Большой. Экскурсия по театру. Где находится Бетховенский зал Большого театра. Историческая судьба Сопровождаются рассказом на тему «История и архитектура Большого театра»

03.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Несмотря на то, что Большой театр открылся после реставрации несколько лет назад, попасть туда затруднительно по многим причинам, включая высокую стоимость билетов. Однако, выход есть! В Большом театре организованы экскурсии, так, что каждый желающий в определенные дни может посетить историческую сцену и осмотреть здание. Об этом мой сегодняшний отзыв.

Официальные экскурсии в Большой театр проводятся регулярно, три раза в неделю (понедельник, среда, пятница), начинаются они ровно в 12-10 часов, при этом билеты на экскурсию можно приобрести только в кассе театра и только в день экскурсии (касса открывается в 12-00 и находится в 12-м подъезде). Живая очередь. Вся проблема в том, что набирают только одну русскоговорящую группу из 20 человек.
Есть и другой вариант попасть в историческое здание - примкнуть к экскурсии, которую организует туристическое агентство, но разница в цене существенная. Официальная экскурсия от Большого театра стоит 500 рублей, экскурсия в составе туристической группы от агентства обойдется вам минимум в 1500 рублей. Как говорится, если не видно разницы, зачем платить больше?

В среду мы поднялись пораньше и отправились к зданию Большого театра, который находится по адресу Театральная площадь, д.1. Удобнее выходить из Метро Театральная, ведь таким образом не придется пересекать дорогу.
У театра мы были в 11-15, но у нужного нам подъезда уже толпились люди (билеты на экскурсии продают в кассе, 12 подъезд). Мы посчитали присутствующих по головам - мы были 18-ми. То есть шанс попасть на экскурсию был. Кстати сказать, к 12 часам за нами был очень длинный хвост, еще человек 20. Люди не верили, что будет только одна группа. В целом, если вы придете ровно к 12, то зря потратите время.

Итак, время подходило к 12 и мы не теряли надежды попасть внутрь. Между тем, ко всем, кто стоял в очереди начали подходить «подружки». Так мы уже оказались 30-ми в очереди... Надежда таяла на глазах.
К нашей радости, в 12 часов дверь открылась, вышел охранник с автоматом и попросил очередь разделиться на две части, иностранцев и русских (экскурсия для иностранцев стоит 1300 рублей). Как оказалось, иностранцев было очень много перед нами. Так к нашему частью, нам удалось попасть в список счастливчиков.
На входе охранник отсчитал ровно 20 человек из русской очереди. И все больше не пропустил ни одного человека. Буквально за нами тяжелая дверь закрылась и вопли разъяренной толпы, тех, кто не попал, слышны не были.


Радостные, мы приобрели билеты на экскурсию и спустились в гардероб. Правда пришлось пройти контроль через рамки металлоискатели и показать содержимое сумочек.


Появилась экскурсовод и начала Экскурсию.
Итак, пару слов о самом театре. Перенесемся на улицу.
Принято считать датой основания театра 28 марта 1776 года, когда в доме князя Воронцова на Знаменке был сыгран один из первых спектаклей. И уже с 1780 года театр обосновался на своем нынешнем месте, где для него было построено здание. Театральная площадь тогда называлась Петровской, а сам театр Петровским. В 1805 году театр горит (как будет впоследствии много раз, свечи, сами понимаете). По проекту О.В.Бове и А.А.Михайлова в1821-1824 годах было построено новое здание, памятник русского классицизма XIX, котором мы можем любоваться и сегодня. В 1853 году опять случается пожар и весь театр выгорает, кроме прекрасных стен.

Уже через 3 года его вновь восстанавливает архитектор А.К. Кавос. Здание восстановили за 13 месяцев, надо было успеть к коронации Александра III. Объем здания был сохранен, над центральным портиков вновь вознеслась квадрига, управляемая Аполлоном (работы Клодта).


Последняя реконструкция театра началась в 2005 году и продлилась долгих 6 лет, было значительно расширено подземное пространство театра, отреставрированы фойе, зрительный зал.

На этом я закончу свой небольшой экскурс в историю и вернусь к экскурсии.
Первым делом мы отправились смотреть вновь созданное подземное пространство Большого театра. Для этого мы загрузились в большой стеклянный лифт и опустились на минус первый этаж.


Надо отметить, что под землю оно уходит на 27 метров. Под землей находится новый зал-трансформер - Бетховенский зал. Экскурсовод рассказала нам, что географически мы находились уже не в здании театра, а где-то под театральной площадью, между театром и фонтаном Витали.


Бетховенский зал - это сверх-технологичный зал, где стены складываются как гармошка, а сама сцена может подниматься и опускаться на 6 метров вниз. Стены этого зала железобетонные, поэтому акустика не очень хорошая. Но зато здесь регулярно проводятся репетиции и конференции. Кстати, надо отметить, что сложностей с покупкой билетов на концерт в Бетховенский зал нет - смотрите на официальном сайте Большого.


К сожалению, у меня нет фотографий этого зала, так как там была репетиция, и экскурсовод нам запретила снимать.


Один из холлов, около лифта.


В этом холле размещена очень красивая люстра.


После осмотра Бетховенского зала, мы отправились смотреть Историческую сцену - собственно то, зачем многие и пришли на экскурсию.

Здесь нашей группе очень не повезло, в зале был выключен свет, поэтому осмотреть всю роскошь Исторического зала не удалось.


На сцене вовсю шла подготовка декораций к новому спектаклю.


Экскурсовод, практически шепотом рассказывала нам о том, как и где хранятся декорации, о том, где лучше сидеть в зале (ориентироваться надо на царскую ложу по центру - там лучше всего видно, ну и выбирать первые ряды балконов).

Кстати, в зале установлены деревянные стулья, а в ложах - мягкие кресла.


Очень интересным мне показало то, что историческая сцена большого театра сделана по принципу музыкального инструмента, например, Гитары. Зрительный зал полностью деревянный, из особого сорта сосны.
Потолок - это дека, сцена - это отверстие для выхода звука, а зал - это собственно тот самый изгиб гитары звонкой. Поэтому звук до зрителей долетает таким живым и наполненным.

В темноте мы пытались разглядеть лепнину, золотой орнамент, которым украшен зал. Оказалось, что это папье-маше, покрытое сусальным золотом. Несмотря на то, что весь зал кажется золотом, на отделку ушло всего 8 кг золота. Над восстановление позолоты трудились 800 человек-реставраторов на протяжении 3 лет.


Кто-то из экскурсантов попросил включить свет - но естественно это делать не стали, нам сказали: «Это вам не музей, театр живет своей жизнь, а вы тут гости». Эх, очень жаль, представляю, как здесь красиво, когда горит свет.


Немного посидев на первом ряду мы отправились на 6 ярус, чтобы осмотреть зал сверху.


На шестом ярусе располагаются самые дешевые места. Меня удивило, что места здесь стоячие, как автобусе. Нас сказали, что они предназначены для студентов. Сбоку очень тяжело что-то увидеть, поэтому видно будет только пол сцены. Бортик очень низкий, мне даже стало немного страшно от той высоты, которая открывается сверху.


Зато отсюда можно подробно рассмотреть шикарную люстру Большого, которая появилась здесь в 1870 году. Высота люстры - 7 метров, диаметр - 6. Весит она около 2 тонн.
Впечатляюще красива!




Самый впечатляющий - это Белое зрительское фойе. Экскурсовод рассказала нам, что до реставрации стены этого зала были белыми. Однако реставраторы заметили, что под краской скрыты прекрасные росписи, так потолочную роспись восстановили в технике гризайль по сохранившимся рисункам и чертежам.




Из зрительского фойе справа и слева также расположены парадные залы.
Сначала мы осмотрели красное малое и большое императорские фойе. Эти помещения были отделаны во французском стиле для императора Николая II. Малое фойе известно своей акустикой, где можно говорить даже шепотом.


В большом фойе привлекают особое внимание настенные уникальные панно. Поэтому здесь установлен особый температурный режим. На некоторый панно изображен двуглавый орел, а на других - знак из первых букв имен Императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В 20-м веке здесь проводились концерты, а иногда и съезды партии.



С другой стороны красивого фойе с лестницами расположен также зал, где располагаются выставки. Во время нашего визита там были стенды, посвященные балету Руслан и Людмила.


В центре зала были выставлены несколько костюмов из спектаклей.



В этом зале очень красиво оформлены окна.



В конце экскурсии мы спустились в сувенирный магазин Большого театра, где можно было купить книги о театре и естественно памятные сувениры. Так самая простая кружка с логотипом обойдется в сумму 1,5 тысячи рублей, фарфоровая пара - 2,5 тысячи рублей. А красивые статуэтки с балеринами по 30 тысяч рублей.


В целом, экскурсия по Большому театру мне понравилась. Когда еще можно сфотографировать холлы Большого театра без гостей?
Есть и минусы - час ожидания очереди на морозе, нервы по поводу попадешь ли внутрь. К тому же, экскурсия длилась всего 1 час, все залы мы буквально пробегали. Люди не успевали сделать даже несколько фотографий.

Пароли и явки

Адрес: Москва, м. Театральная (м.Охотный ряд, Площадь Революции), Театральная площадь, д.1
Время проведения: Пн, ср, пт в 12-10. В день проводится только две экскурсии: одна на русском (20 человек) и одна на английском.
Билеты можно купить в кассе Большого театра в день экскурсии (12 подъезд), касса открывается в 12-00.
Стоимость экскурсии (на русском): 500 рублей, 1300 рублей (на английском).

Льготные билеты - 250 рублей (школьники, студенты, ветераны ВОВ и другие). Дети по 14 лет не допускаются к участию в экскурсии.

Подробности на официальном сайте Большого театра

Бронирование отелей в Санкт-Петербурге

Бронирование отелей в городах Золотого кольца

Бронирование отелей в Крыму - скоро лето!

И тем, что пока я относительно свободна по будням, я отправилась на экскурсию в Большой театр. Спустя год всё проходит ровно по тому же сценарию: экскурсии для «простых смертных» проходят по понедельникам, средам и пятницам в 14:00. Билеты на них начинают продавать в 12:00 в кассе 12-го подъезда основного здания театра. Так как количество человек на каждую экскурсию ограничено (15 посетителей и ни человеком больше!), очередь в кассу выстраивается заранее.
Я подошла к подъезду в 10:30 и стала 6-й в очереди. Честно говоря, какого-то жуткого ажиотажа в этот день не было: 14-й и 15-й посетители (милые француженки) подошли где-то за пятнадцать минут до открытия кассы. А вот без пяти минут неожиданно нагрянула кучка людей, которым билетов, естественно, не досталось. Вывод: надо прийти хотя бы за полчаса. Хотя, охранник, милостиво пустивший нас погреться в фойе, сказал, что обычно с самого утра набивается человек сорок. Нам, видимо, повезло.
Итак, билет благополучно куплен. Обычному взрослому он обойдётся в 500 рублей, а ветерану войны или студенту — в 250.
Ровно в 14:00 мы стартовали. Сначала зашли в белое фойе, в котором сейчас проходит выставка работ Фольштедской фарфоровой мануфактуры — вот таких балерин:


Эта достаточно милая, но большинство из них обёрнуто пошлыми розовыми кружевами.
Затем прошли в малое императорское фойе, где, говорят, акустика помогала Николаю II подслушивать, что про него шептали по углам зала. П ещё меня здесь совершенно поразила своей страстностью вот эта танцовщица:

Дальше — большое императорское фойе с суперценной и трудно поддающейся реставрации шерстяной вышивкой:

Затем мы спустились с небес на землю и прошли в зрительские фойе. В одном из них сейчас проходит выставках костюмов из разных постановок «Дон Жуана» в «Ла Скала». Вот, например, таких:

Затем, наконец-то, собственно зал, где проходят спектакли. К сожалению, мой телефон не способен делать нормальные фотографии при приглушённом свете, поэтому покажу вам чужие — зато они хоть как-то передают этот шик и великолепие:

Отсюда

Отсюда
У меня получилось запечатлеть лишь занавес и, конечно, же хрустальную люстру:

Мы побывали в партере, заглянули в оркестровую яму, залезли на бельэтаж и, перегнувшись, поглазели на торжественную императорскую ложу (то шикарное, что в центре), поднялись на 7 этаж (4-й ярус балконов), а потом спустились в «Бетховенский зал», что в подвале. Во всём нам этом помог лифт, с золотой табличкой на котором я не могла не сфотографироваться:

А вот, собственно, «Бетховенский зал», из-за звукоизоляции которого весной на несколько дней закрывали станцию метро «Театральная»:

Ну и напоследок несколько фактов о Большом театре, которые я для себя открыла в этом походе.
1) Внутри здания Большого театра, считайте, три театра: а) зал, где проходят спектакли, б) примерно такой же по размерам репетиционный зал наверху (над плафоном, да) — со сценой, оркестровой ямой и немного уменьшенным зрительным залом, в) подвал, в который целиком входят декорации со сцены, а также куча подсобных помещений.
2) Если пойти на экскурсию летом, когда спектаклей нет, то можно попасть и в репетицонный зал. Мечта-мечта!
3) Только в России балетная сцена наклонена на 3%, чтобы были видны ножки балерин. Эх, где же Пушкин!
4) В Большом театре работает больше 1000 человек.
5) Стеклянные «парники» перед Большим театром — это не парники и не вход в парковку, это вход в «Бетховенский зал».
6) При Большом театре существует музей. Надо туда сходить. Надеюсь, там нет таких очередей и ограничений.
7) На 4-м балконе есть стоячие места за 100 рублей, с которых ничего не видно (и смотреть приходится на монитор), но зато всё хорошо слышно.
8) Основной зал театра построен по принципу музыкального инструмента: пол и потолок деревянные для лучшей передачи звука.
9) Сталин в своё время сидел в личной императорского ложе (слева от сцены), которую изолировали от зрителей бетонной стеной.
10) Оказывается, экскурсий в Большой театр ходит много, просто большинство из них — для всяческих организаций (посольств и проч.).
PS В общем, теперь моя задача — поймать билеты на какой-нибудь спектакль и посмотреть всё это в действии.

Предвижу справедливые вопросы. А почему именно в Большой и что значит "удобные"? Ответы на эти вопросы лежат на поверхности.
Удобные - это такие зрительские места, угол обзора сцены с которых будет максимально полным. При этом для комфортного наблюдения спектакля с таких мест у зрителя не должна возникать необходимость использования дополнительных оптических средств (бинокля).

А Большой театр, потому что ознакомившись с особенностями его архитектуры, потенциальный зритель в любом городе и в любом театре сможет без труда сделать правильный выбор при покупке билета.
Для начала нам будет необходимо провести маленький "ликбез" по основным понятиям в театральной архитектуре. Если читателю это всё и так давно известно, этот раздел можно пропустить.
Итак, партер(фр) - слово образовано из двух слов par - по и terre - земля. В сумме получаем по земле. На практике - это ряды зрительских кресел, обращенные лицом к сцене. Места в партере, начинаясь от оркестровой ямы или от сцены, идут вплоть до амфитеатра.
Амфитеатр - ряды кресел, расположенные полукружием с постоянно возвышающимися уступами и находящиеся непосредственно за партером.
Ложи бенуара - балконы, расположенные чуть ниже или на уровне сцены, с правой и левой от неё стороны. (на фотографии одну из таких лож можно увидеть на уровне партера, в левом нижнем углу)

Поднимаемся выше на бельэтаж. Бель - по-французски, впрочем, как и на некоторых других европейских языках - красивый, прекрасный. (фотография сделана с бельэтажа)

Ярус — один из средних или верхних этажей в зрительном зале (всё, что выше бельэтажа)
Балкон — амфитеатр зрительских мест на различных ярусах.
Ложа — группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.
Галёрка — самый верхний ярус зрительного зала.
Итак, мы ознакомились с некоторыми понятиями театральной архитектуры и можем приступать к поиску лучших зрительских мест. Начнём по-порядку, с партера.

Тут, казалось бы, всё понятно - партер самые лучшие и дорогие места. Но не стоит делать поспешных выводов. На одном из сайтов мне довелось столкнуться с постом зрителя, посетившего Михайловский театр. В нём сообщается о том, что купив билеты на задние ряды партера людям пришлось весь спектакль стоять, чтобы что-нибудь увидеть. В самом деле, сидя в партере перед нами открывается наиболее полный вид на сцену. Но чем дальше располагаются наши места, тем труднее нам разглядеть актёров, зато очень хорошо видны затылки зрителей с более дорогими билетами. В некоторых театрах эта проблема решается уже на стадии строительства.

Партер строят под небольшим углом, который увеличивается, по мере приближения к задним рядам.
Амфитеатр - всё бы хорошо, но уж очень далеко. Единственное утешение, что пальто в гардеробе за бинокль отдадут без очереди.
Бельэтаж и ложи бенуара - это достаточно удобные места. Но и тут надо быть внимательным. Понятно, что при взгляде на сцену из ложи, не находящейся по центру относительно сцены, взгляд зрителя не может охватить целиком всего происхоящего на сцене. Как правило, зрителям сидящим на балконах правой стороны очень хороша видна левая сторона сцены, но плохо видна правая и наоборот. При этом, в некоторых театрах, кроме этого, плохо видна и задняя часть сцены. Следует обратить внимание и на то, что, как правило, зрительские места во всех театральных ложах располагаются в два-три ряда. Соответственно, угол обзора сцены у первого ряда несколько больше, чем у третьего. В 2011 году в Большом театре на новой сцене произошёл неприятный инцендент. Зрители, купившие билеты на крайние места в бельэтаже остались недовольны тем, что со своих мест почти ничего не увидели. Получив отказ в возвращении денег, они подали на театр в суд.
Ярус - в Большом театре их целых четыре! Разумеется, не стоит покупать билеты на четвёртый ярус, если у вас боязнь высоты. Столкнувшись лицом к лицу с музами у вас может начаться лёгкое головокружение. Стоит ли говорить, что поднимаясь от яруса к ярусу всё выше и выше, цены опускаются всё ниже и ниже?
Теперь о главном, о покупке билетов. Их цена колеблется от полутора до сорока и более тысяч. От чего она зависит? Во-первых, конечно от спектакля. Тут важно многое. Например, на балет зритель идёт охотнее, чем на оперу. Многие ходят "на имена". Премьерные спектакли всегда стоят дороже. Во-вторых, конечно от расположения мест. С целью помочь публике выбрать нужный билет во многих театральных кассах имеются схемы с указанием "удобных" и "неудобных" мест. В-третьих от того, где, у кого и за какое время до спектакля вы приобретаете билеты.

Большой театр начинает предварительную продажу билетов на все спектакли за три месяца до их начала. Для того, чтобы их заказать необходимо отправить заявку по адресу [email protected] , которая должна быть отправлена не позже дня, предшествующего тому, в который открывается предварительная продажа билетов на выбранный спектакль, но не ранее, чем за пятнадцать дней до начала предварительной продажи. График предварительной продажи можно найти здесь http://www.bolshoi.ru/visit/ . Заявка должна содержать:
— Фамилию.
— Номер паспорта.
— Название спектакля.
— Дату и время, когда спектакль будет показан.
— Количество мест, не более ДВУХ.
На принятую заявку должен прийти ответ по электронной почте, подтверждающий, что ЗАЯВКА ПРИНЯТА (заявка не является заказанной бронью) и обрабатывается кассиром в присутствии заявителя.
Покупая билет по заявке, необходимо назвать дату и время спектакля, фамилию и предъявить кассиру паспорт. (Номер паспорта и фамилия, указанные в заявке, будут указаны и в билете.) Предварительная продажа билетов производится с 11 до 15 часов. С 16 часов оставшиеся от предварительной продажи билеты поступают в свободную продажу (кассы театра, интернет, городские театральные кассы и агентства). При посещении театра необходимо будет предъявить паспорт.
В театре
действует программа «Большой — студентам», по которой
учащиеся дневных отделений ВУЗов могут приобретать билеты стоимостью сто рублей на спектакли театра. Продажа таких билетов открывается в 17.30 во второй кассе, находящихся в здании дирекции. Продажа и вход в театр — по предъявлению студенческого билета. На спектакли, идущие на Основной (исторической) сцене, выделяется по шестьдесят билетов для студентов; на спектакли, показываемые на Новой сцене,— по тридцать билетов.
Льготники при предъявлении документов, подтверждающих их льготы, также могут приобрести билеты стоимостью сто рублей.
На спектакли, проходящие на Новой сцене выделяется сто шестьдесят один билет, на Основную сцену — пятьсот восемьнадцать билетов.

Но и это ещё не всё! Сейчас, чтобы посетить Большой театр, открывшийся после реконструкции не обязательно покупать билет на спектакль!!!
В двенадцать часов дня проводятся часовые экскурсии по театру (понедельник, среда и пятница). Билеты продаются в кассе, расположенной в историческом здании театра (двенадцатый подъезд) в день экскурсии. Цена билета — пятьсот рублей. Для школьников, студентов дневных отделений и льготников цена - двести пятьдесят рублей. На экскурсию продается не более пятнадцати билетов.
Заявку на коллективное посещение можно сделать по электронной почте.
[email protected]

В статье использована информация с официально сайта Большого театра

(ГАБТ), или просто Большой театр, как его называют обычно, - один величайших памятников в истории России и всего мира. Поводом посетить этот чудесный музей культуры может послужить не только постановка оперы или балета в главном зале, но и другие его концертные события. В настоящее время в Большом театре города Москвы располагаются три действующие концертные площадки: основная историческая сцена, новая сцена и Бетховенский зал. Посещение последнего может также стать главным поводом для визита в Так как нет более интересного и красивого места в России, которое было бы посвящено гениальному немецкому композитору-классику. Бетховенский зал искусство в самом ее лучшем проявлении, имеет долгую и непростую историю.

Через вехи истории

Изначально место, где находится Бетховенский зал Большого театра, не имел своего названия, а Императорское фойе, что служило входом в как раз носило это имя. Помещение было построено в начале ХХ века и изначально предназначалось для определенного круга людей, чаще всего для царской семьи и ее приближенных. Декоративный зал на протяжении 80 лет всячески реставрировался и реконструировался. В 2002 году было официально принято решение вернуть оригинальное название, а концертный исполнительский зал именовать Бетховенским. Интерьер помещения был выполнен в лучших традициях староитальянской школы времен Людовика XV. В 1965 году внутри, где находится вход в Бетховенский зал Большого театра, был установлен мемориальный бюст Людвига Ван Бетховена. Вообще имя мастера зал получил совершенно не случайно, и не только благодаря своей уникальной акустике. В музыка немецкого маэстро ценилась как никакая другая, потому что считалось, что она имеет в себе исключительные коммунистические идеи.

Особенности конструкции и площадки

Сооружение концертно-репетиционного зала, носящее имя великого немецкого гения XIX века, имеет очень сложную и многоуровневую структуру. Его конструкция на сегодня выполнена по последнему слову инженерной техники. В зале установлена технологическая система, которая используется на океанских лайнерах. Само помещение располагается на трех уровнях: на главной, что является сценой, и на двух побочных, что чаще всего используются в качестве зрительской зоны. Уровни Бетховенского зала имеют специальное механическое оборудование, способное менять расстояние между собой. Управление перестановкой в зале осуществляется при помощи специального стационарного пульта. Опускание или подъем уровней помещения необходим для прослушивания оперных постановок вместе с оркестром, хором и солистами без использования главной сцены; для проведения разного рода мероприятий в Императорском фойе с использованием места для размещения зрителей или для исполнения музыки с участием камерных ансамблей. Инженерные инновации способны место, где находится Бетховенский зал Большого театра, объединить с общей структурой Императорского фойе и превратить его в монолитную концертную площадку.

Как найти Бетховенский зал

Зал имени Бетховена в Большом располагается на минус первом этаже главного здания ГАБТ по адресу: Театральная площадь», корпус 1. Добраться до площади, где находится Бетховенский зал Большого театра, можно либо на личном транспорте, либо на автобусе и поезде метро. На машине очень удобно будет ехать по Петровской улице, и тогда вы сможете буквально приехать к главному входу здания. На общественном транспорте необходимо добраться до станции «Театральная», находящаяся по правую сторону от театра, или «Кузнецкий мост». Который на севере от ГАБТа. До театральной площади от станции можно дойти пешим ходом. Дорога обычно занимает не более 10 минут. Главное здание имеет три входа: центральный и вдоль фасадов. При вхождении во внутрь необходимо спуститься по главной лестнице на минус первый этаж. Попасть в сам зал можно прямиком через Императорское фойе. В помещении также имеются указатели местонахождения и обслуживающий персонал, готовый подсказать или проводить людей, испытывающих затруднения.

Симфонии маэстро и не только

После грандиозной реставрации и обновления Бетховенский зал Большого театра стал центром выступления отечественных и зарубежных артистов с мировым именем. На сцене в качестве солистов уже успели побывать Вера Дулова - известная советская арфистка; Эгон Петри - выдающийся классический пианист и педагог; Святослав Кнушевицкий - советский виолончелист, заслуженный деятель искусства РСФСР; Надежда Обухова - известная советская оперная певица начала ХХ века, и многие другие блестящие инструменталисты, оперные певцы и артисты мира. Являясь репетиционной базой для оперных трупп, Бетховенский зал нередко становится местом проведения самых известных мировых опер. На сегодняшний день все оперы, в которые включены массовые хоровые сцены, проходят стадию предварительного прослушивания в малом зале. Место, где находится Бетховенский зал Большого театра, также часто являлся местом проведения полноценных симфонических выступлений.

Сколько раз я пробегала мимо Большого театра , удостаивая его мимолетным взглядом: «На месте? - На месте» и бежала дальше. И в голову не приходило, что Большой театр - это своего рода «государство в государстве», что это особый мир со своими законами, традициями, своей иерархией.
И вот в этот мир неожиданно приоткрылась дверь… подъезда №12, где находятся кассы театра, и собралась наша замечательная блогерская группа, которую возглавила экскурсовод от Музея Большого театра.
Мне сложно будет передать словами всё великолепие, которое предстало нашим глазам… Несомненно Большой театр один из самых красивых театров мира! Грандиозный, недавно закончившийся ремонт позволил нам увидеть его во всем своём истинно императорском великолепии!
Вы только представьте себе, что внизу под театром находятся ещё 6 подземных этажей; что Бетховенский зал, где проходят музыкальные концерты, построен по принципу «складного стаканчика», стоит нажать на волшебную кнопку и сцена вместе с рядами начинает подниматься и складываться до ровного пола, и тогда
концертный зал превращается в банкетный; что под самой крышей есть новенький репетиционный зал с покатой и расчерченной прямоугольниками сценой и роскошным залом из темного дерева, где отдыхают артисты в ожидании своей партии и куда нет доступа нет посторонним.
Большой театр великолепен без лишних слов!

Я в и


Меньше всего мне хочется переписывать Википедию - давайте просто молча любоваться!
Но при этом всё же совсем кратко. О Большом театре.

Первое название театра - Московский Публичный театр (1776).
Второе - Петровский театр (1780).
Третье - Императорский театр (1805).

В 1824 его перестраивает архитектор Осип Бове .
Свой примерный сегодняшний облик театр приобретает в 1856 и обязан им архитектору Альберту Кавосу .
Пётр Клодт установил на фронтоне знаменитую квадригу (четвёрку) коней с богом искусств Аполлоном.

В 20-х годах Большой театр был назван В.И.Лениным «куском чисто помещичьей культуры» и был на грани закрытия.
В 1983 - театр получил несколько близлежащих зданий.
В 2002 - открыта Новая сцена.

Театральная площадь. Большой Театр

Нам очень повезло с экскурсоводом. Лариса - интеллигентная, изящная, с прекрасной подачей информации об истории театра

Из входного вестибюля, мы спускаемся по лестнице в мраморный зал (сувенирный магазин, маленький гардероб, туалетные комнаты), а оттуда снова вниз уже по эскалатору и попадаем в Бетховенский концертно-репетиционный зал , тот самый «складной стаканчик».
Когда идёт репетиция оркестра фотографировать строго запрещено.
Поэтому фотография одна, но и она даёт полное представление о красоте этого технологичного и современного концертного зала (шумонепроницаемые движущиеся стены, и да-да стеклянные перегородки, ряды с креслами, сама площадка сцены, всё-всё исчезает, поднимается/опускается/выравнивается).

Здесь схема Большого театра в разрезе.
Найдите цифру 5 - это и есть Бетховенский зал! То есть примерно он находится под фонтаном на Театральной площади!
(с) Иллюстрация студии iCube

А теперь с замиранием сердца входим в зрительный зал!

Вы не ослепли от блеска золота?
Оказывается, есть одна небольшая хитрость, т.н. оптическая иллюзия. На самом деле позолочена не вся поверхность, а лишь декоративные выступающие детали.
На этом фото хорошо виден белый фон

А на этом уже почти нет) Царская ложа великолепна!

И здесь тоже хитрость. Атлант не мраморный, как может показаться, а - из папье-маше.

Сейчас мне хочется перевести восхищенно-эмоциональный разговор в практическое русло, и обсудить столь важные для театралов - удобные и неудобные места в зрительном зале. Слава Богу, в своё время я много раз была в Большом, не меньше десяти, точно. Смотрела и оперу, и балет, сидела в партере, на всех балконах и ярусах, на галерке, а однажды так вообще у меня было место «за колонной».
Так вот посмотрим, что представляет собой партер.
Стулья! Пол наклонный, поэтому ряды один чуть выше другого.

Цвет бархатной обивки - малиново-алый. Очень красиво

Под каждым стулом вмонтировано что-то вроде вентиляционной крышки. Раньше, по-моему, такого не было, появилось после ремонта. Очень удобно

Но всё же надо признать, что в партере не самый лучший обзор сцены.
Посмотрите на эти прекрасные алые мягкие кресла. Амфитеатр! Располагается следующим за партером, под царской ложей. Обзор превосходный!

Посмотрите, как отсюда видно! Вся сцена как на ладони!

А вот теперь посмотрим на ложи.
Первый ярус - ложи бенуара.

Вот так видно из лож бенуара. Очень хорошо.
Но, в ложах так - первый ряд самый лучший. Второй - и уже перед вами головы. В Большом сейчас вместо стульев третьего ряда стали ставить высокие стульчики, похожие на барные. Они гораздо дешевле, а видно отлично.
*Аня atlanta_s меня поправила (а она балерина Большого театра!) - высокие стульчики в ложах 10-14, действительно, дают хороший обзор, а вот в ложах 1-3 видно менее 50% сцены! Знание столь существеных ньюансов поможет вам выбрать, действительно, хорошие билеты.

Присмотритесь - видите стулья на высоких ножках? Если будут предлагать билеты на них - брать не раздумывая!

Ложи бельэтажа находятся на уровне Царской ложи.
Поэтому обзор отсюда, безусловно, самый лучший.
Видите у самой сцены справа нижнюю ложу? Она предназначена для артистов, которые празднуют свои юбилеи в театре, отсюда приветствуя публику, принимая букеты и купаясь в аплодисментах.
Над ней - Гостевая ложа для очень важных персон.

Подождите, подождите восхищаться люстрой! Восхищаться и рассматривать её в деталях будем чуть ниже. А сейчас - устремите свой пристальный взор на галерку. Видите золоченые металлические ограждения? Это нововведение в Большом - стоячие места . Стоят такие совсем недорого - 200-300р. Продаются по студенческому билету. Подобный опыт уже давно практикуется в европейских театрах, теперь, наконец-то, он дошел и до нас.
Но! Всё же… Я сноб, дорогие товарищи. И я не понимаю за ради чего нужно два или три часа стоять на ногах и видеть кусок сцены… Если только просто зайти полюбоваться театром, немного посмотреть и …уйти.
Вид с балкона 4-го яруса

Ну а теперь вдо-о-х.
И восхищённый выдох!

Вес стального каркаса с латунными элементами — около 1860 кг. Вместе с хрустальными элементами - около 2,3 тонн. Диаметр - 6,5 метра, высота - 8,5 метра.
Кстати, верхняя часть занавеса называется «портальный арлекин» , и она украшена российской геральдической символикой.

Если поднимете голову, то на театральном плафоне увидите Аполлона, играющего на золотой «кифаре», и 9 муз: Каллиопу с флейтой (муза поэзии), Эвтерпу с книгой и флейтой (муза лирики), Эрато с лирой (муза любовных песен), Мельпомену с мечом (муза трагедии), Талию с маской (муза комедии), Терпсихору с бубном (муза танцев), Клио с папирусом (муза истории), Уранию с глобусом (муза астрономии). А вместо девятой музы священных гимнов Полигимнии художники изобразили «самозваную» музу живописи с палитрой и кистью.

Теперь на лифте поднимаемся ещё выше!

А потом ещё по ступенькам одолеваем несколько пролётов.
Подумаешь запыхались и болят коленки, зато мы сейчас в Большом репетиционном зале (на фото разреза Большого театра найдите №4)!
И нам дико повезло, репетиция только что закончилась, и мы можем немножко поснимать.

Прямоугольники на сцене показывают расположение декораций.
Сцена имеет визуально видимый укат в три градуса - так принято в русской балетной традиции.

Но не будем мешать.
Полюбовались и хватит.
Снова спускаемся вниз и идём в Белое фойе , которое находится над входом в театр.
Здесь восстановлен интерьер 1856 года - роспись в технике «гризайль» (выполняется в разных оттенках одного цвета, что создает впечатление выпуклых лепных изображений), большие зеркала увеличивающие зрительный объем помещения, три хрустальных люстры.



Последние материалы сайта