Сочинение на тему: “В мире, расколотом надвое. (По роману “Тихий дон”)”. Урок по роману «тихий дон» «в мире, расколотом надвое» (гражданская война в изображении м.а.шолохова) Ты, кажется, принял красную веру

02.11.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В мире, расколотом надвое (по роману М.Шолохова «Тихий Дон») Амитова А.А.

Цель урока : определить с учащимися суть шолоховской концепции гражданской войны в романе-эпопее.

Задачи урока : учиться работать с текстом, находить “ключи” в нём для ответа на вопрос, осмысливать, отбирать “изюминку” в тексте для себя.

Эпиграф к уроку :

“В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия”.

Борис Васильев

“Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей гражданской войне – чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, всё равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война в моем понимании”

Борис Васильев

Вступительное слово учителя.

“Тихий Дон” - это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Но он конкретно – историчен по своей фабуле, и судьбы героев соотнесены с этой исторической реальностью. Поэтому, чтобы понять роман, надо обратиться к действительности, обращенной в нем. Шолохов повествует о тяжелом моральном состоянии народа, который доведен до отчаяния. И когда он берется за шашку, то теряет меру сдержанности и осмотрительности. Льется кровь с обеих сторон.

А каковы общественные взгляды самого писателя? Он против насилия, тем более совершаемого в такой форме, которая разрушает все нравственные нормы. Шолохов никому не прощает жестокости. Попрание закона человечности – тяжкое преступление, не имеющее никаких оправданий. Так мыслит народ. Так считает и выразитель его дум и психологии Шолохов.

    Сообщение темы, цели, задачи урока.

    Определяя суть шолоховской концепции гражданской войны, я бы хотела обратить ваше внимание, ребята, и внимание гостей к размышлениям современных писателей, историков, которым открылось новое видение событий тех лет. Так Борис Васильев утверждает: (чтениеэпиграфа к уроку).

Словарная работа

Суть – самое главное, существенное.

Концепция - система взглядов на что-нибудь, основная мысль.

В справедливости сказанного нас убеждает роман-эпопея “Тихий Дон”. Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Чем же объясняют тот уровень правды исследователи? Откуда Шолохов черпал этуПравду ?

Правда

Подобно Л.Н.Толстому в повести “Хаджи-Мурат”. “Мир людской, разворошенный революцией…”

А как же Шолохов рисует, этот людской мир, разворошенный революцией?

Словарная работа :

Предварение – т.е.сделать что-то раньше забегая вперед.

Так Шолохов в 5 части романа в 1 главе (концовка) пишет “До января на хуторе Татарском…” (читается отрывок)

Какое сочетание слов является в этом отрывке ключевым ?

они то и сломают привычный уклад жизни донского казачества. Оттого-то и сущность событий, изображенных в романе трагедийная , потому что она затрагивает судьбу огромных слоёв населения. Именно огромных:

- Сколько действующих персонажей в романе-эпопее? (Более семисот)

  1. Эпизодические

    Названные по именам

    Безымянные

И Шолохова волнует их судьба.

Так что же происходило на Дону в годы гражданской войны? Как сам Шолохов называет это явление гражданской войны?

Расказачивание казачества

т.е. суть шолоховской концепции в романе показать, как происходило на самом деле. (РАСКАЗАЧИВАНИЕ КАЗАЧЕСТВА)

Чем оно сопровождалось?

массовым террором.

Обратимся к тексту романа, к его эпизодам

    Массовый террор ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста)

    Бесчинства красных ч.6.гл.16 (чтение отрывка текста)

    Список расстрелянных ч.6.гл.24 (чтение отрывка текста)

- Как Шолохов изображает это время?

- Как рисует будущее?

“Все Обдонье жило потаённой, придавленной жизнью… мгла нависла над будущим”

Об этом говорит Шолохов!

- А как казаки воспринимают это время?

Петро Мелехов (о разделении народа) ч.6.гл.2 (чтение отрывка текста)

Мирон Григорьевич (о жизни) ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста)

- Что скажет Шолохов о людях?

“Набычился народ, осатанел” т.е.стал злым, жестоким озверел

Обратите внимание, какие верные слова выбирает Михаил Шолохов!

И мы сегодня не можем пройти мимо тех сцен, которые изображают эту ЖЕСТОКОСТЬ

“…А в Пономарёве всё ещё пыхали …” (ч.5.гл.30) (чтение отрывка текста)

- Почему Шолохов не ищет правых и виноватых, а только перечисляет?

- Что же происходит в мире расколотом надвое ?

Убийства насильственное прерывание жизни, право на которое не дается человеку, и не оправдывается ничем !

Поэтому он никого не оправдывает и не винит.

- А как он относится к насильственной смерти?

Отвергает!

- Что же он противопоставил жестокости?

Учащиеся рассуждают о символах.

Трудно бывает остановить человека, когда разум его помрачён враждой и местью .

- Кто мстит и кому?

Мишка Кошевой застрелил деда Гришаку, сжёг курень Коршунова и ещё 7 домов!!

Митька Коршунов “всю семью Кошевого вырезал, тот же Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова, а затем становится зятем Мелеховых”.

- Но можно ли остановить месть?

Можно!

И кто же, по мнению Шолохова, может остановить жестокость, задуматься над смыслом жизни?

Бессловесная природа !

Она лишена страстей и исполняет данное ей предназначение: ПОДДЕРЖИВАЕТ ТОРЖЕСТВО

ЖИЗНИ

Поэтому – то многие в 1928 году удивились необычному в нашей литературе – концовке II-ой книги романа. На Дону полыхает гражданская война, гибнут люди, погиб так же бессудно красноармеец Валет. (зачитать сцену похорон красноармейца Валета).

- Итак, какие две жизненные реалии сталкиваются в одном эпизоде? Что они несут?

Можно дать как Д/З.

- Так о чём же напоминает скорбный лик божьей матери? В чём суть этой надписи?

- О чём Шолохов напоминал, жившим тогда и нам, нашему поколению? Чему учит?

- Какую главную мысль отстаивает?

Итак, природа выбирает жизнь .

- А люди?

Люди же на распутье, они ищут, мечутся. Их суровое время поставило перед выбором.

Ч.6.гл.16.

- Ты какой же стороны держишься?

- Ты, кажется, принял красную веру?

- Ты в белых был? Беленький? Офицер, а?

Эти вопросы задавали одному и тому же человеку – главному герою романа М.А.Шолохова

Григорию Мелехову.

- А он отвечает на них?

- Почему?

Он устал.

- От чего?

От войны .

- Так в чем же, по-вашему, суть гражданской войны?

В ломке человека! В его непостоянстве колебания метания рождает злобу вражду месть в озверение.

Об этом говорил и Л.Н.Толстой в повести “Хаджи - Мурат”

- А концепция Шолохова какова?

Прекратить братоубийственную войну!

- А концепция Бабеля?

Отвергает войну.

- А Фадеев?

Показывает ломку человека (Левинсон).

Его поступки оправданы высшей целью.

А так истолковывает свою позицию Борис Васильев. (Чтение записи на доске)

Поэтому-то и мечта главного героя романа Григория Мелехова пожить мирным тружеником, семьянином, но она постоянно разрушается жестокостью гражданской войны.

Ч.6. гл.10

И вновь контраст, но уже эмоциональный!

И так от эпизода, к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремленийГригория Мелехова и окружающей жизни.

Внутренне стремление его как человека к миру

В окружающей жизни – война .

Так что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого “недоуменного” существования? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, к труду на земле?

Шолохов не отвечает на эти вопросы. Своим “Тихим Доном” писатель М.Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности не на путях классовой нетерпимости и войны. Если судить по нынешнему времени, одним из актуальных вопросов в наше время является межнациональный конфликт. Внутри России и сейчас идёт гражданская война. (Чечня, Нагорный Карабах) Искать же эти ценности надо на путях мира и гуманизма, братства и милосердия.

Россия нынче тоже в муках великого передела, она в мире расколотом надвое , она пока ещё на распутье . Что будет с ней? Что будет с нами?

И сегодняшний урок я хочу закончить словами Ф.И.Тютчева. Прав он был, говоря:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

И должно определить место произведения в монографической теме «М. А. Шолохов». Исходные тезисы, которые направляют методическое решение этой темы, можно сформулировать следующим образом:

- «Тихий Дон» нужно рассматривать в контексте всего творчества писателя, который пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. Эта тема была определена размахом и значительностью происходивших событий, современником и участником которых был сам Шолохов. Контекстный принцип обзора позволит установить не только проблемно-тематические, но и эстетические связи произведений писателя, что даст читателю возможность глубже познать художественный мир Шолохова, почувствовать особенности его дарования.

В романе-эпопее «Тихий Дон», над которым писатель работал с 1925 по 1940 год, отражена судьба человека, прошедшего через первую мировую и гражданскую войны.

Каждое поколение по-новому прочитывает этот роман, по-новому истолковывает характеры героев, истоки их трагедии. Задача учителя - помочь учащимся разобраться в сложном содержании большого по объему произведения, приблизить их к пониманию авторской версии событий, «которые потрясли мир». Система обзорных уроков по роману «Тихий Дон» может быть представлена в таком варианте:

Первый . Слово о Шолохове. Замысел и история создания романа «Тихий

Дон». (Вступительная лекция учителя.)

Второй урок. Картины жизни донских казаков на страницах романа. «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». (Работа над отдельными эпизодами первой части романа, ее места в общем замысле романа, в его композиционном плане.)

Третий урок. «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. (Беседа о

Прочитанном, комментарий к отдельным сценам третьей - пятой частей романа,

Обобщение учителя.)

Четвертый урок. «В мире, расколотом надвое». Гражданская война на Дону в

Изображении Шолохова. (Слово учителя, сопоставительный анализ отдельных эпизодов

Шестой и седьмой частей романа.)

Пятый урок. Судьба Григория Мелехова. (Урок-семинар.)

Роман «Тихий Дон» привлечет учащихся новизной жизненного материала. В нем очень ярко показана жизнь казачьего хутора во всей ее живописности и многоцветии, повседневности и во всей полноте человеческого проявления.

Ко второму уроку Ученики выполнят следующие задания: 1. Найдите в первой части романа ответы на вопросы: кто такие ? Чем они занимались? Чем жили? Почему Шолохов с любовью пишет о них? О ком говорит с особой симпатией? 2. Выделите самые яркие эпизоды первой части. Как они передают красоту крестьянской жизни казаков, поэзию их труда? В каких ситуациях показывает своих героев писатель? 3. Выделите описание донской природы, казачьего хутора. Какова их роль? Желательно, чтобы ученики не прошли мимо таких эпизодов первой части: «История Прокофия Мелехова»

(гл. 1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (гл. 2), «На сенокосе» (гл. 9), сцены сватовства и свадьбы Григория и Натальи (гл. 15-22), призыв на воинскую службу, Григорий на медицинском осмотре (часть вторая, гл. 21).

Обратим внимание учеников на то, что в центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.

Рассказ о судьбе мелеховского рода начинается с острой, драматической завязки, с истории Прокофия Мелехова, который поразил хуторян своим «диковинным поступком». С турецкой войны он привез жену-турчанку. Любил ее, по вечерам, когда «вянут зори», носил на руках на макушку кургана, «садился рядом с ней, и так подолгу глядели они в степь». А когда разъяренная толпа подошла к их дому, Прокофий с шашкой встал на защиту любимой жены.

С первых страниц появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди. Так с истории деда Григория входит в роман «Тихий Дон» прекрасное и одновременно трагическое. И для Григория любовь к Аксинье станет серьезным испытанием жизни. «Я хотел рассказать об обаянии человека в Григории Мелехове», - признавался Шолохов. Общий строй повествования убеждает, что писатель находился и под влиянием обаяния Натальи, Ильиничны, Аксиньи, Дуняшки. Главные ценности у Мелеховых - нравственные, человеческие: доброжелательность, отзывчивость, великодушие и, главное, трудолюбие.

В казачьей среде человек ценился по отношению к труду. «Он и женишок хоть куда, - говорит о Григории мать Натальи, - и семейство ихнее шибко работящее Работящая и при достатке». «Мелеховы - славные казаки», - вторит ей дед Гришака. «Мирону Григорьевичу в душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе. Старик выделил его из толпы станичных парней еще тогда, когда на скачках Гришка за джигитовку снял первый приз». Многие эпизоды убеждают в справедливости подобной характеристики Мелеховых.

Первоначальный замысел романа был связан с событиями 1917 года, «с участием казачества в походе Корнилова на Петроград». В процессе работы Шолохов значительно расширил рамки повествования, вернулся в довоенную пору, в 1912 год. В быте казачьей станицы, в течении повседневной жизни, в психологии казаков он искал объяснение поведению героев в дни грозных испытаний. Поэтому первую часть романа можно рассматривать как развернутую вширь экспозицию романа «Тихий Дон», хронологические рамки которого обозначены очень четко: май 1912 - март 1922. Расширение замысла книги позволило писателю запечатлеть «народную жизнь России на ее грандиозном историческом переломе». Таким выводом можно завершить второй урок по роману Шолохова.

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова - такова тема Третьего Урока. Задержим внимание учащихся на этой формулировке: в ней обозначены и авторский взгляд на событие, и отношение казаков к войне, и характер повествования. Как же раскрывается этот образ, ставший ключевым в романе? Этот вопрос будет направлять анализ эпизодов третьей - пятой частей романа.

Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» станет война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Семья у Шолохова станет зеркалом, своеобразно отражающим и события мировой истории. Начиная с третьей части романа трагическое будет определять тональность повествования. Впервые же трагедийный мотив прозвучит в эпиграфе:

Не сохами-то славная землюшка наша распахана Распахана наша землюшка лошадиными копытами А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.

Какие страницы романа перекликаются с напевом этой старинной казачьей песни? Обратимся к началу третьей части романа, здесь впервые появляется дата: «В марте 1914» Это значимая деталь в произведении: историческая дата отделит мир от войны. Слухи о ней пошли по хуторам: «Война пристигнет», «Не бывать войне, по урожаю видать», «А ну как война?», «Война, дядя!» Как видим, рассказ о войне зарождается в хуторе, в самой гуще народной жизни. Весть о ней застала казаков за привычной работой - косили жито (часть третья, гл. 3). Мелеховы увидели: «броским наметом» шел конь; верховой, подскочив, крикнул: «Сполох!» Тревожная весть собрала толпу на площади (гл. 4). «Одно слово в разноликой толпе: мобилизация». Четвертая глава завершается эпизодом «На станции», откуда уходили эшелоны с казачьими полками к русско-австрийской границе. «Война»

Сцепление коротких эпизодов, тревожная тональность, переданная словами: «сполох», «мобилизация», «война», - все это связано с датой - 1914-й. Писатель дважды ставит в отдельную строку слово «Война» «Война!» Произнесенное с разной интонацией, оно заставляет читателя задуматься над страшным смыслом происходящего. Это слово перекликается с репликой старика-железнодорожника, заглянувшего в вагон, где «парился с остальными тридцатью казаками Петро Мелехов»:

«- Милая ты моя говядинка! - И долго укоризненно качал головой».

Выраженная в этих словах эмоция содержит и обобщение. Более открыто оно высказано в конце седьмой главы: «Эшелоны Эшелоны Эшелоны несчетно! По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь».

II. Проверка домашнего задания

Какую роль играет эпиграф к книге первой в III части романа?

Как Шолохов изображает события Первой мировой войны?

Трагический мотив эпиграфа из старинной казачьей песни перекликается со страницами II части романа. Впервые появляется дата: «В марте 1914 года...». Этот год отделяет мир от войны. Весть о войне застает казаков за привычной работой - косили жито. И на сходе у людей одна тревога - мобилизация, одна мысль - «они пущай воюют, а у нас хлеба неубратые!» Страшное слово «война» выразительной репликой старичка-железнодорожника по отношению к новобранцам: «Милая ты моя... говядинка!» (книга первая, ч. 3, гл. 4).

Как влияет война на людей, участвующих в боях?

Первые смерти - нелепые, навсегда врезавшиеся в память. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызывает у Григория убийство им австрийца (конец гл. 5 ч. 3). Это мучит его, не дает жить спокойно, ломает, калечит душу (ч. 3, гл. 10). Перемены разительны: его «гнула война, высасывала с лица румянец, красила его желчью».

Сцена столкновения казаков с немцами напоминает страницы произведений Толстого. Война в изображении Шолохова начисто лишена налета романтики, героического ореола. Люди не совершали подвига. Эту стычку обезумевших от страха людей «назвали подвигом» (см. ч. 3, гл. 9):

«А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались нравственно искалеченные. Это назвали подвигом».

Вспомним сцену награждения Наполеоном случайно выбранного русского солдата («Война и мир»). Это был «взрыв скотского энтузиазма», как было написано в дневнике убитого казака (запись от 2 сентября, ч. 3, гл.11), над жизнью которого посмеялись штабные писаря. Кстати, в этом дневнике как раз упоминается «Война и мир», где Толстой «говорит о черте между двумя неприятельскими войсками - черте неизвестности, как бы отделяющих живых от мертвых».

Как ведет себя в полку Листницкий?

(Листницкий пишет отцу: «Хочется живого дела и... если хотите - подвига... Еду на фронт» (ч. 3, гл. 14). Листницкий с полком ходил в контратаку (ч. 3, гл. 15). На Юго-Западном фронте во время атаки под Листницким убили коня, сам он получил две раны (ч. 3, гл. 22). То есть Листницкий человек чести, храбрый офицер.)

Охарактеризуйте образ Чубатого.

(Страшна фигура казака Урюпина по прозвищу Чубатый («Убивай, руби, не думай!» - ч. 3, гл. 12). Вспомним подобных ему Бек-Агамалова и капитана Осадчего из «Поединка» Куприна. Чубатый, которого боятся все лошади, который «срубил» пленного немца, соглашается с тем, что у него волчиное сердце».)

Чем подвиг Григория отличается от «подвига» казаков в стычке с немцами?

(Григорий спасает человеческую жизнь. (См. ч. 3, гл. 20).)

С какой целью изображает Шолохов батальные сцены?

(Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое - что война с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности бесчеловечности войны. «Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью, оттого прослыл храбрым - четыре георгиевских креста и четыре медали выслужил» (ч. 4, гл. 4).)

Проанализируем сцену переживаний Григория по поводу убитого австрийского солдата (Т. 1, часть 3, глава 10). Что вы можете сказать?

(Убийство человека, даже врага в бою противоречит гуманной природе Григория. Любовью ко всему, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию - вот сущность характера шолоховского героя.

Безумство войны, в которой погибают невинные люди (бессмысленные жертвы положенные на алтарь чьего- то честолюбия) - вот о чем задумывается герой.)

Какие изобразительные средства использует автор?

(Изобразительные средства Шолохова разнообразны: он показывает, как казаки списывают «Молитву от ружья», «Молитву от боя», «Молитву при набеге»; приводит страницы дневника одного из казаков, письма с фронта; лирически окрашены сцены у костра - казаки поют «Поехал казак на чужбину далеку...»; в эпическое повествование врывается голос автора, обращающегося к вдовам: «Рви, родимая, на себе ворот последней рубахи! Рви жидкие от безрадостной, тяжкой жизни волосы, кусай свои в кровь искусанные губы, ломай изуродованные работой руки и бейся на земле у порога пустого куреня!»)

Какие качества Григория проявляются в сцене в госпитале? (Гордость, независимость, злость за все, что сделала война, вырвались у Григория в дерзкой выходке (ч. 3, гл. 23).)

Как отражается война на жизни мирных жителей?

(«Чудовищная нелепица войны не щадит и невоенных. Мелеховы получают известие о том, что Григорий «пал смертью храбрых» - «незримый покойник ютился в мелеховском курене». Война разрушает и «незаконную» семью Григория и Аксиньи.)

II I . Оформление тетрадей: запись выводов по беседе

Следуя традициям русской литературы, через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления (сцена у костра - солдатская песня) Шолохов ведет к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.

Домашнее задание (по книге второй)

1. Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков?

2. Новая власть и отношение к ней казаков.

3. Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды).

Дополнительный материал для учителя 1

Первая мировая война. В ее изображении проявился аналитический талант художника, хорошо чувствующего запрос времени. Роман создавался между двумя войнами. Не успели подернуться пеплом костры Первой - империалисты начали подготовку новой, повторилось то самое, что было накануне 14-го - милитаристский угар, националистическая истерия, надежды на самые весомые «аргументы» - бомбы и снаряды... Разрабатывалась программа нового передела мира. Вот почему тема прошлой войны становилась важнейшей и для тех, кто на ее памятном материале разоблачал кровавые последствия милитаризма, и - с другой целью - для факельщиков теперь уже тотальной истребительной схватки - фашистских головорезов, извлекавших свои уроки из недавнего поражения Германии.

Войну изучали историки и военные стратеги, политики и экономисты, дипломаты и разведчики, деятели науки и искусства, медики и психологи. События прослеживались день за днем, решающие операции - по часам и минутам.

О той войне написано немало волнующих произведений. Сказали свое слово проклятия многие писатели мира - русские, немцы, болгары, французы, итальянцы, англичане, поляки, австрийцы, венгры, югославы, американцы. Гневом наполнены воспоминания тех, кто побывал в сырых окопах под огнем, уцелел десятым или двадцатым из состава воинской части.

Много общего с этой прозой есть и у Шолохова. Но его достижения даже на очень внушительном фоне мастерства А. Барбюса, Б. Келлермана, Э. Ремарка, Р. Олдинггона, Р. Роллана, Ж. Жионо, А. Цвейга, К. Федина - выдающиеся по охвату действительности, масштабности обобщения зримости картин фронтовых сражений.

Если героем военного романа был чаще всего интеллигент - честный, страдающий, растерянный, то у Шолохова на первом плане - сыны глубинной трудовой России, оторванные от неотложных дел на земле.

Шолоховская правда о войне - вот она. Русские воины трупами повисают на проволочных колючих заграждениях. Немецкая артиллерия выкашивает целые полки. Раненые ползают по жнивью. Глухо охает земля, «распятая множеством копыт», когда обезумевшие всадники устремляются в кавалерийские атаки и плашмя падают вместе с конями. Не помогает казаку ни молитва от ружья, ни молитва при набеге. «Крепили их к гайтанам, к материнским благословениям, к узелкам со щепотью родимой земли, а смерть пятнала и тех, кто возил с собою молитвы».

Первые удары шашкой по человеку, первые убийства - это остается в памяти на всю жизнь. Неизбывна боль и за землю: «вызревшие хлеба топтала конница», «там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали».

Всего лишь месяц войны, а как она искалечила людей. Стареют на глазах. Похабничают. Звереют. Сходят с ума.

Полуфеодальный режим, существовавший в стране, за время войны еще больше ожесточился. В армии стали нормой унижения, оскорбления, зуботычины, слежка, голодные рационы.

Бездарность и безответственность командования... Разложение в царском дворе, бессилие министров и генералов поправить дело...

Разваливался тыл. «Вместе со второй очередью ушла и третья. Станицы, хутора обезлюдели, будто на покое на страду вышла вся Донщина».

Надо было очень близко к сердцу принять боль земли русской, чтоб вот так скорбно сказать об этом:

Многих недосчитывались казаков, - растеряли их на полях Галиции, Буковины, Восточной Пруссии, Прикарпатья, Румынии, трупами легли они и истлели под орудийную панихиду, и теперь позаросли бурьяном высокие холмы братских могил, придавило их дождями, позамело зыбучим снегом.

Разоблачая жадных до власти карьеристов и авантюристов, привыкших распоряжаться чужими судьбами, всех, кто гонит свой народ на другие народы, прямо на минные поля и под пулеметный веер пуль, решительно протестуя против любого посягательства на право человека жить на земле, Шолохов противопоставил ужасам войны красоту человеческих чувств, счастье земного бытия. Страницы, посвященные дружбе, доверию, родственным чувствам, любви - всему истинно высокому, укрепляют веру в победу доброго начала.

В романе действуют монархисты, буржуазные демократы, сторонники военной диктатуры, сепаратисты, большевики. У всех свои взгляды, планы, программы. Материал романа как бы включается в наши современные размышления о судьбе Родины: что могло быть, если бы продолжалась власть монарха, если бы держался и дальше Керенский, если бы завершился победой корниловский путч, если бы осуществились планы сепаратистов вроде Ефима Изварина, если бы не произошли события 25 октября? Или вопросы иного порядка: если бы не покончили с собой генералы Марков, Каледин, не был убит в 1918 году Корнилов и не умер тогда же Алексеев?

По Шолохову реальна только та программа, которая не расходится с интересами большинства народа. Обстановка сложилась так:

Близкий дыбился фронт. Армии дышали смертной лихорадкой, не хватало боевых припасов, продовольствия; армии многоруко тянулись к призрачному слову «мир»; армии по-разному встречали временного правителя республики Керенского и, понукаемые его истерическими криками, спотыкались в июньском наступлении; в армиях вызревший гнев плавился и вскипал, как вода в роднике, выметываемая глубинными ключами...

Это настроение фронтовиков и большей части трудового народа в тылу, тянувшихся к миру, определило отношение к программам и лозунгам. Братание на фронтах свидетельствовало о том, что воины разных стран становились интернационалистами, искали «один язык», что им ненавистна война как пережиток варварства, что они за такой строй, который сохранит жизнь и даст свободу. Поэтому требование выхода из войны оказывалось народу ближе, чем призывы к ее продолжению до победного конца, да еще с угрозой применения смертной казни.

Сам Шолохов на стороне тех, кто боролся против милитаризма. Роман служит обличительным документом, картины кровопролития - а их очень много - даны во всех деталях и с такой убеждающей наглядностью, от которой содрогаешься.

Но мировая война для России - первый круг ада. Она пережила еще более неестественное - междоусобицу. Огромная территория находилась в огне. «Тихий Дон» - повествование о той трагедии. Свои убивали своих, придумывая для этого изощренные способы. Грабежи и насилия. Бандитские нашествия. Запои, расшатанная психика людей, вольное поведение жалмерок. Эпидемия тифа. Смерть вдали от родных очагов. Осиротевшие семьи.

Урок 21(82). «В мире, расколотом надвое».

Гражданская война в изображении Шолохова

Цель урока: показать гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа.

Оборудование урока: репродукции картин, отображающих гражданскую войну; записи песен «Там, вдали, за рекой...», «Гренада», «На той далекой, на гражданской...».

Методические приемы: проверка домашнего задания, анализ эпизодов, повторение изученного (произведения, посвященные гражданской войне), межпредметные связи с историей, рассказ учителя.

Ход урока

I . Слово учителя

Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики.

Вспомним «Гренаду» Светлова, «Там вдали, за рекой...», «комиссаров в пыльных шлемах» Окуджавы, кинофильмы про «неуловимых мстителей» и т. п. (Если есть записи песен, послушать выборочно).

Был, конечно, и Бабель, и Артем Веселый, но их правда широкий доступ к читателю получила много позже.

Борис Васильев писал об этом так: «В гражданской войне нет правых в виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные - мы все, весь народ, вся Россия».

Шолохов - один из тех, кто заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Высокий уровень правды о гражданской войне поддерживается большой работой автора с архивами, с мемуарами, личными впечатлениями и фактами. Шолохов рисует развращенный революцией мир, часто используя прием рассказа-предварения (конец 1 гл. 5 части). Сущность событий романа трагедийна, они захватывают судьбы огромных слоев населения (В «Тихом Доне» более 700 персонажей).

Поурочные разработки по русской литературе XIX века . 10 класс . 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ...

Эпиграф: “В гражданской войне всякая победа есть поражение” (Лукиан)

Роман-эпопея “Тихий дон” был написан одним из величайших писателей ХХ столетия – Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны.

В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое резкой сменой

власти – большевики свергли царя Николая II. Сложившийся веками строй был разрушен до основания и народ не знал, как себя вести. Шолохов описывает метания народа на примере героя Григория Мелехова, который не может решить, какого цвета его идеология – красная или белая. Он “мучительно старался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить”. Все окружающие беспрестанно предлагают Мелехову выбрать от или иной путь, что еще раз доказывает раскол и сумятицу, происходящие в обществе. В тоге, он приходит к выводу: “Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый”.

В романе есть два показательных

эпизода: глава 12, в которой описана казнь чернецовцев, и глава 31 повествующая о расправе над подтелковцами. Если сравнить образы белых офицеров и большевиков перед казнью, то они одинаковы. И белые и красные перед смертью обвиняют окружающих в глупости и недальновидности; и белые и красные уверены в своей правоте и не страшатся смерти. Показательно то, что и чернецовцы и подтелковцы – это донские казаки! Это люди, которые жили в соседних домах и ели один и тот же хлеб. Подтелков без доли сомнения отдает приказ убить 40 плененных белых офицеров, Чернецова отказываются поддержать союзники, оставляя на расправу красным, Дмитрий Коршунов расправляется с собственными односельчанами в надежде заработать звание офицера. Писатель-гуманист Шолохов показывает, что гражданская война – это братоубийственная война, по сути своей бессмысленная, ведь обе стороны сражаются за лучшее будущее для родины, а в народе всегда найдутся “двойные агенты”, ратующие только за собственное благополучие. В итоге звучит вообще абсурдное мнение одного из казаков: “Давайте биться и с красными и с кадетами! Всех сменим!”.

Символизм романа не только в противопоставлении красные-белые, но и в противопоставлении война-природа. Ужасы войны пересекаются с описаниями величия и спокойствия природы: орел, парящий над степью, березы с бурыми почками, и река Дон, разделяющая враждующие стороны. Писатель подчеркивает, что кто бы в результате не пришел к власти, природа останется неизменной, времена года продолжат сменять друг друга. Есть вещи гораздо более важные, чем борьба за власть. Есть любовь, есть честь, есть отвага. И проявлять их нужно каждый день, заботясь о своей семье и делая мирные дела для благополучия Родины.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Тема поиска жизненной правды не нова в истории русской литературы. Наиболее широко ее разрабатывали Пушкин, Лермонтов, Достоевский… Огромный исторический и социальный пласт поднял Лев Толстой....
  2. В знаменитом романе Михаила Шолохова “Тихий Дон” повествуется о гордых и трудолюбивых людях – донских казаках. От рождения их воспитывали воинами, доблестными солдатами и офицерами,...
  3. Роман “Тихий Дон” является не только центральным про­изведением творчества М. Шолохова, но и одним из самых “громких”, узловых романов XX века. В центре романа -...
  4. Как в “Тихом Доне”, так и в “Поднятой целине” много персонажей, которые действуют только в массовых сценах, не выступая отдельно, не имея “собственной” сюжетной линии....
  5. Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон” – это книга о несчастной жизни казачества в годы страшных кровавых событий, происходивших в России в начале двадцатого века....
  6. В гостях у Пелагеи Наталья принимает решение выяснить дальнейшие планы Григория. Акцентируя внимание читателя на поведении Натальи в родительском доме, М. А. Шолохов показывает, что...
  7. Если рассуждать о работах писателя, в первую очередь, нужно отметить, в каком веке он жил, в каком веке он писал и создавал, потому что социальная...


Последние материалы сайта