«Созвездие медных труб. Гурьев леонид евгеньевич Научные труды. Издания. Публикации

01.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Молодым музыкантам медного духового ансамбля NewLifeBrass удалось влюбить дубненскую публику в свои инструменты и в себя.

Пятерка молодых музыкантов с первых минут выступления озадачила слушателей. Исполняя Моцарта, духовики вдруг взялись приседать. Обычно музыканты "балуются" под занавес, после "тяжелой" классики. А тут сразу задали тон - легкий, веселый, а в конце концерта так и потанцевать предложили. И публику в игру вовлекали, призывая вместе ловить ритм, и публика с радостью ловила ритм.

Квинтет из каждого номера делал маленькое представление или дефиле. Предваряя исполнение "Охоты на тигров" Р. Декоста, музыканты обозначили роли: туба - тигр, остальные медные - охотники. Слушатели стали одновременно и зрителями, только успевали следить, как две трубы, валторна и тромбон охотятся на тубу.

Мне показалось, что подготовленную публику эти "заигрывания" не раздражали, потому что было соблюдено главное - играл квинтет совершенно, а звучание инструментов было настолько хорошим (спасибо малому залу ДК "Мир"!), что почти после каждого номера раздавалось "Браво!"

Случайным же слушателям впору позавидовать. Музыканты, похоже, любого способны влюбить в медные, потому что свои инструменты боготворят и к музыке относятся очень серьезно, несмотря на "игровой" формат. Одинаково прекрасно они играют и вечную классику, и мелодии мюзиклов. На дубненском концерте прозвучали Моцарт, Пьяццолла, Н. Манчини, А. Хачатурян, современный композитор Олег Облов и другие.

Во время выступления невольно думалось, вот бы этот квинтет да в наши школы и в университет. Оказалось, что днем ансамбль давал концерт для школьников в ДК "Октябрь. А с университетом не получилось. Дирижер дубненского симфонического оркестра Евгений Ставинский посетовал, что выступление сорвалось из-за какой-то технической неувязки, которую в университете не удосужились разрешить. Жаль!

Музыканты рассказали, что создали свой ансамбль New Life Brass в 2009 году, когда еще были студентами второго курса РАМ им. Гнесиных. За небольшой срок успели побывать с концертами в Санкт-Петербурге, Ереване, Казани, в Ханое, Хошимини и других городах, завоевать Гран-при на нескольких конкурсах и даже сопроводить открытие XXV кинопремии «НИКА».

Состав квинтета:

Евгений Гурьев (труба). Солист оркестра Большого театра России. Лауреат международных и всероссийских конкурсов.
Преподает в колледже им.Гнесиных и Российской академии музыки им. Гнесиных.

Максим Штода (труба). Окончил РАМ им. Гнесиных и магистратуру. Лауреат Республиканского конкурса г. Алма-Ата. (2005 г.).
Преподает в МГДМШ им.В.Блажевича.

Владимир Мезенцев (валторна). Солист оркестра ГАСК под управлением В. Полянского. Лауреат международных и всероссийских конкурсов. Лауреат международного конкурса им. Т.А. Докшицера (2012 г.).

Рамиль Ахмадулин (тромбон). Окончил РАМ им. Гнесиных и ассистентуру-стажировку. Лауреат Всероссийского конкурса им. Большиянова (2006г.) Лауреат I степени на Международном фестивале духовой музыки "На родине П.И. Чайковского" (2010г.).
Преподает в МГДМШ им.В.Блажевича .

Максим Макушев (туба) - аспирант РАМ им. Гнесиных. Лауреат I Международного конкурса им. Т.А. Докшицера (2009г.), лауреат IV Всероссийского конкурса им. А.А.Нестерова (2011г.).
Преподает в

Лауреат II Московского Международного конкурса трубачей (1997)
Дипломант Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах в Markneukirchen, Германия (1998)

Родился в г. Москве. Начальное музыкальное образование получил в Детской музыкальной школе им. Дунаевского (специальность — «фортепиано») и Детской музыкальной школе № 25 г. Москвы (класс трубы В. А. Голубова). В 1988 г. поступил в Московское музыкальное училище им. Октябрьской революции (класс трубы В. Б. Кричевского). В 1992 г. окончил училище, переименованное в Колледж им. Шнитке (класс трубы А. М. Паутова).В 1997 г. окончил Московскую консерваторию (класс Ю. А. Усова).

В 1998-1999 гг. проходил стажировку в Люксембургской консерватории по классам principale-trompet (prof. L. Lauer), камерной музыки (prof. Ch. Consbruk), джазовой импровизации (prof. G. Walzing), technik-cuivre (prof. R. Zaremba) и оркестровому классу (prof. G. Milier). Имеет диплом superior консерватории Люксембурга по классу камерной музыки prof. Ch. Consbruk (1999). В 2000 г. окончил ассистентуру-стажировку при Московской консерватории (классы Ю. А. Усова и Ю. Е. Власенко).

С 2001 г. обучался игре на барочной трубе в Германии у профессора Э. Тарра, в Австрии — у профессора А. Лакнера. В настоящее время является соискателем на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории, пишет в классе профессора М. А. Сапонова диссертационную работу на тему «Натуральная труба в музыке трех столетий: проблемы истории и исполнительства».

Область научных интересов — барочная и раннеклассическая музыка, натуральная и барочная труба, проблемы истории и исполнительства на натуральной трубе, первые музыкальные трактаты о трубе, история возникновения и развития духовых инструментов, вопросы методики и музыкальной педагогики. Автор переводов на русский язык первых музыкальных трактатов о барочной трубе Дж. Фантини и Ч. Бендинелли. Выступает с докладами на Международных научных конференциях.

В числе последних выступлений: международная научно-практическая конференция кафедры истории и теории исполнительства Московской консерватории «История и теория исполнительства на духовых инструментах: проблемы и перспективы (к 75-летию Заслуженного деятеля РСФСР, доктора искусствоведения, профессора Ю. А. Усова)». 15-16 декабря 2005 г., Москва. Доклад на тему: «Натуральная труба: актуальные проблемы обучения и концертной практики».

Педагогическая деятельность:

С 2000 г. преподает студентам оркестрового факультета «Методику обучения игре на медных духовых инструментах» на кафедре истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории.

С 2001 г. является преподавателем кафедры струнных, духовых и ударных инструментов на факультете исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) Московской консерватории. Ведет класс барочной трубы.

В 1999-2001 гг. преподавал «Методику обучения игре на духовых инструментах» в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории. С 2003 г. преподает «Методику обучения игре на духовых инструментах» и «Историю исполнительства на духовых инструментах» в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (ЦМШ).

С 2006 г. ведет класс специальной трубы в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ). Л. Гурьев является автором-составителем ряда учебных программ, по которым он ведет авторские курсы:

  • «Методика обучения игре на медных духовых инструментах» для оркестрового факультета Московской консерватории
  • «Барочная труба» для ФИСИИ Московской консерватории
  • «Методика обучения игре на духовых инструментах» для духовиков в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории
  • «Методика обучения игре на духовых инструментах» для ЦМШ
  • «История исполнительства на духовых инструментах» для ЦМШ
  • «Инструментоведение» для ЦМШ
  • «Инструментовка» для ЦМШ

Концертная деятельность. Основной репертуар:

Л. Гурьев работал солистом в Государственном симфоническом оркестре п/у В. Дударовой, Государственном Академическом симфоническом оркестре п/у П. Когана, Государственном симфоническом оркестре «Молодая Россия» п/у М. Горенштейна, Государственном Духовом оркестре России, Государственной Академической симфонической капелле п/у В. Полянского.

Играл концерты в составе оркестра Люксембургской филармонии и оркестра Государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах. В настоящее время работает в Государственном симфоническом оркестре «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижер — Юрий Башмет). В репертуаре музыканта - произведения разных эпох и стилей русских и зарубежных композиторов. Среди сольных программ - концерты на современных и барочных трубах с Академическим камерным оркестром «Musica Viva» (художественный руководитель и главный дирижер — Александр Рудин). Особый интерес для музыканта представляет исполнение старинной музыки.

Среди профессиональных увлечений Л. Гурьева — игра на натуральных инструментах. В настоящее время играет на натуральных трубах A. Эггера (Базель, Швейцария) 1990 г., выполненных по модели: Э. Й. Хаас, Нюрнберг, Германия, 1780 г. В репертуаре Леонида Гурьева для натуральной трубы — произведения композиторов итальянской, немецкой, английской школ: Дж. Вивиани, Дж. Фантини, Дж. Торелли, А. Вивальди, Дж. Кларка, Г. И. Ф. Бибера, Г. Ф. Телемана, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха и других.

Подготовлены также концертные программы в составе ансамбля старинной музыки Московской консерватории (музыка Возрождения и барокко), барочного ансамбля солистов «The Pocket Symphony» (художественный руководитель — Назар Кожухарь). Леонид Гурьев играет барочную и раннеклассическую музыку и в составе оркестра «Pratum Integrum» (художественный руководитель — Павел Сербин). Среди последних крупных программ:

  • Радио-концерт «Иллюзии французского барокко» — 6 декабря 2004 г.
  • Концерт на фестивале Musica Antiqua в Брюгге — 24 июля 2006 г.

Активно выступает в Москве и гастролирует по России с ведущими музыкантами, среди которых: солистка Московской государственной академической филармонии Л. Голуб, лауреаты международных конкурсов Н. Кожухарь, Х. Герзмава, А. Гицба, Г. Кныш, Е. Мельникова, органист Собора Св. Креста в Варшаве М. Дабровски. Постоянный участник инструментальных концертов, в том числе сольных, в Римско-Католическом Кафедральном Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.

В течение последних лет активно концертирует с камерными составами. С брасс-квинтетом Московской консерватории «Новая Москва» в 1998 г. гастролировал по Германии совместно с немецким квинтетом «Opus 5» при поддержке фонда Villa Musica (Германия). Играет в составе ансамбля солистов «Студия новой музыки» Московской консерватории (художественный руководитель - В. Г. Тарнопольский, дирижер — Игорь Дронов). Л. Гурьев играл программы с Камерным оркестром «Ансамбль XXI век» (дирижер — Лижия О’Риордан).

Принимал участие в турне по городам России, Европы и Америки в составе Российско-Американского молодежного оркестра (American Russian Young Artist Orchestra, дирижер — Kristian Järvi, 2001-2002, 2004 гг.). В 2005 г. гастролировал в составе камерного оркестра «Солисты Москвы» (художественный руководитель и главный дирижер — Юрий Башмет).

Научные труды. Издания. Публикации:

  • Старинные трубы в реальности и в современной практике // Старинная музыка. № 2 (12) 2001. М., 2001. С. 24-25
  • Мальте Бурба. Новая школа игры на трубе / Перевод и примечания Л. Гурьева // Homo Musicus. Альманах музыкальной психологии. Сб. 34. М., 2001. С. 187-214
  • Натуральная труба: актуальные проблемы обучения и концертной практики // Сб. докладов конференции кафедры теории и истории исполнительского искусства МГК им. П. И. Чайковского «История и теория исполнительства на духовых инструментах: проблемы и перспективы». 15-16 декабря 2005 г. 10 с., в печати
  • Натуральная труба. Вопросы истории, теории и исполнительства // Журнал «Оркестр». № 4. Декабрь 2006 г. С. 13-15

Дискография:

Л. Гурьев активно участвует в звукозаписях со многими коллективами, в том числе в составе симфонических и камерных оркестров, а также ансамблей современной и старинной музыки. Среди них:

  • Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижер — Юрий Башмет)
  • Академический камерный оркестр «Musica Viva» (художественный руководитель — Александр Рудин)
  • Оркестр, играющий на исторических инструментах, «Pratum Integrum Orchestra» (художественный руководитель — Павел Сербин)
  • Ансамбль солистов «Студия новой музыки» Московской консерватории (художественный руководитель — В. Г. Тарнопольский, дирижер — Игорь Дронов)
  • Ансамбль солистов «The Pocket Symphony» (художественный руководитель — Назар Кожухарь)

Записи с солирующей трубой и барочной трубой

  • Jorge Campus. Электроакустическая музыка. Камерный оркестр «Амадеус», дирижер Фредди Кадена (1998)
  • Anton Ferdinand Tietz (1742-1810). Instrumental music. Pratum Integrum Orchestra
  • Joseph Wolfl (1773-1812). The Symphonies. Pratum Integrum Orchestra
  • Русская виолончельная музыка. Академический камерный оркестр «Musica Viva» (художественный руководитель и солист — Александр Рудин) (2003)
  • «Музыкальные Собрания в доме Третьяковых». Академический камерный оркестр «Musica Viva» (художественный руководитель и солист — Александр Рудин)
  • «Музыкальные Собрания в доме Третьяковых». Выпуск 2. Академический камерный оркестр «Musica Viva» (художественный руководитель и солист — Александр Рудин)

в составе:
Евгений Гурьев (труба)
Эркин Юсупов (тромбон)
Александр Раев (валторна)
Алексей Корнильев (флюгельгорн)
Юрий Афонин (туба)

В программе: произведения В. Пескина, А. Прайора, В. Беллини, Дж. Фрескобальди, И.С. Баха и др.

Брасс-квинтет Большого театра России берет свое начало в 80-х годах прошлого века. У его истоков стоял выдающийся русский трубач, солист оркестра театра Вячеслав Прокопов. С группой единомышленников они создали коллектив, ярко засверкавший в палитре музыкальных коллективов страны. В разное время в его составе играли такие музыканты, как А. Морозов - тромбон, Д. Провкин, А. Клевцов - трубы, В. Тарасов, Ш. Луфтрахманов - валторны, А. Тарасов, А. Казаченков - тубы. Квинтет активно концертировал в нашей стране и за ее пределами.

Благодаря энтузиазму молодого солиста-трубача Евгения Гурьева, ансамбль обрел второе дыхание. Брасс-квинтет является частым участником концертов и фестивалей, регулярно выступает в Бетховенском зале Большого Театра и других престижных российских площадках.

Евгений Гурьев (труба) родился в 1983 году в Белгородской области. Учился в Харьковской средней специальной музыкальной школе (класс Н.А. Кулака), Государственном музыкальном училище имени Гнесиных (класс профессора В.А. Докшицера) и Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора В.М. Прокопова).

Евгений Гурьев стал победителем ряда международных конкурсов: Международного фестиваля-конкурса трубачей имени Тимофея Докшицера (2000), Первого Международного конкурса музыкантов исполнителей на духовых инструментах имени Н. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2005), Первого Международного конкурса музыкантов-исполнителей на медных духовых инструментах имени Тимофея Докшицера (Москва, 2009).

С 2002 года играет в оркестре Государственного академического Большого театра России, с 2006 года — солист оркестра.

Принимал участие в концертах в рамках фестиваля «Дни культуры России» во Вьетнаме, Армении и Италии. Выступает с сольными концертами и дает мастер-классы в городах России и за рубежом.

С 2009 года преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных и колледже имени Гнесиных.

Эркин Юсупов (тромбон). Родился в 1975 году Обучение музыке начал в 1984 году в Санкт-Петербурге, в 1990 — поступил в Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова в класс профессора В.Ф. Венгловского. В Московской консерватории начал обучение в 1995 г. в классе А.Т. Скобелева. В 2002 году закончил аспирантуру Московской консерватории.

С 1996 года работает солистом-регулятором группы тромбонов в оркестре «Молодая Россия» под управлением М. Горенштейна. В 2000 году приглашён в группу тромбонов Российского национального оркестра под управлением М. Плетнёва. В 2003 году вошёл в состав оркестра Большого Театра, где работает в настоящее время.

В 2004-2006 годах работал старшим преподавателем Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова. С 2006 года ведёт класс тромбона в Государственной классической академии им.Маймонида — доцент. С 2011 года работает в Московской консерватории.

Лауреат Конкурса исполнителей на медных инструментах им. Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2000).
Участник многочисленных концертов и фестивалей.
Член жюри международных конкурсов.
Ведёт активную исполнительскую деятельность в России и за рубежом.

Александр Раев (валторна). Российский валторнист и музыкальный педагог; солист Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Российского национального оркестра и оркестра музыкального театра «Геликон-Опера», артист симфонического оркестра Комитетата кинематографии СССР и оркестра Большого театра, преподаватель Музыкально-педагогического института им. Гнесиных и Московской консерватории, лауреат всесоюзного и международного конкурса, заслуженный артист Российской Федерации (2008).

Алексей Корнильев (флюгельгорн). Обучаться игре на трубе начал в 8 лет в ДМШ № 23 им. Скрябина. В 1998 г. окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (класс профессора Ю.А. Усова), в 2003 г. - Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс профессора В.А. Новикова).

В 1999 г. поступил в оркестр Большого театра России, а в 2000 г. стал солистом этого оркестра.

Помимо основной работы в оркестре Большого театра принимает участие в различных концертах и фестивалях, как сольно, так и в составе ансамблей.

Алексей Корнильев является лауреатом конкурсов им. Т.А. Докшицера и Московских международных фестивалей трубы (1995, 1997).

С 2005 г. преподает в Академическом музыкальном колледже при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, а с 2007 г. - и в Московской государственной консерватории.

Стоимость билетов: 350 руб.



Последние материалы сайта