Сообщение мертвые и живые души в поэме. Сочинение живые и мертвые души в поэме гоголя мертвые души. Кто является «мёртвыми душами» в поэме

02.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В основу сюжета поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» положено путешествие помещика-авантюриста Чичикова, разъезжающего по всей России и скупающего у крепостников фактически не существующие, но ещё значащиеся в документах крестьянские души. Однако важность представляет не сам факт хитроумной поездки Чичикова, а отображение в поэме характеров и нравов людей той эпохи. В пяти «портретных» главах, повествующих о встрече героя с помещиками, показано, как по-разному и в то же время одинаково по сути складывались во времена Гоголя (то есть в первой половине XIX века) крепостные отношения в одном из провинциальных уголков России и как они отражались на укладе жизни и характерах помещиков того времени.

Помещики встречаются Чичикову в порядке, соответствующем замыслу автора. Сначала Павел Иванович встречается с бесхозяйственным и мягкотелым Маниловым, затем — с мелочной Коробочкой, потом — с кутилой и «хозяином жизни» Ноздрёвым, после него — с прижимистым Собакевичем, а в конце — со скрягой Плюшкиным. Таким образом, по мере чтения поэмы мы сталкиваемся со всё более и более извращёнными характерами. По существу эти герои и являются в поэме «мёртвыми» душами.

Итак, представленная в поэме Гоголя галерея «портретов» начинается с помещика Манилова. Внешность Манилова, его жеманные манеры вполне соответствуют основным свойствам его характера — бессмысленной мечтательности и полной оторванности от жизни. В повседневной жизни Манилова мы не наблюдаем каких-либо серьёзных самостоятельных начинаний. Хозяйство он давно забросил, поместьем управляет приказчик. Как мы узнаём из разговора Манилова с Чичиковым, горе-помещик даже не имеет представления о том, сколько на самом деле у него крестьян и умирал ли кто-нибудь из них со времени последней переписи. О праздности и душевной вялости помещика красноречиво свидетельствует тот факт, что в его кабинете уже два года лежит книга, заложенная всё на одной и той же странице и с тех пор ни разу не взятая им в руки.

Однако не всё так худо в Манилове: иногда в нём просыпается жажда деятельности, и он начинает грезить, мечтая, например, о сооружении каменного моста через пруд возле своего дома. Жаль только, что этим мечтам так и не суждено сбыться, да и в целом все маниловские проекты представляются забавами, о которых не пристало думать настоящему хозяину.

По мере отдаления от Манилова, мы вспоминаем его со всё большей симпатией: он хотя и пуст, но безобиден и по-своему даже обаятелен, тогда как остальные представители этого сословия предстают в изображении Гоголя по-настоящему отвратительными. Наибольшее выражение это качество получило в образе Плюшкина.

Плюшкин, по мнению автора, являет собой «прореху на человечестве». Всё, что было в нём человеческого, давно умерло. Изумлённый Чичиков видит перед собой аморфное, потерявшее всякие приметы пола и возраста существо. Изображая Плюшкина, автор показывает, во что может превратиться человек, забывший об истинном своём предназначении.

Ощущение гибели присутствует, кажется, в самой атмосфере, окружающей «заплатанного» Плюшкина: поместье его давно обветшало, дом смотрится «дряхлым инвалидом». При этом Плюшкин владеет тысячами душ крепостных, а его амбары и кладовые полны разного добра. Однако всё нажитое и накопленное гниёт, крестьяне, оставшиеся без работы и хлеба, «мрут, как мухи», а хозяин, движимый патологической скупостью, продолжает копить в своём доме всякий хлам. Его бережливость граничит с безумием. Душа Плюшкина настолько мертва, что у него не осталось никаких чувств, и даже детей своих он не хочет знать. «До такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — восклицает писатель.

«Мёртвым» душам помещиков Гоголь противопоставляет в своей поэме «живые» души народа, в которых, несмотря на все тяготы и преграды, не угасает огонёк трудолюбия, сочувствия, любви. Такими в произведении предстают сапожник Максим Телятников, Степан Пробка, дядя Митяй и дядя Миняй, каретник Михеев, крепостная девочка Пелагея, Прошка и Мавра, кирпичник Милушкин. Автор испытывает досаду и горькое сожаление по поводу того, что крестьянин — «живая» душа, представитель большей части населения страны, её кормилец и защитник — пребывает в позорной зависимости от «мёртвых» душ. Поэма Гоголя — это попытка писателя обратить внимание мыслящих людей на нетерпимость такого положения в России.

В произведении «Мертвые души» повествование ведется от лица некоего автора. Он выступает как бы в качестве лирического героя. В какой-то степени автор выражает мысли самого Н.В. Гоголя. Речь автора тесно переплетается с образами персонажей, поэтому иногда сложно понять, где же слова самого автора.

На протяжении всей поэмы автор насмехается над всем происходящим, над персонажами и даже над читателями. Он как бы находится в стороне и наблюдает за всем. Автор как тень следует за Чичиковым и не упустит случая отпустить пару шуток в его адрес. Он иронизирует по поводу жизней всех персонажей и умеет тонко намекнуть на их ничтожность.

Автор, как и сам Гоголь - свободный странник. Он выступает в образе идеального человека, имеющего право судить о других людях. С одной стороны он серьезно говорит о недостатках того или иного персонажа, а с другой стороны чувствуется его ирония.

Он смотрит на всех свысока и высказывает свою точку зрения в любой ситуации. Иногда его философские размышления занимают достаточное место в поэме. Он анализирует и как будто ведет разговор с читателем. Такой прием, на мой взгляд, является удачным, так как автор располагает к себе, ему хочется верить.

В поэме автор является отдельным целостным персонажем. У него своя судьба, биография, своя система ценностей и принципов. Он умело подмечает недостатки других и при этом относится ко всему с юмором. С помощью образа автора писатель высказывает свое отношение к происходящему в стране на тот момент.

Кто является «мёртвыми душами» в поэме?

«Мертвые души» - это заглавие носит в себе что-то, наводящее ужас… Не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и прочие - вот мертвые души и мы их встречаем на каждом шагу», - писал Герцен.

В этом своем значении выражение «мертвые души» обращено уже не к крестьянам - живым и умершим, - а к хозяевам жизни, помещикам и чиновникам. И смысл его метафорический, переносный. Ведь физически, материально, «все эти Ноздревы, Маниловы и прочие» существуют и в большинстве своем процветают. Что может быть несомненнее, чем медведеподобный Собакевич? Или Ноздрев, о котором сказано: «Свет он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Но физическое бытие еще не есть человеческая жизнь. Растительное существование далеко от настоящих духовных движений. «Мертвые души» обозначают в данном случае мертвенность, бездуховность. А проявляется эта бездуховность по крайней мере двояко. Прежде всего - это отсутствие каких-либо интересов, страстей. Помните, что говорится о Манилове? «От него не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свое, а у Манилова ничего не было. Большинство увлечений или страстей не назовешь высокими или благородными. Но у Манилова не было и такой страсти. У него вообще ничего своего не было. И главное впечатление, которое производил Манилов на собеседника - это ощущение неопределенности и «скуки смертельной».

Другие персонажи - помещики и чиновники - далеко не так бесстрастны. Например, у Ноздрева и у Плюшкина есть свои страсти. Есть свой «задор» и у Чичикова - задор «приобретательства». И у многих других персонажей есть свой «задирающий предмет», приводящий в движение самые разнообразные страсти: алчность, честолюбие любопытство и так далее.

Значит в этом отношении «мертвые души» мертвенны по-разному, в разной степени и, так сказать, в разных дозах. Но в другом отношении они мертвенны одинаково, без различия и исключений.

Мертвая душа! Это явление кажется противоречивым в самом себе, составленным из исключающих друг друга понятий. Разве может быть мертвая душа, мертвый человек, то есть то, что по природе своей одушевлено и духовно? Не может жить, не должно существовать. Но существует.

От жизни остается некая форма, от человека - оболочка, которая, однако, исправно отправляет жизненные функции. И тут нам открывается еще одно значение гоголевского образа «мертвые души»: ревизские мертвые души, то есть условное обозначение умерших крестьян. Ревизские мертвые души - конкретные, оживающие лица крестьян, с которыми обходятся так, как будто это не люди. А мертвые духом - все эти Маниловы, Ноздревы, помещики и чиновники, мертвая форма, обездушенный строй человеческих взаимоотношений…

Все это грани одного гоголевского понятия - «мертвые души», художественно реализованного в его поэме. И грани не изолированные, но составляющие единый, бесконечно глубокий образ.

Следуя за своим героем, Чичиковым, переезжая из одного места в другое, писатель не оставляет надежды найти таких людей, которые бы несли в себе начало новой жизни и возрождения. Цели, которые ставит перед собой Гоголь и его герой, в этом отношении прямо противоположны. Чичикова интересуют мертвые души в прямом и переносном смысле этого слова - ревизские мертвые души и люди, мертвые духом. А Гоголь ищет живую душу, в которой горит искра человечности и справедливости.

Кто такие «живые души» в поэме?

«Мёртвым душам» поэмы противопоставлены «живые» - народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный. С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа пишет о нём Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево, плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности. Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу «бойкого народа» и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорит о способности народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка «в гвардию годился бы». Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников - «что шилом кольнёт, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо». А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!». Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не выдержала его душа гнёта неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он "гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись с купцами". Но нелегко ему ходить с бурлаками, "таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню". В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному будущему. За корою бездуховности, черствости, мертвечины бьются живые силы народной жизни - и то там, то здесь пробиваются на поверхность в живом русском слове, в веселье бурлаков, в движении Руси-тройки - залоге будущего возрождения родины.

Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа, любовь к родине, позволили Гоголю гениально предвидеть ее великое будущее.

В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» раскрываются самые злободневные темы современного ему общества. Одна из них – тема живой и мёртвой души в русской действительности. И главным героем произведения становится «делец» нового типа Чичиков, которого трудно назвать просто деловым человеком потому, что слишком много в его облике неприятного. Отрицательные черты в характере преобладают, поэтому Чичиков больше «делец», чем предприниматель, да и сами «дела» его уважения не вызывают, так как заранее рассчитаны на манипуляции с законом.

Автор показывает главного героя сначала в его деятельности, когда он активно приобретает мёртвые души, и гораздо позже Гоголь сообщает, как сформировался данный характер. Уже в начале произведения герой изображён предприимчивым, изобретательным человеком, который заранее просчитывает и продумывает все свои действия. В первый же день приезда в губернский город Чичиков расспросил слуг в трактире обо всех «значительных чиновниках» и «значительных помещиках». Его интересовали также болезни и эпидемии в крае за последние годы, и выяснял всё приезжий очень обстоятельно, что говорило об определённых целях и деловитости господина, который времени даром не терял.

Коллежский советник Павел Иванович Чичиков был человеком солидным, но держался в соответствии с обстоятельствами: с Маниловым он мил и услужлив, подыгрывает сентиментальному фразёрству хозяина, а с Коробочкой настойчив и хитёр, так как стремится переиграть расчётливую и жадную помещицу. Совершенно другим предстаёт Чичиков перед читателями, когда видим его в общении с чиновниками города: герой «очень искусно умел польстить каждому», он делал это с умыслом, стремясь заручиться поддержкой в будущем, ведь ему нужна помощь при оформлении бумаг на купленные души.

Чичикова нисколько не волновала щекотливость вопроса, двусмысленность его предпринимательства; он делал свои покупки открыто, не таясь перед помещиками, как будто совершал самое обычное дело. Чичиков хорошо изучил нравы людей, обладающих немалой собственностью, и знал, что жажда наживы преобладает у них над всеми остальными чувствами и качествами. Ради малейшей выгоды, они продадут хоть воздух, хоть умерших крестьян. Даже заподозрив в Чичикове мошенника, они охотно оформляют с ним сделку, так как к нарушению закона относятся спокойно: в России, по мнению тех же помещиков и чиновников, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Все видят в окружающих плутов, но сохраняют при этом дружеские отношения. И Чичиков на балу у губернатора примыкает к группе «толстых» чиновников, потому что, по его мнению, «толстые умеют лучше на этом свете обделывать свои дела».

Чичиков жаден и скуп, как и все те, с кем он имеет дело (кроме Манилова), но при необходимости даёт взятки и платит за несуществующих крестьян, так как выгода впереди. Деньги все берут охотно, что и позволяет говорить о низком уровне духовности помещичье-чиновничьего племени, превыше всего ценящего богатство.

Ситуация со сделками вокруг приобретения душ умерших крестьян позволила Гоголю поднять тему живой и мёртвой души. Оказалось, что крестьяне обладают добрым нравом, их труд и дела имеют большую жизнеутверждающую силу, и этим они отличаются от своих хозяев, превосходя помещиков по многим качествам. Так, мужики, когда-то принадлежавшие Собакевичу, все были с положительными характеристиками: «хороший столяр», «дело смыслит и хмельного не берёт», «хорошего нрава и не вор». Плотник Пробка Степан, богатырского телосложения, сильно поразил воображение Чичикова, ставшего «хозяином» умершего крестьянина, и он представил себе, как этот трудолюбивый работник «исходил с топором» все окрестные имения, зарабатывая для своей семьи необходимые средства. И каретник Михеев славился своей искусной работой, его кареты отличались особым качеством. Эти люди в поэме не вовлечены в действие, так как они умерли, но о них помнят и говорят, как о живых. Значит, добрыми делами оставили они о себе добрую память.

Сам Чичиков также не похож на тех, с кем вступает в сделки. В сравнении с омертвевшими душами помещиков и чиновников, его душевные качества имеют отличие: данный герой обладает особой энергией и живучестью, так как даже после разоблачения, когда становится известна истинная цена его «богатству», не теряется, не считает себя проигравшим, а продолжает своё восхождение вверх, к мечте о собственном поместье. Почему он такой? И в одиннадцатой главе автор сообщает, как сформировалась такая натура.

Задатки делового характера у Чичикова заложены с детства, когда отец давал сыну наказы «беречь и копить копейку», создавать себе условия для продвижения к благополучию: «...больше всего угождай учителям и начальникам..., водись с теми, кто побогаче..., не угощай и не потчевай никого». И Павлуша ещё в школе начал «делать деньги», продавая еду проголодавшимся детям. Спекуляции в детстве, затем расторопность, услужливость, изворотливость и даже особое усердие на службе стали приносить свои плоды. Автор сообщает о некоторых свойствах этой личности: «Чичиков был самый благопристойный человек, какой когда-либо существовал на свете. Хотя он должен был вначале протираться в грязном обществе, но в душе всегда сохранял чистоту, любил, чтобы в канцеляриях были столы из лакированного дерева, и всё было бы благородно». Гоголь с сарказмом подчеркнул «сохранность чистоты души» у героя, сказав, что на самом деле подразумевается любовь к некоторому комфорту.

Последующие планы Чичикова шли гораздо далее того, что он имел. Послужив в канцелярии обычным чиновником, он сумел кое-чего добиться. Мечтал при этом перебраться "в службу по таможне", где больше возможностей для обогащения. А когда перешёл, то и провернул там несколько махинаций. Тогда и появились планы о приобретении мёртвых душ, чтобы потом купить (или взять в аренду) земельные участки, стать помещиком. Мечта Чичикова не далека от реальности, ведь земли, насколько ему было известно, "отдаются даром" при условии владения крепостными душами. Кто проверял бы, живые они или мёртвые? Ревизские списки велись не всегда образцово, да и друзей среди чиновников Чичиков приобрести успел.

К какой же группе отнести главного героя, к живым или мёртвым душам поэмы? Автор ответа не даёт, но есть в произведении замечательные размышления о народе, о «дивной красоте» русской души, о «несметном богатстве русского духа»: «И мёртвыми покажутся... все добродетельные люди других племён (видимо, помещичьего и чиновничьего роду-племени), как мертва книга пред живым словом».

Далее Н.В.Гоголь отмечает, что не было у него цели показать добродетельного человека, а захотел он «припрячь и подлеца», происхождение которого «темно и скромно». В результате получился такой многоплановый образ предпринимателя, купца, чиновника, будущего помещика Чичикова. А выводы о душе главного героя писатель-сатирик предоставил сделать читателям.

Н.В.Гоголь, пользуясь возможностью путешествовать со своим героем по Руси, делает интересные выводы. Он высказывает в конце первого тома надежду на процветание русского государства и сообщает свою мечту о благополучной жизни народа, особая духовность которого вызывала искреннее восхищение у писателя, так как именно душа русского крестьянина была, по мнению Гоголя, по-настоящему живой.

Рецензии

Замечательно написано... И фильм "Мёртвые души" - великолепен...
http://www.youtube.com/watch?v=r0ZiEXe5IsE&t=2701s

Но всё же в романе "Мёртвые души" - странно, что литературоведы называют его поэмой - как скучны, как однообразны, как тяжеловесно-серы практически все действующие персонажи, как и в очень многих произведениях других авторов XIX века, и отнюдь не только русских, и лишь одно-единственное действующее лицо производит приятное впечатление - имеется в виду босоногая девчонка Пелагея, крепостная у помещицы Коробочки, которая показывала Чичикову дорогу. Несмотря даже на то, что Пелагея, по прихоти Гоголя, не знает, "где право, где лево"...

Поэмой назвал сам Николай Васильевич, а мы уважаем его мнение и не можем называть по-другому. Дело в том, что у Гоголя в этом произведении немало лирических отступлений, и они замечательны. Эти размышления и высказывания писателя поэтичны, эмоциональны, будто песня льётся из души автора. Особенно те описания, которые касаются Руси и её будущего (птица-тройка). И всё это в противовес той прозе, где речь идёт о деградирующих помещиках, их быте и нравах.
Однако не соглашусь с Вами, что эти лица "тяжеловесно-серы"... Нет, там каждый портрет - это особый и яркий тип, хотя приятного впечатления не вызывает. Зато понимаем, как уродуют человека те социальные отношения, где есть несправедливость, алчность, эксплуатация и стремление к НАЖИВЕ за счёт труда подневольных людей.
Спасибо за прочтение и отклик! Мне понравились Ваши размышления, хотя и несколько противоречат моему пониманию.
Всего Вам доброго!
С уважением

В 1842 году была опубликована поэма «Мёртвые души». У Гоголя было множество проблем с цензурой: от названия до содержания произведения. Цензорам не нравилось, что в названии, во-первых, актуализирована социальная проблема махинаций с документами, а во-вторых, соединяются противоположные с точки зрения религии понятия. Гоголь менять название наотрез отказывался. Замысел писателя по-настоящему поражает: Гоголь хотел, будто Данте, описать весь мир, коим представлялась Россия, показать и положительные, и отрицательные черты, изобразить непередаваемую красоту природы и загадочность русской души. Всё это передано с помощью разнообразных художественных средств, да и сам язык повести лёгкий и образный. Недаром Набоков говорил, что Гоголя от комического до космического отделяет всего одна буква. Понятия «мёртвые живые души» в тексте повести смешиваются, словно в доме Облонских. Парадоксом становится то, что живая душа в «Мёртвых душах» оказывается только у умерших крестьян!

Помещики

В повести Гоголь рисует портреты современных ему людей, создаёт определённые типы. Ведь если присмотреться к каждому персонажу, изучить его жилище и семью, привычки и склонности, то общего у них практически не будет. Например, Манилов любил пространные размышления, любил немного пустить пыль в глаза (о чём говорит эпизод с детьми, когда Манилов при Чичикове задавал сыновьям разнообразные вопросы из школьной программы).

За его внешней привлекательностью и учтивостью не было ничего, кроме бессмысленной мечтательности, глупости и подражательства. Его совсем не интересовали бытовые мелочи, а умерших крестьян он и вовсе отдал бесплатно.

Настасья Филипповна Коробочка знала буквально всех и всё, что происходило в её небольшом имении. Она помнила наизусть не только имена крестьян, но и причины их смерти, а уж в хозяйстве у неё был полный порядок. Предприимчивая хозяйка пыталась дать в придачу к купленным душам муку, мёд, сало - словом всё, что производилось в деревне под её чутким руководством.

Собакевич же набивал цену каждой мёртвой душе, но зато сопроводил Чичикова в казённую палату. Он кажется наиболее деловым и ответственным помещиком среди всех персонажей Его полной противоположностью оказывается Ноздрёв, смысл жизни которого сводится к игре и выпивке. Даже дети не могут удержать дома барина: душа его постоянно требует всё новых и новых развлечений.

Последним помещиком, у которого Чичиков покупал души, был Плюшкин. В прошлом этот человек был хорошим хозяином и семьянином, но из-за неудачно сложившихся обстоятельств он превратился в нечто бесполое, бесформенное и бесчеловечное существо. После смерти горячо любимой жены его скупость и подозрительность получили над Плюшкиным безграничную власть, превратив его в раба этих низменных качеств.

Отсутствие подлинной жизни

Что же общего у всех этих помещиков? Что объединяет их с городничим, который получил орден ни за что, с почтмейстером, полицмейстером и другими чиновниками, которые пользуются своим служебным положением, а целью жизни которых является лишь собственное обогащение? Ответ очень прост: отсутствие желания жить. Ни один из персонажей не чувствует никаких положительных эмоций, по-настоящему не думает о возвышенном. Всеми этими мёртвыми душами руководят животные инстинкты и потребительство. В помещиках и чиновниках нет никакого внутреннего своеобразия, все они всего лишь пустышки, всего лишь копии копий, они ничем не выделяются на общем фоне, они - не исключительные личности. Всё высокое в этом мире опошлено и снижено: никто не любуется красотой природы, которую так живо описывает автор, никто не влюбляется, не совершает подвиги, не свергает царя. В новом продажном мире больше нет места исключительной романтической личности. Любовь здесь отсутствует как таковая: родители не любят детей, мужчины не любят женщин - люди просто пользуются друг другом. Так Манилову дети нужны как предмет гордости, с помощью которого можно увеличить вес в собственных глазах и в глазах окружающих, Плюшкин и вовсе знать не хочет дочь, которая по молодости сбежала из дому, а Ноздрёву безразлично есть у него дети или нет.

Страшнее всего даже не это, а то, что в этом мире царит безделье. При этом можно быть очень деятельным и активным человеком, но при этом бездельничать. Любые действия и слова персонажей лишены внутренней духовной наполняющей, лишены высшей цели. Душа здесь мертва, потому что больше не просит духовной пищи.

Может возникнуть вопрос: почему Чичиков скупает только мёртвые души? Ответ на него, конечно же, прост: лишнее крестьяне ему не нужны, а документы на умерших он продаст. Но будет ли такой ответ полным? Здесь автор тонко показывает, что мир живой и мёртвой души не пересекаются и не могут больше пересекаться. Вот только «живые» души теперь в мире мёртвых, а «мёртвые» - пришли в мир живых. При этом души мёртвые и живые в поэме Гоголя неразрывно связаны.

Есть ли живые души в поэме «Мертвые души»? Разумеется, есть. В их роли выступают умершие крестьяне, которым приписываются разнообразные качества и характеристики. Один пил, другой жену бил, а вот эта была работящей, а у этого были странные прозвища. Эти персонажи оживают и в воображении Чичикова, и в воображении читателя. И вот мы уже вместе с главным героем представляем досуг этих людей.

Надежда на лучшее

Мир, изображаемым Гоголем в поэме совершенно угнетает, а произведение носило бы слишком мрачный характер, если бы не тонко прописанные пейзажи и красоты Руси. Вот где лирика, вот где жизнь! Создаётся ощущение, что в пространстве, лишённом живых существ (то есть людей), сохранилась жизнь. И снова здесь актуализируется противопоставление по принципу живой-мёртвый, оборачивающееся парадоксом. В заключительной главе поэмы Русь сравнивается с лихой тройкой, которая мчится по дороге вдаль. «Мёртвые души», несмотря на общий сатирический характер, завершаются вдохновляющими строками, в которых звучит восторженная вера в народ.

Характеристика главного героя и помещиков, описание их общих качеств пригодятся учащимся 9 класса при подготовке к сочинению на тему «Мертвые живые души» по поэме Гоголя.

Тест по произведению



Последние материалы сайта