Орфей и Эвридика - кто это такие в мифологии? Орфей — легендарный певец и музыкант Древней Греции История орфея

06.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

кто такие орфей и эвридика и получил лучший ответ

Ответ от Altera[новичек]
Орфей и Эвридика
На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.
За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно. Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву. Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, - это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.
Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.
Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль.
- Нет, не могу я жить без Эвридики! - говорил он. - Не мила мне земля без неё. Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой!
Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых.
Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.
Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя - это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.
Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона:
- Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал:
- Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой!
- Сжалься! - молил Орфей. - Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!
Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетались тени мёртвых. Смело шёл Орфей по безмолвному царству мёртвых, и никто не остановил его.
Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства - Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.
Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов. В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела.
В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом.
Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: кто такие орфей и эвридика

Ответ от Ётрёмный КеКс [активный]
Миф об Орфее и Эвридике
Орфей - одна из самых загадочных фигур в мировой истории, о котором дошло очень мало сведений, которых можно назвать достоверными, но при этом очень много мифов, сказок, легенд. Сегодня трудно себе представить мировую историю и культуру без греческих храмов, без классических образцов скульптуры, без Пифагора и Платона, без Гераклита и Гесиода, без Эсхила и Еврипида. Во всем этом - корни того, что мы называем сейчас наукой, искусством, и в целом культурой. Если обратиться к истокам, то вся мировая культура базируется на греческой культуре, импульс к развитию, которой принес Орфей: это каноны искусства, законы архитектуры, законы музыки и т. д. Орфей появляется в очень сложное для истории Греции время: люди погрузились в полудикое состояние, культ физической силы культ Вакха, самых низменных и грубых проявлений.
В этот момент, а это было около 5 тысяч лет назад, появляется фигура человека, которого предания называли сыном Аполлона, ослепляющего свое физической и духовной красотой. Орфей - его имя переводится как «лечащий светом» («аур» - свет, «рфе» - лечить). В мифах, о нем рассказывают как о сыне Аполлона, от которого он получает свой инструмент 7-ми струнную лиру, в которую впоследствии добавил еще 2 струны, сделав ее инструментом 9–ти муз. (муз как девять совершенных сил души, ведущих по пути и с помощью которых можно этот путь пройти. По другой версии, он был сыном царя Фракии и музы Каллиопы, музы эпической и героической поэзии. По мифам Орфей участвовал в путешествии аргонавтов за золотым руном, выручая своих друзей во время испытаний.
Одним из самых знаменитых мифов - миф о любви Орфея и Эвридики. Возлюбленная Орфея, Эвридика умирает, душа ее направляется в подземный мир к Аиду, и Орфей, ведомой силой любви к своей возлюбленной, спускается за ней. Но когда цель уже казалось бы была достигнута, и он должен был соединиться с Эвридикой, его одолевают сомнения. Орфей оборачивается и теряет свою возлюбленную, великая любовь соединяет их только на небе. Эвридика представляет собой божественную душу Орфея, с которой он соединяется после смерти.
Орфей продолжает борьбу против лунных культов, против культа Вакха, он погибает растерзанный вакханками. Миф говорит также о том, что голова Орфея какое-то время пророчествовала, и это был один из самых древнейших оракулов Греции. Орфей приносит себя в жертву и умирает, но до смерти он осуществил то дело, которое он должен осуществить: он приносит свет людям, лечит светом, приносит импульс для новой религии и новой культуры. Новая культура и религия, возрождение Греции рождается в тяжелейшей борьбе. В момент, когда господствовала грубая физическая сила, приходит тот, кто приносит религию чистоты, красивого аскетизма, религию высокой этики и морали, которая послужила противовесом.
Учение и религия орфиков принесла красивейшие гимны, через которые жрецы доносили крупицы мудрости Орфея, учение о Музах, помогающих людям через свои таинства, открыть в себе новые силы. На учение Орфея опирались Гомер, Гесиод и Гераклит, последователем орфической религии стал Пифагор, который стал основателем пифагорейской школы как возрождения орфической религии в новом качестве. Благодаря Орфею в Греции снова возрождаются мистерии - в двух центрах Элевсинах и Дельфах.
Элевсины или «место, куда пришла богиня» , связано с мифом о Деметре и Персефоне. Суть Элевсинских мистерий в таинствах очищения и возрождения, они были основаны на прохождении души через испытания.
Другую составляющую религии Орфея составляют мистерии в Дельфах. Дельфы как соединение Диониса и Аполлона представляли собой гармонию противоположностей, которую несла в себе орфическая религия. Аполлон, характеризующий порядок, соразмерность всего, дает основные законы и принципы построения всего, строительства городов, храмов. И Дионис, как обратная сторона, как божество постоянного изменения, постоянного преодоления всех возникающих преград. Дионисийское начало в человеке постоянный неиссякаемый энтузиазм


Ответ от ИРИНА НИКУЛИНА [новичек]
спасибо большое за это я очень рада сразу могу сказать то что получу пять


Ответ от Александр Вышний [активный]
Орфей - это на самом деле Иисус Христос. А Гречество - это христианство.
1) Орфей это человек, чьи деяния божественны – также как Иисус это человек, чьи деяния божественны
2) Растерзание Орфея менадами – это память о мучениях и смерти Христа
3) Убийство Орфея перуном Зевса (в версии Павсания) – это удар (солдатом) копьем в бок тела Христа
4) Гора Пангей, где разорвали Орфея (в трагедии Эсхилла «Бассариды», фр. 23-24 Радт) – это память о горе Голгофе, где был распят Иисус Христос
5) Эдониек, убивших Орфея, Дионис превратил в дубы – это память о распятии Христа на «древе», т. е. о трех крестах – Иисуса и двух разбойников - т. е. это «три древа» или «дубы»
6) На Лесбосе было святилище, где пророчествовала голова Орфея– это искаженный образ «Спаса нерукотворного», т. е. плащаницы, в которую завернули тело снятого с креста Иисуса и на которой остался отпечаток тела и лица, после чего плащаницу сложили несколько раз так, что стало видно только лицо, т. е. «голова» Иисуса («Спас нерукотворный») – плащаница до сих пор хранится в данной форме
7) Спуск Орфея в Аид за Эвредикой – это спуск Иисуса Христа в Ад за Евой и Адамом
8) Орфей любимец Аполлона – Аполлон это еще одно отражение Христа, Христос-свет, «духовное солнце», поэтому неудивительно переплетение сюжетов Орфея и Аполлона
9) С помощью золотой лиры Орфей мог приручать диких животных, двигать деревья и скалы – это память о чудесах Иисуса, а еще отражение слов «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас»
10) Орфей создал религиозное учение «орфизм» - это христианство, которое создал Иисус
11) Орфей один из аргонавтов, путешествовавших за золотым руном – «золотое руно» это шкура барана, т. е. «Агнца Божьего» Иисуса (т. е. не простого агнца, а «божественного», «золотого»), поэтому связь Орфея и «золотого руна» неудивительна.
12) Деревянная статуя Орфея находилась в храме Деметры Элевсинской в Лаконике – Деметра является отражением Богородицы, матери Христа (Деметра – богиня-мать), поэтому неудивительно что в храме Деметры-Богородицы стоит статуя ее сына Орфея-Христа.
Более того - Дионис, Гермес, Прометей, Асклепий, Аполлон, Пан - всё это разные имена и символы Иисуса Христа в Греции.
Гречество, египетство, зороастризм, индуизм не возникали якобы за 3000-2000 лет до Христа - они и есть одна из законных форм учения Христа. Ошибочны не они, а историческая хронология Скалигера и Петавиуса, искусственно отодвинувшая «на бумаге» эти ветви христианства в «далекое прошлое» и объявившая их «язычеством».
Дионисийские мистерии (где главный бог Дионис), Орфизм (бог Орфей), Герметизм (бог Гермес Трисмегист), Элевсинские мистерии (богиня Деметра – отражение Богородицы) и культ Великой матери (Кибела – это Богородица) – всё это ветви греческого христианства, где Иисус и Богородица являются главными и названы разными именами.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что сотни «Черных Мадонн» в Европе оказались египетскими статуями Исиды – потому что египетство – это изначальное христианство, а «Исида» - это «Иси-да», т. е. относящаяся к Исе (Иисусу), «Иисусова» (наподобие мужского «Валентин» и женского «Валенти-да»). Поэтому также в Европе широко почитался культ Митры (митраизм, зороастризм) – ведь это просто вариант христианства, как и гречество. Поэтому в разных странах было почитание якобы разных богов, но при этом одинаковых по смыслу, как в Египте с Имхотепом и в Греции с Асклепием - просто всё это одна религия - христианство, но с местными особенностями. Именно поэтому греки спокойно отождествляли своих богов с египетскими и другими - потому что кроме разницы в именах они ничем не различались, - всё было христианством.

Орфей Орфей

(Orpheus, Ορφεύς). Поэт догомеровской эпохи, мифическое лицо; по преданию он был сын Эагра и Каллиопы, жил во Фракии и участвовал в походе Аргонавтов. Он так хорошо пел и играл на лире, полученной им от Аполлона, что усмирял диких зверей и приводил в движение деревья и скалы. Он женился на нимфе Эвридике, которая умерла, укушенная змеей. Орфей спустился в ад за своей супругой, где своим пением приостановил страдания умерших. Аид позволил ему взять на землю Эвридику, но с тем условием, чтобы он не оглядывался на нее до тех пор, пока они не выйдут из царства теней. Но Орфей не удержался, взглянул на Эвридику раньше, чем было дозволено, и она должна была остаться в преисподней. Огорченный Орфей стал после этого выражать презрение ко всем женщинам, за что был растерзан фракийскими вакханками во время оргий.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

Орфей

Фракийский певец, сын музы Каллиопы и бога Аполлона (либо речного бога Эагра). Брат Лина, который научил его музыке, но впоследствии Орфей превзошел своего учителя. Чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы. Орфей принимал участие в походе аргонавтов в Колхиду, и, хотя он не был великим воином, случалось, что именно он спасал товарищей своими песнями. Так, когда "Арго"проплывал мимо острова сирен, Орфей запел еще прекраснее, чем сирены, и аргонавты не поддались их чарам. Не меньше, чем своим искусством, Орфей прославился и своей любовью к молодой жене Эвридике. Орфей спустился в Аид за Эвридикой и очаровал своим пением стража Цербера. Аид и Персефона согласились отпустить Эвридику, но с условием, что Орфей будет идти впереди и не оглянется, чтобы посмотреть на свою супругу. Орфей нарушил этот запрет, обернулся посмотреть на нее, и Эвридика навечно изчезла. Выйдя на землю, Орфей не долго прожил без жены: вскоре его растерзали участницы дионисийских мистерий. Учитель или отец Мусея.

// Гюстав МОРО: Орфей // Одилон РЕДОН: Голова Орфея // Франсиско де КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС: На Орфея // Виктор ГЮГО: Орфей // Иосиф БРОДСКИЙ: Орфей и Артемида // Валерий БРЮСОВ: Орфей // Валерий БРЮСОВ: Орфей и Эвридика // Поль Валери: Орфей // ЛЮСЕБЕРТ: Орфей // Райнер Мария РИЛЬКЕ: Орфей. Эвридика. Гермес // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "О дерево! Восстань до поднебесья!.." // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Как девочка почти… Ее принес…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Конечно, если - бог. Но если он…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Не воздвигай надгробья. Только роза…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Да, чтобы славить! Он призван восславить…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Но о тебе, хочу, о той, которую знал я…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Но до конца ты, божественный и сладкогласный…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Уйдешь, придешь и дорисуешь танец…" // Яннис РИЦОС: Орфею // Владислав ХОДАСЕВИЧ: Возвращение Орфея // Владислав ХОДАСЕВИЧ: Мы // Марина ЦВЕТАЕВА: Эвридика - Орфею // Марина ЦВЕТАЕВА: "Так плыли: голова и лира…" // Н.А. Кун: ОРФЕЙ В ПОДЗЕМНОМ ЦАРСТВЕ // Н.А. Кун: СМЕРТЬ ОРФЕЯ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Фрагмент росписи краснофигурного кратера.
Около 450 до н. э.
Берлин.
Государственные музеи.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала скульптора Каллимаха (420—410 до н. э.).
Неаполь.
Национальный музей.

Мозаика III в.
Палермо.
Национальный музей.




Синонимы :

Смотреть что такое "Орфей" в других словарях:

    - (1950) фильм французского режиссера и поэта Жана Кокто, один из самых ярких и впечатляющих фильмов европейского модернизма и неомифологизма, сочетающий в себе жанры поэтического кино, психологической драмы, философского киноромана, триллера и… … Энциклопедия культурологии

    Баснословный музыкант, который до того хорошо играл, что звери, приходя, ложились у ног его, а деревья и камни приходили в движение. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д … Словарь иностранных слов русского языка

    ОРФЕЙ Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    ОРФЕЙ - Орфей. По представлениям греков – величайший певец и музыкант, сын музы Каллиопы и Аполлона (по другой версии – фракийского царя). Орфей считался основателем орфизма – особого мистического культа. Аполлон дал Орфею лиру, с помощью которой тот мог … Список древнегреческих имен

    - «ОРФЕЙ» (Orphee), Франция, 1949, 112 мин. Фильм Жана Кокто один из его самых впечатляющих художественных проектов, наполненный разнообразными культурными веяниями, от фрейдизма до неомифологизма. Орфей символ художника среди самых важных для… … Энциклопедия кино

    Орфей - Орфей. Мозаика. 3 в. Национальный музей. Палермо. Орфей. Мозаика. 3 в. Национальный музей. Палермо. Орфей в мифах древних греков знаменитый певец и музыкант, сын музы Каллиопы. Магической силе его искусства покорялись не только люди, но и боги, и … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (фр. Orphee) герой трагедии Ж.Кокто «Орфей» (1928). Кокто использует античный материал в поисках вечного и всегда современного философского смысла, скрытого в основе древнего мифа. Именно поэтому он отказывается от стилизации и переносит действие … Литературные герои

    В мифах древних греков знаменитый певец и музыкант, сын музы Каллиопы. Магической силе его искусства покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Он участвовал в походе аргонавтов, игрой на форминге и пением усмирял волны и помогал… … Исторический словарь

    Из древнегреческой мифологии. Как сообщают римские авторы Вергилий («Георгики») и Овидий («Метаморфозы»), пение Орфея легендарного музыканта Древней Греции было столь хорошо, что дикие звери выходили из своих нор и следовали за певцом послушно,… … Словарь крылатых слов и выражений

Сказание «Орфей и Эвридика» считается одним из классических повествований о вечной любви. У влюбленного не хватило сил и упорства вывести жену из Царства Мертвых, чем он обрек себя на скитания и душевные муки. Но, если задуматься, этот миф – не только о чувстве, над которым не властно время, легенда учит и другим , о чем пытались поведать эллины.

Орфей и Эвридика - кто это?

Кто такие Орфей и Эвридика? По греческой легенде, это влюбленная пара, чувства которых были настолько сильны, что супруг рискнул спуститься за женой в Царство смерти и выпросил право забрать умершую назад, к живым. Но не сумел выполнить требование бога подземного мира Аида и потерял жену уже навсегда. Этим обрек себя на душевные скитания. Но не отказался от редкого дара дарить своей музыкой радость, чем и покорил владыку мертвых, выпрашивая жизнь Эвридике.

Кто такой Орфей?

Кто такой Орфей в Древней Греции? Он был известнейшим для своего времени музыкантом, олицетворением могучей силы искусства, его дар играть на лире покорял мир. О происхождении певца существует 3 версии:

  1. Сын бога реки Эагра и музы Каллиопы.
  2. Наследник Эагра и Клио.
  3. Ребенок бога Аполлона и Каллиопы.

Аполлон подарил юноше лиру из золота, ее музыка делала ручными животных, заставляла двигаться растения и горы. Необычный дар помог Орфею стать победителем в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию. Помогал найти руно из золота аргонавтам. Среди его знаменитых деяний:

  • открыл таинственные церемонии бога Диониса;
  • возвел храм Коры Сотеры в Спарте.

Кто такой Орфей в мифологии? Легенды увековечили его, как единственного смельчака, который ради любимой осмелился спуститься в Царство мертвых, и даже сумел выпросить ей жизнь. О смерти легендарного певца сохранилось несколько версий:

  1. Был убит фракийскими женщинами за то, что не разрешил им принимать участие в мистериях.
  2. Поражен молнией.
  3. Дионис превратил его в созвездие Коленопреклоненного.

Кто такая Эвридика?

Эвридика - возлюбленная Орфея, лесная нимфа, по некоторым версиям, дочь бога Аполлона. Ее страстно полюбил известный своим даром певец, и девушка ответила взаимностью. Они поженились, но счастье длилось недолго. О гибели красавицы в литературных трудах эллинов сохранилось 2 версии:

  1. Погибла от укуса змеи, когда водила хороводы с подругами.
  2. Наступила на гадюку, убегая от преследовавшего ее бога Аристея.

Мифы Древней Греции - Орфей и Эвридика

Миф об Орфее и Эвридике повествует о том, что когда умерла любимая жена, певец решился спуститься в подземное царство и попросить вернуть любимую. Получив отказ, попытался выразить свою боль в игре на арфе, и настолько впечатлил Аида и Персефону, что те разрешили забрать девушку. Но поставили условие: не оборачиваться, пока не выйдет на поверхность. Орфей не сумел выполнить уговор, уже на выходе посмотрел на жену, и та вновь опустилась в мир теней. Всю свою земную жизнь певец тосковал по любимой, а после смерти воссоединился с ней. Только тогда Орфей и Эвридика стали неразлучными.

Чему учит миф «Орфей и Эвридика»?

Исследователи уверены, что легенда об Орфее и Эвридике имеет более глубокий смысл, чем просто трогательная история о любви. Ошибку певца и решение Аида трактуют, как:

  1. Проявление вечной вины человека перед своими умершими близкими.
  2. Издевательскую шутку богов, которые знали, что певец не выполнит условие.
  3. Утверждение, что между живыми и мертвыми существует преграда, которую не дано преодолеть никому.
  4. Даже силой любви и искусства нельзя одолеть смерть.
  5. Талантливый человек всегда обречен на одиночество.

История про Орфея и Эвридику имеет еще и философское толкование:

  1. Певец находит жену благодаря тому, что очень близок к тайнам природы, неба, мироздания.
  2. Исчезновение Эвридики сродни появлению путеводной звезды в жизни человека, которая указывает путь и исчезает, когда цель почти достигнута.
  3. Даже после смерти любимой чувство служит , создания новых шедевров, в которых нуждается мир.

Был Орфей знаменитым певцом Эллады. Он был сыном бога Аполлона, а по другим сказаниям - речного бога Эагра и музы Каллиопы; родом был он из Фракии.
По одним преданиям, он вместе с Гераклом и Фамиридом учился у искусного певца Лина, а другие рассказывают, что он провел свою юность в Египте и там обучался музыке и пению. От звуков его чудесной лиры вся природа наполнялась трепетом: умолкали хоры очарованных птиц, останавливали ход свой рыбы в море, на звук его песен откликались деревья, горы и скалы; дикие звери выходили из нор и ласкались у его ног.
У Орфея была жена - прекрасная Эвридика, нимфа Пенейской долины. Однажды весной собирала она вместе с подругами цветы на лугу. Увидел ее бог Аристей и стал преследовать. Убегая от него, она наступила на ядовитую змею, которая ужалила ее, и от укуса Эвридика умерла. Громко оплакивали погибшую Эвридику ее нимфы-подруги и воплями оглашали долины и горы Фракии.
Орфей сидел со своей лирой на пустынном речном берегу и с утра до позднего вечера и с вечера до солнечного восхода изливал свою скорбь в печальных и нежных песнях, их слушали скалы, деревья, птицы и звери лесные. И вот Орфей решил наконец спуститься в подземное царство, чтобы просить Аида и Персефону вернуть ему любимую Эвридику.
Глухим Тенарским ущельем спустился Орфей в подземное царство и без страха прошел мимо толпившихся там теней. Подойдя к трону Аида, он заиграл на лире и сказал;
~ Боги подземного царства, я пришел к вам не за тем, чтобы увидеть страшный Тартар, не для того, чтобы сковать злобного пса Цербера, а пришел я ради своей жены Эвридики, которая погибла, укушенная змеей.
Так сказал он и заиграл на лире, и заплакали от сострадания тени умерших. Тантал, забыв о жажде, стоял, очарованный игрой Орфея; остановилось колесо Иксиона, и несчастный Сизиф, забыв о своей тяжелой работе, начал прислушиваться к чудесной песне, опершись на свой камень. Жестокие эринии и те прослезились впервые; и Персефона и Аид не могли отказать в просьбе певцу Орфею.
Они позвали Эвридику и позволили ей вернуться вместе с Орфеем на землю. Но они повелели ему по дороге к светлому миру не оглядываться назад, не смотреть на жену Эвридику. Вот отправились в долгий путь по крутой пустынной тропе Орфей и Эвридика. Молча шел впереди Орфей и в глубоком молчании шла за ним Эвридика. Были они уже близко к светлому миру, но захотелось Орфею оглянуться назад, чтобы проверить, идет ли за ним Эвридика, и вот в тот миг, когда он оглянулся, Эвридика снова умирает и становится тенью и, протягивая к нему руки, возвращается в подземное царство Аида.
Поспешил печальный Орфей за исчезнувшей во мраке тенью, но равнодушный перевозчик мертвых Харон не внял его просьбам и отказался перевезти его на другой берег реки Ахеронт. Семь дней безутешный певец сидел на берегу подземной реки и только в слезах находил себе утешение. Затем он возвратился в долины фракийских гор. Здесь прожил он в печали целых три года.
и единственное, что его утешало в горе, была песня; и полюбили ее слушать горы, деревья и звери.
Однажды он сидел на скале, освещенной солнцем, и пел свои песни, и деревья, столпившиеся вокруг Орфея, своей тенью укрыли его. Скалы теснились к нему, птицы покидали леса, звери выходили из нор и вслушивались в волшебные звуки лиры.
Но увидали Орфея фракиянки, праздновавшие в горах шумный праздник Вакха. Они давно гневались на певца, который, потеряв жену, не хотел полюбить другую женщину. Стали разъяренные вакханки бросать в него камни, но, очарованные звуками лиры и песней Орфея, камни падали к его ногам, как бы моля о прощении. Но все же звуки неистовых флейт, рогов и бубна заглушили звуки лиры Орфея, и камни стали долетать до него. Неистовые вакханки бросились на Орфея, стали бить его тирсами, увитыми виноградными листьями, и Орфей упал под их ударами.
Смерть его оплакивали птицы и звери, и даже скалы и те проливали слезы. Деревья в грусти роняли листья, дриады и наяды с плачем рвали на себе волосы. Голову убитого Орфея и его лиру вакханки бросили в реку Гебр, и, плывя по воде, лира издавали тихие грустные звуки, а голова Орфея еле слышно продолжала печальную песню, и печальным отзвуком отвечали ей берега.
Плыли по реке голова и лира Орфея в море, к берегам острова Лесбос, где пели свои прекрасные песни Алкей и Сафо, где поют соловьи нежней, чем где-либо на земле.
А тень Орфея спустилась в подземное царство Аида и нашла там свою Эвридику и никогда с той поры не разлучалась с ней.
Существует и другое предание, по которому тело Орфея похоронили музы, а лиру Орфея боги поместили на небе среди звезд.

Мифы и легенды древней Греции. Иллюстрации.

Или Аполлон

В мифологии

Происхождение

Существует множество различных версий о происхождении Орфея. По наиболее распространенному варианту, он сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы . По другим версиям, сын Эагра и Полигимнии , либо Клио , либо Мениппы; либо Аполлона (у Пиндара) и Каллиопы .

Ранние годы

Довёл количество струн на лире до девяти . Победил в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию .

Орфей и Эвридика

После смерти жены спускался за ней в подземное царство . Очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону - так, что они согласились возвратить на землю Эвридику . Но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что Орфей нарушил условие, поставленное богами, - взглянул на неё ещё до выхода из подземного царства. Согласно Овидию , после окончательной потери Эвридики Орфей разочаровался в женской любви и научил фракийцев любви к юношам .

Гибель

Существует несколько рассказов о его смерти. По Овидию , был растерзан фракийскими менадами за то, что презрел их любовные притязания . По Конону , фракийские и македонские женщины убили Орфея за то, что он (будучи жрецом местного храма Диониса) не допустил их к мистериям . Либо был убит за то, что стал свидетелем мистерий Диониса, превращён в созвездие Коленопреклоненного . Либо за то, что в песне восхвалил богов, но пропустил Диониса . Убит фракийскими женщинами в городе Дие (Македония), урну показывали у реки Геликон в Македонии. По версии Павсания, был поражён молнией .

Мифы о растерзании Орфея менадами легли в основу орфических культов . Его растерзание бассаридами описывалось в трагедии Эсхила «Бассариды», где упоминалась и гора Пангей (фр.23-24 Радт).

Эдониек, убивших Орфея, Дионис превратил в дубы . В отместку за Орфея фракийцы татуировали своих жен . Музы собрали вместе его растерзанное на куски тело и похоронили его тело в Либетрах, а лиру Зевс поместил среди созвездий . Гимны Орфея пели Ликомиды при совершении таинств . Голова и лира плыли по Гебру и выброшены на Лесбос у Мефимны (или только голова) , лиру поместили в святилище Аполлона. На Лесбосе было святилище, где пророчествовала его голова . По одному из древнегреческих мифов, после смерти Орфей был помещён на небо в образе Лебедя , недалеко от Лиры . После смерти его душа выбрала жизнь лебедя из-за ненависти к женщинам .

Орфизм

Полумифическому Орфею приписывается создание одной из наиболее значительных предфилософских школ Древней Греции - орфизма . Эта школа была по сути религиозной, а орфизм можно назвать своего рода «ересью» на основе традиционной греческой религии. Тем не менее, «Орфей» и орфизм сыграли определённую роль в генезисе философского мышления, предопределив некоторые принципы ранней греческой науки.

Орфизм получил наибольшее распространение в VI веке до н. э. в Аттике эпохи Писистрата, в VI-V веках до н. э. укоренившись главным образом в Южной Италии и на Сицилии .

От орфической школы сохранился ряд своеобразных сочинений: это орфические теогонии, священные сказания и другое. В основном эти произведения дошли во фрагментах - либо на пластинках или папирусах, либо в позднейших пересказах. Однако уже классическая критическая традиция (Платон и Аристотель) пересказывают основные положения орфической школы. Прародителями всего, вслед за Гомером , выступают Океан и Тефия , родившиеся от Геи и Урана . Океан и Тефия прежде были сплетены вместе, но затем разделились под действием «лютой вражды». Тогда же породился и Эфир, в котором появились планеты, звёзды, горы и моря. Возникновение животного «подобно плетению сети» - оно возникает из органов постепенно (в этом Орфей предопределил прото-эволюционную концепцию Эмпедокла).

Своеобразным сводом их молитв-заклинаний является сборник философско-ритуального характера, авторство которых приписывается Орфею, известный под названием «Орфические гимны» .

Образ в искусстве

Орфей как художественный образ известен в искусстве с первой половины VI в. до н. э.

Как отмечает исследовательница Е. Гнездилова, среди многочисленных античных и библейских мифов, используемых в литературе XX столетия, миф об Орфее занимает особое место, благодаря ему в культуре XX века актуализируются проблемы художественного творчества, психологии творческой личности, исследуется феномен Поэта, а также обсуждаются такие экзистенциальные категории, как одиночество, любовь и смерть .

Канадский литературовед Ева Кушнер, исследовавшая особенности интерпретации мифа об Орфее во французской литературе XIX - первой половины XX века, отмечала тогдашнюю особую популярность мотива любви Орфея и Эвридики, что связывала с общим для многих французов настроением одиночества и бесприютности человека в мире .

Примечания

  1. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека Книга IV 25, 2
  2. Имре Тренчени-Вальдапфель. Орфей и Эвридика // Н.Н. Трухина, А.Л. Смышляев. Хрестоматия по истории Древней Греции. Издательство «греко-латинский кабинет». http://www.mgl.ru
  3. Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 23; Евстафий. К Илиаде X 442; Цец. Хилиады I 12 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23
  4. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.36
  5. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23.
  6. Платон. Государство II 363с
  7. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека Книга V 77, 3
  8. Страбон . География Книга VII, фр.18
  9. Псевдо-Климент Римский. Гомилии V 15 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.431; Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003. С.397
  10. Эсхил . Агамемнон , 1629-1630. Фрагменты ранних греческих философов. Под ред. А. В. Лебедева. М., 1989.; Клавдиан. Похищение Прозерпины II Вступ. 15-28
  11. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 24
  12. Гигин. Мифы 273
  13. Миф об Орфее в литературе первой половины XX века
  14. Пиндар. Пифийские песни IV 175; Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 24-34; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Валерий Флакк. Аргонавтика I 470; Гигин. Мифы 14 (с.23)


Последние материалы сайта