А для чего же нужен личный дневник? Значение слова дневник

27.09.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

ДНЕВНИК значение

Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

дневник

Значение:

дневни ́к

м.

а) Записи личного характера, ведущиеся изо дня в день; тетрадь для таких записей.

б) Записи наблюдений, событий и т.п., ведущиеся изо дня в день во время работы, путешествия и т.п.

2) Тетрадь для записи заданных ученику на дом уроков и выставления оценок.

Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

ДНЕВНИК

Значение:

записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя) или автора («Ни дня без строчки» Ю. К. Олеши); распространен с кон. 18 в. (литература предромантизма).

Малый академический словарь русского языка

дневник

Значение:

А, м.

Ведущиеся изо дня в день записи каких-л. фактов, событий, наблюдений и т. п. во время путешествия, экспедиции или каких-л. занятий, деятельности.

Путевой дневник. Судовой дневник.

Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками. Макаренко, Методика организации воспитательного процесса.

Записи личного характера, ведущиеся изо дня в день.

Вести дневник.

Это - мой дневник: факты, картины, мысли и впечатления, которые я, усталый и порой глубоко потрясенный всем, что доводилось видеть и чувствовать за день, заносил вечером --- в эту истрепавшуюся дорогой книжонку. Короленко, В голодный год.

Книга, журнал, в которые записываются наблюдения, события и т. п.

Тетрадь для записи заданных ученику уроков и для выставления оценок.

Алеша остался на попечении старшего брата - инженера завода. А брат даже дневник не подписывал, в школу не являлся. Изюмский, Призвание.

1

Дневник наряду с автобиографией, воспоминаниями и записками является частью мемуарной литературы. В данной статье рассматривается, какие черты дневника являются жанрообразующими, необходимыми, какие – вспомогательными, какие жанры, исторически предшествовавшие дневнику, с ним связаны, и как трансформировался данный жанр в современной литературе. В работе также анализируется развитие жанра дневника на протяжении последних пяти столетий. Первые дошедшие до нас дневники относятся к XV веку, однако эти записи не могут считаться дневником в современном понимании этого слова, поскольку это или придворные записи, воспроизводящие события разнообразных дипломатических миссий, или путевые заметки. В дальнейшем жанр становится все более интимным, личным, однако в современной литературе также претерпевает значительные изменения. Сегодня дневник – это один из немногих живых литературных жанров, интерес писателей, исследователей и читателей к которому не угасает.

дневники

мемуарная литература

Литературоведение

1. Большая Советская Энциклопедия, Москва, Советская Энциклопедия, том 27;

2. Вестник истории, литературы, искусства, М. : Собрание, 2009;

3. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925;

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий (гл. ред. А.Н. Николюкин), М., 2002;

5. Литературный энциклопедический словарь, М., БСЭ, 1987;

6. Новое Литературное Обозрение, №61 (2003), №106 (2010);

7. A Critical Edition of John Beadle"s A Journal, Or Diary of a Thankful Christian, Taylor & Francis, 1996;

8. British Diaries: An Annotated Bibliography of British Diaries Written Between 1442 and 1942, William Matthews, University of California Press, California, 1950;

9. Dutton E.P., Medieval Russia’s epics, chronicles and tales, New York, 1974;

10. Jurgensen M., Das Fiktional Ich (Untersuchungen zum Tagebuch) Franckle Verlag Bern und Munchen 1979;

11. Kendall P. M., The art of biography, W W Norton and Company INC, New York, 1965;

12. Latham R., Matthews W., The diary of Samuel Pepys (11 vols.), eds. Berkeley: University of California Press, 1970-1983;

13. Mckay E. The Diary Network in Sixteenth and Seventeenth Century England, URL: http://www.arts.monash.edu.au/publications/eras/edition-2/mckay.php (дата обращения: 04.11.2014)

14. Spengemann W. C., “The forms of autobiography, Episodes in the History of a Literature Genre”, Yale University Press, New Haven and London, 1980;

15. Wuthenow R. R., Europäische Tagebücher“, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 1950;

Ввиду большого количества разнообразных толкований термина «дневник» в литературоведеческой традиции различных стран, а также того факта, что данный жанр приобретает в современном мире все большую популярность, важно рассмотреть, что такое дневник, какие черты дневника являются жанрообразующими, необходимыми, то есть наиболее значимыми, какие - вспомогательными, второстепенными, какие жанры, исторически предшествовавшие дневнику, с ним связаны, и как он трансформировался в литературе конца XX - XXI века.

Целью исследования является последовательное выявление особенностей дневника в ряду других литературных жанров, а также анализ его развития за последние пять веков существования.

Материал исследования: дневниковые записи авторов различных стран (преимущественно Англия, Германия, Россия, Франция) и эпох (XV-XXI вв).

Методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-исторический.

Дневник как жанр наряду с автобиографией, воспоминаниями и записками является частью мемуарной литературы. Несмотря на то что появление дневника относится к сравнительно позднему периоду, его следует рассматривать в контексте всей мемуарной литературы, так как жанры с течением времени трансформировались, приобретали новые черты, в то время как прежние формообразующие черты отходили на второй план. Наибольшего рассвета, распространения дневник достигает в конце XVII века, когда формируется особый интерес к личности автора, его внутреннему миру, мыслям, чувствам. Дневник как вид литературного жанра появляется немногим позже, в начале XVIII века («Дневник для Стеллы» Дж. Свифта, «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна). Следует отметить, однако, что жанры, предваряющие дневник, жанры, без которых появление дневника было бы невозможным, к этому времени существуют довольно длительный период.

Важно рассмотреть, что такое дневник, какие черты дневника являются жанрообразующими, необходимыми, то есть наиболее значимыми, какие - вспомогательными, второстепенными, какие жанры, исторически предшествовавшие дневнику, с ним связаны, и как он трансформировался в литературе конца XX - XXI века.

Существует множество определений дневника, во многом похожих, однако каждое из них отмечает ту или иную особенность характерную для жанра. Можно вывести следующие черты, присущие дневнику, проявление которых в том или ином постороннем жанре, будет сближать последний с дневником. Дневник - это текст, написанный для себя, а не для посторонних глаз, описывающий только что случившееся, событие как личной, так и глобальной значимости, с указанием дат создания и с периодичной пополняемостью. Именно поэтому дневниковым записям свойственна, как замечает Анна Зализняк, «фрагментарность, нелинейность, нарушение причинно-следственных связей, интертекстуальность, авторефлексия, смешение документального и художественного, факта и стиля, принципиальная незавершенность и отсутствие единого замысла» .

Таким образом, разные формообразующие черты дают нам возможность сравнить дневник с несколькими другими жанрами. «Искренность» при создании, ограниченное количество читателей / слушателей позволяет нам сопоставить дневник с исповедью. Датировка и связь с конкретным временем создания, своего рода «гиперактуальность» - с хрониками и связанными с ними жанрами (путешествиями, хождениями, путевыми дневниками). Ограниченное количество читателей также позволяет сопоставить дневники и письма, часто можно наблюдать, как мысли, проявившиеся в дневнике, разрабатываются и в письмах к различным адресатам (например, у Л.Н. Толстого или Ф. Кафки). Особенность создания дневников придает им фрагментарность, свойство, характерное также для жанра записок (поэтому, например, «Записные книжки» Лидии Гинзбург часто называют дневниками). О совпадении жанров дневника и записных книжек в творчестве писателей-«дневниководов» говорит также Анна Зализняк: «все, что пишет писатель, - это часть его профессиональной деятельности, любая запись в дневнике - потенциальный "пред-текст", материал, из которого потом делается "текст". Поэтому дневник писателя фактически мало чем отличается от "записных книжек" (записные книжки, в одном из значений этого термина, - жанр специально "писательский"). И именно потому, что дневник писателя всегда в той или иной степени ориентирован на последующий "художественный" текст, это не "настоящий" дневник, а текст иного типа» . Наконец, дневники - это личный опыт, что сближает жанр с автобиографией и отчасти ее более древней разновидностью, житийной литературой.

В Литературе исповедь проходит весьма долгий путь; жанр назван по одному из семи таинств (наряду с крещением, миропомазанием, евхаристией, браком, соборованием и рукоположением), после появления одноименной книги св. Августина, становится довольно распространенным в литературе. Исповедь считают «литературно-художественным произведением или частью его, где повествование ведется от первого лица и рассказчик впускает читателя в самые сокровенные глубины своего внутреннего мира» .

Ранние дневники (конец XVI - начало XVII века) ученые считают более близкими к жанру исповеди. Так, историк Вильям Халлер отмечает, что «дневник для пуритан становится замещением (substitute) исповеди» . Вместе с тем исповедь, в отличие от дневника, жанр априори направленный на последующее прочтение. Кроме того, в дневнике описаны любые события и поступки, впечатлившие автора, поэтому далеко не всегда это поступки, скрываемые от общества или им порицаемые, в то время как исповедь - жанр, предполагающий покаяние в содеянном.

Исповедь принято также соотносить с автобиографией. Однако если автобиографии свойственно описание в первую очередь внешних событий, то исповедь, несмотря на изменения, которые претерпевает жанр с течением времени, описывает, прежде всего, переживания внутреннего мира.

Автобиография наряду с дневником является частью мемуарной литературы. Однако «историчность» описанного, общая в дневниках и автобиографиях, является и основным их отличием. Жанр дневника предполагает длительность творческого процесса, создание текста день ото дня, соотнесенность произошедшего события и сделанной записи, а значит - свежесть, «незамутненность» восприятия. Создатель автобиографии же подводит самим фактом создания подобного произведения своеобразный итог своей жизни, поэтому описываемые события зачастую происходят за много лет до написания.

Еще одно значимое отличие дневника от автобиографии состоит в том, насколько их тексты направлены на читателя, то есть предполагают дальнейшее прочтение. Если в случае автобиографии ответ на этот вопрос очевиден, дневники в этом отношении вызывают споры исследователей.

В то же время исследователи отмечают, что «автобиография - это обзор жизни, в котором автор воспринимает автобиографию как некую тренировку в оценке собственной жизни. Она максимально ретроспектива, в то время как дневник создается по мере возникновения тех или иных событий» .

Одной из важнейших отличительных черт дневника является особенность организации теста, непременная датировка, описание событий, еще не успевших стать прошлым. Этот способ структурирования повествования позволяет соотнести жанр дневника с хрониками. Однако системообразующим фактором в хрониках становится время, в дневниках же - жизнь и переживания автора. Значим также и тот факт, что хроники, как и дневники, получают художественный аналог в эпоху Возрождения, начиная с пьес-хроник Шекспира, и вплоть до произведений Дос Пассоса, в которых многие исследователи улавливают черты хроник. Однако хроники не получают такого широкого литературного и художественного распространения, так как на ранних периодах своего развития остаются жанром «для избранных», в то время как развитие жанра дневника обусловлено постепенной «демократизацией» жанра, в результате чего авторами дневников становилось все большее количество людей.

Наконец еще один жанр, который нередко сопоставляют с дневником, это письма. Их сближает в первую очередь ограниченное количество адресатов. Кроме того, на страницах дневников и писем проблемам бытовым и мировым уделяется равнозначное внимание. Вместе с тем, совокупный пласт писем того или иного автора - материал для исследования более широкий и разнообразный, поскольку письма являлись до середины XX века единственным способом заочной коммуникации, а значит, их писали в том или ином формате все грамотные люди. По письмам к разным адресатам одного и того же автора можно проследить как стилевые оттенки, так и особенности взаимоотношения с тем или иным адресатом.

Однако дневники можно рассматривать также как письма к самому себе. Если дневник принадлежит писателю, у читателя есть возможность проследить «чистый» авторский стиль, который иногда совпадает со стилем произведений, а иногда отличается.

Одной из разновидностей жанра дневника являются путевые дневники, ежедневное фиксирование происшествий того или иного путешествия. Путевые дневники - это слияние жанров дневника, поскольку в путевом дневнике также часто очень много личного, субъективного, а не объективного восприятия событий, и жанра путешествия. Путешествие, которое, как уже было отмечено выше, не является художественным жанром, оказалось очень продуктивным для развития художественной литературы. Помимо уже упомянутого путевого дневника, большое распространение получил также роман-путешествие, который сложился к XVIII веку, объединив в себе черты философского, авантюрного и психологического романов. В таких произведениях путешествие является «движущей силой» сюжета (например, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, 1719).

Итак, дневники оформляются как жанр мемуарной литературы сравнительно поздно. Однако формирование это занимает определённое время. Сегодня нам доступно более 300 дневников, собранных исследователями в книгу «Английские дневники» . Сохранилось также 20 дневников XVI века. Причина такого резкого увеличения количества дневников, во-первых, в том, что стало больше грамотных людей (по данным сайта http://www.mcsweeneys.net/articles/literacy-rates с 20% мужчин и 5% женщин в XVI веке до 30% мужчин и 10% женщин в XVII веке). Во-вторых - растущий индивидуализм, интерес к собственному я, определяемый эпохой. Так, английский ученый Рой Портер связывает рост количества людей, ведущих дневники, с растущим индивидуализмом в Европейских сообществах . Другие ученые, например, Вильям Хеллер, также отмечают значимость дневников для Пуритан начала XVII века, когда дневник «становится для них эрзацем исповеди»

Если обратиться к истории появления дневников, то в мировой литературе дневники восходят к Японии, где первые дневники датируются XI веком. В Индии подобные работы автобиографического характера датируются XVI веком, а в Китае - XII. В то же время нет оснований полагать, что эти работы были известны и, следовательно, оказали какое-либо влияние на западный мир. Поэтому источник автобиографических и дневниковых записей для европейцев лежит в древней Греции и Риме. Однако у современного исследователя дневника возникает следующая сложность. Дневник - жанр до последнего времени рукописный, интимный, а значит - не тиражируемый, существующий только в одной копии. Дневник подвержен уничтожению от любого катаклизма, пожара, наводнения, а значит сохранение записей - это задача, выполнение которой возможно только с случае осознания значимости данного документа для историка, литературоведа и проч.

Интерес к дневниковым записям появлялся во многих странах в разные периоды. Ранее всего эта работа начала вестись в Англии, где уже в начале XIX века Уильям Мэтьюз составляет библиографию дневниковых записей, созданных на территории Англии, Шотландии и Ирландии в период с XV по конец XVII века. Мы также можем проследить историю создания разнообразных немецкоязычных дневниковых записей, начиная с XVI века. Основной же пласт дневниковых записей, созданных на русском языке, относится к довольно позднему периоду, начиная со второй половины XVIII века. Однако и здесь исследователя зачастую ожидает разочарование. Многие документы были уничтожены, многие - хранятся в архивах, не всегда доступные широкому читателю.

Таким образом, история создания дневников насчитывает 5 веков, начиная с XVI века по настоящее время. Интересно проследить структурное и смысловое изменение формы и содержания дневника за этот период. Как уже упоминалось ранее, говоря о дневниках, мы основываемся на достаточно скудном материале. В нашем распоряжении на сегодняшний день имеется несколько (не более десяти) дневников XV века, около 30 дневников XVI века, а, начиная с XVII века, жанр приобретает все большую популярность, англоязычные источники насчитывают уже более 300 текстов, аналогичная тенденция прослеживается и в других странах. Говоря о текстах, предшествующих XVII веку, не следует забывать, что современное слово «дневник» в этот период обозначается различными терминами. Так, наряду с привычным «Diary» в английских источниках также встречаются реже немецкое «Tagebuch», и чаще французское «Journal» и латинское «Diurnal». Все четыре слова обозначают дневник, в каждом из них есть отсылка к факту написания текста на ежедневной основе. Однако данные обозначения могут выступать в одном и том же тексте как синонимы. Слова эти синонимичны, однако, возможно, указывают на характерные особенности тех или иных записей. Здесь необходимо также упомянуть о том, что авторы сами присваивают своим текстам принадлежность Дневниковому жанру, и это определение может быть зачастую ошибочным.

Дошедшие до нас, дневники XV - XVI веков не могут называться дневниками в современном значении этого слова, так как в основе их либо придворные записи, воспроизводящие события разнообразных дипломатических миссий, или путевые заметки из путешествий (дневник Альбрехта Дюрера «Семейные хроники. Дневник из путешествия в Нидерланды 1520 - 1521 гг»).

К XVII веку тенденция несколько меняется. Дневниковые записи приобретают более «интимный», личный характер, из документа эпохи превращаясь в «оттиск» личности. Кроме того, дневник, как и вся литература, постепенно перестает быть жанром только высших социальных кругов. Помимо того, что уровень грамотности в Европе XVII века значительно возрастает, постепенно и бумага становится более доступной для «среднего класса», что вызывает повышенный интерес к жанру у все большего количества людей. Типичным примером здесь будет являться знаменитый дневник Семюэля Пайпса.

К XVII веку также относится и один из немногочисленных памятников дневникового творчества на русском языке - это дневники Марины Мнишек, а также памятник Армянской истории, дневник Закария Акулисского, описывающий торговые путешествия в восточные (Иран, Турция) и европейские (Италия, Франция, Голландия) страны, их обычаи, природу, природные катаклизмы, пережитые автором в этих странах. Этот дневник велся в период с 1647 года по 1687. Однако, в указанных примерах не затрагивается личность создателя текста, даже его отношение к происходящим событиям. Поэтому книга скорее относится к жанру хроник или путевых заметок.

Следующие несколько веков - это расцвет дневникового жанра. В этот период появляется все многообразие дневников. Тексты создаются как для того, чтобы быть прочитанными читателем сразу по мере создания («Дневники» братьев Гонкур, «Дневник Писателя» Достоевского), и, напротив, для того, чтобы быть уничтоженными (Дневники Кафки, Дневник Серена Киркегора в период с 1840 - 1850 год), личные дневники ведут большинство писателей (Л. Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Льюис Кэрол, Вальтер Скотт итд), политические деятели (Теодор Рузвельт, королева Виктория, Николай II), актеры, музыканты, художники (то есть представители искусства, не имеющие прямого отношения к созданию текстов (П.И.Чайковский, Вацлав Нижинский, Фрида Кало). Примечательно, что в XX веке словно представляется невозможным, чтобы знаменитый политический деятель не вел дневник, поэтому возникают дневники-подделки, такие как Дневник Адольфа Гитлера. Это период, когда упомянутый выше разрыв между сохранившимися дневниками в разных странах значительно сокращается (мы говорим о европейском материале), количество материала для исследователя достаточно велико. В этот период продолжается тенденция, начавшаяся еще в XVII веке, когда написание дневников постепенно перестает быть прерогативой высшего общества.

Однако увеличившееся количество материала вытесняет дневники простых обывателей из поля научного интереса исследователей. Если дневники XV-XVII века - материал для изучения не только и не столько литературоведа, сколько один из немногочисленных источников информации для историка, социолога, лингвиста, то о более позднем периоде существует целый ряд прочих свидетельств, поэтому все больше внимание исследователей (и значит читателей) концентрируется на дневниках людей, прославившихся в той или иной области. Вместе с тем, в XX веке во Вторую Мировую Войну можно наблюдать обратный процесс, когда Анна Франк, Этти Хильсам, Отто Вульф, Нина Луговская становятся известны широкому читателю только благодаря своим дневникам, описывающим пережитое во время войны.

Дневники XVIII - XX века отличает от предшествовавших периодов еще одна особенность. В конце XVII - начале XVIII века в литературе появляется новый жанр; дневниковые записи оказываются настолько популярны, что становятся объектом для подражания писателей, возникают первые художественные дневники. С этого момента у создателей частных дневников появляется еще один ресурс для подражания, художественные дневники.

Поскольку дневники, как упоминалось ранее, жанр интимный, говорить о частных дневниках, написанных в последние годы еще слишком рано, мало что уже вышло в печать. Однако в последние десятилетия появляется новая разновидность дневниковых записей, веб-дневники, блоги. Каждый желающий может создать свой дневник-блог, добавлять туда записи, сам определять, кого он допускает быть своим читателем. Значимое отличие этого жанра от жанра дневников заключается в том, что это уже не интимный жанр, поскольку большое количество читателей блога является показателем его успешности. В последние годы даже появляется новая профессия «блоггер». Новые дневники продолжают тенденцию предыдущих веков по максимальной демократизации жанра, сейчас любой обладатель выхода в интернет может вести свой блог. Таким образом, дневник в настоящий момент - один из немногих живых литературных жанров, с течением времени он претерпевает определенные изменения, однако интерес исследователей и читателей к жанру не угасает.

Выводы

Дневник - это текст, написанный для себя, а не для посторонних глаз, описывающий только что случившееся, событие как личной, так и глобальной значимости, с указанием дат создания и с периодичной пополняемостью. Различные формообразующие черты позволяют рассматривать дневник как эволюцию ряда других жанров, являющихся частью мемуарной литературы.

Рецензенты:

Клинг О.А., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой Теории Литературы Филологического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, г. Москва;

Липгарт А.А., д.ф.н., профессор кафедры Английского языкознания Филологического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Ромашкина М.В. ДНЕВНИК: ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15447 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Удивительно, что такая простая вещь, как личный дневник, может одновременно быть творческой лабораторией, заботливым психотерапевтом, источником воспоминаний, инструментом саморазвития, а главное - надёжным укрытием, за которым можно быть абсолютно честным с другими и с самим собой. Ещё удивительнее, что все эти качества часто не осознают даже те, кто когда-то пытался вести регулярные записи в своих тетрадках, блокнотах и ежедневниках.

Ведение дневника - это не бесплодное самокопание. Это не занятие, предназначенное исключительно для юных девушек и подростков, которым нужно разобраться в своих чувствах и сентиментальных переживаниях. И это не просто по-прокурорски деловая фиксация событий, которые произошли с вами за прошедший день.

Неверно также считать, что ведение дневника предназначено только для выдающихся людей, которым «есть что сказать». Это правда, что среди известных писателей, учёных или художников трудно найти кого-то, кто бы не вёл записи, предназначенные только для них самих. Но даже если вы не претендуете на звание гения, это вовсе не повод отказаться от этой полезной практики. Кроме того, всегда есть вероятность, что вы всё-таки гений, и через много лет после вашей смерти наследники получат за публикацию вашего дневника солидные гонорары.

Жан-Поль Сартр

Тошнота ​

Чтобы самое банальное происшествие превратилось в приключение, необходимо и достаточно его рассказать. <...> Каждый человек - всегда рассказчик историй, он живёт в окружении историй, своих и чужих, и всё, что с ним происходит, видит сквозь их призму. Вот он и старается подогнать свою жизнь под рассказ о ней.

Дневники пишут для того, чтобы их писать, читать и перечитывать. Вот несколько ответов на резонный вопрос «для чего это нужно?»:

  • чтобы излить на бумагу и осознать те чувства, которые нельзя доверить окружающим;
  • чтобы разобраться в том, чего хочешь от жизни;
  • чтобы понять, насколько твои планы соответствуют реальности и правильно ли ты двигаешься к их реализации;
  • чтобы лучше понимать других людей и научиться принимать во внимание их точку зрения;
  • чтобы тренироваться в выражении своих мыслей и учиться рассуждать;
  • чтобы распознать и изменить вредные мыслительные привычки и поведенческие шаблоны;
  • чтобы развить интуитивное мышление и творческие способности.

О чём писать

Кто я?

Лист бумаги, который «всё стерпит» - чуть ли не единственное место в этом мире, где ты можешь быть самим собой. Сказано это, может быть, чересчур категорично: в конце концов, каждая личность многогранна и нуждается в разных контекстах для своей реализации. Но честность и открытость, достижимые в дневнике, очень редко нам доступны в других сферах жизни.

В дневнике можно размышлять о своём прошлом и строить планы на будущее. Это известное упражнение: попробуйте представить, какую жизнь вы бы хотели вести через 5/10/15 лет? Затем соотнесите то, чем вы занимаетесь сейчас, со своими долгосрочными намерениями. Если картинки не сходятся, возможно, пора что-то менять. В этой практике полезна именно процедура записи.

Если вы думаете о будущем, то зазоры между мечтой и действительностью сглаживаются. В записи же они проступают со всей очевидностью.

Если вы не знаете, чем хотите заниматься в этом мире, дневник поможет вам подойти ближе к пониманию своих сильных сторон и глубоких намерений. Фиксируйте в дневнике то, что приносит вам радость и вызывает искренний интерес. Человек, с головой погружённый в бизнес, может вдруг понять, что под деловой маской всегда таилась душа поэта. Дневник предоставит ему возможность развивать именно эту сторону своей личности, не забывая и об остальных.

Если вы ведёте дневник уже несколько лет, при перечитывании вам будет открываться ваша личность в динамике. Как менялись ваши приоритеты и ценности? Что было для вас важным тогда и что остаётся сейчас? Так ведение дневника помогает увидеть свою жизнь как целостную, пусть и незавершённую картину. Дневник вносит единство и протяжённость в череду разорванных мгновений, в нём «каждое мгновение несёт в себе бремя всего предыдущего и зачаток всего последующего» (Лидия Гинзбург).

Лев Толстой

Воскресение

Два года не писал дневника и думал, что никогда уже не вернусь к этому ребячеству. А это было не ребячество, а беседа с собой, с тем истинным, божественным собой, которое живет в каждом человеке. Всё время этот Я спал, и мне не с кем было беседовать.

С «истинным я», возможно, Лев Николаевич немного перегнул. Дневник не снимает все социальные маски, потому что это невозможно. Зато помогает понять, какая из них сидит на вас лучше. Возможно, это понимание приведёт к смене масок, перемене личности. Как писала в своём дневнике Сьюзен Сонтаг, «маскируя свое поведение, я не защищаю свою личность - я её преодолеваю» . Верный способ изменить что-либо - понять, как оно устроено. Дневник не просто фиксирует то, что происходит вокруг; он меняет своего владельца. Обычно в лучшую сторону.

Если вы страдаете от низкой самооценки, неуверенности в себе и во всём видите только негативные стороны, дневниковые записи помогут преодолеть эти вредные мыслительные привычки и смотреть на мир более реалистично. Именно таким образом дневник используется, к примеру, в когнитивно-поведенческой психотерапии. Это не только полезно, но и абсолютно бесплатно (в отличие от визитов к аналитику и антидепрессантов).

Недавно были получены научные доказательства пользы от ведения дневника. Психологи из университета Дьюка (США) обнаружили , что письменная фиксация волнующих событий и собственных переживаний не только улучшает память и самочувствие, но и сокращает частоту обращения к докторам.

Тимоти Уилсон, один из авторов проведённых исследований, пишет об этом так: «Подобные письменные вмешательства действительно могут помочь людям начать мыслить позитивно и поверить в собственные силы»; «написание текстов заставляет людей понять всё, что их беспокоит, и найти в этом новый смысл».

Люди, склонные к самобичеванию, обычно пропускают похвалу мимо ушей, зато крайне остро реагируют на любые критические замечания. Если вы будете фиксировать в дневнике случаи, когда вас явно или неявно похвалили, то можете с удивлением узнать, что окружающие относятся к вам вовсе не так плохо, как вы думали. Пребывая в депрессии после очередной неудачи, перечитайте записи о радостных событиях и ситуациях, когда вы показали себя с лучшей стороны.

После этого станет гораздо легче поверить, что мир не так уж плох и беспросветен, а все трудности преодолимы.

Как говорил какой-то из буддистских мыслителей, «я», данное в рефлексии - не истинное «я», оно сконструировано умом. Но ошибочно думать, что это «я» можно обнаружить в каком-то другом месте. Считать, что настоящий человек не рефлексирует, а совершает поступки, как минимум наивно и несправедливо: нужно делать и то, и другое.

Как я отношусь к другим людям?

Неизменные герои дневника - не только мы сами, но и наши близкие люди. Некоторые ведут дневник исключительно для того, чтобы изливать своё негодование, злость, чувство одиночества, покинутости и непонимания, которые преследуют их в отношениях с окружающими. И здесь вы можете разобраться, как устроены эти отношения: почему вы повторяете одни и те же ошибки? чего вы ждёте от близких людей и насколько оправданы эти ожидания?

Вы можете делать записи в формате «неотправленного письма», высказывая до конца то, что не можете сказать в реальном общении. Вы можете попытаться занять позицию другого человека и написать монолог от его лица: как он видит сложившуюся ситуацию? может быть, вы что-то упускаете из внимания и с его точки зрения всё выглядит совсем иначе? Такие упражнения помогают развивать эмпатию и умение видеть мир как многомерное пространство выбора и оценки, в котором каждый по-своему прав.

Дневник не заменит вам живого общения и настоящих отношений. Как писал Теодор Адорно, «мы становимся свободными людьми не потому, что мы себя, как ужасно говорится, реализуем каждый в одиночку, а в силу того, что мы выходим за собственные пределы, вступаем в отношения с другими людьми и в некотором смысле в них отказываемся от себя». Для саморазвития недостаточно создать для себя безопасную площадку, где вы сможете «поливать и выращивать себя, как цветочки» - для этого нужны другие люди и реальные поступки. Но дневник поможет понять, чего вы от них хотите, что для вас действительно важно.

Если вы сможете дать себе честный ответ на эти вопросы, то выстраивать отношения с другими людьми станет гораздо проще.

Пример использования дневника для решения личных дилемм можно найти в биографии Чарльза Дарвина. Когда речь зашла о женитьбе, он с дотошностью натуралиста выписывает минусы («бесконечное множество хлопот и расходов… споры из-за отсутствия общества - утренние визиты - ежедневная потеря времени») и плюсы этого предприятия («невозможно вести жизнь в одиночестве, без участия, без детей… Не унывай, уповай на случай - пристально посмотри вокруг - есть много счастливых рабов»). И в конце концов принимает решение: непременно надо жениться.

Дневник как интеллектуальная и творческая лаборатория

Дневник может стать тем местом, где смутные мысли и переживания выплавляются в точные формулировки и художественные образы. Необязательно быть профессиональным писателем или художником, чтобы думать и воображать. Творческие способности - это не сословные привилегии. Они доступны любому, но далеко не каждый пользуется входом. Личный дневник - именно то место, где вы можете сколько угодно размышлять и фантазировать и не бояться, что кто-то осудит вас за наивность и графоманию.

Записывайте в дневник мысли и идеи из прочитанных книг, которые вас зацепили. Составляйте списки литературы. Создавайте словесные портреты близких вам людей и мыслителей. Делайте зарисовки. Составляйте . Вклеивайте фотографии и вырезки из журналов. Делайте коллажи. Записывайте свои сновидения (список можно продолжать бесконечно).

Пабло Пикассо

испанский художник, скульптор и дизайнер, основатель кубизма

Живопись - это просто другой способ ведения дневника.

Дневник предполагает полную свободу самовыражения: здесь вы можете делать всё, что угодно. Но со временем вы поймёте, что определённые формы высказывания даются вам легче других.

Личный дневник как форма письма, по-видимому, впервые появился в Японии. До нас дошли дневники придворных японских дам и поэтов, записанные в X-XI веках, где проза легко перетекает в поэзию. Некоторые фрагменты из этих дневников могут тронуть и современного читателя:

«Если бы только мои помыслы были такими же, как у других... Я могла бы находить больше радостей, чувствовала бы себя не такой старой и наблюдала бы эту преходящую жизнь со спокойствием. <...> Когда рассвело, я выглянула наружу и увидела уток, безмятежно плавающих в озере.

Утки в озере -
Могу ли смотреть на них
Безучастно?
Пересекаю бурлящие воды
Печального мира и я.

Птицы выглядели столь безмятежно, но и они тоже, должно быть, нередко страдают, подумала я» (Мурасаки-cикибу. Дневник. XXIII. 13-й день 10-й луны).

Как указывает писательница Тристина Райнер в своей книге «The New Diary» , форма дневника соответствует всем четырём базовым механизмам человеческого восприятия, к которым относятся эмоции, ощущения, интуиция и интеллект. Пытайтесь развивать каждое из этих качеств, избегайте однообразия. И тогда, вполне возможно, дневник станет для вас плодотворной почвой для развития идей, которые выйдут за его пределы и найдут воплощение в реальных творческих проектах.

Пять правил ведения дневника

1. Пишите честно.

Настолько честно, насколько это возможно. Даже в записях, которые никто кроме вас не увидит, вам будет неловко или стыдно писать о некоторых вещах Стоит присмотреться, где возникает эта неловкость, где вы сами прячете от себя правду. Никто так часто и успешно не обманывает человека, как он сам. Но распознать источники и причины самообмана в дневнике гораздо легче, чем в мысленном рассуждении.

2. Сдерживайте своего внутреннего цензора и критика.

Мы не только скрываем от себя правду, но и стремимся выставить свои искренние переживания в неприглядном виде. Эту роль играет внутренний цензор - воплощение фрейдовского «сверх-Я», то есть усвоенные социальные установки и представления о том «как должно быть». Компанию ему составляет внутренний критик, для которого тонкий художественный вкус и глубина рассуждения важнее искренности. Чтобы избавиться от этих надоедливых созданий, попробуйте писать в режиме «потока сознания». Записывайте всё, что приходит вам в голову: образы, переживания, смутные ощущения и воспоминания.

Рефлексия полезна, но это далеко не единственный способ понять, что происходит с вами и вашей жизнью.

3. Пишите для себя.

Мы привыкли, что любое сообщение предназначается какому-то адресату. Но личный дневник не должен ориентироваться на публику (это, кстати, одно из многих отличий дневника от блога). Если вы пишете для аудитории, пусть даже самой узкой, внутренний цензор и критик будут безжалостно редактировать любое ваше сообщение. Лучше старайтесь писать для самих себя. Возможно, хорошим адресатом будет ваше «будущее я», которое будет читать дневник через несколько лет.

4. Уделяйте внимание деталям.

Чтобы затем можно было воскресить в памяти прошедшие события, старайтесь фиксировать детали и оттенки происходящего. Если вы напишете просто «было плохо», то это скажет вам гораздо меньше чем «я лежу здесь на диване, одним пинком вышвырнутый из мира, подстерегаю сон, который не хочет прийти, а если придет, то лишь коснется меня, мои суставы болят от усталости, мое худое тело изматывает дрожь волнений, смысл которых оно не смеет ясно осознать, в висках стучит» (цитата из дневника Франца Кафки).

5. Используйте бумагу и чернила.

Это рекомендация здесь не из-за косности и ретроградства. Когда вы делаете записи от руки, почерк может сказать о чувствах не меньше, чем сами слова. Кроме того, бумажную тетрадь можно всюду носить с собой, в отличие от ноутбука (а на смартфоне делать заметки не очень удобно). Иногда достаточно просто почувствовать в своих руках шероховатую поверхность бумажного блокнота, в котором вы пишете, чтобы испытать чувство уверенности и защищённости. Лучше, кстати, использовать тетради с чистыми листами, а не разлинованные ежедневники. Главное - подобрать принадлежности для письма так, чтобы ведение дневника доставляло вам удовольствие.

Некоторые считают, что записи в дневник нужно вносить ежедневно. Мне кажется, что это совсем необязательно.

Лучше писать тогда, когда возникает желание или необходимость в чём-либо разобраться, чтобы ведение дневника не превращалось в очередное скучное «надо». Но поначалу, пока не сформировалась привычка, придётся заставлять себя открыть блокнот и написать хоть что-то. Но если первые слова нашлись, найдутся и остальные.

Не стоит забывать, что каждый дневник - отражение личности его владельца (пусть неполное и искажённое). Поэтому эти рекомендации носят несколько обобщённый характер. Но даже их не стоит воспринимать слишком буквально. То, что работает для условного Льва Толстого, может быть совершенно бесполезно для вас. Индивидуальная манера ведения дневника складывается годами и меняется со временем. Но чтобы понять, какую пользу дневник может принести именно вам, нужно для начала его завести.



Последние материалы сайта