Зависимость от компьютерных игр - это настоящая проблема современного человечества. Виртуальные игры затягивают, приковывают внимание, отбирают ценное время, которое просто проходит впустую. Есть ли лечение зависимости от компьютерных игр и как сделать так, чтобы оно помогло? Ответ на этот вопрос лежит через понимание психологии тех, кто в нее вовлечен больше, чем в реальность.
Кто вы, уважаемый читатель? Озабоченный и опечаленный родитель, который ищет информацию о зависимости детей от компьютерных игр? Любящая жена или заботливый муж, который обнаружил признаки зависимости от компьютерных игр у своей второй половинки? А может быть, вы сами ощущаете и понимаете, что что-то в вашей жизни не так, что слишком уж много времени и значения вы уделяете компьютерным играм?
Так или иначе, очевидно одно: зависимость от компьютерных игр существует, это не выдумка и не надуманная шумиха вокруг несуществующей проблемы. Для самих играющих, игра самая что ни на есть реальность, которая ведет к настоящим проблемам. Игра создает мир, в котором можно найти отдушину, одновременно она мешает жизни и словно делает из человека изгоя - именно таким игрок рискует стать после многих лет зависимости от компьютерных игр. И симптомы, которые можно наблюдать у игрока, более чем пугающие даже для него самого.
Что делать? Как избежать зависимости от компьютерных игр? Где искать спасения? Есть ли лечение?
Прежде чем отвечать на эти вопросы, давайте договоримся об одной условности. Мы не будем осуждать человека, который страдает зависимостью от компьютерных игр, а постараемся понять, почему игрока так влечет туда, в виртуальный мир. И именно через это понимание у нас получится найти ответы на обозначенные выше вопросы.
Я еду в троллейбусе. Возле меня парнишка, лет 15, завис в планшете, умелыми пальцами пытается пройти сложнейший уровень своей игры. Мальчик сосредоточен на процессе, его упорное рвение к победе удивляет, его напряжение, с которым он подходит к игре, завораживает - такое ощущение что сейчас, в данный момент вся жизнь его зависит от победы. И нет ничего вокруг. И никого.
Я заглядываю в его экран через плечо и вижу - проиграл парнишка. В который раз, очевидно. Хотя наружу он не выражает никаких эмоций, на лице ни один мускул не дрогнул, я буквально ощущаю его злое разочарование. Но он времени даром не теряет - по новому запускает тот же уровень. И снова - в бой!
Парень словно бы проваливается в игру. Вот это жизнь! Красивейшая графика, прекрасно прорисованные до мельчайших подробностей персонажи, огромная скорость отклика на малейшее движения одним пальцем - кажется что игрок - сам Бог в этой игре.
Но вот в игру лезет мама парнишки. Она вдруг резко дергает его за плечо, кричит в ухо - наша остановка, пора выходить. Именно в этот самый момент, на экране происходит решающий эпизод. Наверное, тот, который мальчик проходил уже множество раз. И каждый раз - проигрывал. Тот, за победу в котором он, наверняка, сейчас, в данный момент, готов отдать полжизни и полцарства, если бы оно у него было.
Парнишка продолжает играть, но мама тянет его, а троллейбус неумолимо начинает тормозить. Игрок не в силах отвести взгляд от экрана, он старается одновременно, и играть, и встать, и пройти к выходу. И, конечно же, случился конфуз. Парень задел какую-то тачку бабки, по салону посыпались яблоки и выкатились в уже открытые двери. Бабка охает, пассажиры недоумевают, парень и мать выкатываются из троллейбуса. И сквозь уже закрывающиеся двери я слышу, мамины крики и причитания о том, что все внимание мальчика, вся его жизнь в этой чертовой игрушке и в компьютере, что он плохо учится и не общается со сверстниками, что он настоящий отшельник. Ее голос срывается на визг, она буквально тащит ребенка, который выше ее самой на голову, за шиворот и что-то орет. Что, мне уже не слышно.
Удивительно, но мальчик так и не отрывает глаз от экрана. Он продолжает играть и, кажется, не слышит мать. А она, хотя и угрожает забрать игрушку у сына, не делает этого, потому что знает, какая неадекватная реакция может быть в ответ на это действие, в том числе и агрессивная.
Мне жаль маму, она ведь действительно хочет всего то, чтобы сын был счастлив. Но еще больше мне жаль мальчика, потому что он тоже просто хочет, чтобы его оставили в покое.
В компьютерные игры играли, наверное, все. Через системно-векторное мышление легко понять, что те, кто сутками проводит время за компьютерными играми – это чаще всего люди, обладающие звуковым вектором . Именно у звуковиков есть целый набор характеристик, который и делает их потенциально зависимыми игроками.
Для всех людей на свете, которые родились без звукового вектора, обычный мир - это вся жизнь. Такой человек с раннего возраста научается общаться с другими себе подобными, отличать растения и животных, извлекать пользу-выгоду, создавать что-то качественное, строить города, жить в государстве. Для звуковика мир вокруг иллюзорен. Чем меньше звуковик сумел развиться, социализироваться, приобрести социальные навыки, тем более иллюзорен для него окружающий мир.
Спасением зачастую становятся компьютерные игры, они подменяют для звукового человека реальный мир, вовлекая его в виртуальность, как в настоящую жизнь. Жизнь, в которой все по-другому, в которой можно по-настоящему (как кажется звуковику) жить. Там весь мир строится вокруг него, он решает, что в этом мире происходит. В нем он Бог и царь, почти Творец. Да и не мешают всякие телесные недостатки, например, запахи.
Казалось бы, ну, что тут такого. Ну, играет человек себе в игру, ну и пусть играет. Он же никому не мешает своим действием. Особенно, когда речь идет о детях. Кто-то играет в реальные игры, а этот - в виртуальные - в чем разница-то? На самом деле разница есть и она огромная.
Человек со звуковым вектором всю жизнь живет с особенным делением мира: на внутреннее и внешнее. Для него как бы существует две отдельные среды: одна - его душа, то, что он переживает внутри себя, и другая - мир вокруг него. Уже будучи маленьким, он различает эти два мира друг от друга, и тянется за пониманием, где лежит грань между ними. В 6 лет он задает вопросы "почему я родился?", "что будет, когда я умру?", "есть ли Бог и какой он? " И тот мир, который внутри для него очень важен и ценен, а тот, что снаружи - он снаружи, не изучен и часто враждебен. Когда маленького звукового ребенка правильно воспитывают, прививая ему мораль общества, развивая внутренние нравственные установки, у него формируются барьеры и принципы, именно они позволяют ему жить в обществе адекватным человеком. Но пока он маленький, пока этих границ еще нет, попадая в виртуальные игры, где стирается грань между явью и вымышленным миром, он все больше закрепляется в мысли, что внешний мир - это всего лишь иллюзия. Чем больше он зависает в играх, тем большим социальным неадаптантом становится. Все больше живя в своей иллюзии, он рискует никогда не получить никакие ни моральные, ни нравственные ограничения, а значит - позволить себе все, что ему в какой-то момент захочется.
Если по 20 часов в сутки без перерывов палить из пистолета по персонажам, прорисованным до морщин, то постепенно происходит сдвиг, когда ненавистный реальный мир сливается с виртуальным. Возникает ощущение, что и обычные люди на улицах - это почти такие же персонажи и можно выразить свою ненависть к ним, просто нажав курок. Звуковик, потерявший связь с реальностью, может такое сделать. И ленты новостей время от времени взрываются такими жуткими сообщениями массовых расстрелов .
Окунаясь в виртуальную реальность, человек с ненаполненным звуковым вектором попадает в западню. Он перестает стремиться к выполнению своей роли, то есть фактически начинает деградировать, как личность, социально полезный член общества. В то время как его такая жизнь устраивает, ведь приносит меньше дискомфорта. А в это время, по-настоящему происходит вот что: он перестает учиться, плохо работает и становится обузой, как для родных, так и для учителей или работодателей. От него все хотят избавиться, его избегают, и так постепенно он вытесняется из нормальной жизни. А это еще больше вталкивает его в игру, из которой уже никогда не хочется выходить.
Взрослый развитый человек со звуковым вектором, с головой "ушедший" в игру, еще имеет шанс выйти из нее. Ведь бежит он туда от депрессий, от своих звуковых вопросов, и, наполнившись, может еще вернутся к полноценной жизни. А вот если ребенок изначально до пубертата не развивается, не получает морально-нравственную прививку от родителей и общества, живет в играх, рискует навсегда перестать отличать реальность и виртуальность.
Если Вы родитель ребенка или близкий человек того, у которого наблюдается зависимость от компьютерных игр: | Если Вы сами ощущаете в себе зависимость от компьютерных игр, и это настораживает Вас: | |
Усвойте одно, чем больше Вы давите на игромана, чем больше пытаетесь переделать его, тем больше усиливаете дискомфорт в этом мире для него, тем самым еще больше толкаете его в игру. Насильно забрав компьютер, запретив игры, Вы можете своими руками привести к катастрофе. Это не значит, что не нужно действовать. Необходимо, и не откладывая ни на день. Но не запретами и нравоучениями, а выманивая игромана из его виртуального пространства тем, что будет ему более интересно в этом мире. | Имейте ввиду, что Вы не зря беспокоитесь. Да, зависимость от компьютерных игр - это действительно проблема. И да, она будет прогрессировать. Само собой все не пройдет и не рассосется, неважно какого Вы возраста и пола. Но и отказаться от этого просто так, на силе воли или самозапрете тоже не получится. Просто потому, что наш организм так не устроен: Вы будете продолжать делать то, что приносит Вам удовольствие. А компьютерная игра это удовольствие Вам приносит, хотя оно и небольшое (а кажется большим просто потому, что не с чем сравнивать). Избавиться от этого можно только заменив удовольствие от игры, чем-то большим по массе и значению. |
Вылечить от зависимости от компьютерных игр человека/ребенка нельзя просто отобрав игрушку или запретив ему играть. Это как лишить голодного еды, как забрать у жаждущего воду. Конечно, мы понимаем, что компьютерная игра - это плохой наполнитель для звукового вектора, как пресная овсянка для голодного, но она - все, что у него есть. Ничего кроме агрессии и глухого непонимания, в ответ нельзя ожидать. Более того, запрет только усилит желание играть, и этим самым мы еще больше втолкнем его в эту самую зависимость. А если еще и давить на игрока, кричать на него, принуждать к чему-то, напрягать его, то мы как будто бы сами, своими руками, его в виртуальный мир вталкиваем. Ведь там всей этой ругани и тупой суеты нет, ведь там - хорошо!
Нужно не отбирать игру у зависимого от компьютерных игр, а предложить то, что будет на порядок выше, лучше, интересней. Если дать человеку более вкусную еду, он сам откажется от пресной овсянки.
Поэтому есть только один путь лечения от зависимости от компьютерных игр - и он не простой. Звукового человека можно вытащить из игры только дав ему ответы на его внутренние вопросы "зачем?" и "почему?" Кстати, отвлечь зависимого человека от компьютерных игр можно буквально за пару минут, просто, заведя с ним разговор на тему смысла жизни и внимательно выслушав его соображения на этот счет. А у него их обязательно найдется множество и многие из них - плохие и депрессивные, что не удивительно для подавленного звуковика. Но привлекая его внимание вопросами, зацепляя его «наживкой», давая понять, что этот ответ существует, постепенно его можно вытащить из ямы игровой зависимости и привести к другой жизни.
Где же искать эти самые ответы на вопросы "зачем?" и "почему?" Они лежат в понимании человеческой природы, особенностях всех людей, их жизни, а главное - того самого звукового вектора , от которого и идут все эти душевные терзания. Об этом на тренингах по системно-векторной психологии рассказывает Юрий Бурлан. Читает свои лекции он в режиме онлайн, так, что каждый желающий может их посетить, в независимости от места проживания. Каждый месяц проводятся бесплатные лекции, о ближайших датах узнайте или щелкнув по баннеру:
Если вас интересует не только зависимость от компьютерных игр, но и другие злободневные вопросы, обязательно подписывайтесь в форме внизу на нашу рассылку. В каждом выпуске вы найдете для себя множество полезной, интересной информации.
Встречается зависимость от виртуального общения или характерные для взрослых виды зависимости: покупки в интернете, аукционы, онлайн-казино, изучение информационных страниц, просмотр фильмов. Все это не меньше, чем игры уводит людей из реальности в виртуальный мир. Развивается компьютерная зависимость в 58 % случаев за год, в 25 % – в течение полугода, в 17 % – после года активного пользования компьютером.
Компьютерная зависимость – навязчивая потребность в использовании компьютера и интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией личности и психологическими симптомами. Зависимая личность отличается неадекватным восприятием себя и окружающего мира.
Американский психиатр Айвен Голдберг ввел понятие «интернет-зависимость», но больше предпочитал использовать другой термин – «патологическое использование компьютера». Это более широкий термин, он применяется до сих пор. Под это понятие попадают все возможные ситуации использования компьютера, а не только или онлайн-игры.
Выделяют три стадии развития компьютерной зависимости:
Вне зависимости от выраженных признаков зависимости или особенностей поведения личности, принято ориентироваться на потери в реальной жизни, а не на время, проведенное за компьютером. А потери обычно возникают в сфере семейных отношений, повседневных обязанностей, сна и отдыха, занятий спортом, общения и прогулок с друзьями, чтения печатных изданий, хобби, половой жизни.
Игровая или компьютерная зависимость у взрослых грозит , в том числе разводами. Часто возникают финансовые проблемы типа неразумного расходования средств на компьютер и интернет (апгрейд компьютера и плата за услуги интернета), на почве взятия кредитов и залезания в долги (особенно актуально для игр в казино).
Потеря доступа в интернет или неудача в игре способна вызвать у личности состояние , влекущее за собой нервные срывы и эмоциональные расстройства. Известны случаи смерти из-за хронического недосыпания.
В ходе реального общения и социального взаимодействия человек усваивает и , получает опыт и знания. При компьютерной зависимости и сопутствующей ей социальной изоляции личность утрачивает способность взаимодействовать с людьми. Человек может общаться и самоутверждаться в кругу себе подобных аддиктов, но в других отношениях он становится несостоятелен. Для него пропадают такие категории, как рефлексия, самоидентификация, утрачивается умение ставить себя на место других людей и представлять, как самого индивида видят окружающие.
У тех людей, чья профессия связана с работой за компьютером (программирование, написание статей, создание видео и фото и т. д.), зависимость граничит с трудоголизмом, то есть одна зависимость переходит в другую и наоборот. Не обязательно только играть за компьютером, чтобы оказаться оторванным от реальности. Относительно последствий для здоровья все виды компьютерной зависимости одинаково вредны.
Большая часть игр построена так, что человек смотрит на виртуальное пространство глазами героя, то есть происходит максимальная идентификация с персонажем. Именно это вхождение в роль и обуславливает потерю связи с реальностью и со своим истинным «Я». Постепенно развивается конфликт между Я-виртуальным и Я-реальным.
К признакам патологического использования компьютера у взрослых относится:
Кроме того, об интернет-зависимости намекнут:
Среди физиологических симптомов отмечается сухость и покраснение глаз, ухудшение зрения, спазмы и боли в мышцах, проблемы с суставами, головные боли, боли в спине.
Диагностическими критериями выступают два признака: использование компьютера вызывает дистресс; причиняет ущерб физическому, психологическому, семейному, экономическому, социальному и межличностному .
О том, что речь идет именно о проблеме зависимости, свидетельствует также синдром отмены, который наблюдается от пары дней до месяца после того, как индивид прекратил «общение» с компьютером. К проявлениям синдрома отмены относится:
Симптомы пропадают, как только человек возвращается к прежней компьютерной деятельности.
До сих пор не установлено точно, что первично: личностные особенности или компьютерная зависимость, то есть открыт вопрос о том, компьютер вызывает следующие личностные изменения или эти особенности являются предпосылками развития компьютерной зависимости:
Следует отметить, что данные черты рассматриваются не только в контексте игровой или сетевой зависимости, но и в условиях зависимости от компьютера ради самореализации, саморазвития. Если предположить, что эти черты первичны, то не удивительно, что возникает компьютерная зависимость – в реальной жизни личности сложно полноценно социализироваться с таким весьма противоречивым набором. Тогда человек находит работу в сети, друзей в сети, курсы образования в сети и т. д.
Часто развитию зависимости предшествует открытая индивидом возможность и способность регулярно пополнять знания и осваивать новые , что служит источником самоуважения. Вместе с этим происходит неожиданное осознание личностью собственного интеллектуального потенциала, новых интересов и скрытых способностей или забытых талантов.
Можно выделить несколько предпосылок патологического использования компьютера:
Какой бы деятельностью не занимался человек за компьютером, если мы говорим о зависимости, то цель подобной активности одна – уход от реальности, создание иллюзии безопасности и защищенности, восстановления равновесия и внутренней гармонии. Чем больше человек погрязает в компьютерном мире, тем слабее становятся его возможности к волевой регуляции.
Таким образом, избавление от компьютерной зависимости предполагает комплексную работу, начинающуюся с определения конкретных причин ухода от реальности. Проблемы эти индивидуальны, но всех зависимых объединяет слабая способность к адаптации, нарушенная , стремление избегать решений и уходить от проблем, низкая .
Чтобы справиться с проблемой, нужно удалять корни компьютерной зависимости:
Самостоятельно справиться с проблемой зависимости невозможно – сам больной обладает измененным сознанием, окружающие редко имеют соответствующие компетенции. Для определения истинных причин стремления уйти от реальности и их проработки рекомендую обратиться на личную консультацию к психологу.
Цель профилактики – помочь человеку осознать ответственность за собственное здоровье и жизнь, сделать личность информированной в вопросах принятия решений и их последствий, а также в вопросах риска компьютерного мира. Предотвратить компьютерную зависимость проще, это по силам каждому человеку. Профилактика игровой и компьютерной зависимости предполагает:
Главное правило профилактики игровой и компьютерной зависимости – жить той жизнью, которой хотите вы сами. Безусловно, есть общепринятые социальные нормы, которые нужно соблюдать. Но там, где у вас есть право выбора и голоса (работа, отношения, хобби, самореализация), нужно им пользоваться.
Ну и, конечно, важно . От самих себя люди бегут гораздо чаще, чем от реальности. Собственно, и реальность потому складывается не так, как хотелось бы – нет любви к себе и понимания самого себя.
Несколько десятилетий назад компьютер для людей был прорывом в технике. Встретить его в квартире было большой редкостью. Сегодня он есть наверно у каждого. Его используют для работы, поиска необходимой информации, отдыха.
Не существует ни одного человека на планете, не игравшего или хотя бы не слышавшего о компьютерных играх. Первые симуляторы изобрели еще в 50-х гг. Зачастую такие программы создаются по сюжетам книг и кинофильмов.
Производство компьютерных игр приобрело мировые масштабы. Пару часов в неделю такого времяпрепровождения, конечно, никому не принесет вреда. Однако чрезмерное увлечение провоцирует формирование тяги.
Игра присутствует в жизни каждого: футбол, развлечения в детсаде, шашки и остальные. Но компьютерные симуляторы отличаются от них: заставляют погружаться в вымышленный мир, далекий от реальности.
Игровая зависимость от компьютерных игр - уход от действительности в киберпространство. Психологическое состояние зависимого меняется. Больной путает действительность с придуманным миром. В запущенных случаях воображение становится единственной средой обитания.
Имеется много разновидностей компьютерных игр.
Наиболее опасными для психологического состояния являются сетевые.
Зависимый погружается в жизнь выдуманного героя: влюбляется, заводит друзей, враждует. В киберпространстве эмоции ярче, насыщеннее.
Психология игровой зависимости характеризуется:
Зависимости больше подвержены школьники, студенты. Это обусловлено незрелостью психического развития, внушаемостью в силу юного возраста.
Болезнь наблюдается и у взрослых. Человек уходит из реального мира в киберпространство во время кризисов, трудностей, при наличии тяжелых заболеваний.
При зависимости от симуляторов наблюдаются изменения:
Согласно статистике, игровой зависимости больше подвержены мальчики-подростки. 80% из них проводят в виртуальной реальности более семи часов в сутки. 50% девочек играют максимум пять часов в день.
Компьютерная игромания наносит серьезный вред человеческой психике. Зависимые люди «выпадают» из социума, становятся агрессивными, раздраженным. Их почти невозможно контролировать.
Игровая компьютерная зависимость определяется, как расстройство мозга, мотивации, памяти и взаимосвязанных с ними систем. Эти проблемы вызывают определенные психологические, физиологические, социальные и духовные проявления.
Зависимый утрачивает способность к воздержанию, контролю над поведением. У него наблюдается сильная тяга, ненормальная эмоциональная реакция. Он не осознает и не видит своей проблемы. Для болезни свойственны ремиссии и рецидивы. Если не принять меры, то патология приведет к инвалидности и смерти.
Компьютерная игровая зависимость - разновидность взаимоотношений человека и машины. Это чрезмерное эмоциональное привыкание ни к технике, а к тому, что она дает. Больной жаждет заполнить все время играми, но это невозможно по объективным причинам.
Ребенку мешает школа и родители. Взрослому - семья, работа. Если этих факторов не будет, то зависимый полностью погрузиться в выдуманный мир. Вытянуть его оттуда крайне тяжело.
Конечным этапом развития зависимости будет полное погружение в киберпространство. Звучит устрашающе, но это нужно принять как неизбежное. Однако этого удастся избежать, если начать лечение.
Распространенной причиной формирования патологического влечения становятся особенности личности, черты характера. Обидчивым людям, склонным к хроническим депрессиям, имеющим заниженную самооценку, свойственно уходить от «жестокой» действительности.
В реальности они не могут наладить межличностные отношения, становятся своего рода «изгоями». В киберпространстве их никто «не достает», не мучает вопросами. Там они могут быть тем, кем хотят. Таким образом формируется зависимость, с которой тяжело справиться без профессиональной помощи.
Патология может развиться из-за невосприятия себя таким, как ты есть, от одиночества и непонимания близких людей. Больной постоянно находится в напряженном состоянии, эмоциональном истощении.
Зависимость бывает следствием воспитания в детстве и обусловлена гиперопекой или высокими требованиями родителей.
В первом случае ребенок вырастает несамостоятельным. Он привык, что за него все решали родственники и во взрослой жизни не способен что-то сделать сам. В игре все проще: она проста в действиях и в ней все заранее решено.
Во второй ситуации у ребенка формируется очень низкая самооценка. В компьютере можно постоянно быть лидером, самоутверждаться за счет виртуальной реальности.
Зачастую людям бывает не интересна их реальная жизнь, поэтому они погружаются в киберпространство. Они просто не понимают, что можно найти себе увлечение, хобби. Заняться спортом, начать путешествовать, а не убегать от действительности в игры.
Развитие патологической тяги происходит поэтапно:
Последствия игровой мании:
Чтобы избежать всех перечисленных проблем, патологическое состояние нужно своевременно выявить и начать лечить.
Определить патологическую тягу нетрудно. Признаки компьютерной игровой зависимости:
Все перечисленные признаки говорит о формировании зависимости. С ней необходимо бороться, чтобы избежать неблагоприятных последствий.
Если самостоятельно побороть зависимость не получается, нужно обратиться к специалисту.
Чтобы определить наличие зависимости, необходимо согласиться или опровергнуть перечисленные утверждения:
Чем больше положительных ответов, тем выше риск развития игровой зависимости.
Если их более 50%, то нужно обратиться за консультацией к специалисту. Патология начала развиваться.
Специфической профилактики не существует. Снизить вероятность формирования тяги к компьютерным играм поможет соблюдение рекомендаций:
Перечисленное снизит риск появления зависимости. Однако если человек много времени проводит за компьютером, проявились первые симптомы патологического влечения, его нужно уговорить нанести визит доктору.
Слайд № 1
Не бегите от реальности, потому что именно реальность делает вас человеком.
Что такое игровая зависимость у детей? Болезненная предрасположенность или следствие воспитания? Как можно с этим бороться?
Игромания – причины внутри нас.
Сегодня игровая зависимость – одна из наиболее распространённых проблем детского воспитания, которая поражает, главным образом, детей от 8 до 16-18 лет.
Современные дети нередко осваивают компьютерную грамотность раньше, чем языковую или математическую: мы живем в эпоху высоких технологий и сумасшедших скоростей. В принципе, это не хорошо и не плохо, главное – как распорядиться имеющимися у нас ресурсами. Ведь те же компьютер и интернет могут стать как инструментом творчества и получения новой информации, так и допингом сродни наркотикам. Несмотря на то, что в среде детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно: мол, с возрастом пройдет. Дескать, лучше, когда чадо сидит дома за компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем. Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия.
Слайд № 2
Многие специалисты сходятся во мнении, что такими страшными диагнозами, как депрессия, синдром эмоционального выгорания, хроническая усталость, алкогольная и наркотическая зависимость, суицидальные наклонности человечество обязано именно высоким технологиям. Задача родителей – сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.
Слайд № 3
Ребенок не чувствует разницы
До семи лет ребенок не в состоянии провести четкую грань между вымыслом и настоящей жизнью. И если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в компьютерные игры и телевизор – они становятся его реальностью. А ведь опыт, приобретенный в первые семь лет жизни, во многом формирует наши жизненные установки и ценности. Какой же «багаж» получает юный геймер? Согласитесь, виртуальный мир, на первый взгляд, может показаться куда интереснее реального: на мониторе краски ярче, события меняются с какой угодно скоростью, а для победы не нужно прилагать особых усилий. В психологии есть такое понятие, как чувство жизни: умение удивляться и радоваться всему, что нас окружает, воспринимать жизнь как чудо, жить «здесь и сейчас». Ребенок, погруженный в иллюзорный мир, вряд ли обрадуется, скажем, распустившемуся цветку – зачем, если одним кликом компьютерной мышки он может «вырастить» на экране виртуальные джунгли?
По настоящим улицам не скачет человек-паук и не бегают динозавры – зато псевдореальность изобилует будоражащими воображение персонажами.
В результате малышу становится неинтересно исследовать окружающий мир, докапываться до сути вещей. Такой ребенок не видит для себя иного способа получения удовольствий, кроме как с головой уйти в суррогатные эмоции и переживания.
Мальчики – в группе риска
Чаще всего в компьютерную зависимость попадают именно мальчишки. Девчачьи игры – те же дочки-матери – это сплошные эмоции, поэтому девочкам нет необходимости подпитываться суррогатными переживаниями. Девочкам «разрешается» плакать, обижаться, закатывать истерики. Над мальчиками же довлеет исторически сложившийся стереотип: ты должен быть сильным. В итоге мальчишки вынуждены постоянно подавлять свои истинные чувства и эмоции. Кроме того, в силу особенностей мужской психологии сильному полу более свойственен «уход в себя». Мальчишкам «зона продуктивного одиночества» жизненно необходима – для восстановления, накопления сил, анализа. И если в реальности эта ниша отсутствует, подросток будет создавать ее искусственно. Ну и потом, инстинкт победителя у мужчин в крови еще с пещерных времен – именно поэтому мальчики «подсаживаются» на всякие «стрелялки» и «бродилки» (девочки, если уж и играют, то скорее в стратегические или логические игры).
Откуда ноги растут.
Утверждать, что виртуальные забавы – корень всех бед «проблемных» подростков – значит, путать причину и следствие. Ведь «иная реальность» может лишь усугубить уже имеющиеся проблемы.
Иными словами, счастливый, гармонично развивающийся ребенок вряд ли станет испытывать повышенную тягу к компьютерному миру.
«Когда на приеме родители жалуются на то, что их ребенок «подвис» на компьютере, я предлагаю им поискать причины в себе, – говорит Светлана Ройз, детский и семейный психолог. – Я спрашиваю у мам и пап: «Кто впервые показал ребенку компьютерную игру? Что вы знаете о пристрастиях вашего ребенка, в какие игры он играет? Сколько времени вы проводите вместе с ребенком, о чем разговариваете? Назовите несколько ярких событий в жизни ребенка за последние месяцы».
Мы, родители, должны отдавать себе отчет: это мы усаживаем ребенка перед телевизором, покупаем ему компьютерные игры – ведь у нас работа, стирка, уборка, и зачастую нам попросту некогда играть с чадом в другие (спортивные, настольные) игры. Такая позиция родителей заглушает в ребенке инстинкт искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя.
Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением. Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир? Вместе с тем, важно помнить, что у каждого явления есть как негативная, так и позитивная сторона. Зачастую в виртуальный мир с головой погружаются очень чувствительные и творческие детки с тонкой душевной организацией. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть свой потенциал.
Слайд № 4
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:
1.Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
2. Недостаток внимания со стороны родителей.
3. Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
4. Склонность детей к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
5.Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
В какой-то степени компьютерная зависимость, игровая зависимость может стать результатом влияния школьного окружения. Поскольку, когда другие дети активно обсуждают игры, то и ваш ребёнок хочет принимать участие в их разговорах, быть частью этого аспекта школьной, детской подростковой жизни.
6.Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
7.Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.
Например, конфликты в семье, когда ребёнок убегает в интернет-клуб, в компьютерный мир от мира настоящего. Почему? Потому, что он там живёт в другой реальности, в такой, где нет ссор с родителями, где нет ссор между родителями, где его жизнь проста и понятна.
Слайд № 5
По статистике, каждый пятый – шестой ребенок, с наличием признаков компьютерной зависимости, излечивается от компьютерной игровой зависимости самостоятельно и без последствий.
Однако, не стоит надеяться на то, что зависимость от компьютерных игр у детей пройдет сама собой, неокрепшая детская психика может не справиться с влиянием возникшей зависимости.
Если долгие часы за монитором вызывают у вас тревогу за ребенка, обратите внимание на
Признаки компьютерной зависимости:
1.У ребенка появляется навязчивое желание играть на компьютере (приставке, планшете и пр.) Любому даже самому любимому некогда занятию он с радостью предпочтет общество «железного» друга.
2. Куда-то резко подевались друзья. Если к нему кто-то и приходит в гости, то для того, чтобы вместе поиграть за компьютером. Сам он идет к друзьям с этой же целью.
3. Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
4. Ночные бдения у компьютера и отказ от еды, потому что в Сети идет «очень важная битва».
Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.
Таким образом, специалисты выделяют главный признак компьютерной игровой зависимости – постоянное навязчивое желание играть в компьютерные игры.
Слайд № 6
Опасности компьютерной зависимости.
1. Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.
2. На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.
3. В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем.
4. Ребенок может проявлять агрессию в случае лишения его доступа к компьютерным играм.
5.Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.
Слайд № 7 (продолжение)
6.Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.
7. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.
8.Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
9.Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.
10.Уменьшается круг общения ребенка и, как следствие, отсутствие жизненного опыта, опыта общения.
11. Может нарушиться психика ребенка, его мировоззрение.
Ребёнок, попавший в игровую зависимость, постепенно меняется и меняется довольно сильно.
Начинаются проблемы с учёбой в школе, падает внимание, исчезают какие-либо интересы вне игр.
Мы наблюдаем в нашей школе (!), что ребенок зачастую не может оторваться от игры на уроке, на перемене, постоянно отвлекается во время урока, если в его телефоне или другом гаджете «живет» какой-то герой (например, «таблетка» или (прошу прощения) «какашка»), которого надо обслуживать, убрать за ней, покормить и пр., чтобы набрать необходимые баллы. Это приобретает характер повального увлечения, с катастрофическими масштабами вовлеченности. Учителя здесь порой бессильны что-либо изменить. Мы уже не говорим о морально-нравственной стороне «обслуживания» таких вот героев игр. До какого уровня мышления скатываются в этот момент наши дети???
Или игры-симуляторы, где дети имитируют совсем уже взрослые отношения с яркими интимными компонентами между парнем и девушкой. Конечно, после такого эмоционального потрясения ему уже не будет интересно заниматься учебой…
Слайд № 8
Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество научных исследований (О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, С. А. Шапкин, М. Коул и др.).
С результатами одного из них мы хотим вас познакомить.
В исследовании принимали участие 146 учащихся 5–6 классов общеобразовательных средних школ г. Нижнего Новгорода, из них – 76 мальчиков и 71 девочка в возрасте от 10 до 12 лет.
По результатам исследования было установлено, что младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной увлеченности имеют более низкие показатели умственных способностей, чем их сверстники. Возможно, это связано с тем, что в отличие от реальных игр со сверстниками компьютерные игры несут деструктивную компоненту для полноценного развития младшего подростка. Компьютерные игры, разработанные по заданному (шаблонному) сценарию, не могут полноценно отобразить жизненные ситуации, упрощают способы решения различных задач, не содержат нравственные задачи и тем самым содействуют примитивизации мышления.
При исследовании самооценки мы рассматривали показатели по таким критериям, как: уверенный, способный, счастливый, общительный, трудолюбивый, сообразительный.
Было установлено, что младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной ориентированности более уверены и менее общительны по сравнению с обычными сверстниками.
Расхождения уровня интеллекта младшего подростка с его самооценкой могут свидетельствовать о неадекватном отношение к себе в результате существенных расхождений «Я - реального» и «Я -виртуального». Во время игры психика младшего подростка образует свой собственный виртуальный мир, который имеет определенную степень устойчивости. Игровая реальность выступает своеобразным трансформатором сознания ребенка. При этом эмоции сконцентрированы вокруг персонажа компьютерной игры и действий, происходящих с ним. Измененное состояние сознания чутко реагирует на малейшие изменения в игровом пространстве. Победы виртуального персонажа воспринимаются как личные достижения, ребенок чувствует себя героем. Победа – это положительная самооценка и положительные эмоции. Игра становится средой формирования личностных качеств, показателем успешности. Подростки, не прошедшие ролевую идентификацию в социальной действительности, находят свой образ в игре.
Выявлено преобладание склонности к риску у младших подростков с высокой степенью
игровой компьютерной ориентированности по сравнению с младшими подростками с низкой степенью ориентированности на уровне значимости.
Компьютерная игра позволяет ребенку испытать особое возбуждение – ощущение собственной успешности и значимости.
Восторг от получения желаемого результата и возбуждение от его ожидания становятся привлекательнее, чем все остальные радости жизни.
У детей с высокой степенью игровой компьютерной ориентированности низкие показатели по таким параметрам субъектности, как: способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, понимание и принятие другого, саморазвитие.
Младшие подростки с высокой степенью компьютерной увлеченности отличаются в недостаточной степени развитым самообладанием и самоконтролем в процессе деятельности.
Результаты исследования свидетельствуют о слабо сформированной у компьютерных игроков способности к рефлексии, являющейся средством самопознания, в жизненных ситуациях они затрудняются вариативно выбирать виды деятельности, круг общения и способы самовыражения.
Волевые качества у младших подростков первой группы значительно ниже, чем во второй группе.
При исследовании факторов социального окружения было выявлено, что в семьях, в которых родители часто покупают своим детям компьютерные игры, риск возникновения повышенной увлеченности подростками компьютерными играми значителен. У большинства родителей сформировано положительное отношение к тому, что их ребенок имеет данную форму увлечения, они не видят деструктивных функций компьютерных игр, специально покупают различные игры, чтобы ребенок больше времени находился дома под родительским присмотром.
Круг общения у младших подростков с высокой степенью игровой компьютерной увлеченности в основном сводится к общению с друзьями и героями компьютерных игр.
Весь досуг таких детей в основном сводится к игре за компьютером. Были получены низкие показатели общения с родственниками и литературными героями.
Компьютерная игра служит средством, позволяющим удовлетворить те потребности младшего подростка, которые не удовлетворены в реальной жизни, средством компенсации жизненных проблем. Личность начинает реализовываться в иллюзорном игровом мире, а не в реальном, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности.
Учитывая такие возрастные особенности младших подростков, как слабая волевая регуляция, становится очевидным тот факт, что компьютерные игры провоцируют детей на систематическое невыполнение домашних заданий, а также пропуски школьных занятий, возможен и психологический отрыв ребенка от школы со всеми вытекающими отсюда последствиями.
«Когда основным времяпрепровождением ребенка становятся компьютерные игры, интернет-чаты и телевизор, страдает, в первую очередь, его эмоционально-чувственная сфера, – утверждает Наталья Ещенко, специалист вальдорфской педагогики, преподаватель и арт-терапевт. – Посудите сами: стать супергероем в вымышленной жизни намного проще, чем в настоящей. Для того чтобы одержать виртуальную победу, достаточно умственных усилий, быстроты реакции и определенных навыков. А в реальной жизни успех невозможен без умения чувствовать, договариваться с людьми, слышать свою интуицию, использовать творческое начало! Компьютерные игры формируют искаженное представление о жизни, безволие и пассивность, которые скрываются за яркими подвигами в виртуальном мире. Стоит ли удивляться тому, что, повзрослев, вчерашний геймер отказывается брать на себя ответственность за собственную судьбу?! В последние годы медикам все чаще приходится сталкиваться с гипервозбудимыми, гиперактивными детками. Этому явлению есть простое объяснение. Детям, особенно маленьким, очень важно проживать эмоции через тело (это происходит, например, во время подвижных игр). А когда малыш увлеченно смотрит мультик или гоняет на виртуальных ралли, его мозг работает очень интенсивно. Но тело - то остается статичным, оно не проживает эту активность! А потом родители недоумевают, почему ребенок переворачивает весь дом вверх дном, а по ночам просыпается каждые два часа».
Слайд № 9
Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка.
1.Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя.
Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидульных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир, а действия своего героя считать своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.
2. Не менее опасны игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями героя игры. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз».
3. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Этот тип назван так потому, что играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.
4. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.
Слайд № 10
Подсознательно ребенок выбирает именно те игры, которые в наибольшей мере отражают его подавленные потребности.
Стратегические – ребенку не хватает структурированности. При этом в потенциале у него имеются лидерские качества, такой человек может повести за собой других. Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий – шахматы, конструирование (кстати, «стратеги» легче всего избавляются от тяги к компьютеру).
Спортивные – подавлена деятельность, возможно, есть какие-то телесные блоки. Если малыш гоняет виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность быть частью значимой для него группы сверстников. Переключайте его внимание на реальные спортивные забавы.
«Стрелялки», ужасы – непрожитая агрессия или подавленная сексуальность. Кстати, агрессия – одна из эмоций, необходимых для выживания вида (в психологии есть даже такое понятие: нормальный уровень агрессии). Другое дело, сколько ее и в какое русло она направлена. Такому ребенку нужно больше двигаться, а еще ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими родителями.
Согласно нормам Минздрава, 7-10-летние дети могут проводить за компьютером не более 45 мин. в день, 11-13-летние – два раза по 45 мин., старшие – три раза.
Слайд № 11
Кто больше зависим от игр на компьютере?
1.Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома.
2.Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
3.Дети тех взрослых, которым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами об игре.
4.Дети родителей, которые сами зависимы от компьютера и интернета.
Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет.
На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.
Ребенку, попавшему в сети компьютерной зависимости, нужна помощь.
Слайд № 12
Как бороться с игровой зависимостью?
1.В первую очередь, не запрещать. Агрессивная позиция родителей, направленная на резкое, жёсткое запрещение игры, как правило, приведёт к установлению между родителями и ребёнком барьера. Причём ребёнок всё равно будет играть, но вне дома: в школе, у друзей, в интернет-клубах.
Пытаясь «вытащить» ребенка из компьютерного мира, родителям стоит действовать тактично. Запретный плод, как известно, сладок: чем больше сопротивление – тем сильнее стремление. Нельзя насильно отобрать у ребенка компьютер, не дав ему ничего взамен.
Следует изменить стереотипное поведение. Ребенок привык получать выволочку за свои компьютерные посиделки и несделанные уроки? Специалистами доказано: если какая-то реакция повторяется 7 и более раз, она скатывается в подсознательное. Иными словами, ребенок попросту не слышит обращенных к нему упреков, они для него – не более чем досадный шумовой фон. Чтобы изменить ситуацию, попробуйте продемонстрировать искренний (!) интерес к миру своего чада.
Как говорит русская народная мудрость: «Если пьянку нельзя предотвратить – её нужно возглавить». Так и здесь. Если игровая зависимость для вас уже реальность, постарайтесь разделить её с ребёнком. Обсуждайте с ним игры, отсеивайте те игры, которые содержат сцены насилия, побуждают в нём агрессию или служат источником излишнего драйва. Вместе играйте с ним в игры, имеющие развивающую направленность. Устанавливайте и углубляйте контакт с вашим ребёнком, понимая, что игровая зависимость, это, прежде всего, звонок, указывающий на то, что у нас есть проблемы во взаимопонимании с нашим ребёнком.
2. Другой важнейший аспект - формирование у ребёнка интересов, не относящихся к компьютерному миру. Так, спортивная секция, где он может заниматься каратэ, футболом, ездой на роликах, скейтборде, может стать хорошей альтернативой игромании, поскольку там он будет общаться с другими детьми, у которых также интересы находятся вне мира игр.
И в результате это даст возможность обеспечить нормальный здоровый баланс интересов у нашего ребёнка.
3. Помните, что вы сами являетесь примером для вашего растущего малыша. Если вы постоянного сидите «вконтакте» или «одноклассниках», постоянно разговариваете по телефону, то, прежде всего, показываете ребёнку, что именно так нужно проводить время.
Пробудить в ребенке интерес к реальной жизни можно лишь собственным примером.
Находите время для разговоров по душам, читайте вместе книжки, делитесь пережитыми впечатлениями, организуйте совместный досуг с ребенком, спортивные игры, поездки на природу, рыбалку, лыжные трассы и пр.
Слайд № 13
Профилактика зависимости от компьютерных игр.
1. Личный пример родителей - если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
2. Список совместных дел, игр, кружки, дополнительные занятия и пр.
Все должно быть спланировано, чтобы у ребенка не оставалось свободной минуты.
3. Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
4. Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру.
Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
5.Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
6. Лечение «красотой» реальности: познавать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.
7. Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющих контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.
Слайд № 14
Психическое и духовное состояние детей – это показатель благополучия или неблагополучия всей семьи. В психологии есть понятие - идентифицированный пациент. Оно обозначает человека, чей проблемный симптом отражает дисгармонию, существующую внутри семьи. То есть, что-то нарушено в семье, в отношениях ее членов друг с другом, но создающим проблему носителем симптома является только один из них.
Когда в семье появляется идентифицированный пациент, например зависимый от компьютера ребенок, вся семья, как правило, видит проблему только в нем и обращается за психологической помощью в связи с ним, формулируя свой запрос: «что с ним делать?» или «как его исправить?» Ребенку преодолеть компьютерную зависимость очень трудно, если не изменяется существующая система взаимоотношений в его семье, которая-то и привела к зависимому поведению. Если, не понимая этого, пытаться воздействовать только на ребенка, то хороших результатов добиться будет почти невозможно. Правильный выход – это восстановление нормальных, зрелых семейных взаимоотношений.
Слайд № 15
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:
– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;
– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
– ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
Слайд № 16
Задача каждого ребенка – стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать конструктивные решения, отвечать за свои поступки, делать осознанный выбор и строить свою жизнь, опираясь на здоровые духовно-нравственные принципы. Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Важно помнить, что фундамент самостоятельности и ответственности закладывается постепенно, но начинать его выстраивать следует как можно раньше.
Все мы бывает особенно крепко к чему-то привязаны. Одни просто жить не могут без кофе, другие не мыслят выходных без альпинистской тренировки. А что представляет собой игровая зависимость от компьютерных игр? Это одна из форм болезненных пристрастий. Бывают и более опасные увлечения. Огромное число людей обращаются к врачам-наркологам из-за алкогольной либо наркотической зависимости. Компьютерный игровой процесс без ограничений и контроля не столь опасен, как алкоголь или психоактивные вещества. И всё же это самая настоящая угроза, порой смертельная.
Если учесть самые первые опыты, компьютерные игры насчитывают приблизительно полувековую историю.Игровая зависимость от каких-либо компьютерных игр – явление относительно новое, хотя игромания как болезнь известна уже давно. Во все времена находились люди, которые буквально теряли голову при игре в карты, кости, рулетку, особенно на деньги. Нынешнее разнообразие компьютерных развлечений породило значительное усугубление ситуации.
Где у человека есть шанс сесть за руль «Ламборджини», в одиночку одолеть армию не пойми кого, основать корпорацию-монстр или даже возглавить собственное государство? Преимущественно в виртуальном мире. Для этого достаточно просто ловко водить «мышкой», джойстиком, относительно быстро реагировать на виртуальные события или освоить всего несколько кнопок на клавиатуре.
Компьютерные игры можно условно разделить на две большие группы. Есть программы, которые устанавливаются непосредственно на компьютер с помощью дисков либо скачиваемых в интернете дистрибутивов. Такие программы локальны, имеют относительно ограниченное игровое пространство, количество уровней, они конечны. Некоторые из них позволяют похвастаться высокими результатами в сетевой таблице рекордов.
Другая значительная группа – это игры онлайн. Некоторые из них предельно просты: всё те же крестики-нолики, ловля кота на небольшом поле (путём замыкания пространства точками), решение немудрёных головоломок. Но есть и другие. В интернете даже элементарная стрельба шариками, составление комбинаций «три в ряд» или «Сапёр» может превратиться в целый виртуальный мир. Реалистичные и фантазийные, мистические и в жанре «хоррор» – сюжеты онлайн-игр многочисленны, притягательны, а потому часто опасны.
Существуют болезни детские, старческие. Компьютерная игровая зависимость в этом плане неразборчива и поражает всех предрасположенных вне зависимости от возраста. Многие дети, едва научившись жать на кнопки, уже страдают неодолимой тягой постоянно «играть в мультики». А взрослые, солидные люди увлечённо обсуждают «крафты», результаты сражений, перспективы на урожаи молодильных яблок, а также всевозможные прокачки персонажей и игрового инвентаря.
Кому-то такие разговоры представляются обычным делом. Подумаешь, увлекаются люди чем-то, кому это мешает? Однако часто люди настолько увлечены мыслями об игре, что начинают хуже справляться со своими служебными обязанностями. Некоторые даже теряют при этом работу. А ещё зависимость от компьютерных игр у взрослых часто сопровождается непомерными расходами. И речь здесь не только о виртуальных казино. Многие онлайн-игры предлагают своим клиентам специальные аккаунты, а также игровую валюту, которая обеспечивает дополнительные возможности. Иногда за десятки и даже сотни (!) тысяч рублей.
Подростки, подверженные компьютерной игромании, начинают хуже учиться. Они практически или полностью выходят из-под контроля взрослых. Виртуальный мир поглощает недавних детей и не оставляет им времени на реальную жизнь. Что касается детей дошкольного и младшего школьного возраста, то они более зависимы от взрослых. Это спасает их от настоящей игромании. Однако первые симптомы нездорового увлечения обнаруживаются даже у карапузов, которые едва научились как следует говорить.
Алкоголизм, наркомания, – эти пристрастия характеризуются наличием как психической, так и физической зависимости. Сначала организм снова и снова стремится к тому чувству удовлетворения, которое приносит спиртное, никотин или психоактивные вещества. Затем наступает привыкание на клеточном уровне.
Компьютерные игры не формируют физической зависимости. Ведь виртуальный мир – перед глазами, на мониторе. Однако это тот случай, когда одной психологической зависимости достаточно. Годы исследований показали: чаще всего нездоровой тягой к играм на компьютере страдают люди со следующими чертами характера/психики:
Наиболее часто психологическую зависимость от компьютерных игр провоцируют жизненные неудачи, физическая/эмоциональная незрелость, социальная дезадаптация.
Как определить, что у «половинки», друга/подруги либо ребёнка формируется (или уже имеется) патологическое пристрастие к играм на компьютере? Необходимо обратить внимание на следующие проявления:
Несмотря на то, что игровая зависимость – это преимущественно психологическая проблема, физические признаки тоже имеются. Ключевые – синдром сухого глаза (от напряжённого разглядывания монитора игроманы начинают редко моргать, и слизистые глаз пересыхают), туннельный синдром запястья (боли, ограничение подвижности), мигренеподобные боли, нарушение сна, боли в спине.
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн
/ Учет запасов Нормативно-справочная информация: подсистема учета запасовВсю нормативно-справочную информацию, которая используется для отображения операций с запасами, можно условно поделить на две группы:Объекты аналитического учета операций с запасами