Аргументы к темам "равнодушие и отзывчивость". Бессердечие, душевная черствость — аргументы ЕГЭ

04.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
07.09.2017

"После бала", Л.Н. Толстой

Равнодушие

Равнодушен полковник из рассказа. Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами. Полковника не в силах разжалобить стоны: «Помилуйте, братцы!» Он не позволяет ослабить наказание, но напротив, бьёт по лицу одного из солдат, не слишком сильно опустившего свою палку на спину наказуемого.

Отзывчивость

Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

"Герой нашего времени", М.Ю. Лермонтов - равнодушие

Давно потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события, представляется вначале Печорин. И хотя в продолжении произведения мы видим, как чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота, бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным, представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться как-то изменить сложившуюся ситуацию.

"Крокодиловы слёзы", А.П. Чехов - равнодушие

Главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».

"Крыжовник", А.П. Чехов - равнодушие

Николай Иванович Чимша-Гималайский - всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

"Судьба человека", Шолохов - отзывчивость

Андрей Соколов (главный герой), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

"Над пропастью во ржи", Д.Д. Селинджер - отзывчивость

История шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.

  • Бессердечие проявляется даже по отношению к очень близким людям
  • Жажда наживы часто ведет к бессердечию и совершению бесчестных поступков
  • Душевная черствость человека усложняет его жизнь в обществе
  • Причины бессердечного отношения к окружающим кроются в воспитании
  • Проблема бессердечия, душевной черствости может быть свойственна не только отдельному человеку, но и обществу в целом
  • Тяжелые жизненные обстоятельства могут сделать человека бессердечным
  • Часто душевная черствость проявляется по отношению к нравственным, достойным людям
  • Человек признает, что он был бессердечным, когда уже нельзя ничего исправить
  • Душевная черствость не делает человека по-настоящему счастливым
  • Последствия бессердечного отношения к людям часто являются необратимыми

Аргументы

А.С. Пушкин «Дубровский». Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Петровича Троекурова закончился трагично из-за черствости и бессердечия со стороны последнего. Слова, сказанные Дубровским, хоть и были обидны для Троекурова, но точно не стоили ругани, нечестного суда и гибели героя. Кирилла Петрович не пожалел друга, хотя в прошлом их связывало много хорошего. Помещиком руководило бессердечие, желание отомстить, что и привело к смерти Андрея Гавриловича Дубровского. Последствия произошедшего были ужасны: сгорели чиновники, люди остались без своего настоящего барина, Владимир Дубровский стал разбойником. Проявление душевной черствости всего лишь одного человека сделало несчастными жизни многих людей.

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Действовать бессердечно Германна, главного героя произведения, заставляет желание обогатиться. Для осуществления своей цели он представляется поклонником Лизаветы, хотя на самом деле не испытывает к ней чувств. Он дает девушке ложные надежды. Проникая в дом графини при помощи Лизаветы, Германн просит старуху открыть ему тайну трех карт, а после ее отказа достает незаряженный пистолет. Графия, очень сильно испугавшись, умирает. Покойная старуха приходит к нему через несколько дней и открывает секрет при условии, что Германн не будет ставить более одной карты в сутки, в будущем не станет играть вовсе и женится на Лизавете. Но героя не ждет счастливое будущее: его бессердечные поступки служат поводом для возмездия. После двух выигрышей Германн проигрывает, из-за чего сходит с ума.

М. Горький «На дне». Василиса Костылева не испытывает к мужу никаких чувств, кроме ненависти и полнейшего равнодушия. Желая получить в наследство хотя бы незначительное состояние, она очень легко решается подговорить вора Ваську Пепла убить мужа. Трудно представить, насколько бессердечным должен быть человек, чтобы выработать такой план. То, что Василиса выдана замуж не по любви, нисколько не оправдывает ее поступка. Человек должен оставаться человеком в любой ситуации.

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Тема гибели человеческой цивилизации является одной из основных в данном произведении. Проявление духовной деградации людей заключается в том числе и в их душевной черствости, бессердечности, безразличии по отношению друг к другу. Внезапная смерть Господина из Сан-Франциско вызывает не сострадание, а отвращение. При жизни его любят из-за денег, а после смерти бессердечно убирают в самый плохой номер, чтобы не испортить репутацию заведения. Человеку, умершему в чужой стране, не могут сделать даже нормальный гроб. Люди утратили истинные духовные ценности, заменой которым стала жажда материальной выгоды.

К.Г. Паустовский «Телеграмма». Полная дел и событий жизнь увлекает Настю настолько, что она забывает о единственном по-настоящему близком для нее человеке — старой матери Катерине Петровне. Девушка, получая письма от нее, рада и тому, что мать жива, а о большем и не думает. Даже телеграмму от Тихона о плохом состоянии Катерины Петровны Настя читает и воспринимает не сразу: сначала она вовсе не понимает, о ком идет речь. Позже девушка осознает, насколько бессердечным было ее отношение к родному человеку. Настя едет к Катерине Петровне, но не застает ее в живых. Она чувствует себя виноватой перед матерью, так сильно ее любившей.

А.И. Солженицын «Матренин двор». Матрена — человек, какого редко встретишь. Не думая о себе, она никогда не отказывала в помощи чужим людям, ко всем относилась с добротой и сочувствием. Люди не ответили ей тем же. После трагической гибели Матрены Фаддей думал только о том, как отвоевать часть избы. Почти все родственники приходили плакать над гробом женщины лишь для обязанности. Они не вспоминали о Матрене при жизни, но после ее смерти начали претендовать на наследство. Эта ситуация показывает, насколько черствыми и безразличными стали людские души.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Бессердечие Родиона Раскольникова выразилось его желании проверить свою ужасную теорию. Убив старуху-процентщицу, он пытался узнать, к кому относится: к «тварям дрожащим» или «право имеющим». Герою не удалось сохранить хладнокровие, принять содеянное как правильное, а значит, ему не свойственна абсолютная душевная черствости. Духовное воскрешение Родиона Раскольникова подтверждает то, что у человека есть шанс на исправление.

Ю. Яковлев «Он убил мою собаку». Мальчик, проявив сострадание и милосердие, приводит к себе в квартиру бездомную собаку. Это не нравится его отцу: мужчина требует выгнать животное обратно на улицу. Герой не может это сделать, ведь «ее уже выгоняли». Отец, действуя абсолютно равнодушно и безразлично, подзывает пса к себе и стреляет ему в ухо. Ребенок не может понять, за что было убито невинное животное. Вместе с собакой отец убивает веру ребенка в справедливость этого мира.

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». В стихотворении изображена суровая реальность того времени. Противопоставляется жизнь обычных мужиков и чиновников, проводящих свою жизнь лишь в наслаждениях. Высокопоставленные люди бессердечны, потому что равнодушны к проблемам обычных людей. А для простого человека решение чиновником даже самого незначительного вопроса может быть спасением.

В. Железников «Чучело». Лена Бессольцева добровольно взяла ответственность за очень нехороший поступок, к которому она не имела отношения. Из-за этого она была вынуждена терпеть унижения и издевательства со стороны одноклассников. Одним из самых тяжелых стало для девочки испытание одиночеством, ведь быть изгоем сложно в любом возрасте, а в детстве тем более. Мальчик, на самом деле совершивший этот поступок, не набрался мужества признаться. Двое одноклассников, узнавших правду, тоже решили не вмешиваться в ситуацию. Равнодушие и бессердечие окружающих заставило человека страдать.

Многие произведения А. П. Чехова, обладающего удивительным талантом выражать суть жизни в историях личностей, поражают своей проникновенностью и жизненностью. Они уводят читателей в раздумья, заставляют стремиться к познаванию сущности себя и сущности жизни в целом.

Одним из таких произведений А.П. Чехова является повесть, написанная в 1892 году, с незамысловатым названием «Палата № 6», которое выбрано автором в связи с местом происхождения основных событий. В то же время название представляет собой символ общества, в котором одни мучаются, а другие их не понимают и не желают понять.

Дух реализма чувствуется здесь уже с первой главы, когда описываются речи Ивана Громова о насилии и подлости, о надеждах на прекрасное будущее.

Сам Иван Дмитрич является весьма интересным героем повести. В отличие от многих соседей по палате – молчаливого рыжего мещанина, еврея Мойсейки, бесчувственного круглого мужчины и худощавого собирателя орденов – он действительно деликатный, умный. Резкие и неприятные перемены в жизни, потери, болезни довели его до сумасшествия. Среди всех пациентов 6-ой палаты Громов один сознательно ухаживал за другими и вежливо обращался с ними. Этих людей, разных по характерам и жизненным путям, объединяет одно: все они когда-то были обычными и даже выдающимися людьми. В эту скудную палату их привели пережитые страдания.

Люди, находящиеся по другую сторону - сторож Никита, фельдшер Сергей Сергеич, почтмейстер Михаил Аверьяныч, уездный врач Евгений Федорыч Хоботов – не замечают всей душевной и физической боли сумасшедших. Своё поведение они оправдывали простой философией: «Все равно все помрём». Таких же взглядов придерживался и Андрей Ефимыч Рагин. Он зарабатывал деньги на обмане и видел, что всё больничное дело строилось на воровстве, шарлатанстве и грязных сплетнях, но считал, что ничего не может поделать с этим. И всё же ему было стыдно за это, он не мог уснуть из-за мыслей об обманутых людях. Неприятные ощущения давали ему и раздумья об отсутствии в современном обществе интеллигентных людей. Он искал умного человека, с которым есть о чём побеседовать, и нашёл лишь одного, да и тот был сумасшедшим. За то, что разглядел в душевно больном пациенте мудрого собеседника, Андрей Ефимыч поплатился тем, что и сам оказался на койке палаты № 6. И только тогда он понял, как плохо этим людям, только тогда осознал, что страдания нужно пережить, прежде чем судить о них. Хоботов и Аверьяныч производят довольно неприятное впечатление своим высокомерием, лживостью и недобрыми поступками. Тем не менее, искренность и верность Аверьяныча проявляется в его присутствии на похоронах Андрея Рагина.

Автор осветил в повести такие проблемы общества, как отсутствие высших интересов, насилие, лицемерие, формальное, бездушное отношение судьей, врачей и прочих социальных работников к личности, недобросовестность людей. Проблемы эти чаще выражаются через мысли Ивана Дмитрича. Андрей Ефимыч также неравнодушен к ним: его поражает, что в городе даже интеллигенция опустилась до пошлости. В произведении выдвинуты и вечные философские проблемы, такие как смысл жизни, значение страданий и разум человека. Особенно интересны суждения о том, что ум служит единственным источником наслаждения и что презрение страданий равносильно презрению жизни.

А. П. Чехов проявил свое мастерство не только в увлекательных сюжетных линиях и мудрых взглядах на жизнь, но и в самом стиле написания. Повесть начинается с некой «экскурсии» в палату №6, и это производит на читателя такое впечатление, будто он действительно оказался на описываемом месте.

Что же хотел сказать писатель, описав данные события? Проблемы философии и социума объединяются в одну идею данной повести - научить читателя понимать несчастных людей и быть гуманным к ним. Повесть «Палата №6» является актуальной и в современном обществе, ведь с описанными в ней проблемами можно столкнуться и в наши дни.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Почему мы так часто равнодушны к чужой беде? Почему не способны почувствовать чужую боль? Почему не спешим проявить сострадание? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста В.И.Амлинского.

В своём тексте автор ставит проблему равнодушия. Герой текста Эрнст Шаталов вспоминает время, когда ему было особенно тяжело. Он жил один в коммунальной квартире, передвигался на костылях. Ему было трудно подтирать за собой пол в ванной, не греметь костылями. Он с трудом делал некоторые вещи. Соседи, приличная семья, развязали с ним «настоящую холодную войну».

«Больным не место в нашей здоровой жизни. Так решили эти люди и начали против меня осаду, эмбарго и блокаду». Единственным спасением для Эрнста Шаталова стало молчание. Он просто им не отвечал, чем ещё больше их злил. Но чего стоило ему это молчание, когда донимали физические боли. Герой замечает, как часто хотелось взять в руки новенький автомат. Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о равнодушии к людям, которые ждут от нас понимания и участия.

Позиция автора мне понятна: равнодушное отношение к людям не допустимо, тем более к больным. Нужно проявлять сочувствие и сострадание. Нужно чувствовать чужую боль и быть терпимым к бытовым мелочам. Человек должен оставаться человеком.

Я полностью разделяю позиция автора. Равнодушие к чужому горю – признак бессердечности, духовной пустоты. Такие люди уверены, что с ними этого никогда не произойдёт, что им не понадобится помощь. Они ошибаются. Каждый может оказаться в состоянии, когда ему понадобится чья-то помощь. Обязанность человека – прийти на помощь ближнему. Этому учит нас и художественная литература. Попробую привести примеры.

В пьесе М.Горького «На дне» мы встречаем Луку, старика, который появляется в ночлежке и ко многим героям проявляет сочувствие, жалея их и давая правильные советы. Особенно симпатичен нам Лука по отношению к умирающей Анне. Он выводит её погулять, ласково беседует с ней, находя нужные слова, чтобы утешить, успокоить. «Поговори со мной, дедушка, со мной никто так не разговаривал», - просит его Анна. Она рассказывает ему свою нелёгкую жизнь, и ей становится легче. Видя, как старик относится к больной женщине, другие обитатели также проявляют к ней сочувствие, жалость. Нельзя быть равнодушным к людям, которым необходимо наше участие.

В страшном рассказе А.П.Чехова «Палата № 6» все проявляют равнодушие к душевнобольным людям, оказавшимся в палате № 6. И доктор, и медперсонал, и жители города. Их никто не лечит, в палате страшная антисанитария и вонь, их кормят кислой капустой, а сторож Никита беспощадно бьёт. Оказавшись в этой палате, они обречены на смерть и скотское отношение к себе. Доктор Рагин, главный врач больницы, случайно встретил в палате Ивана Дмитриевича Громова, бывшего судебного пристава, который страдал бредом преследования. Он увидел в нём интересного собеседника и человека. Оказавшись сам запертым в страшной палате, он умер после первых же побоев сторожа Никиты. Нельзя равнодушно относиться к людям, нельзя проявлять жестокость к беззащитным.

Таким образом, равнодушие – это духовная пустота и чёрствость. Нельзя оставаться равнодушным к чужой боли, к чужому горю. Нужно проявлять сочувствие и сострадание. Нужно помогать тем, кому нужна наша помощь. На доброте, сострадании, бескорыстной помощи держится наш мир. Трудно представить, что в мире только равнодушные люди. Долго ли продержится такой мир?

Обновлено: 2018-02-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1. Краткое введение.

2. Почему вся Россия – “Палата №6”?

“При формальном же, бездушном отношении к личности, для того чтобы невинного человека лишить всех прав состояния и присудить к каторге, судье нужно только одно: время”

(Иван Дмитрич)

Произведение Антона Павловича Чехова “Палата №6” начинается с описания дороги к больнице и палате №6, в которой заперты сумасшедшие.

Ни доктора, ни даже родные не навещают больных. Связываться с внешним миром они, главным образом, могут только через сторожа

Никиту. В самой палате находится пять человек, один из которых благородного происхождения.

Тогда что же автор высказывания имел в виду? Все в России – сумасшедшие, чья обязанность подчиняться не отличающемуся умом правительству-сторожу? Или то, что все мыслящие люди так или иначе обязательно окажутся в психбольнице и кончат там свою жизнь? Подразумевается ли под больничной палатой самая настоящая клетка? Я думаю, что Катаев, когда произносил высказывание, частично подразумевал под палатой клетку, ограничивающую человеческую свободу. Самое интересное, что человек сам возводит вокруг себя крепкие прутья решеток, заключая себя в рамки. Нужны ли они ему вообще? Не просто же так, не для декора он их так старательно возводил годами, чтобы потом просовывать сквозь них руки и мечтать о свободе? А что есть свобода? Или, может быть, все именно так и есть, как говорил доктор Рагин: “При всякой обстановке вы можете находить успокоение в самом себе”. Он не вмешивался в дела больницы, слишком много думал, начал искать думающих людей вокруг себя. По иронии судьбы, поиски привели его в эту самую “Палату №6”, где он подолгу разговаривал с Иваном Дмитричем. Я, например, не ошиблась, предполагая, что доктор сам окажется в больнице. Слишком мало делал. Слишком много думал. В общем, как и вся интеллигенция в России: только говорят, а делать – ничего не делают. Все учат жизни и философствуют, думают не свои мысли, говорят не своими словами, доказывают что-то совершенно далекое от них и их среды обитания, как доктор Рагин. Но делают они так только до первого потрясения. Выйдя из зоны комфорта, они резко меняют свое мнение, потому что вернуться в состояние вечной праздности не получается и нужно приспосабливаться к новым условиям. Ну а пока этого не случается, никто не хочет ничего делать. Никто не достигает цели, просто потому что не ставит ее перед собой. Например, в городе, в котором стоит эта самая больница, нет ни театров, ни музеев, соответственно нет никакого прогресса. Однако, не все люди такие(Раев). Некоторые видят проблемы, не обманывают себя и пытаются хоть как-то развиваться. Но даже обладая прогрессивными идеями, можно закончить в психушке. Потому что никому не нужны твои идеи. Ты никому не нужен.

Таким образом, автор высказывания имел в виду, что дела в России, которая отстала в развитии от Европы, крайне плохи, и люди сами роют себе яму и загоняют себя в нее. Такое отношение к жизни пугает. Тем не менее, жалобы бессмысленны. Если ничего не делать, то результата можно ждать бесконечно долго. Я частично не согласна с Катаевым, потому что, несмотря на все ужасные вещи, которые происходили, происходят и будут происходить, я верю, что безвыходных ситуаций не бывает, нужно только внимательнее приглядеться. Возможно, если бы люди не дичились друг друга и были бы более открытыми, дружелюбными (сумасшедших никто никогда не навещал), способными, как попросить помощи, так и оказать ее, то ситуация бы, может быть, изменилась в лучшую сторону. Потому что все, что мы можем дать друг другу в мире, в котором людьми правят сторожа Никиты, а за любую “неправильную” мысль можно закончить жизнь в ужасном месте, – это мы сами. Ведь чтобы открыть дверь, выйти из “Палаты №6” и оказать сопротивление сторожу, нужно сплотиться и по-настоящему захотеть. Но нужно ли?


Другие работы по этой теме:

  1. После путешествия на Сахалин в 1890 году образ родины в художественном сознании Чехова углубляется и становится сложнее. Ехал он на самое страшное место российской каторги...
  2. Сознание жизни – выше жизни, знание законов счастья – выше счастья, – вот с чем бороться надо! Ф. М. Достоевский “Серый больничный забор, обращенный остриями...
  3. Антон Павлович Чехов по праву считается мастером рассказа. Ему присущ удивительный талант в небольшом по объему произведении в легкой, юмористической форме затронуть и раскрыть большие...
  4. В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там “воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь...
  5. (1892г.) В небольшом уездном городке в больничном флигеле есть палата №6, где содержат душевнобольных. В палате стоит жуткая вонь, условия здесь страшно антисанитарные. Содержится в...
  6. Описание больничного двора, заросшего крапивой, где стоит небольшой флигель. В сенях на старом хламе всегда спит стороже Никита, старый отставной солдат. “У него суровое, испитое...
  7. Горький высоко оценил “Чайку”, “Дядю Ваню”- и прежде всего за то, что в этих пьесах “реализм возвышается до одухотворенного и глубоко продуманного символа”. В последней...


Последние материалы сайта