Каждое литературное направление характеризуется своими особенностями, благодаря которым его запоминают и выделяют в отдельный вид. Так случилось и в девятнадцатом веке, когда в писательском мире произошли некоторые изменения. Люди начали по-новому осмысливать действительность, смотреть на нее абсолютно, с другой стороны. Особенности литературы 19 века заключаются, в первую очередь, в том, что теперь писатели начали выдвигать идеи, которые и легли в основу направления реализм.
Реализм появился в русской литературе в начале девятнадцатого века, когда в этом мире произошел коренной переворот. Писатели поняли, что прежние направления, тот же романтизм, не удовлетворил ожиданий населения, поскольку в его суждениях отсутствовал здравый смысл. Теперь они старались изобразить на страницах своих романов и лирических произведений ту действительность, которая царила вокруг, без каких бы то ни было преувеличений. Их идеи носили теперь самый что ни на есть реалистический характер, который просуществовал не только в литературе России, но и зарубежной в течение не одного десятилетия.
Реализм характеризовался такими особенностями:
Русская литература 19 века представляла очень большой интерес для ученых, поскольку с помощью анализа произведений им удалось познать сам процесс в литературе, который существовал в те времена, а также дать ему научное обоснование.
Реализм сперва был создан как особая форма для выражения процессов действительности. Это произошло еще в те времена, когда и в литературе, и в живописи царило такое направление, как Возрождение. Во время Просвещения оно было значительным образом осмыслено, и полностью сформировалось в самом начале девятнадцатого века. Ученые-литературоведы называют двух российских писателей, которые давно уже признаны родоначальниками реализма. Это Пушкин и Гоголь. Благодаря им, данное направление было осмыслено, получило теоретическое обоснование и значительное распространение в стране. С их помощью, литература России 19 века получила большое развитие.
В литературе теперь не было возвышенных чувств, которыми обладало направление романтизма. Теперь же людей волновали бытовые проблемы, их способы разрешения, а также чувства главных героев, которые обуревали ими в той или иной ситуации. Особенности литературы 19 века - это заинтересованность всех представителей направления реализма индивидуальными чертами характера каждой отдельно взятой личности для рассмотрения в той или иной жизненной ситуации. Как правило, это выражается в столкновении человека с обществом, когда личность не может принять и не принимает правил и устоев, по которым живут остальные люди. Иногда в центре произведения стоит человек с каким-либо внутренним конфликтом, с которым он пытается справиться сам. Такие конфликты носят название конфликта личности, когда человек понимает, что отныне он не может жить, как жил раньше, что ему нужно что-то делать, чтобы получить радость и счастье.
Среди самых главных представителей направления реализма в российской литературе стоит отметить Пушкина, Гоголя, Достоевского. Мировая классика подарила нам таких писателей-реалистов, как Флобер, Диккенс и даже Бальзак.
» » Реализм и особенности литературы 19 века
Реализм имеет следующие отличительные черты:
В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы (например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.
В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма, так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить две основных концепции:
Какой бы точки зрения не придерживаться, и как бы не связывать их друг с другом, несомненно, что реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов познания, обобщения, художественной интерпретации действительности, проявляющимся в характере стилистических форм и приёмов. Реализм Мазаччо и Пьеро дела Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж.Л. Давида и О. Домье, И.Е. Репина, В.И. Сурикова и В.А. Серова и т. д. существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях объективного освоения исторически изменяющегося мира средствами искусства.
При этом любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью к познанию и раскрытию противоречий действительности, которая в данных, исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Реализму свойственна убеждённость в познаваемости существ, черт объективного реального мира средствами искусства. реализм искусство познание
Формы и приёмы отражения действительности в реалистическом искусстве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, которое присуще реалистическим тенденциям и составляет определяющую особенность всякого реалистического метода, по-разному выражается в романе, лирическом стихотворении, в исторической картине, пейзаже и т. д. Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существующих сторон реального мира. В этом состоит различие между реализмом и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений. Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация, заострение, гротескная утрировка "форм самой жизни", а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления.
Важнейшая черта реализма - психологизм, погружение через социальный анализ во внутренний мир человека. Примером здесь может служить "карьера" Жульена Сореля из романа Стендаля "Красное и черное", который переживал трагический конфликт честолюбия и чести; психологическая драма Анны Карениной из одноименного романа Л.Н. Толстого, которая разрывалась между чувством и моралью сословного общества. Человеческий характер раскрывается представителями критического реализма в органической связи со средой, с социальными обстоятельствами и жизненными коллизиями. Главным жанром реалистической литературы XIX в. соответственно становится социально-психологический роман. Он наиболее полно отвечает задаче объективного художественного воспроизведения действительности.
Рассмотрим общие признаки реализма:
Ведущие принципы реализма в искусстве XIX в.:
Реализм (литература)
Реали́зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.
Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами).
Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.
Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В расхожем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии - картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.
Копирование внешнего мира само по себе даже самой резкой реалистической теории никогда не представлялось целью искусства. В возможно верном воспроизведении действительности усматривался лишь залог творческой самобытности художника. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция , академический канон, обязательное подражание классикам - другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественного мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону.
Это - обычное явление школы, под каким бы знаменем она ни явилась впервые. Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно в области правдивого воспроизведения жизни - и каждая по своему права, и каждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципа правды. Это особенно характерно проявляется в истории развития французской литературы , которая вся - непрерывающийся ряд завоеваний истинного Реализма. Стремление к художественной правде лежало в основе тех же движений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее символом нереального искусства.
Таков не только романтизм, на который с таким жаром нападали во имя правды доктринеры новейшего натурализма ; такова и классическая драма . Достаточно напомнить, что ославленные три единства были приняты совсем не из рабского подражания Аристотелю , но потому лишь, что обусловливали возможность сценической иллюзии. «Установление единств было торжеством Реализма. Эти правила, сделавшиеся причиной стольких несообразностей при упадке классического театра, являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия. В аристотелевых правилах средневековый рационализм нашёл средство удалить со сцены последние остатки наивной средневековой фантазии». (Лансон).
Глубокий внутренний Реализм классической трагедии французов выродился в рассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей в мертвые схемы, гнёт которых был сброшен литературой лишь в начале XIX века. С широкой точки зрения, всякое истинно прогрессивное движение в области искусства есть движение по направлению к Реализму. В этом отношении не составляют исключения и те новые течения, которые с виду являются реакцией Реализма. На самом деле они представляют собой лишь реакцию рутине, обязательной художественной догме - реакцию против реализма по имени, переставшего быть исканием и художественным воссозданием жизненной правды. Когда лирический символизм пытается новыми средствами передать читателю настроение поэта, когда неоидеалисты, воскрешая старые условные приемы художественного изображения, рисуют стилизованные, то есть как бы намеренно отступающие от действительности образы, они стремятся к тому же, что составляет цель всякого - хотя бы и архинатуралистического - искусства: к творческому воспроизведению жизни. Нет истинно художественного произведения - от симфонии до арабески , от «Илиады » до «Шёпот, робкое дыханье», - которое при более глубоком взгляде на него не оказалось бы правдивым изображением души творца, «уголком жизни сквозь призму темперамента».
Едва ли возможно поэтому говорить об истории Реализма: она совпадает с историей искусства . Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в уменье схватить и смелости изобразить подробности, которые проходили бесследно для прежнего художника или пугали его несоответствием с догматами. Таков был романтизм, такова современная форма Реализма - натурализм Литература о Реализме - по преимуществу полемическая по поводу современной его формы. Исторические сочинения (David, Sauvageot, Lenoir) страдают неопределённостью предмета исследования. Кроме сочинений, указанных в статье Натурализм .
Разумеется, в первую очередь это Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Выдающимися образцами литературы этого направления стали также работы позднего Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе) - историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», а также поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».
Существует версия, что реализм зародился в глубокой древности, во времена Древних Народов. Существует несколько видов реализма:
Wikimedia Foundation . 2010 .
У этого термина существуют и другие значения, см. Критический реализм. Критический реализм в марксистском литературоведении обозначение художественного метода, предшествующего социалистическому реализму. Рассматривается как литературное… … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Реализм. Эдуар Мане. «Завтрак в мастерской» (1868) Реализм эстетическая позиция, с … Википедия
В Викисловаре есть статья «реализм» Реализм (фр. réalisme, от позднелат. … Википедия
I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… … Литературная энциклопедия
Реализм в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Р. принимает конкретные формы… … Большая советская энциклопедия
- (от позднелат. realis вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм… … Художественная энциклопедия
Литература Финляндии термин, под которым обычно понимают устные народные традиции Финляндии, в том числе народную поэзию, а также литературу, написанную и изданную в Финляндии. До середины XIX века основным языком литературы Финляднии был… … Википедия
Литература Советского Союза являлась продолжением литературы Российской Империи. Она включала в себя, помимо русской, литературу других народов союзных республик на всех языках СССР, хотя литература на русском языке была преобладающей. Советские… … Википедия
В ХХ в. этот термин употребляется в трех значениях. Первое историко философское. Р. это направление в средневековой философии, признававшее реальным существование универсальных понятий, и только их (то есть не конкретного стола, а стола идеи). В… … Энциклопедия культурологии
Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… … Литературная энциклопедия
Презентация на тему "Реализм как направление в литературе и искусстве" по литературе в формате powerpoint. Объемная презентация для школьников содержит информацию о принципах, чертах, формах, этапах развития реализма как литературного направления.
А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин, А.И.Солженицын и др.
Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм.
Критический реализм - течение, возникшее в Германии в конце 19 века (Э. Бехер, Г. Дриш, А. Венцль и др.) и специализирующееся на теологической интерпретации современного естествознания (попытки примирить знание с верой и доказать «несостоятельность» и «ограниченность» науки).
Социалистический реализм - одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии».
критический реализм художественный герцен
Ги де Мопассан (1850-1993): он страстно, до болезненности ненавидел буржуазный мир и все, что связано с ним. Он мучительно искал антитезы этому миру- и находил в демократических слоях общества, во французском народе.
Произведения: новеллы- "Пышка", "Старуха Соваж", "Помешанная", "Пленные", "Плетельщица стульев", "Папа Симона".
Ромен Роллан (1866-1944): смысл бытия и творчества изначально заключался в вере в прекрасное, доброе, светлое, что никогда не уходило из мира, - его просто необходимо уметь видеть, почувствовать и передать людям.
Произведения: роман "Жан Кристофф", повесть "Пьер и Люс".
Гюстав Флобер (1821-1880): Его творчество опосредствованно отражало противоречия французской революции середины девятнадцатого столетия. Стремление к правде и ненависть к буржуазии сочетались в нем с социальным пессимизмом и неверием в народ.
Произведения: романы- "Госпожа Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств", "Бувар и Пекюше" (не закончен), повести- "Легенда о Юлиане Странноприимце", "Простая душа", "Иродиада", также создал несколько пьес и феерию.
Стендаль (1783-1842): Творчество этого писателя открывает период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 19 века, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста того времени.
Произведения: романы- "Пармская обитель", "Арманс", "Люсьен Левен", повести - "Виттория Аккорамбони", "Герцогиня ди Паллиано", "Ченчи", "Аббатиса из Кастро".
Чарлз Диккенс (1812--1870): произведения Диккенса полны глубокого драматизма, социальные противоречия носят у него порой трагический характер, какого они не имели в трактовке писателей XVIII в. Диккенс касается в своем творчестве также жизни и борьбы рабочего класса.
Произведения: «Николас Никкльби», «Приключения Мартина Чезльвитта», «Тяжелые времена», «Рождественские рассказы», «Домби и сын», «Лавка древностей».
Уильям Теккерей (1811-1863): Полемизируя с романтиками, он требует от художника строгой правдивости. "Пусть правда не всегда приятна, но лучше правды нет ничего". Автор не склонен изображать человека ни отъявленным негодяем, ни идеальным существом. отличие от Диккенса он избегал счастливых концовок. Сатира Теккерея пронизана скептицизмом: писатель не верит в возможность изменения жизни. Он обогатил английский реалистически роман введением авторского комментария.
Произведения: «Книга снобов», «Ярмарка тщеславия», «Пенденнис», «Карьера Барри Линдона», «Кольцо и роза».
Пушкин А.С. (1799-1837): родоначальник русского реализма. У Пушкина господствует представление о Законе, о закономерностях, обуславливающих состояние цивилизации, общественных укладов, место и значение человека, его самостоятельность и связь с целым, возможности авторских приговоров.
Произведения: «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Повести Белкина».
Гоголь Н.В. (1809-1852): мир, далекий от всяких представлений о законе, пошлая повседневность, в которой изуродованы все понятия о чести и морали, совести, - словом, российская действительность, достойная гротескового осмеяния: «на зеркало веча пенять, коли рожа крива».
Произведения: «Мертвые души», «Записки сумасшедшего», «Шинель».
Лермонтов М.Ю. (1814-1841): резкая вражда с божеским мироустройством, с законами общества, ложью и лицемерием, всяческое отстаивание прав личности. Поэт стремится к конкретному изображению социальной среды, быта индивидуального человека: соединение черт раннего реализма и зрелого романтизма в органическое единство.
Произведения: «Герой нашего времени», «Демон», «Фаталист».
Тургенев И.С. (1818-1883): Тургенева интересует нравственный мир людей из народа. Основной чертой цикла рассказов стала правдивость, которая заключала в себе идею освобождения крестьянства, представляла крестьян как духовно активных людей, способных к самостоятельной деятельности. Несмотря на трепетное отношение к русскому человеку, Тургенев-реалист не идеализировал крестьянство, видя, подобно Лескову и Гоголю, их недостатки.
Произведения: «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».
Достоевский Ф.М. (1821-1881): По поводу реализма Достоевского говорили, что у него «фантастический реализм». Д. считает, что в исключительных, необычных ситуациях проявляется самое типическое. Писатель замечал, что все его истории не выдуманы, а откуда-нибудь взяты. Главная особенность: создание философской основы с детективом - везде есть убийство.
Произведения: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
Арамейское письмо использовалось для написания текста на одноименном языке, на котором велись торговые сделки на Ближнем Востоке примерно с 1000 г. до н. э. и до 1000 г. н. э. Оно происходит от финикийского письма. Поскольку эволюция от одного к другому б
Обмен веществ. Все живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в виде питательных веществ, либо в форме солнечного излучения. Во внешнюю среду они возвращают продукты распада и преобразова
Все мы убеждены в том, что способны видеть то, что находится перед нами, точно восстанавливать в памяти важные события из прошлого, сознавать пределы своих знаний и правильно определять причинно-следственные отношения. Однако эти интуитивные убеждения час
Основными средствами называется то имущество, которое используется в качестве средств труда более 12 месяцев, стоимостью от 100 000 рублей. Учет основных средств в 1С 8.3 автоматизирован на 100%. Сначала в 1С Бухгалтерия для ОС оформляется . Далее их прин
"1С:Предприятие 8" помогло крупнейшему в Татарстане сельскохозяйственному предприятию "Сет иле" на 30% улучшить выполнение производственного плана Специалисты компании "1С:Первый БИТ" (Казань) завершили внедрение системы "1С:Бухгалтерия сельскохозяйственн
/ Учет запасов Нормативно-справочная информация: подсистема учета запасовВсю нормативно-справочную информацию, которая используется для отображения операций с запасами, можно условно поделить на две группы:Объекты аналитического учета операций с запасами