Мистические картины. Мистическая тройка самых загадочных картин известных художников Юрист по образованию, художник по призванию

11.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
15 января 2013, 20:34

1. «Плачущий мальчик» - картина испанского художника Джованни Браголина. Есть легенда, будто отец мальчика (он же автор портрета), стараясь добиться яркости, жизненности и естественности полотна, зажигал перед лицом малыша спички. Дело в том, что мальчик до смерти боялся огня. Мальчик плакал - отец рисовал. Однажды малыш не выдержал и закричал на отца: «Гори ты сам!». Через месяц ребёнок умер от пневмонии. А ещё через пару недель обугленное тело художника было найдено в его же доме рядом с уцелевшей в пожаре картиной плачущего мальчика. На этом все могло бы и закончиться, но в 1985 году с полос Британских газет не сходили заявления о том, что практически в каждом из сгоревших помещений пожарные находили репродукции «Плачущего мальчика», которых огонь даже не коснулся. 2. «Руки противятся ему» - картина американского художника Билла Стоунхема. Автор говорит, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь - представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла - проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности. Картина стала известной городской легендой в феврале 2000 года, когда была выставлена на продажу на аукционе eBay с предысторией, рассказывающей, что картина - «с привидениями». Согласно легендам, после смерти первого хозяина картины, картину обнаружили на свалке среди груды мусора. Семья, нашедшая её, принесла домой, и уже в первую ночь маленькая четырёхлетняя дочка прибежала в спальню родителей с криками, что «дети на картине дерутся». На следующую ночь - что «дети на картине были за дверью». В следующую ночь глава семейства поставил видеокамеру, реагирующую на движение, в комнате где висела картина. Видеокамера сработала несколько раз, но отснять ничего не удалось. 3. «Женщина дождя» - картина винницкой художницы Светланы Телец. Еще за полгода до создания картины, ее начали посещать некие видения. Долгое время Светлане казалось, что за ней кто-то наблюдает. Иногда она даже слышала странные звуки в своей квартире. Но эти мысли старалась от себя отогнать. А через некоторое время появилась и идея для новой картины. Образ загадочной женщины родился внезапно, но Светлане казалось, будто она давно ее знает. Черты лица, будто сотканные из тумана, одежда, призрачные линии фигуры - художница писала женщину, не задумываясь ни на минуту. Словно ее рукой водила невидимая сила. По городу же понеслась молва, что картина эта проклята, после того, как третий покупатель через несколько дней вернул картину обратно, даже не забрав деньги. Все, у кого была эта картина, говорили, что ночью она как будто оживает и ходит тенью рядом. У людей начинались головные боли и, даже спрятав картину в шкаф, ощущения присутствия не уходили. 4. Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной, написанный Владимиром Боровиковским, был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец, Иван Толстой, был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскоре умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье... 5. «Водяные лилии» - пейзаж импрессиониста Клода Моне. Когда художник с друзьями отмечал окончание работы над картиной, в мастерской случился небольшой пожар. Пламя быстро залили вином и не придали этому значения. Всего месяц картина провисела в кабаре на Монмартре. А потом в одну ночь заведение выгорело дотла. Но «Лилии» успели спасти. Картину купил парижский меценат Оскар Шмитц. Через год сгорел его дом. Пожар начался с кабинета, где как раз и висело злополучное полотно. Оно чудом уцелело. Еще одной жертвой пейзажа Моне стал Нью-Йоркский музей современных искусств. Сюда «Водяные лилии» перевезли в 1958 году. Через четыре месяца и здесь полыхнуло. А проклятая картина сильно обуглилась.
6. На картине Эдварда Мунка «Крик» изображено безволосое страдающее существо с головой, похожей на перевернутую грушу, с прижатыми в ужасе к ушам ладонями и с открытым в безмолвном крике ртом. Судорожные волны мук этого существа, словно эхо, расходятся в воздухе вокруг его головы. Этот мужчина (или женщина) кажется заключенным в собственном крике-вопле и, чтобы не слышать его, зажал уши. Странно было бы, если бы вокруг этой картины не было легенд. Рассказывают, что все, кто входил с ней в контакт, пострадали от злого рока. Сотрудник музея, который случайно уронил картину, стал мучаться от сильнейших головных болей и в итоге покончил с собой. Другой сотрудник, у которого, видимо, тоже были кривые руки, выронил картину и на следующий день попал в аварию. Кто-то даже сгорел спустя день после контакта с картиной. 7. Еще одним полотном, которое постоянно сопровождают неприятности, является «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса. Первый владелец картины - испанский купец - разорился, его торговля ухудшалась с каждым днем, пока большая часть его товаров не была захвачена пиратами в море, а еще несколько кораблей утонули. Продавая с молотка все, что у него было, купец сбыл и картину. Ее приобрел другой испанец, тоже торговец, владевший богатыми складами в порту. Практически сразу после того, как были переданы деньги за полотно, склады торговца загорелись от внезапно ударившей молнии. Хозяин был разорен. И опять аукцион, и опять картина продается в числе остальных вещей, и опять ее покупает состоятельный испанец… Через три дня его зарезали в собственном доме при ограблении. Картина после этого долго не могла найти своего нового хозяина (слишком уж подпорченная у нее была репутация), и полотно колесило по разным музеям, пока в 1914 году сумасшедшая не изрезала ее ножом.
8. «Демон поверженный» Михаила Врубеля оказал пагубное влияние на психику и здоровье самого художника. Он никак не мог оторваться от картины, все продолжал дописывать лицо поверженного Духа и менять колорит. «Демон поверженный» уже висел на выставке, а Врубель все приходил в зал, не обращая внимания на посетителей, усаживался перед картиной и продолжал работать, словно одержимый. Близкие обеспокоились его состоянием, и его осмотрел известный русский психиатр Бехтерев. Диагноз был страшен - сухотка спинного мозга, близкое сумасшествие и смерть. Врубеля поместили в больницу, но лечение плохо помогло, и вскоре он скончался.

С древних времен люди верили в мистическую силу картин. Достаточно вспомнить первобытные племена и их наскальную живопись, изображающую сцены удачной охоты: прорисовывая пронзенную копьями добычу, древние художники пытались наглядно показать духам-покровителям, чего они ждут от предстоящего дня.

Однако, существует множество легенд и преданий, повествующих о проклятых картинах, которые приносят своим обладателям несчастья и даже смерть.

«Демон поверженный» Врубеля

Михаил Александрович Врубель, один из самых известных художников России, отличился сразу двумя «проклятыми» полотнами. Первая картина, портрет его горячо любимого сына Саввы, была написана незадолго до смерти ребенка. Горькая потеря в семье художника произошла неожиданно: Савва заболел и скоропостижно скончался.

В этот же период Михаил Александрович писал картину «Демон поверженный». Ее создание совпало с серьезными ухудшениями физического и душевного здоровья художника, в том числе - на фоне смерти маленького сына. Согласно воспоминаниям современников, он никак не мог оторваться от написания картины, каждый раз добавляя все новые и новые штрихи. Более того, однажды во сне к нему явился Демон и потребовал назвать полотно иконой, так как перед прекрасным поверженным злом должны преклоняться как перед другими мучениками.

После того, как картина была отправлена на выставку, Врубель отправился в след за ней и продолжил вносить изменения в свою работу прямо в выставочном зале. Понимая, что становится одержимым, Врубель согласился на лечение в психиатрической клинике. Однако, болезни художника не отступали. Улучшив свое душевное состояние и вернувшись к прежней жизни, он начал терять зрение и последние годы жизни провел в полной темноте.

«Плачущий мальчик» Джованни Браголина

В 1985 году в Северной Англии произошла череда пожаров. Некоторые пострадавшие утверждали, что из всего их имущества уцелела лишь репродукция картины «Плачущий мальчик», написанной Джованни Браголина, итальянским художников XX века. В короткое время по всей стране прокатился слух о том, что картина была проклята. Дошло даже до того, что одно из печатных изданий опубликовало информацию о том, что все владельцы репродукций этого полотна должны немедленно от них избавиться, более того, приобретение и хранение копий картины было запрещено властями.

Согласно легенде, в качестве натурщика для этой картины Браголина использовал своего сына, а для получения нужной эмоции, он жег спички перед лицом малыша. Это было особенно жестоко, поскольку художник знал: его маленький сын испытывает панический страх перед огнем.

В конце концов, измученный ребенок крикнул своему отцу: «Гори ты сам!», и эти слова в скором времени исполнились. Через пару недель от воспаления легких скончался мальчик, а вскоре - сгорел дом, в котором находился его отец.

«Водяные лилии» Клода Моне

Полотно «Водяные лилии» импрессиониста Клода Моне также считается проклятым: практически сразу после того, как картина была закончена, в мастерской художника произошло возгорание. «Водяные лилии» уцелели.

Для того чтобы отремонтировать свою студию, Клод Моне продал картину владельцу одного из кабаре на Монмартре. Увы, пейзаж не долго украшал это увеселительное заведение: меньше чем через полгода оно превратилось в пепелище. Уцелело ли что-то? Да, огонь и на этот раз пощадил «Водяные лилии».

Далее картина попала к одному из парижских мецентаов - Оскару Шмитцу. И уже через год дотла сгорел его дом: говорят, что возгорание началось именно в той комнате, на стене которой висела картина. К слову, снова уцелевшая.

Подобные истории повторялись раз за разом, и в 1955 году «Водяные лилии» оказались в Нью-Йоркском музее современного искусства. Картина не долго радовала глаз посетителей. Спустя три года второй этаж, на котором было выставлено полотно, серьезно пострадал от пожара. На этот раз, в огне погиб и злополучный шедевр.

«Крик» Эдварда Мунка

Картина «Крик», известного норвежского художника Эдварда Мунка - одно из самых узнаваемых и цитируемых произведений искусств. Ее стоимость оценивается в десятки миллионов долларов, но многие люди наверняка отказались бы повесить ее у себя дома, даже если бы она досталась им бесплатно. Дело в том, что с этой картиной связано множество несчастных случаев и совпадений, что заставляет думать о проклятии, которое несет это полотно.

Множество людей, деятельность которых так или иначе была связана с картиной, испытали на себе ее негативное воздействие: глубочайшие депрессии, внезапная смерть и разрыв отношений с близкими людьми - это только начало списка.

Располагаясь в музее города Осло, картина не прощала никого, кто так или иначе посягал на ее сохранность. Так, один из музейных служащих однажды случайно уронил шедевр. В скором времени у него начались сильнейшие головные боли, которые довели его до самоубийства.

Другой музейный рабочий также случайно выронил картину, когда перевешивал ее с одной стены на другую. Спустя несколько дней он попал в жуткую автомобильную аварию, получив сотрясение мозга, и серьезные переломы конечностей.

Как известно, музейные экспонаты трогать нельзя. Нарушитель этого правила, потрогавший полотно пальцами, сгорел заживо в своем доме через пару суток после этого.

Видео - Проклятые картины ТОП 5



Какие-то произведения искусства словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Какие-то - затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а некоторые - удивляют непомерной ценой.

Живопись, если не брать в расчет реалистов , всегда была, есть и будет странной. Метафоричной, ищущей новые формы и средства выражения. Но некоторые странные картины страннее других.

Понятно, что "странность" - это довольно субъективное понятие , и для каждого есть свои удивительные картины, выбивающиеся из ряда прочих произведений искусства.

Мы намеренно не включили в эту подборку Сальвадора Дали, чьи работы полностью попадают под формат этого материала и первыми приходят на ум.

1. Эдвард Мунк «Крик»

1893, картон, масло, темпера, пастель. 91х73,5 см

Национальная галерея, Осло

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.

Существуют две трактовки изображенного : это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал 4 версии «Крика», и есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

2. Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»

1897-1898, холст, масло. 139,1х374,6 см

Музей изящных искусств, Бостон

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее».

По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».

3. Пабло Пикассо «Герника»

1937, холст, масло. 349х776 см

Музей королевы Софии, Мадрид

Огромное полотно-фреска «Герника» , написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.

«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже. Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» - «Нет, это сделали вы».

4. Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»

1434, дерево, масло. 81.8х59.7 см

Лондонская национальная галерея, Лондон

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.

Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками - вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», что превратило ее не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реально происходившее событие, на котором присутствовал художник.

В России последних лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

5. Михаил Врубель «Демон сидящий»

1890, холст, масло. 114х211 см

Третьяковская галерея, Москва

Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Печальный длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой известной своей картине:

«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Это образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении цветов. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

6. Василий Верещагин «Апофеоз войны»

1871, холст, масло. 127х197 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Верещагин - один из главных российских художников-баталистов, но он рисовал войны и сражения не потому что любил их. Наоборот, он пытался передать людям свое негативное отношение к войне. Однажды Верещагин в пылу эмоций воскликнул: «Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Вероятно, результатом этого возгласа стала страшная и завораживающая картина «Апофеоз войны», на которой изображено поле, вороны и гора человеческих черепов.

Картина написана так глубоко и эмоционально , что за каждым черепом, лежащим в этой куче, начинаешь видеть людей, их судьбы и судьбы тех, кто этих людей больше не увидит. Сам же Верещагин с печальным сарказмом называл полотно «натюрмортом» - на нем изображена «мертвая природа».

Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит , символизируют смерть и опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. Идею «Апофеоза войны» выражают также шрамы от сабель и дыры от пуль на черепах.

7. Грант Вуд «Американская готика»

1930, масло. 74х62 см

Чикагский институт искусств, Чикаго

«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий.

Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо по середине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, а значит и угрозу, которая адресована всем, кто посягнет. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от неуюта.

Интересно, что судьи конкурса в Чикагском институте искусств восприняли «Готику» как «юмористическую валентинку», а жители штата Айова страшно обиделись на Вуда за то, что тот изобразил их в столь неприятном свете.

8. Рене Магритт «Влюбленные»

1928, холст, масло

Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На одном мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на другом - «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает. Двумя фигурами без лиц Магритт передал идею и слепоте любви. О слепоте во всех смыслах: влюбленные никого не видят, не видим их истинных лиц и мы, а кроме того, влюбленные - загадка даже друг для друга. Но при этой кажущейся понятности, мы все равно продолжаем смотреть на магриттовских влюбленных и думать о них.

Едва ли не все картины Магритта - это ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия. Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.

9. Марк Шагал «Прогулка»

1917, холст, масло

Государственная Третьяковская Галерея

Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью. «Прогулка» - это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица - он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе.

10. Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

1500-1510, дерево, масло. 389х220 см

Прадо, Испания

«Сад земных наслаждений» - самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.

Непреходящее очарование и одновременно странность триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.

11. Густав Климт «Три возраста женщины»

1905, холст, масло. 180х180 см

Национальная галерея современного искусства, Рим

«Три возраста женщины» одновременно и радостна , и печальна. В ней тремя фигурами написана история жизни женщины: беззаботность, умиротворение и отчаяние. Молодая женщина органично вплетена в орнамент жизни, старая - выделяется из нее. Контраст между стилизованным изображением молодой женщины и натуралистическим образом старухи приобретает символический смысл: первая фаза жизни несёт с собой бесконечные возможности и метаморфозы, последняя — неизменное постоянство и конфликт с реальностью.

Полотно не отпускает, забирается в душу и заставляет думать о глубине послания художника, равно как и о глубине и неизбежности жизни.

12. Эгон Шиле «Семья»

1918, холст, масло. 152.5х162.5 см

Галерея «Бельведер», Вена

Шиле был учеником Климта , но, как и всякий отличный ученик, он не копировал своего учителя, а искал новое. Шиле куда более трагичный, странный и пугающий, нежели Густав Климт. В его работах много того, что можно было бы назвать порнографией, разнообразных перверсий, натурализма и при этом щемящего отчаяния.

«Семья» - его последняя работа , в которой отчаяние доведено до абсолюта, несмотря на то, что это - наименее странно выглядящая его картина. Он нарисовал ее перед самой смертью, после того, как от испанки умерла его беременная жена Эдит. Он умер в 28 лет спустя всего три дня после Эдит, успев нарисовать ее, себя и их так и нерожденного ребенка.

13. Фрида Кало «Две Фриды»

1939

История трудной жизни мексиканской художницы Фриды Кало стала широко известна после выхода фильма «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли. Кало писала в основном автопортреты и объясняла это просто: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми губами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода.

В одной из лучших картин - «Две Фриды» - она выразила мужское и женское начало, соединенные в ней единой кровеносной системой, демонстрирующие ее целостность.

14. Клод Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана»

1899, холст, масло

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

При рассмотрении картины с близкого расстояния зритель не видит ничего, кроме полотна на который нанесены частые густые масляные мазки. Вся магия произведения раскрывается, когда мы постепенно начинаем отодвигаться от полотна на большее расстояние. Сначала перед нами начинают проявляться непонятные полуокружности, проходящие через середину картины, затем, мы видим явные очертания лодок и, отойдя на расстояние приблизительно двух метров, перед нами резко прорисовываются и выстраиваются в логическую цепочку все связующие произведения.

15. Джексон Поллок «Номер 5, 1948′′

1948, фибролит, масло. 240х120 см

Странность этой картины в том, что полотно американского лидера абстрактного экспрессионизма, которое он нарисовал, разливая краску по разложенному на полу куску фибролита - самая дорогая картина в мире. В 2006 году на аукционе Сотбис за нее заплатили 140 миллионов долларов. Дэвид Гиффен, кинопродюсер и коллекционер, продал её мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу.

«Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь».

16. Жоан Миро «Мужчина и женщина перед кучей экскрементов»

1935, медь, масло, 23х32 см

Фонд Жоана Миро, Испания

Хорошее название. И кто бы мог подумать, что это картина говорит нам об ужасах гражданских войн.

Картина была сделана на листе меди за неделю между 15 и 22 октября 1935 года. По словам Миро, это результат попытки изобразить трагедию Гражданской войны в Испании. Миро говорил, что это картина о периоде беспокойства. На картине изображены мужчина и женщина, тянущиеся друг к другу в объятья, но не движущиеся. Увеличенные половые органы и зловещие цвета были описаны как «полные отвращения и гадливой сексуальности».

17. Яцек Йерка «Эрозия»

Польский неосюрреалист известен по всему миру благодаря своим удивительным картинам, в которых объединяются реальности, создавая новые. Трудно рассматривать его предельно детальные и в какой-то степени умилительные работы по одной, но таков формат нашего материала, и нам пришлось выбрать одну - для иллюстрации его фантазии и мастерства. Рекомендуем ознакомиться подробней.

18. Билл Стоунхэм «Руки противятся ему»

1972

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная - это факт.

Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками , прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.

Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь — представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла — проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.

Картина обрела известность в феврале 2000 года , когда она была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина - «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину

Существует суеверие, что написание портрета может принести несчастье модели. В истории русской живописи было несколько известных полотен, у которых сложилась мистическая репутация.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Илья Репин

У Ильи Репина была репутация "рокового живописца": многие из тех, чьи портреты он рисовал, скоропостижно умирали. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто и Федор Тютчев.

Самой мрачной картиной Репина признают «Иван Грозный убивает своего сына». Любопытный факт: до сих пор неизвестно, убивал ли Иван IV своего сына или эту легенду действительно сочинил ватиканский посланник Антонио Поссевино.

Картина произвела гнетущее впечатление на посетителей выставки. Были зафиксированы случаи истерии, а в 1913 году иконописец Абрам Балашов распорол картину ножом. Позже его признали невменяемым.

Странное совпадение: художник Мясоедов, с которого Репин писал образ царя, вскоре чуть было не убил в приступе гнева своего сына Ивана, а литератор Всеволод Гаршин, который стал натурщиком для царевича Ивана, сошёл с ума и покончил с собой.

«Портрет М. И. Лопухиной». Владимир Боровиковский

Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, стала натурщицей художника в 18 лет, вскоре после собственной свадьбы. Изумительно красивая девушка была здоровой и полной сил, но скончалась спустя 5 лет. Спустя годы поэт Полонский напишет «Красоту ее Боровиковский спас…».

Появились слухи о связи картины со смертью Лопухиной. Родилась городская легенда, что на портрет нельзя долго смотреть - постигнет печальная участь «натурщицы».

Некоторые утверждали, что отец девушки, магистр масонской ложи, заключил дух дочери в портрете.

Спустя 80 лет картину приобрёл Третьяков, который не побоялся репутации портрета. Сегодня полотно находится в коллекции Третьяковской галереи.

«Неизвестная». Иван Крамской

Картина «Неизвестная» (1883) вызывала бурный интерес у Петербургской публики. А вот Третьяков наотрез отказался приобретать картину для своей коллекции. Так, «Незнакомка» начала своё путешествие по частным собраниям. Вскоре начали происходить странности: первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все несчастья приписывали роковой картине.

Не избежал беды и сам художник, вскоре после написания картины скончались два сына Крамского.

Картин продали за рубеж, где она продолжила приносить владельцам одни несчастья, пока в 1925 году полотно не вернулось в Россию. Когда портрет оказался в коллекции Третьяковской галереи несчастья прекратились.

«Тройка». Василий Перов

Перов долго не мог найти натурщика для центрального мальчика, пока не познакомился с одной женщиной, которая ехала через Москву на богомолье со своим 12-летним сыном Васей. Художнику удалось уговорить женщину дать Василию попозировать для картины.

Спустя несколько лет Перов снова встретился с этой женщиной. Оказалось, что спустя год после написание картины Васенька умер, и его мать специально приехала к художнику, чтобы на последние деньги выкупить картину.

Но полотно уже было приобретено и экспонировалось в Третьяковской галерее. Когда женщина увидела «Тройку», она упала на колени и стала молиться. Растроганный, художник написал для женщины портрет ее сына.

«Демон поверженный». Михаил Врубель

Сын Врубеля, Савва, скоропостижно скончался вскоре после того, как художник закончил портрет мальчика. Смерть сына стала ударом для Врубеля, поэтому он сконцентрировался на своей последней картине «Демон поверженный».

Желание закончить полотно переросло в одержимость. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку.

Не обращая внимания на посетителей, художник приходил в галерею, доставал кисти и продолжал работать. Обеспокоенные близкие связались с врачом, но было уже поздно - сухотка спинного мозга свела Врубеля в могилу, несмотря на лечение.

«Русалки». Иван Крамской

Иван Крамской задумал написать картину по мотивам повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». На первой выставке в Товариществе передвижников картину повесили рядом с пасторалью «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. В первую же ночь картина «Грачи» упала со стены.

Вскоре обе картины купил Третьяков, «Грачи прилетели» заняла место в кабинете, а «Русалок» выставили в зале. С этого момента прислуга и домочадцы Третьякова начали жаловаться на заунывное пение, доносящиеся по ночам из залы.

Более того, люди стали отмечать, что рядом с картиной они испытывают упадок сил.

Мистика продолжалась, пока старая нянька не посоветовала убрать русалок со света в дальний конец зала. Третьяков последовал совету, и странности прекратились.

«На смерть Александра III». Иван Айвазовский

Когда художник узнал о смерти императора Александра III, он был шокирован и без всякого заказа написал картину. По задумке Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни над смертью. Но, закончив картину, Айвазовский спрятал ее и не показывал никому. Впервые картину выставили на всеобщее обозрение лишь спустя 100 лет.

Картина разбита на фрагменты, на полотне изображен крест, петропавловская крепости и фигура женщины в черном.

Странный эффект заключается в том, что под определенным углом женская фигура превращается в смеющегося мужчину. Некоторые видят в этом силуэте Николая II, а другие - Пахома Андреюшкина, одного из тех террористов, которым не удалось покушение на императора в 1887 году.

Недавно появились сообщения в сети, что, может быть, разгадан секрет, пожалуй, самой таинственной картины. Ученым из Италии удалось найти останки, которые могут оказаться Лизой дель Джокондо. На фоне этого, было бы неплохо узнать интересную информацию про самые таинственные, а порой, откровенно загадочные картины.

«Мона Лиза»

Собственно, это полотно стоит особого внимания. Творение, написанное в начале 16 века Леонардо да Винчи вызывает много вопросов, а вот ответы все никак не найдутся.

По словам Гюйе, картина обладает такой силой, которая может любого свести с ума если на нее долго и пристально засматриваться.

И такие слухи ходят совершенно не зря, ведь исследователи веками ее изучают и находят все новые загадки.

Руки Джоконды становятся предметом исследования диссертаций, а медики умудряются этой женщине ставить диагнозы:

  • от теорий, что у нее зубов нет;
  • до странных предположений, что она на самом деле никакая не женщина, а мужчина.

Одна из наиболее интересных версий, что нарисовал Да Винчи сам себя.

Что интересно, слава к этому произведению искусства пришла только в 1911 году. Тогда, как известно, её похитил итальянец Винченцо Перуджио. А нашли преступника (вдумайтесь) по отпечатку пальца.

В итоге, полотно стало не только первым, на самом деле, удачным опытом в дактилоскопии, но еще и обзавелось успехом на рынке живописи.

«Крик»


О том, что самая известная картина Эдварда Мунка определенно имеет какое-то влияние на смотрящих на неё людей, - не новость. Об этом уже давно ходят разговоры, что не может не пугать. Но даже не это самое странное, дело в том, что картина на деле-то реализм для ее автора.

Как известно, Мунк, когда писал «Крик», страдал от биполярного расстройства (ранее известного как маниакально-депрессивный психоз). Он как-то даже рассказал историю создания идеи для своего бессмертного шедевра. По словам художника, он это увидел.

Однажды, Мунк шел с друзьями по тропинке, как раз в момент, когда солнце садилось. Он рассказал, что в миг, небо сменило окрас на ярко-красный, почти кровавый.

Художник почувствовал себя очень усталым и оперся на забор, всматриваясь в языки пламени, кровь над городом и синеватым фиордом. Друзья его двинулись дальше, но он не мог пошевелиться, дрожал и чувствовал крик, который пронизывал окружающую природу.

«Черный квадрат»


Даже для людей, от искусства в целом, и живописи в частности, не секрет, что «Черный квадрат» никакой не черный, да и не квадратный вовсе. И правда, квадратом эта фигура не является, хотя название говорит о другом.

Доказательством считается каталог выставки, в котором квадрат заявлен самим художником в качестве «четырехугольника». Что же по поводу цвета, то тут вообще все просто – при написании, черная краска Малевичем не использовалась.

Мало кто знает, что для самого художника, это произведение было лучшим из всего им созданного. На похоронах Малевича, «Черный квадрат» поставили в голове покойника, тело в гробу было под белым покрывалом, на котором лежал патч, с тем же черным квадратом.

И внутри гроба нарисовали такое же изображение. И катафалк был им украшен. В общем, все организовали в одном стиле.

«Герника»


Полотно придумал сам Пикассо, посвятив картину бомбежке в Гернике. Художник был вызван на допрос в гестапо, где ему был задан вопрос о Гернике, он ли это сделал. Пикассо ответил им отрицательно, и даже заявил, что это сделали они.

Писал он полотно быстро, меньше месяца, но отчаянно создавал шедевр не отвлекаясь, тратил более десяти часов в сутки.

Называют эту картину изображением фашизма, жестокости и ужаса. Увидевшие «Гернику», рассказывают, что чувствовали при просмотре тревогу и даже панику.

«Руки противятся ему»


Билл Стоунхем написал полотно в 1972 году. Слава у произведения, откровенно говоря, дурная, что добавляет ему загадочности и мистичности. Аукцион E-bay сообщает, что вскоре после покупки, ее обнаружили на помойке.

Как только картину повесили в доме покупателя, ночью, дочка прибежала к родителям в слезах и заявила, что видит дерущихся детей.

С того времени, картина еще больше обрастала пугающими историями. К примеру, Ким Смитт, который приобрёл ее чтобы уничтожить, не смог этого сделать, ведь погиб. В газетах говорилось неоднократно, что в Америке видели призраков, которые выглядят так же, как те дети.

«Иван Грозный и сын его Иван»


В народе, у этой картины несколько другое название. А именно, «Иван Грозный убивает своего сына».

До сегодняшнего дня, нельзя со стопроцентной уверенностью ответить на вопрос, а убил ли на царь своего отпрыска. Например, в 60-х годах было произведено исследование, в ходе которого, гробницы Грозного и его сына были вскрыты, после чего установили, что младшего Ивана отравили.

Но вот только такой же яд нашли и у Ивана Грозного. И ученые заключили вывод, что травили царскую семью десятилетиями.

Версии о невиновности Грозного в детоубийстве придерживалась среди многих, так, обер-прокурор Синод Победоносцев был уверен, что царь этого не совершал.

Его так возмутило это произведение в свое время, что он даже написал императору Александру III, что картина не может претендовать на звание исторической, как минимум, ее назвать можно фантастической.

Важно понимать, что пошли эти разговоры об убийстве от папского легата Антонио Поссевино, а его рассказы никак нельзя назвать достоверными и непредвзятыми.

А вот на саму картину реально покушались: полотно резали ножом, да так, что Репину лица Иванов приходилось переписывать снова. Хранитель, ее не уберегший, прознав о зверском нападении на картину, бросился под поезд.

«Портрет Лопухиной»


Как можно говорить о мистических творениях и пройти мимо картины Боровицкого. Написал он полотно в конце 18 века, и уже скоро пошла о нем плохая слава.

Масло в разгорающийся огонь, подлила сама Лопухина. Она же ушла из жизни гения вскоре по окончанию его работы.

Поползли слухи, что картина забирает молодость и даже отнимает жизни. Неясно, кто такие вещи начал говорит. Но все разговоры стихли, когда Третьяков ее купил и повесил в своей галерее.

Важно знать

Это были самые яркие примеры странных и загадочных картин. Истории о них, порой, заставляют кровь в жилах стыть. Можно, конечно, скептически к этому относиться, но иногда возможно перефразировать известное выражение: «Если долго всматриваться в пугающую картину, она начнет смотреть на вас».



Последние материалы сайта