Образ орфея в мифологии, античной литературе и искусстве. Орфей — легендарный певец и музыкант Древней Греции Как выглядит орфей

06.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

ОРФЕЙ

— фракийский певец, сын музы Каллиопы и бога Аполлона (либо речного бога Эагра). Брат Лина, который научил его музыке, но впоследствии Орфей превзошел своего учителя. Чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы. Орфей принимал участие в походе аргонавтов в Колхиду, и, хотя он не был великим воином, случалось, что именно он спасал товарищей своими песнями. Так, когда "Арго"проплывал мимо острова сирен, Орфей запел еще прекраснее, чем сирены, и аргонавты не поддались их чарам. Не меньше, чем своим искусством, Орфей прославился и своей любовью к молодой жене Эвридике. Орфей спустился в Аид за Эвридикой и очаровал своим пением стража Цербера. Аид и Персефона согласились отпустить Эвридику, но с условием, что Орфей будет идти впереди и не оглянется, чтобы посмотреть на свою супругу. Орфей нарушил этот запрет, обернулся посмотреть на нее, и Эвридика навечно изчезла. Выйдя на землю, Орфей не долго прожил без жены: вскоре его растерзали участницы дионисийских мистерий. Учитель или отец Мусея.

// Гюстав МОРО: Орфей // Одилон РЕДОН: Голова Орфея // Франсиско де КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС: На Орфея // Виктор ГЮГО: Орфей // Иосиф БРОДСКИЙ: Орфей и Артемида // Валерий БРЮСОВ: Орфей // Валерий БРЮСОВ: Орфей и Эвридика // Поль Валери: Орфей // ЛЮСЕБЕРТ: Орфей // Райнер Мария РИЛЬКЕ: Орфей. Эвридика. Гермес // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "О дерево! Восстань до поднебесья!.." // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Как девочка почти… Ее принес…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Конечно, если - бог. Но если он…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Не воздвигай надгробья. Только роза…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Да, чтобы славить! Он призван восславить…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Но о тебе, хочу, о той, которую знал я…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Но до конца ты, божественный и сладкогласный…" // Райнер Мария РИЛЬКЕ: "Уйдешь, придешь и дорисуешь танец…" // Яннис РИЦОС: Орфею // Владислав ХОДАСЕВИЧ: Возвращение Орфея // Владислав ХОДАСЕВИЧ: Мы // Марина ЦВЕТАЕВА: Эвридика - Орфею // Марина ЦВЕТАЕВА: "Так плыли: голова и лира…" // Н.А. Кун: ОРФЕЙ В ПОДЗЕМНОМ ЦАРСТВЕ // Н.А. Кун: СМЕРТЬ ОРФЕЯ

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОРФЕЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОРФЕЙ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (греч. миф) мифический фракийский певец, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы. По наиболее распространенному мифу, Орфей изобрел музыку …
  • ОРФЕЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Orpheus, "??????). Поэт догомеровской эпохи, мифическое лицо; по преданию он был сын Эагра и Каллиопы, жил во Фракии и участвовал …
  • ОРФЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии сын фракийского речного бога Эагра (вариант: Аполлона, Clem. Rom. Hom. V 15) и музы Каллиопы (Apollod. I …
  • ОРФЕЙ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    По представлениям греков - величайший певец и музыкант, сын музы Каллиопы и Аполлона (по другой версии - фракийского царя). Орфей …
  • ОРФЕЙ в Литературной энциклопедии:
    (фр. Orphee) - герой трагедии Ж.Кокто «Орфей» (1928). Кокто использует античный материал в поисках вечного и всегда современного философского смысла, …
  • ОРФЕЙ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ОРФЕЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    мифический фракийский певец, сын музы Каллиопы. Согласно мифам, его чудесное пение очаровывало богов и людей и укрощало дикие силы природы. …
  • ОРФЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ўOrjeuV). - Имя О. Связано как с ранней историей греческой литературы: в которой он занимает место как мифический поэт фракийского …
  • ОРФЕЙ
    [греческое] 1) в древнегреческой мифологии певец, своим пением очаровывал не только людей, но и деревья, и скалы, и диких зверей; …
  • ОРФЕЙ в Энциклопедическом словарике:
    я, м., одуш., с прописной буквы В древнегреческой мифологии: певец пение которого очаровывало не только людей, но и диких зве-рей, …
  • ОРФЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОРФ́ЕЙ, в греч. мифологии фракийский певец, сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы. Мифы …
  • ОРФЕЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (??????). ? Имя О. связано как с ранней историей греческой литературы; в которой он занимает место как мифический поэт фракийского …
  • ОРФЕЙ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, м. В греческой мифологии: поэт догомеровской эпохи, певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, …
  • ОРФЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Муж …
  • ОРФЕЙ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. orpheus) в древнегреческой мифологии - певец, пение которого очаровывало не только людей, во и диких зверей, деревья, скалы, …
  • ОРФЕЙ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. orpheus] в древнегреческой мифологии - певец, пение которого очаровывало не только людей, во и диких зверей, деревья, скалы, …
  • ОРФЕЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ОРФЕЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    Орф`ей, …
  • ОРФЕЙ в Орфографическом словаре:
    орф`ей, …
  • ОРФЕЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии фракийский певец, сын музы Каллиопы. Чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы. Мифы об …
  • ОРФЕЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Изобретатель музыки и стихосложения, фракийский певец, сын музы Калиопы, спускавшийся за своею любимой - Евридикой - в царство …
  • ЭВРИДИКА в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) нимфа, жена Орфея. От Ила, троянского царя, родила Лаомедона (царя Трои). // Валерий БРЮСОВ: Орфей и Эвридика // Райнер …

Орфей был сыном гиперборейца Аполлона и гречанки, жрицы священного храма. От отца-северянина ему достались темно-голубые глаза, от матери-дорийки - золотые кудри волос. Незаконнорожденный ребенок с раннего детства был обречен на скитания. После странствий по горам и лесам северной Греции подросший сын Аполлона попал во Франкию (современную Болгарию). Его белокурые волосы, ниспадающие на плечи, казались фракийцам странными, нечеловеческими, а мелодичное пение вызывало неведомые чувства. Суровые воины побаивались проникновенного взгляда его синих глаз. Женщины были очарованы чужестранцем, говорили, что в его глазах сочетается могучий свет солнца с нежным сиянием луны. Экстатические вакханки, жрицы культа Вакха, следовали за ним по пятам, вслушивались в непонятную речь и странные мелодии.

Великая болгарская ясновидящая Ванга рассказывала об Орфее: «Я вижу его сначала как несчастное дитя в отрепьях… Потом он превратился в молодого бродягу, нечесаного и небритого, с нестриженными ногтями. Но он продолжал петь. И песни ему подсказывала сама земля… Он прикладывал ухо к земле и пел. И дикие звери сидели вокруг и слушали его пение, но не понимали его…»

Шло время, и блаженный юноша из леса нашел себе среди фракийских женщин супругу - Эвридику. Когда она внезапно умерла, исчез и он. Тогда и сложилась легенда, что Орфей спустился в Аид, очаровал своим пением Персефону и Эриний, которые согласились отпустить из Мира вечной тени Эвридику, поставив условие, что певец по дороге не должен оглядываться на жену, но он не удержался, обернулся и навсегда потерял свою суженую.

В действительности же юноша отправился в дальнейшие странствования: сначала в греческий город Самофрас, а оттуда - в Египет, где попросил убежища у жрецов в одном из храмов Мемфиса. Там он приобщился к тайнам мистерий, прошел через испытание смертью и получил посвящение в жрецы. В Мемфисе чужестранец получил и новое имя - Орфей или Арфа, составленное из двух финикийских слов, означающих «свет» и «исцеление».

Имя оказалось пророческим - Орфей принес божественный свет в свой дикий край.

Из Египта новый посвященный вернулся через Грецию во Фракию и пришел к горе Каукаион, где возвышалось древнее святилище бога богов - Зевса. Некогда это имя было свято для каждого фракийца, но с недавних пор все изменилось: люди стали поклоняться земным богам, предпочитая осязаемые радости иллюзорным. В святилище громовержца остались лишь доживающие свой век немощные жрецы, по всей стране славили Вакха. Поэтому Орфея на горе Каукаион встретили как долгожданного избавителя, способного повернуть народ от телесного и темного - к духовно-просветленному. Со всем энтузиазмом молодости, используя сокровенные знания, полученные в Мемфисе, Орфей взялся за дело духовного возрождения Фракии. Он ввел новые, дионисийские, мистерии, преобразовав сам культ Вакха и укротив вакханок. Утвердил первенствующее значение Зевса надо всеми богами и вскоре стал первосвященником всей Фракии, а затем распространил свое влияние и на Грецию. Он не только вернул своему отцу Аполлону былую славу в Дельфах, но и положил основу для трибунала Амфиктионов, приведшему Элладу к общественному единству. Орфей стал также великим жрецом Олимпийского Зевса, а для посвященных - Учителем, раскрывшим значение Диониса небесного. Его почитали как отца мистов, создателя священных мелодий, властителя душ. Называли бессмертным и триады увенчанным: в аду, на земле и на небесах Считали животворящим гением священной Греции, пробудившим ее божественную душу. Говорили, что его семиструнная лира своим звучанием охватывает всю вселенную, а каждая струна соответствует одному из состояний человеческой души, содержит тайну одной науки и искусства.

Так юноша-бродяга стал святым певцом и первосвященником Греции и Фракии.

…Чем ярче сияние Света, тем активнее ненависть Тьмы. За успехами Орфея пристально следила престарелая Аглаониса, жрица богини смерти Гекаты. По ее наущению была убита мать Орфея, а сам он, спасшийся лишь чудом, стал нищим бродягой. Аглаониса с помощью злых чар лишила воли деву Эвридику и уже видела ее принесенной в жертву Гекате, но помешало вмешательство божественного певца. Корчась от бессильной злобы, колдунья поклялась отомстить и вскоре осуществила свое обещание.

Спустя три дня спаситель и спасенная украсили себя гирляндами бога Гименея - стали мужем и женой. На свадьбе одна из вакханок поднесла Эвридике кубок, испив который молодая должна была познать все тайны лечебных трав. Заинтригованная девушка пригубила кубок и после первого глотка упала замертво - смертельный яд Агланоисы сделал свое дело.

Черная колдунья погубила мать и жену, но не избавилась от главного соперника - Орфея! …Наступил момент ее мрачного торжества, когда первосвященник надолго уехал из Фракии в Грецию. За это время служительница Гекаты собрала вокруг себя послушных вакханок, запуганных фракийских вождей и двинулась во главе этого воинства к горе Каукаион. Она намеревалась взять штурмом святилище Зевса, вырезать его жрецов и покончить с религией Света.

Узнав об этом, Орфей вернулся в святилище. Жрецы встретили его упреками:

Ты пришел слишком поздно! Почему ты не сделал ничего, чтобы защитить нас? Аглаониса ведет вакханок, а те ведут за собой фракийцев. Колдунья поклялась убить нас на наших же алтарях! Чем ты сможешь защитить нас? Не молниями ли Зевса и стрелами Аполлона?

Не оружием, а живым словом защищают Богов, - ответил им Орфей и спустился во враждебный стан в сопровождении одного ученика.

Он обратился к воинам со словами правды о божественном Свете. Орфей говорил долго, и его слушали молча, словно запоминая сказанное. Внезапно в круг воинов ворвалась Аглаониса с криками: «Кого вы слушаете, чародея? О каком Боге он вам толкует? Нет никакого бога, кроме Гекаты! Вот сейчас я велю своим вакханкам растерзать этого проходимца, и посмотрим, как защитит его Зевс!»

Вакханки по ее сигналу кинулись на первосвященника. Следом за ними ринулись воины и пронзили Орфея мечами. Обливаясь кровью, он протянул руку к ученику, сказав: «Вот также я видел, как Аглаониса убивает мою мать… Запомни: люди смертны, но Боги не перестанут жить!»

Фракийцы, ставшие свидетелями смерти божественного певца, ужаснулись и ушли от горы Каукаион. Ученик Орфея основал новую религию, его единоверцы - орфики, рассказывали людям о том, что в каждом человеке есть божественное и темное начала, которые борются между собой. От исхода этой борьбы зависит и посмертное воздаяние душе человека. Загробный суд мог предназначить человека к новой земной жизни, иногда даже в образе животного. Потому убийство животных приравнивалось орфиками к убийству человека. Только пройдя через ряд перевоплощений, человек мог достичь вечного жилища праведников, находящегося на звездах. Грешники же направлялись в Аид, к Гекате Одно время популярность этой религии затмила Зевса и Аполлона, с ней боролись жрецы официального культа Олимпийцев.

И потому мистерии в честь Орфея стали тайными, на них допускались лишь избранные и готовые приобщиться к знанию о тонких мирах, божественном Свете, оживляющем Вселенную.

Сказание «Орфей и Эвридика» считается одним из классических повествований о вечной любви. У влюбленного не хватило сил и упорства вывести жену из Царства Мертвых, чем он обрек себя на скитания и душевные муки. Но, если задуматься, этот миф – не только о чувстве, над которым не властно время, легенда учит и другим , о чем пытались поведать эллины.

Орфей и Эвридика - кто это?

Кто такие Орфей и Эвридика? По греческой легенде, это влюбленная пара, чувства которых были настолько сильны, что супруг рискнул спуститься за женой в Царство смерти и выпросил право забрать умершую назад, к живым. Но не сумел выполнить требование бога подземного мира Аида и потерял жену уже навсегда. Этим обрек себя на душевные скитания. Но не отказался от редкого дара дарить своей музыкой радость, чем и покорил владыку мертвых, выпрашивая жизнь Эвридике.

Кто такой Орфей?

Кто такой Орфей в Древней Греции? Он был известнейшим для своего времени музыкантом, олицетворением могучей силы искусства, его дар играть на лире покорял мир. О происхождении певца существует 3 версии:

  1. Сын бога реки Эагра и музы Каллиопы.
  2. Наследник Эагра и Клио.
  3. Ребенок бога Аполлона и Каллиопы.

Аполлон подарил юноше лиру из золота, ее музыка делала ручными животных, заставляла двигаться растения и горы. Необычный дар помог Орфею стать победителем в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию. Помогал найти руно из золота аргонавтам. Среди его знаменитых деяний:

  • открыл таинственные церемонии бога Диониса;
  • возвел храм Коры Сотеры в Спарте.

Кто такой Орфей в мифологии? Легенды увековечили его, как единственного смельчака, который ради любимой осмелился спуститься в Царство мертвых, и даже сумел выпросить ей жизнь. О смерти легендарного певца сохранилось несколько версий:

  1. Был убит фракийскими женщинами за то, что не разрешил им принимать участие в мистериях.
  2. Поражен молнией.
  3. Дионис превратил его в созвездие Коленопреклоненного.

Кто такая Эвридика?

Эвридика - возлюбленная Орфея, лесная нимфа, по некоторым версиям, дочь бога Аполлона. Ее страстно полюбил известный своим даром певец, и девушка ответила взаимностью. Они поженились, но счастье длилось недолго. О гибели красавицы в литературных трудах эллинов сохранилось 2 версии:

  1. Погибла от укуса змеи, когда водила хороводы с подругами.
  2. Наступила на гадюку, убегая от преследовавшего ее бога Аристея.

Мифы Древней Греции - Орфей и Эвридика

Миф об Орфее и Эвридике повествует о том, что когда умерла любимая жена, певец решился спуститься в подземное царство и попросить вернуть любимую. Получив отказ, попытался выразить свою боль в игре на арфе, и настолько впечатлил Аида и Персефону, что те разрешили забрать девушку. Но поставили условие: не оборачиваться, пока не выйдет на поверхность. Орфей не сумел выполнить уговор, уже на выходе посмотрел на жену, и та вновь опустилась в мир теней. Всю свою земную жизнь певец тосковал по любимой, а после смерти воссоединился с ней. Только тогда Орфей и Эвридика стали неразлучными.

Чему учит миф «Орфей и Эвридика»?

Исследователи уверены, что легенда об Орфее и Эвридике имеет более глубокий смысл, чем просто трогательная история о любви. Ошибку певца и решение Аида трактуют, как:

  1. Проявление вечной вины человека перед своими умершими близкими.
  2. Издевательскую шутку богов, которые знали, что певец не выполнит условие.
  3. Утверждение, что между живыми и мертвыми существует преграда, которую не дано преодолеть никому.
  4. Даже силой любви и искусства нельзя одолеть смерть.
  5. Талантливый человек всегда обречен на одиночество.

История про Орфея и Эвридику имеет еще и философское толкование:

  1. Певец находит жену благодаря тому, что очень близок к тайнам природы, неба, мироздания.
  2. Исчезновение Эвридики сродни появлению путеводной звезды в жизни человека, которая указывает путь и исчезает, когда цель почти достигнута.
  3. Даже после смерти любимой чувство служит , создания новых шедевров, в которых нуждается мир.

Никола Пуссен. Пейзаж с Орфеем и Эвридикой,1648.

1. Основные понятия атрибутики, сюжета и значение образа Орфея

Орфей в греческой мифологии является сыном фракийского речного бога Эагра (вариант: Аполлона) и музы Каллиопы. Орфей славился как певец и музыкант, наделённый магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Он участвует в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам корабля «Арго». Его музыка успокаивает гнев мощного Идаса. Орфей женат на Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи, отправляется за ней в царство мёртвых. Пёс Аида Кербер, Эринии, Персефона и Аид покорены игрой Орфея. Аид обещает Орфею вернуть Эвридику на землю, если он исполнит его просьбу - не взглянет на свою жену, прежде чем войдёт в свой дом. Счастливый Орфей возвращается с женой, но нарушает запрет, обернувшись к жене, которая тут же исчезает в царстве смерти.

Орфей не почитал Диониса, считая величайшим богом Гелиоса и называя его Аполлоном. Разгневанный Дионис наслал на Орфея менад. Они растерзали Орфея, разбросав повсюду части его тела, собранные и погребённые затем музами. Смерть Орфея, погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой. Голова его по реке Гебр плывёт к острову Лесбос, где её принимает Аполлон. Тень Орфея спускается в Аид, где соединяется с Эвридикой. На Лесбосе голова Орфея пророчествовала и творила чудеса. По версии, изложенной Овидием, вакханки растерзали Орфея и были за это наказаны Дионисом: превращены в дубовые деревья.

В мифах об Орфее объединяется целый ряд древних мотивов (сравним волшебное воздействие музыки Орфея и миф об Амфионе, нисхождении Орфея в Аид и миф о Геракле в Аиде, гибель Орфея от рук вакханок и растерзание Загрея). Орфей близок музам, он брат певца Лина. Орфей- учредитель вакхических оргий и древних религиозных обрядов.Он посвящен в Самофракийские мистерии -. С именем Орфея связана система религиозно-философских взглядов (орфизм), возникшая на основе аполлоно-дионисовского синтеза в 6 в. до н.э. в Аттике.

В античном искусстве Орфей изображался безбородым, в лёгкой хламиде; Орфей-фракиец - в высоких кожаных сапогах, с 4 в. до н.э. известны изображения Орфея в хитоне и фригийском колпаке. Одно из древнейших сохранившихся изображений Орфея как участника похода аргонавтов - рельеф метопы сокровищницы сикионцев в Дельфах. В раннехристианском искусстве мифологический образ Орфея связан с иконографией «доброго пастыря» (Орфей отождествляется с Христом). В 15-19 вв. различные сюжеты мифа использовали Дж. Беллини, Ф. Косса, Б. Кардуччи, Дж. В. Тьеполо, П. П. Рубене, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Доменикино, А. Канова, Роден и др. В европейской литературе 20-40-х гг. 20 в. тему «Орфей и Эвридика» разрабатывали Р. M. Рильке, Ж. Ануй, И. Голь, П. Ж. Жув, А. Жид и др. В русской поэзии нач. 20 в. мотивы мифа об Орфее нашли отражение в творчестве О. Мандельштама, М. Цветаевой.

2. Образ Орфея в искусстве Древней Греции

С давних пор связаны между собой поэзия и музыка. Древнегреческие поэты сочиняли не только стихи, но и музыку для инструментального сопровождения декламации. Писатель Дионисий Галикарнасский говорил, что он видел партитуру еврипидовского «Ореста», а Аполлоний, другой античный автор, сам распределял по ладам лирические поэмы Пиндара, хранившиеся в знаменитой Александрийской библиотеке. И недаром, наконец, хорошо знакомое всем нам слово «лирика» возникло именно в ту далекую пору, когда поэты исполняли стихотворения-песни под музыку на лире-кифаре.

Поэтам, удостоенным наград на Пифийских агонах, которые праздновались в Дельфах раз в четыре года в честь певца Орфея, оказывали высокую честь: искусные резчики воспроизводили их стихотворные произведения на мраморных плитах. Несколько плит было обнаружено археологами: они явились замечательнейшей в своем роде находкой, относящейся к III-1 столетиям до новой эры.

На трех таких плитах (к сожалению, значительно попорченных) вырезан текст гимна Орфея. Гимн воспевает «божественного отпрыска», который прославился игрой на кифаре. Стихотворный текст сопровождался древними нотами, которые помещены вверху каждой строфы гимна и обозначают его напев.

Музыкально-поэтические состязания в театре Дельф, посвященные Орфею, заключались, прежде всего, в пении хвалебных гимнов Орфею под звуки кифары или флейты, а иногда - в игре на этих инструментах без пения. Основными призами здесь являлись пальмовая ветвь (традиционная награда во всех греческих агонах), а также, как свидетельствует изображение на одной из дельфийских монет, лавровый венок и статуэтка ворона. Kaк и сами игры, все эти награды имели непосредственное отношение к Орфею. Победителей Орфей якобы награждал ветками пальмы. Что касается венка, то. по словам историка Павсания, такой приз был установлен потому, что Орфей безнадежно влюбился в лесную красавицу.

Однажды Орфей увидал живущую в лесу прелестнуюкрасавицу. Она, смущенная красотой внезапно появившегося юноши, умчалась к отцу, речному божеству, а тот, укрывая дочь, превратил ее в лавровое дерево. Прибежавший к реке Орфей сплел венок из лавровых веток, слыша в них биение сердца своей возлюбленной. Лавровыми листьями он украсил и свою знаменитую золотую лиру.

Так объясняли в Греции обычай надевать на голову отличившегося поэта или музыканта лавровый венок - награду героя-покровителя искусства. Греки называли этих виртуозов дафнофорами, то есть увенчанными лаврами, а римляне - лауреатами.

Отношение греков к наградному венку, полученному на состязании, характеризует случай, происшедший с ученым Анахарсисом, который в V столетии до новой эры побывал в Афинах и посетил там гимнасий - городскую школу атлетов. Когда этому весьма уважаемому гостю, мало знакомому с греческими призами, венок показался незначительной наградой, то сопровождающие афиняне с достоинством ответствовали: все прекрасное, что только может пожелать себе атлет, выступающий перед публикой на стадионе, сплетено в его победном венке.

Покровитель искусств герой Орфей благоволил не только к музыкантам и поэтам: воображение греков наделило его качествами замечательного атлета.

Греческий писатель Лукиан, которого Маркс называл «Вольтером классической древности», насмешливо говорил, что Орфею, должно быть, нелегко справляться с такой уймой дел и что надо бы ему заняться чем-нибудь одним - музыкой или спортом.

Стихийные силы природы казались непонятными, непознаваемыми, хаотичными. Хотелось видеть во всем окружающем покой, меру и порядок. Противясь хаосу, греки создали в своих мифах примечательное божество-Гармонию. Ее имя стало нарицательным для обозначения меры и порядка во всем, в том числе в музыке.

Сегодня совместными усилиями физиологов и психологов доказано, что различные эмоции человека, вызываемые музыкой, представляют собой сложные ответные реакции его центральной нервной системы. Этим объясняется, например, бодрящее действие музыки марша или героической песни, которые поднимают настроение.

Такое влияние музыки подметили еще древние греки. И это нашло свое яркое выражение в следующей полулегендарной истории Орфея.

Во время войны афиняне, теснимые персами, обратились однажды за помощью к спартанцам. Те прислали Мусагеты и музы. Изображения на римских монетах... единственного человека по имени рфей - «Устроитель хора». Силой своего искусства этот поэт и музыкант поднял утомленных афинских воинов на решительный бой. Сражение было выиграно.

Философ Филолай утверждал, что основу музыки составляет именно гармония. А Платон говорил, что гармония более всего захватывает человека и побуждает его подражать тем образцам прекрасного, которые дает музыкальное искусство. В книгах «Государство» и «Законы» Платон развивал мысль о значении музыки в воспитании мужественного, мудрого, добродетельного и уравновешенного человека, гармонически развитой личности. Подобным стремлением к гармонии объяснялось то, что в ряде случаев психология и философия древних были тесно связаны со зрелищами. Гармонию считали матерью девяти «прекрасноволосых муз» - как характеризовала поэтесса Сафо дочерей Зевса, которые вдохновляли выступавших перед публикой поэтов, актеров и даже ученых. Гармонию греки считали ближайшей спутницей и покровительницкй Орфея. Назовем и других, близких к Орфею, мифологических персонажей, отвечающих за искусство или науки.

Юные красавицы Терпсихора, Эрато и Каллиопа, не расстававшиеся с лирой, были искусны в танцах, в поэзии любовной и эпической; Евтерпа же, более склонная к лирике, предпочитала игру на двойной флейте. Мельпомена и Талия вдохновляли театральных актеров, поэтому первая из них всегда изображалась с актерской трагической маской в руках (и, случалось, с увесистой палицей-дубинкой), а вторая - с маской комической. Что же касается наук, то истории покровительствовала Клио, черпавшая сведения о веках и народах из своего пергаментного свитка, а астрономии - ее сестра Урания, вооруженная небесным глобусом. Девятая сестра Полигимния была не только музой пантомимы, но олицетворяла собой все искусства, поэтому она держала наготове наградной венок для каждого, кто заслужит его успехом у зрителей.

Такими мы видим муз, унаследованных от греков, на денариях Римской республики - на деньгах, чеканенных монетным мастером Квинтом Помпонием Мусой. В этих изображениях отражены представления греков, а за ними и римлян об искусстве и зрелищах. Недаром храмы муз прозвали в античности мусейонами, откуда возникло хорошо известное нам слово «музей». А другое современное слово «музыка» тоже происходит от этого корня, ибо ее считали именно искусством муз.

Но старшим в этом созвездии прекрасных покровительниц талантов был мужчина - все тот жеОрфей, которого величали предводителем муз. Орфея Мусагета изображали на лицевой стороне всех упомянутых денариев.

В знаменитой драме Вергилия, которая особенно нравилась широким слоям публики, есть такой эпизод: Орфей собрался спуститься в царство мертвых, но, напуганный рассказами об ужасах загробного мира, загримировался под Геракла, чтобы иметь устрашающий вид. Когда же он появился в таком виде перед настоящим Гераклом, тот просто рассмеялся над жалким обликом юнца в облике прославленного силача и героя.

Но вот перед нами скульптура самогоОрфея в исполнении неизвестного древнегреческого скульптора из собрания Лувра. Опирающийся на арфу, неустрашимый герой невольно вызывает у нас в памяти зрелища, которые устраивали в его честь в Немейской долине, в греческой области Арголиде.

Греки высоко ценили изумительную силу и смышленость Орфея, его мужество и бесстрашие: он, любимец многочисленных сказаний, покровительствовал спортивным школам-гимнасиям и палестрам, где учили юношей искусству побеждать. А у римлян прославленному герою тпосвящали свое оружие уходившие в отставку гладиаторы.

Из мифов о Посейдоне и в особенности об Аполлоне мы уже знаем, что в античности существовали неразрывные связи между музыкой, поэзией и атлетикой. Философ Платон подчеркивал, что есть два основных метода воспитания человека: атлетика-для его тела, музыка - для духовного совершенствования.

Вот почему в трактате Плутарха «О музыке» особо упомянуто, что Орфей не был чужд музыке, искусству муз. В свою очередь, сами музы занимались физическими упражнениями, чтобы в случае необходимости бесстрашно бороться и побеждать. Греки стремились к совершенному единству физической силы и духовной красоты. И зрелища античного мира учили любоваться и восхищаться таким единством.

На Немейских играх, которые устраивались каждые два года на том самом месте, где, по преданию, могучий Орфей голыми руками задушил свирепого волка, призовой венок получали не только те, кто отличился в атлетических и конных состязаниях, но наравне с ними и те, кто одерживал победы в соревнованиях музыкальных. Поначалу этот венок был масличным; в знак скорби по жертвам персидских войн греки заменили его венком из сухого сельдерея, травы печали.

Для победителей зрелищ-состязаний был создан еще один вид наград, популярный и в наши дни.

По другим греческим преданиям, Афина-мудрейшая из богинь, родившаяся из головы Зевса, - нашла однажды оленью кость, сделала флейту и научила играть на ней самого Орфея. Она же положила начало военной музыке и пиррихе - танцам с оружием - в честь победы, одержанной богами над титанами. Поэтому вошло в обычай открывать праздник Панафинеи в Одеоне - музыкальном театре в Афинах.

В программу этих зрелищ-состязаний в Одеоне входили: игра на флейте и струнных инструментах, сольное и хоровое пение, исполнение под аккомпанемент лиры поэтических произведений. На сцене можно было увидеть знаменитых поэтов, писателей, даже философов. С чтением своей «Истории», девяти книгам которой греки дали впоследствии имена муз, выступал в Одеоне Геродот.

Панафийеи продолжались на стадионе и ипподроме. Наряду с музыкой, Орфей, конечно же, увлекался атлетикой и опекал всех, кто занимался спортом: бегуны молили Орфея даровать им большую быстроту, а возницы прославляли его за изобретение вожжей, без которых нельзя было управлять лошадьми.

До наших дней дошел интересный документ - перечень наград, составленный агонофетами (судьями состязаний, организаторами и распорядителями агонов). Он дает наглядное представление об основных видах атлетических состязаний в Афинах, а также об их участниках и призах. Почти во всех из них упоминается Орфей, как вдохновитель соревнованйй.

3. Образ Орфея в мировом искусстве

Орфей - герой трагедии Ж.Кокто «Орфей» (1928). Кокто использует античный материал в поисках вечного и всегда современного философского смысла, скрытого в основе древнего мифа. Именно поэтому он отказывается от стилизации и переносит действие в антураж современной Франции. Кокто практически не изменяет миф о «поэте-волшебнике», который спускается в царство смерти, чтобы вернуть к жизни свою жену Эвридику, а затем погибает, растерзанный менадами. Для Кокто это миф не о вечной любви, а о «растерзанном поэте». Драматург противопоставляет мир поэтического сознания (Орфей, Эвридика) миру ненависти, вражды и равнодушия (вакханки, полиция), который уничтожает творца и его искусство.

Теме Орфея были посвящены два фильма Ш.Кокто - «Орфей» (1949) и «Завещание Орфея» (1960), в которых гиавную роль сыграл Ж.Маре. Е.Э.Гущина

Орфей также является героем «семейной драмы» Г.Ибсена « Орфей» (1884). Мечтающий о солнце и тепле, юноша-художник поставлен автором в экстремальные условия. Орфей болен страшной болезнью - его ожидает безумие, и он знает об этом. В отличие от своей матери, фру Алвинг, живущей призраками прошлого, Орфей живет «здесь и сейчас». Он любит жизнь, но уже ощущает невидимую преграду, отдаляющую его, еще живого, от здешнего мира. Финальные слова героя: «Мама, дай мне солнце!» -перекликаются с гамлетовским «дальше - тишина», отмечая переход героя из мира призраков, привидений в вечность. Себя самого Орфей воспринимает как собственного двойника, действия которого невозможно подчас предугадать, за поступки которого он не в состоянии ответить. С острой наблюдательностью художника он фиксирует в этом двойнике необратимые изменения, поразительно точно предсказав близкие пределы собственной способности самоконтроля.

Сценический образ Орфея создавали такие актеры, как И.Кайнц, С.Моисси, А.Антуан, Э.Цак-кони. На русской сцене - П.Орпенев, И.Москвин.

Орфей является также героем романа Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» (1959). Теперь Орфей - уроженец немецкой провинции, области бедной и убогой. Окружающая героя жизнь - это нечистоплотные связи, пьянство и дебоши, и он в знак протеста решает перестать расти. Фантастическую ситуацию маленький Орфей инсценирует вполне реалистически - травмой, полученной при падении. Орфей остается карликом на всю жизнь, что не мешает ему пользоваться житейскими благами и благосклонностью женского пола. Орфей имеет необыкновенный дар: он наделен пронзительным голосом и может разбивать стеклянные предметы, чем и потешается, разнося вдребезги витрины, люстры , посуду. В детстве Орфею подарили жестяной барабан, и тут обнаружился еще один дар - на этом барабане он выстукивает историю своей страны и свою собственную. А жизнь Орфея пришлась на годы первой мировой войны, Веймарской республики, потом власти нацистов и снова войны, закончившейся поражением.

Орфей продолжает галерею образов, характерных для античной литературы; он, конечно, художник, «Орфей-нигилист», который не созидает, а разрушает и издевается. Орфей отнюдь не патриот, он видит продажность властей, трусость обывателей, жестокость нацистов, гнев победителей. На барабане он выстукивает истинную историю своей Германии и одновременно ее пародийный вариант, издевательский и беспощадный. Герой разбивает, как стекла витрин магазинов, мифы о великой нации, о семейных добродетелях, о патриотизме и гуманизме. Орфей убежден, что в жизни властвуют темные побуждения (во всяком случае в той, которая его окружает и с которой он непосредственно знаком), а поступки людей продиктованы грязными и корыстными намерениями. Потому его страна была обречена на режим, подобный нацистскому, и все эксцессы, с этим режимом связанные, закономерны. В финале в обстановке всеобщего хаоса Орфею удается узнать еще много неутешительного о роде человеческом, о Германии, о немцах. Кто-то спарывает свастику с флага, опасаясь прихода русских, кто-то, когда город занят победителями, глотает нацистский значок. Орфей кончает свои дни в психиатрической больнице, roe и пишет свою историю.

Роман Грасса и образ Орфея вызвали негативный резонанс в германской прессе, особенно у националистически настроенных критиков. Эти нападки усилились после того, как двадцать лет спустя был снят фильм «Жестяной барабан» и режиссер Фолькер Шлендорф получил за картину «Золотую пальмовую ветвь» (1979).

Орфей является также героем трагедии Вяч.И.Иванова «Орфей» (1904). В данном варианте Орфей - сын Зевса и нимфы Плуто, царь Сипила во Фригии, наказанный за оскорбление олимпийских богов тяжкими муками. Вяч.Иванов сотворил по сути новый миф, связав его с духовными коллизиями «серебряного века». Тема трагедии поэта-символиста - богоборчество, посягающее на мировое устройство и естественный порядок вещей.

Властитель Орфей затаил злобу на своего отца Зевса за то, что был рожден смертным человеком. Орфей мечтает о бессмертии и рассчитывает отнять у олимпийских богов впасть над миром, ибо уверен, что один он способен править жизнью, земной и небесной. План Орфея прост и коварен. Во время пира, на который к нему снизойдут бот, он принесет им в дар сына, прекрасного отрока Пелопса. Полагая, что за обладание мальчиком между Зевсом и Посейдоном разгорится ссора, Орфей рассчитывает в общей сумятице похитить чашу бессмертия.

Задуманное удается осуществить. Однако божественный напиток сыграл злую шутку. Орфей погружается в сон, и ему грезится, что от него рождаются солнца, что он повелевает светилами. Пока Орфей спит, Зевс восстанавливает «конституционный порядок». В финале трагедии Зевс отправляет Орфея в тартар.

Вина Орфея, «слишком щедро одаренного богами», что и сделало его богоборцем, в желании переделать мироздание и тем изменить установленный строй бытия. (Орфей намеревался напоить из чаши бессмертия всех людей, и тогда все они станут богами, а Олимп падет.) Космос оказался перед угрозой хаоса, и только решительность Зевса позволила отвести катастрофу. Последствия такой мировой катастрофы Вяч.Иванов рассматривает в трагедии о Прометее, которому, в отличие от Орфея, удалось не только похитить сокровище Олимпа (огонь), но и одарить им людей.

Орфей является героем трагедии М.И.Цветаевой «Федра» (1927), а также небольшого стихотворного цикла «Федра» (1923), созданного в период работы над трагедией. Беря за основу трагедии традиционный мифологический сюжет, Цветаева не модернизирует его, придавая характерам и поступкам главных героев большую психологическую достоверность. Как и в других трактовках этого сюжета, конфликт страсти и нравственного долга является для цветаевской Федры неразрешимой внутренней дилеммой. В то же время Цветаева подчеркивает, что, полюбив пасынка Орфея и открыв ему свою любовь, Федра не совершает преступления, ее страсть - несчастье, рок, но не грех, не злодеяние. Цветаева облагораживает образ Орфея, «отсекая» некоторые отягчающие обстоятельства.

Создавая лирический образ чистой, честной и безумно любящей женщины, Цветаева в то же время раскрывает идею вечной, вневременной, всепоглощающей и гибельной страсти. В трагедии заметны напластования всех литературных воплощений сюжета об Орфее.Цветаевский Орфей как бы несет на себе груз всех Орфеев, созданных мировой культурной традицией.

Орфей является герой «вакхической драмы» И.Ф.Анненского «Фамира-кифарэд» (1906). Вслед за недошедшей до нас трагедией Софокла Ин. Анненский замыслил «трагического Орфея». Исторический мотив в изложении автора таков: «сын фракийского царя Филаммона и нимфы Агриопы, Орфей прославился своей игрой на кифаре; его надменность дошла до того, что он вызвал на состязание муз, но был побежден и в наказание лишен музыкального дара». Ин.Анненский осложняет эту схему внезапной любовью нимфы к своему сыну и рисует последнего мечтателем, чуждым любви и все-таки погибающим в сетях влюбленной в него женщины. Рок является в образе блистательно равнодушной музы лирической поэзии- Эвтерпы. Орфейм выжигает себе углем глаза и идет выпрашивать подаяния; преступная мать, превращенная в птицу, сопровождает его в скитаниях, она вытаскивает жребии из уже бесполезной кифары. Орфей - безумец мечты, ее мученик. Он отрешен от жизни, одержим музыкой и напоминает отшельника, живущего только духовными радостями. Он признает единственного бога - созерцателя Аполлона - и не желает присоединяться к плотским радостям дионисийских действ сатиров, вакханок и менад. Предложение нимфы о состязании с Эвтерпой заставляет Орфея метаться между «звездами и женщинами», он мечтает стать титаном, похитившим с небес огонь. За гордыню Орфей наказан Зевсом, приговорившим его, «чтоб музыки не помнил и не слышал». В приступе отчаяния он лишает себя дара зрения.

Сюжет иного времени, иной культуры интерпретировался Ин.Анненским в соответствии с идеями начала XX века, «с болезненной осторожностью современного человека», как писал О.Э.Мандельштам. Модифицированный миф становился способом самовыражения поэта, воплощением тоски, одиночества человека, неспособного восстановить связи с миром, утратившего надежду на гармонию. Возвышенные мечты Орфея оказались разбитыми при соприкосновении с косной материей жизни, но его «мыслестрадание» сеяло сомнение в правомерности существующего миропорядка, в котором невозможно свободное существование личности. Эта тема подчеркнута контрастами между лирическим и будничным, дана в соотношениях комических и трагических элементов драмы, в ее пространственно-цветовой гамме сцен, вереницей движущихся от «бледно-холодной», «голубой эмали» к «пыльно-лунной», «белесоватой» и «заревой». Роль Орфея исполнял Н.М.Церетели (Камерный театр, 1961).

Орфей - герой новеллы Т.Манна «Смерть в Венеции» (1911). По признанию писателя, существенное влияние на образ Орфея оказала «изнуряюще яркая индивидуальность» композитора Густава Малера, скончавшегося в 1911 г., вскоре после того, как Т.Манн познакомился с ним в Мюнхене.

Для понимания образа Орфея необходимо иметь в виду признание автора: в период работы над «Смертью в Венеции» он пять раз перечитал «Избирательное сродство» И.В.Гете, ибо первоначально задумывал написать новеллу о безответной любви старика Гете к Ульрике фон Леветцов, и только «одно лирически-личное дорожное переживание» надоумило его «заострить ситуацию мотивом «запрещенной» любви».

Поддавшись внезапному порыву, Орфей приезжает в Венецию, где в отеле на Лидо встречает аристократическое польское семейство, состоящее из матери, трех молоденьких девушек и мальчика лет четырнадцати необычайной красоты. Встреча с Тадзио, так зовут незнакомца, пробуждает в душе Орфея неведомые ранее мысли и чувства. Впервые в жизни он начинает постигать красоту как единственно зримую и осязаемую форму духовности, как «путь чувственности к духу».

Художник, на протяжении всего своего творчества убеждавший читателя, «что все великое утверждает себя как некое «вопреки» - вопреки горю и муке, вопреки бедности, заброшенности, телесным немощам, страсти и тысячам препятствий», Орфей не может и не хочет противостоять хмельному восторгу охватившей его страсти - страсти к чувственной красоте, которую художник может воспеть, но не в состоянии воссоздать.

Окружающая действительность воспринимается им мифически преображенной. Он видит Тадзио то в образе Гиацинта, осужденного умереть, потому что его любят два бога; то в облике прекрасного Федра, которого Сократ обучает тоске по совершенству и добродетели; то в роли Гермеса Психолога - проводника душ в царство мертвых.

Поклонник Аполлона - этого светлого гения принципа индивидуальности, божества нравственного, требующего от своих последователей меры и самоограничения, как представлял его Ф.Ницше, - орфей не в силах противиться охватившей его страсти, ломающей упорное сопротивление его интеллекта, разрушающей все сдерживающие индивидуума границы. История безысходной любви Орфея к прекрасному Тадзио, разворачивающаяся на фоне зараженной холерой Венеции, находящая выход только через смерть, наряду с «Будденбро-ками», «Доктором Фаустусом» и отрывком «Гете и Толстой. К проблеме гуманизма» отражает важнейшую проблему творчества писателя, - проблему величайшей противоположности природы и духа, жизни и художественного творчества.

В «Размышлениях постороннего», Т.Манн сформулировал ее следующим образом: «Два мира, взаимоотношения которых эротичны, без явственной полярности полов, без того, чтобы один мир представлял мужское начало, а другой - женское, - вот что такое жизнь и дух. Поэтому у них не бывает слияния, а бывает лишь короткая опьяняющая иллюзия слияния и согласия, и между ними царит вечное напряжение без разрешения...».

Или Аполлон

В мифологии

Происхождение

Существует множество различных версий о происхождении Орфея. По наиболее распространенному варианту, он сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы . По другим версиям, сын Эагра и Полигимнии , либо Клио , либо Мениппы; либо Аполлона (у Пиндара) и Каллиопы .

Ранние годы

Довёл количество струн на лире до девяти . Победил в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию .

Орфей и Эвридика

После смерти жены спускался за ней в подземное царство . Очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону - так, что они согласились возвратить на землю Эвридику . Но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что Орфей нарушил условие, поставленное богами, - взглянул на неё ещё до выхода из подземного царства. Согласно Овидию , после окончательной потери Эвридики Орфей разочаровался в женской любви и научил фракийцев любви к юношам .

Гибель

Существует несколько рассказов о его смерти. По Овидию , был растерзан фракийскими менадами за то, что презрел их любовные притязания . По Конону , фракийские и македонские женщины убили Орфея за то, что он (будучи жрецом местного храма Диониса) не допустил их к мистериям . Либо был убит за то, что стал свидетелем мистерий Диониса, превращён в созвездие Коленопреклоненного . Либо за то, что в песне восхвалил богов, но пропустил Диониса . Убит фракийскими женщинами в городе Дие (Македония), урну показывали у реки Геликон в Македонии. По версии Павсания, был поражён молнией .

Мифы о растерзании Орфея менадами легли в основу орфических культов . Его растерзание бассаридами описывалось в трагедии Эсхила «Бассариды», где упоминалась и гора Пангей (фр.23-24 Радт).

Эдониек, убивших Орфея, Дионис превратил в дубы . В отместку за Орфея фракийцы татуировали своих жен . Музы собрали вместе его растерзанное на куски тело и похоронили его тело в Либетрах, а лиру Зевс поместил среди созвездий . Гимны Орфея пели Ликомиды при совершении таинств . Голова и лира плыли по Гебру и выброшены на Лесбос у Мефимны (или только голова) , лиру поместили в святилище Аполлона. На Лесбосе было святилище, где пророчествовала его голова . По одному из древнегреческих мифов, после смерти Орфей был помещён на небо в образе Лебедя , недалеко от Лиры . После смерти его душа выбрала жизнь лебедя из-за ненависти к женщинам .

Орфизм

Полумифическому Орфею приписывается создание одной из наиболее значительных предфилософских школ Древней Греции - орфизма . Эта школа была по сути религиозной, а орфизм можно назвать своего рода «ересью» на основе традиционной греческой религии. Тем не менее, «Орфей» и орфизм сыграли определённую роль в генезисе философского мышления, предопределив некоторые принципы ранней греческой науки.

Орфизм получил наибольшее распространение в VI веке до н. э. в Аттике эпохи Писистрата, в VI-V веках до н. э. укоренившись главным образом в Южной Италии и на Сицилии .

От орфической школы сохранился ряд своеобразных сочинений: это орфические теогонии, священные сказания и другое. В основном эти произведения дошли во фрагментах - либо на пластинках или папирусах, либо в позднейших пересказах. Однако уже классическая критическая традиция (Платон и Аристотель) пересказывают основные положения орфической школы. Прародителями всего, вслед за Гомером , выступают Океан и Тефия , родившиеся от Геи и Урана . Океан и Тефия прежде были сплетены вместе, но затем разделились под действием «лютой вражды». Тогда же породился и Эфир, в котором появились планеты, звёзды, горы и моря. Возникновение животного «подобно плетению сети» - оно возникает из органов постепенно (в этом Орфей предопределил прото-эволюционную концепцию Эмпедокла).

Своеобразным сводом их молитв-заклинаний является сборник философско-ритуального характера, авторство которых приписывается Орфею, известный под названием «Орфические гимны» .

Образ в искусстве

Орфей как художественный образ известен в искусстве с первой половины VI в. до н. э.

Как отмечает исследовательница Е. Гнездилова, среди многочисленных античных и библейских мифов, используемых в литературе XX столетия, миф об Орфее занимает особое место, благодаря ему в культуре XX века актуализируются проблемы художественного творчества, психологии творческой личности, исследуется феномен Поэта, а также обсуждаются такие экзистенциальные категории, как одиночество, любовь и смерть .

Канадский литературовед Ева Кушнер, исследовавшая особенности интерпретации мифа об Орфее во французской литературе XIX - первой половины XX века, отмечала тогдашнюю особую популярность мотива любви Орфея и Эвридики, что связывала с общим для многих французов настроением одиночества и бесприютности человека в мире .

Примечания

  1. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека Книга IV 25, 2
  2. Имре Тренчени-Вальдапфель. Орфей и Эвридика // Н.Н. Трухина, А.Л. Смышляев. Хрестоматия по истории Древней Греции. Издательство «греко-латинский кабинет». http://www.mgl.ru
  3. Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 23; Евстафий. К Илиаде X 442; Цец. Хилиады I 12 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23
  4. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.36
  5. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.23.
  6. Платон. Государство II 363с
  7. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека Книга V 77, 3
  8. Страбон . География Книга VII, фр.18
  9. Псевдо-Климент Римский. Гомилии V 15 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.431; Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003. С.397
  10. Эсхил . Агамемнон , 1629-1630. Фрагменты ранних греческих философов. Под ред. А. В. Лебедева. М., 1989.; Клавдиан. Похищение Прозерпины II Вступ. 15-28
  11. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 24
  12. Гигин. Мифы 273
  13. Миф об Орфее в литературе первой половины XX века
  14. Пиндар. Пифийские песни IV 175; Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 24-34; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Валерий Флакк. Аргонавтика I 470; Гигин. Мифы 14 (с.23)


Последние материалы сайта