Двадцать четыре прелюдии и фуги из жизни сергея слонимского

28.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
979-0-66000-781-5 Слонимский С. 24 прелюдии и фуги для фортепиано. Тетрадь 2, издательство "Композитор" Санкт-Петербург

24 прелюдии и фуги - великолепный подарок юным музыкантам и состоявшимся пианистам от мастеровитого полифониста и великолепного музыкального стилиста Сергея Слонимского. Пожалуй, что выбранный жанр как никакой другой предполагает шикарную возможность для интеллектуальной «игры», демонстрирующей безграничный стилевой и жанровый кругозор, владение разнообразными полифоническими приемами, мастерство в конструировании индивидуального музыкального материала на основе необарочных, неоклассических и современных техник музыкального письма. Отсюда так интересно разгадывать тайны, шифры и символы, заложенные в этой музыке.
Слонимский легко маневрирует между генетически, стилистически противоположными формами, жанрами, музыкальными ладами. Художественный диапазон огромен: от хорального «белого» письма до царства диссонанса в контрапункте, от жанра пассакальи до архаического фольклора, от ритмической ясности до сложных ритмических перебивов (вплоть до тем, сочиненных в переменном размере), от усложненного мажоро-минора до возвращения к ренессансным ладам.
Монументальный цикл из 24 прелюдий и фуг создан композитором в 1994 году. Цикл исполняется на концертной эстраде, записан на CD, стал популярнен в учебной практике. Прелюдии и фуги охватывают все тональности квинтового круга и расположены в хроматической последовательности, как в томах «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.

Содержание:
XIII Прелюдия Фуга (3 голоса)
XIV Прелюдия Фуга (4 голоса)
XV Прелюдия Фуга (3 голоса)
XVI Прелюдия Фуга (3 голоса)
XVII Прелюдия Фуга (4 голоса)
XVIII Прелюдия Фуга (3 голоса)
XIX Прелюдия Фуга (4 голоса)
XX Прелюдия Фуга (3 голоса)
XXI Прелюдия Фуга (3 голоса)
XXII Прелюдия Фуга (4 голоса)
XXIII Прелюдия Фуга (2 голоса)
XXIV Прелюдия Фуга (4 голоса)

Количество страниц: 64.
Переплет: мягкая обложка.
Издательство: Композитор – Санкт-Петербург

Полифонический цикл в XX веке переживает свое возрождение. К жанру прелюдий и фуг обращаются многие современные композиторы. Наряду с прелюдиями и фугами создаются «Речитативы и фуги» (А.Хачатурян), «Фантазии и фуги» (Н.Полынский), различные сборники: «Полифоническая тетрадь» А.Пирумова (1982), «Музыкальное приношение» Р.Щедрина (1983), «Диатоническая полифония» Л.Бобылева (1987). Произведения в данных циклах объединяются на основе определенного композиционного замысла. Многообразны причины, которые вызывают появление новых полифонических циклов. В частности, среди них – необходимость пополнения учебно-педагогической литературы, расширение концертного репертуара пианистов, создание учебных пособий по полифонии.

Наибольшим вниманием в творчестве современных композиторов отмечен цикл «Прелюдия и фуга». Количество фуг в циклах различно, но преобладают числа 24 (дифференцированная мажоро-минорная хроматика), 12 (хроматическая система с центральным тоном), 7 («белоклавишная» диатоника, система модальных ладов).Логика развертывания тональностей в больших циклах подчинена идее замкнутости, которая выражена в хроматическом или диатоническом заполнении всех звуковых высот в объеме октавы, а также последовательном движении по квинтовому кругу.

Заслуга возрождения прелюдий и фуг в XX веке принадлежит В.П.Задерацкому , который в предвоенные годы (1937-1940) создал первый в отечественной музыке XX века полифонический цикл. При жизни композитора он не был опубликован, появился только в1983 году. Первым циклом, который получил широкое распространение в современной исполнительской практике, стал «Ludus tonalis»П.Хиндемита (1944). Он, наряду с циклами прелюдий и фуг Д.Шостаковича (1951) и Р.Щедрина (1964, 1970), принадлежит к вершинам полифонического искусства современности. Позднее появились «24 прелюдии и фуги» И.Ельчевой (1970г.), Г.Мушеля (1975г.), К.Сорокина (1975г.), «12 фуг» К.Караева (1981г.), «Прелюдии и фуги в ладах армянской музыки» Г.Чеботаряна (1979г.), цикл «24 прелюдии и фуги» С.М.Слонимского (1994г.) и другие.


Пауль Хиндемит «Ludus tonalis» (Игра тонов)

"тональные, контрапунктические и пианистические упражнения» 1942 

«Высоко ценю Хиндемита. Пусть он не всегда волнует, но мыслящему музыканту он дает чрезвычайно много»

И.Стравинский


Пауль Хиндемит – крупнейший немецкий композитор. Пауль Хиндемит – личность универсального масштаба: он дирижер, исполнитель на альте и виолеd’amore, теоретик, публицист, поэт. Хиндемит столь же универсален в композиторской деятельности: он автор симфоний, опер, музыки для электронных инструментов, для старинного струнного ансамбля. Музыкальный язык композитора вобрал в себя разнообразные экспериментальные течения XXвека и, одновременно, устремлен к истокам – Баху, Брамсу, Брукнеру. Творческий путь Хиндемита – это путь рождения новой классики: от полемического запала молодости к серьёзному и вдумчивому утверждению своего художественного кредо. Создан в 1942 году в США, куда Хиндемит эмигрировал из нацистской Германии. Поводом для создания стало приближение 200-летия завершения И.С.Бахом второго тома «Хорошо темперированного клавира».

В цикле двенадцать фуг, разделённых интерлюдиями, открывается прелюдией и заканчивается постлюдией, которая представляет точный ракоход инверсии прелюдии. Тональности следуют в порядке убывающего акустического родства тональностей. Согласно своей теории Хиндемит расположил тональности в следующем порядке:

Тональный план цикла в целом выглядит следующим образом:

Прелюдия Постлюдия

C - Fis Fis - C Фуги

C G F E Es As D B Des H Fis

Интерлюдии

C-G G-C F-E A-E B - Es As-D D-B B-Ges Cis-H H-Cis

Каждый из 12 звуков представлен только одной фугой, так как, согласно теории Хиндемита, мажор и одноименный минор образуют единую тональность. Композитор указывает лишь основной тон (in C, in D) и отказывается от ключевых знаков. Все фуги – трёхголосные, что определяет фактурную целостность цикла. Фуги чередуются по принципу контраста темпа и характера. Интерлюдии как бы «рассеивают» тематический материал предыдущей фуги, тематически и эмоционально готовят следующую фугу. Поэтому «Ludustonalis» Пауля Хиндемита не предусматривает изолированного исполнения отдельных фуг. Композитор скрепил конструкцию цикла вступительной прелюдией и заключительной постлюдией, которая представляет точный ракоход инверсии прелюдии. Образуется интересная, художественно убедительная и прочная композиционная арка.


Ориентация на полифонические традиции барокко обусловила ряд общих черт с произведениями И.С.Баха:

  • циклы состоят из фуг, которые чередуются с пьесами свободного характера (прелюдии – у Баха, интерлюдии – у Хиндемита);
  • фуги размещены в порядке, определяемом актуальными для своего времени теоретическими принципами (хроматическая равномерная темперация – у Баха, система акустического родства звуков – у Хиндемита);
  • циклы построены на сопоставлении контрастных образов, которые являются следствием широких художественных обобщений музыки определённых эпох;
  • «LudusTonalis» – вершина полифонического мастерства Пауля Хиндемита. Подобно «Искусству фуги» Баха, демонстрирует сложную полифоническую технику (например, техника зеркального и ракоходного контрапункта)

Дмитрий Шостакович

«24 прелюдии и фуги» для фортепиано 1951

«Музыкальный гений Баха мне особенно близок. Мимо него невозможно пройти равнодушно…Каждый день я играю одно из его произведений. Это моя насущная потребность, и постоянный контакт с музыкой Баха даёт мне чрезвычайно много»

Д.Шостакович


Цикл «24 Прелюдии и фуги» соч. 87, написанный Дмитрием Шостаковичем в короткий срок - с октября 1950 по март 1951 года, посвящен пианистке Татьяне Николаевой. Шостакович по ходу сочинения цикла приглашал Татьяну Николаеву для прослушивания каждой только что оконченной прелюдии и фуги в своем исполнении.

Толчком к написанию послужила поездка Шостаковича в Лейпциг на торжества, посвящённые 200-летию со дня смерти И.С. Баха, а также в качестве почётного члена жюри международного конкурса пианистов, в котором принимала участие и Татьяна Николаева. Под впечатлением от Международного конкурса на лучшее исполнение сочинений Баха, от торжественных юбилейных концертов (в одном из которых в качестве солиста выступил сам Шостакович), композитор задумал собственное полифоническое произведение. По его словам, он задумал написать "нечто вроде технических упражнений в полифоническом жанре с целью совершенствования своего мастерства". Впоследствии возникла мысль написать большой цикл художественных пьес в полифонической форме по образцу «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. Цикл был создан с удивительной быстротой - за пять месяцев, что свидетельствует о колоссальном мастерстве и вдохновенной увлеченности автора. Премьера цикла, исполненного Т.Николаевой, состоялась в Ленинграде 23 декабря 1952 года.

Если рассматривать баховский цикл как утверждение художественной полноценности равномерно темперированного строя, то цикл Шостаковича - это утверждение художественной полноценности нового ладового мышления. Композитор органично сочетает в своем полифоническом письме эпоху старинных натуральных ладов и эпоху мажора и минора, вершиной которой можно считать полифоническое творчество Баха. Именно в этом синтезе возникает третий, новый тонально-ладовый ряд, необычайно расширенный и богатый по своим возможностям. Все три стиля применяются автором и изолированно и в смешении, сохраняя при этом ясность ладовой настройки. Прелюдии и фуги в цикле расположены по кварто-квинтовому кругу.

Практически всем темам цикла присуща жанровая определенность. Есть пьесы глубоко драматические и полные пессимизма (прелюдия b-moll, фуга h-moll), отличающиеся специфическим юмором (прелюдия H-dur, фуга B-dur) и гротеском (прелюдия fis-moll, фуга As-dur), лирические (прелюдия f-moll, фуга g-moll), на основе танцевальных ритмов (прелюдии и фуги H-dur, Des-dur), в «этюдном» стиле (прелюдия а-moll), пьесы отражающие детский мир (фуга D-dur), близкие к русской традиции (прелюдии G-dur c-moll, фуга d-moll) и опирающиеся на интересные собственные лады Шостаковича (фуги As, Es).

Цикл в целом представляет собой драматическое произведение с развёрнутым сюжетом и неповторимостью. Цикл открывается ясным прологом - фугой, которой, по определению Должанского, автор предназначал "роль знамени, символа веры всего произведения", она обладает чертами начала пути: диатонична, воплощает образ покоя и уравновешенности. Финалом стала масштабная и грандиозная двухтемная фуга d - moll . Это философский итог всего цикла.

Цикл ор. 87 сближается с симфоническими концепциями Щостаковича своей всеохватностью, образной многосторонностью, масштабом отдельных частей, их драматизмом, психологизмом, конфликтностью. Выразительные возможности фуги расширяются благодаря смелому переосмыслению тематического материала. Шостакович обновляет жанр фуги включением в него сонатных принципов, намечается тенденция к слиянию, свободной трактовке полифонических и неполифонических форм. Если прежде принципы инструментализма композитор переносил в вокальную музыку, то теперь наметился обратный процесс: явна склонность к певучести фортепианного мелодизма, оперной выпуклости.

Сочетание высокого мастерства и глубокой содержательности «Двадцати четырёх прелюдий и фуг» Шостаковича определило огромную впечатляющую силу цикла.


Родион Щедрин

«24 прелюдии и фуги» для фортепиано

Цикл «24 прелюдии и фуги» состоит из двух томов. Первый – диезные тональности – написан в 1965 году одновременно с концертом для оркестра «Озорные частушки» и оперой «Не только любовь». Образы колоритные меткие, яркие. Во втором томе, написанном в 1970 году, преобладают образы мягкие, лиричные, философские. Прелюдии и фуги расположены по кварто-квинтовому кругу с параллельными минорными тональностями. Последний цикл является инверсией первого.

Общая драматургия цикла – чередование контрастных по языку, особенностям жанра, образному строю, структуре и контрапунктической технике композиций. Прелюдии нередко представляют собой каноны, инвенции, бассо остинато, предвосхищают тему фуги (E,Es, f

Тематизм фуг отличается своеобразием. Особенно выделяются темы-речитативы, которые достигают 20 и более тактов (f,es), темы-токкаты (A,gis), темы-этюды (Es). Некоторые темы имеют четкую структуру, благодаря повторению ритма (C,h).

Ответы встречаются как традиционные (кварто-квинтовые), так и необычные: в септиму (As), в тритон (g), в терцию (h). Противосложения заполняют моменты пауз и выдержанных звуков ритмическим движением. Интермедии часто фактурно контрастируют теме, противосложениям и играют важного драматургического элемента формы. Благодаря им возможно обозначить грани формы. Развитие темы осуществляется традиционными способами: инверсия, ракоход. Встречается интонационное варьирование при сохранении ритма (C).

Форма фуг отличается разнообразием: трехчастные (C,h), с использованием канона (Es), фуга на хорал (B), фуга с чертами сонатности (G).


Сочинение Слонимского откровенно ориентировано на баховские циклы из 24 прелюдий и фуг. Он выстраивает прелюдии и фуги в цикле, подобно И.С.Баху, по восходящему хроматизму, чередуя мажорные и минорные тональности.

Тематический материал прелюдии и фуги нередко имеет одно и то же интонационное строение. Например, в прелюдии С-dur, открывающей цикл "24 прелюдии и фуги", и выдержанной в аккордовой факту­ре, которая сопровождает "простую, незамысловатую, наивную и светлую мелодию", скрыт основной мотив фуги. Таких примеров тематической связи прелюдий и фуг в сборнике немало. В одних случаях связь прелюдии и фуги выражена достаточно откровенно, в других – более опосредованно, через какую-либо яркую деталь: например, альтерированную ступень (F-dur), пентатонный строй (Fis-dur) или даже мотив (cis-moll).

Обращают на себя внимание музыкальные символы эпохи барокко. Барочные аллюзии возникают в связи с применением Слонимским характерных мелодических и ритмических оборотов этой эпохи. В некоторых номерах цикла встречаются и жанровые аналогии с танцами времён барокко: прелюдия d-moll связана с сарабандой, первая тема фуги d-moll близка жиге. Дважды в цикле Слонимского зашифрована монограмма Баха : в фуге d-moll в скрытом виде (В-Н-С-As-A-B) и в фуге Es-dur – явно (В-А-С-Н) . Эта фуга имеет порядковый номер 7 - это число, которому в эпоху барокко придавали особое значение.

Распределение фуг по количеству голосов в цикле Слонимского практически соответствует ХТК: 1 фуга двухголосная (как и у Баха), 12 трехголосных (у Баха - 11), 9 четырехголосных (у Баха - 10), 2 пятиголосные (у Баха - тоже 2). Пятиголосные фуги es-moll и f-moll интересны с точки зрения их стреттного развития. В фуге es-moll свободная часть начинается с иноладового проведения в виде стретты в параллельной тональности. Все последующие проведения в этой фуге - только стреттные. По подобию стретты весьма необычно (еще в экспозиции) выглядит пятое проведение темы фуги. С одной стороны, она звучит полностью в басовом голосе, а с другой - ее первая часть исполняется другими голосами, так что сама она оказывается как бы "разнесенной". Этот прием повторен автором и в заключительном проведении фуги: мотивы "передаются" от голоса к голосу в момент их вступления, тема подчеркнуто скандируется. Сходная модель использована и в пятиголосной фуге f-moll.

Сергей Слонимский проявил характерную для него проницательность в выборе исполнителя: Татьяна Загоровская, выступающая обычно с классико-романтическим репертуаром, была безошибочно определена им в "крестные" нового цикла и справилась с этой задачей блестяще. Великолепная пианистка, она доказала, что вполне сможет составить в будущем конкуренцию таким петербургским адептам современного репертуара, как, например, Олег Малов.

За то время, пока ожидалась премьера цикла, написанного на рубеже 1993-1994 годов, о нем немало успели поговорить. Было известно, что произведение посвящено памяти Александра Наумовича Должанского, одной из самых значительных фигур отечественной музыкальной науки и педагогики. Цикл и концерт, таким образом, имели свое петербургское измерение и свой контекст, отдав hommage целой семье петербургских музыкантов, главой которой был Должанский. Мировой контекст сочинению также был обеспечен хотя бы тем, что Слонимский вышел на поле, освоенное до него Бахом, Хиндемитом и Шостаковичем.

Успех, выпавший на долю автора, соответствовал качеству сочинения. Фуга с ее строгими конвенциями, о стимулирующей роли которых говорил Игорь Стравинский, действительно пробудила фантазию композитора: мелодическая изобретательность, фейерверк техник и виртуозность каждого кунстштюка заставляли слушателей пожалеть, что существует всего двадцать четыре тональности. Столь же точно представленный образ инструмента и природная фортепианность этой музыки подтверждали ее принадлежность перу блистательного пианиста, что обещает появление авторской исполнительской версии в записи или на концерте.

Похоже, что новая работа может сейчас претендовать на роль итоговой, точно обозначая стиль автора и концентрированно представляя Слонимского разных периодов и разных жанров. Нынешних же и будущих исследователей можно поздравить: в их распоряжении теперь находится энциклопедия творчества Сергея Слонимского, любезно предоставленная самим композитором.



Последние материалы сайта