Шинель. История в стиле милитари. У кого на Второй мировой была лучшая военная форма Ситуация шинель источник пуля командировка

23.08.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Николай Васильевич Гоголь - особая, колоритная фигура в русской литературе. С его именем связано много мистического, странного и даже страшного. Чего стоит одна из самых мистических повестей XIX века - «Вий»! На самом деле у Гоголя есть несколько еще более странных и поучительных произведений, одно из которых - «Шинель». История создания Гоголем «Шинели» уходит своими корнями в проблемы общества XIX века.

Сюжет

Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин ведет весьма тихую, скромную и неприметную жизнь. Он работает в канцелярии, переписывает любые бумаги и только в этой своей деятельности находит какую-то отдушину. Коллеги над ним смеются и откровенно издеваются, начальство его не замечает, у него ни родных, ни друзей.

Однажды Башмачкин понимает, что его старая шинель полностью пришла в негодность и срочно требуется замена. Чтобы накопить на новое пальто, Акакий Акакиевич идет на беспрецедентные меры, он экономит на еде, свечах и даже ходит на носочках, чтобы не изорвать туфли. После нескольких месяцев лишений он наконец покупает новую шинель. На работе все - кто ехидно, кто по-доброму - восхищаются приобретением старика и приглашают на вечер к одному из сослуживцев.

Акакий Акакиевич счастлив, он провел замечательный вечер в гостях, но, когда герой возвращался поздно ночью домой, он был ограблен, у него забрали ту самую новую шинель. В отчаянии Башмачкин бежит к властям, но тщетно, идет на прием к «высокому» лицу, но тот только кричит на мелкого чиновника. Акакий Акакиевич возвращается в свою каморку, где вскоре умирает, а жители Петербурга узнают о таинственном привидении, которое срывает шинели с богатых граждан и кричит «Мое!».

История создания «Шинели» Гоголя отражает целую эпоху с особыми проблемами, показывает непривычную и далекую историю нашей страны и в то же время затрагивает вечные вопросы человечества, актуальные и сегодня.

Тема «маленького человека»

В XIX веке в русской литературе складывается направление реализма, охватывающего все мелочи и особенности настоящей жизни. Героями произведений становились обычные люди со своими ежедневными проблемами и страстями.

Если говорить об истории создания «Шинели» Гоголя кратко, то здесь особенно остро отражена именно тематика «маленького человека» в большом и чуждом мире. Мелкий чиновник плывет по течению жизни, никогда не возмущается, не испытывает ни сильных подъемов, ни сильных упадков. Писатель хотел показать, что настоящий герой жизни не сияющий рыцарь или умный и чуткий романтический персонаж. А вот такой ничтожный человек, задавленный обстоятельствами.

Образ Башмачкина стал отправной точкой для дальнейшего развития не только российской, но и мировой литературы. Европейские авторы XIX и XX века старались найти пути выхода «маленького человека» из психологических и социальных оков. Именно отсюда родились персонажи Тургенева, Э. Золя, Кафки или Камю.

История создания "Шинели" Н. В. Гоголя

По словам исследователей творчества великого русского писателя, первоначальный замысел повести родился из анекдота о мелком чиновнике, который хотел купить себе ружье и долго копил на свою мечту. Наконец, купив заветное ружье, он, плывя по Финскому заливу, потерял его. Чиновник вернулся домой и от переживаний вскоре умер.

История создания «Шинели» Гоголя начинается еще в 1839 году, когда автор только делает черновые наброски. Сохранилось немного документальных подтверждений, но отрывки свидетельствуют, что первоначально это был комический рассказ без особой морали и глубокого смысла. В последующие 3 года Гоголь еще несколько раз берется за повесть, но доводит ее до конца только в 1841 году. За это время произведение почти растеряло весь юмор и стало более патетическим и глубоким.

Критика

Историю создания «Шинели» Гоголя невозможно понять без учета оценки современников, обычных читателей и литературных критиков. После выхода сборника сочинения писателя с этой повестью на нее сначала не обратили должного внимания. В конце 30-х годов XIX века в русской литературе тема бедствующего чиновника была очень популярна, и «Шинель» первоначально отнесли к таким же жалостно-сентиментальным произведениям.

Но уже во второй половине XIX века стало понятно, что «Шинель» Гоголя, история создания повести стали началом целого направления в искусстве. Тема измельчания человека и тихий бунт этого ничтожного создания стали актуальны в русском авторитарном обществе. Писатели видели и верили, что даже такой несчастный и «маленький» человек — это личность, личность думающая, анализирующая и умеющая по-своему отстаивать свои права.

Б. М. Эйхенбаум, «Как сделана «Шинель»

Большой вклад в понимание истории создания повести «Шинель» Гоголя внес Б. М. Эйхенбаум, один из самых известных и заслуженных русских критиков XIX века. В своей работе «Как сделана «Шинель» он открыл для читателя и других авторов подлинный смысл и назначение этого произведения. Исследователь отметил оригинальную, сказовую манеру повествования, позволяющую автору в течение рассказа выражать свое отношение к герою. В первых главах он насмехается над мелкостью и жалкостью Башмачкина, а вот в последних уже испытывает жалость и сочувствие по отношению к своему персонажу.

Историю создания «Шинели» Гоголя невозможно изучать без отрыва от социальной ситуации тех лет. Автор негодует и возмущается ужасной и унизительной системой «Табель о рангах», которая ставит человека в определенные рамки, выбраться из которых сможет не всякий.

Религиозная трактовка

Гоголя часто обвиняли в слишком свободной игре с православными религиозными символами. Кто-то видел его языческие образы Вия, ведьмы и черта как проявление бездуховности, уход от христианских традиций. Другие, наоборот, говорили, что такими путями автор пытается показать читателю путь спасения от нечисти, а именно православное смирение.

Поэтому некоторые исследователи видели историю создания повести «Шинель» Гоголя именно в неком религиозном внутреннем конфликте автора. И Башмачкин выступает уже не как собирательный образ мелкого чиновника, а как человек, подвергшийся искушению. Герой выдумал себе идола - шинель, жил и страдал из-за нее. В пользу религиозной трактовки говорит и тот факт, что Гоголь очень фанатично относился к Богу, различным обрядам и тщательно все соблюдал.

Место в литературе

Течение реализма в литературе и других видах искусства произвело в мире настоящий фурор. художники и скульпторы старались изобразить жизнь такой, какая она есть, без прикрас и лоска. И в образе Башмачкина мы в том числе видим высмеивание уходящего в историю романтического героя. У того были высокие цели и величественные образы, а здесь у человека смысл жизни - новая шинель. Эта идея заставляла читателя глубже мыслить, искать ответы на вопросы в реальной жизни, а не в мечтах и романах.

История создания повести Н. В. Гоголя «Шинель» — это история становления русской национальной мысли. Автор правильно увидел и угадал тенденцию времени. Люди уже не хотели быть рабами в прямом и переносном смысле, зрел бунт, но пока еще тихий и робкий.

Через 30 лет тему уже повзрослевшего и более смелого «маленького человека» поднимет Тургенев в своих романах, Достоевский в произведении «Бедные люди» и отчасти в знаменитом своем "Пятикнижии". Более того, образ Башмачкина перекочевал в другие виды искусства, в театр и кино, и здесь получил новое звучание.

Спектакль, который предлагают режиссер Иосиф Райхельгауз и труппа театра, дает возможность по-новому взглянуть на известного многим героя — Акакия Акакиевича Башмачкина. При этом в представлении будут использоваться неожиданные приемы, включая даже такие популярные сегодня танцы на льду. Как отмечают в театре, спектакль станет посвящением актеру Альберту Филозову и его несыгранной роли.

Сценарный замысел

Смешной и жалкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин решает обновить гардероб в связи с тем, что его старенькое пальто пришло в полную негодность. Но для этого жалованья ему не хватает, деньги нужно копить. Чиновнику буквально приходится ни есть, ни пить почти год. И, наконец, его мечта сбывается — он собрал нужную сумму и заказал пошив шинели. Однако радость обладания обновкой длится недолго.

Классический сюжет разыгран артистами «Школы современной пьесы» во главе с Дмитрием Хоронько и в сопровождении живого джазового оркестра в жанре музыкальной фантасмагории. При этом труппа использует неожиданные приемы, включая оперу, танцы на льду и даже балет.

В постановке приняли участие такие звезды театра, как Владимир Качан, Дмитрий Хоронько, Максим Евсеев, Павел Дроздов, Алексей Гнилицкий, Марк Тюриков.

Со сцены прозвучат музыкальные темы известного композитора Максима Дунаевского.

В форме помимо внешней, зрительной составляющей важна и функциональная. Солдат любой страны на поле боя должен быть удобно и практично обмундирован.

По мнению искусствоведа М. Р. Кирсановой, на войне по униформе распознают своих и чужих. С. В. Стручёв, художник по костюмам, дополняет это высказывание так: «Чтобы было видно, в кого стрелять. Потому что контакт между стрелком и противником визуальный».

СССР

Солдаты Красной Армии были отлично экипированы в любое время года. Летом использовались пилотки и каски. Самым распространённым был шлем СШ-40. В его создании участвовал Семён Будённый, проверявший каску ударами шашки и стрельбой из нагана. Зимой вводились шапки-ушанки с опускающимися наушниками, которые защищали шею и уши от мороза. В состав облегчённой униформы также входили хлопчатобумажные гимнастёрки с нагрудными прорезными карманами, шаровары. Для хранения использовался рюкзак или вещевой мешок. Воду пили из стеклянных фуражек, подвешивающихся в мешке к ремню. Гранаты тоже носили на поясе – в специальных сумках. Помимо этого, в комплект обмундирования входила сумка для противогаза, патронов. Рядовые красноармейцы носили плащи-палатки, которые могли использоваться как дождевик. Зимой форма дополнялась полушубком или ватной курткой с телогрейкой, меховыми рукавицами, валенками и ватными штанами.

Униформа красноармейцев, казалось, была продумана до мелочей: в вещмешке образца 1942 года было даже отделение для топора. Так охарактеризовал состояние своей одежды в письме один из красноармейцев: «Моя одежда изрядно потрепалась и для дома ценности не представляет». А так комментировал армейскую форму профессор П. М. Шурыгин, участник Ржевской битвы: «Скоро получим стеганые брюки, телогрейки, тёплое белье. Со снегом дадут валенки. Материал добротный, так что диву даёшься, откуда столько этого прекрасного материала берётся». Из воспоминаний видно, что униформа красноармейца была качественной и практичной. Многочисленные карманы, сумки для боеприпасов значительно облегчали ведение боевых действий.

Германия

Форма немецких солдат шилась на фабрике Хуго Босса. Она включала в себя: стальной шлем с двухсторонним чехлом, шинель, противогазный футляр, портупею, винтовочные подсумки, плащ-палатку, котелок. Обмундирование вермахта было полноценным для европейской территории. Морозный Восточный фронт требовал совершенно другого подхода. Первую зиму солдаты мёрзли. Ко второй произошли изменения, и в униформу были введены утеплённые куртки, стёганые штаны, а также шерстяные перчатки, свитеры и носки. Но этого было мало.

Несмотря на то что советская форма была значительно тяжелее и проще в изготовлении, она считалась более пригодной для военных действий в зимнее время. Реконструктор клуба «Восточный рубеж» Юрий Гирев комментирует разницу в обмундировании ключевых держав так: ««Форма солдата красной армии была значительно теплее формы немцев. На ногах наши солдаты носили яловые сапоги. Чаще использовались ботинки с обмотками». Один из немецких представителей вермахта в послании близким писал: «Проезжая через Гумрак, я видел толпу наших отступающих солдат, они плетутся в самых разнообразных мундирах, намотав на себя всевозможные предметы одежды, лишь бы согреться. Вдруг один солдат падает в снег, другие равнодушно проходят мимо».

Британия

Британские солдаты носили полевую униформу: блузу с воротом или шерстяную рубаху, стальной шлем, свободные брюки, противогазную сумку, кобуру на длинном ремне, чёрные ботинки и шинели. К началу Второй мировой войны была принята новая униформа. Регулярные части британской армии получили её последними, потому что нужно было обмундировать новобранцев и тех, чья одежда уже потеряла достойный вид. По ходу войны происходили незначительные изменения, в ходе которых у воротника и других элементов одежды появилась подкладка, препятствующая трению грубой саржи, пряжки стали выпускаться с зубцами.

Нередко британским солдатам приходилось носить тяжёлый плащ «тропал» с пуховой подкладкой. Чтобы не замёрзнуть, они надевали под каски вязаные подшлемники. Российский историк Игорь Дроговоз по достоинству оценил британскую униформу: «Обмундирование солдат и офицеров британской армии стало образцом для подражания всем армиям Европы. Во френчи цвета хаки очень скоро стало переодеваться всё европейское военное сословие, а в ботинках с обмотками советские солдаты брали Берлин в 1945 году».

США

Униформа американских солдат объективно считается самой удобной и продуманной в условиях Второй мировой войны. На неё ориентировались при разработке обмундирования даже в послевоенное время. В состав формы входила шерстяная рубаха, лёгкая полевая куртка, брюки с полотняными гетрами, невысокие коричневые ботинки, каска или пилотка. Такое количество вещей пришло на смену комбинезону из твила. Функциональностью отличалась вся одежда солдат США: куртка застёгивалась на молнию и пуговицы, была оснащена прорезанными карманами по бокам. Лучшей экипировкой американцам позволил стать арктический комплект, состоящий из тёплой куртки-парки, шнурованных ботинок на меху. Командование ВС США убеждено, что американский солдат обладает лучшей экипировкой. Один из красноармейцев отзывался об их обуви с особым почтением: «Какие хорошие у них были шнурованные ботинки!»

Япония

В годы Второй мировой войны у японцев существовала униформа трёх типов. Каждая из них включала в себя мундир, брюки, шинель и плащ-накидку. Для тёплой погоды предусмотрен хлопчатобумажный вариант, для холодной – шерстяной. В комплекте обмундирования также была каска, ботинки или сапоги. Для японских солдат операциями в зимних условиях считались столкновения на севере Китая, Манчьжурии и Корее. Максимально утеплённая форма использовалась для ведения боевых действий именно в этих местах. Естественно, для сурового климата она не подходила, потому что представляла собой шинели с меховыми обшлагами, шерстяные стёганые брюки, кальсоны. В целом трудно назвать японское обмундирование функциональным. Оно подходило только для определённых широт с тропическим климатом.

Италия

Итальянские солдаты во времена Второй мировой носили сорочку и галстук, однобортный китель с поясным ремнём, брюки-галифе с обмотками или шерстяными носками-гольфами, ботинки до щиколотки. Некоторым солдатам было удобнее использовать бриджи. Униформа не подходила для зимних кампаний. Шинель была сшита из дешёвого грубого сукна, совершенно не греющего в мороз. Армия не оснащалась зимней одеждой. Утеплённые варианты имелись только у представителей горных войск. Итальянская газета «Провинция Комо» в 1943 году отметила, что лишь десятая часть солдат во время пребывания в России была снабжена подходящей для этого униформой. В своих воспоминаниях бойцы писали, что временами температура доходила до отметки в минус 42 градуса, поэтому многие погибали из-за обморожения, а не в ходе военных операций. Статистика итальянского командования сообщает, что только за первую зиму от переохлаждения пострадали 3600 солдат.

Франция

Французские солдаты воевали в цветной униформе. Они была обмундированы в однобортные кители на пуговицах, двубортные шинели с боковыми карманными клапанами. Полы шинели могли быть застёгнуты назад, чтобы было легче ходить. На одежде присутствовали петли для ремня. Пешие войска носили бриджи с обмотками. Головных уборов было три вида. Самым популярным считалось кепи. Также активно носили и каски Адриана. Их отличительная черта – наличие эмблемы спереди. Кроме внешнего вида, этот шлем вряд ли мог похвастаться чем-то ещё. Он не предусматривал защиту от попадания пулями. В очень холодную погоду французская униформа расширяла свой спектр до овчинного полушубка. Такую одежду трудно назвать оптимальной для разных погодных условий.

Лучшая форма американских солдат стала прообразом всей современной полевой одежды. Она отличалась функциональностью и продуманным внешним видом. В ней не замерзали, а это было одним из решающих факторов на войне.

Края (село Волчно-Бурлинское, Крутихинский район, Алтайский край)

Знаменитые «катюши», танки Т-34 и штурмовики Ил-2 навеки стали символами могущества русского оружия. Но не только оно помогло разгромить врага. Бойцов и командиров надо было одеть, обуть, накормить. За годы войны в войска поступили миллионы гимнастерок, шинелей, ватников . Свои солдатские шинели фронтовики вспоминают с особой теплотой, называя их настоящими «боевыми подругами». И в самом деле, в холодные, мрачные годы войны, через все трудности вместе с солдатами проходили, грея не только тело, но и душу, солдатские шинели. С теплотой вспоминают солдаты, как в холодное время согревали их эти «боевые подруги», навсегда останутся они в памяти, прожжённые, со следами от пуль.

Ты любовно сшитая,

Пулями пробитая,

У костров прожжённая

В холод и метель,

Временем потрёпана,

Бережно заштопана,

С пожелтевшим воротом

Серая шинель.

Плотная, суконная,

Родиной дарёная,

Разве может взять тебя

Пуля иль шрапнель?!

Против сердца воина

Не бывать пробоинам –

Грудь укроет с орденом

Серая шинель.

Ты пропахла порохом,

Но как стоишь дорого,

Фронтовая спутница

Боевых недель;

В ночь сырую длинную

Служишь ты периною,

Согреваешь ласково,

Серая шинель.
Я вернусь с победою,

Выпью, пообедаю.

Мать постелет чистую

Мягкую постель.

Со слезами гордости

В лучший угол горницы

Мать повесит старую

Серую шинель....

Но долгое время автор этой песни не был известен. Его поисками занимался первый официальный исполнитель песни «Серая шинель» Леонид Григорьевич Шумский. Он случайно обнаружил в газете 2-ого прибалтийского фронта «Суворовец» за 1 апреля 1944 года стихотворение гвардии капитана В. Ермакова «Серая шинель». К тому времени он уже собрал несколько вариантов мелодии к этим стихам. Но одно было не ясно: как сложилась судьба автора стихов этой песни - Василия Ермакова? Шумский обратился за помощью к телезрителям, попросил откликнуться тех, кто что-либо знает о Ермакове.

Писем пришло много, в том числе от однополчанина В. Ер­макова писателя Л. Рубинштей­на. В его архиве сохранилось несколько номеров дивизион­ной газеты «Вперёд, на Запад!» со стихами Василия Петровича и среди них - газета с самой первой по времени публикаци­ей «Серой шинели» от 23 нояб­ря 1942 года. Это позволило уточнить время и место рожде­ния стихов - 1942 год. Северо­-Западный фронт. Первая удар­ная армия. О дальнейшей судь­бе Ермакова Рубинштейну ни­чего не было известно.

Поиск продолжался. Отыскалась и дочь. Оказа­лась она жительницей Москвы. От неё Шумский узнал, что Василий Петрович жил в послевоенные годы в Краснодаре, был журна­листом, активно трудился до последнего дня своей жизни.

Не раз исполнял эту песню Леонид Шумский по радио. Однажды певцу позвонил взволнованный ветеран и попросил запись песни: «Это ведь песня обо мне, о моей шинели!» Встретились. И рассказал старый солдат, как бежал с донесением по голой степи:
- Налетевший фашистский истребитель решил поразвлечься – стал гоняться за мной, делая один заход за другим. Под пулемётными очередями пришлось петлять зайцем, с мыслью: «Господи, пронеси!» Когда добежал до перелеска, вручил пакет командиру, тот удивился: «Что это с твоей шинелью?» Батюшки, и правда! Полы будто ножом срезаны... В музей бы её, голубушку, тогда...

Василию Петровичу не при­шлось увидеть возрождения его фронтовой песни. В 1977 году поэт умер. А его песня о «Серой шинели» продолжает жить, её знают, любят и поют не только фронтовики, но и нынешнее по­коление воинов нашей армии, поют на созданную народом ме­лодию, поют на привале, на сцене, в солдатском строю, пе­редавая другу другу как эстафе­ту памяти о ратном подвиге сво­их отцов и дедов. Василий Ермаков, солдат, журналист, а в конце жизни сторож на краснодарском заводе, писал стихи, мечтал: "Как хочется друзьям подарить свою первую книгу...". Не довелось. Его дочь, кандидат экономических наук Антонина Ермакова, выкроив средства из скромной зарплаты преподавателя МГУ, выпустила сборник тиражом 100 экземпляров. В послесловии она написала: "Судьба отца - это так или иначе судьба его поколения. Судьба нелегкая, во многом нескладная. И в то же время - по-своему цельная и значительная, создавшая и защитившая тот мир, который хранит, поддерживает и нас, и детей наших, и внуков".

Используемая литература:

Жукова Л. Песни наших отцов. http://www. *****/2008/05/07_05/6_03.html

Серая шинель. Из истории песни. http://www. *****/article/7029/

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?
  6. О чем?

    Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

    Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

    Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

    Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин . Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.
  • Темы

    • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
    • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
    • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
    • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

    Проблематика

    Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

    • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
    • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
    • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
    • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

    В чем смысл повести?

    Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

    Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

    Чему учит?

    «Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

    Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

    Критика

    В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

    Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

    Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

    Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

    Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Последние материалы сайта