку или нескольким, а также фехтованию».

Польза музыки

Польза музыки в том, что она:

  • развивает слух
  • делает ребёнка коммуникабельней
  • если это занятия на музыкальном инструменте - то музыка приучает к ежедневному труду, воспитывает силу воли и терпение
  • учит видеть прекрасное
  • развивает кругозор и , а значит, способствует успешной учёбе
  • совершенствует эмоциональную сферу ребёнка
  • улучшает личностные качества.

Музыка и маленький ребёнок

Малыши очень восприимчивы к музыке. Учёные утверждают, что эмбрион слышит звуки и реагирует на них. Следующее знакомство с музыкой - мамина колыбельная. Малыш слышит приятную мелодию и знакомый голос, начинает подпевать и говорить первые слова. Навык пения формируется у ребёнка в возрасте около трёх лет. Уже в этом возрасте, при желании родителей, можно развить музыкальные способности малыша и начать прививать любовь к музыке.

Как начать музыкальное развитие малыша дома?

  1. Поём. Детские песенки - отличная база для начала развития музыкальности ребёнка. Пойте вместе с малышом всегда: утром и вечером, за занятиями детским творчеством и уборкой детской комнаты, обираясь на прогулку и гуляя. Пение не только музыкально развивает ребёнка, но и значительно повлияет на развитие памяти и речи, а также всегда будет поднимать настроение. Создайте фонотеку детских песенок и включайте их при каждом удобном случае. Если есть возможность - пойте караоке. Так ребёнок научиться чувствовать музыку и полюбит её.
  2. Слушаем классику. Классическая музыка - это основа формирования правильного восприятия мира ребёнком, его эмоциональной и психической устойчивости. Включайте классику для малышей ежедневно по 30 минут в день. Поначалу покажется, что малышу нет дела до этой музыки. Однако она проникает в душу малыша и создаёт нужную атмосферу для его развития.
  3. Посещаем или развивающий центр. Специалисты детских образовательных учреждениях хорошо знают, как музыка полезна для развития ребёнка. Поэтому там умеют хорошо организовать музыкальные занятия с малышами. Дети познакомятся с миром звуков, выучат много песенок и даже проявят свои артистические способности. На таких занятиях ребят будут учить чувствовать и понимать музыкальные интонации и мелодии, развивать их слух.
  4. Приобретаем музыкальные игрушки. Детские барабаны, маракасы, трещотки и другие звукоиздающие игрушки весьма полезны для развития ребёнка. Не сердитесь, если ваш малыш устроил какофонию: воспроизводя и слушая разные звуки, малыш исследует их, благодаря чему у него закладываются основы музыкального вкуса.

Диагностика музыкальных способностей

«Это интересно. Биографии многих известных личностей свидетельствуют о том, что все они были не только гениальными специалистами своего дела, но и разносторонне развитыми личностями. К примеру, дипломат и писатель Александр Грибоедов играл на фортепиано и органе, а также сочинял музыкальные произведения. А лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн умел играть на скрипке».

Раннее выявление музыкальных способностей у детей гарантирует родителям то, что они не упустят момент, когда следует более активно развивать ребёнка в музыкальном плане. Узнать о наличии у вашего малыша способностей к занятиям музыкой можно следующими способами:

  1. . Задайте малышу несколько ненавязчивых вопросов во время прогулки и после посещения детского представления: «Тебе нравится слушать музыку? «Какие звуки тебе нравятся?», «Нравится ли тебе петь и слушать детские песенки?», «Хотел ли ты научиться владеть каким-то музыкальным инструментом? Каким?» и тому подобное. Так вы поймёте интересы и склонности вашего ребёнка.
  2. Наблюдение. Понаблюдайте за ребёнком, когда он поёт, танцует или рассказывает стихотворение. Малыш любит учить стихи, легко их запоминает и с удовольствием декламирует? Танец под детские песенки превращает в целое представление, стремясь обратить на себя максимум внимания? Тогда ваш кроха явно артистичен, эмоционален, умеет выражать чувства - его смело можно записать в музыкально-танцевальный кружок.

О наличии музыкальных способностей у малыша могут свидетельствовать и следующие факты:

  • музыка приводит ребёнка в хорошее настроение
  • слыша музыку, малыш начинает раскачиваться, двигаться, пританцовывать
  • ребёнок эмоционально реагирует на любой звуковой фон.

У дошкольников 3-7 лет музыкальные наклонности могут проявиться следующим образом:

  • ребёнок легко запоминает песни и мелодии
  • дошкольник самостоятельно сочиняет песенки
  • он любит выступать.

Есть ли у ребёнка слух и чувство ритма?

Если вы думаете определять своего ребёнка в музыкальную школу, то сначала нужно узнать, обладает ли малыш музыкальным слухом и хорошим чувством ритма. Существуют специальные методики, которые помогают это определить. Такими способами пользуются музыкальных школ при прослушивании. При возможности вы можете самостоятельно проверить своего ребёнка.

Проверяем музыкальный слух.

Тест №1. Сыграйте на фортепиано два разных звука. Спросите у ребёнка: «Какой звук был ниже, а какой - выше?»

Тест №2. Сначала нажмите одну клавишу на фортепиано. Пусть малыш ответит, сколько звуков он услышал. Нажмите две разных клавиши одновременно: сколько сейчас звуков?

Тест №3. Спойте ноты поочерёдно и пусть ребёнок их повторит.

Тест №4. Напойте короткую мелодию попросите ребёнка её воспроизвести.

Тест №5. Пусть ребёнок споёт любимую песенку.

С помощью этих несложных тестов вы сможете проверить музыкальные слух и память малыша, а также диапазон его голоса. Если ребёнок не всё идеально повторяет, но хотя бы улавливает направление мелодии, то у него средний результат, что говорит о наличии музыкального слуха, который можно развивать.

Определяем чувство ритма.

Тест №1. Постучите в определённом ритме. Пусть ребёнок повторит. Повторите тест 3-4 раза (меняя вариации простукивания).

Тест №2. Предположите малышу помаршировать под запись марша или любой ритмичной песни.

Тест №3. Попросите ребёнка похлопать в ладоши под какую угодно ритмичную музыку.

Если Вы заметили, что у малыша слабоватое чувство ритма, не огорчайтесь: его можно развивать. А если отличное - в таком случае ребёнку будет легко даваться обучение в музыкальной школе.


Как привить ребенку любовь к музыке?

Для самых маленьких детей:

  • пойте на ночь или включайте спокойные мелодии при отходе ребёнка ко сну
  • обеспечьте малыша различными музыкальными игрушками
  • занимайтесь с крохой по программам раннего развития. Пусть занятия проходят под заводные мелодии.

Дети 1,5-2 лет уже могут:

  • петь несложные детские песни
  • выполнять движения ритмической гимнастики и танцев.
  1. Воспитывайте ребёнка в атмосфере музыки. Такие дети быстрее развиваются и вырастают творческими личностями. Они понимают прекрасное, и в будущем будут стремиться сделать мир лучше.
  2. Обращайте внимание детей на музыку в мультфильмах и кинофильмах, на ледовых катках и в путешествиях. Учите их слушать музыку, запоминать её.
  3. Посещайте с ребёнком детские театры, цирк, мюзиклы и представления, концерты филармонии и детского симфонического оркестра.
  4. Устраивайте дома музыкальные вечера и театрализованные праздники, в которых будут принимать участие все члены семьи.
  5. Демонстрируйте личный пример. Обычно в семьях, где любят музыку и понимают её, дети растут эстетически воспитанными.
  6. Наконец, определите ребёнка в музыкальную школу или запишите в детский хор.

Обучение в музыкальной школе

Итак, вы решили отвести ребёнка в музыкальную школу. Психологи и педагоги утверждают, что существуют два периода, когда ребёнок готов к обучению в музыкальной школе:

1-й период: 7-8 лет. Ребёнок сам просит обучить его на игре на определённом музыкальном инструменте. Ему понравилась флейта или саксофон: так хочется научиться играть! Увлечённые музыкой дети этого возраста с удовольствием посещают музыкальные занятия и концерты, поют. , рассказывайте побольше о музыке, оркестре, композиторах, произведениях. Важно не пропустить этот момент и быть настойчивым в формировании серьёзного отношению ребёнка к овладению инструментом.

2-й период: подростковый возраст. Если не удалось определить малыша в музыкальную школу в младшем возрасте, это можно сделать позже. Старшеклассники часто хотят самоутвердиться как личность, проявить индивидуальность. В этот момент музыка может стать способом самовыражения. Направьте подростка в нужное русло.

«Необходимо понимать, что занятия музыкой должны быть ежедневными, они требуют постоянной работы и волевых усилий. Родители должны проявлять терпение, настойчивость, помогать ребёнку и поддерживать его».

Фортепиано или скрипка

При выборе музыкального инструмента для ребёнка нужно учитывать много факторов: желание ребёнка, его пол и возраст, особенности физического развития. Всё учтите и предоставьте ребёнку свободу выбора: пусть сам остановится на понравившемся инструменте.

Каждый инструмент имеет минусы и плюсы. Чаще всего родители выбирают фортепиано или скрипку для обучения ребёнка. Однако эти инструменты являются и самыми сложными. Если ребёнок не обладает особой усидчивостью, лучше обратить внимание на нечто другое.

Можно выбрать флейту: она считается отличным инструментом для начинающих музыкантов. Флейте характерна не очень сложная техника игры. Помимо этого, благодаря флейте можно научиться правильно дышать, увеличить объём легких, развить мелкую моторику рук. Игра на флейте полезна для здоровья , помогает избавиться от аллергии и бронхиальной астмы.

Для мальчиков (как для гиперактивных, так и для нерешительных) хорошо подойдут ударные инструменты: одним они помогут справиться с переизбытком энергии, другим - помогут побороть застенчивость.

Гитару обычно выбирают не с раннего возраста, а когда ребёнок подрастет, и будет уверенно держать инструмент. Гитара всегда была престижным инструментом, «статусным», с помощью которого легко повысить авторитет ребёнка в глазах сверстников.

Подходите грамотно, осознанно к выбору музыкального инструмента для ребёнка, поддерживайте его в начинаниях, не критикуйте - и тогда вы сможете превратить занятия музыкой в удовольствие.

Выводы

Смысл музыкального развития ребёнка в том, чтобы научить ребёнка чувствовать и понимать музыку, ощущать её красоту, а вместе с тем - красоту окружающего мира. Живя в атмосфере музыки, ребёнок развивается разносторонне: у него повышается познавательная активность, совершенствуется интеллект и эмоциональная сфера. Музыка - прекрасный способ самовыражения и проявления творческого начала. Не забывайте о музыкальном развитии ребёнка - так вы принесёте ему положительные эмоции и сделаете его счастливым.



Последние материалы сайта