развивается во множестве направлений, в том числе и классическом. Не смотря на то, что у многих классическая музыка ассоциируется исключительно с Моцартом и Бахом и считается уделом далекого прошлого, современные композиторы достойны не меньшего внимания. Мы выбрали десятку лучших современных творцов музыки и десятку их лучших композиций. Послушайте – вам понравится!
1. Филип Гласс (Philip Glass)
Филип Гласс является одним из знаменитейших американских композиторов. Его музыка сочетает в себе мощную энергетику таких классиков , как Бах и Шуберт , с минималистическим течением в музыке. Помимо признания в музыкальном мире, работы Гласса заняли исключительно е место и в кинематографе. Его произведения особенно известны киноманам по фильму «Часы» с Мерил Стрип и Николь Кидман в главных ролях. Композитор восхитительно передал атмосферу фильма и тонко затронул темы, которые читались между строк.
Послушайте композицию «Morning Passages».
2. Людовико Эйнауди (Ludovico Einaudi)
Людовико Эйнауди довольно известная персона в мире музыки и не только – помимо своих достижений в развитии академической музыки, он приходится внуком второго президента Италии и кавалером ордена «За заслуги перед Республикой». В музыке Эйнауди переплетаются сразу несколько музыкальных течений, которые на первый взгляд никак не могут быть классикой или сочетаться с ней. Музыка композитора стала еще более знаменита после выхода фильма «1+1» («Неприкасаемые»).
Послушайте композицию «Nuvole Bianche».
3. Ханс Циммер (Hans Zimmer)
Ханс Циммер прославился своим вкладом в популярно е искусство, а именно кинематограф и компьютерные игры. Многие из нас слышали музыку Циммера, но не знали, кто ее автор. А ведь музыка композитора может быть трогательной, торжественной, невообразимо захватывающей и даже жестокой. Вы могли наслаждаться ей во всемирно известных фильмах и мультфильмах «Человек дождя», «Король Лев», «Спирит: Душа прерий», «Гладиатор», «Пёрл-Харбор» и «Пираты Карибского моря».
Послушайте композицию «Dream Is Collapsing».
4. Йохан Йоханссон (Johann Johansson)
Йоханссон представляет композиторов-неоклассиков. Особенностью его музыки является лирика и возвышенность. Композиции заставляют нас забывать о времени и месте – они существуют вне их и дарят слушателям ощущения свободы и восторга. Помимо сольного музыкального творчества , Йохан сотрудничает со многими коллективами самых различных музыкальных направлений, вдохновляя и получая вдохновение.
Послушайте композицию «The Sun"s Gone».
5. Макс Рихтер (Max Richter)
Свою карьеру Макс Рихтер начинал как концентирующий пиантист, исполняющий музыку как классиков, так и своих современников, в том числе и уже упомянутого Филипа Гласса. С момента начала своей деятельности как композитора Рихтер явно дал понять, что он оставит заметный след в музыкальной истории и станет не только классиком, но и одним из популярнейших композиторов мира.
Послушайте композицию «On The Nature of Daylight».
6. Дастин О’Хэллоран (Dustin O’Halloran)
Дастин научился играть на фортепиано самостоятельно – он с детства был необыкновенно увлечен музыкой. Его музыка обладает тонкостью и меланхоличностью, легкостью и грустью. Даже не верится, что этот прекрасный пианист и композитор не имеет академического образования, но стал одним из знаменитых мастеров в мире музыки.
Послушайте композицию «An Form is Dead».
7. Йозеф ван Виссем ( Josef van Wissem )
Ван Виссем сейчас на волне популярности, ведь его музыка вовсю звучит с экранов кинотеатров в фильме Джима Джармуша «Выживут только любовники» с неподражаемой Тильдой Суинтон в главной роли. Композитор умело воспроизвел индустриальную тему, тему вечности, любви и мудрости цинично и романтично одновременно.
Послушайте композицию «The Taste of Blood».
8. Гуннар Мэдсен (Gunnar Madsen)
Гуннар Мэдсен – американский композитор и вокалист, попробовавший себя в игре на фортепиано и гитаре. Помимо этого , Гуннар состоял в музыкальном коллективе The Bobs, но покинув его, начав сольную карьеру композитора. Музыка Мэдсена стала широко известной благодаря звучанию в популярных фильмах и сериалах, таких как «Развод по-американски» с Винсом Воном и Дженнифер Энистон, а также культовом «Сексе в большом городе».
Послушайте композицию «Anna».
9. Кристофер Спелман (Cristopher Spelman)
Кристофер Спелман стал известен благодаря тесному сотрудничеству с кинематографом, особую популярность ему принесла работа над фильмами с известным актером Хоакином фениксом, таким как «Хозяева ночи», «Любовники» и «Иммигрантка» (в украинском прокате – «Роковая страсть»). В последнем фильме, который скоро выйдет на экраны, Спелман выступил не только в роли композитора, но и сыграл небольшую роль.
Послушайте композицию «Sola Perduta Abbandonata».
10. Боб Кристиансон (Bob Christianson)
Боб Кристиансон – американский аранжировщик и композитор, успешно сотрудничающий с кинематографом и телевидением. Наиболее известными работами Кристиансона среди современной публики, в особенности женщин, стало написание музыки для сериала «Секс в Большом городе», в частности для его финальных серий. Музыку Кристиансона смело можно назвать атмосферной, она может показаться простой и понятной, но не спешите списывать ее со счетов – в ней есть и бесшабашность, и романтизм, и экстравагантность.
Послушайте композицию «The View».
Не спешите делать выводы о классической музыке, ведь она такая же, как и привычный нам поп, рок или любая другая современная музыка – она отражает нашу жизнь, реальность, мысли, чувства и нас самих. И, пожалуй, в том и прелесть, что она не загружена словами – она настоящая и простая, как и мы.
Величайшие композиторы мира всех времен: списки в хронологическом и алфавитном порядке, справочники и произведения
Список композиторов в хронологическом порядке
1. Жоскен Депре (1450 –1521)
2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)
3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)
4. Генрих Шютц (1585 –1672)
5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)
6. Генри Пёрселл (1658 –1695)
7. Арканджело Корелли (1653 –1713)
8. Антонио Вивальди (1678 –1741)
9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)
10. Георг Гендель (1685 –1759)
11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)
12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)
13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)
14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)
15. Антонио Сальери (1750 –1825)
16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)
17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)
18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)
19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)
20. Николло Паганини (1782 –1840)
21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)
22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)
23. Джоаккино Россини (1792 –1868)
24. Франц Шуберт (1797 –1828)
25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)
26. Винченцо Беллини (1801 –1835)
27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)
28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)
29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)
30. Фридерик Шопен (1810 –1849)
31. Роберт Шуман (1810 –1856)
32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)
33. Ференц Лист (1811 –1886)
34. Рихард Вагнер (1813 –1883)
35. Джузеппе Верди (1813 –1901)
36. Шарль Гуно (1818 –1893)
37. Станислав Монюшко (1819 –1872)
38. Жак Оффенбах (1819 –1880)
39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)
40. Сезар Франк (1822 –1890)
41. Бедржих Сметана (1824 –1884)
42. Антон Брукнер (1824 –1896)
43. Иоганн Штраус (1825 –1899)
44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)
45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)
46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)
47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)
48. Лео Делиб (1836 –1891)
49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)
50. Жорж Бизе (1838 –1875)
51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)
52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)
53. Антонин Дворжак (1841 –1904)
54. Жюль Массне (1842 –1912)
55. Эдвард Григ (1843 –1907)
56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)
57. Габриель Форе (1845 –1924)
58. Леош Яначек (1854 –1928)
59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)
60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)
61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)
62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)
63. Гуго Вольф (1860 –1903)
64. Густав Малер (1860 –1911)
65. Клод Дебюсси (1862 –1918)
66. Рихард Штраус (1864 –1949)
67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)
68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)
69. Ян Сибелиус (1865 –1957)
70. Франц Легар (1870 –1945)
71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)
72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)
73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)
74. Морис Равель (1875 –1937)
75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)
76. Бела Барток (1881 –1945)
77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)
78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)
79. Антон Веберн (1883 –1945)
80. Имре Кальман (1882 –1953)
81. Альбан Берг (1885 –1935)
82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)
83. Артур Онеггер (1892 –1955)
84. Дариюс Мийо (1892 –1974)
85. Карл Орф (1895 –1982)
86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)
87. Джордж Гершвин (1898 –1937)
88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)
89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)
90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)
91. Тихон Николаевич Хренников (род. в 1913 году)
92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)
93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)
94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)
95. Родион Константинович Щедрин (род. в 1932 году)
96. Кшиштоф Пендерецкий (род. в 1933 году)
97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)
98. Боб Дилан (род. в 1941 году)
99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)
100. Стинг (род. в 1951 году)
ШЕДЕВРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Список композиторов в алфавитном порядке
N | Композитор | Национальность | Направление | Год |
1 | Альбинони (Albinoni) Томазо | итальянский | Барокко | 1671-1751 |
2 | Аренский Антон (Антоний) Степанович | русский | Романтизм | 1861-1906 |
3 | Баини (Baini) Джузеппе | итальянский | Церковная музыка - Ренессанса | 1775-1844 |
4 | Балакирев Милий Алексеевич | русский | «Могучая кучка»-национально ориентированной русской музыкальной школы | 1836/37-1910 |
5 | Бах (Bach) Иоганн Себастьян | немецкий | Барокко | 1685-1750 |
6 | Беллини (Bellini) Винченцо | итальянский | Романтизм | 1801-1835 |
7 | Березовский Максим Созонтович | русско-украинский | Классицизм | 1745-1777 |
8 | Бетховен (Beethoven) Людвиг ван | немецкий | между классицизмом и романтизмом | 1770-1827 |
9 | Бизе (Bizet) Жорж | французский | Романтизм | 1838-1875 |
10 | Бойто (Boito) Арриго | итальянский | Романтизм | 1842-1918 |
11 | Боккерини (Boccherini) Луиджи | итальянский | Классицизм | 1743-1805 |
12 | Бородин Александр Порфирьевич | русский | Романтизм-«Могучая кучка» | 1833-1887 |
13 | Бортнянский Дмитрий Степанович | русско-украинский | Классицизм - Церковная музыка | 1751-1825 |
14 | Брамс (Brahms) Иоганнес | немецкий | Романтизм | 1833-1897 |
15 | Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард | немецкий | Романтизм | 1813-1883 |
16 | Варламов Александр Егорович | русский | русская Народная музыка | 1801-1848 |
17 | Вебер (Weber) Карл Мария фон | немецкий | Романтизм | 1786-1826 |
18 | Верди (Verdi) Джузеппе Фортунио Франческо | итальянский | Романтизм | 1813-1901 |
19 | Верстовский Алексей Николаевич | русский | Романтизм | 1799-1862 |
20 | Вивальди (Vivaldi) Антонио | итальянский | Барокко | 1678-1741 |
21 | Вила-Лобос (Villa-Lobos) Эйтор | бразильский | Неоклассицизм | 1887-1959 |
22 | Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно | итальянский | Романтизм | 1876-1948 |
23 | Гайдн (Haydn) Франц Йозеф | австрийский | Классицизм | 1732-1809 |
24 | Гендель (Handel) Георг Фридрих | немецкий | Барокко | 1685-1759 |
25 | Гершвин (Gershwin) Джорж | американский | - | 1898-1937 |
26 | Глазунов Александр Константинович | русский | Романтизм-«Могучая кучка» | 1865-1936 |
27 | Глинка Михаил Иванович | русский | Классицизм | 1804-1857 |
28 | Глиэр Рейнгольд Морицевич | русский и советский | - | 1874/75-1956 |
29 | Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд | немецкий | Классицизм | 1714-1787 |
30 | Гранадос, Гранадос-и-Кампинья (Granados y Campina) Энрике | испанский | Романтизм | 1867-1916 |
31 | Гречанинов Александр Тихонович | русский | Романтизм | 1864-1956 |
32 | Григ (Grieg) Эдвард Хаберуп | норвежский | Романтизм | 1843-1907 |
33 | Гуммель, Хуммель (Hummel) Иоган (Ян) Непомук | австрийский - Чех по национальности | Классицизм-Романтизм | 1778-1837 |
34 | Гуно (Gounod) Шарль Франсуа | французский | Романтизм | 1818-1893 |
35 | Гурилёв Александр Львович | русский | - | 1803-1858 |
36 | Даргомыжский Александр Сергеевич | русский | Романтизм | 1813-1869 |
37 | Дворжак (Dvorjak) Антонин | чешский | Романтизм | 1841-1904 |
38 | Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль | французский | Романтизм | 1862-1918 |
39 | Делиб (Delibes) Клеман Филибер Лео | французский | Романтизм | 1836-1891 |
40 | Детуш (Destouches) Андре Кардиналь | французский | Барокко | 1672-1749 |
41 | Дегтярёв Степан Аникиевич | русский | Церковная музыка | 1776-1813 |
42 | Джулиани (Giuliani) Мауро | итальянский | Классицизм-Романтизм | 1781-1829 |
43 | Динику (Dinicu) Григораш | румынский | 1889-1949 | |
44 | Доницетти (Donizetti) Гаэтано | итальянский | Классицизм-Романтизм | 1797-1848 |
45 | Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович | русский-советский композитор | 20th-century classical composers | 1859-1935 |
46 | Кабалевский Дмитрий Борисович | русский-советский композитор | 20th-century classical composers | 1904-1987 |
47 | Калинников Василий Сергеевич | русский | русской музыкальной классики | 1866-1900/01 |
48 | Кальман (Kalman) Имре (Эммерих) | венгерский | 20th-century classical composers | 1882-1953 |
49 | Кюи Цезарь Антонович | русский | Романтизм-«Могучая кучка» | 1835-1918 |
50 | Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро | итальянский | Романтизм | 1857-1919 |
51 | Лист (Liszt) Ференц (Франц) | венгерский | Романтизм | 1811-1886 |
52 | Лядов Анатолий Константинович | русский | 20th-century classical composers | 1855-1914 |
53 | Ляпунов Сергей Михайлович | русский | Романтизм | 1850-1924 |
54 | Малер (Mahler) Густав | австрийский | Романтизм | 1860-1911 |
55 | Масканьи (Mascagni) Пьетро | итальянский | Романтизм | 1863-1945 |
56 | Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик | французский | Романтизм | 1842-1912 |
57 | Марчелло (Marcello) Бенедетто | итальянский | Барокко | 1686-1739 |
58 | Мейербер (Meyerbeer) Джакомо | французский | Классицизм-Романтизм | 1791-1864 |
59 | Мендельсон, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс | немецкий | Романтизм | 1809-1847 |
60 | Миньони (Mignone) Франсиску | бразильский | 20th-century classical composers | 1897 |
61 | Монтеверди (Monteverdi) Клаудио Джованни Антонио | итальянский | Ренессанса-Барокко | 1567-1643 |
62 | Монюшко (Moniuszko) Станислав | польский | Романтизм | 1819-1872 |
63 | Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей | австрийский | Классицизм | 1756-1791 |
64 | Мусоргский Модест Петрович | русский | Романтизм-«Могучая кучка» | 1839-1881 |
65 | Направник Эдуард Францевич | русский - Чех по национальности | Романтизм? | 1839-1916 |
66 | Огиньский (Oginski) Михал Клеофас | польский | - | 1765-1833 |
67 | Оффенбах (Offenbach) Жак (Якоб) | французский | Романтизм | 1819-1880 |
68 | Паганини (Paganini) Николо | итальянский | Классицизм-Романтизм | 1782-1840 |
69 | Пахельбель (Pachelbel) Иоганн | немецкий | Барокко | 1653-1706 |
70 | Планкет, Планкетт (Planquette) Жан Робер Жюльен | французский | - | 1848-1903 |
71 | Понсе Куельяр (Ponce Cuellar) Мануель Мария | мексиканский | 20th-century classical composers | 1882-1948 |
72 | Прокофьев Сергей Сергеевич | русский-советский композитор | Неоклассицизм | 1891-1953 |
73 | Пуленк (Poulenc) Франсис | французский | Неоклассицизм | 1899-1963 |
74 | Пуччини (Puccini) Джакомо | итальянский | Романтизм | 1858-1924 |
75 | Равель (Ravel) Морис Жозеф | французский | Неоклассицизм-Импрессионизм | 1875-1937 |
76 | Рахманинов Сергей Васильевич | русский | Романтизм | 1873-1943 |
77 | Римский - Корсаков Николай Андреевич | русский | Романтизм-«Могучая кучка» | 1844-1908 |
78 | Россини (Rossini) Джоаккино Антонио | итальянский | Классицизм-Романтизм | 1792-1868 |
79 | Рота (Rota) Нино | итальянский | 20th-century classical composers | 1911-1979 |
80 | Рубинштейн Антон Григорьевич | русский | Романтизм | 1829-1894 |
81 | Сарасате, Сарасате–и–Наваскуэс (Sarasate y Navascuez) Пабло де | испанский | Романтизм | 1844-1908 |
82 | Свиридов Георгий Васильевич (Юрий) | русский-советский композитор | НеоРомантизм | 1915-1998 |
83 | Сен–Санс (Saint–Saёns) Шарль Камиль | французский | Романтизм | 1835-1921 |
84 | Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан) | финский | Романтизм | 1865-1957 |
85 | Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе Доменико | итальянский | Барокко-Классицизм | 1685-1757 |
86 | Скрябин Александр Николаевич | русский | Романтизм | 1871/72-1915 |
87 | Сметана (Smetana) Бриджих | чешский | Романтизм | 1824-1884 |
88 | Стравинский Игорь Фёдорович | русский | НеоРомантизм-НеоБарокко-Сериализм | 1882-1971 |
89 | Танеев Сергей Иванович | русский | Романтизм | 1856-1915 |
90 | Телеманн (Telemann) Георг Филипп | немецкий | Барокко | 1681-1767 |
91 | Торелли (Torelli) Джузеппе | итальянский | Барокко | 1658-1709 |
92 | Тости (Tosti) Франческо Паоло | итальянский | - | 1846-1916 |
93 | Фибих (Fibich) Зденек | чешский | Романтизм | 1850-1900 |
94 | Флотов (Flotow) Фридрих фон | немецкий | Романтизм | 1812-1883 |
95 | Хачатурян Арам | армянский-советский композитор | 20th-century classical composers | 1903-1978 |
96 | Хольст (Holst) Густав | английский | - | 1874-1934 |
97 | Чайковский Петр Ильич | русский | Романтизм | 1840-1893 |
98 | Чесноков Павел Григорьевич | русский-советский композитор | - | 1877-1944 |
99 | Чилеа (Cilea) Франческо | итальянский | - | 1866-1950 |
100 | Чимароза (Cimarosa) Доменико | итальянский | Классицизм | 1749-1801 |
101 | Шнитке Альфред Гарриевич | советский композитор | полистилистика | 1934-1998 |
102 | Шопен (Chopin) Фридерик | польский | Романтизм | 1810-1849 |
103 | Шостакович Дмитрий Дмитриевич | русский-советский композитор | Неоклассицизм-НеоРомантизм | 1906-1975 |
104 | Штраус (Straus) Иоганн (отец) | австрийский | Романтизм | 1804-1849 |
105 | Штраус (Straus) Иоганн (сын) | австрийский | Романтизм | 1825-1899 |
106 | Штраус (Strauss) Рихард | немецкий | Романтизм | 1864-1949 |
107 | Шуберт (Schubert) Франц | австрийский | Романтизм-Классицизм | 1797-1828 |
108 | Шуман (Schumann) Роберт | немецкий | Романтизм | 1810-1 |
Мелодии и песни русского народа вдохновляли творчество известных композиторов второй половины XIX века. Среди них были П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, М.И. Глинка и А.П. Бородин. Их традиции были продолжены целой плеядой выдающихся музыкальных деятелей. Русскиекомпозиторы 20 века по-прежнему популярны .
Творчество А.Н. Скрябина (1872 – 1915 гг.), русского композитора и талантливого пианиста, педагога, новатора никого не может оставить равнодушным. В его самобытной и импульсивной музыке порой слышны мистические моменты. Композитора притягивает и влечет образ огня. Даже в названиях своих произведений Скрябин часто повторяет такие слова, как огонь и свет. Он пытался найти возможность объединения в своих произведениях звука и света.
Отец композитора - Николай Александрович Скрябин, был известным русским дипломатом, действительным статским советником. Мать - Любовь Петровна Скрябина (в девичестве Щетинина), слыла очень талантливой пианисткой. Она с отличием окончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Ее профессиональная деятельность началась успешно, но вскоре после рождения сына она умерла от чахотки. В 1878 г. Николай Александрович закончил учебу и получил назначение в русское посольство в Константинополе. Воспитание будущего композитора продолжили его близкие родственники - бабушка Елизавета Ивановна, ее сестра Мария Ивановна и сестра отца Любовь Александровна.
Несмотря на то, что в пять лет Скрябин освоил игру на пианино, а немного позже начал заниматься музыкальными композициями, согласно семейной традиции, получил военное образование. Он закончил 2-й Московский кадетский корпус. Параллельно брал частные уроки по классу фортепиано и теории музыки. Позже он поступил в Московскую консерваторию и закончил ее с малой золотой медалью.
В начале своей творческой деятельности Скрябин сознательно следовал Шопену, выбирал те же жанры. Однако даже в то время уже проявился его собственный талант. В начале XX века он написал три симфонии, затем «Поэму экстаза» (1907 г.) и «Прометей» (1910 г.). Интересно, что партитуру «Прометея» композитор дополнил партией световой клавиатуры. Он первый начал использовать светомузыку, назначение которой характеризуется раскрытием музыки методом зрительного восприятия.
Случайная смерть композитора прервала его работу. Он так и не осуществил свой замысел по созданию «Мистерии» - симфонии звуков, красок, движений, запахов. В этом произведении Скрябин хотел поведать всему человечеству свои сокровенные мысли и вдохновить его на создание нового мира, ознаменовавшегося соединением Вселенского Духа и Материи. Его самые значительные произведения являлись лишь предисловием к этому грандиозному проекту.
Известный русский композитор, пианист, дирижер С.В. Рахманинов (1873 – 1943 гг.) родился в обеспеченной дворянской семье. Дед Рахманинова был профессиональным музыкантом. Первые уроки игры на фортепиано ему давала мать, а впоследствии пригласили учительницу музыки А.Д. Орнатскую. В 1885 г. родители определили его в частный пансион к профессору Московской консерватории Н.С. Звереву. Порядок и дисциплина в учебном заведении оказали значительное влияние на формирование будущего характера композитора. Позже он окончил Московскую консерваторию с золотой медалью. Еще будучи студентом, Рахманинов пользовался большой популярностью у московской публики. Он уже создал свой «Первый фортепианный концерт», а также некоторые другие романсы и пьесы. А его «Прелюдия до-диез минор» стала очень популярной композицией. Великий П.И. Чайковский обратил внимание на дипломное произведение Сергея Рахманинова - оперу «Олеко», которая была им написана под впечатлением от поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Петр Ильич добился ее постановки в Большом театре, пытался помочь с включением этого произведения в репертуар театра, но неожиданно умер.
С двадцати лет Рахманинов преподавал в нескольких институтах, давал частные уроки. По приглашению известного мецената, театрального и музыкального деятеля Саввы Мамонтова, в 24 года композитор становится вторым дирижером Московской русской частной оперы. Там же он подружился с Ф.И. Шаляпиным.
Карьера Рахманинова прервалась 15 марта 1897 г. в связи с непринятием петербургской публикой его новаторской Первой симфонии. Рецензии на это произведение были поистине разгромными. Но самое большое огорчение доставил композитору отрицательный отзыв, оставленный Н.А. Римским-Корсаковым, мнение которого Рахманинов очень ценил. После этого он впал в затяжную депрессию, выйти из которой ему удалось при помощи врача -гипнотизера Н.В. Даля.
В 1901 г. Рахманинов заканчивает работу над Вторым фортепианным концертом. И с этого момента начинается его активная творческая деятельность как композитора и пианиста. Уникальный стиль Рахманинова объединил русские церковные песнопения, романтизм и импрессионизм. Главным ведущим началом в музыке он считал мелодию. Наибольшее выражение это нашло в любимом произведении автора - поэме «Колокола», которую он написал для оркестра, хора и солистов.
В конце 1917 г. Рахманинов с семьею покидает Россию, работает в Европе, а затем уезжает в Америку. Композитор тяжело переживал разрыв с Родиной. Во время Великой Отечественной войны он давал благотворительные концерты, выручку от которых направлял в Фонд Красной Армии.
Музыка Стравинского отличается стилистическим разнообразием. В самом начале его творческой деятельности она имеет в своей основе русские музыкальные традиции. А затем в произведениях слышится влияние неоклассицизма, характерного для музыки Франции того периода и додекафонии.
Игорь Стравинский родился в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), в 1882 г. Отец будущего композитора Федор Игнатьевич - известный оперный певец, один из солистов Мариинского театра. Его матерью была пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская. С девяти лет учителя преподавали ему уроки игры на фортепиано. После завершения гимназии он, по просьбе родителей, поступает на юридический факультет университета. Два года, с 1904 по 1906, брал уроки у Н.А. Римского-Корсакова, под руководством которого им были написаны первые произведения - скерцо, соната для фортепиано, сюита «Фавн и пастушка». Сергей Дягилев высоко оценил талант композитора и предложил ему сотрудничество. Результатом совместной работы стали три балета (в постановке С. Дягилева) - «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».
Незадолго до Первой мировой войны композитор уезжает в Швейцарию, затем во Францию. В его творчестве наступает новый период. Он изучает музыкальные стили XVIII века, пишет оперу «Царь Эдип», музыку к балету «Аполлон Мусагет». Его авторский почерк со временем несколько раз менялся. Много лет композитор прожил в США. Последнее его знаменитое произведение «Реквием». Особенностью композитора Стравинского считается способность постоянно менять стили, жанры и музыкальные направления.
Композитор Прокофьев родился в 1891 г. в небольшом селе Екатеринославской губернии. Мир музыки для него открыла мать, хорошая пианистка, часто исполнявшая произведения Шопена и Бетховена. Она же стала для сына настоящим музыкальным наставником и, кроме этого, обучала его немецкому и французскому языкам.
В начале 1900 г. юному Прокофьеву удалось побывать на балете «Спящая красавица» и послушать оперы «Фауст» и «Князь Игорь». Впечатление, полученное от представлений Московских театров, выразилось в собственном творчестве. Он пишет оперу «Великан», а затем увертюру к «Пустынным берегам». Родители вскоре понимают, что не могут дальше обучать сына музыке. Вскоре начинающий композитор в возрасте одиннадцати лет был представлен известному русскому композитору и педагогу С.И. Танееву, который лично просил Р.М. Глиэра заняться с Сергеем музыкальной композицией. С. Прокофьев в 13 лет сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию. В начале своей карьеры композитор много гастролировал и выступал. Однако его творчество вызывало непонимание у публики. Это было связано с особенностями произведений, которые выражались в следующем:
В 1918 г. С. Прокофьев уезжает из и возвращается лишь в 1936 г. Уже в СССР он пишет музыку к кинофильмам, оперы, балеты. Но после того как был обвинен вместе с рядом других композиторов в «формализме», практически переехал жить на дачу, но продолжал писать музыкальные произведения. Его опера «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка» стали достоянием мировой культуры.
Русскиекомпозиторы 20 века,которые жили на рубеже веков, не только сохранили традиции предыдущего поколения творческой интеллигенции, но и создали свое, уникальное искусство, для которого образцами оставались произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.
Режис Кампо (Régis Campo, 1968 г.р.) – один из самых успешных французских композиторов среднего поколения. Ученик Жерара Гризе в Парижской консерватории, он с 1992г. по 1996г. регулярно консультировался с Эдисоном Денисовым и считает его одним из своих наставников. Стиль Режиса Кампо не поддаётся устоявшимся определениям и неслучайно заслужил репутацию маргинального. Его каталог насчитывает более […]
Статья написана Юрием Каспаровым специально для портала сайт Сегодня мало кто представляет себе музыкальную культуру Армении, хотя она была и остаётся великой, как и любая культура страны с многовековой историей! Вряд ли есть смысл перечислять имена армянских композиторов-классиков – они известны далеко за пределами музыкального мира. Наверное, последним широко известным армянским композитором следует считать […]
Ашот Зограбян – композитор старшего поколения, он родился в 1945 году. Вся его жизнь связана с родным Ереваном, столицей Армении. Он окончил Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса, и в настоящий момент Ашот Зограбян – профессор этой консерватории с почти 40-летним стажем. Он учил многому разному – в частности, теории музыки и оркестровке, но в настоящее время сосредоточен на обучении тонкостей композиторского ремесла.
Ольга Озерская родилась 1 ноября 1979 в Махачкале. Мама Оли хоть и не имела музыкального образования, но прекрасно пела, причём могла напеть практически любую песню или тему из оперы, симфонии, концерта. Она очень любила слушать классическую музыку и сумела привить дочери любовь к ней. Конечно, она мечтала отдать дочь в музыкальную школу в класс фортепиано. Папа […]
Французский композитор Николя Бакри (1961 г.р.) закончил парижскую консерваторию в 1983г. (преподаватели – Серж Ниг и Мишель Филиппо). Лауреат Римской премии, с 1983г. по 1985г. он жил и работал на Вилле Медичи. Если его ранние опусы (с 1-го по 20-й) написаны в пост-серийной технике, то к концу 1980-х годов он постепенно приходит к «чувству […]
Композитор Дмитрий Тимофеев родился 27 марта 1983 года в Ленинграде. Был слушателем «Первой международной академии молодых композиторов в городе Чайковском», где учился у Франка Бедросяна, Пьерлуиджи Биллоне и Дмитрия Курляндского (Чайковский, 2011). Посещал мастер-классы композитора и дирижёра Энно Поппе, композиторов и профессоров Владимира Тарнопольского и Юрия Каспарова (Москва, 2012). В том же году был […]
Композитор Вера Иванова родилась и жила в Москве, в Лондоне (2000-2001), а последние четырнадцать лет живет и работает в США (с 2003г.). Она закончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по классу композиции профессорa Р.С. Леденевa и аспирантуру (класс профессорa А.В. Чайковского). В дальнейшем Вера получила аспирантский диплом МГК и Guildhall School of Music […]
Ольга Бочихина родилась в Кирове в 1980 году. Музыка с детства привлекала ее и сложилось так, что начиная с музыкальной школы с ней занимались творческие люди, любящие свою профессию. Бережно вводили они своих учеников в незнакомый и таинственный мир музыки, и оказывалось, что этот выбранный путь, — навсегда. Первой учительницей Ольги была Галина Владимировна […]
Ян Робен родился в 1974 году, закончил Парижскую консерваторию в классе композиции Фредерика Дюрьё (Frédéric Durieux) и Микаэля Левинаса (Michaël Lévinas). В 2006-2008 гг. прошёл курс музыкальной информатики в ИРКАМе, там же участвовал в разработке программы Omax в 2008-2009 гг. Ян Робен – основатель Ансамбля Multilatérale и франко-итальянского фестиваля Controtempо. Один из самых исполняемых композиторов […]
Баласагын Мусаев родился 28 октября 1988 года, в городе Нарын, Кыргызстана. Первым учителем музыки стала подруга его мамы — Анара Тулокабылова. Именно она привила Баласагыну любовь к фортепиано и дала добрый совет поступить в музыкальную школу имени П. Шубина. Вскоре он поступил на фортепианное отделение этой школы в класс преподавателя Т. Рябихиной. Пятилетнюю программу […]
Настасья Хрущева (родилась в 1987 году) считает, что время больших композиторских нарративов прошло, но это не «конец времени композиторов», а «время седой лисички». При этом сама музыку писать не перестает, а игру своих похожих одно на другое сочинений часто сопровождает чтением манифестационных текстов. В них обычно, где утверждаются права музыки медленной и неправильной, музыки […]
Творчество Рафаэля Сендо (1975 г.р.) является самым ярким образцом «музыки перенасыщения» — течения, возникшего во французской музыке в середине 2000 годов. Рафаэль Сендо родился в Ницце в 1975 году. В 19 лет переехал в Париж для «серьёзных» занятий музыкой. Играл на клавишных в рок-группе Génération Chaos. В 2000-2003гг. учился в Парижской консерватории на композиторском […]
Композитор Николай Хруст родился в Москве в 1982 году. Учился в Гнесинском училище и закончил его в 2000-м году. В 2007 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, а в 2010, — её аспирантуру, как композитор (класс профессора Владимира Тарнопольского). На вопросы нашего корреспондента Натальи Бонди, почему Николай решил стать […]
Наталья Прокопенко родилась в городе Щёлкове Московской области. В 2010 г. окончила с отличием композиторский факультет МГК им. П.И.Чайковского, в 2013 г. — аспирантуру МГК им. П.И.Чайковского, класс проф. Ю.В.Воронцова. В 2011 году Наталья Прокопенко принята в Союз композиторов России. Является лауреатом Первого Всероссийского конкурса композиторов YouTube (2010), лауреатом Четвертого Международного молодежного композиторского конкурса «Шаг […]
Композитор Евгения Бриль родилась в Москве в 1989 году. Родители посчитали обязательным, чтобы дочь могла играть на фортепиано и Женя стала заниматься в Гнесинском училище и, совершенно случайно, закончила его, как пианистка. Причем, следует отметить, что ни она, ни ее родители даже мысли не держали о том, что Женя когда нибудь станет музыкантом, а […]
Композитор Антон Светличный родился, получил образование и по сей день живет в городе Ростове-на-Дону. Здесь он закончил училище искусств, которое теперь называется колледж, и Ростовскую Государственную консерваторию им.С.В. Рахманинова в классе Виталия Ходоша. После окончания консерватории Антон Светличный — участник Всероссийского семинара молодых композиторов под руководством В. Екимовского (Москва, 2004‐2006), Всероссийского семинара по нетрадиционным […]
Композитор Рачья Есаян родился 29 мая 1988 года в Москве в очень музыкальной армянской семье. Родители уделяли большое внимание ребенку. Он получил хорошее образование, знание нескольких языков. Прошел серьезную школу любимой им с детства скрипки и был воспитан глубоко верующим и почитающим христианские идеи человеком. С 1995 по 2003 годы Рачья учился в общеобразовательной школе […]
Французский композитор Франк Бедросян (1974 г.р.) закончил парижскую консерваторию в 2003г., где учился у Жерара Гризе и Марко Строппа. В 2002-2003гг. прошёл курс композиции и музыкальной информатики в ИРКАМе, где его педагогами были Филип Лёру, Филип Манури, Брайан Фернехоу и Тристан Мюрай. Брал уроки у Хельмута Лахенмана на курсах в Центре Акант в 1999г. […]
Михаил Пучков родился 5 сентября 1984 года в Москве в семье программистов-математиков. С детства занимался фортепиано, в 9 лет начал сочинять. Учился в школе №23 им. А.Н. Скрябина. Первым учителем композиции стал А.А. Тихомиров, искусно выведший творчество Михаила из узких жанровых и тональных рамок. В результате одна из первых детских пьес уже не имела […]
Композитор Анна Поспелова родилась 10 февраля 1986 года в городе Москве. Музыка с детства привлекала её, и уже к 2002 году Аня закончила Детскую музыкальную школу им. А. Н. Скрябина по классу фортепиано. Педагогом по специальности у неё была В.Ю. Стурцель – заслуженный работник культуры РФ, ученица Якова Флиера. Теоретические предметы преподавала Л. А. […]
Профессиональный композитор (вынужден подчеркнуть), как известно, — главная фигура в музыкальной деятельности во все времена.
Лучшие представители этой профессии (наряду с поэтами, художниками) всегда являлись выразителем прогрессивных дум и чаяний своего поколения, общества в целом. Но иногда композиторские творческие идеи забегают настолько вперёд, что вызывают вполне объяснимое непонимание со стороны своих современников, в особенности со стороны обывателей. Следует признать, что творчество художников (в широком смысле этого слова) всё же элитарное искусство, хотя и принадлежит народу, как это говорится в известном высказывании.
Каждая эпоха выдвигает своих представителей, которые собой, своей деятельностью заполняют всё культурное пространство. И дело, разумеется, здесь не в их количестве. А потому я задался целью выяснить для себя, кто они, из здравствующих ныне, и насколько их деятельность аккумулирует всё и вся вокруг себя.
Составленный мною список выдающихся современных российских композиторов не претендует на право называться окончательным и единственно правильным. Поэтому предлагаю всем поучаствовать и поразмышлять на эту тему.
Родион Константинович Щедрин
По мнению многих, после смерти Дмитрия Шостаковича в 1975 году именно Родиона Щедрина мировая музыкальная общественность стала считать самым значимым и интересным советским композитором. Я думаю, что это соответствует действительности. Но для полноты оценки необходимо представить само время, в котором происходило так называемое «брожение умов».
И в те годы, и сегодня, музыкальное композиторское сообщество раздирает противостояние между сторонниками чистого академизма и так называемыми авангардизма.
Р.Щедрина в большей степени можно отнести по духу и творческому стилю к академисту, хотя он всегда интересовался современными веяниями (в плане композиторской техники) и старался, где это уместно, применять их в своём творчестве.
Но всё же властителями дум творческой молодёжи со временем стали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов и Софья Губайдулина (так называемые «композиторы-диссиденты»).
И вопрос не в том, кто лучше или хуже, а в том, что многие увидели в этом открытом самовыражении некий протест против сложившейся общественно-политической системы.
Из перечисленных мною выше троих композиторов ныне здравствует София Асгатовна Губайдулина. По моему мнению эта выдающаяся женщина-композитор заслуживает быть включённым в настоящий список.
София Асгатовна Губайдулина
С. Губайдулина — один из крупных и глубоких композиторов современности.В её творчестве мы ощущаем стремление к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Можно даже утверждать, что через веру она приходит и к смыслу творчества. Вот характеризующая её взгляды цитата:«Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio - восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность - это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки» (цит. по: В. Холопова. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям. М., 2001. С. 3-4 ).
Сергей Михайлович Слонимский
Всеми признанный классик современности, безусловно один из ярких представителей петербургской композиторской школы.
В нём удачно сплелись качества композитора, музыковеда и педагога. Сюда же можно добавить и врождённую его интеллигентность.
Наряду со своим выдающимся соратником (ныне, к сожалению, покойным) Борисом Ивановичем Тищенко определяет лицо не только петербургской, но и российской музыкальной культуры.
Ширвани Рамазанович Чалаев
Композитор с ярко выраженной творческой индивидуальностью, страстный поклонник народного искусства.
После Б.Бартока я не знаю другого такого композитора, который бы собрал и расшифровал такое количество народных песен. Это настоящий творческий подвиг!
Он именно тот композитор, который своим примером показал по какому пути должна развиваться музыка в современных национальных композиторских школах.
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн
/ Учет запасов Нормативно-справочная информация: подсистема учета запасовВсю нормативно-справочную информацию, которая используется для отображения операций с запасами, можно условно поделить на две группы:Объекты аналитического учета операций с запасами