Жизнь и смерть айседоры дункан. Айседора дункан - биография, информация, личная жизнь. Успешная в карьере и несчастная в личной жизни

05.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Биография Айседоры Дункан . Карьера и танец . Муж Сергей Есенин . Личная жизнь, судьба, дети. Причины смерти . Злой рок авто. Цитаты, фото, фильм.

Годы жизни

родилась 27 мая 1877, умерла 14 сентября 1927

Эпитафия

Сердце погасло, будто зарница,
Боль не притушит года,
Образ твой вечно будет храниться
В памяти нашей всегда.

Биография Айседоры Дункан

Биография Айседоры Дункан - яркая история талантливой и сильной женщины . Она никогда не опускала рук, никогда не сдавалась и несмотря ни на что верила в любовь. Даже ее последними словами, прежде чем она села в тот злосчастный автомобиль, намотавший на колесо ее шарф, были: «Я иду к любви!»

Айседора родилась в Америке и, как любила шутить, начала танцевать еще в утробе матери. В тринадцать лет она бросила школу и всерьез занялась танцами, чувствуя в этом свое предназначение. В восемнадцать она уже выступала в клубах Чикаго. Зрители встречали Айседору с восторгом, таким диковинным, экзотичным казался ее танец . Они, впрочем, не догадывались, что вскоре эта девушка прославится на весь мир, а танец Айседоры Дункан будет завораживать миллионы поклонников ее таланта.

Танец Айседоры Дункан

Ее считали гениальной танцовщицей . Критики видели в Дункан предвестницу будущего, родоначальницу новых стилей, говорили, что она перевернула все существующие в то время представления о танце. Танец Айседоры Дункан дарил радость, необычайное эстетическое удовольствие, он был полон свободы - той, которая всегда была в Айседоре и от которой она не желала отказываться.

Взяв за основу древнегреческие традиции, она создала новую систему свободного танца . Вместо балетного костюма Дункан надевала хитон и предпочитала танцевать босиком, а не в сковывающих движения пуантах или туфлях. Ей не было еще тридцати, когда она создала собственную школу в Афинах, а спустя несколько лет - и в России , где у нее было множество почитателей.

Айседора и Сергей Есенин

Именно в России Дункан встретила его - своего единственного официального супруга, поэта Сергея Есенина . Их отношения были яркими, страстными, порой скандальными, но тем не менее оба благотворно влияли на творчество друг друга. Брак продлился недолго - спустя два года Есенин вернулся в Москву, а спустя еще два года - покончил с собой.

Но неудавшийся брак или несчастливые романы не были единственными трагедиями в жизни Дункан. Еще до встречи Есенина и Дункан танцовщица потеряла двоих детей - водитель машины, в которой находились дети и их няня, вышел из нее, чтобы запустить двигатель, и автомобиль скатился по набережной в Сену . Спустя год у Дункан родился сын, но скончался уже через несколько часов. После гибели детей Дункан удочерила двух девочек, Ирму и Анну, которые также, как и их приемная мать, занимались танцами.

Причина смерти

Смерть Айседоры Дункан была мгновенной и трагической. Причиной смерти Дункан стало удушение собственным шарфом, намотавшимся на колесо автомобиля . Похороны Айседоры Дункан прошли в Париже, могила Айседоры Дункан (она была кремирована) находится в колумбарии кладбища Пер-Лашез .

Линия жизни

27 мая 1877 г. Дата рождения Айседоры Дункан (правильно - Изадора Данкан, урожденная Дора Энджела Дункан).
1903 г. Паломничество в Грецию, инициирование Дункан строительства храма для проведения танцевальных занятий.
1904 г. Знакомство и вступление в связь с режиссером Эдвардом Гордоном Крэгом.
1906 г. Рождение дочери Дердри от Эдварда Крэга.
1910 г. Рождение сына Патрика от бизнесмена Париса Зингера, с которым у Дункан была связь.
1914-1915 гг. Концерты в Москве и Санкт-Петербурге, знакомство со Станиславским.
1921 г. Знакомство с Сергеем Есениным.
1922 г. Брак с Сергеем Есениным.
1924 г. Развод с Сергеем Есениным.
14 сентября 1927 г. Дата смерти Айседоры Дункан.

Памятные места

1. Сан-Франциско, где родилась Айседора Дункан.
2. Центр изучения танца имени Айседоры и Раймонда Дункан в Афинах, основанный Дункан и ее братом.
3. Дом Дункан в Париже.
4. Отель «Англетер» в Санкт-Петербурге, где Дункан жила в начале 1922 года.
5. Дом Айседоры Дункан в Москве, где они жили вместе с Есениным и где размещалась хореографическая школа-студия танцовщицы.
6. Зал славы Национального музея танца в Нью-Йорке, куда введено имя Айседоры Дункан.
7. Кладбище Пер-Лашез, где похоронена Айседора Дункан.

Эпизоды жизни

Во время гастролей по России в 1913 году у Дункан было странное предчувствие, она словно не могла найти себе места, а во время выступлений ей слышался похоронный марш. Однажды во время прогулки она увидела два детских гроба между сугробов, что ее очень напугало. Она вернулась в Париж, а вскоре погибли ее дети. Дункан не могла прийти в себя несколько месяцев.

Есенин решился на разрыв с Дункан не только потому, что охладел к влюбленной в него женщине, но и потому что устал, что в Европе его воспринимают исключительно как мужа великой танцовщицы . Он стал выпивать, оскорблять Дункан. Самолюбие русского поэта сильно страдало, и он вернулся в Россию, а вскоре прислал Айседоре телеграмму, в которой написал, что любит другую и очень счастлив, чем нанес ей глубокую душевную рану. Но большей трагедией для нее стала смерть Есенина . Она даже пыталась покончить с собой. «Бедный Сереженька, я столько плакала о нем, что в глазах больше нет слез», - говорила Дункан.

Несмотря на то, что Айседора Дункан много гастролировала и преподавала, она не была богата . На заработанные ей деньги она открывала школы танца , а сама порой просто бедствовала. Она смогла бы хорошо заработать на своих мемуарах после смерти Есенина, но она отказалась от денег, пожелав, чтобы ее гонорар передали матери и сестрам Есенина .

Незадолго до гибели Дункан к ней в номер зашла девушка и сказала, что Бог приказал ей задушить танцовщицу. Девушку вывели, она оказалась душевнобольной, но через время Дункан действительно погибла, задушенная шарфом.

Слева Айседора с родными детьми, справа — с Сергеем Есениным и приемной дочерью Ирмой

Заветы и цитаты

«Если моё искусство символично, то символ этот - только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства».

«В моей жизни существовало только две движущие силы: Любовь и Искусство, и часто Любовь уничтожала Искусство, а порой властный призыв Искусства приводил к трагическому концу Любви, ибо между ними была постоянная битва».


Телевизионный сюжет о жизни Айседоры Дункан

Соболезнования

«Образ Айседоры Дункан навсегда останется в моей памяти как бы раздвоенным. Один - образ танцовщицы, ослепительного видения, которое не может не поразить воображения, другой - образ обаятельной женщины, умной, внимательной, чуткой, от которой веет уютом домашнего очага. Чуткость Айседоры была изумительной. Она могла улавливать безошибочно все оттенки настроения собеседника, и не только мимолетные, но и все или почти все, что таилось в душе…»
Рюрик Ивнев, русский поэт, прозаик

90 лет назад на Английской набережной погибла Айседора Дункан

Имя этой танцовщицы известно практически каждому русскоязычному человеку, кто хоть немного знаком с творчеством Сергея Есенина. И, конечно, все знают историю трагической гибели Айседоры в автомобиле. Сегодня, 14 сентября, исполняется 90 лет с того дня, как она села в злополучный кабриолет и выехала на Променад.

Успешная в карьере и несчастная в личной жизни

Айседора родилась в Сан-Франциско в 1878 году. В 13 лет забросила школу и занялась исключительно музыкой и танцами. Через пять лет девушка удивила чикагских зрителей. Она двигалась босиком и в греческом хитоне, что вызывало шок у консервативной публики. Но впоследствии ее танец совершил революцию в мире хореографии, а сама Айседора стала выдающейся артисткой той эпохи.

В начале XX века Дункан переехала в Европу, где выступала весьма успешно. В 1904 году она родила дочку от своего любовника, театрального режиссёра-модерниста Эдварда Гордона Крэга. Жизнь с ним у танцовщицы не сложилась. И в скором времени она познакомилась с Парисом Юджином Зингером. Пара жила в Болье-сюр-мер, на мысе Сен-Жан-Кап-Ферра и в Париже. В 1910 году Айседора подарила Зингеру сына. Но, к сожалению, этот союз тоже распался.

Через три года после рождения сына в Париже случилась трагедия. У автомобиля, в котором находились двое детей Айседоры и няня, отказали тормоза. Машина упала в Сену, а пассажиры не смогли выбраться. Выжил только шофер. После обрушившегося на нее горя Айседора полностью отдалась работе. Гастролировала по всему миру и занималась преподаванием.

«Он красный! И я тоже!»

В 1921 году Дункан была приглашена в Советский Союз для создания собственной школы танца. Очарованная Октябрьской революцией, Айседора без раздумий, отправилась в Россию, где и повстречала Сергея Есенина. Их роман вспыхнул с первой встречи, несмотря на 18-летнюю разницу в возрасте. Уже через полгода они жили вместе, а в 1922 году поженились. Чуть позже танцовщица уехала на гастроли в США, вместе с ней отправился Есенин. В Америке Дункан постоянно носила красный шарф, скандируя: «Он красный! И я тоже!».

Эта поездка стала началом конца красивого романа. Ссоры, пьянство, рукоприкладство наполнили их отношения, оставив в прошлом безумную страсть и любовь. Дункан прощала Сергею все выходки, но его чувства безвозвратно охладевали. Уже не стесняясь, он говорил при всех: «Вот пристала! Липнет, как патока!»

В 1923 году супруги вернулись в Москву, а еще через месяц Дункан покинула Советский Союз навсегда и в одиночестве. Она приехала в Ниццу, куда тут же прилетела телеграмма: «Люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин».

В сердце Лазурного берега она начала строить жизнь заново. На авеню Калифорнии Дункан открыла школу танцев, где успешно преподавала. Как пишут местные газеты, попасть к ней в класс было достаточно сложно, от желающих не было отбоя. Сама Дункан поселилась на вилле недалеко от школы. Как и всякая женщина, Айседора любила красивые вещи. Так, танцовщица была неравнодушна к дорогим нарядам, украшениям и автомобилям. В Ницце она стала клиенткой Benoît Falchetto, который не только обслуживал ее транспорт, но и продавал интересные машины.

Смерть на «Проме»

14 сентября 1927 года в Ницце был теплым солнечным днем. Айседора вышла во двор, чтобы осмотреть Amilcar, небольшой кабриолет, который механик Benoît Falchetto пригнал к ее дому. Глаза загорелись, она непременно хотела прокатится на нем. Одетая в легкое платье и повязанная длинным белым шарфом, 50-летняя танцовщица села на пассажирское сиденье. Водитель выехал на Английскую набережную, где Айседора увидела своих друзей. Она помахала им шарфом и прокричала «Я улетаю к славе!». Дальше произошло страшное. Не проехав и двадцати метров, Айседора оказалась задушена этим самым шарфом. Его края попали в спицы колеса. Вызванным на место врачам оставалось лишь констатировать смерть.

Ницца, как и все Лазурное побережье, хранит в своих улицах, домах и площадях немало историй. Часто гуляя по ним, мы не замечаем и не слышим эха далекого прошлого. Но если приглядимся внимательно, то увидим, что на некоторых зданиях, остались таблички в память о людях, которые делали историю нашего города. Например, если вы остановитесь у дома №239 на Английской набережной, то вспомните, что именно здесь Айседора «улетела к славе», а чуть дальше будет улица, названная в честь знаменитой танцовщицы.

Если вам нравятся новости Kotazur и вы хотите быть в курсе событий Лазурного побережья, подпишитесь на нашу страницу в

Великая танцовщица, любившая скорость и быструю езду на автомобиле? Об этом пойдет разговор в статье, раскрывающей некую мистическую роль "железного коня" в её жизни.

Краткая биография

Ирландка по национальности, будущий реформатор хореографии родилась в многодетной семье в Сан-Франциско (США). Это случилось 27.05.1877. Правильное произношение её имени и фамилии - Изадора Дёнкан, но в России устоялось иное их прочтение. История Айседоры Дункан - это образец служения главному увлечению жизни - танцу, принесшему ей мировое признание. Оставив школу в тринадцатилетнем возрасте, она устремилась в Чикаго, где с 18 лет выступала в ночных клубах. Необычный костюм (греческий хитон) и удивительная пластика, разрушающая все каноны классического танца, сделали её знаменитой.

Танцовщицу стали приглашать на светские вечеринки, где она производила настоящий фурор, выступая босиком, что было необычным для того времени. В 1903 г. с сольной программой она успешно гастролировала в Будапеште, а в 1904-м совместно со старшей сестрой уже открыла собственную школу танцев в Германии. Неоднократно знаменитая танцовщица посещала Россию: в 1905-м, 1907-м и 1913 году. В 1921-м нарком просвещения предложил ей открыть хореографическую школу в столице, обещая финансовую помощь.

Танцовщица Айседора Дункан: мужчины в её жизни

Влюбчивая свободолюбивая женщина любила многих мужчин, предпочитая жить в роскоши и славе. Но ни с одним она не была по-настоящему счастлива. В 18 лет чуть было не выскочила замуж за поляка Мироски. Преданный фанат оказался женат, и с этого неудачного романа началась череда невезений в её отношениях с мужчинами. Она была помолвлена с талантливым актёром Оскаром Бережи, который предпочёл семейной жизни карьеру. В 29 родила дочь от режиссёра-модерниста Э. Крэга, но тот решил вернуться к своей прежней возлюбленной. Потом в её жизни появился миллионер П. Зингер, сын выдающегося изобретателя.

Айседора Дункан, причина смерти которой рассматривается в данной статье, стала матерью во второй раз, родив мальчика от любимого человека. Но и эти отношения вскоре были разрушены. Причиной стала ревность и свободолюбивый нрав Айседоры, не желающей отказываться от искусства и флирта с мужчинами.

Гибель детей

С детских лет женщина жила в предчувствии беды. До её рождения отец бросил семью, оставив на мать четверых детей. В 1913-м, в России, у Айседоры начались страшные видения, в ушах постоянно стоял похоронный марш. Она уехала с дочерью и сыном в Париж. Видения прекратились, и в один из дней она, успокоенная, отправила обоих на автомобиле в Версаль в сопровождении гувернантки. В пути заглох мотор, и водитель покинул машину, чтобы разобраться в поломке. Но та тронулась с места, скатившись прямо в Сену. Дочь Дидра и сын Патрик утонули в реке.

Ответ на вопрос о том, как погибла Айседора Дункан, не будет полным, если не осознать масштаб трагедии, произошедшей в её жизни. Внешне сохраняющая самообладание, она едва не потеряла рассудок и не бросилась в реку, гуляя по пляжу. Спасший её молодой итальянец стал отцом её ребёнка, родившегося в 1914-м. Но младенец умер сразу после появления на свет.

Встреча с Есениным

Уставшая сорокатрёхлетняя женщина пыталась забыться в работе, планируя открыть школу танца в Москве и живя в реквизированной квартире балерины Екатерины Гельцер. В октябре 1921-го у художника Якулова Айседора Дункан, причина смерти которой взбудоражит весь мир, встретилась с Есениным, богемным поэтом послереволюционной России. Не зная языка, она слушала музыку его стихов, понимая, что перед ней - гений. В свою очередь восхищённый её танцем молодой повеса встал на колени и услышал, как она произнесла с акцентом: «Золотая голова».

Любовь-страсть поглотила обоих. Вскоре Сергей Есенин уже переехал в квартиру возлюбленной, уговорившей его отправиться на гастроли в США и Европу. Чтобы получить разрешение на выезд, пара в 1922-м зарегистрировала брак. Разница в возрасте составляла 17 лет, но к своим 26 годам столичный поэт уже был пресыщен жизнью и часто проводил время в хмельном угаре.

Официальный брак

Их союз был единственным зарегистрированным браком танцовщицы, ставшим роковым для обоих. На гастролях Айседору принимали с восторгом, особенно на родине - в США. Российскую знаменитость же никто не знал, несмотря на предпринятые ею попытки организовать поэтические чтения. Тоска по Родине, чувство одиночества и уязвлённое самолюбие делали своё дело. Сергей Есенин всё чаще попадал на страницы газет благодаря скандалам и дебошам, во время одного из которых Айседора вынуждена была обратиться в полицию. Мужа направили в психиатрическую клинику.

В 1923-м супруги приехали в Россию. Заграничное свадебное путешествие совсем расстроило отношения. Айседора вернулась в Париж, куда супруг отправил телеграмму, что между ними всё кончено, он любит другую и счастлив. Спустя два года его найдут повешенным в петербургской гостинице «Англетер». А как погибла Айседора Дункан?

Последняя любовь

Находясь на пике популярности, танцовщица удочерила шестерых учениц, но это не помешало до конца дней испытывать страсть к мужчинам. Одним из последних возлюбленных был пианист Виктор Серов, вдвое младше своей пассии. Она исходила от ревности и даже подумывала о самоубийстве, но, по словам подруги Мэри Дести, в свои 50 стала вполне счастлива с Бенуа Фалькетто.

Именно ему она адресовала последнюю записку, оставленную в двери гостиничного номера 14 сентября 1927 года. Её ждал очередной концерт в Ницце, на который она взяла свой знаменитый красный шарф. С ним в России она танцевала под «Интернационал», и одним из восторженных зрителей был В. Ленин. Со словами, что она на пути к своей славе, женщина заняла заднее место пассажирки «Амилькара», а владелец гаража Фалькетто - сиденье водителя. Что же случилось дальше и как погибла Айседора Дункан?

Нелепая смерть

Много раз попадающая в аварии, танцовщица только за период гастролей с Есениным вынуждена была сменить четыре автомобиля. Но она по-прежнему подвергала свою жизнь опасности, требуя от шофёров бешеной скорости. Фалькетто был опытным водителем, поэтому ничто не предвещало беды. Мэри Дести, провожающая подругу, заметила, как бахрома шали стала волочиться по земле в непосредственной близости от заднего колеса. Она хотела крикнуть, но не успела. Закрученный спицами во время движения, шарф вбил голову Айседоры в борт. Натяжением ткани женщине переломило позвоночник и порвало сонную артерию. Её смерть была мгновенной.

Водитель не мог понять, отчего забарахлил мотор, и несколько секунд продолжал давить на педаль газа. В это время его великая спутница была уже мертва. Машину-убийцу продали за фантастическую по тем временам сумму - 200 тысяч франков. Тысячи людей пришли на похороны на кладбище Пер-Лашез проститься со своей любимицей, ушедшей из жизни столь трагично. Для россиян же великая танцовщица - прежде всего жена Есенина. Айседора Дункан после смерти супруга отказалась от всех авторских прав на его произведения в пользу матери и сестёр и снискала уважение своим благородным поступком.

Дора Энджела Дункан родилась в 1877 г. в г.Сан-Франциско, США. Ее отец был банкиром, однако сразу после рождения Доры он разорился, и семья обеднела. Детям Дунканов рано пришлось повзрослеть и начать работать. С десяти лет, бросив школу, Дора учила соседских детей танцам, а в подростковом возрасте жажда путешествий привела ее сначала в Чикаго, а затем в Нью-Йорк. Там она выступала в различных ночных клубах, довольно скоро разочаровавшись в классическом балете.

Европа

Чувствуя себя непризнанной в Америке, юная Дора отправилась в Лондон в 1898 г., где танцевала в гостиных тамошних аристократов. Затем волею судьбы она оказалась в Греции и увлеклась античным искусством. Ее танцевальные номера, исполняемые босиком и в греческом хитоне завораживали зрителей, и в последующие годы она объездила с выступлениями практически всю Европу. Айседора Дункан несколько раз посетила с гастролями Россию, где обрела огромное число поклонников и учеников и покорила сердце самого К. Станиславского.

Гордон Крэг

Первый серьезный роман у Айседоры Дункан случился, когда ей было 27 лет. Ее избранником стал известный театральный режиссер Эдвард Гордон Крэг. Поначалу пара была очень счастлива, и у них родилась дочь. Однако со временем Крэг все чаще стал выражать недовольство танцевальной карьерой Айседоры, предлагая ей оставить сцену и стать обычной домохозяйкой. Возможно, причиной этого было то, что дела у его возлюбленной шли намного лучше, чем у самого Крэга. В то время имя Айседоры Дункан уже было на устах у всей Европы, ее называли не иначе как «гениальная босоножка», и ее искренняя манера выражать свои сиюминутные чувства и желания в танце стали для многих ее последователей новым ориентиром в танцевальном искусстве. Конечно, у свободолюбивой и артистичной Дункан были совершенно другие планы, и союз распался.

Зингер

Забыть обиды, причиненные ей бывшим возлюбленным, Доре помогли новые любовные отношения с человеком, далеким от мира искусства.

Сын знаменитого изобретателя швейных машинок Парис Юджин Зингер и известная артистка встретились в Париже, где затем и жили вместе. Отпрыск одной из богатейших семей Европы окружил свою любимую женщину роскошью, но был чрезвычайно ревнив. У них родился сын, и Зингер предложил Айседоре пожениться. Однако она выбрала карьеру и свободу, и однажды одна из постоянных ссор по поводу откровенных танцев и флирта с другими мужчинами закончилась для пары расставанием.

Тогда Айседора уехала с выступлениями в Россию, и дети остались в Париже. Но эти гастроли не принесли танцовщице радости, ей все время снились кошмары, и не покидало чувство скорой потери. Измучившаяся от переживаний Дункан приехала в Париж, где семья и воссоединилась. В отношениях вновь появилась теплота и взаимная привязанность. Однако вскоре идиллия была нарушена, и сбылись те самые кошмарные видения, которые преследовали актрису в России. Однажды, возвращаясь с прогулки, трагически погибли дети Айседоры. Она впала в апатию и даже планировала покончить жизнь самоубийством.

Есенин, Москва

Вернуться к нормальной жизни Айседоре помогла работа. 1921 г. по предложению и при поддержке руководства РСФСР она открыла в Москве собственную детскую школу танцев. Активная и целеустремленная Дункан была воодушевлена и строила грандиозные планы на будущее.

Вскоре судьба свела ее с Сергеем Есениным, и начались недолгие, но очень непростые отношения 43-летней артистки и 28-летнего поэта. На удивление быстро пара начала вместе жить, а когда Айседора решила поехать с Есениным на гастроли в 1922 г., они поженились. Их выступления в странах Европы и США не увенчались большим успехом. Публика встретила Дункан холодно, а Есенина везде воспринимали как мужа знаменитой жены. Супруги часто ссорились, и по возвращении в Россию Айседора вновь уехала гастролировать, а Есенин остался в Москве. Вскоре он прислал ей телеграмму о том, что полюбил другую и безумно счастлив. Тогда Дункан окончательно покинула Россию и переехала в Париж.

Смерть, Париж

Там она встретила свою последнюю любовь, молодого пианиста Виктора Серова, эмигрировавшего из СССР, который был почти вдвое младше нее. Пережившая множество потерь и разочарований, уже немолодая и уставшая Айседора Дункан чувствовала приближение старости, изводила молодого возлюбленного ревностью и страдала от тоски и депрессии. Танцевать она уже не могла, исчезла былая грация, а школы танцев, которые она открывала, существовали недолго и закрывались ввиду отсутствия средств. Она даже однажды снова было решалась на добровольный уход из жизни, но судьба распорядилась по-своему. 14 сентября 1927 г. великая танцовщица отправилась на прогулку в открытом автомобиле со случайным знакомым. Вокруг шеи она повязала свой любимый алый шарф, который, намотавшись на колесо, и задушил Айседору Дункан. Помочь ей, к сожалению, не удалось, она скончалась мгновенно.

Биография этой знаменитой женщины была полна взлетов и падений, ее манера танцевать дала толчок развитию современного танца, ее личная жизнь связана с именами знаменитых мужчин своего времени, а гибель вызвала множество пресудов и домыслов.

Дункан, Айседора - американская танцовщица. Анджела Изадора Дёнкан, урождённая Dora Angela Duncan (Isadora Duncan) родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877 года. В Большой советской энциклопедия (БСЭ) год рождения 1878 указан ошибочно. Имя и фамилия танцовщицы правильно произносится Изадора Дёнкан, однако в России её всегда называли Айседора Дункан. По национальности Айседора Дункан была ирландка. Дети Айседоры Дункан утонули вместе с няней в 1913 году. Дидре, дочке Гордона Крэга, было 7 лет, а Патрику, сыну Париса Юджина Зингера было всего 4 года. Сама Дункан трагически погибла в Ницце 14 сентября 1927 года. Похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Дункан - новатор и реформатор хореографии, давшая в своих танцах, освобожденных от формалистических классических балетных форм, пластическое воплощение музыкального содержания. Она противопоставила классической школе балета свободный пластический танец. Использовала древнегреческую пластику, танцевала в хитоне и без обуви. Одной из первых использовала для танца симфоническую музыку, в том числе Шопена, Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Айседора мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Своим танцем восстанавливала гармонию души и тела. Она открыла людям танец в чистом виде, «самоценном исключительно в самом себе», построенном по законам чистого искусства. В гармоническом искусстве танца Айседоры Дункан стремление к гармонии и красоте выражено в идеальной форме. Отталкиваясь от музыки, она пришла в движении к гармоническому канону, и именно поэтому стала главной и единственной основоположницей всего танцевального модерна. Дункан добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. Это был новый подход к искусству танца, новый метод творческого выражения, который находился за пределами эстетических рамок традиционной балетной школы. Движение рождалось из музыки, а не предшествовало ей.

В 13 лет Айседора бросила школу, и серьезно занялась музыкой и танцами. Как самостоятельная танцовщица Дункан впервые выступила в Будапеште в 1903 году, после чего, в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Первую свою школу танцев она открыла вместе со старшей сестрой Элизабет в 1904 году в Германии в городе Грюневальде. В Россию она приехала впервые 10 января 1905 года. В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В то время она подружилась со Станиславским. 16 апреля 1915 года состоялось первое представление второй части "Патетической симфонии" Чайковского. В июле 1921 Дункан приехала в Советскую Россию по приглашению А.В.Луначарского и Л.Б.Красина, и организовала в Москве для детей рабочих хореографическую школу (особняк на ул. Пречистенка, 20), куда было принято около 60 девочек в возрасте от 4 до 10 лет. Первое выступление Дункан в Москве состоялось 7 ноября 1921-го года на сцене Большого театра в дни празднования четвертой годовщины Октября. Находясь в России (1921-24), вышла замуж за поэта С.Есенина и вместе с ним выезжала в США (1922-23). В 1922 году у Айседоры возникли крупные неприятности после нескольких интервью, в которых она высказалась об атеизме и о большевистской революции в России. Её последние выступления в Нью-Йорке состоялись 13 и 15 января 1923 года в Карнеги-холл. После развода с Сергеем Есениным, в 1925 году, возвратилась в США, где подвергалась травле как “большевистская шпионка”. Была лишена гражданства США за ведение “красной пропаганды”. В результате была вынуждена переехать во Францию, где и оставалась до последних дней жизни. В 1925 школа, основанная Дункан в России, была лишена государственного финансирования, тем не менее школа и студия просуществовали до 1949 года. После отъезда Дункан студией руководила её приёмная дочь Ирма. Школа была закрыта по идеологическим соображениям, как пропагандирующая «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки». Однако, за Дункан последовали «пластички-босоножки» Л.Н.Алексеева и С.Д.Руднева, которые создали студии пластики и музыкального движения, продолжающие работать и до настоящего времени. В России изданы две книги Айседоры Дункан: «Танец будущего» (М., 1907) и «Моя жизнь» (М., 1930).

Сегодня в разных странах мира, - Америке, Франции, Германии, Швеции, Венгрии, Греции и России, последователи искусства Айседоры Дункан сохраняют и развивают традиции её танца. Сделана запись оригинальной хореографии Дункан в нотах, выпущены книги по технике танца, отсняты на видео оригинальные танцы Дункан в исполнении современных танцоров. В 2001 году в Санкт-Петербурге был создан Культурный Центр Чистых искусств имени Айседоры Дункан (Дункан-Центр), в рамках деятельности которого, начиная с 2002 года, проводится ежегодный Международный открытый некоммерческий фестиваль памяти Айседоры Дункан (Фестиваль Дункан).

Между 1906-1912

To seek in nature the fairest forms and to find the movement which expresses the soul in these forms—this is the art of the dancer. ... My inspiration has been drawn from trees, from waves, from clouds, from the sympathies that exist between passion and the storm."

«Искать в природе самые красивые формы и найти такое движение, которое выразит душу в этих формах — это - искусство танцора.... Мое вдохновение вызвано деревьями, волнами, облаками, той общностью, которая существует в страсти и шторме.»

А. Дункан танцует в театре Диониса, Афины, 1903 г.

ROBERT EDMOND JONES: "Come away! her dancing says. Come out into the splendid perilous world! Come up on the mountain-top where the great wind blows! Learn to be young always! Learn to be incessantly renewed! Learn to live in the intemperate careless land of song and rhythm and rapture! Say farewell to the world you know and join the passionate spirits of the world’s history! Storm through into your dreams! Give yourself up to the frenzy that is in the heart of life, and never look back, and never regret!"

«Встаньте!» -говорит ее танец. Выйдите наружу в этот ослепительный и опасный мир! Поднимитесь на горную вершину, где дует сильный ветер! Учитесь быть молодыми всегда! Учитесь постоянно возрождаться! Учитесь жить на суровой беззаботной земле песен, и ритма, и восторга! Скажите «прощай» миру, который вы знаете, и присоединяетесь к страстной душе мировой истории! Пусть стихия войдет в Ваши мечты! Посвятите себя неистовству, которое находится в сердце жизни, и никогда не оглядывайтесь назад, и никогда не сожалейте!"

Далеко в глубь столетий погружается душа, когда танцует Айседора Дункан; назад к утру мира, когда величие души находило свободное выражение в красоте тела, когда ритм движения соответствовал ритму звука, когда движения человеческого тела были едины с ветром и морем, когда жест женской руки напоминал распускающиеся лепестки розы, её нога, ступающая на дерн, была подобна листу, падающему на землю. Когда весь пыл религиозной веры, любви, патриотизма, жертвы или страсти находил свое выражение под звуки кифары, арфы или бубна, когда мужчины и женщины танцевали перед своими очагами и своими богами в религиозном экстазе, или же в лесах, или у моря, потому что их переполняла радость жизни; каждый сильный или положительный импульс передавался от души к телу в абсолютной гармонии с ритмом вселенной.
Мери Фентон Робертс

Айседора и ее ученицы, 1908 г. (фотограф Paul Berger )

В Венеции, 1903 г.

Фотографии Arnold Genthe, сделанные в Нью-Йорке в 1915-18 гг. во время визита А. Дункан в Америку:

Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Весну» Боттичелли и стихи Горация.
Максимилиан Волошин

CARL SANDBURG ("Isadora Duncan"): "The wind? I am the wind. The sea and the moon? I am the sea and the moon. Tears, pain, love, bird-flights? I am all of them. I dance what I am. Sin, prayer, flight, the light that never was on land or sea? I dance what I am."

"Ветер? Я - ветер. Море и луна? Я - море и луна. Слезы, боль, любовь, полеты птиц? Я - это они все. Я танцую себя, какая я есть. Грех, молитва, полет, свет, такой, которого никогда не было на земле или море… Я танцую себя, какая я есть."

SHAEMAS O’SHEEL: "What glorious things she makes the soul remember! Once we were young, and the leaping blades of our desire striking the granite facts of life lit lively fires of wonder. We were simple, so that when the moving beauty of nature and the joy of each other’s company stirred us to ecstasies, we sought free and natural expression; we danced—we danced as the movements of waves and branches, and as the exquisite beauties of our own bodies suggested. Such memories she evokes by her subtle gestures and movements. … The morning of time dawns on our spirits again, and once more we have a sense that hears the gods."

"Какие великолепные вещи она заставляет душу вспомнить! Когда мы были молодыми, нетерпеливые клинки нашего желания вонзались в гранитные факты жизни и зажигали живые огни удивления. Мы были проще, и когда движущаяся красота природы и радость общения друг с другом вызывали в нас экстаз, мы искали свободное и естественное выражение чувств; мы танцевали — танцевали, повторяя движения волн и веток, так, как изящная красота наших собственных тел это предполагала. Такие воспоминания она вызывает своими изящными жестами и движениями. … Утро времени наступает в наших душах опять, и еще раз у нас появляется интуитивная способность слышать богов."

Сергей Есенин, Айседора Дункан и ее приемная дочь Ирма. 1922 г.

Ок. 1923 г.

1923 г.

С. Есенин и А.Дункан



Последние материалы сайта