Школьная энциклопедия. Искусство этрусков. I тысячелетие до новой эры Интеллект карта по теме художественное наследие этрусков

27.06.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Под именем этрусков известен народ, живший в I тыс. до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Этрурия и Древний Рим - соседи и ровесники. Обе культуры возникли в VIII в. до н. э. Тогда же в южной Италии и на Сицилии греки начали строить первые города. Вначале этруски значительно обгоняли своих соседей в развитии. Они были прекрасными строителями и умелыми инженерами. В конце VII в. до н. э. в Этрурии возникли религиозные союзы городов-государств - двенадцатиградия. Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от этрусского города Цере происходит слово «церемония» (так древние римляне называли некоторые религиозные обряды). Этруски создали самый могучий флот в западном Средиземноморье. Некоторые из римских царей происходили из рода этрусков. В политическом смысле история этрусков шла по нисходящей. Приблизительно в V-III вв. до н. э. воинственный Рим покорил долго и ожесточенно сопротивлявшиеся этрусские города, и в них расселились римские воины. В конце концов этруски до такой степени слились с римлянами, что забыли свой язык.

Cлайд 4

Храмовое зодчество этрусков во многом отличалось от греческого. Архитекторы Древней Эллады в VI-V веках до н. э. строили преимущественно храмы типа периптера из известняка и мрамора. Этруски употребляли гораздо менее прочные материалы: камень использовали только для фундамента, каркас здания делали из дерева, а стены выкладывали из сырцовых кирпичей. Храмы стояли на высоком основании - подиуме, к которому вела многоступенчатая лестница. Глубокий портик акцентировал главный фасад здания. Этруски богато украшали свои культовые сооружения расцвеченными рельефами и статуями из терракоты, распространенными в период архаики по всему античному миру. Предание гласит, что умению делать статуи из обожженной глины этрусков научили греческие мастера, прибывшие из Коринфа в середине VII века до н. э.

Cлайд 5

Cлайд 6

Искусство этрусков отличается яркой самобытностью и в большой степени основано на идее смерти и загробной жизни. По соседству со своими городами этруски строили некрополи, причем, если «города живых» строились из дерева и глины и довольно быстро разрушались, то «города мертвых» возводились на века. Гробницы либо высекались в скалах, либо складывались из камня.

Cлайд 7

Знаменитая гробница Флабеллиев в Популонии имет форму тумулуса - это полусферическая насыпь, укрепленная круглым каменным цоколем с выступающим карнизом наверху. Погребения аналогичной формы находятся в Бандитачча - знаменитом этрусском некрополе, принадлежавшем городу Цере. Вход в гробницы оформлен в виде прямоугольного проема со ступенчатой вершиной. Интерьер гробницы воспроизводит жилой дом. Иногда к покоям ведет длинный коридор - дромос, постепенно углубляющийся в землю. От него отходят одна или несколько комнат, связанных между собой. В комнатах помещались ложа, сиденья, троны, подставки для ног. В Гробнице щитов и тронов (некрополь Бандитачча) кресла, ложа и скамейки высечены из камня. Над ними по стенам развешаны круглые щиты - символы вечности. Плоский потолок гробницы также напоминает потолок жилого дома.

Cлайд 8

Cлайд 9

В VII до н. э. в гробницы клали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия (фибула из гробницы Реголини-Галасси), чаши и блюда из серебра, бронзовые треножники и котлы (ситула из гробницы в Кьюзи). Фибула из гробницы Реголини-Галасси. VII в. до н. э. Золото.

Cлайд 10

Непременным атрибутом всякой гробницы было зеркало. Знаменитые этрусские зеркала из бронзы с одной стороны были отполированы до блеска, с другой - украшены великолепной гравировкой (Диоскуры с Еленой и Афродитой. Этрусское зеркало). Темой изображений становились мифологические сюжеты, в завуалированной форме рассказывающие о жизни покойного. Диоскуры с Еленой и Афродитой. Этрусское зеркало. III в. до н. э. Археологический музей, Палермо

Cлайд 11

Одно из самых знаменитых зеркал представляет прославленного прорицателя Калханта, занимающегося гаруспицией - гаданием по печени жертвенной овцы. Держа печень в левой руке, бородатый и крылатый провидец внимательно всматривается в ее форму. По краю зеркала изображена ветвь цветущего плюща, за спиной Калханта стоит кувшин. Прекрасный точный рисунок принизан внутренней динамикой. Калхант. Этрусское зеркало. IV в. до н. э. Бронза. Этрусский Грегорианский музей, Ватикан

Cлайд 12

Ситула из гробницы в Кьюзи Бронза. Менада. Антефикс храма Джуно Соспита. VI-V вв. до н. э. Храм Джуно Соспита, Ланувий

Cлайд 13

В этрусских гробницах не находят тел усопших, хотя иногда там встречаются большие терракотовые саркофаги (Саркофаг супругов из Бандитачча). Саркофаг изображает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными волосами, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими» улыбками. Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену. Супруги оживленно беседуют, устремив взгляд на воображаемого зрителя. Такие саркофаги служили своеобразным памятником усопшему. Возможно также, что в них хранился прах умерших. В Этрурии обряд кремации существовал с самых ранних времен вплоть до римского времени. Саркофаг супругов из Бандитачча. VI в. до н. э. Терракота. Музей Виллы Джулиа, Рим

Cлайд 14

Cлайд 15

Наиболее ярким видом искусства, связанным с кремацией, стали канопы - глиняные сосуды с крышкой для хранения праха усопших, найденные в окрестностях города Кьюзи (VII-VI вв. до н. э.). Они имеют много вариантов: одни представляют собой сосуд, оформленный в виде тела человека, другие - человекоподобную урну на троне. Третьи изображают фигуру человека, стоящую на сосуде. Наконец, четвертые - человека за ритуальным пиром.

Cлайд 16

Известная канопа из Сартеано представляет собой сосуд на ножке с двумя петлевидными ручками, в которые странным образом продеты изготовленные из глины человеческие руки с сомкнутыми пальцами. Крышкой канопы служит человеческая голова с правильными, почти классическими, слегка схематизированными чертами лица. Это юноша позднеархаических времен с шапкой густых волос, ниспадающих короткими локонами на лоб, с большими глазами и едва заметной улыбкой. Общая несоразмерность фигуры с огромной головой, короткими ручками и игрушечным телом выражает специфическое видение мира, свойственное этрускам.

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

1,5. Женская фигура в длинной закрытой одежде (1 - вид сзади, 5 - спреди). 2, Женская обувь, выкроенная из цельного куска, с дырочками для шнуровки. 3,12. Женская фигура в конусообразной шапке и одежде с цветочным узором, закрывающей сзади оба плеча. 4,7. Золотые серьги. 6,9. Мужская фигура перед одеванием и после него. 8, 16. Серьги в форме дисков с подвесками. Золото. 10. Голова женской статуэтки. Чепец с лентами на затылке. 11,18. Фигурки женщин. 13. Священная статуэтка из бронзы. Ее назначение - охранять владельца от болезней. 14,15. Головы со стенных росписей из этрусских гробниц в пещерах под Корнето. 17. Глиняный саркофаг из Цере (соврем. Черветери). Перед супружеской парой на ложе - мех для вина.

Cлайд 20

Cлайд 21

Настенные росписи гробниц показывают, каким было представление этрусков о переходе в загробный мир. Этрусская фресковая живопись относится к VII-III вв. до н. э. Самые интересные и известные росписи выполнены в VI-V вв. до н. э. Эти росписи были сделаны в гробницах Тарквинии, древнейшего этрусского города (Фреска из гробницы «Буйволов», Сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли»). Большинство из них снято со стен и хранится в специально созданных условиях в римском музее Виллы Джулиа.

Cлайд 22

Cлайд 23

Сцена рыбной ловли из гробницы «Охоты и рыбной ловли» . V в. до н. э. Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим

Cлайд 24

Флейтист с двумя флейтами из гробницы «Леопардов» . V в. до н. э. Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим

Cлайд 25

Для этрусков смерть и сопровождающий ее переход к новой жизни - это вечный пир. Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают росписи многих гробниц (Танцовщица из гробницы «Жонглера»). Танцовщица из гробницы «Жонглера» . V в. до н. э. Фреска. Музей Виллы Джулиа, Рим

Cлайд 26

Мужчины по древнему обычаю возлежат на пиру на ложе. Этрусские женщины, в отличие от греческих, также присутствуют на пирах, причем не в качестве наемных музыкантш или танцовщиц, а занимают подобающее им положение законных жен. Древние полагали, что с вином в тело вливается «новая кровь бога».

Cлайд 27

Cлайд 28

В росписях «Гробницы львиц» представлена стремительная, удалая пляска загорелого юноши с длинными локонами и белокожей девушки в белых одеждах. Подобно египтянам, критянам и другим восточным народам, в живописи этрусков мужские и женские тела различаются по цвету. Очевидно, танцу предшествовало возлияние - об этом говорят кувшин в руке юноши и стоящий на полу ритуальный сосуд с носиком в виде птичьего клюва. Юноша и девушка танцуют, пристально глядя в глаза друг другу, высоко подпрыгивают и, кажется, прищелкивают пальцами. Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 22.12.2015 14:35 Просмотров: 4872

Этрусское искусство существовало в период с IX до II в. до н. э.

Но что это за искусство? И кто такие этруски?

Этруски

Этру́ски – древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова между реками Арно и Тибр. Этруски создали развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.

Карта этрусских городов
Римляне много заимствовали у этрусков: инженерное искусство, в том числе возведение арочных сводов зданий, бои гладиаторов, гонки на колесницах, многие погребальные обряды и др.
В VII в. до н. э. у этрусков появилась письменность. О происхождении этрусков нет единого мнения. Предполагают, что их родиной была Италия.
После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла культурную самобытность. Во II-I вв. до н. э. (этрусско-римский период) продолжало существовать местное искусство. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс ассимиляции этрусских городов был практически завершён вместе с этрусской историей. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Общая характеристика этрусского искусства

Этрусская цивилизация была преимущественно городской. Города обносились мощными стенами и стояли недалеко друг от друга вдоль долин рек Тибр и Арно. Этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц.

Саркофаг (около 150-130)
Гробница имела форму дома и была подобием дома. Считалось, что с помощью гробницы или урны умерший мог снова продолжить свое существование.
Почти во все время развития этрусской культуры чувствуется влияние греческого искусства (внешние формы). Мировоззрение же двух этих культур было разным.
Фактически, искусство этрусков являлось продолжением будничной жизни, поэтому оно носит натуралистический характер. Целью борьбы за спасение от смерти у этрусков считалась материальная реальность, а путём искусства действительность должна была обрести продолжение, хотя и в окружении нереального и небытия.

Этрусская архитектура

Архитектура этрусской цивилизации была достаточно развита. Храм большого значения не имел, храмовое строительство началось позже. В религиозных обрядах этруски использовали открытые святилища, которые они строили из дерева и глины, поэтому они не сохранились. Их восстанавливают на основе трактата Витрувия и терракотовых урн в форме храма.

Реконструкция этрусского храма
Даже простые здания были обильно и ярко раскрашены, украшены фигурными рельефами.
Но лучше всего строительный талант этрусков проявлялся в сооружении городских стен и ворот. В VIII-VI вв. до н. э. для сооружения ложных сводов и арок использовалась каменная кладка, настоящий цилиндрический свод начал сооружаться в период эллинизма. Самое древнее этрусское укрепление - земляной вал в Поджио-Буко (VII век до н. э.).
Они умели обрабатывать и плотно пригонять друг к другу камни.

Некрополь в Черветери
Главные этрусские гробницы находятся в Орвието, Тарквинии, Кьюзи, Черветери. Этруски обычно хоронили умерших прямо в земле. Сверху делалась земляная насыпь конической формы, основание её окружалось камнями. Сначала они кремировали умерших, позже стали хоронить в гробницах. Гробницы обычно состоят из нескольких помещений с плоской или двускатной крышей, перекрытия поддерживаются обтесанными опорами. Стены часто украшались живописью или рельефами.

Фундаменты домов в этрусском городе Марцаботто
Дома в Этрурии возводились из необожженного кирпича, фундамент складывали из речных камней. Дома, скорее всего, были одноэтажными. Этруски использовали плоскую и изогнутую черепицу.
В Сутри сохранился этрусский амфитеатр, вырубленный в скале.

Этрусская живопись

Сохранились этрусские фрески (живопись по сырой штукатурке). Ими украшали стены высеченных в скалах гробниц. Живопись этрусков сходна с вазописью. Встречаются и росписи жилых домов. Тематика весьма разнообразна: сюжеты из земной жизни покойника, обрядовые сцены с музыкантами, танцорами, гимнастами, изображения охоты и рыбной ловли, мифологические сюжеты.

Фреска
Несмотря на то, что фрески предназначались для гробниц, они отличаются цветовой насыщенностью. Яркие краски должны были радовать покойника. В V в. до н. э. усиливается влияние греческой классики: цвета становятся менее разнообразными, движения фигур – более свободными. Вымысел должен был заменять утраченную действительность.
Росписи позднего классического периода (IV век до н. э.) отличаются сменой сюжетов и техники. Появляется перспектива, фигуры продуманы и умело прописаны. На лицах появляется чувство меланхолии.

Музыканты из гробницы Триклиния. Тарквиния (470 г. до н.э.)

Этрусская скульптура

Скульптура этрусков существовала в виде произведений ремёсел, для украшения обстановки дома, и как погребальная в виде канопов (погребальных урн) и саркофагов.
Терракотовые и бронзовые изделия украшались орнаментами.
Достижением этрусских мастеров VII века до н. э. считается погребальная урна из глины или бронзы с крышкой в виде человеческой головы (канопа). Сосуд схематически воспроизводит человеческое тело. Руки изображаются ручками, голова на крышке повторяет своеобразную маску или портрет покойного.

Бронзовая скульптура

В бронзовой скульптуре этруски добились особенных успехов. Из бронзы делали урны, различные фигурки и украшения. Бронзу использовали также при изготовлении мебели и колесниц, ларцов, зеркал.

«Капитолийская волчица»
Известная бронзовая скульптура «Капитолийская волчица», примерно в натуральную величину изображающая волчицу, вскармливающую молоком младенцев Ромула и Рема, легендарных основателей города, длительное время считалась этрусской. Сейчас существуют предположения, что дата её изготовления – XI-XIII вв. н.э.
А вот эта бронзовая статуэтка точно создана этрусскими мастерами.

Бронзовая статуэтка из Кьюзи (550-530 гг. до н.э.)

Терракотовая скульптура

Терракота – керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.
Терракотовая скульптура этрусков также были на высоком уровне.

Терракотовый саркофаг молодого человека (Тоскана)

Каменная скульптура

В основном каменная скульптура представляла собой надгробные памятники. Особенно удавались этрускам каменные барельефы.

Саркофаги

Саркофаги – наиболее оригинальное создание этрусской скульптуры. Обычно они были терракотовыми. Крышка изображалась в виде ложа для симпосия (ритуализированное пиршество в Древней Греции), на ней изображалась полулежащая фигура усопшего, часто вместе с супругой. Фигуры и лица имеют большое портретное сходство. Физические недостатки, черты болезни или старости изображались без прикрас, но и без насмешки.
Покойник обычно изображался в момент пира, чтобы подчеркнуть его жизненность. Но в этрусском портрете нет признаков психологических поисков.

Саркофаг супругов

Искусство этрусков Древний Рим Этруски – народ Этрурии, живший в I тыс. до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Культура возникла в VIII в. до н. э. В конце VII в. до н. э. в Этрурии возникли религиозные союзы городов-государств - двенадцатиградия. Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от этрусского города Цере происходит слово «церемония» Приблизительно в V-III вв. до н. э. воинственный Рим покорил этрусские города, и в них расселились римские воины. В конце концов этруски забыли свой язык Искусство этрусков Искусство этрусков отличается яркой самобытностью и в большой степени основано на идее смерти и загробной жизни. Наиболее ярким видом искусства, связанным с кремацией, стали канопы - глиняные сосуды с крышкой для хранения праха усопших, найденные в окрестностях города Кьюзи (VII-VI вв. до н. э.). Они имеют много вариантов: одни представляют собой сосуд, оформленный в виде тела человека, другие - человекоподобную урну на троне. Третьи изображают фигуру человека, стоящую на сосуде. Наконец, четвертые - человека за ритуальным пиром В VII до н. э. в гробницы клали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия Ситула из гробницы в Кьюзи Бронза. Фибула из гробницы РеголиниГаласси. VII в. до н. э. Золото. Калхант. Этрусское зеркало. IV в. до н. э. Бронза Архитектура этрусков Города Город «Живых» Город «Мертвых» Дерево, глина Камень Живопись Этрусская фресковая живопись относится к VII-III вв. до н. э. Самые интересные и известные росписи выполнены в VI-V вв. до н. э. Эти росписи были сделаны в гробницах Тарквинии, древнейшего этрусского города. Для этрусков смерть и сопровождающий ее переход к новой жизни - это вечный пир. Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают росписи многих гробниц Танцовщица из гробницы «Жонглера» . V в. до н. э. Фреска из гробницы «Буйволов» . VI в. до н. э. Скульптура В этрусских гробницах не находят тел усопших. Саркофаг супругов из Бандитачча. VI в. до н. э. изображает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными волосами, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими» улыбками. Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену. Супруги оживленно беседуют, устремив взгляд на воображаемого зрителя. Саркофаги служили памятником усопшему. В них хранился прах умерших Этрусский саркофаг из гробницы в Кьюзи. II в. до н. э. Терракота. Менада. Антефикс храма Джуно Соспита. VI-V вв. до н. э Химера. V в. до н. э. Бронза Капитолийская волчица. Около 500 г. до н. э. Бронза. В III-I вв. до н. э. великолепное искусство гробниц затухает. Все чаще идеи бессмертия воплощаются в маленьких ремесленных урнах для праха, на передней стенке которых изображены сцены из древнегреческих мифов, связанных с предательством и убийством. Высшие достижения загадочного народа, культура которого до сих пор в должной мере не понята, наследовали практичные римляне: инженерное искусство, умение строить дороги и города.

Урок 20. Тема: Искусство этрусков и Древнего Рима: особенности архитектуры. Цель: выяснить с обучающимися, на основе какой архитектуры возникла архитектура Древнего Рима? Ход урока I. Рядом с греками жил народ, который назывался этрусками. Они переняли у своих соседей многие детали, но создали свое искусство, свою архитектуру. Например, храмы у них особого значения не имели, поэтому были маленькие. Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому возможно, примеру, поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму даже этрусскими мастерами; этрусского зодчества - циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом. Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений множество характерны монументальность, украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным пышная отделка зданий, сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. 1

Архитектурные ордера Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем­либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение. Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:      тосканский римско­дорический, римско­ионический, римско­коринфский, композитный Оба ордера, дорический и ионический, казались римлянам, пристрастным к пышности и блеску, слишком простыми и бедными: поэтому они употребляли предпочтительно коринфский ордер, переделав его по­своему и сообщив ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы. Коринфский антаблемент получил в Риме 2

роскошную и разнообразную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов: сильно выдающиеся вперёд полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и т. п. Это обилие орнаментации в некоторых зданиях последней эпохи Римского искусства, превышало всякую меру, доходило до безвкусия. Кроме того, римляне придумали ещё более пышный стиль, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты второй. Таким образом появился стиль, которому присвоено название «римского» или «композита». Произвольно переделывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись и в применении их к делу. Так, например, для одного и того же здания они употребляли различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся в нижнем этаже, ионический - во втором, коринфский или композит - в верхних этажах. Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами. Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pentheion - место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки. Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей - амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В 3

центре находилась арена, а под трибунами - помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 - 90­х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей. 4

СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры» ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ Презентация к уроку истории искусства п реподавателя Косяченко Н.С. Санкт-Петербург 2018

Этруски – древние европейские племена, жившие в III тысячелетии до нашей эры на территории Аппенинского полуострова. Они явились создателями цивилизации, на основании которой возникла римская государственность и культура.

Роспись центральной стены погребальной камеры в "Гробнице Охоты и рыбалки" в Тарквинии, (ок. 510 до н.э.) Уже в 8 веке до н.э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и торговцы

Этруски строили города, среди которых порт Спина, а также Вольтерра, Черветри, Вейи, Перуджа и другие. Этрусские города имели укрепленные стены с проездными воротами в виде арки. Эту форму в последствии позаимствовали у них римляне. Улицы в городах пересекались под прямым углом. Города соединялись дорогами и мостами.

Ворота в Вольтерре. 3-2 в.в. до н.э.

Арка в Перудже. 3-2 в.в. д о н.э.

Этруски были язычниками, многобожниками. Но их религия мрачнее, в ней большую роль играли божества смерти. Тиния. 250-300 до н.э. Бог неба, отождествлялся с Зевсом у древних греков и Юпитером у римлян

Туран - олицетворение любви и здоровья, отождествляется с греческой богиней Афродитой и римской Венерой - прародительницей

Турмс - этрусский Гермес – бог, связанный с погребальными ритуалами. Он сопровождал души мертвых в Аид.

Архитектура этрусков близка к греческой

Н о этруски использовали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены – из сырцового кирпича

Этрусский храм стоит на подиуме (высоком постаменте), к колонаде портика ведет лестница

Этруски украшали храм раскрашенными терракотовыми рельефами и статуями

Аполлон Вейский. 550-520гг до н. э Автором статуи, вероятно, являлся скульптор Вулка - единственный из этрусских скульпторов, чьё имя известно на настоящий момент. Статуя являлась частью композиции, изображавшую Аполлона и Геракла, боровшихся за Керинейскую лань. Данная композиция располагалось на высоте 12 м на святилище Минервы в Портоначчо

Жилища этрусков имели осевую композицию, но были самой разнообразной планировки – от прямоугольных до круглых

Черветери. Италия. 500-600 гг. до н. э. Представление о жилищах этрусков дают сохранившиеся до наших дней гробницы.

Гробница Рельефов (4-3 в.в. до н.э.)– гробница семьи Матунас. Это одна из самых важных и известных гробниц, найденных в Этрурии. Рельефы гробницы окрашены в разные цвета, стены оштукатурены, а колонны облицованы. На стенах изображены предметы быта семьи.

Гробница Леопардов. 5 в. до н.э. Тарквинии Из росписей гробниц можно узнать многое из быта этрусков: костюм, утварь, мебель, традиции охот, пиров и состязаний, мифологические представления

Урна. V II в до н. э. Урна. V I в. до н. э. У этрусков рано развивается скульптура. Уже в V II – VI в.в. до н.э. имеют крышки с портретным изображением бюста покойного.

Погребальная урна. II в. до н. э. Погребальная урна. II в. до н. э.

II в. до н.э. Саркофаг из некрополя Бандитачча. VI в. до. н. э. Фигурами людей украшались и крышки саркофагов.

Этруски обжигали сосуды до черноты, поэтому они получили название « буккеронеро » - «черная земля». Эти сосуды полировали так, что они походили скорее на изделия из бронзы или золота, и украшали либо процарапанным рисунком, либо рельефным изображением животных или птиц

Фигурный глиняный сосуд для туалетного масла в виде сфинкса из Фанагории. IV в до н. э Государственный Эрмитаж

Сосуд «Афродита». Конец V – начало IV века до н.э. Государственный Эрмитаж

Капитолийская волчица. V в. до н.э. Этруски преуспели в ювелирном деле, знали скань и филигрань, но особенно славились их бронзовое литье.

Этрусская женщина. Конец IV – начало III в. до н. э. Луций Юний Брут. 98-117 г.г. до н.э. Традиции этрусского искусства сказались на формировании и скусства Древнего Рима, под власть которого этруски попадают в IV в. до н.э.



Последние материалы сайта