Сказы древних славян. Геркан инга константиновна. Все ли славянские сказки настоящие

20.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

******************************************************************

Здравствуйте, милые мои родичи!

Низкий свой поклон вам творю, до Земли родимой кланяясь! Ежели зашли на эту страничку, так слушайте, внемлите, никуда не спешите. Потечет речь моя, что реченька, в сказ добрый превращаясь, который будет соединять небо и землю солнечными нитями-лучами.
А расскажу-поведаю вам о наших далеких предках-прадедах. Жили они когда-то на нашей родной земле, которая звалась Русь-Лебедия или страна Россия светлая. Жили ладно да в любви: старших уважали, малых не обижали, слабым помогали, у сильных силушку перенимали да преобразовывали ее в добрые дела.

А учились они так жить у неба-батюшки да у земли-матушки, у Солнышка ясного да у реченьки светлоструйной, у деревьев учились да у цветов, у старцев добродушных да у деток маленьких с ясными, лучистыми глазами и звонким смехом.

Но прошли те времена, как снег по весне истаяли. Настало наше, современное время. Но в душу каждого из ныне живущих древние прадеды посеяли добрые семена. В каждом таком семечке хранятся все те знания, или веда, что помогала древним родичам: прапрабабушкам да прапрадедушкам жить с гармонии с природой и собой.


Лежат семена той солнечной веды в душах наших, да никак не могут прорасти. Хотите ли помочь им стать добрыми всходами, чтобы научится творить лад да любовь на Земле? Коли вы, други мои милые, ответили «да», то собирайтесь-ка, снаряжайтесь-ка, в путь-дороженьку отправляйтесь-ка. Нет, нет…не нужно будет далеко идти. Веда прадедов в сказы да в сказки добрые однажды вплелась ниткой солнечной. Почитайте эти солнечные сказки…прочувствуйте! Да преобразите души свои, сделав их чище и светлее. И тогда вы непременно увидите проросшие росточки древней славной веды в своих душах.


А я – сказительница Ладолея – льющая лад, беру эти сказы и сказки от истока, что речкой чистой из самой древности течет, да сплетаю их из цветов луговых да трав медвяных, из солнечных лучей да чистой родниковой водицы. И не забываю благодарить за этот дар Род наш светлый, что сотворил однажды на Земле пространство Света, Добра и Любви.

С Добром,

Ладолея

11 февраля славяне вспоминают Великого Велеса и его Ягиню. И речь идет даже не о Велесе, ПервоБоге, Владыке Магии, Мудрости и Музыки, Властителе Яви и Нави, Повелителе Жизни и Смерти, Хранителе устоев Мироздания.

Речь идет о нежности, о самопожертвовании, о силе вечной любви , соединяющей повенчанных душами под разными именами и воплощениями во все сущие времена.

Нет более в славянском эпосе такой истории, как эта. Нет более печальнее и возвышеннее истории, чем сказка о великой любви двух божеств – мужественного Велеса и его Вечной Супруги Ягини.

Присядьте поудобнее у огонька и послушайте короткий пересказ северной сказки «О том, что начинается одним, а заканчивается и вовсе по-другому» из книги «Боги и Люди» . В этой сказке есть все – и прекрасные душой мужчина и женщина, и страх, и ненависть, и благородство и любовь.

Сказка о Велесе и его Ягине

Ягиня

В от ведь что странно было. Все науки превзошла, между мирами ходила, как из горенки в спаленку другие ходят. А от судьбы не убереглась, потому что сердце чистое оставалось, а душа наивная, зло ни в ком не видела. Да и красота, видать, ей не на счастье, а на неделю была дана.

Велес

Видит по небу в какой-то коробчонке мимо него промчалась девица, коса до пят. На лицо не разглядел, только ножки в золотых сапожках мелькнули. Но заинтересовался Велес: «Кто такая, почему мне ничего не известно!» Помчался было вдогонку, но конь уже спотыкается, устал по чисту полю туда- сюда без цели весь день носиться.

Но Велес нет–нет, да вспомнит:

Кто же эта такая, почему не знаю? Стал потихоньку расспрашивать, узнавать кто, да откуда.

Узнал и навестить отправился. Обратился к девице, которая молча стояла и смотрела на незнакомца, который посмел войти без разрешения Хранителей в капище бога. А тот тоже стоял и молчал, потому что все слова, которые приготовил было сладкоречивый Велес, вылетели у него из головы.

Любовь

А молчали оба, потому что поняли, созданы они друг для друга на веки вечные и даже Навь не сможет их разлучить.

И еще увидел мудрый Велес и познавшая тайны древних знаний Ягиня , которую в детстве звали просто Йожка, что через многие испытания придется им пройти, но сохранят они этот миг узнавания на века и будут всегда находить друг друга и узнавать в будущих воплощениях. Так и стояли они долго, молчали, только смотрели глаза в глаза.

Первым опомнился Велес. Вспомнил все слова, что заготовил для знакомства, но говорить не стал, просто взял Ягиню за руки, прижал к себе и поцеловал, передав все чувства, что бурлили и клокотали в нем. А потом подвел Ягиню к своему коню, посадил, сам уселся позади, прижал ее к груди и стал слушать, как бьется ее сердце. А билось оно сначала, как бьется пойманная птичка, но потом вдруг оба их сердца забились одинаково. Конь медленно, словно все чувства седоков передались ему, стронулся с места и ровной рысью понес их в будущую жизнь.

Ненависть

Долго ли, скоро ли, но оказались они у дома Велеса. Велес снял с коня свою суженую, неся ее на руках, ступил на широкое крыльцо и перешагнул через порог. В палатах его уже встречали все домашние, а впереди всех выступала мать Велеса - властная Амелфа Земуновна. По обычаю Велес и Ягиня поклонились матери, а Велес сказал:

Вот, матушка, моя жена Ягиня. Благослови нас!

Нахмурила брови Амелфа Земуновна, черная ревность застлала ей голову:

Не спросясь, без моего разрешения привез девку в дом, да еще благословления просишь! Не бывать этому! Повернулась и пошла в свои хоромы. Челядь за ней потянулась.

Благородство

А Велес стал чернее ночи, взял Ягиню за плечи, к себе прижал и так, обнявшись, повел к себе в хоромы, а челяди приказал пир свадебный готовить. Успокоил, приголубил жену, сколько получилось и отправился к матери. О чем они там говорили, Ягиня только догадывалась, но она уже жизни своей без Велеса не представляла, не мыслила. Поплакала в подушку, повздыхала, но осталась верна своей привычке – в будущее заглядывать не стала:

Будь что будет, от судьбы не уйдешь. Как Макошь узел завязала, так то и сбудется.

И к приходу Велеса она уже приободрилась, умылась, причесалась, еще краше стала. Пришел Велес, глянул с опаской, ожидая женских слез, истерики, всего – всякого, а встречает его молодая жена с улыбкой, ясным взглядом, да умными речами.

Говорит Ягиня:

Виноваты мы, Велес, перед матушкой. Надо было все по обычаю сделать, благословления попросить, сватов засылать, мне приданое приготовить. А мы-то как поступили - взялись за руки, в глаза посмотрели и все – муж и жена. Но что делать. Кони убежали, поздно конюшню запирать, по сбежавшему молоку слезы не льют. Будем любить друг друга, наслаждаться каждым днем, как последним, а матушка посмотрит на наше счастье, да и подобреет, сменит гнев на милость.

Смотрит Велес на Ягиню, слушает ее речи и понимает, что нашел он жену подстать себе - мудрую и великодушную.

Обман

Вернулся как-то домой Велес. Бегом промчался по хоромам, распахнул двери в спаленку, а там пусто. Он в сад, и там никого. Стал громко звать по имени, но вышла матушка. Стал спрашивать, где, мол, жена моя. А матушка так спокойно говорит, что как уехал Велес, так и жена из дому вон. Никому ничего не сказала, словом не перемолвилась, ушла и все. Велес взревел диким вепрем, на конюшню кинулся, а конь ему говорит:

Что-то тут не так. Не могла уйти Ягиня, не сказавшись. Челядь поспрашивай.

Велес так и сделал. Но никто ничего не знает, никто ничего не видел, знать, боятся хозяйку пуще Велеса.

Коварство и жестокость

Он тогда к сестре. Алтынка сначала тоже запиралась, но потом, видя, как брат убивается, рассказала такую страшную правду.

Как Велес уехал из дому, матушка, Амелфа Земуновна, стала с Ягиней слаще меда, нежнее шелка. Доченькой называет, всякими яствами потчует, такая вся добрая, хоть на хлеб намазывай, хоть так ешь. А Ягиня, открытая душа, тоже к ней ластится. Потом, не прошло и трех дней, как велит матушка баню топить.

Протопили баню, ведет она нас с Ягиней в парную. Меня выпарила, в предбанник вывела и велела сидеть здесь и молчать, что бы не увидела, что бы не услышала. И пригрозила, что будет, если ослушаюсь. Я киваю, боюсь поперек слово сказать. Но вижу, веник-то у нее заготовлен не обычный березовый, каким меня парила, а из волчьего лыка и жимолости. Я рот рукой закрыла, платком лицо прикрываю, чтобы себя не выдать, слышу, нахлестывает матушка веником, а сама громко что-то приговаривает. Ну, точно, думаю, заклятье кладет. Но шевельнуться сама боюсь. Матушка-то наша всегда на расправу быстрая. А потом вдруг Ягиня как закричит, да и затихла тут же. Тут уж я вскочила и в парную. Смотрю, лежит Ягиня на полке, тело все малиновое, ядовитым веником нахлестанное. А на груди у нее лежит раскаленный камень из каменки. И лежит она не шевелится. Я как закричу, а матушка за косу меня ухватила, лицом в кадушку с холодной водой засунула и клонит голову все ниже и ниже. Все, думаю, сейчас наглотаюсь воды с концом. А она спокойненько так говорит, что кому, мол, пикнешь, то же будет. И отпустила. Я так и села на пол, с Ягини глаз не отвожу. Мать вышла, зашла уже одетая. Велела мне идти накинуть одежу на себя. Я вышла. Только оделась, заходит мужик, я его раньше у нас в подворье и не видела, колоду деревянную заносит. За ним другой с крышкой. В эту колоду положили Ягиню, сверху покрывало кинули и заколотили колоду. Взяли и вынесли во двор. А там повозка. Колоду на повозку поставили и повезли. Я крадучись за ними, прячусь, огородами пробираюсь. Они в реку колоду кинули, та и поплыла в море. А сами сели на повозку и поехали прочь. А времени прошло уже больше месяца.

Рассказала Алтынка все, как была и хлопнулась на пол, рыдая.

Жизнь за жизнь

Ольга Боянова - наследница древнего рода сильных северных женщин. Дивной особенностью этих авторских сказок являются увлекательные сюжеты, в которых оживают древние мифы. Это не простой пересказ мифов о славянских Богах, это своя история, дополненная другими действующими лицами. И получается вдруг волшебство - мифы оживают, Боги славянские становятся близкими и понятными.

В то же время легко и просто погружаешься в мир людей, живущих в гармонии с природой, с собой и с Богами-предками.

Славянские мифы пересказаны прекрасным лёгким языком, полным юмора и народной мудрости. Теперь о многих тайнах северной славянской мифологии узнаем и мы с вами!

По материалам сайта

Олдржих Сироватка и Рудольф Лужик

Славянские сказки

Сказки для царевны Несмеяны


На далеком севере, где все лето стоит день, а всю зиму - ночь, жил-был могучий царь. И была у этого царя дочка необыкновенной красоты, только уж очень грустная: с утра до вечера плакала. А из слез ее наплаканных родилась река, и потекла та река от царского дворца через горы и долы до самого синего моря, только уж очень грустная была эта река: верба над ней не склонялась, зимородок над ней не летал, белорыбица в ней не плескалась.

Царь из-за своей дочери тоже впал в большую грусть и велел объявить по всему свету, что тот, кто сумеет развеселить царевну Несмеяну, получит ее в жены, да полкоролевства в придачу. И съехались к нему со всех концов из земель английских и китайских, французских и мавританских сыновья царского рода и люди простого звания, принялись они рассказывать принцессе всевозможные развлекательные истории, шутки выкидывали и проказничали, только все впустую. Царевна не смеялась, не улыбалась, а все плакала да плакала.

Но вот однажды в северное царство к этому могучему царю забрели три веселых бродячих мастера. Один из них был мастер портняжных дел, и пришел он с запада, второй был мастер кузнечных дел, и пришел он с востока, а третий был сапожных дел мастер, и пришел он с юга. И сказали они, что попробуют развеселить царевну Несмеяну, которая так и плакала, не переставая.

«Ладно, молодцы, - согласился царь. - Только не знаю, повезет ли вам. И до вас тут многие пытались, да ничего у них не вышло».

«Попытка - не пытка», - сказал портной и сейчас же без всякого страха и смущения предстал перед царевной и начал:

«В нашем краю, царевна, живут чехи, словаки, поляки и лужицкие сербы. И все они умеют рассказывать распрекрасные сказки. А кто хоть раз услышит эти сказки, тот навсегда перестанет плакать. Такая уж в этих сказках сила заложена».

Царевна Несмеяна с грустью глянула на портного и слезы водопадом хлынули из ее глаз. Но портной точно и не видел этого и принялся рассказывать.

Первая сказка польская

О трех сыновьях одного рыбака

Жил-был рыбак. Раз пошел он ловить рыбу, закинул сеть в море и вытащил рыбу с серебряным хвостом и серебряными жабрами. И говорит ему рыба: «Пусти-ка меня, рыбак, и поймаешь ты рыбу еще прекраснее».

Рыбак закинул сеть во второй раз и вытащил рыбу с золотым хвостом и золотыми жабрами. И попросила его и эта рыба:

«Пусти-ка меня, рыбак, и поймаешь ты рыбу еще прекраснее».

Рыбак закинул сеть в третий раз. Долго ничего в сети не было и начал рыбак упрекать себя за то, что пустил в море золотую рыбу. Но прошло еще время, вытащил он сеть, а в сети той была рыба - с бриллиантовым хвостом и бриллиантовыми жабрами. И сказала ему эта рыба:

«Рассеки ты меня, рыбак, на три части, одну - пусть жена твоя съест, вторую - кобылица, а третью - собака. Сам же ты ничего не ешь, а вынь из каждого куска по косточке и посади в своем саду. Из каждой косточки у тебя дуб вырастет. И еще тебе скажу, - говорит ему рыба, - что потом будет: у жены твоей родится три сына, у кобылицы - три жеребенка, а у собаки - три щенка. А ежели один из твоих сыновей погибнет, засохнет и его дуб в саду».

Как сказала - так и случилось. В скором времени родила его жена трех сыновей, кобылица - трех жеребят, а собака - трех щенят. И были они друг на друга так похожи, что и не различишь: все три сына как один, все три коня как один, все три пса как один. Даже мать не могла отличить, кто из них старший сын, а кто младший, и повязала им на руку ленточки-метки.

Время шло, сыновья росли, и надоело им сидеть дома. Старший сын оседлал жеребца, того, что постарше, взял с собой пса, тоже постарше, снял со стены старую саблю, попрощался с отцом и матерью и отправился бродить по свету, набираться опыта.

Ехал он ехал, и приехал в один город. Глядит, а в городе том всюду черное сукно развешено. Долго он над этим раздумывал и пошел в трактир спросить трактирщика, отчего это весь город черным сукном убран. А трактирщик ему и говорит: «Ах, пригожий молодец, в городе нашем объявился змей и каждый день съедает по человеку. Завтра придет черед королевской дочери, вот отчего город наш черным сукном убран».

Путник, как услышал это, стал трактирщика спрашивать, когда принцессу повезут. Трактирщик и говорит: «В семь часов на рассвете».

Проезжий попросил тогда, чтобы трактирщик его разбудил поутру, когда принцессу повезут, но сам всю ночь и глаз не сомкнул, все ждал, прозевать боялся.

В семь часов утра показалась процессия. А у него уже конь накормлен, оседлан, пес приготовлен. Встал он у окна и стал ждать. Как увидел, что ее везут, поехал и он вместе с остальными, да прямо за каретой. Люди стали домой поворачивать, а он все ехал и ехал, вот уже и король с королевой ее покинули, только он остался.

Вдруг задрожала земля, принцесса ему и говорит:

«Уходи-ка ты отсюда, а то вместе погибнем».

А он ей на это отвечает:

«Как бог даст, так и будет».

А сам коню и псу приказывает:

«Как змей вылезет из норы, ты конек мой, вскочи ему на хребет, ты мой верный пес, хватай его за хвост, а я примусь головы рубить».

Принцессе же велел отойти в сторону и не мешать.

А змей уже головы высовывает, все двенадцать сразу, и из норы вылезает. Тут конек на хребет ему вскочил, пес за хвост уцепился, а молодец стал рубить ему головы, да так сноровисто и ловко, что вскоре все они, кроме одной, что посередине была, отлетели. Молодец и за нее принялся, отсек наконец, только и сам упал, обессилев от яда, что из змея вытекал.

Увидела это принцесса, подошла к нему и в придорожном ручье умыла. А когда он очнулся, решили они пожениться и поклялись друг друга ждать, пока год не пройдет да еще шесть недель.

Молодец потом все глаза у змея выковырял, в суму положил, суму под часовенкой закопал, а сам отправился снова бродить по свету. А принцесса собралась и пошла домой. Шла она по лесу и встретила лесника. Тот ее и спрашивает:

«Ты куда спешишь?»

Она возьми да и расскажи ему все: как ее к змею на съедение везли, как один молодец змея победил и загубил.

Тут ей лесник и говорит:

«Если ты не скажешь, что это я змея победил, убью тебя на этом месте. И еще поклянись мне, что до самой смерти меня не покинешь. А теперь собирайся, пойдем вместе к твоему отцу».

Но она идти с ним не хотела и вбе упрашивала его:

«Я ведь первому поклялась, не могу я во второй раз клясться».

«Сказка ложь, да в ней намек…» – говорили мудрые Предки, т.е. ложь – это то, что дано на поверхности (ложе), а намек - подразумевал глубинный смысл образов. Этим они хотели донести до своих потомков мысль, что славянские сказки – это память, намек на реальные события или явления. Это образ, ключ к пониманию сути вещей, собственной судьбы, предназначения, собственного внутреннего мира, который открывает путь к познанию мира внешнего, пониманию вселенских законов. Потому еще в Древности бытовала фраза «Сказка быль, да в ней намек, кто познает – тем Урок».

Славянские сказки только на первый взгляд кажутся простыми. На самом деле, в них сокрыты Знания и Мудрость Предков. Так, знаменитое «Тридевять земель» - это 27 (3х9) Земель в системе Ярилы-Солнца. То есть Предки имели знания о наличии в нашей Солнечной системе 27 планет, которые шаг за шагом открывают современные астрономы. В сказе о Садко у Нептуна восемь дочерей. Но Нептун – это не только морской царь, это еще и планета. Лишь сравнительно недавно ученые обнаружили восемь спутников Нептуна, а древние славяне знали об этом с незапамятных времен.

«Курочка Ряба» в первом прочтении представляется незамысловатой детской историей, к тому же не вполне логичной. Однако все меняется, если знать, что Золотое Яйцо – это тайная Мудрость, сокровенное Знание. Его сложно получить, но легко разрушить неосторожным прикосновением. А Дед и Баба, очевидно, еще не готовы принять высшую Мудрость. Поэтому они получают обычное знание – в образе простого яйца.

То есть, славянские сказки – это кладезь информации, но подается она через образы. И в этой подаче важно каждое слово. Поэтому в древности сказочные истории передавались из поколения в поколение дословно, без изменений и дополнений. Ведь любое лишнее слово могло исказить передаваемую информацию.

Очень часто сказочными героями славян становились животные. Это и понятно, ведь вся жизнь древних славян-ариев была неразрывно связана с Природой. Животные символизировали Божественное покровительство славянских Родов. Их имена звучат в названиях Чертогов Сварожьего Круга. Первопредки хорошо понимали язык зверей и птиц, поэтому эти персонажи очень часто выступают в роли волшебных помощников.

Сказы и сказки зачастую не просто рассказывали, их баяли, напевали. Поэтому ребенка баюкают, древний певец назывался Бояном, а один из самых архаичных персонажей – Кот-Баюн. «Правду бают, или врут…» - читаем у А.С. Пушкина. Напевая над колыбелью младенца, любящая мать передавала ему древнее Родовое Знание, которое воспринималось ребенком легко и естественно.

Мифы древних славян. История славянской культуры и мифологии. Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию, примечали закономерности природных явлений и приписывали их доброй или злой воле таинственных сил.

Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен. Его подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. Алатырь был очень маленьким, потому Утка хотела скрыть его в своем клюве.

Но Сварог произнес волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Там, где упал бел- горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора.

Бел-горюч камень Алатырь — это священный камень, средоточие Знания Вед, посредник между человеком и Богом. Он и «мал и весьма студен», и «велик, как гора». И легок, и тяжел. Он — непознаваем: «и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять».

Чурила, живший в Сварге, был столь красив, что сводил с ума всех небожительниц. Да и сам он влюбился, и нет чтобы в незамужнюю — в жену самого бога Бармы Тарусу.

— Приключилася мне кручинушка, — пел Чурила, — от зазнобушки красной девы, от Тарусушки молодой… По тебе ли жаль моя, дева, я сердечушком все страдаю, от тебя ль не сплю темной ночью

В широком смысле ведическая и языческая культура русского народа — суть русская народная культура, в своих основах единая с культурой всех славянских народов. Это русские исторические традиции, быт, язык, устное народное творчество (легенды, былины, песни, сказки, сказы и так далее), древние памятники письменности со всеми заключенными в них знаниями, славянское любомудрие (философия), древнее и современное народное искусство, совокупность всех древних и современных вероучений.

В начале Велес был рожден Небесной Коровой Земун от бога Рода, который протек от Белой горы Солнечной Сурьей, Ра-рекой.

Велес явился в мир раньше Вышня, и явился Нисхождением Всевышнего. Вышень затем пришел к людям, и воплотился как Сын Сварога и Матери Сва. Как Сын, сотворивший Отца. А Велес явился Нисхождением Всевышнего для всего живого мира (для людей, волшебных племен и животных), и воплотился сыном Небесной Коровы и Рода. И потому Велес пришел раньше Вышня и проклыдывал Ему дорогу, готовил мир и людей к приходу Вышня.

Велес и Перун были неразлучными друзьями. Перун чтил бога Велеса, ибо благодаря Велесу он получил свободу, был оживлен и смог победить лютого врага своего Скипера-зверя.

Но, как это нередко бывает, мужскую дружбу разрушила женщина. И все из-за того, что и Перун, и Велес влюбились в прекрасную Диву-Додолу. Но Дива предпочла Перуна, а Велеса отвергла.

Когда Дый обложил людей слишком тяжелой данью, они перестали ему давать жертвы. Тогда Дый стал карать отступников, и люди обратились за помощью к Велесу.

Бог Велес откликнулся и одолел Дыя, разрушил его небесный дворец, сложенный из орлиных крыльев. Велес сбросил Дыя с неба в царство Вия. И люди возликовали:

Потом Велес просил у Сварога сковать ему плуг, а также железного коня ему под стать. Сварог выполнил его просьбу. И стал Велес обучать людей землепашеству, как сеять и жать, как варить пшеничное пиво.

Потом Велес учил людей вере и мудрости (ведению). Учил как правильно делать жертвоприношения, учил звездной мудрости, грамоте, дал первый календарь. Он разделил людей на сословия, дал первые законы.

Потом Сурья повелел своим сыновьям Велесу с братом Хорсом искать себе супруг. Хорс и Велес пустили в поле стрелы — куда стрела упадет, там и искать невесту.



Последние материалы сайта