Натюрморт с осенними листьями: три мастер-класса для детей. Конспект занятия по ИЗО на тему: "Осенний натюрморт" для детей старшей группы Легкий рисунок на тему осенний натюрморт

27.06.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В переводе на русский язык слово «натюрморт» означает «мертвая натура». Если выражаться проще, то на подобной картине изображаются неодушевленные предметы в определенной цветовой гамме и с характерным падением света и теней. Изобразить видимую композицию с помощью карандашей и красок, передать все оттенки, настроение и дух очень сложно. Поэтому для упрощения задачи художники условной начали разделять композиции на категории. Они могут зависеть от времени года, от красок и от предметов, которые изображаются. Сейчас мы рассмотрим натюрморт осенний, ознакомимся с его цветовой гаммой, стилем и прочими особенностями.

Особенности осеннего натюрморта

Иногда кажется, что рисовать картины осени - самое увлекательное занятие. В них заключается огромное количество оттенков, но все они находятся в одной цветовой гамме - теплой, красно-желтой. Натюрморт осенний может быть темным, насыщенным или светлым, прозрачным, но в обоих случаях краски будут яркими и выразительными. В глаза может бросаться фон, например, нарисованные предметы стоят на окне, а за стеклами виднеется яркое синее небо. Подобным образом внимание могут привлекать предметы, расположенные на первом плане картины.

Как правило, натюрморт осенний показывает нам дары этого сезона, его особенности, которые заключаются не только в красках. Это могут быть картины урожая (яблоки, тыквы, виноград), изображения (астры, хризантемы), с которыми непременно сочетаются предметы быта - вазы, горшки, сундуки и проч. Среди художников, которые писали подобные шедевры, почетное место занимает Эдуард Панов - наш современник. В его творчестве присутствуют и цветочные мотивы, и прочие осенние атрибуты.

Разные картины осени

Стоит отметить, что во многих присутствует осенний как искусство, прошла долгий путь от античности к 21 веку, и на протяжении столетий люди изображали все, что их окружало, в том числе и картины осени. Наиболее правдоподобными они стали в 19 столетии, когда актуальным стал и направления, которые за ними последовали. Среди тогдашних шедевров внимания заслуживает картина А. Герасимова «Дары осени». Название полотна говорит само за себя - на нем представлена золотая пора во всей своей красе.

Примеры в живописи

С легким налетом романтизма запечатлел этот сезон Йозеф Лауэр в своей картине «Персики, сливы, виноград, дыня и осенние цветы». Этот натюрморт осенний сохранил в себе все теплые тона, которые характерны для золотой поры, поэтому он и считается одним из эталонов осенней живописи.

А вот нестандартно изобразить осень удалось Анри Фантен-Латуру на своей картине «Цветы, фрукты и тыква». Полотно написано в красной, насыщенной цветовой гамме, словно пропущенное через градиент. Стиль представляет собой что-то среднее между романтизмом, реализмом и примитивизмом. Картина по праву считается шедевром живописи.

С помощью современной техники также можно сделать уникальный осенний натюрморт. Фото предметов, в котором уловлен каждый оттенок, каждая тень и отблеск - произведение искусства нового века. Такие картины более чем реалистичны, однако все равно зависят от настроения мастера, который их делал.

Мастер – класс по рисованию натюрморта для детей 5-8 лет «Август - астры»

Гусева Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» г. Евпатория, Крым

Мастер-класс для детей 5-8 лет, педагогов, родителей.
Мастер – класс будет полезен в работе воспитателей детских садов, учителей и родителей, а также подарит немного фантазии творческим людям.
Назначение: для поднятия настроения, оформления стендов, украшение для интерьера.
Цель: создание яркого рисунка необычным способом
Задачи:
- познакомить с нетрадиционными техниками в изобразительном искусстве;
- формировать интерес и положительного отношения к рисованию
- развивать творческие способности у детей в построении композиции;
- развивать мелкую моторику рук,
- воспитывать любовь к природе, цветам;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, любознательность.

...Шапки пестрые цветут,
Словно праздничный салют.
Сто оттенков и сортов
Этих радостных цветов: Розовые, красные –
Самые прекрасные!
(Т.Лаврова)


Астру с прямыми ее лепестками
С древних времен называли “звездой”.
Так бы ее вы назвали и сами.
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой.
(Всеволод Рождественский)

Легенда об астре


Астра – в переводе с греческого означает «звезда».
Древняя легенда говорит о том, что астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Уже в Древней Греции люди были знакомы с созвездием Девы - богиней любви Афродитой. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала.
Существует поверье, что если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать легкое перешептывание: это астры ведут нескончаемый разговор со своими сестрами-звездами.
В Китае астры символизируют красоту, точность, элегантность, очарование и скромность.
Для венгров этот цветок ассоциируется с осенью, поэтому в Венгрии астру называют «осенней розой». В древние времена люди верили, что если в костер бросить несколько листьев астры, то дым от этого костра способен изгнать змей.
Астра считается подарком человеку от богов - частица далекой звезды.


Необходимые материалы:
- альбомный лист (А4),
- гуашь,
- стакан с водой;
- простой карандаш;
-кисти разных размеров;
- одноразовая вилка.

Ход работы.

1. Начинаем с построения композиции. Простым карандашом делаем набросок будущего натюрморта. Рисуем вазу (в форме перевернутой трапеции)


2. Овалы – это наши будущие цветы.


3. Толстой кистью заполняем вертикальную и горизонтальную поверхности цветом. Оттенки лучше выбрать светлые. Будущие вазу и цветы постараемся не закрашивать. Но при этом не стоит оставлять четкие контуры вазы и цветов.


4. Начинаем прорисовывать зелень. Кисть стараемся вести от верхнего основания вазы вверх.


5. Добавляем другой оттенок зеленого. Он может быть более светлым или темнее (на Ваше усмотрение)


6. Теперь дорисуем тонкие травинки


7. Вазу оформляем в светлых оттенках.


8. В середину будущего цветка ставим каплю сиреневой гуаши. Капля должна быть большой.


9. Добавим еще рубиновой.


10. Можно немного красной.
Вы можете сочетать любые другие цвета красок.
Сто оттенков и сортов
Этих радостных цветов:
Розовые, красные
Самые прекрасные!


11. Теперь возьмем вилку и аккуратно растягиваем краску от центра к краям будущего цветка.



12. Вот какой цветок получается.


13. Продолжим выполнять в этой же технике и другие цветы. Затем добавим желтые серединки цветка.


14. Добавляем еще зелени и разнообразных веточек
Оформляем работу в рамку




Творческих успехов и солнечного настроения!

Конспект для детей старшей группы

«Осенний натюрморт»

Педагог доп. образования Рудометкина Н.П.

Цель: вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт.
Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (раздувание краски трубочкой, печать пальчиками, ватной палочкой, листом от дерева, штампами).
Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

Развивающие:
Развивать технические навыки, в рисовании, работая разными материалами и способами.

Развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Развивать мелкую моторику кистей рук, мышцы рта, тренировать дыхание.

Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к предметам быта.

Вызвать желание детей сохранять красоту предметов в картинах.

Материал для занятия: альбомные листы, акварель, гуашь, кисти, трубочки, стакан с водой, салфетка, ватные палочки, штампы, листочки от деревьев.
Репродукции картин И. Машков «Роза в хрустальной вазе»; И.Хруцкий «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами»» П.Кончаловский «Сирень» и др.

Словарная работа: натюрморт, неживые предметы, Франция, рябина, гроздь рябины, цветовой контраст, композиция.

Образовательные области: коммуникация, здоровье, познание, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Ход занятия:

Педагог:

«С каждым днем быстрей темнеет,

Позже рассветает.
Листья летние желтеют,
Желтые - слетают.

И тумана полоса
Тянется лениво

На красивые леса

Грустно, но красиво»

Про какое время года это стихотворение? (стихотворение про осень)
Много стихов написано про осень.
А кто из вас знает стихи про осень? (Дети рассказывают стихи).
Д/и «Чудесный мешочек»

Осень нам приносит много даров, и эти дары спрятаны у меня в чудесном мешочке. Хотите узнать, что там спрятано? Но сначала необходимо угадать на ощупь, что это за предмет, сказать, какой он формы,
цвета, а только потом достать из мешочка.

Ребята, скажите, как называется картина, где художник изображает все эти предметы? (эта картина называется натюрморт)

А вот какое стихотворение придумал художник про натюрморт:

«Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу -

Знай, что это натюрморт»

А что обозначает это слово? (неживые предметы)

Посмотрим на работы художников, которые рисовали натюрморты. Что на них нарисовано?

Как вы думаете, о чем хотел рассказать нам художник в этой картине? (педагог показывает указкой на нужную картину) Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину? Какие краски использовал художник? (яркие, теплые, холодные)

Почему художник захотел нарисовать эти предметы? (Художник нарисовал эти предметы потому, что захотел показать, какой богатый урожай собрали люди.)

Мы с вами увидели разные натюрморты. На них изображены цветы и фрукты, овощи, грибы, посуда и т.д. В жизни иногда не замечаешь красоту предметов, а художники – очень внимательные люди. Каждый предмет на картине как бы говорит, какой он красивый. Сорванные фрукты, ягоды люди съедят, а нарисованные художником будут жить вечно.

Д/игра «Угадай предмет»
Предлагаю вам подойти к этому столу и внимательно посмотреть на карточки, которые здесь лежат. Поднимите по одной карточке с предметом, который можно изобразить на натюрморте. (Дети поднимают карточки с цветами, овощами, фруктами.)

Почему не показали карточку с изображением птиц, людей, дерева? (Если на картине нарисован человек - это портрет, если дерево - это пейзаж.)

Рябинка (физкультминутка)

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.)

Ей не просто жить на свете -

Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)

Но рябинка только гнётся,

Не печалится - смеётся. (Наклоны в стороны.)

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Практическая работа.

Предлагаю сесть за столы.
На столах: альбомные листы, акварель, гуашь, кисти, трубочки, стакан с водой, салфетка, ватные палочки, штампы, листочки от деревьев.
Задание: нарисовать осенний натюрморт в вазе.

Порядок выполнения натюрморта:
1. Затонировать альбомный лист восковыми мелками, используя мелки холодных оттенков.
2. Нарисовать контур вазы.
3.
Макаем кисть в разведенную краску(тушь) и рисуем две веточки в вазе.

4. Берем трубочку, и дуем через нее на краску, получая веточки в разных направлениях. (Чтобы веточки были в разных направления, надо поворачивать лист бумаги)

5.Пока наши веточки подсыхаю, надо будет украсить вазы акварельными красками или восковыми мелками.

Д/игра «Составь натюрморт»
Посмотрите на столы. Здесь вы видите разные предметы. Какие? (Дети перечисляют фрукты, овощи, вазы, тарелочки, цветы).

3 человека составляют натюрморт из фруктов, 3 человека составляют из овощей.

Отойдя от стола, любуются своей работой. Рассказывают о своем натюрморте, придумывают ему название.

6. Веточки подсохли. Теперь нам надо нарисовать осенние листочки или ягодки. Рисовать мы их будем способом печати: печать пальчиком, ватной палочкой, раздувание краски трубочкой, штампом – на ваш выбор. (Рассматриваем рисунки, сделанные разными способами печати)

Дети продолжают работу.

В конце занятия дети придумывают название своему натюрморту, рассказывают, что нарисовали, почему.

Работы дарим родителям.

маргарита акулова

Открытое занятие для преподавателей изобразительной деятельности в изостудии детского сада с детьми подготовительной группы.

Тема:

«Осенний натюрморт»

(в технике "обратная графика")

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с одним из жанров живописи - натюрмортом.

2. Познакомить с видом изобразительного искусства – графикой и «обратной» графикой.

3. Вызвать у детей желание составлять натюрморт из предложенных предметов, сочетая их между собой по цвету и величине.

4. Закреплять умение передавать в рисунке характерные особенности листьев, цветов, фруктов: форму, строение, величину, расположение.

5. Продолжать осваивать приёмы работы в нетрадиционной технике – рисование ластиком (обратная графика).

6. В процессе работы создать у детей радостное настроение, учить умению радоваться результатам своего труда и успехам других детей.

7. Поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

Ход занятия:

*Установка на встречу в изостудии (в группе):

Ребята, вас в изостудии ждёт наш друг-карандаш, он приготовил для вас много интересного.

1.

*Дети в изостудии.

Сегодня у нас в изостудии много гостей, поприветствуйте их.

*В волшебном окне – Карандаш.

Ребята, мы с вами часто встречаемся с карандашом, и он стал нашим другом.

*На экране Карандаш и Резинка

Сегодня он пришёл не один, а с резинкой. А зачем он её привёл, вы узнаете позже, а сейчас Карандаш приготовил вам видео- загадку, хотите её отгадать?

*Видео-отрывок: «Если видишь на картине (натюрморт)

Ребята, вы догадались, о чём сегодня будем говорить, а если вы захотите - и рисовать (о натюрморте).

Приглашаю вас на видео выставку, на которой мы полюбуемся натюрмортами разных художников.

*Просмотр натюрмортов (на экране телевизора).

Понравились вам натюрморты?

О каком времени года рассказывают эти натюрморты? (осень)

Какие цвета использовали художники для передачи даров осени?

Предполагаемые ответы детей: яркие, тёплые, золотистые, солнечные…

Посмотрите, какие работы яркие, какое здесь многообразие красок.

Прежде чем нарисовать натюрморт, художник его составляет.

И мне тоже захотелось составить осенний натюрморт.

Я сохранила веточки дуба, листья клёна, цветы. У нас есть вазы, фрукты.

Ребята, я попробую составить натюрморт, а вы мне, надеюсь, поможете.

Какой у нас фон? (тёмный) Подберите ту вазу, которая лучше подойдёт (тёмная или светлая)

(-Тёмная ваза, как будто спряталась)

*Составляем с детьми натюрморт. Любуемся.

*На экране Карандаш

Карандаш что-то ещё для вас приготовил.

Оказывается можно изобразить натюрморт, пользуясь только двумя цветами - чёрным и белым, и этот вид изобразительного искусства называется - графика.

Карандаш хочет показать вам осенние натюрморты, выполненные в этой технике.

* Просмотр осенних натюрмортов (на экране телевизора).

**Комментарий, в ходе просмотра:

Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики – это чёрный и белый. Выразительные средства графики - линия, рисунок, переходы цвета и тени, контраст тёмного и светлого.

*На экране Карандаш и Резинка (отрывок из песни Большой секрет… )

А вот теперь карандаш хочет раскрыть секрет, почему он пришёл сегодня с ластиком

Часто, когда рисуем набросок простым карандашом, мы пользуемся резинкой. Но ластик не только стирает, но и может сам создать картину.

Это графика наоборот или «обратная графика».

Посмотрите в волшебное окошко – это работы детей в технике – обратная графика.

* Просмотр детских работ (на экране телевизора).

Карандаш приготовил вам тонированные листы и предлагает нарисовать осенний натюрморт на память об этом красивом времени года. Вы не против?

2.

Ребята, я приглашаю вас занять места в нашей художественной мастерской.

Мне захотелось нарисовать вот такой натюрморт в память об осени.

*Показываю свой натюрморт.

Если вам понравился натюрморт, который мы вместе составили, то можно нарисовать его.

А можно придумать и изобразить свой натюрморт.

Один и тот же предмет можно изобразить по-разному:

Тёмный - можно передать просто контурным рисунком или высветлением контура

Светлый - светлым силуэтом с дорисовкой прожилок простым карандашом

*Показ трёх разных способов изображения одного предмета (листика) и то, как можно изобразить мелкие круглые формы.


*Включаю спокойную музыку

А теперь под музыку вы представьте свой осенний натюрморт и изобразите его в технике - обратная графика, с помощью резинки и простого карандаша.

Кто готов - может приступать к работе.


*В ходе работы детей использую:

Наводящие вопросы:

Какими по размеру должны быть листья, чтобы их могли все рассмотреть и любоваться ими;

Могут ли быть на одной ветке листья от разных деревьев;

Какую часть листа может занимать ваза.

Как можно исправить ошибку - затушевать эту часть;

Для рисования тонких линий лучше использовать резинку на карандаше, а для прорисовки большого - ластиком.

Косвенные указания:

А ты не хотел бы на листиках добавить прожилки…

Напоминания:

А ты не забыла нарисовать стол или полку, на которой расположен натюрморт?

Как ты интересно украсил вазу, молодец;

Мне очень понравилось, как ты расположил предметы на своём натюрморте;

У тебя получились листики резные, замечательно…

*В ходе работы предлагаю физкульт минутку тем детям, которые устали:

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Дети расставляют пальцы в сторону и загибают их в такт стихотворению, по очереди, начиная с большого пальца:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать. (Все пальчики собраны в кулак.)

Листики дубовые, (Отогните мизинец)

Листики кленовые, (Отогните безымянный палец.)

Листики рябины, (Отогните средний палец.)

Листики осины. (Отогните указательный палец.)

Красивые листочки мы вместе соберем

(Сложите две ладошки с расставленными пальчиками вместе.)

И букет осенний маме понесем!

3.

– Ребята, сейчас звенит маленький колокольчик. Но как только в нашем волшебном окошке зазвучит большой колокольчик – наша художественная мастерская закроется, и мы пригласим всех гостей на открытие выставки осенних натюрмортов.

(-А кто немного не успел дорисовать – может сделать это в группе, в свободное время).

* По окончанию - работы детей расположить на выставке

Ребята, сегодня на нашей встрече вы узнали, как можно по-разному изобразить натюрморты – и в цвете и в графике, и в обратной графике.

Ваши осенние натюрморты получились выразительные, интересные, разные.


А помогла создать вам эту красоту - обычная резинка и простой карандаш.

Вы сегодня были – художниками –графиками.

У кого натюрморт похож на наш? Почему ты решил его нарисовать?

Как ты точно изобразила прожилки. Чем пользовалась?

Какие веточки получились у тебя тоненькие, а от какого они дерева?

А у тебя листочки получились, как живые.

Очень красиво ты украсил вазу, необычные подобрал узоры.

Ребята, полюбуемся вашими натюрмортами и пригласим гостей присоединиться к нам.

Каждую осень природа дает нам возможность заняться творчеством. Все что нам нужно для этого лежит прям под ногами. Осенние листья — самый популярный источник творчества. Для нашей сегодняшней поделки понадобится немного, всего лишь листочки рябины и конечно же вдохновение.

20 минут

около 50 руб.

СЛОЖНОСТЬ

просто

Для изготовления нашего осеннего натюрморта нам понадобится:

  1. Акварельная бумага А4
  2. Шаблон вазочки (можно скачать тут)
  3. Свежесорванные листья рябины
  4. Бумажный скотч
  5. Гуашь
  6. Кисть синтетическая №18
  7. Палитра
  8. Губки

Сначала мы должны подготовить фон для нашего осеннего натюрморта. Для этого мы увлажняем бумагу и наносим на нее точки желтой гуашевой краски с верхнего края бумаги, а ближе к середине наносим редкие изумрудные точки. Потом мы соединяем все эти точки при помощи белил. И у нас получается однородный фон.

Ждем пока фон полностью высохнет.

Когда фон полностью готов. Подготавливаем необходимый материал, а именно рябиновые листочки и приступаем к творчеству.

Кистью наносим на рябиновый листочек гуашевую оранжевую краску по всему его периметру. Потом берем этот листочек и прикладываем его в то место, где предположительно будет букет из листочков и аккуратно делаем там отпечаток.

Так повторяем еще с двумя листочками и у нас образуется небольшой букетик.

Дополняем наш букетик еще зелеными листочками смешивая для этих целей два цвета, зеленую и желтую гуашь. Наносим кистью на листик и отпечатываем как предыдущие.

Когда все листочки будут отпечатаны. Приступаем уже к рисованию ягодок рябины. Для этого нам понадобятся только указательные пальчики на вашей руке. Макаем пальчиком в красную гуашь и наносим точки в то место на нашем натюрморте, где у вас будут веточки с ягодами рябинки.

Наш рябиновый букетик почти готов. Осталось еще сделать несколько штрихов.

Для нашего последнего штриха нам понадобится шаблон вазочки, который вы сможете скачать тут, губка, палитра и гуашь. Кладем наш шаблон на место, где будет наша ваза. Берем губку (можно использовать для этих целей губку для мытья посуды) и наносим на нее краску — смешиваем для этого два цвета — зеленую темную и изумрудно зеленую. Хотя не обязательно брать только эти цвета. Вазу можно сделать и классического коричневого цвета. Наносим сначала краску по краю вазы, а потом заполняем ее всю с помощью губки.

Когда вы заполните краской всю вазочку. Ждем пока она полностью высохнет. Потом аккуратно убираем наш шаблон.

Наш осенний натюрморт штампами из осенних листьев готов!




Последние материалы сайта