Перевозчик умерших в греческой мифологии. Пороги загробных миров. Реки Аида Стикс и Ахеронт

06.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Почти все традиции имеют схожее друг с другом описание преисподней. Разницу имеют лишь детали и в основном названия. Например, в древнегреческой мифологии река, через которую переплавляют души умерших, называется Стикс. По легендам она находится в царстве Аида — бога царства мертвых. Само же название реки переводится, как чудовище, или другими словами олицетворение настоящего ужаса. Стикс имеет большое значение в подземном мире и является главным переходным пунктом между двумя мирами.

Стикс является главным переходным пунктом между двумя мирами

Согласно мифам древней Греции, река Стикс была дочерью Океана и Тефиды. Свое уважение и непоколебимый авторитет она заслужила после битвы на стороне Зевса. Ведь именно ее участие положительно повлияло на исход войны. С тех пор боги Олимпа нерушимость своей клятвы подтверждали ее именем. Если же клятва все-таки нарушалась, то девять земных лет олимпиец должен был бездыханно лежать, а после этого столько же не сметь приближаться к Олимпу. Только по прошествии этого времени нарушивший клятву бог имел право вернуться обратно. Кроме этого, водами Стикс Зевс проверял честность своих союзников. Он заставлял пить из нее, и если вдруг олимпиец был обманщиком, то тут же терял свой голос и на год застывал. Воды этой реки считались смертельно ядовитыми.

По преданию, Стикс огибает царство мертвых — Аида — девять раз и находится под защитой Харона. Именно этот строгий старец переплавляет на своей лодке души/тени умерших. Он отвозит их на другую сторону реки, откуда они уже не возвращаются назад. Однако, делает он это за отдельную плату. Для того, чтобы Харон принял тень на свою лодку, древние греки клали в рот покойному мелкую монету обол. Возможно отсюда пошла традиция при погребении тела класть рядом деньги и другие ценные при жизни вещи. Между тем, попасть на другой берег могут не все. Если близкие не погребли тело, как положено, мрачный Харон не пускает душу в лодку. Он отталкивает ее, обрекая на вечные скитания.

Если близкие не погребли тело, как положено, душе придется скитаться

Когда же лодка с душами все-таки достигала противоположного берега, их встречал адский пес — Цербер.


Река Мавронери

Часто образ реки Стикс можно встретить в искусстве. Облик паромщика реки использовали Вергилий, Сенека, Лукиан. Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада. Однако там это не вода, а грязное болото, в котором те, кто при жизни испытывал много гнева, ведут вечную драку на телах тех, кто всю жизнь прожил в скуке. Среди самых известных картин с перевозчиком душ — работа Микеланджело «День страшного суда». На ней в царство Аида увозят грешников.

Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада

Интересно и то, что в наше время аналогом реки, которая вытекала из преисподней, считают Мавронери — также известная, как «черная река». Она находится в горной части полуострова Пелопоннес, в Греции. Кстати ученые предполагают, что именно этой водой был отравлен Александр Македонский. Основывают они этот вывод на том, что в Мавронери, как и в Стикс, содержатся смертельно ядовитые для человека микроорганизмы, отравление которыми сопровождается симптомами, от которых мучился перед смертью великий полководец.

По мнению ученых, Македонский был отравлен водой Стикс

Упоминания о смертельных водах Стикс и ее сторожа есть и в других культурах. Например, египтяне приписывали обязанности перевозчика Анубису — Владыке Дуата, а у этрусков в качестве перевозчика некоторое время выступал Турмас, а затем Хару. В христианстве же преодолеть границу жизни и смерти помогает Ангел Гавриил.

Стикс, мифическая река мертвых, известна не только тем, что являлась связующим звеном между миром живых и потусторонним царством Аида. С ней связано большое количество мифов и легенд. Например, свою силу Ахиллес получил, когда его окунули в Стикс, к ее водам приходил Гефест, чтобы закалить меч Дафна, а некоторые герои переплывали ее, будучи живыми. Что же представляет собой река Стикс и какую силу имеют ее воды?

Стикс в древнегреческой мифологии

Древнегреческие мифы рассказывают нам, что Стикс - это старшая дочь Океана и Тефиды. Ее мужем был титан Паллант, от которого она родила несколько детей. Также, согласно одной из версий, Персефона была ее дочерью, рожденной от Зевса.

Стикс занимала сторону Зевса в его битве с Кроносом, принимая в ней активное участие. Она внесла значительный вклад в победу над титанами, за что удостоилась большого почета и уважения. С тех пор река Стикс стала символом священной клятвы, нарушить которую считалось неприемлемым даже для бога. Преступивший клятву водами Стикса сурово наказывался. Впрочем, Зевс всегда был благосклонен к Стикс и ее детям за то, что они всегда ему содействовали и были верны.

Река в царстве мертвых

Что же представляет собой река Стикс? Мифология древних греков рассказывает, что на земле есть такие места, куда солнце никогда не заглядывает, поэтому там царят вечные тьма и мрак. Именно там и находится вход во владения Аида - Тартар. В царстве мертвых течет несколько рек, но самой мрачной и жуткой из них является Стикс. Река мертвых огибает царство Аида девять раз, а воды ее черные и мутные.

Согласно преданиям, Стикс берет свое начало далеко на западе, где царит ночь. Здесь находится роскошный дворец богини, серебряные колонны которого, являющиеся падающими с высоты струями источника, достают до небес. Эти места необитаемы, и сюда не наведываются даже боги. Исключением можно считать Ириду, изредка прибывавшую за священной водой Стикса, с помощью которой боги совершали свои клятвы. Здесь же воды источника уходят под землю, где обитают ужас и смерть.

Существует одна легенда, которая гласит, что некогда Стикс протекала в северной части Аркадии, и Александра Македонского отравили водой, взятой из этой реки. Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» использовал образ реки в одном из кругов ада, только там она представала в виде грязного болота, в котором грешники увязают навеки.

Перевозчик Харон

Переправу в царство мертвых охраняет Харон - паромщик на реке Стикс. В мифах Древней Греции он изображается мрачным стариком, имеющим длинную и нечесаную бороду, а его одеяние грязное и ветхое. В обязанности Харона входит перевозка душ умерших через реку Стикс, для чего в его распоряжении имеется небольшая лодка и единственное весло.

Считалось, что Харон отвергал души тех людей, чьи тела не были похоронены подобающим образом, поэтому они были вынуждены вечно скитаться в поисках покоя. Также в древности существовало поверье, будто за переправу через Стикс необходимо заплатить паромщику Харону. Для этого при погребении родственники покойного клали ему в рот мелкую монету, которой он сможет воспользоваться в подземном царстве Аида. К слову, подобная традиция существовала у многих народов мира. Обычай класть деньги в гроб соблюдается некоторыми людьми и по сей день.

Аналоги Стикса и Харона

Река Стикс и ее страж Харон являются довольно характерными образами, описывающими переход души в иной мир. Изучив мифологию разных народов, можно увидеть похожие примеры и в других верованиях. Например, у древних египтян обязанности провожатого в загробный мир, в котором также была своя река мертвых, выполнял собакоголовый Анубис, подводивший душу умершего к престолу Осириса. Анубис внешне очень похож на серого волка, который, согласно верованиям славянских народов, также сопровождал души в мир иной.

В древнем мире ходило множество легенд и преданий, иногда они могли не соответствовать или даже противоречить друг другу. Например, согласно некоторым мифам паромщик Харон перевозил души не через Стикс, а через другую реку - Ахеронт. Также существуют и другие версии относительно ее происхождения и дальнейшей роли в мифологии. Тем не менее река Стикс и сегодня является олицетворением перехода душ из нашего мира в загробное царство.

Античная мифология - это отдельная часть литературы, которая завораживает читателя своим богатым миром и красивым языком. Помимо интереснейших сюжетов и сказаний о героях, в ней отображены основы мироздания, указано место человека в нем, а также его зависимость от воли же, в свою очередь, часто бывали похожими на людей с их страстями, желаниями и пороками. Особенное место занимал Харон - мифология предопределила ему место перевозчика между миром живых и мертвых.

Как выглядел мир?

Мы рассмотрим более детально, кем был и как выглядел Харон. Мифология четко указывает на то, что на самом деле существует сразу три света: подземный, надземный и подводный. Хотя подводный можно смело отнести к наземному миру. Итак, этими тремя царствами управляли три брата, равных по силе и значимости: Зевс, Посейдон и Аид у греков (Юпитер, Нептун и Плутон у римлян). Но все же главным считался Зевс Громовержец, однако он не лез в дела своих братьев.

Люди населяли мир живых - царство Зевса, но после смерти их тела предавались могиле, а душа отправлялась в обитель Аида. И первым человеком, если можно так сказать, которого душа встречала по пути в ад, был Харон. Мифология считает его одновременно и перевозчиком, и стражником, и Наверное, потому, что он зорко следил, чтобы в его лодку не сели живые не возвращались назад, а за свою работу он брал определенную плату.

Античная мифология: Харон

Сын Эреба и Никты, Темноты и Ночи, перевозчик из подземного мира имел лодку, исковерканную червями. Принято считать, что души он перевозил через но, по другой версии, он плавал по речке Ахерон. Чаще всего он описывался стариком весьма мрачным, одетым в рубище.

Данте Алигьери, творец «Божественной комедии», поселил Харона в первом кругу ада. Вероятно, именно здесь несла свои воды та подземная речка, которая разделяла мир живых и мертвых. Вергилий выступал проводником Данте и велел перевозчику взять в свою лодку поэта живым. Каким предстал перед ним, как выглядел Харон? Мифология римская не противоречит эллинской: старик имел устрашающий вид. Его косы были растрепаны, спутаны и седы, глаза горели свирепым огнем.

Есть еще один нюанс, который упоминает мифология: Харон перевозил только в одну сторону и только тех людей, которые были похоронены в могилах с выполнением всех обрядов. И одним из обязательных условий было снабдить покойника монеткой, которой тот мог расплатиться с перевозчиком. Обол клали мертвому под язык, и вероятно, что без денег нельзя было попасть в древний ад.

Харон и живые люди

Теперь читатель знает, как выглядел Харон (мифология). Фото, конечно, отсутствует, но многие художники изобразили на своих полотнах мрачного бога-старика из подземного мира. Как известно, перевозчик без проблем сажал в свою ладью мертвые души, беря за это плату. Если попадались души, не имеющие обола, то им приходилось ждать сто лет, чтобы попасть на тот берег бесплатно.

Однако были и живые люди, которые по своей воле или по чужой отправлялись в Аид раньше своего времени. В «Энеиде» Вергилия говорится, что пропуском для них могла служить только ветвь с золотого дерева, растущего в роще Персефоны (супруга Аида). Именно ею воспользовался Эней по подсказке Сивиллы.

Хитростью заставил перевезти себя на другой берег Орфей: звукам его золотой кифары не мог сопротивляться никто из мира живых и мертвых, ни боги, ни смертные. Геракл, совершая один из своих подвигов, также приходил в Аид. Но ему помог бог Гермес - приказал доставить к владыке мира мертвых. По другой версии, герой силой вынудил Харона перевезти его, за что перевозчик потом был наказан Плутоном.

Харон в искусстве

Харон в мифологии появился не сразу. Гомер в своих эпосах о нем не упоминал, но уже в конце 6 в. до н. э. этот персонаж появился и прочно занял свое место. Его часто изображали на вазах, его образ использовали в пьесах (Аристофан, Лукиан, Продик). Нередко и художники прибегали к этому персонажу. А гениальный художник эпохи Возрождения Микеланджело, работая над оформлением в Ватикане, нарисовал Харона на полотне «День страшного суда». Мрачное божество античного мира и здесь делает свою работу, только перевозит души грешников, а не всех мертвых подряд.

В тех случаях, когда река преграждала вход в загробный мир , душа умершего могла переправиться через ее воды несколькими способами: переплыть, переправиться на челне, перейти по мосту, перебраться с помощью животного или на плечах божества. Представляется, что древнейшим способом переправы через реальную и не слишком глубокую реку, был переход ее вброд. В этом случае, вероятнее всего, что детей, больных и ослабевших молодые и сильные мужчины переносили на себе, чтобы их не унесло течением. Возможно, этот древнейший способ переправы лег в основу саги о Торе, перенесшем через "шумные воды" Орвандилла Смелого. Сюжет этот был в дальнейшем переработан в христианском духе и стал известен как история о св. Христофоре, т. е. носителе Христа. Вкратце история эта такова.

Великан по имени Оферуш занимался тем, что переносил на себе странников через бурный и стремительный поток, "в глубине которого тонул всякий, кто хотел переправиться на другую сторону". Однажды по просьбе ребенка-Христа, он стал переносить его на плечах через бурлящий поток и почувствовал неимоверную тяжесть на своих плечах. Обратившись к ребенку, великан спросило в страхе, отчего ему так тяжело, будто он поднял на свои плечи целый мир. "Ты поднял того, кто сотворил мир!" - ответил ему ребенок. "Западные народы представляют св. Христофора великаном со страшным лицом и такими же красными волосами, какие были у Тора... Восточные же предания дают св. Христофору песью голову, с которою он изображался и на древних иконах". (1) Однако упоминание о потоке, в котором тонул каждый, вошедший в него, и переносчике через поток, прозрачно намекают на реку, ведущую к загробному миру, которую никто из живых не может переплыть, и ни один из мертвых не может преодолеть, чтобы вернуться к живым, и перевозчика и стража этой реки, переносящего души на другой берег.

Представлялось, что река, мост или вход в загробный мир охранялись, и стражами выступали либо антропоморфные существа, либо животные. В нганасанской мифологии души умерших переправляются самостоятельно - вплавь. И подходы к селению мертвецов никто не охраняет. Орочи изготавливали гроб из старой лодки, а ханты хоронили своих умерших в лодке, распиленной поперек: одна часть служила гробом, другая - крышкой. Изображение человека, сидящего в рыбацком челне без весел означало отправку в нижний мир. Интересно, что в маньчжурской мифологии дух Дохооло агэ ("хромой брат"), одноглазый и кривоносый, на половине лодки переправляет души умерших через реку в царство мертвых, гребя половинкой весла. Эта ущербность тела и половинчатость плавательного средства указывают на то, что сам перевозчик был мертвецом. Возможно, маньчжурская мифология сохранила древнейшее представление о самом перевозчике, как об умершем.

В других мифологических системах в этой роли выступает человек без внешних признаков причастности потустороннему миру, разве что неряшливый и старческий вид Харона, или повернутая назад голова египетского перевозчика, делают возможным сделать подобное предположение. Однако в мифологических представлениях нганасан, орочей и хантов не фигурируют стражники загробного мира. У эвенков допуск души умершего в загробный мир буни зависел от его хозяйки: по ее распоряжению один из мертвецов садился в лодку-берестянку и плыл к противоположному берегу, чтобы забрать душу и переправить ее в буни . Ни специального перевозчика, ни стражника. Но в мифологических представлениях эвенков у реки, соединяющей все три мира, был хозяин, ее владетель и страж - калир. гигантский лось с рогами и рыбьим хвостом, хотя он и не играл никакой роли при переправе в загробный мир.

В мифологических представлениях других народов уже заметна "специализация": мотив собственности на лодку указывает на то, что в основу образа перевозчика в загробный мир легло представление о реально существовавших людях, работа которых состояла в перевозе людей через реку. Так у "загробной" лодки появился хозяин, а когда люди научились строить мосты, возникло представление о хозяине и страже моста. Не исключено, что и оно появилось от того, что первоначально, возможно, за проход по мосту взималась плата, аналогичная взимаемой за перевоз.

У манси таким перевозчиком представлялся сам бог подземного мира - Куль-отыр, от прикосновения к черной шубе которого, человек заболевал и умирал. В шумеро-аккадской мифологии существовало представление о непогребенных душах мертвых, возвращавшихся на землю и приносящих беду. Души погребенных умерших переправлялись через «реку, которая отделяет от людей» и является границей между миром живых и миром мертвых. Переправлялись души через реку на лодке перевозчика подземного мира Ур-Шанаби или демона Хумут-Табала. Перевозчик Ур-Шанаби считался супругом богини Нанше, написание имени которой включало в себя знак «рыба». Она почиталась как предсказательница и толковательница снов. Шумеры хоронили покойника с определенной суммой в серебре, «которую он должен был отдать в качестве платы за перевоз "человеку того берега реки"». (4)

В финской мифологии роль перевозчика через реку выполняла дева Маналы, в германо-скандинавской дева Модгуг была стражем моста, в иранской - красивая девушка с двумя собаками, встречала умершего у моста и переводила на другую сторону. (Videvdat, 19, 30). В поздних зороастрийских текстах Сраоша, вооруженный копьем, булавой и боевым топором, встречал душу умершего у моста Чинват, ведущего в загробный мир, и переводил ее за мзду печеными хлебцами.

В египетской мифологии, плывя на лодке, умерший фараон мог достичь восточной части неба. «Перевозить умершего должен был особый перевозчик, который в "Текстах пирамид" назван "смотрящим позади себя"».(5) Его же называли "перевозчиком поля камыша" - сехет иару , желанного места пребывания богов на востоке. Однако у древних египтян существовало также представление и о загробном мире, находящемся на западе. Богиней запада, т. е. царства мертвых, была Аментет. Она протягивала умершим руки, встречая их в стране мертвых. Почти такое же имя - Аминон - носила стражница моста, ведущего в страну мертвых, в осетинской мифологии. Она спрашивала умерших, что они сделали при жизни хорошего и что плохого, и в соответствии с ответом указывала им путь в ад или рай.

Наконец, в греческой мифологии перевозчиком душ через реку и ее стражем был Харон: «Воды подземных рек стережет перевозчик ужасный - / Мрачный и грозный Харон. Клочковатой седой бородою / все лицо обросло - лишь глаза горят неподвижно, / Плащ на плечах завязан узлом и висит безобразно, / Гонит он лодку шестом и правит сам парусами, / Мертвых на утлом челне через темный поток перевозит. / Бог уже стар, но хранит он и в старости бодрую силу». (6) Перевозчику полагалась плата, поэтому в рот покойнику вкладывали монету. В погребальной обрядности русских деньги, чтобы заплатить за перевоз, бросали в могилу. Также поступали и вепсы, бросая в могилу медные деньги, однако, по мнению большинства информаторов это делалось для выкупа места для покойника. Ханты бросали в воду несколько монеток, божествам - владетелям мыса, приметных скал, камней мимо которых они проплывали.

Харон

(Греч.) Египетский Ку-эн-уа, ястребо-головый Рулевой барки, переплавляющий Души через черные воды, отделяющие жизнь от смерти. Харон, Сын Эреба и Ноксы, является вариантом Ку-эн-уа. Умершие должны были платить обол, небольшую сумму денег, этому неумолимому паромщику Стикса и Ахерона, потому древние всегда клали умершему под язык монету. Этот обычай сохранился вплоть до наших дней, ибо большинство из низших классов в России кладет медные монеты в гроб под голову умершему для посмертных расходов.

Источник: "Теософский словарь"


Синонимы :

Смотреть что такое "Харон" в других словарях:

    - (Charon, Χάρων). Сын Эреба и Ночи, старый, грязный перевозчик в подземном мире, который перевозит тени умерших через адские реки. За перевоз он получал один обол, который клали умершему в рот. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей».… … Энциклопедия мифологии

    В греч. миф., сын Эреба и Ночи, перевозчик теней умерших через Стикс, реку подземного царства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ХАРОН греч. Charon. У древних: перевозчик мертвых душ через адские реки … Словарь иностранных слов русского языка

    ХАРОН, спутник ПЛУТОНА, открытый в 1978 г. Его диаметр равен 1270 км, по отношению к сопровождаемой планете (Плутону) это самый большой из спутников в Солнечной системе. По разным оценкам масса Харона равна от 8% до 16% массы Плутона. Харон… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Харон: Харон (спутник) крупнейший спутник Плутона Харон (мифология) в греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Стикс в Аид. Charon: Charon (браузер) браузер операционной системы Inferno. Charon (группа) … … Википедия

    Перевозчик Словарь русских синонимов. харон сущ., кол во синонимов: 3 перевозчик (15) … Словарь синонимов

    В греческой мифологии перевозчик умерших через реки подземного царства до врат Аида; для уплаты за перевоз покойнику клали в рот монету … Большой Энциклопедический словарь

    В мифах древних греков перевозчик умерших по водам подземных рек до врат аида; получал за это плату в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Изображался мрачным старцем в рубище … Исторический словарь

    Харон - (греч. Χάρων Charon) в греческой мифологии сын Эреба и Ночи, старец, перевозчик душ умерших через Ахерон, реку в царстве мертвых. У греков сушествовал обычай класть покойнику в рот мелкую монету, чтобы тот мог расплатиться с Х. Этруски считали … Античный мир. Словарь-справочник.

    ХАРОН Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    ХАРОН - В греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Ахеронт в Аиде; при этом должны были быть соблюдены похоронный обряд и плата в один обол (мелкая монета), положенный под язык покойника. Харон был известен Гомеру, но уже к концу 6 в. до н.… … Список древнегреческих имен

    Перевозящий через реку Ахерон души умерших. (греч. миф.) Ср. Кто ж мое во мрак Плутона Слово к ней перенесет? Вечно ходит челн Харона, Но лишь тени он берет. Жуковский. Жалобы Цереры. Ср. Отчаянный супруг пускает рыло в водку, Которая ему… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • Харон , Бочков Валерий Борисович. Говорят, Харон - перевозчик душ умерших в Аид - отличается свирепыми голубыми глазами. Американский коммандо Ник Саммерс, он же русский сирота Николай Королев, тожеголубоглаз и свиреп и тоже…


Последние материалы сайта