Желтков из какого произведения. Гранатовый браслет: главные герои, проблематика, анализ. Обстановка в комнате главного героя

04.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Желтков Г. С. (видимо, Георгий - «пан Ежий») - появляется в рассказе лишь ближе к концу: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Наряду с княгиней Верой может быть назван главным героем рассказа. Завязка конфликта - получение княгиней Верой 17 сентября, в день своих именин, письма, подписанного инициалами «Г. С. Ж.», и гранатового браслета в красном футляре.

То был подарок от незнакомого тогда Вере Ж., который семь лет назад влюбился в нее, писал письма, потом по ее просьбе перестал беспокоить, но сейчас снова признавался в любви. В письме Ж. объяснял, что старинный серебряный некогда браслет принадлежал его бабке, затем все камни были перенесены на новый, золотой, браслет. Ж. раскаивается в том, что прежде «осмеливался писать глупые и дерзкие письма» и добавляет: «Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». Один из гостей на именинах развлечения ради преподносит историю любви телеграфиста, П. П. Ж. (искаженное Г. С. Ж.), к Вере в комическом, стилизованном под бульварный роман виде. Другой гость, близкий для семьи человек, старый генерал Аносов высказывает предположение: «Может быть, это просто ненормальный малый, маньак <...> может быть, твой жизненый путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Под воздействием своего шурина муж Веры князь Василий Львович Шеин решает возвратить браслет и пресечь переписку. Ж. поразил Шеина при встрече своей искренностью. Ж., испросив разрешения у Шеина, говорит по телефону с Верой, но она тоже просит прекратить «эту историю». Шеин чувствовал, что присутствует «при какой-то громадной трагедии души». Когда он сообщает об этом Вере, та предсказывает, что Ж. убьет себя. Позже из газеты она случайно узнала о самоубийстве Ж., сославшегося в своей предсмертной записке на растрату казенных денег. Вечером того же дня она получает прощальное письмо от Ж. Любовь к Вере он называет «громадным счастьем», посланным ему Богом. Признается, что его «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей». Вся жизнь заключается в любви к Вере: «Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата <...> Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя Твое». Князь Шеин признается: Ж. не был сумасшедшим и сильно любил Веру и оттого был обречен на смерть. Он разрешает Вере проститься с Ж. Глядя на покойного, она «поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». В лице мертвого ^К. она заметила «глубокую важность», «глубокую и сладкую тайну», «умиротворенное выражение», которое «она видела на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона».

Дома Вера застала знакомую пианистку - Женни Рейтер, которая сыграла ей именно то место из второй сонаты Бетховена, которое казалось Ж. самым совершенным - «Largo Appassionato». И эта музыка стала обращенным к Вере загробным объяснением в любви. Мысли Веры о том, что «мимо нее прошла большая любовь», совпали с музыкой, каждый «куплет» которой заканчивался словами: «Да святится имя Твое». В самом конце рассказа Вера произносит только ей понятные слова: «...он меня простил теперь. Все хорошо».

У всех героев рассказа, не исключая Ж., были реальные прототипы. Критика указывала, однако, на связь «Гранатового браслета» с прозой норвежского писателя Кнута Гамсуна.

Характеристика героя

Желтков Г.С. Герой «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему…было около 30, 35-ти».
7 лет назад Ж. влюбился в княгиню Веру Николаевну Шеину, писал ей письма. Потом, по просьбе княгини, перестал ее беспокоить. Но сейчас вновь признавался княгине в любви. Ж. прислал Вере Николаевне гранатовый браслет. В письме он пояснял, что гранатовые камни раньше были в браслете его бабки, позже они были перенесены на золотой браслет. В своем письме Ж. раскаивался, что писал раньше «глупые и дерзкие письма». Теперь в нем осталось «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». Это письмо прочитала не только Вера Николаевна, но и ее брат и муж. Они решают возвратить браслет и пресечь переписку княгини и Ж. При встрече Ж. спросив разрешения, звонит княгине, но она просит прекратить «эту историю». Ж. переживает «громадную трагедию души». Позже из газеты княгиня узнает о самоубийстве Ж., который объяснял свой поступок казенной растратой. Перед смертью Ж. написал Вере Николаевне прощальное письмо. В нем он называл свое чувство «громадным счастьем», посланным ему Богом. Ж. признавался, что его, кроме любви к Вере Николаевне, «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя Твое». Придя проститься с Ж., Вера Николаевна замечает, что в его лице после смерти светилась «глубокая важность», «глубокая и сладкая тайна», а также «умиротворенное выражение», которое было «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».

Любовь - это великое, возвышенное чувство, толкающее на подвиги и самопожертвование во благо своего избранника. В книгах писатели превозносили это чувство как смысл существования, великую цель в жизни человека. Пушкин, Лермонтов, Куприн, Есенин, Ахматова и Цветаева - всемирно известные писатели, чьи произведения воспевают это прекрасное чувство. Но всегда ли любовь такая? К сожалению, нет. За таким чувством могут скрываться и предательства, ненависть, злоба. Против такой мнимой любви был русский писатель Куприн Александр Иванович.

Характеристика Желткова в рассказе "Гранатовый браслет"

С 1900 по 1910 год писатель пишет ряд повестей и рассказов, которые показывают настоящую любовь. Куприн возносит над людьми это всепоглощающее чувство, наделяя им своих главных героев. Не обошла эту тему и повесть "Гранатовый браслет". Главным героем в ней становится простой чиновник - Г. С. Желтков. Куприн наделяет его верной и чистой любовью, той, которая не способна на предательства и обман, что подобна идеалу.

Характеристика Желткова в "Гранатовом браслете" начинается с описания его безответной любви. Предметом воздыхания главного героя становится молодая светская дама - Вера Николаевна. Первое письмо главный герой повести пишет княгине ещё до её замужества. В нём молодой и неопытный телеграфист описывает все свои чувства к Вере Николаевне. Но не получает на него никакого ответа. В течение многих лет безнадёжно влюбленный Желтков отправлял письма княгине, которая не воспринимала все его любовные откровения всерьёз. Более того, вся семья Веры откровенно насмехалась над ним и высмеивала, считая Г. С. Ж. маньяком и ненормальным человеком.

Гранатовый браслет

Предпоследнее своё письмо и подарок Желтков отправляет княгине в день её именин. Как писал сам телеграфист: "Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мной лично: для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и - признаюсь - ни денег". Этот фрагмент, взятый из письма к своей возлюбленной, можно внести как начало характеристики Желткова. Подарком мелкого чиновника становится браслет, украшенный россыпью красных гранатов. Это единственное, что мог подарить главный герой повести своей возлюбленной.

Несмотря на всю тяжесть судьбы, герой повести Куприна счастлив от осознания того, что любит. Основной характеристикой Желткова является чистота и безрассудность его чувств к Вере. В своих письмах он размышляет о том, что правильней всего было бы уехать и оставить свою любовь, но сделать это он не в состоянии. Всеми своими мыслями и чувствами он всё равно был бы навеки связан с ней.

Внешняя характеристика героя

Во внешности Желтков был наделён мягкими чертами лица, средним телосложением, голубыми глазами и высоким ростом. На вид ему было лет 35. Несмотря на свою нежную внешность, герой вбирал в себя как чувствительность и душевность, так и настойчивость. Внешняя характеристика Желткова переплетается между собой с его душевным состоянием.

Сторонником его чувств становится дедушка Веры Николаевны - генерал Аносов. Проникнувшись всей историей безответных чувств бедного телеграфиста, он пытается убедить свою внучку в той бескорыстной, самоотверженной любви, которой пылает Желтков.

Жилищные условия главного героя

Ключевой характеристикой Желткова в "Гранатовом браслете" Куприна играет и комната, в которой он проживал. Из-за своего мелкого чина, герой живёт в одной комнате, которая преподносит его как человека небогатого, со сложной жизненной историей. Сама жилплощадь была с низкими потолками и маленькими окнами, из мебели в ней имелось лишь самое необходимое.

Всем своим нутром комната показывала душевное состояние своего хозяина. Он не стремился к уюту и богатым убранством. Единственной радостью и отдушиной в жизни Желткова была Вера Николаевна. Чувства к ней переполняли главного героя, и не интересно ему было больше ничего. Этот момент дополняет характеристику Желткова в "Гранатовом браслете" как человека искреннего и способного на жертвы во имя чистой и великой любви.

В своей повести Александр Иванович Куприн показывает всю мощь и силу настоящей любви, не ждущей награды. Ту, что сильна, как смерть. И несёт такую любовь, как крест, всю жизнь, главный герой повести. По характеристике Желткова в "Гранатовом браслете" понятно, что он человек широкой души, в которой есть место любви и самопожертвованию. И отдаёт он ей себя полностью, без остатка, чувствуя себя счастливым лишь оттого, что имеет возможность испытать это чувство.

Реализм - творческий метод, который предполагает воссоздание и познание действительности, герои реалистических произведений - «типические характеры в типических обстоятельствах» (Ф. Энгельс). Естественно возникает вопрос: типичен ли образ Желткова?

Сюжет повести «Гранатовый браслет» абсолютно реален. Семейная хроника Любимовых, добрых знакомых А. И. Куприна, подарила автору прототипы Веры Николаевны, князя Шеина и главного героя рассказа - чиновника Желткова. Однако трагикомическая история реального «П. П. Ж.», выспренняя вульгарность его писем с редкостной силой, благородством, просветленной любовью к герою переосмыслены А. И. Куприным.

Писатель создает образ человека, резко отличного от окружающих. «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам», - так начал свое письмо Желтков. Конечно, любовь - счастье, однако для обычных людей это счастье связано с необходимостью ответного чувства, с взаимностью. Иначе большое счастье превращается в большое горе.

Для Желткова же именно безнадежная любовь – счастье. И он абсолютно искренен, когда пишет Вере Николаевне перед смертью: «От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью».

Действительно, главный герой повести - человек необычный. Он необычен еще и тем, что любовь стала единственным содержанием его жизни, вытеснила все другие интересы. Он пишет Вере Николаевне, что его «не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука,

ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас». Обычно люди живут совсем по-другому, находя в жизни свою роль, свое дело, привязанности, не сосредоточиваясь на одном-единственном, пусть даже очень сильном

чувстве. Любой другой человек, поняв обреченность своей любви, попытался бы избавиться от этого чувства: уехать куда-нибудь, поставить перед собой далекую цель и окунуться с головой в работу. Желтков осознает обреченность своего чувства, но решение его совершенно иное: «Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас … сладким бредом».

Нет, образ Желткова нельзя назвать типичным. Любовь его - любовь необычного – человека, это любовь рыцаря и романтика, любовь всепоглощающая и побеждающая смерть. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося как молитву: «Да святится имя Твое».

Образ Желткова - образ идеального человека, самоотверженного героя. Таким, конечно, может быть каждый, но является такая любовь, к сожалению, далеко не всегда.

Тема любви - одна из центральных тем в творчестве А. И. Куприна. В его повестях - любовь бескорыстна, самоотверженна, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг, пойти на мучения и даже смерть.

Разделы: Литература

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Обучающие:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
  • формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.

Воспитательные:

Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.

Ход занятия

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

II. Вступительное слово преподавателя.

"Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви…”

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский "Гранатовый браслет"

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)

Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.

Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

III. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.

Преподаватель:

В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

1. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

Преподаватель:

2. “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее.)

Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Викторина по произведению.

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
8. Его должность? (Предводитель дворянства.)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер.)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
14. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине вере).
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?

5. Работа в группах.

Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.

Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!

Задание 1.

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельз.я)

Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)

Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.

(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)

Четвертая группа: Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты.

Любовь – это:

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

Преподаватель:

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить

Задание 2.

Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)

Вторая группа: Способна ли она на пылкую, страстную любовь?(В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)

Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?(Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)

Четвертая группа: “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?

Задание 3.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?(О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)

Вторая группа: Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)

Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)

Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Задание 4.

Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?

Третья группа: Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

Четвертая группа: Существует ли идеальная любовь?

Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.

Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)

6. Работа с высказываниями героев повести.

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

IV. Подведение итога занятия.

Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...

В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...

Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."

Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...



Последние материалы сайта