Материализуются ли мысли и надо ли всегда позитвно мыслить? Магическое мышление

26.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Приветствуем вас, приверженцы теории заговоров, па­ра­нор­маль­но­го и мис­ти­чес­ко­го! Сегодня речь пойдёт про магическое мышление. Вы узнаете, что это такое. Почему люди верят в теории заговоров. Как их распознать. С чем кор­ре­ли­ру­ет вера в па­ра­нор­маль­ное. И то, как вести диалог с при­вер­жен­ца­ми эзотерики. А для того, чтобы вы могли пе­ре­про­ве­рить ре­ле­вант­ность пред­с­тав­лен­ной ин­фор­ма­ции, все ссылки на научные ис­сле­до­ва­ния мы собрали в ис­точ­ни­ках . Но прежде, чем начать, следует сказать, что мы не пытаемся никого оскорбить или задеть чьи-то чувства. Речь идёт ис­клю­чи­тель­но о том, почему эзотерика не может пре­тен­до­вать на объек­тив­ность.

Магическое мышление – это убеждённость в том, что сим­во­ли­чес­кие действия или мысли могут влиять на объек­тив­ную реальность . Но мы в данном случае будем рас­смат­ри­вать магическое мышление в более широком смысле. А именно в качестве про­ти­во­пос­тав­ле­ния магического мышления на­уч­но­му способу познания объек­тив­ной ре­аль­нос­ти. При этом нас интересует выяснить то, с какими пси­хи­чес­ки­ми рас­строй­с­т­ва­ми кор­ре­ли­ру­ет магическое мышление, как его распознать и как вести диалог со сто­рон­ни­ка­ми па­ра­нор­маль­но­го. И следует сразу сказать, что вера в па­ра­нор­маль­ное кор­ре­ли­ру­ет с ши­зо­ти­пи­чес­ким , и об­сес­сив­но-ком­пуль­сив­ным рас­строй­с­т­ва­ми .

Важно так же понимать, что магическое мышление часто коррелирует со слабыми ана­ли­ти­чес­ки­ми спо­соб­нос­тя­ми . А поскольку защищать свои убеждения человека сти­му­ли­ру­ет мозг , наивно было бы пред­по­ла­гать воз­мож­ность «на­хож­де­ния истины в споре». Ровно потому, что убеждения в су­щест­во­ва­нии па­ра­нор­маль­но­го являются не столько следствием познаний человека, сколько пос­лед­с­т­ви­ем осо­бен­нос­тей его психики . И именно поэтому такие люди часто склонны принижать значение или отрицать саму воз­мож­ность научного познания мира . При том, что они пред­по­чи­та­ют иг­но­ри­ро­вать неудобные факты и заострять вни­ма­ние только на той ин­фор­ма­ции, которая им им­по­ни­ру­ет .

Как распознать «думающего человека»

Во-первых, стоит поменьше слушать женщин. Это, конечно, шутка! Но, как и в любой шутке, в ней есть доля правды. Дей­с­т­ви­тель­но, среди женщин больше людей, склонных к магическому мышлению . Впрочем, как и людей с пси­хи­чес­ки­ми проб­ле­ма­ми. Например, женщины чаще болеют , . Поэтому нет ничего уди­ви­тель­но­го в том, что стра­да­ю­щий человек с большей лёгкостью может стать жертвой мо­шен­ни­ков или других доб­ро­со­вест­но заб­луж­да­ю­щих­ся людей. И именно поэтому, вне за­ви­си­мос­ти от половой при­над­леж­нос­ти, к магическому мышлению склонны одинокие, социально не­а­дап­ти­ро­ван­ные, нес­част­ные и болеющие не­из­ле­чи­мы­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми люди .

Во-вторых, магическое мышление, конечно же, коррелирует с низкими ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми спо­соб­нос­тя­ми . Вот почему склонность верить в теории заговора часто обус­лов­ле­на не только пси­хи­чес­ки­ми, но и ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми пот­реб­нос­тя­ми . Человек просто пытается удов­лет­во­рить свою пот­реб­ность в понимании окружающей дей­с­т­ви­тель­нос­ти. И, кроме того, теория заговора способна оправдать его соб­с­т­вен­ные неудачи злой волей мо­гу­ще­с­т­вен­ных иных . И тут не важно, кто это. Это могут быть «реп­ти­ло­и­ды», евреи, «крем­ле­бо­ты» и кто угодно другой. Зна­че­ние имеет подмена объек­тив­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких процессов влиянием все­мо­гу­щест­вен­ных иных .

Как распознать магическое мышление

Теория заговора была выбрана неспроста! И да, именно теория заговора кремлеботов. Ровно потому, что, во-первых, в истории дей­с­т­ви­тель­но встре­ча­ют­ся заговоры , и, во-вторых, потому что заговор крем­ле­бо­тов является ак­ту­аль­ной и рас­прос­т­ра­нён­ной теорией. В связи с чем очень многие люди верят в то, что жизнь резко изменится в случае замены пре­зи­ден­та, гу­бер­на­то­ра или какого-то другого чиновника. Причём, не важно, в лучшую или худшую сторону. Важна сама вера в роль личности в истории. Пер­со­на­ли­за­ция объек­тив­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких про­цес­сов. Их подмена злой волей лич­нос­тей. Это отличный пример рас­прост­ра­нён­но­го в обществе ва­ри­ан­та магического мышления. Но давайте обо всём по порядку!

Как распознать теорию заговора? Ведь, дей­ст­ви­тель­но, в истории встре­ча­ют­ся заговоры , . Например, в 1944 году был ор­га­ни­зо­ван и неудачно осу­щест­в­лён заговор по свержению на­цист­с­ко­го пра­ви­тельст­ва. Причём далеко не все заговоры ста­но­вят­ся дос­то­я­ни­ем об­щест­вен­нос­ти сразу. Например, заговор пра­ви­тель­с­т­ва США по слежке за соб­с­т­вен­ны­ми граж­да­на­ми в Ин­тер­не­те был раскрыт спустя дос­та­точ­но долгое время . И логично пред­по­ло­жить, что какие-то заговоры так и остались тайной группы за­го­вор­щи­ков. Это дей­с­т­ви­тель­но так! Но это никоим образом не под­т­вер­ж­да­ет адек­ват­ность теорий заговора в целом. Потому что они не просто до­пус­ка­ют воз­мож­ность заговора в том или ином кон­крет­ном случае, а подменяют роль объек­тив­ных причин вза­и­мо­дей­с­т­вия ин­ди­ви­дов ролью их злого умысла.

Отличительными же чертами теорий заговоров являются презумпция виновности, не­фаль­си­фи­ци­ру­е­мость, пред­взя­тость спе­ци­а­лис­тов и про­ти­во­пос­тав­ле­ние «офи­ци­аль­ной точке зрения» . Например, когда речь идёт о , то сразу пред­по­ла­га­ют, что аме­ри­кан­цы на Луну не летали, запись сняли в па­виль­о­не, а спе­ци­а­лис­ты сго­во­ри­лись и врут. При этом, как в случае с , любят про­ти­во­пос­тав­лять себя «офи­ци­аль­ной науке». Либо, приводить аргументы от незнания. Причём не только в от­но­ше­нии не­раз­га­дан­ных тайн, как, например, в случае , но и в отношении прос­то­го незнания оп­по­нен­та. Они пред­по­ла­га­ют, что если их оппонент чего-то не знает, то это является од­но­знач­ным до­ка­за­тель­с­т­вом в пользу их гипотезы. А это, естественно, не так!

Почему заговор кремлеботов – это чушь?

Во-первых, следует сказать, что представители правящего класса, ес­тест­вен­но, выражают, прежде всего, интересы своего класса. Во-вторых, кон­к­рет­ные чиновники могут вступать в сговор с другими людьми для ре­а­ли­за­ции своих личных интересов. Но пре­зумп­ция ви­нов­нос­ти чи­нов­ни­ков и вера в роль их личности, а так же обвинение любого оп­по­нен­та в том, что он «крем­ле­бот» – это верные признаки теории заговора. Мо­гу­щест­вен­ные иные – есть. Пре­зумп­ция ви­нов­нос­ти – есть. Отрицание влияния объек­тив­ных факторов – есть. Спор не с фактами, а с позицией – есть. Именно поэтому «нужно по­ме­нять пра­ви­тель­с­т­во и создать хо­ро­ший ка­пи­та­лизм, а кто не согласен, тот крем­ле­бот». Хотя на самом деле нужно менять со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кие от­но­ше­ния в обществе, то есть «правила», а не людей, играющих по ним.

Другие признаки магического мышления

Во-первых, это апелляция к утерянному знанию древних, которое «мы не в сос­то­я­нии понять», и од­но­вре­мен­ное иг­но­ри­ро­ва­ние сов­ре­мен­ных научных данных по этому вопросу . Во-вторых, защита соб­с­т­вен­ных фантазий, об­ра­ще­ни­ем к ор­то­док­саль­нос­ти науки . Например, любят приводить в пример Га­ли­лея, от­с­та­и­вав­ше­го ге­лио­цен­т­ри­чес­кую модель , споря с ор­то­док­саль­ной ка­то­ли­чес­кой цер­ковью. При этом забывая, что гипотеза Га­ли­лея была ос­но­ва­на на хороших наб­лю­да­тель­ных фактах, а гипотеза влияния небесных тел на судьбу не вы­дер­жа­ла экс­пе­ри­мен­таль­ной проверки . И поэтому, в третьих, как уже го­во­ри­лось выше, хорошим приз­на­ком магического мышления яв­ля­ет­ся вы­бо­роч­ное иг­но­ри­ро­ва­ние неудобных фактов .

В четвёртых, попытка фальсификации противоречащих их убеждениям теорий пос­ред­с­т­вом бес­ко­неч­ных вопросов . Но нужно понимать, что «нез­на­ние не является фаль­си­фи­ка­цией. Не­зна­ние – это причина искать ответ»! В пятых, об­ра­ще­ние к анекдотам . Когда человек пытается оп­ро­вер­г­нуть объек­тив­ные научные данные, по­лу­чен­ные в конт­ро­ли­ру­е­мых ис­сле­до­ва­ни­ях, обращаясь к личному опыту. Например, плохому са­мо­чувст­вию после вак­ци­на­ции или от­рав­ле­нию , или, наоборот, по­ло­жи­тель­ным опытом . И вот тут следует ещё раз привести главный признак магического мышления – про­ти­во­пос­тав­ле­ние своей точки зрения «офи­ци­аль­ной науке» .

Как спорить с приверженцами магического мышления?

Никак! Как уже было показано выше, магическое мышление является след­с­т­ви­ем не набора знаний, а сос­то­я­ни­ем психики, обус­лав­ли­ва­ю­щим желание про­ти­во­пос­та­вить себя «офи­ци­аль­ной точки зрения», при­об­щив­шись к тайному знанию, по­вы­ша­ю­ще­му са­мо­о­цен­ку человека и вну­ша­ю­ще­му ему веру в спо­соб­ность решить все свои проблемы, пос­ред­с­т­вом познания некоторой ми­фи­чес­кой истины. Поэтому спорить с при­вер­жен­цем магического мышления бес­по­лез­но! Его в худшем случае нужно лечить, если это какая-та пси­хи­чес­кая травма, а в лучшем случае – обучать и соз­да­вать воз­мож­нос­ти для ре­а­ли­за­ции его умст­вен­ных и духовных спо­соб­нос­тей не в рамках фантазий, а в рамках ма­те­ри­аль­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких от­но­ше­ний.

Магическое мышление в определенной мере, является, с одной стороны, результатом нарушения процесса деидеализации, и защиты от угрожающей действительности, с которой не выстроены надежные связи, с другой.

Магическому мышлению характерны завышенные нереалистичные ожидания, как от себя, так и от других людей. Магически мысля, человек хватается за идею всемогущества, вместо того, чтобы укреплять связь с реальностью. Источником многих негативных психологических состояний, таких как агрессия или депрессия, является именно магическое мышление. Не зарываясь в историю, изучаемого вопроса, которая несомненно интересна и имеет большую ценность, попытаюсь кратко описать суть феномена и его эффектов.

В качестве главного источника магического мышления можно назвать экзистенциальное одиночество в раннем опыте ребенка и недостаток опыта доверительных контактов с другими людьми (прежде всего с матерью).

Формальные отношения с другими усложняют дифференциацию собственного образа и образа других людей. В этом случае вместо человеческой сложности существует два крайних и примитивных, связанных с такими же недифференцированными аффектами, образа – хороший и плохой, беспомощный и всемогущий.

В качестве еще одного источника может быть названа материнская сверхвключенность , выражающаяся в чрезмерной слежке за потребностями ребенка и стремлением удовлетворять еще до того, как ребенок самостоятельно осознал и выразил эти потребности.

При таких «предвосхищяющих» коммуникациях формируется ожидания, что люди способны видеть, понимать твои потребности, догадываться о желаниях и состояниях, без каких либо сообщений с твоей стороны.

Магическое мышление нередко выражается и в идее собственного всемогущества, например, в представлениях о силе возможностей собственных мыслей и действий, которые могут непосредственно влиять на события. В таких феноменах выражается потребность в контроле и власти, компенсирующая характерное этим людям состояние собственной беспомощности.

Люди с преобладанием тревожного аффекта и соответствующим ему избегающим поведением мучимы мыслями, о том, что другие люди способны узнать об их «никчемности», прямо и непосредственно увидеть их внутреннюю ничтожную суть и станут смеяться и издеваться над ними. Такие люди испытывают затруднения в межличностных контактах, ввиду того, что чувствуют себя выставленными в наготе своего позорного убожества на всеобщее обозрение. Таким образом, тревога магии мышления склоняет человека к уединению, избеганию контактов и отношений.

Нередко может возникать параноидная настроенность – «меня используют, узнают мои мысли, я потеряю контроль и пр.». Часто, можно встретить убеждение: «Если некто враждебен по отношению ко мне, то он способен силой своих мыслей повредить мне, разрушить что-то ценное, дорогое сердцу». Так радующаяся мать, сын которой поступил в институт, не распространяется об этом важном событии, так как зависть других людей может все испортить.

Ипохондрические страхи также связаны с магическим мышлением, в этом случае часто можно столкнуться верой в порчу, сглаз и в сверхъестественную силу собственных предчувствий.

У пограничных и нарциссически организованных личностей, со свойственным им аффектом ярости, с легкостью возникает агрессия и даже всеобъемлющая ненависть, если их потребности не были угаданы и что-то идет не так, как они ожидали. В этом случае магическое мышление проявляется в убежденности, что другой человек все знает относительно их желаний и намерено не удовлетворяет их из враждебных, издевательских мотивов. Эти чувства могут проявляться по отношению к близким людям, которые чего-то не смогли предугадать (не подарил цветы, не позвонил и пр.). У пограничной личности в близких отношения постоянно происходят скандалы, причиной которых становятся такие мелочи как: не позвонил, не догадался, не подумал, и т.д. Такие личности убеждены, что другой человек должен заботиться об их удобствах и знать о том, как их создать таким образом, чтобы создать абсолютный комфорт. Близкие такого человека становятся жертвами его магического мышления, постоянно попадая под упреки и недовольство. Попытки «поговорить», «обсудить» успехом не увенчиваются, так как незыблемым, не поддающимся коррекции убеждением магического мышления, является убежденность, в том, что «ты сам (а) должен (а) был (а) понять, догадаться, увидеть, почувствовать и пр.».

Аналогичные чувства, от раздражения до ярости могут проявляться и по отношению к психотерапевту, который вместо того, чтобы быстро догадаться обо всем и скорее помочь, докучает и донимает расспросами.

Магическое поляризованное мышление выражается в фантазиях о собственном всемогуществе, которые обычно отличают нарциссических личностей. Так, часто вместо построения реалистичных планов, связанных с карьерным ростом, или профессиональным самосовершенствованием, постепенного погружения в какое-то дело, могут иметь место постоянные метания или вовсе отказ от деятельности.

Главный соблазн магического мышления и один из мощных секретов его власти состоит в возможности обрести все и сразу вместо долгой и упорной работы, исход которой не никогда не гарантирован. Магическое мышление искушает, а отрыв реальности увеличивается. Человек все больше и больше находится в плену иллюзий и фантазий.

Магическое мышление затрудняет реалистичное отношение и к процессу психотерапии. Такой клиент ждет, что психотерапевт, взмахнув волшебной палочкой, поможет ему повысить свою эффективность до уровня своих желаний и не способен осознать, что именно в нереалистичности его желаний и коренятся истоки его жизненного коллапса. Клиент такого типа твердо уверен, что существуют методы и средства, с помощью которых психотерапевт может превратить его в героического сверхчеловека. Часто именно магическое мышление, заставляет таких клиентов ходить от терапевта к терапевту, обесценивая одного за одним, когда они не оправдывают его магических упований. С этим тесно связана, концепция «материальных мыслей» и построение не ее основе различных «психотехник» исполнения желаний и взлома барьеров. Например, существует очень известная методика, когда люди становятся в круг, крепко держащихся за руки. В центре круга стоит один человек, задача которого вырваться из круга. Предполагается, что таким способом человек учится взламывать внутренние преграды и вырываться на свободу. Это магическое упование на освобождение: Если я делаю это, выполняя ритуал, то решу и реальные сложности своей жизни. Этот метод на самом деле разработан для того, чтобы человек почувствовал себя освобожденным и свободным. Однако если человек на не прочувствует той боли, которая его ограничивает на деле то подобный ритуал может способствовать кратковременному сбросу напряжения, который вряд ли затронет жесткую систему защит.

Это же касается различных аффирмаций и созданий картин будущего. Так, девушка длительное время создающая различные успешные «картины будущего», в один момент, узнав об успешной жизни своей бывшей одноклассницы, сначала впала в ярость, а затем в субдепрессивное состояние от вторжения «картины реального настоящего».

Обсессивно-компульсивному типу личности характерна большая потребность во всемогущем контроле, который является своеобразным щитом от тревоги. Подавленная агрессия или сексуальное желание, которые направлены на близких, не осознаются в силу их непереносимости для сознания. Тогда они находят свое выражение в беспокойстве, что с ними самими и их близкими может произойти что-то ужасное. Собственным мыслям и действиям приписывается магическая сила – если плохо подумаю, то мои близкие могут заболеть, умереть, погибнуть и пр., но если при этом, по дороге на работу, сосчитаю десять автомобилей красного цвета, смогу предотвратить это.

Формула «все ясно без слов» трансформируется в перманентную проекцию на окружающих своих тревог, враждебности и потребности во всемогущем контроле и удовлетворении потребностей, что сказывается на качестве межличностных контактов и порождает в них множество проблем и конфликтов.

… Магическое мышление является фундаментальным аспектом мышления ребенка. – Zusne and Jones

По словам антрополога д-ра Phillips Stevens Jr, магическое мышление включает в себя несколько элементов, включая веру в взаимосвязанность всего сущего через сверхъестественные силы, выход за пределы физических и духовных возможностей. Магическое мышление видит особые силы во многих вещах, которые рассматриваются как символы. По словам Стивенса, “подавляющее большинство народов мира … верит, что есть реальные связи между символом и референтом и что существуют реальные и потенциально измеримые потоки энергии между ними”. Он считает, что есть нейробиологические основы для этого, хотя конкретное содержание любого символа зависит от культуры. (Некоторые символы являются универсальными, например, яйцо, огонь, вода. Правда, яйцо, огонь или вода не вседа символизируют одно и то же во всех культурах.)

Одним из движущих принципов магического мышления является представление, что вещи, которые похожи друг на друга, причинно связанны каким-то образом, причем связь не поддается научному испытанию (закон подобия). Еще одним движущим принципом является убеждение, что “вещи, которые были в физическом контакте или в пространственных или временных связях с другими вещами, сохраняют связь даже после того, как они разделены” (закон подражания) (Фрейзер; Стивенс). Как пример – мощи святых, которые передают духовную энергию. Или сыщики – экстрасенсы, которые утверждают, что могут получить информацию о пропавших без вести людях, касаясь вещи, которая принадлежит человеку (психометрия). Или экстрасены, который утверждают, что могут читать мысли вашей собаки, глядя на ее фотографию. Еще один яркий пример – морфический резонанс Руперта Шелдрейка. По совпадению, Шелдрейк тоже читает собачьи мысли.

По мнению психолога Джеймса Элкока,магическое мышление является интерпретацией двух близко происходящих событий так, как будто одно вызвано другим, не заботясь о причинно-следственной связи. Например, если вы считаете, что скрещивание пальцев принесет вам счастье, вы связывают акт скрещивания с последующими событиями и вменяете причинно-следственную связь между ними. В этом смысле магическое мышление является источником многих суеверий. Элкок отмечает, что мы в принципе склонны к магическому мышлению и что, следовательно, критическое мышление часто оказывается не при делах. Полезно ознакомиться с post hoc заблуждением и ошибкой игрока, а также законом больших чисел.

Zusne and Jones (1989: 13) определяют магическое мышление, как убеждение, что

(а) передача энергии или информации между физическими системами может иметь место только в силу их сходства или смежности во времени и пространстве, либо (б), что одна мысль, слово или действие может достичь конкретных физических эффектов в порядке, не подчиняющимся принципам обычной передачи энергии или информации.

Очевидными примерами магического мышления являются понятие Юнга о синхронности, гомеопатия, прикладная кинезиология, графология, хиромантия, психокинез.

Большинство наук уводят нас от суеверия и магического мышления, парапсихология и другие псевдонауки пытается привести к нему. Дин Радин (1997), один из главных апологетов парапсихологии, отмечает, что “концепция, что ум является первичным над материей, имеет глубокие корни в восточной философии и древних верованиях о магии”. Тем не менее, вместо того чтобы сказать, что настало время двигаться вперед и отказаться от магического мышления, он отвергает “западную науку”.

Я специально дождался третьей заметки, так как предполагал, что она в значительной степени сгладит впечатление от несколько провокационных первых двух. Поэтому по сути спорить уже особо не с чем, но есть что добавить.

1. Против чего же мы "против".

Мне кажется что не корректно отождествлять детское мышление, магическое мышление и инфантилизм - это три разных категории. Детское мышление - хорошо, потому что это необходимый этап развития ребенка. Когда оно остается во взрослом возрасте - это инфантилизм. Не обязательно инфантилизм должен сопровождаться магическим мышлением, и не обязательно магическое мышление должно быть инфантильным. Это как теплое и мягкое - разные категории. К слову сказать - инфантильное мышление вполне возможно и в рамках естественно-научного подхода. А вот (британские) учёные выяснили, что... и поэтому теперь я буду.... .

Насколько я понял - Павел как всегда против инфантилизма, то есть за отвественность и осознанность. Вот и договорились.

2. Какие бывают мышления.

Тип мышления который Павел называет взрослым, я бы определил как естественно-научный или позитивисткий. На нем стоит нынче наша цивилизация и я полностью приветствую его в этом качестве. Я тоже против средневековья и мракобесия. Государство у нас светсткое - честь ему за это и хвала. А поскольку оно ещё и допускает свободу совести и верований, то каждый лично может выбирать тот тип мышления, который ему ближе. Потому что естественно-научный тип мышления хорошо работает в рамках большой группы людей - им просто договориться друг с другом на общей основе и при этом оставить достаточно свободы, но не вполне удовлетворяет потребностям индивида.

Например у этого типа мышления куча минусов. Начиная с того, что наука жутко костна и неповоротлива, и все научные прорывы - это почти всегда результат одиночки противопоставляющего себя общепринятой системе научных взглядов, а не результат консенсуса ученых мужей. Да, достижения в медицине благодаря науке уникальны, при этом система медицины - это машина, жестко перемалывающая индивида в соответствии с ограниченными возможностями сегодняшнего дня. Все бы этим хирургам резать - я дам таблеточку и само отвалится. Научное мышление говорит о потенциальной способности познать все в мире с помощью разума. Мне приятнее считать, что мир - это огромная непознаваемая тайна, частью которой является и человек.

И здесь мы подходим к магическому мышлению и мистическому мышлению. Я специально разделяю их, потому что они действуют по-разному.

Магическое мышление - это изменить что-то внутри себя (настроение, понимание и т.д.) для того, чтобы изменилась внешняя ситуция. Это можно объяснять как угодно - страшными эзотерическими словами, или психологическими явлениями выборочности восприятия, НЛП-ерскими "фильтрами" или любым другим научным или квазинаучным бредом. Все равно все это лишь слова и мы можем лишь догадываться со своей колокольни знаний и верований о том, как это действует. Любой, кто скажет - "я точно знаю, что это работает потому-то и только поэтому" - в лучшем случае просто врет себе.

Если мы оказываемся от магического мышления и опирамся только на научное, то мы также вынуждены отказаться от таких его бонусов как интуиция, (часто не обоснованная рациональными фактами) вера в себя и свою удачу и т.д. и т.п. Психосоматика, к слову сказать - типичный пример магического мышления. Значительня часть психологии в самом строгом смысле слова - ненаучна и опирается на магическое мышление (уж по крайней мере везде, где фигурирует "бессознательное", "архетипы", "субличности" и т.п.)

Если в магическом мышленим человек опирается в первую очередь на свою силу и свои действия, то в мистическом - на веру и помощь Бога (богов). И если мы отказываемся от мистического мышления - мы вынуждены отказаться от той силы, которую вера может дать человеку. Здесь что называется - без комментариев.

3. Хорошо-плохо.

Я очень благодушно отношусь к всевозможным верованиям. "Каждый выбирает для себя - женщину, религию, дорогу". Вот и пускай выбирают - по крайней мере до тех пор, пока остаются в рамках правового пространства. Даже у самой нелепой идеи, как показывает практика, найдутся последователи. Если им это помогает - да сколько угодно. Помогает трансерфинг - пускай трансёрфятся, ничего не имею против. Только за.

4. Работает или не работает.

Магическое, как и мистическое мышление - работает. Пользовались ими испокон веков и ещё столько же веков пройдет после нас - будут пользоваться. И дети и взрослые. И солидные бизнесмены с заводами и пароходами в том числе. По поводу криво - есть гипотеза, что это как раз когда есть примесь инфантилизма. Теперь поясню как это.
Инфантильный подход , это когда я чтобы например получить деньги - не предпринимаю совершенно ничего кроме того, что вешаю на стену китайскую монетку или закрываю отныне крышку унитаза. Моля о выигрыше - не покупаю свой "лотерейный билет" и отвергаю лодку и вертолет, моля о спасении.
Взрослый подход - когда я знаю (или в каком-то случае - предполагаю) что определенный настрой, ритуал или молитва могут помочь мне. Пускай они добаваят хоть толику уверенности в себе или удачи, или чутья в выборе наиболее правильного момента для решающего действия... Если я практичный человек - я этим воспользуюсь.

И потом уже неважно, что помогло мне, например выздороветь: таблетка врача, психосоматика, аффирмация, гомеопатия или руки друга, практикующего третью ступень рейки. Вероятно я никогда не узнаю что из этого сработало или возможно все работало в комплексе - но результат есть, и это меня устраивает. Объяснять это только чем-то одним и ничем другим - значит возвращаться в инфантилизм и одевать те или иные линзы.

Таким образом критерий инфантилизма - принятие желаемого за действительное, подгонка фактов или обман себя. Критерий взрослости - честность с собой (сделать все необходимое) и открытость к восприятию других взглядов на мир, себя, проблему и т.д. Зашориться кстати можно вполне и в естественно-научных взглядах.

Опять же не так важно, откуда осуществляется вход в магическое мышление - им все равно пропитано все вокруг... Кто-то эмпирическим путем определил что определеный настрой или действие для него работают. Другой верит в мудрость предков, отмечавших, например, определенные этапы жизни и года теми или иными ритуалами. Третьему знание передается от родителей и их родителей и т.д. Для кого-то обряды - часть его веры. В конце концов неизвестно, что бы было с нами если бы например инок Александр Пересвет поколебался в своей вере.

Ну и наконец - я разворачиваю картину сейчас исключительно в практическом ключе, оставляя за скобками то, какое упоительное чувсто просто ощущать себя ребенком на руках Бога. Или как удивительно замечать, что работают в жизни те или иные изменения, произошедшие в сознании. И как душно порой бывает в плену естественно-научных объяснений, которые явно не удовлетворяют сознание, избегая ответов на самые важные вопросы, и т.д. и т.п

5. Полесловие

Я, как и Павел - чрезвычайно негативно отношусь к моментам, когда магическое мышление начинает использоваться в рамках государства. Потому что это право индивида, но не структуры. Как и вера: пока она в сердце - это прекрасно, но когда становится государственной доктриной - ничего хорошего ждать не приходится. Но, возвращаясь к событиям в Киргизии ... Это, мне кажется, запоздалое постсоветское "средневековье" пришло. Вспомните, ведь и у нас не так давно Чумак с экранов всех телевизоров страны "крэмы" заряжал. Это конечно мракобесие, но кто мы такие, чтобы лишать их этого "детства" нации - пускай прочищают свои солнечные чакры. Все проходит - и это пройдет.

Жители острова Хальмахера в Индонезии, собираясь на охоту, непременно клали пулю в рот, а уже потом заряжали ею ружьё. Почему они считали, что это принесёт удачу?

Магическое мышление — это склонность находить причинно-следственные связи между мыслями, действиями и событиями, даже если с рациональной точки зрения их там быть не может. Главным образом оно присуще первобытным племенам, а также маленьким детям, которые ещё не научились разделять реальный мир и фантазии.

​Магия мыслей

Хоть на дворе и XXI век, технологический бум, торжество науки и просвещения, люди зачастую продолжают мыслить магическими категориями. «Типун тебе на язык», «Не каркай» — подобные фразы выдают опасение, что кто-то может повлиять на исход событий, всего лишь высказав неудачное предположение.

Самым ярким примером современной магии мысли служит концепция позитивного мышления. Возьмём, к примеру, книги «Трансёрфинг реальности» Вадима Зеланда и «Секрет» Ронды Берн. Авторы утверждают, что достаточно одной веры в светлое будущее, чтобы оно наступило, ведь, согласно «закону притяжения», позитивные мысли притягивают благополучие. Как этого добиться чисто технически? Регулярно повторять аффирмации — короткие фразы, закрепляющие положительную установку: «Я самый счастливый человек в мире», «Работа позволяет мне полностью реализовать свой потенциал» или «Финансовое благополучие вокруг меня».

Верить в себя — это правильно и важно, но если чересчур увлечься, то можно позабыть, что почти за любой историей успеха стоит тяжёлый труд, а жизнь без провалов и поражений бывает только в сказках.

Магическое мышление приписывает чудодейственную силу произнесённым или написанным словам, которые могут как принести удачу, так и привести к ужасным последствиям. «Халява, ловись!» — кричат студенты в ночь перед экзаменом. И ведь зачастую ловится, а если вдруг нет, значит, плохо кричал или забыл о какой-то другой примете. При этом совершенно вылетает из головы, что оценка зависит от знаний и благосклонности преподавателя, а счастливый билет — дело случая.

​Профессиональные суеверия

И конечно, магическое мышление распространяется не только на слова, но и на действия, связь между которыми основывается на ложных ассоциациях с требуемым исходом. В жизни абсолютно всех народов важную роль играли когда-то суеверия. Они и сейчас не то чтобы канули в Лету. Особенно склонны верить в дурные приметы люди, профессии которых связаны с опасностью и риском: космонавты, пожарные, врачи, водители, гонщики. Так, сапёры, альпинисты и парашютисты говорят «крайний», а не «последний». Впрочем, не только они: в слове «последний» угрозу чувствуют многие и совершенно напрасно нервничают, услышав его.

Космонавтика, несмотря на всю свою технологичность и наукоёмкость, просто пропитана суевериями. Ещё со времён основоположника практической космонавтики Сергея Королёва понедельник считается «нестартовым» днём. Почему конструктор был категорически против, неизвестно, но после того, как корабли всё-таки начали летать по понедельникам, произошло 11 аварий — и запрет вернули.

На Байконуре никогда не назначают старт на 24 октября, так как в этот день в 1960 и 1963 годах произошли крупные аварии. Причиной в обоих случаях было нарушение техники безопасности, но досталось числу. Экипаж всегда выходит на стартовый комплекс под песню «Земля в иллюминаторе», а на космодроме в Плесецке на ракете-носителе обязательно пишут «Таня». И это далеко не все «условия», от которых якобы зависит успех полёта.

​Принцип подобия

Согласно принципу подобия, схожие предметы или явления связаны между собой, поэтому с помощью одного можно влиять на другое, а подражания действию достаточно для получения нужного результата. Такую магию называют имитативной — кстати, вот и ответ на загадку про охотников из Индонезии. Положить пулю в рот означало съесть дичь, и как после этого она сможет увернуться от пули?

Самым известным и «коварным» вариантом имитативной магии являются попытки изувечить или убить врага, уничтожив его куклу или изображение. Например, перуанские индейцы изготавливали фигурки неугодных им людей из жира, смешанного с мукой, и сжигали на дороге, по которой те должны были пройти.

Первобытный разум не особо сомневался в своей способности к установлению взаимосвязей, а магия нужна была для заполнения пробела между причиной и следствием. Выдающийся английский антрополог предположил, что магическое мышление основано на двух принципах: подобии и контакте.

Этим же объясняется и боязнь фотографироваться — создавать свою копию, которая может попасть в руки недруга. И ведь правда, современные маги готовы приворожить или сглазить по фотографии кого угодно, а экстрасенсы по ней же предлагают считать информацию о жизни и характере человека. И наверняка вы сталкивались с тем, что молодые родители не показывают фото новорождённого, опасаясь дурных последствий.

Аборигены острова Борнео приглашают к рожающей женщине двух шаманов. Пока один помогает ей при помощи массажа, второй имитирует родовую деятельность в соседней комнате. Он привязывает к животу большой камень, ложится и притворяется роженицей — двигает камень вдоль тела, как бы помогая младенцу благополучно выйти из утробы.

​В контакте

Принцип контакта гласит, что вещи, которые когда-то соприкасались друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии. Магия подобного рода называется контагиозной и зиждется на вере, что человек не теряет связи со своими волосами, зубами, ногтями и всем прочим, что когда-то было частью его тела, а также с предметами, к которым притрагивался. Такой подход открывает широкие творческие возможности. Например, у многих народов распространено поверье, что, если положить выпавший зуб там, где бегают крысы или мыши, зубы станут крепкими, как у грызунов. А английские крестьяне, порезавшись косой или ножницами, смазывали жгучим снадобьем не рану, а инструмент, надеясь таким образом избежать нагноения.

Даже сейчас многие боятся выкидывать свои волосы и забирают их из парикмахерской; с опаской относятся к вещам, которые кто-то носил или использовал, — но не из-за гигиенических соображений, а потому что в них сохраняется чужая энергетика.

Проявлением всё той же веры в принцип контакта можно считать традицию бросать монетку там, куда хочешь вернуться. Раньше монета принадлежала человеку, теперь фонтану — сформировалась таинственная связь, которая будет снова и снова притягивать сюда путешественника.

​Совпадение?

Склонность видеть взаимосвязи между случайными явлениями называется апофенией . Наш мозг работает не идеально и часто находит связи, которых нет, чтобы сделать мир понятнее. Миллио-

ны лет эволюции в полном опасностей мире приучили к мысли, что лучше перестраховаться и убежать, услышав непонятный шорох в кустах, чем идти и проверять, был там на самом деле тигр или нет. Мозг принимает решения очень быстро, но ради скорости нередко жертвует точностью.

Человек с магическим мышлением считает, что мир окутан сложной сетью причинно-следственных связей, и в нём нет места простым совпадениям. Не бывает случайного стечения обстоятельств — во всём есть своя логика. Опоздал на автобус — это Вселенная подсказывает: «Тебе не следует сегодня идти на собеседование».

Самые незначительные совпадения способны породить веру в чудеса. Сидишь между двумя Светами — загадай желание, время 22:22 — загадай желание, нашёл цветок сирени с пятью лепестками — загадай желание. Даже рационально мыслящий человек, стукнувшись мизинцем об угол кровати, может воскликнуть в сердцах: «За что?!» И это будет не что иное, как отголосок магического мышления.

​Вера в чудеса

На первый взгляд может показаться, что следование правилам, которые задают приметы, уменьшает чувство неопределённости и позволяет контролировать происходящее. Благодаря этому снижается тревожность, и мы чувствуем себя более уверенно в сложных ситуациях. Но, с другой стороны, увязнув в суевериях, мы создаём себе дополнительные причины для тревоги и отвлекаемся на факторы, которые никак не способствуют наступлению благоприятного исхода. Вера в могущество знаков и примет мешает реалистично оценивать свои силы и ситуацию в целом. А излишне понадеявшись на позитивное мышление, можно всю работу над осуществлением своих планов свести к повторению заклинаний-аффирмаций.

Конечно, всем хочется иметь в кармане парочку чит-кодов для самых ответственных моментов, но пока нет никаких доказательств, что такая опция есть в игре под названием жизнь. Поэтому гораздо разумнее будет принять тот факт, что жизнь полна случайностей и мы можем изменить далеко не всё, что хотели бы.



Последние материалы сайта