Презентация по литературе "лагерная тема в литературе. система гулаг". Презентация по истории создания" архипелага гулаг" а.и.солженицына Гулаг презентация по истории

26.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

АЛЕКСААНДР
ИСААЕВИЧ
СОЛЖЕНИА ЦЫН
АРХИПЕЛАГ
ГУЛАГ

«Архипелаг ГУЛААГ» -
художественно-историческое
исследование Александра
Солженицына о советской
репрессивной системе в
период с 1918 по 1956 годы.
Основано на рассказах
очевидцев, документах и
личном опыте автора.
ГУЛАГ - аббревиатура от
Главное Управление ЛАГерей.
«Архипелаг ГУЛАГ» был
написан Солженицыным в
СССР тайно в период с 1958 до
1968 года (закончен 22
февраля 1967 года), первый
том опубликован в Париже в
декабре 1973 года.
Информацию для этого труда Солженицыну
предоставляли около 300 человек. Некоторые
фрагменты текста были написаны знакомыми
Солженицына (в частности, В. Ивановым).

"Архипелаг ГУЛАГ" - самая
известная книга
А.И.Солженицына, и по сей
день тема ее не потеряла
своей актуальности, а
авторский текст –
непримиримости и страстности.
В документально-
художественной эпопее
"Архипелаг ГУЛАГ"
всесторонне рассмотрена
введенная в нашей стране при
советской власти система
наказания, когда каторге были
подвергнуты миллионы ни в
чем неповинных людей.
Писатель собрал и обобщил огромный исторический
материал, развеивающий миф о "гуманности"
ленинизма. Эта сокрушительная и глубоко
аргументированная критика советской системы
произвела во всем мире эффект разорвавшейся бомбы.
(В СССР за чтение, хранение, распространение
"Архипелага ГУЛАГ" можно было получить до восьми
лет лишения свободы.)

АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ

С 1921 ПО 1954 ГОД
ЗА «КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ»
БЫЛО ОСУЖДЕНО
3.777.380 ЧЕЛОВЕК
ИЗ НИХ:
-ВЫСШАЯ МЕРА НАКАЗАНИЯ – 642.980
-ЛАГЕРЯ И ТЮРЬМЫ – 2.369.220
ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК
-ССЫЛКА – 765.880 ЧЕЛОВЕК

53 лагеря
53 лагеря
425 исправительно-трудовых
425 исправительно-трудовых
колоний
колоний
50 колоний для
50 колоний для
несовершеннолетних
несовершеннолетних

СВИДЕТЕЛИ «АРХИПЕЛАГА
ГУЛАГ»
«В этой книге нет ни вымышленных
лиц, ни вымышленных событий.
Люди и места названы их
собственными именами. Если
названы инициалами, то по
соображениям личным. Если не
названы вовсе, то лишь потому, что
память людская не сохранила имён,
-- а всё было именно так».
А.И. Солженицын

СВИДЕТЕЛИ «АРХИПЕЛАГА
ГУЛАГ»
«Эту книгу непосильно было бы создать
одному человеку. Кроме всего, что я вынес с
Архипелага, - шкурой своей, памятью, ухом,
глазом, материал для этой книги дали мне в
рассказах, воспоминаниях и письмах».
А.И.
Солженицын
Информацию для этого труда Солженицыну
предоставили, как указывалось в первых
изданиях, 227 человек. В издании 2007 года
впервые раскрыт список «свидетелей
архипелага, чьи рассказы, письма, мемуары
и поправки использованы при создании этой
книги», включающий 257 имён.

ЖИТЕЛИ АРХИПЕЛАГА ГУЛАГ

Сам автор “Архипелага”
определил его жанр и
способ изображения в нем
истории как “опыт
художественного
исследования”.
Солженицын предлагает
нам воспринимать эту
книгу скорее как
“художественный”, чем
как исторический текст.
При этом он рассматривает
правду с точки зрения
нравственного выбора.
Солженицын говорит о
главном в своей книге -
поиске правды и
человеческой душе.
Проблема нравственного
выбора человека -
выбора между добром и
злом - для Солженицына
важнее любой
политической истины.

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ –
РЕЖИМ, ОСНОВАННЫЙ НА
ПОЛНОМ ГОСПОДСТВЕ
ГОСУДАРСТВА НАД ВСЕМИ
СТОРОНАМИ ЖИЗНИ
ОБЩЕСТВА, НАСИЛИИ,
УНИЧТОЖЕНИИ
ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СВОБОД И
ПРАВ ЛИЧНОСТИ.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ –
КАРАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ,
НАКАЗАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
МНИМЫХ.
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ОРГАНАМИ В ЦЕЛЯХ
ПОДАВЛЕНИЯ ИЛИ
УСТРАШЕНИЯ
СВОИХ ПРОТИВНИКОВ,
КАК РЕАЛЬНЫХ, ТАК И

СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ:
1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОСТЕПЕННОГО, НО
НЕУКЛОННОГО СПОЛЗАНИЯ СТРАНЫ К
МАССОВОМУ БЕЗЗАКОНИЮ
(ВСЕОХВАТЫВАЮЩИЙ ТЕРРОР).

БОЛЬШОЙ ТЕРРОР…
ВЕЛИКОЕ
БЕЗУМИЕ…

«АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ» – «ОКАМЕНЕЛАЯ
НАША СЛЕЗА» (А.СОЛЖЕНИЦЫН)
Солженицын первым дал систематический обзор
преступлений правящего режима против своего
народа:
История всех волн массовых репрессий, начиная с
1921 года (концлагеря для семей крестьян во время
Тамбовского восстания) и кончая 1948 – высылка
причерноморских греков;
История самых громких политических процессов – с
1918г. до 1938г.;
Обозрение всех разновидностей карательных
учреждений, созданных советской властью
Длиннейший список строек, выполненных рабским
трудом арестантов
Жуткая классификация приемов сламывания воли и
личности арестанта во время следствия

ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ
ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ

«АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»
«АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»


Каждый из нас – центр вселенной.
Смирная овца – волку по зубам.
Человек, внутренне не подготовленный

к насилию, всегда слабей насильника.

У каждого всегда дюжина гладеньких
причин, почему он прав, что не
жертвует собой.
жертвует собой.

…не результат важен, а ДУХ! Не
что сделано – а как. Не что
достигнуто, а какой ценой.
… именно система ИТЛ с
обязательным непомерным
физическим трудом и обязательным
участием в унизительно-гудящем
многолюдьи была более
действенным способом уничтожения
интеллигенции, чем тюрьма. Именно
интеллигенцию система эта
смарывала быстро и до конца.

… наша страна постепенно вся была отравлена
ядами Архипелага. И избудет ли их когда-
нибудь – Бог весть.
Признаки:
- постоянный страх…приводил к верному
сознанию своего ничтожества и отсутствия
всякого права
- прикрепленность: пропиской все были
привязаны по местам. И еще – жильем, которого
не продашь, не сменишь, не наймешь.
- скрытность, недоверчивость- естественная
защита всякой семьи и каждого человека. Это
всеобщее взаимное недоверие углубляло
братскую яму рабства.
- всеобщее незнание: абсолютная негласность,
абсолютная дезинформация

Стукачество, развитое умонепостижимо.
Кроме цели ослабить связь между людьми,
тут была и другая – поддавшись на вербовку,
стыдясь общественного разоблачения, будут
заинтересованы в незыблемости режима.
- предательство как форма существования.
Самое мягкое, зато и самое распространенное
предательство – это ничего худого не делать,
но: не заметить гибнущего рядом, не помочь
ему, отвернуться, сжаться. Люди жили в поле
предательства – и лучшие доводы шли на
оправдание его.
- растление. В обстановке многолетнего
страха и предательства уцелевшие люди
уцелевают только внешне. Телесно. А что
внутри – то истлевает.

Cлайд 1

Cлайд 2

«Архипелаг ГУЛА Г» - художественно-историческое исследование Александра Солженицына о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора. ГУЛАГ - аббревиатура от Главное Управление ЛАГерей. «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 года (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года. Информацию для этого труда Солженицыну предоставляли около 300 человек. Некоторые фрагменты текста были написаны знакомыми Солженицына (в частности, В. Ивановым).

Cлайд 3

“Архипелаг ГУЛАГ” был написан А. И. Солженицыным между 1958 и 1967 годами и стал составной частью потока документальной литературы в послесталинскую эпоху. В “Послесловии” к этому произведению автор признался: “Эту книгу писать бы не мне одному, а раздать бы главы знающим людям... Уж я начинал эту книгу, я и бросал её... Но когда вдобавок к уже собранному скрестились на мне еще многие арестантские письма со всей страны - понял я, что раз дано все это мне, значит я и должен”.

Cлайд 4

Сам автор “Архипелага” определил его жанр и способ изображения в нем истории как “опыт художественного исследования”. Солженицын предлагает нам воспринимать эту книгу скорее как “художественный”, чем как исторический текст. При этом он рассматривает правду с точки зрения нравственного выбора. Солженицын говорит о главном в своей книге - поиске правды и человеческой душе. Проблема нравственного выбора человека - выбора между добром и злом - для Солженицына важнее любой политической истины.

Cлайд 5

"Архипелаг ГУЛАГ" - самая известная книга А.И.Солженицына. Впервые это фундаментальное исследование о репрессиях эпохи Сталина было издано в начале 70-х гг. на Западе, потом в "самиздате" и лишь в годы "перестройки" – в России, но и по сей день тема не потеряла свою актуальность, а авторский текст – непримиримость и страстность. В документально-художественной эпопее "Архипелаг ГУЛАГ" всесторонне рассмотрена введенная в нашей стране при советской власти система наказания, когда каторге были подвергнуты миллионы ни в чем неповинных людей. Писатель собрал и обобщил огромный исторический материал, развеивающий миф о "гуманности" ленинизма. Эта сокрушительная и глубоко аргументированная критика советской системы произвела во всем мире эффект разорвавшейся бомбы. (В СССР за чтение, хранение, распространение "Архипелага ГУЛАГ" можно было получить до восьми лет лишения свободы.)

Cлайд 6

Критика Критиками указывалось на противоречия между приводимыми Солженицыным многократно завышенными оценками числа репрессированных, с одной стороны, и архивными данными, которые стали доступны в период перестройки, а также расчётами некоторых демографов, - с другой. Солженицына также неоднократно, особенно часто в 1970-х, после выхода «Архипелага», критиковали за сочувственное отношение к Русской освободительной армии в ходе Великой Отечественной войны и связанные с этим мнения относительно судьбы советских военнопленных. С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться, были опубликованы многие его произведения. В 1990 году он был восстановлен в советском гражданстве. За книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в 1990 была присуждена Государственная премия.

Разделы: Литература

Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся со страницами романа А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ".
  2. 2.Развивать навыки анализа текста, подготовки развернутого ответа на вопрос.

Задачи урока:

  1. Формирование у обучающихся представления о масштабах массовых репрессий в СССР.
  2. Развитие информационной культуры обучающихся и объективного отношения к историческому прошлому страны.
  3. Привлечение внимания учащихся к проблеме памяти.
  4. Воспитание чувства гражданственности и ответственности за судьбу страны.
  5. Формирование самосознания обучающихся на основе исторических ценностей.

Тип урока: урок-семинар (2 урока по 40 минут).

Форма работы: групповая.

Оборудование:

  1. Роман А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ".
  2. Портрет писателя.
  3. Мультимедийная презентация .
  4. Физическая карта.
  5. Свеча.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

На доске портрет А.И.Солженицына, эпиграф к уроку.

(Слайд №1)

II. Введение в тему

На фоне музыки (полонез Огинского "Прощание с Родиной") в исполнении учащегося звучит стихотворение А.Андреевского "От Москвы и до самых окраин". (Мелькают слайды № 2,3,4).

Какая проблема поднята в данном стихотворении?

Какие поэты и писатели XX века затрагивали эту проблему в своих произведениях?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

III. Слово учителя

Да, сегодня на уроке речь пойдёт о тоталитаризме, о преступлениях правящего режима против своего народа, о массовых репрессиях, о карательных учреждениях, а, главное, о выживании человека, не убившего в себе человеческого начала в "диких" условиях ссылки. А поможет нам в этом разобраться роман А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ".

Целеполагание;

Каковы, на ваш взгляд, цели урока?

(Слайд №5)

IV. Анализ глав романа А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"

1. Звучат слова А.И.Солженицына (Эпиграф к уроку).

Посвящаю
всем, кому не хватило жизни
об этом рассказать.
И да простят они мне,
что я не всё увидел,
не всё вспомни,
не обо всём догадался.

Как вы думаете, к кому обращается А.И.Солженицын?

Что же хотел до нас донести писатель?

(Слайд №6), (Слайд №7.План урока).

2. Работа в группах.

(Каждой группе выданы карточки с заданиями).

(Слайд №8)

Ч.1 гл.2 "История нашей канализации".

  • Что такое тоталитарный режим?
  • Когда начались репрессии?
  • Как создавалась "История нашей канализации"?
  • С какой целью проводились репрессии в нашей стране?

По мнению А.И.Солженицына, репрессии в нашей стране развернулись не в1937 году, а значительно раньше.В романе "Архипелаг ГУЛАГ" он предложил свою периодизацию террора, развернувшегося в нашей стране после революции.

На протяжении 3-х томов один за другим нескончаемой чередой идут рассказы о несправедливых арестах, застеночных зверствах искалеченных судьбах.

(Слайд №9)

ч.6 гл.2 "Мужичья чума", ч.2 гл.4 "С острова на остров", ч.3 гл.2 "Архипелаг возникает из моря", ч.3 гл.7 "Туземный быт".

ГУЛАГ - ВИКИПЕДИЯ "Статистика ГУЛАГа",

  • Какова статистика ГУЛАГа?
  • Каков национальный состав заключённых?
  • Какое впечатление оказала на вас глава "Мужская чума"?

До конца 1980-х годов официальная статистика по ГУЛАГу была засекречена, поэтому оценки были основаны либо на словах бывших заключенных или членов их семей.

Анализируя главы, Солженицын также не даёт общего количества осуждённых, но приводимые цифры ужасают.

(Слайд № 10)

ч.2. гл.1 "Корабли Архипелага".

ч.2 гл.2 "Порты Архипелага"

ч.2 гл.3 "Караваны невольников".

  • Как бы вы расположили Архипелаг на карте?
  • Как и в каких условиях осуществлялись перевозки людей?
  • Где располагались порты Архипелага? (Показать на физической карте).

(Слайд №11 "Карта Архипелага")

"Закройте глаза, читатель. Вы слышите грохот колес? Это идут столыпины. Во всякую минуту суток... Во всякий день года. А вот хлюпает вода - это плывут арестантские баржи. А вот рычат моторы воронков. Всё время кого-то ссаживают, втискивают, пересаживают. А этот гул? - переполненные камеры пересылок. А этот вой? - жалобы обокраденных, изнасилованных, избытых.

В лагере будет - хуже.

Разверните на большом столе просторную карту нашей Родины. Поставьте жирные точки на всех областных городах, на всех железнодорожных пунктах, где кончаются рельсы и начинается река, или поворачивает река и начинается пешая тропа. Что это?

Вся карта усижена заразными мухами. Вот это и получилась у вас величественная карта портов Архипелага. Его порты - пересыльные тюрьмы, его корабли - вагон - заки"

(Ч. 2 гл.2 А.И Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ").

Слово учителя.

Человек - это звучит гордо!
Человек - вот, правда!
Надо уважать человека!
(М.Горький)

Так ли это было в годы сталинских репрессий?

(Слайд №12)

  • Какие пытки применялись к заключенным?
  • ч.1, гл.3 "Следствие".
  • ч.1.гл.11 "К высшей мере".
  • Опишите быт заключенных.
  • ч.3, гл.7 "Туземный быт"
  • Как люди старались выжить?

ч.4, гл.1 "Восхождение"

ч.11, гл.4 "Менять судьбу"

ч.4, гл.6-7 "Убежденный беглец"

ч.4, гл.10 "Когда в зоне пылает земля"

Конечно, подчеркивает писать, в лагере важно было выжить "любой ценой", но всё, же не ценой утраты души или духовного омертвления.

Вот это и был "русский характер": лучше умереть в чистом поле, чем в гнилом закутке.

Слово учителя.

"Много оскалов у Архипелага, много харь. Ни с какой стороны, подъезжая к нему, не заблудишься. Но, может быть, мерзее всего он с той пасти, с которой заглатывает малолеток" (ч.2, гл.14 "Архипелаг ГУЛАГ").

(Слайд №13)

Ч.2 гл.17 "Малолетки".

  • Кто такие малолетки?
  • За что судили детей?
  • Лагерное воспитание.
  • Детский туземный труд.

"Сталинские бессмертные законы о малолетках просуществовали 20 лет

(до Указа от 24.4.54):.

Двадцать жатв они собрали. Двадцать возрастов они свихнули в преступление и разврат",- пишет А.И.Солженицын.

Только в 1930-е годы беспризорных детей было около семи миллионов.

Тогда причина беспризорности была решена просто - помог ГУЛАГ. Эти пять букв стали зловещим символом жизни на грани смерти, символом беззакония, каторжного труда и человеческого бесправия. Жителями странного Архипелага оказались дети. . .

Знать о том, что происходило с детьми, оказавшимися на улице или лишившимися родителей, (чаще всего по вине государства), конечно же, необходимо. Нужно говорить о детских судьбах, исковерканных сталинским режимом.

В наше время изменилось отношение государства к детям, но проблемы остались, хотя предпринимаются попытки как-то их решать.

Президент России признал, что почти пять миллионов бездомных или беспризорных детей - угроза национальной безопасности страны.

Слово учителя.

Одна из самых трагичных и циничных страниц в летописи ГУЛАГа, несомненно, та, что повествует о судьбе женщины за колючей проволокой. Женщина в лагерях - это особая трагедия, особая тема. Не только потому, что лагерь колючка, лесоповал или тачка не сочетаются с представлением о предназначении прекрасного пола.

Но и потому, что женщина - мать. Либо мать детей, оставленных на воле, либо - рожающая в лагере.

6 группа. Ч.2. гл.8 "Женщины ГУЛАГА".

(Слайд №14)

  • Как женщины попадали в лагерь?
  • Лагерный быт женщин.
  • Каторжный труд.
  • " Мамки".

(Слайд № 15)

Я видел женщину на площади суровой:
Пред Соловецким камнем плакала она:
"Не попусти, господь, что это было снова,
Благословенна будь, несчастная страна!"
(Анатолий Александров)

V. Обобщение материала

Слово учителя

Уроки ГУЛАГа, как одной из самых трагических страниц в истории человечества, все ещё требуют своего беспристрастного осмысления и изучения.

Многое из того, что пережили наши соотечественники полвека назад, конечно же, страшно. Но ещё страшнее забыть прошлое, оставить без внимания события тех лет. История повторяется, и кто знает, всё может произойти снова в ещё более жёсткой форме.

"Если бы, ГУЛАГ" был напечатан в Советском Союзе, совершенно открытым тиражом и в неограниченном количестве, - я всегда считал, что Советский Союз бы изменился. Потому что после этой книги: "жизнь" не может продолжаться так же", - так утверждал А.И.Солженицын.

На фоне музыки (полонез Огинского "Прощание с Родиной) в исполнении учащегося звучит стихотворение В.Докунина "Помянем всех невинно убиенных".

(Загорается свеча).

VI. Рефлексия

(Слайд № 16)

  • Что взволновало вас на уроке?
  • Я хочу уйти с урока (с чем?):
  • Мне запомнилось на уроке:
  • Нужно ли это знать потомкам?

VII. Домашнее задание

  • Сочинение-рассуждение " О чём заставили задуматься главы романа А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"?
  • Сочинение-отзыв "Мои размышления о романе".

Литература.

  1. Новая газета "Женское лицо ГУЛАГА". http://www.novagazeta.ru/gulag/44070.htme
  2. "Новая газета". Грищенко В., Калинин В., "Женщины ГУЛАГа".
  3. Овчинникова Л."Дети в Сталинских лагерях".
  4. Рихтер Т.В. "Характеристика произведения А.И..Солженицына "Архипилаг ГУЛАГ". http://www.allbest.ru
  • Предварительные задания для домашней работы.
  • Класс делится на три группы, каждая из которых получает задание по
  • Отдельным главам из «Архипелага ГУЛАГ».
  • 1-я группа. Выборка материала (цитат) из глав «Арест» и «Следствие».
  • Что такое арест? Состояние человека, его реакция, чувства.
  • Приемы следствия, ломающие волю человека.
  • 2-я группа. Главы «Персты Авроры», «Архипелаг каменеет».
  • Сообщение о Соловках. Издевательства. Почему автор показыва-
  • ет людей, находящихся в состоянии выбора: жизнь-смерть. Как
  • человек к этому приспосабливается. (Главы «Туземный быт»,
  • «Придурки», «Стук-стук-стук», «Социально-близкие», «Малолет-
  • ки», «Цепи, цепи…»).
  • 3-я группа. Глава «Восхождение».

  • Вопросы для 3-й группы.
  • Парадоксы выживания. Слова доктора Бориса Корнфельда.
  • По главе «Замордованная воля».
  • Что такое духовный рак? Чем грозят его метастазы?
  • Индивидуальное задание по главам «Прилагерный мир», «Мы
  • строим». Вопросы: почему был выгоден труд заключенных? Составьте список работ, выполняемых заключенными.
  • Урок построен в форме презентации с промежуточными проблемными вопросами, комментарием учителя, музыкальными вставками.
  • Грамзаписи: «Песня о Родине» сл. В.Лебедева-Кумача, муз. И.Дунаев-
  • ского; «Москва майская» сл. В.Лебедева-Кумача, муз. Д.Покрасса,
  • «Марш энтузиастов» сл. А. Д*Актиля, муз. И.Дунаевского.
  • УДАЧИ, КОЛЛЕГА!

Судьба человека в тоталитарном государстве

«Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына

Работа учителя Павловой Т.А.


Сопротивление антинародному режиму – важнейшая тема

А.Солженицын еще не подошел к одной из

самых важных для него тем – теме сопротив-

ления антинародному режиму. Она стала од-

ной из важнейших в «Архипелаге ГУЛаге». Это

произведение нельзя назвать романом – это,

скорее, совершенно особый жанр художест –

венной документалистики, основным источ –

дей, прошедших ГУЛаг и пожелавших вспом –

минаниях. В определенном смысле это произ-

ведение во многом основано на националь –

ной памяти 20го столетия, включающей в себя

и страшную память о палачах и жертвах.



ния у тех, кому не хватило жизни об этом рассказать, просит прощения за

то, что он не все увидел, не все вспомнил, не обо всех догадался».

Эта же мысль выражена в Нобелевской лекции: «И мне сегодня, сопровожденному тенями павших, - как угадать и выразить, что

хотели бы сказать ОНИ?»



Это была эпоха невиданного энтузиазма. Все соседствовало, все было рядом –аресты, лагеря, упоение «коммунистической мечтой». Голод в Поволжье, на Украине и массовые праздники в больших городах. Взлет кинематографа и массовой советской песни…

  • Вы арестованы!
  • Я-а?? За что??? – вопрос, миллионы раз повторенный и никогда не получивший ответа… ЧТО ТАКОЕ АРЕСТ??

«Арест» – глава 1-я, часть 1-я – «Тюремная промышленность»

  • Что такое арест? «Это прямой

удар молнии, духовное потрясение,

вас «выволакивают, как куль, а калит ку «в прошлую жизнь

захлопывают навсегда».

Это ошибка! Разберутся!

Там же люди. И человек идет безропотно, ничего не понимая…

Еще в 1918 году Ленин провозгла сил общую единую

цель «очистки земли российской

российской от всяких вред ных

насекомых».

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТОТАЛИТАРИЗМ?


Глава 2-я – «История нашей канализации», часть 1-я – «Тюремная промышленность »

  • « Архипелаг ГУЛАГ» композиционно построен таким обра зом:

его три тома и семь частей посвящены разным островам Архипелага и разным периодам его истории.

Аресты и тюрьмы… и вот понесли тюремные каналы «кровь, пот и мочу», в которые выжаты были люди,

с тав теперь отбросами…

«Напор то выше проектного, то ниже, но НИКОГДА не прекращался.

Три самых больших потока, распиравших некогда «зловонные трубы… тюремной канализации:



Архипелаг Гулаг- русская Голгофа 20го века. Части и главы, о которых пойдет речь.

  • Часть 1 – «Тюремная промышленность».
  • Главы «Арест», «История нашей канализации», «Следствие»
  • Часть 3 – «Истребительно – трудовые».
  • Главы «Персты Авроры», «Архипелаг каменеет», «Архипелаг дает метастазы», «Туземный быт», «Придурки», «Стук-стук-стук…», «Социально-близкие», «Корабли Архипе-

лага», «Зэки как нация», «Малолетки», «Цепи-цепи…» -

ДУХОВНОЕ УМИРАНИЕ

Часть 4 – «Душа и колючая проволока».

Главы «Восхождение», «Замордованная воля». -

РЕНЕССАНС ДУШИ


Потоки и «ручейки»

ПОТОКИ И «РУЧЕЙКИ» КАНАЛИЗАЦИИ ГУЛАГа

Три самых больших потока, но были и «ручейки». Очистку

взяла на себя ВЧК – «Часовой Революции». Практиковали

ВНЕСУДЕБНУЮ РАСПРАВУ!

Поток раскулаченных, всех тех, кто составлял суть деревни,

ее энергию, смекалку, трудолюбие и совесть, без имущества,

голыми, выбрасывали в тундру и тайгу.

А город ничего бы и не заметил, если бы не потрясший их

трехлетний странный голод – ГОЛОД БЕЗ ЗАСУХИ И БЕЗ ВОЙНЫ!!!

«Потоки льются под землею, по трубам, они канализируют

ПОВЕРХНОСТНУЮ ЦВЕТУЩУЮ ЖИЗНЬ». «Кипучая, могучая,

никем непобедимая страна моя…»


Широка страна моя родная…


Статья 58-я – «Преступления государственные»

  • Борьба за власть обострилась. Сталин одного за другим убирал возможных кандидатов на первый партийный пост. Он добился

главного: вся советская общественность п о няла – страна кишмя кишит врагами, вредителями, шпионами всех мастей. Так пузырились и хлестали потоки репрессированных, и

всего- навсего одна статья УК была применена в атаке на народ.

ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ – «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ» (нигде не написано,

что она «политическая!»).


«Не перечесть всех, унавозивших ГУЛАГ…»

  • «Сталин добавил невиданные сроки по этим статьям: 15, 20, 25лет».
  • И вот «недавнего вольного, иногда гордого, всегда неподготовленного человека» следствие пытается согнуть, протащить через узкую тру бу,

где б ему драло бока крючьями арматуры, где б дышать ему было нельзя, так чтобы взмолился он …»

Достаточно личных признаний

Обвиняемого, а добывались они

такими методами…

«Сламывали волю и личность

арестанта…»



ПОДПИСКА О НЕРАЗГЛАШЕНИИ

  • Сломленный и обессиленный
  • человек подписывал фантастичес-
  • кие признания… А еще он даст
  • подписку о неразглашении методов
  • следствия, потом и лагерных поряд-
  • Солженицын всегда политик, его «ковчеги» плывут «сквозь извилистый поток проклятой Истории». С чего началось и что получилось?
  • 5сентября 1918г был издан Декрет о Красном Терроре. Кроме указаний о ма ссовых рас стрелах говорилось: «…очистить Советскую

Республику от классовых врагов путем изолирования их в лагерях».


Образцово строгий лагерь

Соловецкий монастырь


Рождение Архипелага

В 1923 году создают образцово строгий лагерь н а Соловецки х

островах (до этого процветающий монастырь), не убежишь: полгода море подо льдом, морозы, туманы, а летом –белые ночи.

«Здесь республика не советская, а соловецкая! Знайте! –вы присланы сюда не для исправления! Горбатого не исправишь!». К 1930г на островах было около 50 тысяч зэков. Так родился Архипелаг.

Лагерь создан ради убийства. Нацелен

на погубление в Человеке его главного-

внутреннего мира: мысли, совести, памяти.


Соловецкие опухоли разрастаются…

Архипелаг, родившийся и созревший на Соловках, начал свое злокачественное движение по стране в далекие гиблые местаоткрывать новые лагеря. «Труд-чародей» помогал «исправлять»(или истреблять) зэков. Прокла-дывали дороги в местах, «считавшихся когда-то почти неосуществимыми». Дорожное строительство по Карело-Мурманскому краю в 1926 выполнено на 105тысяч рублей, в 1930 –на 6 млн!

«Труд – чародей»!!!






Попавшие на Архипелаг после войны …

  • Сначала здесь оказались окруженцы.

(это те самые, кого первыми провожали на войну, кто принял тяжелейшие танковые удары немцев,сколько-то времени провели в окружении и вышли оттуда.) А потом гражданские, побывавшие под немцами или у немцев, за ними – военнослужащие, побывавшие в плену (58-я-Измена Родине)


« Провинив шиеся нации »

«Провинились» целые нации:калмыки,чеченцы, ин -г уши, балкар ы, карачаевцы, крымские татары – их в 24 часа переселяли вСибирь, в Казахстан, на Север.



Заимствованный « опыт »

  • Зонные полосы укреплялись колючей проволокой, ставились пулеметы. Затем откровенно заимствовали ценный гитлеровский опыт с номерами:

белые тряпочки 8х15 на спине, на груди, надо лбом, на шапку. Надзиратели окликали по номерам. Еще и собаками травили.




Общих работ не перечесть…

  • Труд заключенных был экономически выгодным. Для работ в отдаленных местах, где не нужно строить школ,жилья, больниц, платить зарплату – вот для этого пришелся труд зэков. Кто будет работать на лесоповале по 10 часов при 30-ти градусном морозе, без выходных, да еще до леса дойти надо (7 км) и обратно.

Беломорканал построен без всякой техники; Волгоканал – к иркой, лопатой, тачкой (128 км длиной); корчевали пни зимой; работали в рудниках по 12часов и, отравляясь силикатом, умирали через 4месяца; в тундре прокладывали телефонную связь и многое другое.


  • Почему и х нужно избегать?
  • «А на них ведь 80% всех
  • зэков!
  • И ВСЕ УМИРАЮТ! ВСЕ!!!
  • И привозят новы х взамен опять на общие работы…» «Общих работ не перечесть: носилки таскать, кирпичи разгружать голыми руками (покров кожи быстро снимается с пальцев), ломать из карьеров камень и уголь… Дапросто землю грызть… на дороге Тайшет-Абакан при 40 градусах мороза – киркой и лопатой…Тоннели можно рубить для дорог… плавить руды…лить металл…Три недели лесоповала называли сухим расстрелом.

  • Три недели лесоповала
  • называли сухим
  • РАССТРЕЛОМ!!!
  • Работали в лесу до полу-
  • ночи, при прожекторах,
  • чтобы лишь перед утром
  • сходить в лагерь съесть
  • ужин вместе с завтраком и

снова в лес. (Замерзших

списывали, ползущих на четвереньках,не могущих идти -

конвой ПРИСТРЕЛИВАЛ…)



Мы – молодежь Советского Союза! Мы радостно живем и созидаем во имя всего человечества!

  • Национальными «ручейками»
  • стали потоки детей врагов народа
  • (подрастают, мстить еще задумают!) Статья 12 УК 1926г
  • разрешала судить детей с 12 лет, но уме ренно, не «на всю катушку» УК 1935г -судить «с применением всех мер наказания» (т.е. и расстрела тоже!)
  • Откуда взялись юные преступни КИ?
  • За карман картошки – 8 лет.

За десяток огурцов с колхозного поля -5! За стрижку колосьев (детей посылали ночью) – 8 лет!


Г УЛАГ родил звонкое нахальное слово - МАЛОЛЕТКА!

  • По 58-й статье
  • НИКАКОГО ВОЗРАСТНОГО МИНИМУМА
  • не существовало! В одной из колоний сидел даже 6-летний мальчик. Малолетки быстро врастали в лагерную жизнь: если есть зубы слабей твоих –

вырывай из них кусок, он – твой! «Кому не хочется дожить? Кто не имеет права дожить? Но в лагере «любой ценой» – это значит: ЦЕНОЙ ДРУГОГО». «В 1927 году заключенных в возрасте от

16 до 24 лет было 48% от всех заключенных! Никакой мальчик не может – остаться особой личностью – он будет растоптан,разорван…» («Малолетки».)


Шкала ценностей

  • Всем укладом своим Лагер Ь стремился смять,растлить, обессмыслить жизнь, оставив звериное цепляние за нее лю-
  • бой ценой… «Вообще у зэков вся шкала ценностей –перепрокинутая…» Автор иронизирует: «не любят своих родных островов, не патриотичны», отсутствует желание «бескорыстно трудиться для будущего», «совесть? В личном деле осталась».

«Думай. Выводи что-то из беды.»

Солженицын не скрывает, что многие, «пропитанные заразной философией блатных, «выводят» из беды гибельные результаты: самоубийство, другие решают «выжить любой ценой», теряя облик человеческий…


Ступени АРХИПЕЛАГА

  • Три тома «Архипелага» – это не подобие дан-
  • товской триады – «Ад», «Чистилище» и«Рай».
  • Здесь точней было бы назвать три другие
  • ступени: падение – жизнь на дне -воскресение
  • из мертвых. В первом томе

В первом томе две части: «Тюремная промышленность» и «Вечное движение». Здесь представлено долгое и мучитель-

ное скольжение страны по наклонной кривой террора.

Во втором томе тоже 2части: 3-я – «Истребительно-трудовые»

и 4-я – «Душа и колючая проволока». Из них часть об «истреби –

тельных» лагерях самая длинная в книге (22 главы) и самая угне-

тающе – безысходная. Особенно страницы о женщинах, полити-

ческих, малолетках, повторниках, прилагерном мире и местах

особо строгого заключения. Здесь, на кромешном ДНЕ, ПРОВЕРЯ-

ЮТСЯ доселе казавшиеся незыблемыми человеческие понятия и ценности.


Внутренняя свобода тех, кто прошел дорогами войны…

Попадающие на Архипелаг после войны вдруг начинают явственно ощущать воздух свободы –не внешней, до которой путь крайне далек, но победительной внутренней воли.

Внутреннее освобождение влечет за собой и внешнее: сперва отбирают власть у блатных, фронтовые офицеры возглавляют отчаянные попытки бежать. Наконец, восстает весь лагерь.

Главы «Когда в зоне пылает земля», «Цепи рвем на ощупь», «Сорок дней Кенгира».






«Человек спасается достоинством»

«Архипелаг ГУЛАГ»- это яростное и мощное выражение протеста человеческого сознания,

человеческой совести против системы террора,

насилия, лишения свободы. Это гнев и протест не

от имени каких-либо слоев, сословий, не от имени

какой-либо выделенной нации и даже не от имени

народа (хотя сам Солженицын подчеркивал: «Я пишу

за Россию безъязыкую»). А именно от имени людей

в целом, человечества, самой человечности.

Все это сделало «Архипелаг ГУЛАГ» одной из величайших в мире книг 20-го века.



«Голодомор на Украине» - Ужасным следствием Голодомора была чрезвычайно большая смертность среди детей. На сегодняшний день волнения происходят в 153 селах. Изъятие спрятанного хлеба (Донеччина, нач. 1930-ых гг. Целиком изгнана советская. Села, занесенные на «черные доски», окружались вооруженными отрядами. Вай, а забирать-то нечего было.

«Финская война» - Стойкость финской армии. «Неизвестная», «незнаменитая», «зимняя» война. На Карельском перешейке На севере и в центре Карелии На Балтийском побережье Бои в воздухе. Территориальный вопрос закрыт? Учитель истории МОУ лицей г. Лобня Паперис Александр Викторович. Основные вопросы. Контролировать Финский залив.

«Сталин» - В 1934 г. было возобновлено преподавание истории в средней и высшей школе. Влияние личности на ход истории. Началась европеизация общества. Начались массовые репрессии. Какие личностные качества повлияли на то, какой след был оставлен Сталиным. В освобождённых государствах восточной Европы были установлены просоветские коммунистические режимы,

«Политика СССР в 30 годы» - Помощь Испании в борьбе против фашизма; Антикоминтерновский пакт; Мюнхенский договор. Международная изоляция СССР. Советско-германские отношения. Советско-финская война. Внешняя политика 30-х годов. Cccр. У. Черчилль. Рост военной угрозы. Международное положение СССР в начале 30-х годов. СССР и проблемы коллективной безопасности.

«СССР в 30 годы» - Роль партии в жизни государства. Виды политических режимов: Таким образом, Культ личности – возвеличивание исторической роли одного человека. В) Построение в СССР развитого социализма. Политическая система СССР в 30-е годы. Показательные судебные процессы: (Лат. Репрессии. Сталинские репрессии обрушились на Красную Армию, потому что:

«Коллективизация сельского хозяйства» - Содержание. Появление новой власти ознаменовалось рядом насилий. Мой дед Мой отец. Роль моей семьи в коллективизации… Автор: Давыдов Григорий Русланович, уч-ся 9 «а». Роль моей семьи в годы коллективизации. Однако новая власть не спешила показать населению своё гуманное лицо. 1929 год колхоз «Гигант».

Всего в теме 33 презентации



Последние материалы сайта