Эжен Делакруа Свобода, ведущая народ, 1830 La Liberté guidant le peuple Холст, масло. 260 × 325 см Лувр, Париж «Свобода, ведущая народ» (фр … Википедия
Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие … Википедия
Эжен Делакруа Свобода, ведущая народ, 1830 La Liberté guidant le peuple Холст, масло. 260 × 325 см Лувр, Париж «Свобода, ведущая народ» (фр … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Народ (значения). Народ (также простонародье, чернь, массы) основная непривилегированная масса населения (как трудящаяся, так и деклассированная и маргинальная). К народу не относят… … Википедия
Свобода Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие · … Википедия
Свобода, ведущая народ, Эжен Делакруа, 1830, Лувр Июльская революция 1830 года (фр. La révolution de Juillet) восстание 27 июля против действующей монархии во Франции, приведшее к окончательному низложению старшей линии династии Бурбонов (?) и… … Википедия
Свобода, ведущая народ, Эжен Делакруа, 1830, Лувр Июльская революция 1830 года (фр. La révolution de Juillet) восстание 27 июля против действующей монархии во Франции, приведшее к окончательному низложению старшей линии династии Бурбонов (?) и… … Википедия
Один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращенный в основном к прошлому, И. ж. включает также изображения недавних событий,… … Большая советская энциклопедия
История одного шедевра
Эжен Делакруа. «Свобода на баррикадах»
В 1831 году в Парижском салоне французы впервые увидели картину Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах», посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. Мощью, демократизмом и смелостью художественного решения полотно произвело ошеломляющее впечатление на современников. По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул:
«Вы говорите - глава школы? Скажите лучше - глава мятежа!»
После закрытия салона правительство, напуганное грозным и вдохновляющим призывом, исходящим от картины, поспешило вернуть ее автору. Во время революции 1848 года ее вновь поставили на всеобщее обозрение в Люксембургском дворце. И вновь вернули художнику. Лишь после того, как полотно экспонировалось на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, оно попало в Лувр. Здесь хранится и поныне это одно из лучших созданий французского романтизма - вдохновенное свидетельство очевидца и вечный памятник борьбе народа за свою свободу.
Какой же художественный язык нашел молодой французский романтик, чтобы слить воедино эти два, казалось бы, противоположных начала - широкое, всеобъемлющее обобщение и жестокую в своей обнаженности конкретную реальность?
Париж знаменитых июльских дней 1830 года. Воздух, пропитанный сизым дымом и пылью. Прекрасный и величавый город, исчезающий в пороховом мареве. Вдалеке едва заметно, но гордо высятся башни собора Парижской богоматери - символа истории, культуры, духа французского народа.
Оттуда, из задымленного города, по развалинам баррикад, по мертвым телам погибших товарищей упрямо и решительно выступают вперед повстанцы. Каждый из них может умереть, но шаг восставших непоколебим - их воодушевляет воля к победе, к свободе.
Эта вдохновляющая сила воплощена в образе прекрасной молодой женщины, в страстном порыве зовущей за собой. Неиссякаемой энергией, вольной и юной стремительностью движения она подобна греческой богине победы Нике. Ее сильная фигура облачена в платье-хитон, лицо с идеальными чертами, с горящими глазами обращено к повстанцам. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой - ружье. На голове фригийский колпак- древний символ освобождения от рабства. Ее шаг стремителен и легок - так ступают богини. Вместе с тем образ женщины реален - это дочь французского народа. Она направляющая сила движения группы на баррикадах. От нее, как от источника света и центра энергии, расходятся лучи, заряжающие жаждой и волей к победе. Находящиеся в непосредственной близости к ней, каждый по-своему, выражают причастность к этому воодушевляющему и вдохновляющему призыву.
Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. В стремительном, по-мальчишески нетерпеливом движении он даже чуть опережает свою вдохновительницу. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»:
«Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. Он сновал взад и вперед, поднимался вверх, опускался вниз, снова поднимался, шумел, сверкал радостью. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина? Да, конечно, его нищета. Были ли у него крылья? Да, конечно, его веселость. Это был какой-то вихрь. Он как бы наполнял собою воздух, присутствуя одновременно повсюду... Огромные баррикады чувствовали его на своем хребте».
Гаврош в картине Делакруа - олицетворение юности, «прекрасного порыва», радостного приятия светлой идеи Свободы. Два образа - Гавроша и Свободы - как бы дополняют друг друга: один - огонь, другой - зажженный от него факел. Генрих Гейне рассказывал, какой живой отклик вызвала у парижан фигура Гавроша.
«Черт возьми! - воскликнул какой-то бакалейный торговец.- Эти мальчишки бились, как великаны!»
Слева студент с ружьем. Прежде в нем видели автопортрет художника. Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Его движение более сдержанно, более сконцентрированно, осмысленно. Руки уверенно сжимают ствол ружья, лицо выражает мужество, твердую решимость стоять до конца. Это глубоко трагический образ. Студент сознает неизбежность потерь, которые понесут повстанцы, но жертвы его не пугают - воля к свободе сильнее. За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей.
У ног Свободы раненый. Он с трудом припод нимается, чтобы еще раз взглянуть вверх, на Свободу, увидеть и всем сердцем ощутить то прекрасное, за что он погибает. Эта фигура вносит остродраматичное начало в звучание полотна Делакруа. Если образы Свободы, Гавроша, студента, рабочего - почти символы, воплощение непреклонной воли борцов свободы - вдохновляют и призывают зрителя, то раненый взывает к состраданию. Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв.Его фигура переходная. Взгляд зрителя, до сих пор завороженный и увлеченный революционной решимостью восставших, опускается вниз, к подножию баррикады, покрытому телами славных погибших солдат. Смерть представлена художником во всей оголенности и очевидности факта. Мы видим посиневшие лица мертвецов, их обнажившиеся тела: борьба беспощадна, и смерть - такой же неизбежный спутник восставших, как и прекрасная вдохновительница Свобода.
Но не совсем такой же! От страшного зрелища у нижнего края картины мы вновь поднимаем свой взгляд и видим юную прекрасную фигуру - нет! жизнь побеждает! Идея свободы, воплощенная столь зримо и ощутимо, настолько устремлена в будущее, что смерть во имя ее не страшна.
Картина написана 32-летним художником, который был полон сил, энергии, жаждой жить и творить. Молодой живописец, прошедший школу в мастерской Герена, ученика знаменитого Давида, искал собственные пути в искусстве. Постепенно он становится главой нового направления - романтизма, пришедшего на смену старому - классицизму. В отличие от предшественников, строивших живопись на рациональных основах, Делакруа стремился взывать прежде всего к сердцу. По его мнению, живопись должна потрясать чувства человека, целиком захватывать его той страстью, которая владеет художником. На этом пути Делакруа вырабатывает свое творческое кредо. Он копирует Рубенса, увлекается Тернером, близок к Жерико, любимым колористом французского мастера становится Тинторетто. Приехавший во Францию английский театр увлек его постановками трагедий Шекспира. Одним из любимых поэтов стал Байрон. Из этих увлечений и привязанностей складывался образный мир картин Делакруа. Он обращался к историческим темам, сюжетам , почерпнутым из произведений Шекспира и Байрона. Его воображение волновал Восток.
Но вот в дневнике появляется фраза:
«Почувствовал в себе желание писать на современные сюжеты».
Делакруа заявляет и более определенно:
«Хочется писать на сюжеты революции».
Однако окружающая романтически настроенного художника тусклая и вялая действительность не давала достойного материала.
И вдруг в эту серую обыденность как вихрь, как ураган врывается революция. Весь Париж покрылся баррикадами и в течение трех дней навсегда смел династию Бурбонов. «Священные дни Июля! - восклицал Генрих Гейне.- Как прекрасно было солнце, как велик был народ парижский!»
5 октября 1830 года Делакруа, очевидец революции, пишет брату:
«Я приступил к картине на современный сюжет- «Баррикады». Если я не сражался за свое отечество, то по крайней мере буду делать живопись в его честь».
Так возник замысел. Вначале Делакруа задумал изобразить конкретный эпизод революции, например «Смерть д"Арколя», героя, павшего при захвате ратуши. Но художник очень скоро отказался от такого решения. Он ищет обобщающий образ , который воплотил бы в себе высший смысл происходящего. В поэме Огюста Барбье он находит аллегорию Свободы в виде «...сильной женщины с могучей грудью, с хриплым голосом, с огнем в глазах...». Но не только поэма Барбье натолкнула художника на создание образа Свободы. Ему было известно, как яростно и самоотверженно боролись француженки на баррикадах. Современники вспоминали:
«И женщины, прежде всего женщины из простонародья - разгоряченные, возбужденные - воодушевляли, поощряли, ожесточали своих братьев, мужей и детей. Они помогали раненым под пулями и картечью или бросались на своих врагов, как львицы».
Делакруа, вероятно, знал и об отважной девушке, захватившей одну из пушек неприятеля. Потом ее, увенчанную лавровым венком, с триумфом несли в кресле по улицам Парижа под приветственные крики народа. Так уже сама действительность давала готовые символы.
Делакруа оставалось лишь художественно осмыслить их. После продолжительных поисков наконец выкристаллизовался сюжет картины: величественная фигура ведет за собой неудержимый поток людей. Художник изображает лишь небольшую группу повстанцев, живых и погибших. Но защитники баррикады кажутся необычайно многочисленными. Композиция строится так, что группа сражающихся не ограничена, не замкнута в себе. Она лишь часть нескончаемой лавины людей. Художник дает как бы фрагмент группы: рама картины обрезает фигуры слева, справа, снизу.
Обычно цвет в произведениях Делакруа приобретает остроэмоциональное звучание, играет доминирующую роль в создании драматического эффекта. Краски, то бушующие, то затухающие, приглушенные, создают напряженную атмосферу. В «Свободе на баррикадах» Делакруа отходит от этого принципа. Очень точно, безошибочно выбирая краску, накладывая ее широкими мазками, художник передает атмосферу боя.
Но колористическая гамма сдержанна. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы . Этого требовало образное решение картины. Ведь, изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. Поэтому фигуры почти скульптурны. Поэтому каждый персонаж , являясь частью единого целого картины, составляет и нечто замкнутое в себе, представляет собою символ, отлившийся в завершенную форму. Поэтому цвет не только эмоционально воздействует на чувства зрителя, но несет и символическую нагрузку. В коричнево-сером пространстве то здесь, то там вспыхивает торжественное трезвучие натурализма , и идеальная красота; грубое, страшное - и возвышенное, чистое. Недаром многие критики, даже доброжелательно настроенные по отношению к Делакруа, были шокированы новизной и смелостью картины, немыслимыми для того времени. И недаром позже французы назвали ее «Марсельезой» в живописи .Являясь одним из лучших созданий и порождений французского романтизма, полотно Делакруа остается уникальным по своему художественному содержанию. «Свобода на баррикадах» - единственное произведение, в котором романтизм с его вечной тягой к величественному и героическому, с его недоверием к действительности обратился к этой действительности, был ею вдохновлен и обрел в ней высший художественный смысл. Но, отвечая на зов конкретного события, внезапно изменившего привычное течение жизни целого поколения, Делакруа выходит за его пределы. В процессе работы над картиной он дает волю своему воображению, отметает все конкретное, преходящее, единичное, что может дать реальность, и преображает ее творческой энергией.
Это полотно доносит до нас горячее дыхание июльских дней 1830 года, стремительного революционного взлета французской нации и является совершенным художественным воплощением прекрасной идеи борьбы народа за свою свободу.
Е. ВАРЛАМОВА
1830 г.
260x325 см Лувр, Париж
«Я выбрал современный сюжет, сцену на баррикадах. .. Если я и не сражался за свободу отечества, то, по крайней мере, должен прославить эту свободу», - сообщал Делакруа своему брату, имея в виду картину «Свобода, ведущая народ» (у нас она известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Заключенный в ней призыв к борьбе против тирании был услышан и с восторгом принят современниками.
По трупам павших революционеров шагает босая, с обнаженной грудью, Свобода, зовущая за собой восставших. В поднятой руке она держит трехцветный республиканский флаг, и его цвета - красный, белый и синий - эхом звучат по всему полотну. В своем шедевре Делакруа соединил, казалось несоединимое - протокольный реализм репортажа с возвышенной тканью поэтической аллегории. Небольшому эпизоду уличных боев он придал вневременное, эпическое звучание. Центральный персонаж полотна - Свобода, соединившая величавую осанку Афродиты Милосской с теми чертами, которыми наделил Свободу Огюст Барбье: «Это сильная женщина с могучей грудью, с хриплым голосом, с огнем в глазах, быстрая, с широким шагом».
Воодушевленный успехами революции 1830 г., Делакруа приступил к работе над картиной 20 сентября, чтобы прославить Революцию. В марте 1831 г. он получил за нее награду, а в апреле выставил картину в Салоне. Картина своей неистовой силой отталкивала буржуазных посетителей, которые также упрекали художника за то, что он показал только "чернь" в этом героическом действии. На салоне, в 1831 года министерство внутренних дел Франции покупает "Свободу" для Люксембургского музея. Через 2 года "Свободу", сюжет которой посчитали слишком политизированным, убрали из музея и вернули автору. Король купил картину, но, напуганный ее характером, опасным в период царства буржуазии, приказал спрятать, свернуть в рулон, затем возвратить автору (1839). В 1848 году картину требует Лувр. В 1852 - Вторая империя. Картину опять считают подрывной и отправляют в запасник. В последние месяцы Второй империи "Свободу" снова рассматривали как великий символ, и гравюры с этой композиции служили делу республиканской пропаганды. Через 3 года ее извлекают оттуда и демонстрируют на всемирной выставке. В это время Делакруа переписывает ее вновь. Возможно он делает темнее ярко-красный тон колпака, чтобы смягчить его революционный вид. В 1863 году Делакруа умирает у себя дома. И через 11 лет "Свобода" снова выставляется в Лувре.
Сам Делакруа не принимал участия в «трех славных днях», наблюдая за происходящим из окон своей мастерской, но после падения монархии Бурбонов решил увековечить образ Революции.
Подробное рассмотрение картины:Реализм и идеализм. |
|
Образ Свободы мог быть создан художником под впечатлением, с одной стороны, от романтической поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда», а с другой, от античной греческой статуи Венеры Милосскои, только-только в то время найденной археологами. Впрочем, современники Делакруа ее прообразом считали легендарную прачку Анну-Шарлотту, вышедшую на баррикады после гибели своего брата и уничтожившую девятерых швейцарских гвардейцев. |
|
Эту фигуру в высоком котелке довольно долго считали автопортретом художника, однако сейчас ее соотносят с Этьеном Араго, фанатичным республиканцем и директором театра «Водевиль». Во время июльских событий Араго снабжал повстанцев оружием из реквизита своего театра. На полотне Делакруа этот персонаж отражает участие буржуазии в революции. |
|
На голове Свободы мы видим ее традиционный атрибут - конический головной убор с острой верхушкой, называемый «фригийским колпаком». Такой головной убор носили в свое время персидские солдаты. |
|
В сражении участвует и уличный мальчишка. Его вскинутая вверх рука с пистолетом повторяет жест Свободы. Возбужденное выражение лица сорванца подчеркивает, во-первых, падающий сбоку свет, а во-вторых, темный силуэт головного убора. |
|
Фигура размахивающего клинком мастерового символизирую ет рабочий класс Парижа, который сыграл ведущую роль в восстании. |
|
Мертвый брат
|
Недавно наткнулся на картину Эжена Делакруа "Свобода, ведущая народ" или "Свобода на баррикадах". Картина написана по мотивам народного бунта 1830 г. против последнего из династии Бурбонов Карла Х. Но эту картину относят к символу и образу Великой Французской Революции.
А давайте мы этот "символ" Великой Французской Революции рассмотрим подробно с учётом фактов об этой Революции.
Итак справа налево: 1) - светловолосый европеец с благородными чертами лица.
2) с оттопыренными ушами, очень похожий на цыгана, с двумя пистолетами кричит и бежит вперёд. Ну, подросткам всегда хочется в чём-то себя самоутвердить. Хоть в игре, хоть в драке, хоть в бунте. Но на нём белая офицерская лента с кожаной сумкой и гербом. Так что, возможно, что это личный трофей. А значит этот мальчик подросток уже убивал.
3) и с удивительно СПОКОЙНЫМ ЛИЦОМ , с французским флагом в руке и фригийским колпаком на голове (типа - я француженка) и оголённой грудью. Тут невольно вспоминается участие парижских женщин (возможно, что проституток) во взятии Бастилии. Разгорячённые вседозволенностью и падением законности и порядка (т.е. опьянённые воздухом свободы), женщины в толпе бунтовщиков вступили в перепалку с солдатами на стенах крепости Бастилия. Они стали оголять свои интимные места и предлагать себя солдатам- "Зачем в нас стрелять? Лучше бросьте оружие, спуститесь к нам и "любите" нас! Мы дарим вам свою любовь в обмен на ваш переход на сторону восставшего народа!" Солдаты выбрали бесплатную "любовь" и Бастилия пала. Про то, что голые задницы и письки с сиськами парижанок взяли Бастилию, а не штурмующая революционная толпа, об этом сейчас молчат, чтоб не портить мифологизированную "картину" "революции". (Чуть не сказал - "Революции достоинства", ибо вспомнились киевские майдауны с окраинскими флагами.). Получается, что "Свобода, ведущая народ", это хладнокровная семитская женщина лёгкого нрава (голая грудь) замаскированная под француженку.
4) взирающий на голую грудь "Свободы". Грудь - красивая, и возможно, что это последнее, что он видит в своей жизни красивого.
5) ,- сняли куртку, сапоги и штаны. Причинное место его "Свобода " видит, а от нас оно скрыто ногой убитого. Бунты, ой, революции, они всегда не без грабежа и раздевания.
6) . Лицо слегка отрешённо. Волос чёрный и кучерявый, глаза слегка на выкате, крылья носа приподняты. (Кто в курсе, тот понял.) Как только у него цилиндр на голове в динамике боя не свалился и даже так прекрасно сидит на голове? В общем, этот молодой "француз" мечтает о перераспределении общественного богатства в свою пользу. Ну или в пользу своей семьи. Наверное не хочет стоять в лавке, а хочет быть как Ротшильд.
7) За правым плечом буржуа в цилиндре, находится,- с саблей в руке и пистолетом за поясом, и белой широкой лентой через плечо (похоже, что снятой с убитого офицера), лицо - явно южанина.
Теперь вопрос,- где французы, которые как-бы европейцы (европеоиды) и которые как-бы делали Великую Французскую революцию??? Или уже тогда 220 лет назад французы были все поголовно тёмными "южанами"? Это при том, что Париж не на Юге, а на Севере Франции. Или, это не французы? Или это те, кого называют "вечные революционеры" в любой стране???
100 шедевров живописи. Самые известные картины в мире
... или «Свобода на баррикадах» - картина французского художника Эжена Делакруа.
Кажется, он создан одним импульсом.
Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму
Реставрации монархии Бурбонов.
Это финальный штурм. Толпа сходится к зрителю в облаке пыли, размахивая оружием. Она пересекает баррикаду и ворвалась в вражеский лагерь. Во
главе стоят четыре фигуры в центре женщина. Мифическая богиня, она ведет их к Свободе. Солдаты лежат у их ног.
Действие поднимается в пирамиде, согласно двум плоскостям: горизонтальные фигуры у основания и вертикальные, крупным планом.
Изображение становится памятником. Стремительное прикосновение и стремительный ритм сбалансированы.
Картина сочетает в себе аксессуары и символы - историю и вымысел, реальность и аллегорию.
Аллегории Свободы - это живая и энергичная дочь народа, которое воплощают восстание и победу. Одетая в фригийскую
кепу, плывет на ее шее, она даёт вспомнить революцию 1789 года. Флаг, символ борьбы
разворачивается со спины сине- бело - красному. От тьмы до яркого, как пламя.
Ее желтое платье, чей двойной пояс плавает на ветру, скользит ниже ее груди и напоминает старинные драпировки. Нагота - это эротический реализм и
ассоциируется с крылатыми победами. Профиль - греческий, нос прямой, рот щедрый, подбородок нежный. Исключительная женщина среди
мужчин, решительная и благородная, повернув голову к ним, она ведёт их к окончательной победе. Фигура профиля освещено с право.
Опираясь на ее обнаженную левую ногу, которая выступает из ее платья, огонь действия преображает ее. Аллегория - настоящий
герой борьбы. Винтовка, которую она держит в левой руке делает ее реалистичной.
Справа, перед фигурой Свободы мальчик. Символ молодости восстает как символ несправедливости. И мы вспоминаем персонаж Гавроша в романе Виктора Гюго "Отверженные"
Впервые «Свобода, ведущая народ» была выставлена в Парижском салоне в мае 1831 года, где картина была восторженно
принята и тотчас куплена государством. Из-за революционного сюжета полотно на протяжении последующей четверти века не выставлялось на публике.
В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу. На голове у неё - фригийский колпак, в правой руке - флаг
республиканской Франции, в левой - ружьё. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые
с «голой грудью» шли на врага. Фигуры вокруг Свободы - рабочий, буржуа, подросток - символизируют единство французского народа
во время июльской революции. Некоторые искусствоведы и критики предполагают, что в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини художник изобразил себя.
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн
/ Учет запасов Нормативно-справочная информация: подсистема учета запасовВсю нормативно-справочную информацию, которая используется для отображения операций с запасами, можно условно поделить на две группы:Объекты аналитического учета операций с запасами