Жизненные принципы и убеждения базарова. Базаров и его мнимые единомышленники стремление доказать все собственным путем

29.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Базаров представляет собой силу,

которой могли бы позавидовать

люди каждого поколе-ния.

М. Салтыков-Щедрин

Выйдя в свет в 1862 году, роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» вызвал целую волну разнообразных, часто проти-воречивых откликов. Важно то, что никто из читателей, современников Тургенева, не мог остаться равнодушным к этому произведению. Однако роман актуален и сегодня, он волнует наши сердца, заставляет думать.

Я считаю, что главный герой этого произведения — Евгений Базаров — неординарный и очень сильный человек, мне близки многие его взгляды, интересна его судьба.

Это был «человек высокого роста в длинном балахоне с кистями». Длинное и худое лицо с широким лбом, боль-шими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета «выражало самоуверенность и ум». Вне-шность выдает в Базарове незаурядную личность, умную, решительную, но сдержанную. Красные руки без перчаток говорят о том, что Евгений привык и даже любит рабо-тать.

Действительно, познания Базарова в естественных на-уках высоки, он изучает химию, физику, медицину, зооло-гию, ботанику. Не желая ничего принимать на веру, этот человек добывает знания, постоянно проверяя их опыт-ным путем.

Занимаясь самообразованием и самовоспитанием, Ба-заров пришел к выводу, что принципы и догмы прошлого века уже устарели, и он пошел наперекор существующему строю: «А мы драться хотим!»

Наиболее полно Евгений раскрывается в схватке с Пав-лом Петровичем Кирсановым, и это столкновение двух поколений (по жизненным принципам и убеждениям) дает интересные результаты. Базаров является новой, разруши-тельной, освобождающей силой, в то время как Кирсанов — холодной, реакционной силой прошлого.

Евгений прав, когда говорит, что народу нужна воля и кусок хлеба, а не иностранные слова и пылкие речи. Он умеет разговаривать с мужиками и вызывать их симпатию и доверие. С другой стороны, он презирает народ, «коли он заслуживает презрения», за косность взглядов и невеже-ство, однако никогда не отрекается от него: «Он русский, а разве я сам не русский?»

Мне нравится в Базарове верность своим принципам, твердость убеждений, которые он замечательно умеет от-стаивать.

И все же, холодный и рациональный, Базаров мне ка-жется немного искусственным, поскольку все его эмоции подчинены строгому контролю разума. Но вот в его жизнь пришло чувство, которого он не ожидал в своем сердце и над которым всегда язвительно смеялся. Любовь перевер-нула всю его жизнь и привела к конфликту с самим собой, а такой Базаров вызывает у меня сочувствие и жалость. Имея высокие цели, Евгений убежден, что нельзя ставить всю жизнь на карту из-за женской любви, тем более нельзя раскисать от неудач, но не так-то просто освободиться от сильного чувства...

Неоднозначна и любовь Базарова к родителям, не все-гда проявляемая из-за разницы во взглядах и целях в жизни, иногда обидно-отчужденная, но на самом деле глу-бокая и нежная. Материал с сайта

Единственное, с чем я в корне не согласен, так это отно-шение Евгения к поэзии, музыке, живописи, вообще к ис-кусству, которые он считал чепухой, «художеством», «гни-лью», бесполезным занятием. Но ведь искусство всегда вдохновляло людей, утешало, радовало, поддерживало и возвышало, помогало пережить тяжелые и критические минуты — как же отказаться от него?! Да и потребитель-ское отношение Базарова к природе меня не устраивает. Однако в остальном, на мой взгляд, в облике Евгения Ба-зарова были собраны все те качества, которые характери-зовали демократически настроенных людей.

Роман был написан в то время, когда обозначился идей-ный разрыв между общественными классами, Базаров же представил собой то новое поколение, которое будет бо-роться за свое счастье и свою свободу. Он показал, что наступает новое время, и дети, в отличие от своих родите-лей, будут другими.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чем вам близок и интересен базаров
  • чем близок базаров людям 21 века
  • Занимаясь самовоспитанием базаров
  • что мне близко в базарове и в чем я с ним не согласна
  • самовоспитание базарова

Ниже — пример итогового сочинения для 11 класса по теме «Верность и измена своим убеждениям» с аргументами из литературы.

«Верность и измена своим убеждениям»

Вступление

Верность и измена – понятия абстрактные, применимые к различным областям жизни человечества. Каждый сам решает быть ли ему верным своему государству, друзьям, любимым, себе.

Проблема

На мой взгляд, самая крайняя степень предательства – предательство самого себя, измена своим принципам, убеждениям. Если человек пошел на такую измену, от него можно ожидать чего угодно: люди сильные могут сломаться, заболеть от чувства вины, а слабые, возможно, даже не поймут, что натворили.

Тезис №1

Люди делятся на две категории. На одних можно положиться в любой ситуации, под страхом смерти они не предадут ни себя, ни близких, ни страну. Другие же при малейшей опасности готовы подставить кого угодно, оговорить, оклеветать, лишь бы выйти сухими из воды.

Аргументация

Так в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» сталкиваются герои с кардинально противоположными взглядами на жизнь. Петя Гринев – сильный духом, верный себе и своему слову, бесстрашный человек. Он в любой ситуации готов пожертвовать собой ради спасения окружающих, не боится на равных разговаривать с предводителем разбойников Пугачевым. Под страхом смерти он не предает своих убеждений, остается верным своему слову и Родине.

Швабрин же, близкий Гриневу по возрасту и воспитанию, не гнушается хитростью, шантажом и предательством, чтобы добиться любви Маши и сохранить свою жалкую жизнь. В результате, настоящим героем предстает перед читателями Петя Гринев, награжденный за стойкость духа любовью замечательной девушки Маши Мироновой, которая впоследствии спасла его от казни. Швабрин же, несмотря на свои козни, находит лишь смерть.

Вывод

Только человек, верный себе и слову, способен многого достичь и быть счастливым в жизни. Судьба рано или поздно накажет тех, кто был слаб и предал законы морали.

Тезис №2

Особенно трогательно и ценно, когда люди вопреки своим чувствам и желаниям следуют тем убеждениям, которые сформировались у них на протяжении многих лет.

Аргументация

С такой силой преданности себе мы сталкиваемся в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня романа настолько наделена волей, что отказала любимому человеку, Евгению Онегину, не желая причинять боли мужу. Она говорит: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Такая верность себе удивила даже Пушкина, когда он заканчивал роман и понимал, что иначе поступить героиня не могла. Если бы Татьяна поступила по-другому, она была уже не той девушкой, которую полюбил Онегин.

Вывод

Верность себе – залог уважения и восхищения окружающих. Это то, что делает нас цельными, сильными. Лишь человек, уважающий себя, способен вызвать уважение других.

Тезис №3

Порой человек не сразу находит себя. Он может долго пребывать в поиске, меняя взгляды на жизнь.

Аргументация

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» дружба двух молодых людей – Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова – строилась на общности интересов и убеждений. Они были настоящими нигилистами, отрицающими семью, любовь, природу, искусство… Но когда Аркадий влюбился, он понял, что невозможно отрицать чувства, которые его переполняют. Он женился и стал настоящим семьянином, постепенно забыв дружбу с Евгением. Я думаю, в этом случае Аркадий не предал себя, напротив, он нашел себя настоящего.

Вывод

Иногда требуется время, чтобы понять, кто ты на самом деле и что для тебя действительно важно.

Заключение (общий вывод)

Верность самому себе важнейшее качество, делающее человека гармоничным, полноценным, способным на правильные действия в любой ситуации. Изменять своим взглядам нельзя, иначе выстоять в жизни не получится.

Ползикова Алина

сочинение по роману Тургенева И.С.

Скачать:

Предварительный просмотр:

В центре романа «Отцы и дети» - образ нового общественного деятеля – впервые активного русского общественного деятеля. Базаров – «переходной» тип новых людей, он не живет еще сам для великого дела, он только подготавливает его. Для Тургенева главное – проверка сил Базарова. Она – во многих ситуациях романа и даже в самой смерти героя. Трагедия его в том, что герой «рано родился».

Базаров был задуман как лицо трагическое, фигура обреченная в конечном счете. В письме К. Случевскому от 14 апреля 1862 года Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…». В этом же письме Тургенев еще два раза акцентирует эту мысль: «Приданные ему (Базарову) качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежностей». «Смерть Базарова должна была, по-моему, наложить последнюю черту на трагическую фигуру» (Пустовойт 1991: 31).

Итак, трагизм, пессимизм, обреченность Базарова в результате его столкновения с действительностью – все это входило в авторский замысел, хотя далеко не охватывало его целиком. Образ Базарова был задуман Тургеневым как образ просветителя из демократического лагеря, борца против невежества, суеверий. Смертью Базарова Тургенев хотел поведать читателю о многом. Характерен настойчивый интерес Тургенева к концовкам своих романов: это для писателя не просто литературная техника, прием, а разговор о главном – о судьбах русского классического романа.

Следственно, у грустного финала «Отцов и детей», как и у финалов других романов Тургенева, имеется своя творческая «сверхзадача», свое место в тургеневской прозе: он явственно перекликается и с повестями и с позднейшими стихотворениями в прозе. А это, в свою очередь, указывает на характерные особенности построения тургеневского романа, существенно отличающегося от романов Льва Толстого, Достоевского и Гончарова.

В тургеневских романах мы встречаемся с новыми принципами организации художественного целого. Сам Тургенев указал на это, начал свою работу над романом «Отцы и дети» с финала - смерти Базарова.

Пафос трагизма, которым овеяна сцена смерти Базарова, основан на невозможности реализации идеала Базарова не только из-за трагически сложившихся обстоятельств его жизни, но и по причине нежизнеспособности его идеи.

Для Базарова неразрешимость конфликта проявляется в стремлении сохранить верность своим принципам и невозможности заглушить голос «бунтующего сердца». И вот теперь отпала необходимость скрывать истинные свои чувства, «великое сердце», в котором есть любовь и к России, и к родителям, и к женщине.

Тургенев предоставляет Базарову возможность осознать, что он обречен, принять неизбежность близкой смерти, чтобы выявить в нем всю силу, всю мощь и величие личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров должен перед лицом смерти совершить все, на что способен.

Тургенев дает Базарову время осознать, что он обречен, принять неизбежность близкой смерти. Зачем потребовалась автору такая смерть героя? Чтобы выявить в нем всю силу, всю мощь его личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров должен перед лицом смерти совершить все, на что способен. В своей неудавшейся жизни Базаров во многом неповинен: он и сам понимает, что пришел в мир раньше времени, то есть раньше, чем его силы и ум могли бы послужить не разрушению, а созиданию.

Могила Базарова описана торжественно, грустно и величественно; Тургенев, прощаясь со своими героями, еще раз отчетливо выразил свое к отношение к ним, которое точно описал критик Н. Н. Страхов: «Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость... Иначе в самой победе не было бы силы и значения» .

И Базаров мужественно взглянул в лицо смерти, которая во все времена одинакова. Мы слышим три монолога-исповеди, и в каждом из них поднимаются глубокие философские вопросы: назначение человека в жизни, тема будущего России, вопросы любви, жизни и смерти. В каждом монологе звучит ирония Базарова над самим собой, выраженная в народных поговорках, что помогает герою не потерять самообладание и свидетельствует о силе его характера («попал под колесо», «старая штука смерть», «обломаю дел много», «вилять хвостом не стану», «мертвый живому не товарищ», «днем с огнем не сыскать»).

Перед лицом смерти Базаров искренен и честен перед собою. Отпала необходимость скрывать свои чувства по отношению к родителям, любимой женщине. Не случайно автор здесь предоставляет слово самому герою. Форма исповеди придает повествованию исключительный драматизм и напряженность. Автору нет необходимости комментировать эмоциональное состояние героя, так как оно передано с помощью особенностей построения его речи (неровности, паузы, выраженные многоточиями, быстрые и несвязные переходы от одних мыслей к другим).

Речь Базарова образна, поэтична там, где раскрываются лучшие стороны его души и сердца, - способность любить, глубоко чувствовать: «Какая вы славная! И теперь вот вы стоите… такая красивая!» «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Это ритмическая проза, близкая повествовательной манере стихотворений в прозе. Гибелью Базарова роман не кончается. Автор показывает, что жизнь продолжается, над ней не властны никакие теории. И, какими бы люди ни приходили в мир, как бы страстно ни желали они перевернуть жизнь, как бы ни отрицали духовное начало, они уходят, исчезают, а остается то, что вечно: любовь, дети, земля, небо и безутешные двое у могилы сына. Цветы, растущие на могиле Базарова, говорят о «великом спокойствии» равнодушной природы; они говорят также о вечном примирении сиюминутной жизни на земле и бесконечной жизни.

Треть эпилога занимают картины природы, которые, как обычно у Тургенева, гармонируют с чувствами и переживаниями героев или оттеняют их. Природа как бы становится главным действующим лицом в нравственно-психологической ситуации, в которой оказываются герои в эпилоге.

Природа у Тургенева проста, открыта в своей реальности и естественности и бесконечно сложна в проявлении таинственных, стихийных, часто враждебных человеку сил. Однако в счастливые минуты она для человека – источник радости, бодрости, высоты духа и сознания.

«Заслуга Тургенева состоит в создании образа гениального художника, создавшего музыкальное произведение, раскрывающее всю глубину мира как торжествующей гармонии» - писала критик Г.Б. Курляндская. Всемирная гармония – это одна из открытых тайн, которые мы все видим и не видим. Гармония вселенская возникает, потому что, по Тургеневу, каждая точка в природе связана с другими, хотя и стремится жить для себя.

Искания Тургенева-романиста в сфере поэтики, его многосмысленные открытые финалы и сегодня сохраняют значение живой классической традиции и потому многое определяют в движении русского романа, всей литературы XX века. Очевидна важность романов И.С. Тургенева для всей последующей русской литературы. Чеховские знаменитые «открытые» финалы пьес и бунинское элегическое начало ведут свою родословную от элегических концовок тургеневских романов и в свою очередь оказывают воздействие на советскую драматургию, прежде всего на театр А. Вампилова.

"Быть подлинным - значит быть верным самому себе", - писал Ошо. Нельзя не согласиться с этим высказыванием. Человек, сохраняющий верность своим принципам и убеждениям, идеалам и верованиям, является подлинным. Он честен по отношению к себе и другим людям, не притворяется, не лицемерит и уж тем более никогда не прогибается под мнение окружающего общества. Такой человек сохраняет свою уникальность, неповторимость и индивидуальность в любой ситуации.

Вспомним героя романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". В образе Евгения Базарова мы видим сильного и волевого человека. Базаров - нигилист, отрицающий любые авторитеты, чувства и эмоции и относящийся ко всему критически. Это отрицание носило революционный характер, заключавшийся в борьбе с барством и господствующим классом. Базаров сумел сохранить верность своим нигилистическим взглядам в обществе либералов Кирсановых.

Больше всего ему противостоит аристократ Павел Петрович, вступающий с Евгением в идеологический спор и выражающий пренебрежение к нигилизму и экспериментам в естественных науках. Несмотря на это, Базаров отстаивает свою точку зрения до конца, говорит прямо и начистоту, оставаясь истинным и подлинным.

Однако на протяжении жизни убеждения и взгляды человека могут меняться. По мере взросления и становления человека как личности представления о мире и жизненных ценностях претерпевают изменения. Но это не означает измены самому себе, если не ведет к нравственному разрушению человека. Переоценка ценностей порой бывает просто необходима человеку, чтобы осознать свое истинное предназначение.

Подтверждение этому находим в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Андрей Болконский находится в поиске своего предназначения. Его принципы и убеждения неодинаковы на разных этапах жизненного пути. Например, в начале романа он грезит о славе и видит своим кумиром Наполеона, но после Аустерлицкого сражения он разочаровывается в своих идеалах и изменяет свою точку зрения относительно жизненных ценностей. Подобные изменения происходят и у Пьера Безухова, который разочаровывается сначала в светской жизни, а потом и в масонстве, осознав их пустоту и никчемность. Однако это не духовная деградация героев, напротив, они эволюционируют, становятся сильнее духом, стремятся к истинным ценностям и нравственным ориентирам.

Таким образом, верность себе и своим идеалам означает подлинность человека и характеризует его как сильную личность и яркую индивидуальность. Однако если он меняет свои взгляды и убеждения в лучшую сторону, то это делает его еще сильнее, укрепляет веру в себя и собственные возможности.

Янв 28 2015

Базаров представляет собой силу, которой могли бы позавидовать люди каждого поколения. М. Салтыков-Щедрин Выйдя в свет в 1862 году, И. С. Тургенева “Отцы и дети” вызвал целую волну разнообразных, часто противоречивых откликов. Важно то, что никто из читателей, современников Тургенева, не мог остаться равнодушным к этому произведению. Однако роман актуален и сегодня, он волнует наши сердца, заставляет думать. Я считаю, что главный герой этого произведения - Евгений Базаров - неординарный и очень сильный , мне близки многие его взгляды, интересна его судьба.

Это был “человек высокого, роста в длинном балахоне с кистями”. Длинное и худое лицо с широким лбом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета выражало самоуверенность и ум. Внешность выдает в Базарове незаурядную , умную, решительную, но сдержанную. Красные руки без перчаток говорят о том, что Евгений привык и даже любит работать. Действительно, познания Базарова в естественных науках высоки, он изучает химию, физику, медицину, зоологию, ботанику.

Не желая ничего принимать на веру, этот человек добывает знания, постоянно проверяя их опытным путем. Занимаясь самообразованием и самовоспитанием, Базаров пришел к выводу, что принципы и догмы прошлого века уже устарели, и он пошел наперекор существующему строю: “А мы драться хотим!” Наиболее полно Евгений раскрывается в схватке с Павлом Петровичем Кирсановым, и это столкновение двух поколений (по жизненным принципам и убеждениям) даёт интересные результаты. Базаров является новой, разрушительной, освобождающей силой, в то время как Кирсанов - холодной, реакционной силой прошлого.

Евгений прав, когда говорит, что народу нужна воля и кусок хлеба, а не иностранные слова и пылкие речи. Он умеет разговаривать с мужиками и вызывать их симпатию и доверие. С другой стороны, он презирает народ, “коли он заслуживает презрения”, за косность взглядов и невежество, однако никогда не отрекается от него: “Он русский, а разве я сам не русский?” Мне нравится в Базарове верность своим принципам, твердость убеждений, которые он замечательно умеет отстаивать.

И все же, холодный и рациональный, Базаров мне кажется немного искусственным, поскольку все его эмоции подчинены строгому контролю разума. Но вот в его пришло чувство, которого он не ожидал в своем сердце и над которым всегда язвительно смеялся. Любовь перевернула всю его жизнь и привела к конфликту с самим собой, а такой Базаров вызывает у меня сочувствие и жалость. Имея высокие цели, Евгений убежден, что нельзя ставить всю жизнь на карту из-за женской любви, тем более нельзя раскисать от неудач, но не так-то просто освободиться от сильного чувства…

Неоднозначна и любовь Базарова к родителям, не всегда проявляемая из-за разницы во взглядах и целях в жизни, иногда обидно-отчужденная, но на самом деле глубокая и нежная. Единственное, с чем я в корне не согласен, так это с отношением Евгения к поэзии, музыке, живописи, вообще к искусству, которые он считал чепухой, “художеством”, “гнилью”, бесполезным занятием. Но ведь искусство всегда вдохновляло людей, утешало, радовало, поддерживало и возвышало, помогало пережить тяжелые и критические минуты - как же отказаться от него?!

Да и потребитель-, ское отношение Базарова к природе меня не устраивает. Однако в остальном, на мой взгляд, в облике Евгения Базарова были собраны все те качества, которые характеризовали демократически настроенных людей. Роман был написан в то время, когда обозначился идейный разрыв между общественными классами, Базаров же представил собой то новое поколение, которое будет бороться за свое и свою свободу.

Он показал, что наступает новое время, и дети, в отличие от своих родителей, будут другими.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Чем мне близок и интересен Базаров(по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) . Литературные сочинения!

Последние материалы сайта