Публикации раздела Традиции
С ергей Прокофьев мог составить конкуренцию лучшим шахматистам мира, Александр Грибоедов писал изумительную музыку, а в честь Александра Бородина названа открытая им химическая реакция. Да, с такой стороны наши известные композиторы и писатели знакомы далеко не всем. Кажется, фразу «талантливый человек талантлив во всем» придумали именно о них.
Александр Грибоедов. Иллюстрация: stapravda.ru
По традиции русских дворянских семейств маленького Грибоедова учили музыке. Он с детства прекрасно играл на фортепиано и знал музыкальную теорию. Окружающие отмечали у мальчика впечатляющее исполнительское мастерство. Став взрослым, Грибоедов продолжил музицировать и как солист, и как аккомпаниатор. Так, вместе с композитором Алексеем Верстовским он впервые исполнил романс «Черная шаль».
К сожалению, из всех музыкальных сочинений самого писателя сохранились всего два - Вальс ми минор и Вальс ля-бемоль мажор.
Вальс ми минор (1823)
Вальс ля-бемоль мажор (1832)
Первый был создан зимой 1823 года. В это время Грибоедов завершал работу над комедией «Горе от ума» и часто бывал на балах, чтобы потом в своем произведении описать жизнь московского света. Свое меланхоличное музыкальное творение он подарил юной Елизавете - сестре своего друга Степана Бегичева, которой он прививал любовь к искусству, чтению серьезных книг, а также неприязнь к светскому обществу.
Вальс ля-бемоль мажор был подарен Грибоедовым известной польской пианистке Марии Шимановской, на концертах которой он несколько раз бывал.
Александр Бородин (пятый слева в верхнем ряду) среди основателей Русского химического сообщества. Фотография: chemsoc.ru
Толстой верил, что обучить можно любого человека - при условии отказа от всяческого принуждения. Крайне важным нововведением в его системе был полный отказ от насилия - самым суровым наказанием считалось получить недопуск к занятиям. Их, к слову, посещали около 40 ребятишек из местных деревень. Обучение было бесплатным, доступным как для девочек, так и для мальчиков. Уроки начинались в восемь утра. В качестве учителей выступали московские и тульские семинаристы, а также сам граф. Он стремился превратить воспитанников в дружную семью. Посещаемость была необязательной - и все же занятия мало кто пропускал. Помимо таких предметов, как чтение, история и математика, в учебном плане нашлось место столярному делу и сельскохозяйственным работам.
Лев Николаевич строгим педагогом не был: частенько вместе с детьми устраивал игры, лазал по гимнастическим снарядам и с удовольствием катался с ледяных горок. Как-то раз устроил лотерею и подарил победителю лошадь.
Вскоре в округе появились порядка двадцати школ по методике Толстого. А школа в Ясной Поляне закрылась спустя три года работы. Лев Николаевич вернулся в большую литературу.
: «Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавалерист и, наконец, отличный лингвист!» . Тот улыбнулся и ответил собеседнику: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего» . Грибоедов был скромен, однако это не преуменьшало его способностей в глазах современников. Его достижения в разных областях действительно впечатляли.
О них мы и расскажем в нашем материале.
Александр Грибоедов вошел в историю как автор комедии «Горе от ума », именно это произведение имело наибольший успех и у современников, и у потомков. Однако в литературном наследии автора не одна, а целых шесть пьес, среди которых комедии «Молодые супруги» и «Притворная неверность».
Наш герой был отличным музыкантом. Современники вспоминали, что его игра отличалась артистизмом, техническая сторона дела была для этого талантливого человека малоинтересна.
Грибоедов не только исполнял чужие произведения, но и создавал собственные. Среди наиболее крупных - фортепианная соната. К сожалению, она, как и детские песенки, сочиненные Александром Сергеевичем, до нас не дошла. Грибоедов не записывал свои музыкальные пьесы, и сегодня нам известны только два его вальса: «аs-dur» (ля-бемоль мажор) и «e-moll» (ми минор).
Как и любой образованный русский дворянин XIX века, Грибоедов в совершенстве знал французский, однако помимо языка Вольтера и Мольера , он владел английским, итальянским, немецким и даже греческим. Кроме того, он свободно читал на латыни. Знание иностранных языков привело к тому, что он получил место переводчика в Коллегии иностранных дел и стал секретарем посольства в Персии.
В период персидской кампании Грибоедов имел большое влияние в делах по управлению Кавказом. Он был сторонником мирного решения проблем в этой неспокойной стороне расширявшейся Российской империи. Надеялся, что назначение местных судей и инвестиции в регион предотвратят кровопролитие (как жаль, что к его мудрым словам не прислушались вовремя).
Писатель довольно долго оставался на Кавказе. Помимо воплощения в жизнь личных амбиций, здесь его держала и идея помощи осужденным декабристам. Александр Грибоедов использовал все возможные каналы: влияние на Паскевича и дружеские отношения со многими кавказскими военачальниками, от которых зависела судьба разжалованных в солдаты декабристов. Помогал он и деньгами, и словом участия, которое тоже значило очень много.
Александр Грибоедов был соавтором одного из важнейших дипломатических документов первой половины XIX века - Туркманчайского мирного договора, завершившего Русско-персидскую войну 1826–1828 годов. Согласно договору, России отошли территории Восточной Армении, Эриванское и Нахичеванское ханства. Также Персия обязалась не препятствовать переселению армян в русские земли.
В биографии А. С. Грибоедова (1795-1829) до сих пор много неясного. Точно неизвестно, когда родился Грибоедов - в 1790 или в 1795 году. Сейчас годом рождения принят 1795-й, другие документы называют иную, более раннюю дату. Для понимания жизни и творчества Грибоедова эти расхождения существенны: мы не можем с точностью сказать, кто Грибоедов - вундеркинд, в 13 лет окончивший Московский университет со степенью кандидата, или нормально развивавшийся человек, который в довольно зрелом по тем временам возрасте завершил свое единственное произведение. Столь же много туманного и в освещении других мест в биографии драматурга.
Происхождение и ранняя одаренность . А. С. Грибоедов родился в старинной дворянской семье отставного секунд-майора Сергея Ивановича Грибоедова, который женился на своей однофамилице Настасье Федоровне Грибоедовой. Первоначальное образование будущий драматург получил дома под руководством преподавателей Московского университета. В 1803 году поступил в Московский университетский благородный пансион, в 1806 году стал студентом словесного отделения Московского университета, которое окончил со степенью кандидата в 1808 году. К этому времени Грибоедов овладел основными европейскими языками, знал древние языки.
Позднее он изучал восточные языки. Помимо способностей к языкам, Грибоедов обладал многочисленными талантами: успешно занимался философией, археологией, политикой (слушал лекции на этико-политическом отделении университета), сочинял музыку (известны два его вальса) и импровизировал на фортепиано.
Круг знакомых . Дар сочинительства проявился в нем рано. В университете он написал комедию «Дмитрий Дрянской» (не сохранилась), выставлявшую в смешном свете борьбу русских и немецких профессоров. Блестяще образованный, искрометный остроумец, Грибоедов привлекал к себе тогдашнюю вольнолюбивую офицерскую и штатскую молодежь. Со многими будущими декабристами (И. Д. Якушкин, Н. И. Тургенев, С. П. Трубецкой, В. Ф. Раевский) он познакомился в смоленском имении дяди по матери. Впоследствии, после выхода из университета, сблизился с П. Я. Чаадаевым, П. И. Пестелем, П. А. Катениным, П. А. Вяземским, А. А. Шаховским, А. А. Бестужевым, В. К. Кюхельбекером, А. С. Пушкиным, В. Ф. Одоевским, Ф. В. Булгариным и другими известными людьми, со многими из них подружился.
Дом Грибоедовых на Новинском бульваре в Москве (крайний слева).
Литография начала XIX в.
Во время отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал. После войны служил адъютантом при генерале А. С. Кологривове, племянники которого Д. Н. и С. Н. Бегичевы стали его друзьями.
В этот день, 11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года в ходе печально известной "тегеранской резни" погиб Александр Сергеевич Грибоедов. Охарактеризовать такую многогранную личность несколькими словами невозможно. Из его произведений, заметок, писем и воспоминаний современников сохранилось столько свидетельств о его талантах, что остается только сокрушаться о столь ранней (дата рождения Грибоедова точно не установлена, но на момент смерти ему было около 35 лет) смерти гения, который мог еще многим обогатить русскую культуру. Мы решили вспомнить о различных гранях этой уникальной личности и ее отражениях в глазах потомков.
1. "Писатель одной книги"
Разумеется, Грибоедов написал не одну книгу. Понятие "писатель одной книги" можно встретить часто, но воспринимать буквально его не стоит - имеется в виду, что важное произведение у автора только одно. Вероятно, не нужно долго объяснять, что такой взгляд во многих случаях имеет все основания быть названным поверхностным. Так и в случае с Грибоедовым. Его "Горе от ума" - безусловно, книга, которую нужно прочесть всем (и не один раз), и являющаяся наиболее серьезной, целостной и законченной его работой. Однако другие его сочинения тоже достойны внимания всех, кому вообще интересна русская литература.
2. Мастер, утративший рукописи
Не в последнюю очередь такое восприятие наследия Грибоедова связано с тем, что значительная часть его произведений до нас просто не дошла - или дошла частично и в черновых вариантах. Даже бессмертное "Горе от ума" в том виде, в котором мы его знаем, обязано лишь энтузиазму читателей. Ведь издано оно было спустя годы после смерти писателя - и подвергшись сильной цензуре. Знакомый со школьной парты нам текст же печатается по одной из скопированных с авторской рукописей - именно так сначала распространялся шедевр. После трагедии в Тегеране вдове Грибоедова вернули его личные вещи, среди которых были и неизданные книги. Однако, как отмечает исследователь творчества поэта С. Фомичев, есть все основания говорить о пропаже ряда задуманных и начатых произведений.
3. "Русский Шекспир"
Многое из того, что осталось нам от Грибоедова, как уже говорилось, имеет характер незаконченности - в разной степени. А некоторые дошедшие до нас его работы были написаны им еще на заре творческой деятельности. Поэтому монументальное "Горе от ума", стоящее в одном ряду с другими шедеврами отечественной литературной классики, на их фоне кажется произведением с другой планеты. Это в свое время и спровоцировало появление теории о том, что автором пьесы на самом деле был не Грибоедов, а кто-то из его сослуживцев. Как известно, подобная - только еще более запутанная - теория есть и о Шекспире, которого некоторые склонны считать коллективным псевдонимом вроде Козьмы Пруткова. Вторым "русским Шекспиром" в XX веке стал Михаил Шолохов, чей великий роман "Тихий Дон" со временем оброс целым ворохом конспирологических исследований. Но, в отличие от указанных случаев, ответ на вопрос о том, почему "Горе от ума" стало единственным значимым произведением в библиографии Грибоедова, похоже, до горечи прост - он слишком рано погиб, причем, как свидетельствуют биографы, как раз в преддверии мощного творческого перелома.
4. Новатор и экспериментатор
Да и называть ранние произведения Грибоедова слабыми - не совсем справедливо. Талант сатирика он проявил рано, написав пародию на знаменитую трагедию Озерова, которую назвал "Дмитрий Дрянской", где едко изобличил предрассудки образованного общества (к сожалению, текст не сохранился). А его стремление творчески развиваться, не угасавшее никогда, ощутимо влияло на московскую культурную жизнь. Например, исследователи отмечают, что его эксперимент с жанром "салонной комедии" ("Семейный секрет"), позаимствованным у французских коллег, задал целую моду в театрах, которая продлилась несколько лет. Творческие поиски Грибоедова продолжались до самой его смерти - об этом свидетельствуют поздние его работы ("Грузинская ночь", 1828). Непривычно - по сравнению с "Горем от ума" - тяжелый слог, который встречается в поздних стихах поэта, говорит о глубокой рефлексии о литературной форме и языке. Но поискам так и не суждено было завершиться и вылиться во что-то целостное.
5. "И говорит, как пишет…"
Грибоедов не просто получил блестящее образование, был редким эрудитом (своим знакомым он открывал Гете, Шиллера, Шекспира, которых знал наизусть) и полиглотом (знал несколько европейских, турецкий, арабский, персидский, грузинский языки, а также латынь и древнегреческий) . Его аналитические способности, остроумие и кругозор производили невероятное впечатление на современников. Да еще на таких современников, которые и сами на кого угодно могли произвести впечатление. Например, сам Пушкин о своем тезке отзывался с нескрываемым восторгом и предельно емко: "Один из самых умных людей в России". Всем известны неординарные музыкальные способности Грибоедова. Увы, музыкальных произведений Александра Сергеевича сохранилось еще меньше, чем литературных - зато каких! Недаром с ним с таким энтузиазмом общался молодой Михаил Глинка. Рассказчиком Грибоедов, пишут, тоже был прекрасным. Однако этот талант он не успел осознать настолько, чтобы реализовать его в полной мере в прозе. Кое-что, впрочем, удалось…
6. "Несостоявшийся Толстой"
Грибоедов живо интересовался историей. Известно, что он хотел написать о 1812 годе (оставшиеся материалы намекают на проект целого эпоса), о Крещении Руси, о татаро-монгольском иге. Он изучал тематические журналы и книги, планировал поездки по историческим местам. В некоторых ему по долгу службы действительно удалось побывать. И его путевые заметки из Крыма, с Кавказа и из Персии открывают в Грибоедове внимательного наблюдателя и невероятно интересного и живого повествователя. К сожалению, последнее посещение Персии окончилось для новоиспеченного посла России в Персии Грибоедова и еще 37 русских подданных трагедией.
7. Служить был рад
Говоря о личности Александра Сергеевича Грибоедова, нельзя не вспомнить о свидетельствах его исключительных человеческих качеств. Настоящий патриот (и какие удалые "гусарские" стихи!), он приложил немало усилий, борясь за судьбы русских пленных в Персии (что не мешало ему руководствоваться принципом "прислуживаться - тошно" - ведь его чудом миновало наказание за связи с декабристами). За его помощью обращались персидские армяне, которых он помогал укрывать от преследований со стороны местных фанатиков (это покровительство во многом и стало роковым для русской дипмиссии). С именем Грибоедова также связана одна любопытная история, характеризующая его как человека мужественного и благородного. Будучи секундантом своего товарища, убившего на дуэли другого его друга из-за дамы, и чувствуя на себе часть ответственности за произошедшее, он принял вызов секунданта другой стороны - Александра Якубовича. Дождавшись своей очереди, Грибоедов выстрелил, не приближаясь к противнику, хотя получил до этого от него ранение в руку. Именно по этому ранению и смогли опознать в обезображенном персидскими фанатиками трупе великого деятеля русской литературы XIX века...
Феномен - одаренность А.С.Грибоедова. Жизненный путь и характер А.С.Грибоедова
Одаренность этого человека была поистине феноменальной. Его знания были огромны и многосторонни, он выучил множество языков, был хорошим офицером, способным музыкантом, выдающимся дипломатом с задатками крупного политика.
Но при всем том его мало кто помнил бы, если бы не комедия «Горе от ума», которая поставила Грибоедова в один ряд с величайшими русскими писателями.
В биографии Грибоедова много загадок и пробелов, особенно это касается детства и юности. Достоверно не известен ни год его рождения (1794 или 1795; хотя точно известен день — 4 января), ни год поступления в университетский благородный пансион. Не подтверждена документами широко распространенная версия, по которой Грибоедов окончил целых три факультета Московского университета и лишь из-за войны 1812 года не получил докторской степени.
Точно известно одно: в 1806 году он поступил на словесный факультет, а в 1808 году окончил его. Если Грибоедов действительно родился в 1795 году, как полагают большинство биографов, ему было тогда 13 лет.
Более достоверны сведения о жизни Грибоедова, начиная с 1812 года. При нашествии Наполеона Александр Сергеевич записался, как и очень многие московские дворяне, офицером в ополчение. Но участвовать в боях ему так и не привелось: полк стоял в тылу.
После войны будущий писатель служил в Белоруссии. Молодость Грибоедов провел бурно. Себя и своих однополчан, братьев Бегичевых, он называл «пасынками здравого рассудка» —■ так необузданны были их проказы.
Известен случай, когда Грибоедов как-то уселся за орган во время службы в католическом храме. Сначала он долго и вдохновенно играл духовную музыку, а потом вдруг перешел на русскую плясовую.
Проказничал и озорничал Грибоедов и в Петербурге, куда переехал в 1816 году (год провел в отставке, а затем стал чиновником Министерства иностранных дел). Но к этому времени он уже начал всерьез заниматься литературой. Из Белоруссии Грибоедов привез комедию (перевод с французского) «Молодые супруги».
В столице ее поставили не без успеха. Затем Грибоедов участвовал в качестве соавтора в написании еще нескольких пьес. Сцена стала его настоящей страстью. Он подружился с директором петербургского театра, драматургом Шаховским и особенно близко с талантливым поэтом и знатоком театра Павлом Катениным.
В соавторстве с Катениным Грибоедов написал лучшее из своих ранних произведений — комедию в прозе «Студент» (1817). При жизни Грибоедова она не попала ни на сцену, ни в печать. Возможно, выпады в адрес литературных противников (Жуковского, Батюшкова, Карамзина), стихи которых пародированы в пьесе, показались цензуре неприличными.
Не меньше авторской славы прельщала и притягивала Грибоедова закулисная жизнь театра, непременной принадлежностью которой были романы с актрисами. Одна из таких историй закончилась трагиче
ски.
Два приятеля Грибоедова, кутилы Шереметев и Завадовский, соперничали из-за балерины Истоминой. Известный в городе дуэлянт Александр Якубович {будущий декабрист) раздул ссору, а Грибоедова обвинил в неблагородном поведении. Шереметев должен был стреляться с Завадовским, Якубович — с Грибоедовым.
Обе дуэли должны были состояться в один день. Но пока после первой дуэли оказывали помощь смертельно раненному Шереметеву, время ушло. На другой день Якубовича как зачинщика арестовали и сослали на Кавказ. Грибоедова не наказали, но общественное мнение сочло его виновным в смерти Шереметева. Начальство решило удалить из Петербурга чиновника, «замешанного в историю».
Грибоедову предложили занять место секретаря русской миссии либо в Соединенных Штатах Америки, либо в Персии. Он выбрал второе, и это решило его судьбу.
По дороге в Персию Грибоедов почти на год задержался в Тифлисе. Там состоялась отложенная дуэль с Якубовичем. Грибоедов был ранен в руку — для него, как музыканта, это было весьма чувствительно.
В Персии Грибоедов прослужил три года, затем перешел «чиновником по дипломатической части» в штат главноуправляющего Грузией генерала А.П.Ермолова. Служба в Тифлисе при этом незаурядном человеке много ему дала.
1823—1824 годы Грибоедов провел в отпуске—в Москве, в деревне Бегичевых, в Петербурге. Его новое сочинение — комедия «Горе от ума» — произвело фурор.
Задумана комедия была еще в Персии, начата в Тифлисе, а закончена в деревне у Бегичевых. Автор читал пьесу во многих литературных салонах. Но ни напечатать, ни поставить «Горе от ума» ему не удалось.
Едва ли комедию не пропускали из-за политической остроты: сомнительных в этом отношении мест в «Горе от ума» не так много; их нетрудно было бы снять или смягчить. Но пьеса имела привкус скандала: многие москвичи в ее персонажах узнавали себя (как правило, ошибочно). Скандал-то и желала предотвратить цензура. Власти запретили даже спектакль, который студенты театральной школы хотели представить в узком кругу.
В альманахе «Русская Талия на 1825 год» напечатали лишь вторую половину первого акта и весь третий. Полный текст распространялся в тысячах рукописных копий.
В январе 1826 года, после восстания декабристов, Грибоедова арестовали по подозрению в причастности к заговору. Через какое-то время он был не только освобожден, но и получил очередной чин, а также пособие в размере годового жалованья.
Серьезных улик против него действительно не имелось, да и сейчас нет документальных подтверждений тому, что писатель как-то участвовал в деятельности тайных обществ.
Наоборот, ему приписывают пренебрежительную характеристику заговора: «Сто прапорщиков хотят перевернуть Россию!». Но, возможно, своим оправданием Грибоедов обязан заступничеству родственника — генерала И. Ф. Паскевича, любимца Николая I.
В 1828 году Грибоедов получил назначение полномочным посланником в Персию. По дороге, в Тифлисе, он страстно влюбился в княжну Нину Чавчавадзе — дочь своего старого приятеля, грузинского поэта Александра Чавчавадзе, и обвенчался с нею.
Супружеское счастье было безмерно, но скоро оборвалось. Через месяц после свадьбы молодые супруги выехали в Персию. Нина остановилась в пограничном Тавризе, а Грибоедов двинулся дальше — в столицу Персии Тегеран.
Всего месяц спустя там разыгралась трагедия. 30 января 1829 года посольство было разрушено, й все, кто в нем находились, перебиты. Спасся только один человек.
Похоронили Грибоедова в его любимом Тифлисе, в монастыре святого Давида на горе Мтацминда. На могиле вдова поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
Жизнь А. С. Грибоедова интересна и поучительна. Из его биографии мы узнаем, какими были и как вели себя представители передового образованного дворянства.
Лечение акне в домашних условиях: как избавиться от угрей и прыщей своими силами?
Стадии развития болезни и их исходы Типические патологические процессы
Эти упражнения восстановит работу желчного пузыря, печени и не только!
Судебная Генетическая Экспертиза ДНК Днк экспертиза на установление родства и отцовства
Занесение жизни из космоса на Землю. (Панспермия).Панспермия: развитие идеи. Если попытаться кратко охарактеризовать панспермию, суть ее можно свести к следующему: существуют зародыши жизни, рассеянные по всей Вселенной и в принципе способные заселить люб
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 5» Пластилиновая история Творческий проект Выполнил: обучающийся 3 г класс, Скляров Дмитрий Руководитель: Демиденко Татьяна Геннадьевна, учитель начальных к
Арзамасова Г.А. Управление денежными средствами и их учет в бюджетных учреждениях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №10. – С. 104-108 УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г.А. Арзамасова ,
Блюда из морских обитателей получаются вкусными и полезными. Салат из печени минтая в разных его проявлениях - это блюдо питательное и диетическое. Калорий в главном ингредиенте мало, в его составе присутствует Омега-3, которая необходима для человеческог
Корригирующая остеотомия - один из видов оперативного вмешательства, направленный на устранение деформационных изменений в костной ткани. Если рассматривать суть хирургического вмешательства подобного плана, то это искусственное ломание кости на необход