Музыкальная педагогика концепция развивающего обучения. «Принципы развивающего обучения в современной музыкальной педагогике» учебно-методический материал на тему. Концепция Л. А. Безбородовой и Ю. Б. Алиева

10.05.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

    Цель, задачи и принципы музыкального образования в концепции Д.Б.Кабалевского.

    Концепция Л. А. Безбородовой и Ю. Б. Алиева.

    Концепция обучения музыке Н.А. Бергер.

    Концепция музыкального воспитания школьников шестилетнего возраста Н.А.Ветлугиной.

Литература:

    Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., 2002. - 416 с.

    Бергер H.A. Современная концепция и методика обучения музыке. - СПб., 2004. - 368 с.

    «Музыка в школе». 1985. №1. С. 6-10.

    Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. Под руководством Д.Б.кабалевского. - М., 2006. - 224 с.

Цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы в совокупности образуют ту или иную концепцию музыкального образования. У каждой концепции (от лат. conceptio (восприятие), система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимания чего-либо) есть автор или авторы. Концепция является результатом научно-исследовательской работы в названной области; разрабатывая ее, педагоги­музыканты базируются на методологии, о чем мы упоминали в процессе изучения предыдущей темы.­

Композитор, педагог и общественный деятель Д.Б.Кабалевский создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания, которая органично связывает музыку как искусство с музыкой-учебным предметом.

Целью музыкального образования Д.Б.Кабалевский провозгласил воспитание музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.

    увлечь детей музыкой, вызвать у них любовь к музыке, научить их ценить красоту музыки;

    развитие личности учащегося, обогащение его духовного мира; развитие способности видеть, слышать, чувствовать, думать;

    формирование навыков и специфических знаний о музыке в процессе

    работы над музыкальными образами, их духовным содержанием;

    выработка самостоятельного творческого мышления;

    формирование способности учащихся схватывать связи и отношения

    отдельных явлений музыкального искусства;

    установление критериев требований к учащимся в области эстетического воспитания.

Принципы:

    связи музыкальных занятий с жизнью;

    тематического построения программы по музыке;

    доступности учащимся высочайших образцов серьезной музыки и воспитания на этих образцах духовного мира школьника;

    обращения к народному музыкально-поэтическому творчеству;

    импровизационности (реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки);

    образно-игрового вхождения в музыку;

    художественности, увлекательности и педагогической целесообразности

    при отборе музыкальных произведений для музыкальных занятий в школе;

    целостности урока музыки.

В концепции Людмилы Александровны Безбородовой и Юлия Багировича Алиева подчеркивается, что искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире.

Проект новой концепции для двенадцатилетнего обучения предполагает преподавание музыки в школе с 1 по Х класс. Учитель музыки по своему усмотрению может выбирать учебную программу или работать по авторской программе.

Важнейшим принципом структурирования музыкального образования должно стать единство двух начал: познание природы музыки через импровизационный личный опыт и активное восприятие ее через разнообразные формы лучших образцов музыкального искусства. Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающей его действительности.

Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Задачами музыкального воспитания и образования на уроках музыки в современной школе являются:

    формирование музыкальной культуры учащихся;

    приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности;

    развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной грамоты;

    обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;

    совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса;

    становление «национальной широты» музыкального вкуса;

    приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни;

    развитие умения общаться с образцами современной музыки;

    активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий;

    приобретение детьми знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств.

Принципы: воспитывающего обучения, связи музыкальных занятий с жизнью, единства эмоционального и сознательного, художественного и технического в музыкальном образовании, основные дидактические принципы. Однако раскрытие этих принципов на практике занятий на уроках в школе требует несколько иного, чем прежде, подхода:

      постоянной реализации задач всестороннего музыкального воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания музыкального образования от одной возрастной категории детей к другой;

      понимания музыкальным руководителем, учителем того, чем обогатит воспитанника даже самая элементарная попевка, не говоря об основном репертуаре для пения, слушания музыки и игры на инструментах;

      осуществления на практике требований к музыкальному репертуару, с которым взрослый приходит к детям: художественной ценности (или антихудожественности, если возникает необходимость рассмотреть и это явление), содержательности, отражения в музыке тех явлений, которые не только близки и понятны детям, но и «продвигают» их музыкальное развитие, обогащают общий кругозор, формируя художественные интересы, вкусы и потребности.

Особенностью данной концепции музыкального воспитания детей является ее нацеленность на реализацию основополагающих принципов музыкальной педагогики. Вот почему ее методологическая и методическая основа может быть использована в каждом регионе России, а также за ее пределами.

Вместе с тем основные положения и установки концепции, являясь примерными, типовыми, позволяют многое учитывать при организации музыкальной работы в конкретных региональных условиях.

    национальные музыкальные традиции малых и больших народов, в среде которых реализуется данная концепция;

    традиции конкретного региона России;

    работу русскоязычных школ в суверенных государствах - бывших союзных и автономных республиках СССР.

Концепция обучения музыке Нины Александровны Бергер. Автор именует свою концепцию «Музыка для всех» и подчеркивает ее направленность на то, чтобы дать возможность каждому человеку почувствовать на себе благотворное воздействие музыки, найти для себя смысл занятий музыкой, прежде всего, в приобретении личной гармонии.

Цель работы Н.А.Бергер - «развеять миф о тех трудностях, которые поджидают человека на пути к музицированию и музыкальному образованию».

Задачи (в рамках общего музыкального образования):

1. Свободная ориентация в нотном тексте (читать ноты, как

читают книгу), его быстрое выучивание и длительное хранение в памяти;

2. Умение записать несложный музыкальный материал нотами;

3. Владение всеми тональностями - звуковыми красками - как

равноправными;

4. Возможность раскрытия собственного «Я» через непосредственное высказывание в процессе творческого музицирования.

5. Специальное музыкальное образование предполагает еще профессиональное (виртуозное) владение инструментом или голосом. При этом необходимо сохранить здоровье ребенка и его право на детство.

Принципы освоения музыкального языка и музыкальной письменности:

1. развитие индивидуально-групповых форм занятий;

2. рационализация процесса изучения нотной грамоты;

3. совершенствование музыкальной письменности;

преобладание творческих форм работы;

5. разработка и применение сравнительно дешевых средств ТСО.

Концепция музыкального воспитания Н.А.Ветлугиной. Профессор Наталья Алексеевна Ветлугина разработала концепцию музыкального воспитания школьников шестилетнего возраста для созданной ею учебной программы по музыке («Музыка в школе». 1985. №1. С. 6-10).

Цель школьных занятий музыкой - формирование музыкальной культуры как части духовной культуры молодого поколения.

Задача уроков музыки для учащихся-шестилеток - накопление и систематизация жизненного и музыкального опыта детей - опора для дальнейших занятий музыкой.

В основе программы лежит принцип тематизма (выдвинутый Д.Б.Кабалевским), это служит реальной основой для установления преемственности в содержании программы для учащихся шестилетнего возраста и программ последующих классов, достижения единства программ подготовительных групп детского сада и подготовительных классов школы.

Общее, что объединяет учебные программы для первого и подготовительного классов, заключается в нравственно-эстетической направленности тематизма, опоры на развитие восприятия музыки как основы всех видов деятельности на уроке. Различие же состоит в том, что шестилетние дети лишь накапливают музыкальный опыт. Сведения о музыке, которые им сообщают, связаны в основном с практической деятельностью.

Темы программы усваиваются в общей формуле; не следует активизировать процесс овладения, специальными понятиями и терминами: главная задача - различать произведения по характеру и настроению.

Урок музыки проводится один раз в неделю по 35 минут. Он строится по-разному. Обычно на уроке дети слушают 2-3 произведения, поют попевки, разучивают 1-2 песни, исполняют танец, музыкальную игру. В начале занятия чаще даются небольшие музыкально-ритмические задания. Затем дети слушают музыку, поют, играют на детских музыкальных инструментах. Урок для шести леток включает игры, пляски, хороводы. Надо, чтобы дети выражали характер музыки в своих движениях.

СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н. Н. Гришанович,

Институт современных знаний им. А. М. Широкова (Минск, Республика Беларусь)

Аннотация. В статье определены и обоснованы художественно-дидактические подходы к организации музыкально-образовательного процесса, актуальные для современной парадигмы педагогики искусства: ценностно-смысловой, интонационно-деятельностный, диалогический, системный, полихудожественный. Показано, что подход выполняет функции инструментария при реализации принципов музыкального образования в учебном процессе и требует применения определённой технологии. Являясь центральным, акцентируемым принципом, он вбирает в себя другие принципы и методы обучения музыке.

Ключевые слова: художественно-дидактический подход, ценность, смысл, интонация, деятельность, диалог, система, полиинтонирование, мотивация, развитие, метод.

Summary. In the article five artistic-didactic approaches to organizing music education process are defined and substantiated. They are actual for modern paradigm of pedagogy of art: value-sensible, intonation-active, dialogic, systematic and poly-artistic. It"s shown that the approach performs the functions of instrumentality during the implementation of principles of music education and requires application of new technology. Being the central, accentuated principle, the approach aggregates a whole number ofother artistic-didac- 23 tic principles and methods of teaching music.

Keywords: artistic-didactic approach, value, sense, intonation, activity, dialogue, system, poly-intonation, motivation, development, method.

Дидактический подход - это центральный принцип структурирования содержания образования и выбора методов достижения его цели, который группирует вокруг себя ряд других принципов и опирается на них. Поскольку в основе музыкального образования лежат специфические принципы художественной дидактики, то и подходы к нему должны быть художественно-дидактическими. Под-

ход выполняет функции инструментария (технологии) при реализации принципов музыкального образования в учебном процессе.

В педагогических исследованиях подчёркивается, что культурная парадигма образования востребует личностно-ориентированный и дея-тельностный подходы. В основе культуры - творчество и живое взаимодействие, развивающееся по нормам

общения и сотрудничества. Поэтому в культуросообразной школе дети приобщаются к культуре не столько на основе усвоения культурной информации, сколько в процессе специально организованной собственной творческой деятельности. Принцип опоры на закономерности музыкально-познавательного процесса и их практической реализации требует выбора адекватных им художественно-дидактических подходов к организации развивающего музыкального образования учащихся.

В центре ценностно-смыслового подхода - развитие мотивационной стороны музыкально-познавательной деятельности учащихся и способности духовного понимания музыки (В. В. Медушевский). Главный труд души ребёнка - это присвоение общечеловеческих ценностей. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя её. Поэтому духовный человек как эпицентр культуры, её высшая духовная ценность (П. А. Флоренский) - это и результат, и главный критерий оценки качества 24 образования (Е. В. Бондаревская). С этих позиций эпицентром музыкального образования является ученик: развитие его музыкальности, становление индивидуальности и духовности, удовлетворение музыкальных потребностей, интересов, творческих возможностей. Музыкальное образование личности проявляется не только в её специальном развитии, способности взаимодействовать с музыкальной культурой общества - это процесс становления её мировоззрения.

Художественное содержание серьёзной музыки воплощает возвышенную и прекрасную жизнь челове-

ческого духа. Поэтому постижение духовной истины, ценности и красоты музыки - смысловое ядро музыкального образования. Целью музыкального познания является не приобретение музыковедческих знаний, а глубина проникновения в высокую сущность человека, гармонию мира, понимание себя и своих отношений с миром. Интонационно-смысловой анализ музыкальных произведений как ведущий метод музыкального образования требует восхождения и учителя, и учащихся к восприятию красоты и истины, к духовным вершинам человеческой души. В музыкально-познавательной деятельности учащихся музыка выступает не только как объект эстетической оценки, но и как средство духовно-нравственной оценки жизни, культуры, человека.

Организуя художественную

встречу учащихся с музыкальным произведением, учитель должен последовательно направлять их внимание на осознание аксиологических аспектов произведения и художественно-коммуникативной ситуации. Ценностно-смысловой подход не позволяет занижать нравственно-эстетические смыслы великой музыки. Высшие духовные смыслы не отменяют «низших» жизненных ассоциаций, но задают смысловую перспективу восприятию-пониманию.

Главная функция музыкального образования - развитие интонационного слуха учащихся, их способности интонационно-музыкального мышления. Расстановка духовных акцентов в содержании и методах обучения музыке требует «просветления, возвышения музыкального слуха» учащихся, формирования его «как органа поиска и восприятия возвышенной красоты»,

а не только развития его различительных способностей (В. В. Медушев-ский).

Содержание предмета структурируется таким образом, чтобы национальная музыкальная культура осваивалась учащимися в диалогических связях с классической и высокохудожественной современной музыкой разных жанров и направлений. Однако музыкальное образование не должно навязывать ценности, его задача -создавать условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулировать этот выбор.

Развитие мотивации музыкальной деятельности учащихся предполагает педагогическое стимулирование их музыкально-познавательных интересов, в которых проявляется личностный смысл конкретных музыкальных действий и музыкального образования в целом. Стимулируется двусторонняя активность личностного опыта учащихся: жизненные и художественные ассоциации помогают восприятию содержания и выразительных средств музыкального образа; интерпретация музыкальных произведений и поиск личностного художественного смысла обогащают мировосприятие учащихся через сопереживание и принятие разных взглядов на одни и те же явления жизни, воплощённые в произведениях разных авторов, разных эпох и видов искусства.

Приоритетное значение имеют технологии и методики, имеющие ценностно-ориентационный характер: развивающее обучение, проблемное обучение, художественно-дидактическая игра, построение учебного процесса на диалогической, личностно-смысловой основе и др.

Включая учащихся в диалоги с музыкальной культурой общества, учитель не вправе навязывать им свои нравственно-эстетические оценки, свою мировоззренческую позицию. Он может создать необходимый социально-художественный контекст музыкального произведения и стимулировать сравнительный анализ с позиций гармонии и дисгармонии, возвышенного и низменного. Он может побудить к выявлению «вечных тем» в искусстве и осмыслению их непреходящей духовной актуальности. Но при этом смысловая интерпретация художественных образов - это творчество самих учащихся, которое опирается на их интонационное чутьё, интонационный словарь, умения интонационно-смыслового анализа и художественного обобщения, формирующиеся нравственно-эстетические чувства.

Постоянно проникая в художественные тайны музыкальных образов, учитель конструирует путь «открытия» их учащимися как решение увлекательных творческих задач и моделирование творческого процесса композитора, исполнителя, слушателя.

Считается, что деятельностный подход - наиболее традиционный в музыкальном образовании. До сих пор создаются учебные программы и учебно-методические пособия, в которых отстаивается построение содержания музыкального образования по видам деятельности. При таком подходе учащиеся по разделам осваивают хоровое пение, слушание музыки, игру на элементарных инструментах, движение под музыку, импровизацию, музыкальную грамоту. Каждый раздел имеет свои цели, задачи, содержание,

методы. На уроках базового предмета «музыка» эти разделы комбинируются, составляя характерную структуру традиционного урока.

Отличительной чертой этого подхода является приоритет обучения и преимущественное усвоение знаний, умений и навыков в готовом виде, по образцу. Однако современная педагогика музыкального образования утверждает, что овладение действиями по образцу и усвоение знаний в готовом виде не может составлять суть деятельностного подхода в обучении. Это традиционные характеристики объяснительно-иллюстративного подхода, при котором деятельность задаётся учащимся извне. Учитель транслирует готовое содержание, рассчитанное на запоминание учащимися, контролирует и оценивает его усвоение.

Деятельностный подход характерен для развивающего обучения. Развёрнутая учебная деятельность осуществляется там, где учитель систематически создаёт условия, требующие от учащихся «открытия» знаний о предмете посредством экспериментирования с ним (В. В. Давыдов). Музыкально-познавательная деятельность осуществляется тогда, когда учащиеся воспроизводят сам процесс рождения музыкальных образов, самостоятельно отбирают выразительные средства, раскрывают смысл интонаций, творческий замысел автора и исполнителя. В основе такой деятельности лежит развитие интонационного музыкального мышления школьников в процессе моделирования коммуникативных свойств целостной музыкальной культуры, личностно-творческого диалога композитора, исполнителя и слушателя.

В центре интонационного подхода - овладение учащимися живой, интонируемой музыкальной речью в процессе слушания, исполнения и создания собственной «элементарной» музыки, развитие интонационного слуха, восприятия-понимания и музыкального мышления. Моделирование деятельности композитора, исполнителей, слушателей лежит в основе методики освоения музыкальной речи. Через активное действие, вокальное, пластическое, речевое, инструментальное интонирование учащиеся проходят путь к музыкальному образу, открывают его интонационный смысл. Содержание урока и предмета в целом задаётся как художественное общение с живым, интонационно творимым искусством, а не как усвоение теоретических знаний о музыке. Музыковедческие представления формируются на основе интонационно-практического опыта и являются средством музыкально-творческого развития учащихся (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин, Л. В. Горюно-ва, Е. Д. Критская, Е. В. Николаева, В. О. Усачева и др.).

Интонационность является сущностным свойством, сердцевиной всех учебных тем программы по музыке и, соответственно, бытий-ственной формой ключевых музыкальных компетенций школьников. Интонационно-деятельностный подход помогает учащимся преодолеть отрыв звуковой формы музыки от её духовного содержания. Поскольку «за интонацией всегда стоит человек» (В. В. Медушевский), обнаружение человека и его проблем в музыке позволяет музыкальному образованию достичь высокого гуманитарного, нравственно-эстетического уровня человековедения.

Диалогический подход требует диа-логизации содержания и методов музыкального образования на основе сходства и контраста. Освоение музыкальных произведений - это всегда диалогическое сотворчество: созданное композитором произведение оживает и получает свою смысловую завершённость только благодаря интонационно-аналитическим, исполнительским, интерпретаторским умениям и личному опыту собеседников-учащихся и учителя (слушателей и исполнителей).

Музыкальная культура понимается как совокупность произведений (текстов), обращённых к «близким и дальним» собеседникам (композиторам, исполнителям, слушателям, художникам, поэтам и др.). Диалогически сопряжённые тексты музыкальной и в целом художественной культуры должны стать для учащихся желанным предметом личностного осмысления, индивидуального творчества в учебном полилоге.

Специфика музыкального текста проявляется в его незавершенности, открытости и неисчерпаемости образного содержания, направленного на слушателя. Так как композиторская идея не просто скрыта за музыкальным текстом в завершённом виде, но возрождается, конкретизируется в процессе его истолкования встречным сознанием исполнителя или слушателя, то одной из центральных проблем диалога в музыкальном образовании становится смысловая интерпретация. Многие учёные (М. М. Бахтин, М. С. Каган, Д. А. Леонтьев) считают, что явление художественности возникает только в процессе понимающего взаимодействия автора художественного произведения и его интерпретатора-сотворца.

По мнению психологов, диалогизм «встроен» в базовые структуры сознания и является одним из основных его свойств. Для человеческого сознания характерны внутренние диалоги - с воображаемым собеседником, с самим собой, с определённой смысловой позицией в ходе рассуждения. Диалогический подход к конструированию музыкально-познавательного процесса опирается на позицию современного музыкознания, утверждающую, что музыкальный слух развивается во взаимодействии с речевым слухом и всеми способностями восприятия (пластическими, зрительными, тактильными и др.), извлекая смысл из жизненного и синкретически художественного контекста (В. В. Медушев-ский, А. В. Торопова).

Личностное освоение музыкальных произведений невозможно без диалогического сотворчества, смыслового соавторства. Процессы понимания и осознания предполагают, что в пограничной точке встречи нескольких взглядов на одну и ту же ценность образуется напряжённое диалоговое пространство, в котором возникают 27 резонансные явления, связанные с процессом вызревания индивидуального смысла. Это диалоговое пространство создаётся с помощью художественного и жизненного контекста изучаемого произведения, в который включаются произведения других видов искусства, биографические материалы, личный опыт и т. п.

Образ, созданный композитором, является ядром, вокруг которого строится жизнь музыкального произведения. Автор как инициатор общения формирует музыкальный текст в соответствии со своим намерением в диалоге со слушателями. При попыт-

ке войти в мир композитора на разных возрастных этапах музыкального образования происходит разный по содержательной наполненности диалог личностей, предполагающий обращение к различным произведениям и сторонам биографии композитора.

При диалогическом характере музыкального образования учащиеся на уроке ставятся в активные ролевые позиции композиторов, исполнителей и слушателей, артистов, поэтов и художников, кинооператоров, звукорежиссёров и сценаристов. Постижение интонационного языка музыки происходит в процессе полиинтони-

рования, коллективной интерпретации, художественной игры, моделирования или создания музыкальных образов.

Важнейшая задача учителя - создать интересную, притягивающую учащихся атмосферу художественно-педагогического общения и сформировать дружеские отношения. Для организации взаимодействия между учащимися широко применяются групповые, парные и коллективные приёмы организации учебного процесса, игровые формы творческой деятельности.

Система межличностной коммуникации в музыкально-образовательном процессе

В процессе художественно-педагогического общения ученик проходит как минимум три этапа: первый -это внутренний диалог с музыкой и учителем, размышления; второй -погружение впечатлений и вызревающих мыслей в межличностное общение с учащимися и учителем; третий - развёрнутое монологическое высказывание, когда он уже выработал для себя оценочное суждение. Поэтому личностный монолог (устный или письменный) - это закономерный и плодотворный результат диалога. Преимущество диалогического подхода в музыкальном образовании - в обращённости не только учителя, но и одухотворённого содержания пред-

мета к каждому учащемуся как неповторимой индивидуальности.

Системный подход является непременным условием организации развивающего обучения. Он ориентирует методистов и учителей на раскрытие и реализацию целостности музыкального образования школьника и обеспечивающих эту целостность многообразных интонационно-творческих связей всех его элементов, на нахождение системообразующего элемента в иерархической структуре содержания и методов музыкально-педагогического процесса.

Внутренние связи компонентов создают новые интегративные свойства, которые соответствуют при-

роде системы и которых ранее ни у одного из компонентов не было. Так, тематическая организация содержания предмета (Д. Б. Кабалевский) образует его фундаментальный смысловой остов, объединяющий все виды музыкальной деятельности учащихся в интонационно-смысловом восприятии-познании музыки. Освоение музыкального языка через элементарное детское творчество (К. Орф) синтезирует ритм, слово, звук, движение в художественно-поисковой деятельности детей. При определении музыкального мышления системообразующим фактором музыкального развития учащихся все элементарные музыкальные способности (виды музыкального слуха) развиваются взаимосвязанно, как свойства музыкального мышления (Н. Н. Гришанович).

Музыкальное образование личности - это сложная динамичная система с упорядоченными связями внутри её структуры. Каждый элемент этой системы может быть рассмотрен как подсистема содержания, деятельности, развития способностей, методов и т. п. Урок музыки, любая художественно-коммуникативная ситуация - это тоже подсистемы музыкального образования.

Целостность системы принципиально несводима к сумме свойств составляющих её элементов. Каждый элемент системы зависит от места, занимаемого в её структуре, функций и связей с другими элементами внутри целого. Например, система Д. Б. Кабалевского не исключает хоровое пение, музыкальную грамоту и другие знания и умения, но их функции и место в учебном процессе кардинально меняются: вместо частных целей обучения они становятся средствами развития музыкальной культуры личности.

Системный подход требует поиска конкретных механизмов целостности музыкально-образовательного процесса и выявления достаточно полной картины его внутренних связей, а также выделения системообразующего элемента, на основе которого можно построить «операциональную единицу анализа» успешности-неуспешности функционирования всей системы.

Полихудожественный подход

предполагает интеграцию, синтез художественного воздействия. А интеграция - это раскрытие интонационного родства художественных образов. Осваивая выразительность одновременно с помощью разных интонационных языков, учащиеся лучше воспринимают нюансы выразительности и полнее могут выразить свои переживания, своё понимание.

Интонация - категория общехудожественная. Это духовная энергия, воплотившаяся в материале и образе искусства. Общая интонационно-образная природа всех видов искусства является основой их взаимодействия, интеграции и синтеза (Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский). Открыть духов- 29 ные смыслы художественного образа помогает учащимся сопоставление произведений различных видов искусства, воплощающих их по-своему.

Опыт выразительного интонирования и интонационного общения (речевого, музыкального, пластического, цветового) накапливается учащимися в процессе параллельного освоения дисциплин художественного цикла, а также с помощью методики полиинтонирования, появления в учебном процессе синтетических видов художественной деятельности: «рисование голосом», «пластическое рисование», озвучивание стихотворений и картин,

создание интонационной партитуры литературного текста, ритмодеклама-ция, литературно-музыкальная композиция, звукоподражание (создание звуковых картин), речевые и пластические игры.

Необходимо учитывать, что одно из важнейших свойств художественного, в том числе музыкального, мышления - ассоциативность. В преподавании любого искусства все другие его виды создают необходимую ассоциативно-образную атмосферу, которая способствует расширению жизненного и культурного опыта учащихся, питает их фантазию, воображение, создаёт условия для оптимального развития художественного мышления. С помощью произведений различных видов искусства на уроке создаётся эмоционально-эстетическая атмосфера художественного восприятия, обеспечивающая эмоциональное «подстраивание», создание адекватной перцептивно-эстетической установки на встречу с художественным образом.

Привлекаемые по сходству и кон-30 трасту в содержание музыкальных занятий произведения смежных видов искусства создают художественный контекст изучаемых произведений, способствуют диалогизации содержания предмета, созданию проблемных и творческих ситуаций. Использование развивающих технологий базируется на полиинтонировании, т. е. моделировании художественного образа и творческого процесса с помощью выразительных элементов различных художественных языков.

Полихудожественный подход в художественном образовании теоретически был обоснован Б. П. Юсовым, который полагал, что этот подход

обусловлен современной жизнью и культурой, коренным образом преобразившимися по всем параметрам сенсорных систем. Современная культура приобрела полихудожественный, полиязычный, полифонический характер. Единая природа всех видов искусства предполагает их интеграцию и реализацию полихудожественных возможностей каждого ребёнка .

Для этого подхода характерна идея доминантности в разном возрасте разных типов художественного восприятия жизни и, следовательно, разных видов искусства. Виды искусства выступают как модули (чередующиеся преемственные блоки) единого художественного пространства образовательной области «Искусство», доминируя поочерёдно по мере продвижения от младших к средним и старшим классам . В зависимости от доминирующего на данном возрастном этапе вида художественной деятельности и интересов учащихся, виды искусства, преобладающие в полихудожественном комплексе, сменяют друг друга по скользящей модульной схеме. В целостной художественно-педагогической экосистеме создаются условия для более полноценного понимания разных художественных языков и видов художественной деятельности в их взаимосвязи, обеспечивается способность переноса художественных представлений из одного вида искусства в другой, что приводит к универсализации художественного дарования личности.

Полихудожественный подход в художественном образовании может быть реализован в программах двух видов: 1) программах, интегрирующих изучение всех видов искусства; 2) программах для занятий

отдельными видами искусства, интегрированными с другими видами художественной деятельности. Акцент в содержании занятий перемещается с искусствоведческой традиции освоения теоретической системы знаний на развитие разных видов собственной художественно-творческой деятельности детей. Обучение строится на основе взаимодействия учащихся с «живым искусством»: живое звучание, живые краски, собственные движения, выразительная речь, живое творчество детей. Культивируются интегрированные и интерактивные формы работы с учащимися, развивающие художественное мышление, творческое воображение, исследовательские и коммуникативные способности .

Реализуя в совокупности специфические принципы музыкального образования, рассмотренные художественно-дидактические подходы могут применяться взаимосвязанно, усиливая эффективность друг друга в учебном процессе и обусловливая его соответствие культурологической и личностно-ориентированной парадигме современной педагогики искусства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство»: Избр. тр. по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. - М.: Компания Спутник+, 2004.

2. Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. Ч. I. / Ред. кол.: Л. Г. Савенкова, Н. Н. Фомина, Е. П. Каб-кова и др. - М.: ИХО РАО, 2007.

3. Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством: Сб. науч. статей / Ред.-сост. Е. П. Олесина. Под общ. ред. Л. Г. Савенковой. - М.: ИХО РАО, 2006.

4. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов. - М.: Академия, 2004.

5. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования. Учебник для вузов. - М.: Музыка, 2006.

6. Горюнова Л. В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. - 1988. - № 2.

7. Гришанович Н. Н. Теоретические основы музыкальной педагогики. - М.: ИРИС ГРУПП, 2010.

8. Зимина О. В. Диалог в профессиональной деятельности учителя музыки: Учебное П4 пособие / Отв. ред. Э. Б. Абдуллин. -Ярославль: Ремдер, 2006.

9. КрасильниковаМ. С. Интонация как основа музыкальной педагогики // Искусство в школе. - 1991. - № 2.

10. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. - М.: Композитор, 1993.

11. Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-методич. пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. - М.: Флинта; Наука, 1998.

1

В статье раскрываются сущность понятия и основные принципы бифункционального подхода к музыкальному развитию ребенка на уроках фортепиано в условиях учреждений системы дополнительного образования. Бифункциональный подход в музыкальном образовании трактуется как педагогическая стратегия, основанная на двуедином фундаменте музыкального воспитания детей и молодежи: формировании в социуме культурного слоя просвещенных любителей музыки и высококвалифицированных музыкантов-профессионалов.Автор дает характеристику двум образовательным программам, недавно сформулированных в новых законодательных документах- предпрофессиональной и общеразвивающей - и делает их сравнительный анализ.Предпрофессиональная образовательная программа нацелена на подготовку будущих специалистов – музыкантов различного профиля. Общеразвивающая образовательная программа призвана способствовать формированию в обществе музыкально образованной слушательской и зрительской аудитории. В статье подчеркивается необходимость реализации обеих программ на основе единого базового академического методического комплекса. Идея фундаментализации особенно важна для воплощения в жизнь общеразвивающей образовательной программы, так как в настоящее время ее реализация происходит в русле облегчения, послабления, обучение музыке большинства детей приобретает направленность любительского музицирования.

любительское музицирование.

двуединый фундамент

музыкальное развитие

единый методический комплекс

общеразвивающая программа

предпрофессиональная программа

музыкальное развитие

бифункциональный подход

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Уч. для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2004г.- 333 с.

2.Барбазюк Т.О. Развитие отечественного начального музыкального образования как проблема музыкознания. Дис. кан. искусствоведения. Магнитогорск. 2008г. – 246с.

3.Барбитова А.Д. Особенности формирования современного мышления педагога: психологический аспект // Дополнительное профессиональное образование: достижения, проблемы, тенденции: материалы Всероссийской науч.-практич. конф., Кемерово. 23-24 ноября 2005 г. / сост. Л.Н. Вавилова, под общ. ред. И.А. Жигаловой, Т.С. Паниной: в 2-х ч. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2005. – 236 с.

4.Воскобойникова Э.Г. Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства. Предмет «Фортепиано» для Детских школ искусств и Детских музыкальных школ. М., 2014г. – 112с.

6.Казакова А.Г. Высшее профессиональное и послевузовское научное образование (асп., докт.) Монография.М.: Экон-Информ, 2010 – 547с.

Настоящее время - время реформирования отечественной системы музыкального образования. «В основу проводимой в Российской Федерации реформы системы образования положены разработанные в конце 80-х г.г. и развитые в начале 90-х г.г., принципы демократизации», в том числе: «вариативность системы образования;..гуманизация образования и создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого учащегося;..развивающее обучение.» . Сейчас, в условиях модернизации музыкального образования, подобный подход полностью соответстует реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусства, которые содержатся в последних правовых документах (Федеральный закон «Об образовании» от 16 июня 2011г. № 145-ФЗ, Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ). Данные программы подразделяются на предпрофессиональные, призванные способствовать выявлению художественно одаренных детей и молодежи, подготовке творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, и общеразвивающие, обеспечивающие формирование в социуме подготовленной аудитории слушателей и зрителей.

В этой связи очевидна актуальность рассматриваемой в данной статье проблемы бифункционального подхода к музыкальному развитию ребенка в классе фортепиано в системе дополнительного образования.

Анализируя данную проблему, необходимо прежде всего выяснить сущность понятия «бифункционального подход».

Подход - «...это определенная позиция по отношению к какой-либо проблеме или явлению,...теоретическое или логическое основание рассмотрения или проектирования объекта; совокупность способов и приемов осуществления деятельности на основании какой-либо идеи или принципа» .

Подход к обучению в педагогике трактуется как реализация на практике ведущей доминирующей идеи обучения в виде определенной стратегии и с помощью определенных методов обучения.

Определение «функциональный» в словосочетании «бифункциональный подход», - это прилагательное от «функция» (лат.functio исполнение), что означает « круг деятельности, назначение». Р.К.Мертон характеризует функции (имеются в виду явные функции) как последствия, которые планируются и осознаются участниками системы, т.е. сознательные субъективные намерения и объективные последствия совпадают.

Понятие «Функциональный подход» сформировался в социологии на основе идей О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. Его представители рассматривают общество как систему, которая представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Функционалисты акцентируют внимание на отдельных подсистемах общества, особенно на его важнейших институтах - семье, религии, экономике, государстве, культуре, образовании. Они идентифицируют структурные характеристики институтов подобно тому, как биологи описывают основные свойства организма, а затем определяют функции институтов. Одна из особенностей системы состоит в стремлении к равновесию ее компонентов: изменение в одном институте имеет последствия как для других институтов, так и для общества в целом.

Детские музыкальные школы - широко распространенный социально-культурный институт, выполняющий множество общественных функций, две из которых - сохранение и укрепление высочайшего уровня национальной фортепианной исполнительской школы и формирование в социуме культурного слоя компетентных любителей музыки и являются основой бифункционального подхода к музыкальному развитию детей. Бифункциональный подход в данном случаетрактуется как педагогическая стратегия, основанная на двуедином фундаменте музыкального воспитания детей и молодежи: формировании в социуме культурного слоя просвещенных любителей музыки и высококвалифицированных музыкантов-профессионалов.

Появление охарактеризованных выше предпрофессиональной и общеразвивающей образователных программ - это, по сути, первый, законодательно закрепленный шаг к созданию оптимальных условий для музыкального воспитания детей в детских школах искусств. Это первый образец двуединой образовательной программы, первый опыт программной вариативности, направленный на индивидуальную траекторию развития личности. В обеих из них верно сформулированы задачи и цели образовательного процесса, верно расставлены акценты относительно специфики каждой из ее функций: общеразвивающие образовательные программы сориентированы на воспитание активного образованного слушателя, участника художественной самодеятельности, предпрофессиональные программы - на обеспечение оптимальных условий для формирования у детей мотивации к продолжению профессионального обучения в средних профессиональных заведениях.

Для успешного выполнения вышеназванных задач необходимо ответить на целый ряд вопросов: какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у выпускающийся из музыкальной школы будущих музыкантов-любителей и музыкантов-специалистов и как это должно быть отражено в содержании предпрофессиональных и общеразвивающих образователь-ных программ и методиках обучения в музыкальной школе;какими личностными и специальными му-зыкальными качествами каждый из них должен об-ладать. Подобный ана-лиз необходим потому, что детские школы искусств и поныне, в сущности, оста-ются узконаправленными учреждением обучения игре на музыкальных инст-рументах.

Музыкантов-любителей можно разделить на две категории. К первой относятся слушатели, то есть потребители звуча-щей музыки. Ко второй (количественно меньшей) категории относятся любители, которые, наряду с этим, реализуют себя исполнительски: участвуют в различных формах кол-лективного музицирования, аккомпа-нируют другим любителям (певцам, инструменталистам, хору), а нередко даже выступают в качестве исполнителей-солистов. Для музыкантов-любителей первой, преобладающей категории, характерна устойчивая по-требность в деятельности слушательского по-требления музыки - ее восприятия и переживания, получения соответствующего эстетического наслаждения как источ-ника духовной энергии. Для осуществления данной потребности музыкант-любитель должен как минимум:обладать способностью и навыком адекватно воспринимать музыку; эмоционально переживать и уметь эстетически осознать и оценить ху-дожественный уровень музыкальных произведений благо-даря развитому слуху, мышлению и воображению;знать большое количество музыкальных произведений различ-ных эпох, стилей и жанров; уметь проанализировать особенности формы и содержания услышанного произведения;-квалифицированно определить специфику их исполнения различными артистами или ис-полнительскими коллективами; проявлять живой интерес к событиям в мире музыки: новым сочинени-ям и к их интерпретации различными исполнителями, конкурсам, гастролям, интересным дебютам.

Данный тип любителя музыки, как видно из перечисленных его качеств, никак нельзя считать пассивным - он активен в реализации своей потребности общения с музыкой, ее оценки, запоминания, переживания, со-ответствующей эмоциональной реакции. Понятно, что узко направленное обучение игре на инструмен-те не может в полной мере обеспечить формирование музыкальной культуры, необходимой компетентному слушателю.

Очевидно, что все названные качества, которыми должен обладать образованный слушатель музыки, должны быть присущи и музицирующему любителю. Вместе с тем для грамотного любительского исполнения музыкальных произведений необходимо: владеть интонационным языком музыки и уметь выразить через него различное художественное содержание исполняемых произведений; иметь развитое музыкальное мышление; обладать развитой музыкальной памятью; обладать значительной инструментальной технической оснащенностью, высоким качеством звукоизвлечения, необхо-димым для грамотного исполнения оркестровых и ансамблевых партий, ак-компанементов, не содержащих специфических виртуозных трудностей сольного репертуара; владеть элементарными навыками ансамблевого и оркестрового музи-цирования; владеть навыками чтения с листа.

Из сказанного ясно, что исполнительская деятельность музыкантов-любителей предъявляет к ним достаточно серьезные требования, по своему уровню близкие к профессиональным. В подтверждение данному тезису проанализируем, каким комплексом лич-ностных качеств, специальных знаний и навыков должен обладать выпускник музыкальной школы для успешного дальнейшего профессионального образования.

Первое - это всесторонне развитый профессиональный слух как сложная совокупность его интонационного и аналитиче-ского компонентов. Второе - обостренное ритмическое чувство, развивающееся с самого начала занятий до уровня основы будущей ритмической культуры в совокупности всех ее сторон - от метрической пульсации, ритмической точности, чувства размера и темпа до логически верной акцентуации, агогической нюансировки и пропорциональности частей музыкальной формы. Третье - это способность адекватно воспринимать образно-художественное содержание исполняемого произведения, творчески его интерпретировать. Четвертое - потенциальный музыкант-специалист как исполнитель должен обладать определенным набором личностных качеств:артистизмом, трудоспо-собностью, повышен-ной способностью к концентрации, преодолению стрессовых состояний. Пятое - профессиональная хоро-шо развитая музыкальнаяпамять, во всем разнообразии ее видов: образной, двигатель-ной, тактильной, словесно-логической, эмоциональной. Шестое - обширное накопление репертуара, охватывающего произведения разных исторических эпох, стилей, жанров. Седьмое - развитое умение читать с листа. Восьмое - сформированностьиг-рового аппарата, обеспечивающего интенсивное развитие всех эле-ментов инструментальной техники виртуозного плана в достаточно раннем возрасте. Девятое - наличие оп-ределенных навыковсовместного музицирования (игры в анчамбле, аккомпанента, понимания дирижерских знаков). Десятое - активная позиция по отношению к важнейшим событиям в мире музыки и дру-гих искусств.

Итак, из всего сказанного можно сделать главный вывод: пред-профессиональная подготовка будущего музыканта-исполнителя с точки зре-ния ее содержания и структуры не должна принципиальноотличатьсяот подготовки музыканта-любителя - и в том, и в другом случае она должна быть сформирована как целостная система, включающая все необходимые значимые компоненты академического методического комплекса. Имеющиеся же отличия должны проявляться не в исключении из данной системы каких-либо компонентов, а в разном уровне овладения ими, в особенностях их фундаментализации, в частности, в различном масштабе владения репертуаром, специальными знаниями, навыками. Отличия эти должны базироваться на глубоком осознании педагогами характера мотивации каждого ребенка и его родителей к получению музыкального образования, на уважении к выбору учащимися той или иной направленности в обучениии.

Рецензенты:

Майковская Л.С.,д.п.н., профессор, зав. кафедры музыкального образования Московского государственного института культуры, г.Москва;

Черватюк П.А., д.п.н., профессор,ГБОУ ВО МГПУ, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Воскобойникова Э.Г. БИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23891 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

С чего начинается любовь человека к музыке? И почему каждому человеку так важно приобщаться к этой области культуры? Ответы на эти вопросы содержит в себе теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Дети слушают музыку с удовольствием

Место музыки в искусстве

Одна из наиболее таинственных и загадочных форм искусства и художественной выразительности – музыка, во все времена была неотъемлемой частью жизни каждого человека.

И, благодаря своей универсальности, объединяла людей разных культур, эпох и мировозрений. Задача родителя – помочь ребенку открыть для себя ее удивительный мир.


Какая бывает музыка? Пожалуй, самая распространенная квалификация этого вида искусства, с которой наверняка сталкивался каждый человек – это ее деление на хорошую и плохую. Но какая именно музыка относится к каждой из этих категорий? Ведь всем известно, что обладая собственным вкусом и предпочтениями, человек крайне субъективен в оценке. Поэтому для лучшего понимания феномена музыки нужно обратиться к другой, более научной квалификации.


Таблица музыкальных жанров

Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста подразделяет музыку на:

  1. Классическую – существующую вне времени и пространства, несущую в себе образцы эталонного музыкального искусства.
  2. Народная музыка чаще всего не имеет определенного автора, в её создании и передачи из поколения в поколение принимал участие весь народ, чью культуру она представляет. Является продуктом устного народного творчества.
  3. Популярная музыка наиболее широко тиражируется и является актуальной именно в настоящее время.

Несмотря на то, что подобная классификация является достаточно строгой, следует отметить, что границы между видами музыки являются достаточно условными.

И произведения, созданные кем-то конкретным, зачастую утрачивают автора, становясь народными. Классически, массово тиражируемые, становятся популярными, полюбившись широкой публике. Многие песни различных стилей становятся классикой своего жанра.

Особенности музыкального развития ребенка

Какую информацию содержит теория детского музыкального развития и воспитания. В процессе активного взаимодействия ребенка с музыкой происходит его соответствующее воспитание и развитие.


Музыкальная культура — определение

Оно осуществляется в следующих направлениях:

  1. Эмоциональное развитие – способность активно откликаться на музыкальное произведение, реагируя на его смысловое содержание, посыл, передаваемый слушателю.
  2. Развитие детского ощущения и восприятия – оттачивание навыка воспринимать не только отдельно взятые звуки в произведении, но и его целостную структуру. Способность различать звуки по тембральной окраске, динамике, ритму и темпу.
  3. В области отношений – выявление преобладающих сфер интересов, потребности в музыкальном воспитании дошкольников.
  4. В области самостоятельных действий – способность к самостоятельному исполнению музыкальных произведений, активному взаимодействию с музыкой.

Что же необходимо для правильного восприятия музыки и выработки у ребенка художественного вкуса?

Музыкальные способности детей и их развитие

Музыкальные способности детского возраста чаще всего рассматриваются как самостоятельный компонент одаренности, позволяющий ребенку эффективно развивать в себе музыкальные навыки и осуществлять соответствующую деятельность. Кроме того, музыкальность позволяет адекватно воспринимать и переживать произведение, распознавать ее и т.д.


Чувство ритма развивается на музыкальных занятиях

Также, музыкальные способности включают в себя три базовых компонента:

  1. Ладовое чувство – умение распознавать ладовые функции отдельных звуков.
  2. Слуховое представление мелодии.
  3. Чувство ритма. Способность в движении переживать воспроизводимую музыку.

Немаловажную роль теория и методика музыкального развития и воспитания детей отводит

  • Способность к эмоциональному отклику на музыку.
  • Музыкальная память.
  • Музыкальное мышление.
  • Способность различать мелодический, гармонический, тембровый компонент музыки.

Таким образом, музыкальные способности позволяют ребенку не только создавать развивать навыки игры на том или ином музыкальном инструменте, но также переживать музыкальные произведения и создавать собственные.


Музыкальные способности — определение

От чего зависят музыкальные способности детского возраста и что необходимо делать для того, чтобы развивать?

Для начала рассмотрим, как именно музыкальность может дать знать о себе в самом раннем возрасте. Ребенок, отличающийся этим качеством:

  • Демонстрирует музыкальную впечатлительность, эмоционально реагируя на звучащие произведения
  • Пытается сосредоточиться под музыку или совершать под нее определенные движения
  • Испытывает потребность в музыке
  • Имеет определенные музыкальные предпочтения (это может касаться тех или иных жанров, стилей, действий и т.д. и детского вкуса в целом)

Учитывая то, что заметить эти навыки удается чаще всего к третьему году жизни ребенка, именно это время идеально для развития музыкальных способностей и навыков.


Музыкальная одаренность — определение

С чего следует начать? Попробуем проследить основные линии музыкального развития ребенка от рождения примерно до семи лет.

Примерно до года ребенок только учится воспринимать музыкальные произведения на слух. Уже в полгода он активно реагирует на звук, старается определить его источник, распознает такие его характеристики, как громкость, интонация и т.д. У него начинает наблюдаться комплекс оживление или, напротив, он успокаивается под музыку, а иногда засыпает.

На втором году ребенок уже очень живо реагирует на музыку, улавливая ее настроение и эмоциональный окрас. У него начинают прослеживаться двигательные реакции на музыку: движения в такт и т.д.

Прослушивание музыки можно начинать с года

В три года лучше всего начать развитие у ребенка как общих, так и специальных способностей. Для этого его нужно вовлекать не только в прослушивание, но и исполнение музыки для того, чтобы он мог запоминать простейшие ритмы, мелодии.

В четыре года нужно позаботиться о том, чтобы в памяти ребенка уже был определенный багаж музыкальных образов. Желательно, чтобы он уже умел различать на слух различные музыкальные инструменты, сопоставлять мелодии по таким параметрам, как громкость, скорость и т.д.

К пятому году ребенок уже хорошо понимает характер музыки и ее эмоциональный окрас. Его мелкая моторика развития уже достаточно хорошо для того, чтобы ребенок уже мог позволить себе игру на простейших музыкальных инструментах. А голос приобретает необходимую подвижность для звукоподражания и пения.


Развитие способностей на музыкальных занятиях

К семи годам ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, указывая его ключевые отличительные признаки. Он воспринимает произведение целостно, используя достаточно развитый художественный вкус.

Задачи музыкального воспитания

  1. Развитие интереса к музыке и потребности в ней при помощи стимулирования музыкального слуха, восприимчивости, художественного вкуса.
  2. Расширение музыкального кругозора ребенка, приобщение его к различным музыкальным стилям и жанрам.
  3. Обогащение понятийного аппарата ребенка при помощи элементарных музыкальных знаний и представлений.
  4. Развитие навыков детского эмоционального восприятия музыкальных произведений.
  5. Развитие созидательной музыкальной деятельности (к ним относится игра на музыкальных инструментах, петь простые вокальные произведения, танцевать).

Обучение игре на музыкальных инструментах надо осуществлять только по желанию ребенка

Основные методы музыкального воспитания

  • Наглядно-слуховой метод –прослушивание музыкального произведения с целью его всестороннего анализа посредством мышления, эмоций, чувств и т.д.
  • Словесный метод – пояснения, указания, предоставляемые родителем, педагогом либо другим лицом в процессе обучения.
  • Художественно-практический – предполагает не только восприятие, но и активное отражение музыкальных произведений при помощи пения, танца или игре на музыкальных инструментах.

Еще одна классификация методов музыкального воспитания подразделяет их в зависимости от активности сторон в его процессе:

  1. Метод прямого воздействия предполагает наличие четко определенного образца, воспроизвести который ребенок должен соблюдая все инструкции, которые ему дает взрослый. Это может быть прослушивание произведение, его проигрывание на музыкальном инструменте, пение фрагмента песни.
  2. Метод проблемного обучения стимулирует ребенка на поиск самостоятельных решений, задействуя свои творческие способности и навыки.

Методы музыкального воспитания — перечисление

Выбор метода музыкального воспитания зависит, главным образом, от индивидуально-психологических особенностей ребенка, к которым относятся возраст, особенности интеллектуального развития, его опыта музыкальной деятельности.

Для достижения наилучшего результата лучше всего сочетать в работе различные методы музыкального воспитания и развития дошкольников.

Для того, чтобы музыкальное произведение наилучшим образом способствовало развитию ребенка, важно подбирать его с учетом следующих его особенностей. Оно должно:

  • Строиться на гуманных идеях и пробуждать в ребенке только позитивные чувства.
  • Иметь высокую художественную ценность.
  • Быть насыщенным эмоциями, а также занимательными и мелодичными.
  • Быть доступными для детского восприятия и понятными ребенку.

Принципы музыкального воспитания детей

Развивающие методики музыкального воспитания детей-дошкольников утверждают, что для полноценного развития ребенка в творческом плане необходимы

  • комплексный подход, выражающийся в стремлении решить одновременно несколько задач воспитания;
  • постепенность;
  • повторность;
  • систематичность;
  • учет особенностей детского развития.

Виды музыкальной деятельности, используемые для воспитания и развитии ребенка

Прослушивание музыкальных произведений – пожалуй, самая простая форма развития ребенка, доступная ему с первых дней жизни. Прослушивание произведений различных жанров стилей позволяет существенно разнообразить кругозор ребенка, а также выработать у него основы художественного вкуса, приучая к по-настоящему качественному исполнению, звучанию музыки и т.д. Ребенок привыкает избирательно относиться к искусству, тщательно «фильтруя» все, что на него воздействует.


Расширение музыкального кругозора на концерте

Конечно же, навык активного слушания музыки, позволяющий не только воспринимать произведение на слух, но определенным образом анализировать, вырабатывается у детей далеко не сразу.

Но именно оно ляжет в основу его способности ориентироваться в многообразии произведений и использовать музыку как сильнейший инструмент личностного развития и роста.

Творческая исполнительская деятельность. Когда ребенок уже имеет опыт активного восприятия музыкальных произведений и необходимый объем знаний, он может перейти непосредственно к исполнению музыки. Начиная с простейших ритмических рисунков, он со временем начинает не только исполнять произведения по образцу, но создавать что-то качественно новое. К творческой исполнительской деятельности также относятся пение (индивидуальное и хоровое), танец.

Учитывая то, музыкальные способности детского возраста входят в число общих способностей человека, развитие музыкальности невозможно без общего всестороннего развития ребенка. Именно поэтому включение ребенка в интеллектуальную деятельность чаще всего становится тем самым «пусковым механизмом», дающим начало музыкальному развитию ребенка. Кроме того, подобный подход обеспечит наиболее правильное и целостное развитие ребенка.

Одной из важнейшей ступеней в музыкальном воспитании ребенка является выработка у него субъективного отношения к музыке. Поэтому исключительно важно поощрять его активно рефлексировать, обеспечивать тот или иной эмоциональный отклик на произведение, высказывать свою точку зрения относительно него.


Развивая музыкальные способности, возможно вы вырастите нового гения

Очень важно не перегружать ребенка музыкальными произведениями. Важно помнить о том, что каждое из них уникально и потому требует не просто прослушивания, но глубокого переживания, осмысливания и оценки.

Музыкальное воспитание должно осуществляться с максимальным учетом индивидуально-психологических особенностей детского возраста в целом и каждого ребенка (в том числе, темпа, интенсивности и т.д.). Ни в коем случае не стоит торопить его: важен не столько процесс, сколько результат, позволяющий приобщить ребенка к музыке и добиться позитивных изменений в его личности.

Как и в любой другой деятельности, исключительно важно мотивировать ребенка на успех и помогать ему поверить в себя.

Светлана Степаненко
Комплексный подход в музыкальном воспитании

Комплексный подход к музыкальному воспитанию .

В настоящее время разработка теории эстетического воспитания ведётся по трем направлениям : художественное творчество в процессе их обучения; самостоятельная художественная деятельность детей; , установление разносто-ронних связей между его различными сторонами. Ведущее направление – комплексный подход к эстетическому воспитанию . Одна из ведущих особенностей комплексного подхода – это программность эстетического воспитания . Впервые была осуществлена попытка создать примерную программу, в которой задачи эстетического воспитания разрабо-таны для каждой возрастной группы детского сада. Среди них воспитание эстетического отношения к природе, окружающим предметам, к искусству, ис-пользуемым на занятиях, в труде и повседневной жизни.

Признаки комплексного подхода к музыкально- эстетическому воспитанию .

* музыкальное воспитание должно обогащать нравственный облик ребёнка, активизировать умственную деятельность, физическую активность; * воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, к музыкальному искусству должно помочь установлению связи ребёнка с жиз-нью; * содержание и методы обучения музыкальной деятельности должны обес-печивать единство её воспитательной , образовательной и развивающей функций; * сочетание разнообразных типов занятий (традиционных, тематических, комплексных ) должно побуждать к развитию инициативы, активности, твор-ческих действий; * комплекс методов обучения с учётом индивидуально- дифференцированного подхода должен способствовать формированию эстетической воспитанности , склонности к самостоятельному и творческому учению, к развитию музыкальных способностей и первых проявлений эстетического вкуса; * гармоническое сочетание всех форм организации музыкальной деятельности детей (занятий, игр, праздников, развлечений, самостоятельной деятельности) должно способствовать всестороннему общему художественному раз витию дошкольников.

Комплексные музыкальные занятия .

Музыкальные занятия являются основной организационной формой систе-матического обучения детей дошкольного возраста в соответствии с требо-ваниями «Программы воспитания в детском саду » На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь в решении музыкаль-но- эстетических и воспитательно - образовательных задач. В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобре-тают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально - ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах . Существует уже хорошо апробированная традиционная структура занятий. Она успешно освоена педагогами и во многом себя оправдала. Однако экс-периментальные исследования и лучший педагогический опыт показали, что существуют и другие структуры занятий, которые активизируют процесс обу-чения. Речь идёт о тематических и комплексных занятиях . Комплексные занятия названы так потому, что на одном занятии соединяются все виды художественной деятельности : художественно- речевая, му-зыкальная. Изобразительная, театрализованная. Комплексное занятие объединено одной задачей- ознакомлением с одним и тем же художественным образом, с определёнными жанрами произведений (лирический, эпический, героический) или с тем или иным средством ху-дожественной выразительности (форма, композиция , ритм и т. д.) Цель комплексного занятия- дать детям представления о специфике раз-личных видов искусства (музыка , живопись, поэзия, театр, хореография, о возможностях своим, оригинальным языком передать мысли, настроения в каких- либо видах художественной деятельности. Поэтому на комплексных занятиях важно не формально, а продуманно объ-единять все виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности ка-ждого вида искусства, по- своему передающих образ. Через сравнение, со-поставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивиду-альность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Комплексное занятие имеет те же разновидности тем, что и тематическое. Тема может быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определённым сюжетом, и наконец, темой может быть само искусство.

Это многообразие тем обогащает содержание комплексных занятий , предос-тавляет педагогу широкий выбор. Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, например, «Времена года» , «Сказочные персонажи» , помогает проследить, как один и тот же образ передаётся разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттенках, сравнить, как показан образ ранней весны, только просыпающейся природы и бурной, расцветающей, и отметить при этом наиболее яркие выразительные особенности художественного языка (звуки, краски, слова) . Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер (дети слушают музыку о весне , рисуют весну, водят весенние хоро-воды, читают стихи, а объединялась бы задачей- передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. Если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединены общей темой, например, после прослушивания фрагмента пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года» (нежного, мечтательного, звучат строки из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз- Красный нос» --«Не ветер бушует над бором…» (суровые, несколько торжественные, не соответствующие характеру музыке , но близкие ей по теме, необходимо обратить внимание детей на контраст настроений, иначе цель занятия не будет достигнута. На занятии, посвящённом теме «Сказочные персонажи» , интересно не только проследить, как по-разному или похоже передаётся один и тот же об-раз в разных видах искусства, но и сравнить сколько музыкальных произве-дений , написанных на одну тему, например, пьесы «Баба Яга» П. И. Чайков-ского из «Детского Альбома» , «Баба Яга» М. П. Мусоргского из цикла «Кар-тинки с выставки» и симфоническую миниатюру «Баба Яга» А. К. Лядова или пьесы «Шествие гномов» Э. Грига и «Гном» М. П. Мусоргского из цикла «Кар-тинки с выставки» и др. Сложнее проводить комплексное занятие , темой которого являются само искусство, особенности выразительных средств : «Язык искусства» , «На-строения и их оттенки в художественных произведениях» и т. д.

На занятии по первой теме можно сравнить краски в живописи с тембрами музыкальных инструментов или некоторыми другими средствами выра-зительности (регистром, динамикой и их сочетаниями) . Предложить детям прослушать музыкальные произведения в высоком (светлом) регистре и низ-ком (тёмном, исполненные ярким, громким звуком и нежным, тихим, сопос-тавив эти средства музыкальной выразительности с интенсивностью цвета в живописи. Можно поговорить и о сочетании различных средств выразитель-ности, например, сыграть детям произведения с одной динамикой (тихой, но в разных регистрах (высоком и низком, чтобы они услышали разницу в характере музыки . Тихое звучание в верхнем регистре создаёт нежный, свет-лый характер («Вальс С. М. Майкапара, а в нижнем - таинственный, зловещий («Баба Яга» П. И. Чайковского). Эти произведения также сопоставляют с картинами.

На комплексном занятии по второй теме нужно найти общие настроения, переданные в разных видах искусства. Здесь применяются творческие зада-ния, например, передать в движениях характер весёлого или трусливого зай-чика, сочинить о нём песенку, сказку, нарисовать его. Знакомясь с вырази-тельными возможностями этих видов искусства, дети постепенно приобретают опыт восприятия художественных произведений. Темой такого комплексного занятия может быть и одно настроение с его от-тенками, например : «Торжественное настроение» (от радости до скорби, «Радостное настроение» (от светлого, нежного до восторженного или торже-ственного) . Эти оттенки настроений прослеживают на примерах разных видов искусства и передают в творческих заданиях : сочинить песенку (приветливую, нежную или весёлую, радостную, выразить этот характер в движениях, нарисовать рисунки, в которых были бы видны эти настроения. Педагог может также заострить внимание детей на наиболее удачно най-денных образах и поговорить с ними о том, как удалось передать то или иное настроение. Иногда проводят игру, угадывая, какое настроение хотел выразить ребёнок в сочинённом им движении (танце, песенке, марше) .

Комплексное занятие может быть объединено и сюжетом, например ска-зочным. Тогда, как и в тематическом занятии подобного вида, творческие проявления детей реализуются полнее. Подготавливает комплексные занятия музыкальный руководитель совместно с воспитателями , чтобы использовать все знания и умения, которые дети по-лучили на других занятиях. Проводятся занятия примерно один раз в месяц.

Комплексное музыкальное развитие .

Занятия по программе проходят в игровой форме, построены на частой смене видов деятельности, это обеспечивает комплексный подход , динамику продвижения и постоянный интерес детей. Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах : в форме сюжетно-тематических музыкальных занятий , комплексных и интег-рированных занятий. В процессе занятий в группах раннего музыкального комплексного развития решаются важнейшие задачи в развитии ребёнка : Умственное развитие, фи-зическое развитие, эстетическое развитие. Целью программы является общее психическое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами музыкального воспитания . Задачи программы : способствовать раннему развитию ребёнка через ком-плексную музыкальную деятельность ; помочь детям младшего дошкольного возраста в увлекательной игре войти в мир музыки ; ощутить и пережить её чувственно; создать предпосылки к формированию творческого мышления; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний ; формирование готовности к дальнейшему обучению; развитие навыков общения и соучастия : контактности, доброжелательности, взаимоуважения; формирование у детей качеств, способствующих самоутверждению личности : самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия . Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе. Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной дея-тельностью . В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компо-нента : принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми. Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Программа оснащена практическими материалами и пособиями для инди-видуальных и групповых занятий.

В программу по раннему комплексному развитию входят : 1) Подвижные игры и логоритмика. Развитие крупной моторики; развитие координации движений и концентрации внимания; выработка слаженности действий в коллективе, установление позитивных взаимоотношений, развитие совместной продуктивной деятель-ности; развитие навыков социального взаимодействия и социальной адапта-ции в музыкально - психологических играх и упражнениях; развитие фантазии и творчества в игре. ; формирование двигательных навыков; коррекция речи в движении (проговаривание, подпевание, формирование речедвигательных навыков) . Материал- «Забавные уроки» , «Весёлые уроки» , «Аэробика для малышей» , «Золотая рыбка» , «Золотые ворота» , «Игры для здоровья» и др. 2) Развитие мелкой моторики. Развитие моторики пальцев, мелкой моторики; развитие речи (проговарива-ние и подпевание песенок – игр, направленных на развитие мелкой моторики); развитие воображения («вживание» в образ и характер героев жестовых или пальчиковых игр); обучение счёту. Материал- «Ладушки, Десять мышек, Два поросёнка» . 3) Развитие слуха, голоса. Простейшее интонирование (голоса животных, звуки природы, забавные слоги) . Развитие звуковысотного, диамического, тембрального слуха. Пение и движение, инсценировки. Элементарная голосовая импровизация. Материал- «Песенки» - «Возгласы» , «Азбука –Потешка» , «Кошкин дом» . 4) Физическое развитие, развитие культуры движений, оздоровительная работа. Укрепление организма ребёнка, формирование мышечного корсета, развитие дыхательной и сердечно – сосудистой систем. Развитие координации движений, концентрации внимания, ловкости, уверенности в себе. Развитие способностей к двигательному творчеству. Построено на использовании материала : «Игровая гимнастика» , «Гимна-стика для мам и малышей» , «Игры для здоровья» и др. 5) Знакомство с музыкальной грамотой , слушание музыки , обучение игре на шумовых и звуковысотных инструментах. Обучение игре на инструментах. Знакомство с музыкальными инструментами . Музицирование, игра в мини- оркестре (дети и родители) . Слушанье музыкальных произведений , эмоциональное переживание музыки в пластических импровизациях. 6) Знакомство с буквами, подготовка к чтению, развитие речи : В процессе лепки и складывании букв из пластилина развивается мелкая мо-торика, концентрация внимания, координация движений, происходит зна-комство с буквами в практической деятельности и подготовка детей к чтению. В разделе «Поём-читаем» сочетание чтения по слогам и пения (чтения нараспев) позволяет не только обучать чтению по слогам, но и работать над голосом и дыханием. 7) Творческие задания, развитие воображения. Озвучивание и инсценировка сказок, стихов. Иллюстрирование (рисунки, лепка, аппликации) тематических игр и сказок. Пластические этюды и двигательные импровизации в прочесе активного слушания музыки . Инструментальное музицирование. Импровизации на шумовых и детских музыкальных инструментах . 8) Музыкальные кружки .

Цели и задачи уроков музыки .

Развитие музыкальных и общих творческих способностей посредством раз-личных музыкальных видов деятельности , а именно, развитие : * музыкальной памяти ; мелодического и ритмического слуха; * адекватных способов самовыражения; * умения, с одной стороны, точно повторять материал, предложенный педа-гогом, с другой, придумывать собственные решения ситуации; * коррекция речи в движении с музыкой . Развитие умственно- интеллектуальных способностей; * воображения; реакции; умения слушать и концентрировать внимание; умения на слух различать, сопоставлять и сравнивать. Развитие физических способностей : * мелкая моторика; крупная моторика. Развитие социальных навыков : * умения взаимодействовать с другими; умения контролировать себя. Развитие интереса к музыкальной деятельности и радость от общении с му-зыкой.

Формы работы на занятиях.

* пение; * выразительное чтение детских стишков и потешек; * игра на детских музыкальных инструментах ; * движение под музыку , танец; * слушание музыки ; * инсценирование сказок; * подвижные игры на развитие реакции и моторики, развивающие контроль за движениями.

Наше время- это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, способные к позитивному созиданию. К сожалению, современный детский сад ещё сохраняет традиционный подход к усвоению знаний . Ещё очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия , типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает ин-терес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут по-терять способность к творчеству. Конечно, многие родители стремятся к развитию творчества у своих детей : отдают их в кружки, в студии, специальные школы, где с ними занимаются опытные педагоги. Формирование творческих способностей ребёнка обусловлено не только ус-ловиями его жизни и воспитания в семье , но и специальными занятиями, ор-ганизуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка , пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность- всё это является благоприятными усло-виями для развития творческих способностей. Я бы хотела обратить внимание на комплексные занятия , в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства. На комплексном занятии дети поочерёдно занимаются пением, рисованием, чтением стихов, танцами. При этом выполнение декоративных работ или сюжетных композиций под звуки мажорной лиричной музыки создаёт эмо-циональное настроение, и дети успешнее выполняют задание. На комплексном занятии дети ведут себя непринуждённо, раскованно. На-пример, выполняя коллективный рисунок, они советуются, кто и как будет рисовать. Если они хотят инсценировать песню, то предварительно сами до-говариваются о своих действиях, сами распределяют роли. Во время декора-тивно- прикладной деятельности (плетение ковриков, роспись глиняной по-суды) можно использовать в грамм записи русские народные мелодии, что создаёт у детей хорошее настроение, вызывает желание напевать знакомые мелодии.

Классификация комплексных занятий .

1 По содержанию комплексные занятия могут быть разнообразными и осу-ществляются в разных вариантах : *отдельные блоки занятий по введению детей в мир искусства (музыкального и изобразительного ) ; * блоки занятий, объединённых по наиболее интересным для детей темам : «Зоопарк» , «Любимые сказки» ; * блоки занятий по знакомству детей с творчеством писателей, музыкантов , художников и их произведениями; * блоки занятий на основе работы по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой; * блок занятий по ознакомлению с народным искусством; * блок занятий по нравственному и эмоциональному воспитанию . 2. Структура комплексных занятий зависит от возраста ребёнка, от накопления чувственного опыта : от живого наблюдения к рассматривания картин, к восприятию образа в стихах , музыке . * 3-4 года – живое наблюдение предмета или явления плюс яркая иллюстра-ция его. * 4-5 лет – яркая иллюстрация или картина, небольшое литературное произ-ведение. * 5-6 лет – литературное произведение плюс несколько репродукций, по-зволяющих выделить выразительные средства; музыкальное произведение или песня (как фон или как самостоятельная часть занятия) . * 6-7 лет – художественное произведение плюс 2-3 репродукции (изобра-жающие либо сходный пейзаж либо различных) либо описание предмета или явления стихотворениях (сравнение, сопоставление) ; музыкальное про-изведение (в сравнении- какое подходит к репродукции или стихотворению). 3. Комплексные занятия делятся на два типа по значению видов искусства : доминантный тип, когда один вид искусства доминирует, а остальные как бы проходят фоном, например, стихотворение о природе и музыка помогают понять картину, её настроение)

равнозначный тип, когда каждая часть занятия дополняет друг друга.

4. Комплексные занятия могут варьироваться по сочетанию музыкальных , изобразительных, художественных произведений.

Вариант 1. Поочерёдное включение произведений разных видов искусства. Цель : усилить воздействие искусства на эмоции детей. Структура : прослушивание музыкального произведения ; общение педагогов и детей о характере музыкального произведения ; просмотр живописного произведения; общение педагогов и детей о характере живописного произведения; прослушивание литературного произведения; общение педагогов и детей о характере литературного произведения; сравнение сходства музыкального , живописного и литературного произве-дений по выраженному в них эмоциональному настроению, характеру худо-жественного образца.

Вариант 2. Попарное включение произведений разных видов искусства. Структура : прослушивание нескольких музыкальных произведений ; обмен мнениями педагога и детей, сравнение чем похожи и отличаются по характеру музыкальные произведения ; просмотр нескольких живописных произведений; сравнение сходства и различий живописных произведений; прослушивание нескольких литературных произведений; сравнение сходства и различия произведений по характеру, настроению; сравнение похожих по эмоциональному настроению музыкальных , живо-писных и литературных произведений.

Вариант 3. Одновременное включение в восприятие разных видов искусства. Цель : показать гармонию музыки , живописи и литературы. Структура : звучит музыкальное произведение и на его фоне воспитатель читает литературное произведение; воспитатель показывает одно живописное произведение и предлагает детям несколько музыкальных произведений или литературных и отобрать только одно из них, созвучное данному живописному произведению; звучит одно музыкальное произведение и дети подбирают к нему из не-скольких живописных произведений или литературных одно, созвучное по настроению.

Вариант 4. Включение контрастных произведений разных видов искусства. Цель : сформировать оценочные отношения. Структура : прослушивание контрастных по звучанию литературных произ-ведений; обмен мнениями педагога и детей об их отличии; просмотр кон-трастных по колориту, настроению живописных произведений; обмен мне-ниями педагога и детей об их отличии; прослушивание контрастных по на-строению литературных произведений; обмен мнениями педагога и детей об их отличии; восприятие похожих между собой музыкальных , литературных и живописных произведений; обмен мнениями педагога и детей об их сходстве.

Для того, чтобы провести комплексное занятие необходимо правильно ото-брать произведения искусства (литературы, музыки , живописи) : * доступность произведений искусства детскому пониманию (опираться на детский опыт) ; * реалистичность произведений художественной литературы, живописи; * привлекательность для детей, по возможности следует подбирать произ-ведения, имеющий интересный сюжет, вызывающий отклик в душе ребёнка.

Заключение.

Любое музыкальное занятие должно оставить след в душе ребёнка. Дети воспринимают музыку через игру , движение, рисунок. Комплексное музы -кальное занятие помогает развить память, воображение, речь, общую мото-рику. Творческий подход к проведению занятий способствует созданию по-ложительного опыта в формировании мировосприятия ребёнка . Слушание музыкальных произведений , пение, ритмика, игра на музыкальных инстру-ментах являются наиболее действенными способами приобщения ребёнка к музыке .

В процессе комплексных занятий дети самостоятельно, а иногда и с помощью воспитателя (особенно в младшей и средней группах) учатся использовать художественно-выразительные средства всех видов искусства для передачи замысла.

Приобретённый раннее художественный опыт помогает им создавать выра-зительный образ (музыкальный , поэтический, изобразительный) .

Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для формирования и развития творческих способно-стей.

Нужно воспитывать и развивать ребёнка так, чтобы он в будущем мог созда-вать что-то новое, стал творческим человеком. Часто развивать творчетво у ребёнка уже поздно, так как очень многое закладывается гораздо раньше. «Все мы родом из детства…» Эти прекрасные слова Антуана Сент-Экзюпери могли бы быть своего рода эпиграфом к работе психологов детских, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Именно в дошкольном детстве закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу.

Литература.

Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду . Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. Чумичёва Р. М. Дошкольникам о живописи. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ.



Последние материалы сайта