Каковы сроки представления в Росприроднадзор расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду, сроки уплаты данных платежей в бюджет, а также сроки представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов

12.10.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

По какой форме сдавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год? Где скачать официально утвержденный бланк? Кто обязан сдать декларацию в 2017 году? Какие сроки внесения платы и сдачи декларация в Росприроднадзор? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье, также сможете ознакомиться с конкретным примером заполненной декларации.

Кто должен сдать декларацию в 2017 году

Декларацию о негативном воздействии на окружающую среду за 2016 год должна сдавать лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Об этом сообщается на сайте Росприроднадзора .

Плату за загрязнение окружающей среды, в свою очередь, обязаны вносить в бюджет все организации и ИП, использующие в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. При этом применяемый налоговый режим (УСН, ОСНО или ЕНВД) никакого значения не имеет (ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ). Более того, не имеет значения на каком праве организации или ИП используют объект негативного воздействия (находится ли объект в собственности или в аренде).

Объекты негативного воздействия: какие они бывают

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия, подразделяются на четыре категории (ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

Категории объектов НВОЗ
Категория Характеристика
I категория Объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий.
II категория Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду.
III категория Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду.
IV категория Объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

При этом организации и ИП не обязаны перечислять плату за загрязнение окружающей среды, если они ведут деятельность только на объектах IV категории опасности (пункт 1 статьи 16.1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Это объекты, на которых:

  • находятся стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов в окружающую среду не превышает 10 тонн в год;
  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Совет

Проверьте, соответствуют ли объекты, которые эксплуатирует организация или ИП, IV категории опасности. Росприроднадзор присваивает категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Соответственно, вы можете обратиться в подразделение Росприроднадзора и узнать класс своего объекта (если ранее вы вносили его в реестр). Если окажется, что у вас IV категория, то вам не нужно вносить плату и, разумеется, сдавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.

Также на сайте Росприроднадзора в разделе «Проверки» вы можете ознакомиться с перечнем объектов негативного воздействия. Там можно скачать таблицу в формате Excel, в которой с разбивкой по субъектам РФ приведены, в том числе, названия организации (ИП) и принадлежащей ей объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Срок внесения платы за 2016 год


Кто обязан вносить авансы

Новая форма декларации за 2016 год и срок сдачи

За 2016 год организации и ИП, обязанные вносить плату за загрязнение, должны отчитаться перед Росприроднадзором с применением новой формы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Скачать новый банк, утвержденный Приказом Минприроды от 09.01.2017 №3, вы можете по в формате Excel. Также указанным Приказом Минприроды утвержден порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Срок сдачи декларации за 2016 год – не позднее 10 марта 2017 года.

При этом стоит заметить, что с утверждением бланка новой декларации по НВОС в 2017 году произошла довольно странная ситуация. Дело в том, что новые форма декларации и порядок ее представления были зарегистрированы Минюстом России лишь 22.02.2017 № 45747. Официально эти документы были опубликованы также 22.02. 2017 года на официальном ресурсе опубликования нормативных актов. Следовательно, официально эти документы вступают в силу через 10 дней со дня опубликования. То есть – с 4 марта 2017 года.

Получается, что только с 4 марта 2017 года организации и ИП вправе пользоваться новым бланком. До этой даты декларацию, по сути, применять нельзя. Более того, до 4 марта 2017 года Росприроднадзор, на наш взгляд, не имеет правовых оснований для принятия декларации по форме, которая еще официально не вступила в силу.

Вместе с этим, 4 и 5 марта 2017 года – это суббота и воскресенье. 8 марта – это праздничный Международный женский день. В эти дни большинство предприятий – на работает. Также в эти не работают и подразделения Росприроднадзора. Получается, что на формирование и сдачу декларации бизнесу в 2017 году отводится лишь 4 рабочих дня: 6, 7, 9 и 10 марта. При этом 7 марта – это сокращенный рабочий день.

Как и куда сдавать декларации

Электронная декларация

Декларацию по плате за негативное воздействие за 2016 год допускает формировать исключительно в электронном виде с применением специальных электронных сервисов, разработанных Роспророднадзором. Это предусмотрено пунктом 4 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды от 09.01.2017 №3. Иными словами, просто распечатать бланк и заполнить его ручкой – нельзя. Нужно воспользоваться специальной программой для заполнения и сформировать электронный файл с декларацией.

Что же касается передачи сформированного файла в органы Росприроднадзора, то, по общему правилу, направить декларацию за 2016 года нужно через Интернет с применением «Личного кабинета» кабинет на сайте Росприроднадзора. Для подготовки и передачи декларации по НВОС за 2016 год потребуется следующее:

Установить модуль и заполнить декларацию

Сформировать декларацию за 2016 года можно с помощь модуля природопользователя версии 3.8. Этот модуль размещен на сайте Росприроднадзора 22.02.2017 года и учитывает новую форму декларации, утвержденную Приказом Минприроды от 09.01.2017 №3. Об этом сообщено на сайте Росприроднадзора .

Раздел 1. Расчет платы за выбросы в атмосферный воздух

В разделе 1 декларации за 2016 год нужно привести расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами. В раздел нужно включать данные по каждому такому объекту. При заполнении Раздела 1 указывается:

  • категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • наименование объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • адрес местонахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • номер, дата выдачи и срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Раздел 1.1

Раздел 1.1 должны заполнять лица, обязанные вносить плату, осуществляющие выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источников сжигания и (или) рассеивания попутного нефтяного газа при не превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания и, в установленных случаях его не применения, по каждому стационарному источнику (факельной установке, установке рассеивания) объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. В составе декларации этот раздел выглядит так:

Если указанного выше сжигания не осуществлялось, то заполнять этот раздел и включать его в состав декларации за 2016 год не нужно.

Раздел 1.2

Этот раздел следует формировать лицам, обязанным вносить плату, осуществляющим выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа в объемах, которые превышают предельно допустимое значение показателя сжигания (Zпр), либо при отсутствии системы измерений и учета объемов попутного нефтяного газа, по каждому стационарному источнику (факельной установке, установке рассеивания) объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Этот раздел представляет из себя такую таблицу:

Раздел 2. Расчет платы за сбросы в водные объекты

Раздел 2 заполняется лицом, обязанным вносить плату, имеющим выпуски сточных и (или) дренажных вод в водные объекты и их части, по каждому выпуску объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. При заполнении раздела 2 указывается:

  • номер, дата выдачи и срок действия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Этот раздел, без заполнения, выглядит так:

Раздел 3: плата за размещение отходов производства и потребления (отходов)

Раздел 3 заполняется по каждому объекту негативного воздействия, объекту размещения отходов отдельно. В случае наличия у лица, обязанного вносить плату, объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и объекта размещения отходов, не принадлежащего лицу, обязанному вносить плату, данный раздел заполняется отдельно по объекту негативного воздействия и объекту размещения отходов. В нем указываются:

  • категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • наименование объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • адрес местонахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • информация о категории объекта (не заполняется в случае если негативного воздействия (объект размещения отходов), не принадлежит лицу, обязанному вносить плату);
  • реквизиты документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (дата выдачи, номер, срок действия, кем выдан);
  • для субъектов малого и среднего предпринимательства указывается характеристика представленной за отчетный период отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (направлена почтовым отправлением/в электронном виде), а также реквизиты данной отчетности:
  • при направлении почтовым отправлением указывается дата отправки и наименование получателя (территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации);
  • в случае отправления в электронном виде (дата, номер, присвоенный на веб-портале приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, либо дата и номер, присвоенный на веб-порталах приема отчетности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих прием отчетности, а также получатель отчетности (территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации);
  • адрес местонахождения объекта размещения отходов;

Раздел 3.1: плата за размещение твердых коммунальных отходов

Раздел 3.1 заполняется региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по их захоронению, по каждому объекту негативного воздействия, объекту размещения отходов отдельно. При заполнении Раздела 3 указывается:

  • категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • наименование объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • адрес местонахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • информация о категории объекта (не заполняется в случае, если объект размещения отходов, не принадлежит лицу, обязанному вносить плату);
  • наименование объекта размещения отходов;
  • регистрационный номер (в случае его присвоения) объекта размещения отходов;
  • адрес местонахождения объекта размещения отходов.
  • характеристика объекта размещения отходов (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов; не оказывает негативное воздействие на окружающую среду).

Ответственность

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду не являются налогом. Поэтому штрафовать по Налоговому кодексу за несвоевременное представление декларации об этих платежах нельзя. Также нельзя, например, заблокировать расчетные счета организации или ИП, которые не представили декларацию. Однако возможно привлечение к административной ответственности за искажение данных в декларации или несвоевременное ее представление в соответствии со статьей 8.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В 2017 году действуют следующие административные штрафы:

  • на должностных лиц (например, на директора или главного бухгалтера) – от 3000 до 6000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 3000 до 6000 рублей (их штрафуют как должностных лиц)
  • на юридических лиц – от 20 000 до 80 000 рублей.

Охрана окружающей среды – это один из важных государственных приоритетов. Ведь отрицательное воздействие деятельности человека на природу огромно, и этому необходимо противостоять. Для этого и используется инструментарий государства в виде законов и подзаконных актов, действие которых направлено не только на введение наказаний в виде штрафных санкций за загрязнение окружающей среды, но и стимулирующих внедрение на производстве безотходных технологий, переход к альтернативной энергетике, использование электротранспорта, глубокую переработку отходов и качественную очистку сточных вод.

Порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду

В России действует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции № 358-ФЗ от 03.07.2016. На его основе принято постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913, которым установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду на 2016 год. Предусмотрено введение новых ставок и дополнительных коэффициентов, начиная с 1 января 2016 года. Это касается выбросов загрязнений в атмосферу стационарными источниками, сбросов вредных веществ в водоемы и размещения производственных и потребительских отходов в зависимости от их класса опасности.

Плата взимается за одну тонну вредных веществ. В соответствии с пунктом 6 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ для предприятий и ИП в 2016 году действуют понижающие коэффициенты, стимулирующие бизнес к внедрению новейших технологий, обеспечивающих необходимую защиту окружающей среды. Министерством природных ресурсов и экологии России приведены экспертные оценки, показывающие, что за счет льгот, которые предоставляются предприятиям организациям в 2016 году, их расходы, связанные с оплатой вредных выбросов и размещением отходов, будут сокращены не менее чем в полтора-два раза по сравнению с 2015 годом.

В то же время постановлением предусмотрено, что для отдельных территориальных образований и объектов, охраняющихся особо в соответствии с федеральным законодательством, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с учетом дополнительного коэффициента 2.

Сумма платы за 2016 год должна определяться по итогам этого периода, и может корректироваться и вноситься в бюджет не позже 1 марта 2017 года. При этом предприятия-плательщики вносят ежеквартальные авансовые платежи (за исключением четвертого квартала). Средства должны быть перечислены не позже 20 числа следующего за текущим кварталом месяца. Этот порядок не распространяется на субъекты предпринимательства, отнесенные в соответствии с действующим законодательством к малому и среднему бизнесу. В этом случае полная оплата производится в срок до 1 марта 2017 года и авансовые платежи не вносятся. Те компании, которые относятся к МСП внесены в реестр МСП . Кроме этого, любые предприятия, созданные на протяжении 2016 года, также освобождены от авансовых поквартальных платежей.

Отчетность по платежам за негативное влияние на окружающую среду

Соответствующая отчетная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду должна быть сдана до 10 марта 2017 года (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ). Этим же пунктом закона за несвоевременное внесение необходимых платежей предусмотрена как ответственность предприятия в виде уплаты пени в размере 1/300, но не более 0,2% учетной ставки Банка России за каждый день просрочки, так и административная ответственность в виде штрафов, накладываемых на должностных и юридических лиц в сумме 3-6 и 50-100 тысяч рублей соответственно (ст. 8.41 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Коды бюджетной классификации при заполнении платежных документов в 2016 году остаются неизменными. В то же время изменились нормативы зачислений в бюджеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

В 2016 году предусмотрено зачисление 5% от всех начисляемых сумм в федеральный бюджет, 40% субъектам РФ, 55% муниципальным районам и городским округам, или для городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) - 5% в федеральный бюджет и 95% этим субъектам. По сравнению с прошлыми периодами значительно возросла доля денежных средств, распределяемых в пользу территорий.

Новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду определены за отчетный период 2016 года, а также за 2017 и 2018 годы. Действующие до этого нормативные правовые акты - постановление правительства от 12.06.2003 № 344 и постановление правительства от 19.11.2014 № 1219, в которых определялись нормативы за вредные выбросы в атмосферу, сбросы загрязнений в водоемы, размещение производственных и потребительских отходов, а также коэффициенты к ним, утратили силу и не используются.

Полный список новых ставок платы «за грязь»

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В этот же срок представляется расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. С 1 января 2016 года перечислять в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду нужно будет не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом. До этой же даты в Росприроднадзор нужно будет представить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов представляются до 15 января года, следующего за истекшим календарным годом.

Обоснование вывода:
В соответствии со Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия относятся, в частности:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- размещение отходов производства и потребления.
Обращаем Ваше внимание, что с 01.01.2015 плата за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не взимается ( Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.03.2015 N 12-47/5413).
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются N 7-ФЗ, иными федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок N 632).

Исполнение обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду

Плательщики за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с Ростехнадзора от 24.11.2005 N 867 "О введении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Ростехнадзора N 867).
Постановка на учет в территориальных органах Ростехнадзора производится (п. 5 Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Ростехнадзора N 867):
- по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия;
- по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия.
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду" установлены единые для всех природопользователей сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения (далее - Порядок) и представления утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204.
Пунктом 2 Порядка установлено, что расчет представляется в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.
Расчет представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 3 Порядка).
Как сказано в Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 N 04-09/1242 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", плательщик заполняет расчет самостоятельно либо вправе для заполнения формы расчета платы по своему усмотрению воспользоваться услугами любой специализированной организации.
Специалисты Ростехнадзора в от 22.06.2010 N 00-07-12/3116 разъяснили ряд вопросов, возникающих в связи с представлением указанной отчетности. Так, в частности, указано, что территориальный орган Ростехнадзора ни при каких обстоятельствах не вправе отказать в приеме и регистрации любой документации, поступающей от заявителей. Вместе с тем поступающие документы, не соответствующие по своей комплектности и содержанию пункту 8 Порядка, не могут считаться отчетностью и учитываться в качестве таковой. В указанном случае территориальный орган Ростехнадзора, руководствуясь регламентом территориального органа Ростехнадзора, обязан предоставить заявителю сведения о результатах рассмотрения поступившего обращения в общем порядке (в срок не более 30 дней с правом мотивированного продления на срок не более 30 дней по решению руководителя или заместителя руководителя территориального органа Ростехнадзора).

К сведению:
Обращаем Ваше внимание, что от 21.07.2014 N 219-ФЗ (далее - Закон N 219-ФЗ) были внесены значительные изменения в природоохранное и смежное с ним законодательство. При этом поправки вступают в действие поэтапно - с 2015 по 2020 год.
С 1 января 2016 года вступят в силу ст.ст. 16.1-16.5 N 7-ФЗ, устанавливающие новый порядок платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В частности, с 2016 года отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Перечислять в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду нужно будет не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 2, 3 ст. 16.4 N 7-ФЗ). До этой же даты в Росприроднадзор нужно будет представить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок представления такой декларации и ее форма будут установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 5, 6 ст. 16.4 N 7-ФЗ).
С 1 января 2016 года будет применяться также новый Закона N 7-ФЗ, в силу которого в случае накопления отходов, подлежащих утилизации или обезвреживанию в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов, плата за их размещение не взимается.

Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов

В этом году изменился порядок внесения платы за воздействие на окружающую среду. От кого ждут сбор и как его перечислять – в письме уполномоченного органа.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) выпустила письмо, в котором разъяснила, кто с 1 января 2016 года должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и каким образом.

Чиновники напомнили, что в действующей редакции Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками такого сбора признаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключение составляют организации и ИП, деятельность которых проходит исключительно на объектах IV категории. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов вносится лицами, при осуществлении деятельности которых образовались отходы. В случае с твердыми коммунальными отходами плательщиками экологических платежей считаются операторы по обращению с ними.

С 1 января 2016 года была введена обязанность указанных хозяйствующих субъектов (за исключением малых и средних предприятий) ежеквартально вносить авансовые платежи в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Платить надо за первый, второй и третий кварталы не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом сумма к выплате рассчитывается, исходя из размера платы в прошлом году. Каждый квартал плательщики сбора вносят одну четвертую ее часть. Даже если организация или ИП проработали неполный год, авансовые платежи рассчитываются исключительно как часть от уплаченной за 2015 год суммы.

Вносить плату за последний квартал до 20 января следующего года включительно не надо, поскольку Росприроднадзор ждет отчетов и уплаты общей (за весь год) суммы сбора за негативное воздействие на окружающую среду с учетом внесенных авансов. Сроки полного расчета истекают 1 марта года, следующего за отчетным.

Вместе с тем, в письме уточняется, что предприятия, которые не вели деятельность в 2015 году, никаких выплат не производят. Они должны будут платить по итогам текущего года до 1 марта 2017 года. Никаких нарушений в такой процедуре нет, и указанные сроки не являются несвоевременными, уверяют чиновники.

Они также напоминают, что для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо пользоваться специально утвержденными кодами бюджетной классификации. Необходимые КБК и иные реквизиты можно узнать на сайтах территориальных органов Росприроднадзора.

С 1 января 2016 г. вступают в силу изменения, которые внес в экологическое законодательство Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ . Благодаря данным новациям очень многое упорядочивается в системе экологических платежей. Рассмотрим, какие сложности возникают у тех, кто обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, что изменится в порядке расчета платы с 2016 г. а какие изменения еще ждут своего часа.

В статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) сказано, что негативное воздействие на окружающую среду является платным (хотя внесение такой платы отнюдь не освобождает плательщиков от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения причиненного ей вреда).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Сейчас это Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

    выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

    сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

    загрязнение недр, почв;

    размещение отходов производства и потребления;

    загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

    иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Сбор платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 и постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717. Напомним, что до принятия названных нормативных правовых актов эту функцию исполнял Ростехнадзор.

Важно!

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не является фискальным сбором. Так установил Конституционный суд РФ в Определении от 10.12.2002 № 284-О. Суд указал, чтоданный платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер, и следовательно, не может относиться к налогам.

Кто должен вносить плату

Порядок расчета экологических платежей установлен постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 (далее - постановление № 632). В нем сказано, что данный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Нетрудно заметить, что здесь нет ни слова об индивидуальных предпринимателях.

Однако КС РФ в Определении от 10.12.2002 № 284-О посчитал, что платить за негативное воздействие на окружающую природную среду должны все те, кто такое негативное воздействие оказывает, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Кстати, чиновники указывают, что индивидуальные предприниматели как плательщики экологических платежей упоминаются также в ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и ст. 28 Федерального закона от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Итак, решение КС РФ есть, его никто не отменял, и спорить не стоит - индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать экологические платежи.

Кстати, не освобождает от необходимости уплаты экологических платежей ни уплата ЕНВД (письмо Минфина России от 11.07.2007 № 03-11-04/3/262), ни переход на УСН (письмо Минфина России от 21.03.2007 № 03-06-06-04/1).

Нетрудно предположить, что и переход на ПСН также такого освобождения не предоставляет.

Есть проблема с постановкой плательщиков на учет.

С одной стороны, существует мнение, что несмотря на произошедшие изменения в виде передачи соответствующих функций от Ростехнадзора к Росприроднадзору, плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду должны становиться на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545 и от 24.11.2005 № 867 по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному или передвижному (письмо Ростехнадзора от 12.02.2007 № 04-09/169).

Однако приказ Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545 не был зарегистрирован в Минюсте России и не опубликован. Кроме того, отсутствие обязанности регистрироваться подтверждают и суды (например, постановление Шестого Апелляционного арбитражного суда от 03.10.2011 № 06АП-3857/2011 и Апелляционное определение Ростовского облсуда от 03.05.2012 № 33-4736).

Обратите внимание!

Обособленное подразделение юридического лица самостоятельным плательщиком экологических платежей не является и вправе производить уплату платежей от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности на это у руководителя обособленного подразделения.

Стоит пояснить, что упомянутое требование следует из Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утв. приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626. С одной стороны, еще с 9 августа 2011 г. данные рекомендации в силу приказа Ростехнадзора от 09.08.2011 № 452 официально утратили силу. Но с другой стороны, как это у нас часто бывает, ничего нового никто не предложил. Поэтому, по нашему мнению, имеет смысл продолжать руководствоваться ими.

Объекты обложения платой

К стационарным объектам относят:

    объекты, прочно связанные с землей, от которых произошел выброс или сброс загрязняющих веществ;

    объекты размещения отходов.

В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под объектом размещения отходов нужно понимать специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов - полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое.

Как сказано в действующем приказе Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204, плательщик производит уплату экологических платежей отдельно по передвижным объектам негативного воздействия - транспортным средствам, в том числе автомобильным, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, передвижным дизель-генераторным установкам и иным передвижным установкам, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном нефтяном или природном газе, зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления. Плательщик также производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.

Когда платить

В соответствии с текстом приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 отчетным периодом по экологическим платежам является календарный квартал.

Обратите внимание, что этот приказ будет применяться до тех пор, пока Минприроды России не заменит его собственными соответствующими нормативными актами. Об этом сказано в письме Росприроднадзора от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167.

Срок уплаты - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду также представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

По каждому субъекту РФ представляется отдельный расчет. При этом если плательщиком на территории субъекта РФ эксплуатируется более одного объекта негативного воздействия, то расчеты платы по данным объектам включаются в единый расчет.

Новации-2016

С 1 января 2016 г. действующий порядок в отношении срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду будет неактуален. В силу новой ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения данного платежа признается календарный год. Уплатить его следует не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Механизм расчета платы

Базой для расчета платы являются:

    объемы выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ;

    масса размещаемых на санкционированных или несанкционированных объектах отходов производства и потребления.

Учет следует вести по каждому виду загрязняющего вещества и по каждому классу опасности отхода.

Основная часть нормативов платы за выбросы и размещение отходов утверждена в 2003 г. постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. В последующем в этот документ были внесены относительно незначительные изменения и дополнения, связанные в частности, с присоединением Крыма.

Здесь даны следующие данные для расчета:

    нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками - в рублях за одну тонну загрязняющих веществ;

    нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками - в рублях за тонну или кубические метры;

    нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты - в рублях за тонну загрязняющих веществ;

    нормативы платы за размещение отходов производства и потребления - за одну единицу размещения отходов.

В приложении 2 к этому документу указаны коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов РФ, коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек.

Кроме того, установлено, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления, применяются не только с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению 2, но и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, например, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Так как нормативы платы были установлены еще в 2003 г., каждый год они нуждаются в поправке, как минимум из-за инфляции. Так, в постановлении Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 установлено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 г., применяются в общем случае в 2015 г. с коэффициентом 2,45.

Новации-2016

Согласно постановлению Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 г., применяются в общем случае в 2016 г. с коэффициентом 2,56, в 2017 г. - 2,67.

Для того чтобы плательщику взносов определить норматив своих выбросов, ему необходимо обратиться в территориальное управление Росприроднадзора. Туда нужно сообщить информацию о видах деятельности компании и о видах выпускаемой ею продукции. На основании этой информации управление Росприроднадзора определит примерные размеры допустимых нормативов выбросов (или сбросов) для плательщика.

Затем плательщику нужно точно определить объемы своих выбросов. Это можно сделать самостоятельно или путем привлечения специализированных организаций.

Расчет платежа производится по правилам, прописанным в постановлении Правительства РФ от 28.08.92 № 632.

Так, для стационарных объектов это выглядит так.

Плата «за грязь» в размерах, не превышающих установленные плательщику предельно допустимые нормативы, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения. Если же плательщик не укладывается в предельно допустимые нормы, но укладывается в пределы установленных для него лимитов, то нужно сначала посчитать плату в пределах предельно допустимых выбросов или сбросов, а затем разницу между предельно допустимыми нормативами и лимитами умножить на соответствующие ставки. Получившиеся результаты суммируют. Следует учесть, что лимиты устанавливаются на основе специальных разрешений. Причем они действуют исключительно временно - только лишь в тот период, когда плательщик проводит мероприятия, которые должны привести к снижению выбросов до экологически приемлемых величин.

Если же плательщик не укладывается не только в нормативы, но даже и в лимиты, то расчет производится в три этапа. Сначала нужно посчитать сумму платежа в пределах допустимых норм. Затем рассчитать сумму платежа на разницу между предельными нормативами и лимитами. Далее посчитать разницу между фактическими выбросами (сбросами, отходами) и установленными лимитами. Эту разницу умножают на дифференцированные ставки, рассчитанные по базовым нормативам платы в пределах лимита выбросов или сбросов, и умножают на пять. А потом следует суммировать все получившиеся результаты.

Важно!

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. К ней применяют пятикратный повышающий коэффициент.

Для передвижных объектов нормативы платы за выбросы установлены на единицу измерения используемого топлива.

В отличие от расчета платежа за выбросы или сбросы, для размещения отходов есть только два основных показателя - отходы в пределах лимита, и сверхлимитные отходы. Это следует из ст. 18 Закона № 89-ФЗ. Количество отходов надо умножить на дифференцированную ставку, рассчитанную по базовому нормативу платы, соответствующему классу опасности мусора. Если плательщик превысит лимит, придется считать платеж в два этапа. Сначала нужно будет рассчитать платеж за отходы в пределах лимита, а затем - за разницу между фактическим размещением отходов и лимитом. Причем разницу между сверхлимитными отходами и лимитом умножают на дифференцированную ставку и на пять.

Классификация отходов

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 был утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО). Напомним, что предыдущий каталог был утвержден приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786.

В ФККО были включены как виды отходов из прежнего каталога, так и новые виды отходов. Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру.

Последний знак 11-значного кода определяет класс опасности отходов для окружающей среды. Если там стоит «0» - это означает блок, тип, подтип, группу, подгруппу отходов. Для видов отходов цифра «1» обозначает I класс опасности, цифра «2» - II класс опасности и т.д.

С 1 августа 2014 г. также вступил в силу приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792, которым утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.

В силу п. 1 ст. 20 Закона № 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя ФККО, государственный реестр объектов размещения отходов; банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

В силу ст. 14 Закона № 89-ФЗ компании, в результате деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, должны:

Подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности;

Составить и утвердить паспорта на них.

В Разъяснениях Росприроднадзора от 03.10.2014 чиновники объяснили, что процедура подтверждения плательщиком отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной по отношению к процедуре паспортизации отходов.

Паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах указанных отходов и оценки их опасности.

Форма Паспорта отходов I-IV классов опасности, а также Правила его оформления утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.

В пункте 7 этих правил установлено, что копия паспорта направляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту ведения хозяйственной деятельности компании способом, позволяющим определить факт и дату её получения, или вручается под подпись.

Судебная практика

Как известно, отходы образуются при ведении любой хозяйственной деятельности. Ведь даже выбрасываемая в мусор использованная бумага - это тоже отходы.

Ранее чиновники, что видно из судебных решений, полагали, что раз у компаний и предпринимателей образуются хозяйственные отходы, они все обязаны исчислять и уплачивать экологический платеж за размещение отходов.

Именно такая позиция была отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 № 8672/08, согласно которому субъектом платы за размещение отходов является юридическое лицо, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образовались эти отходы, а оказание ему услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на нее бремени уплаты данного публично-правового платежа.

Однако потом суд передумал и сообщил о том, что это мнение неправильное.

Появились постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/08 и от 20.07.2010 № 4433/10, суд подтвердил свою точку зрения в постановлении от 12.07.2011 № 709/11.

Судьи отметили, что организации и предприниматели, которые не занимаются хранением и размещением отходов, а просто накапливают их для последующей сдачи в специализированную организацию, не обязаны уплачивать экологический платеж. Однако они не освобождены от соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. И за несоблюдение этих требований могут быть наказаны по ст. 8.2 КоАП РФ.

Однако «новая метла по новому метет». И когда аналогичные дела перешли в ведение ВС РФ, судьи поменяли свою точку зрения на 180 градусов - см., например, определения ВС РФ от 15.05.2015 № 301-КГ-14-6499 и от 15.05.2015 № 301-КГ14-7579. Они указали, что, поскольку перехода права собственности на отходы от компании - источника доходов к компании, утилизирующей доходы, не произошло, платить экологический платеж должна компания - источник отходов.

В постановлении ВС РФ от 10.04.2015 № 306-АД14-3950 судьи почему-то вернулись к «старой» позиции ВАС РФ.

На самом деле, как выяснил КС РФ в постановлении от 05.03.2013 № 5-П, проблема в формулировках самой ст. 16 Закона № 7-ФЗ. Дело в том, что данная статья закрепляет обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, но вот адресатов этой обязанности не определяет.

Что касается постановления № 632, оно не является надлежащим нормативно-правовым актом для установления основных элементов публично-правового платежа, в том числе его плательщиков.

В Определении КС РФ от 10.12.2002 № 284-О суд указал, что экологический платеж следует взимать лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

Между тем в части размещения отходов законодательство, как указал суд, построено так, что понять, кто должен за это вносить экологический платеж, просто невозможно.

Ни Закон № 7-ФЗ, ни Закон № 89-ФЗ, ни постановление № 632, ни Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, не дают однозначного ответа, кто именно должен уплачивать экологический платеж за размещение отходов производства и потребления и кто должен разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение - компании, в результате деятельности которых появляются такие отходы, или те компании, которые собирают, хранят и утилизируют такие отходы? Дело в том, что между указанными законодательными актами есть неустранимые противоречия.

В результате получается, что субъекты малого и среднего предпринимательства, фактически и производящие отходы, вообще освобождаются от разработки нормативов отходов, если только они не занимаются их складированием и утилизацией. Получается, что разработка нормативов на размещение отходов не увязывается с обязанностью по уплате экологического платежа за их размещение.

КС РФ обнаружил письмо Госкомитета РФ по охране окружающей среды от 17.01.97 № 14-07/32, из которого выяснилось, что государственные органы не возражают даже против того, чтобы производители отходов и те, кто занимается их размещением, сами договорились, кто из них будет уплачивать экологический платеж.

Разбирая решения ВАС РФ по этой теме, КС РФ выразил недоумение, что ВАС РФ считает, будто бы нормативы отходов должна разрабатывать компания, складирующая и утилизирующая отходы, в то время как она собирает чужие отходы. Как такая компания может воздействовать на производителей отходов? Пятикратный штрафной коэффициент должен, по идее, стимулировать к экономии тех, кто производит отходы, а по логике ВАС РФ почему-то наказан должен быть тот, кто к производству отходов не имеет никакого отношения.

Может, именно это обстоятельство и сподвигло законодателей внести поправки в экологическое законодательство, поэтому с 1 января 2016 г. этот спор должен стать неактуальным.

Новации-2016

В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ в Закон № 7-ФЗ, в нем появится ст. 16.1. Она гласит, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и предприниматели, ведущие на территории РФ хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и предпринимателей, ведущих такую деятельность исключительно на объектах IV категории.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты IV категории - это объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду. (Так что за вывоз бумаги из офиса платить экологический сбор не придется.)

Главное, что теперь окончательно прояснится, кто именно должен вносить экологический платеж за размещение отходов.

Преступление и наказание

Пени

Как ни странно, но за просрочку экологических платежей пени пока не предусмотрены. Однако у законодателей дошли руки исправить этот «недочет». С 1 января 2016 г. несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, начиная с 2 марта года, следующего за отчетным периодом.

Никуда не денется и административная ответственность.

Административная ответственность

Как сказано в ст. 8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

Разумеется, в первую очередь нужно выявить сам факт неуплаты или несвоевременной уплаты. Этим занимается финансовое подразделение территориального органа Росприроднадзора. Оно собирает информацию о поступающих платежах и передает ее своему руководству.

Милостью суда

Можно ли избежать административного наказания, даже просрочив срок внесения платежа? Можно. У арбитражного суда есть такое право.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.10.2009 № А74-2177/2009 судьи посчитали просрочку платежа на 8 дней малозначительным нарушением и освободили плательщика экологического платежа от ответственности. Стоит, правда, учесть один важный факт: компания не смогла заплатить потому, что ее счета были временно блокированы налоговой инспекцией.

Аналогичное решение было принято и в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.2010 № А81-4031/2009. Здесь суд вообще не стал искать для нарушителя особые оправдания.

Судьи указали, что согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.

Из разъяснения ВАС РФ, содержащегося в п. 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Статья 2.9 КоАП РФ может быть применена к любым составам правонарушений, содержащимся в этом Кодексе. В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности.

Об этом можно судить, на наш взгляд, хотя бы по определениям ВАС РФ от 31.10.2012 № ВАС-14216/12 и от 07.06.2012 № ВАС-7368/12, в которых судьи поддержали наличие факта малозначительности, и Определению ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17817/11, в котором судьи такого факта не усмотрели.

На наш взгляд, рассчитывать на снисхождение судей можно хотя бы потому, что сумма штрафа за незначительный срок просрочки представляется явно несоразмерной. Вот только вопрос о том, какой срок просрочки можно считать несущественным, каждый арбитражный суд будет решать сам.

Обратите внимание!

Плательщика нельзя вообще оштрафовать за данное нарушение, если оно будет выявлено спустя год после истечения срока внесения платы. Это прямо следует из содержания п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и подтверждается постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2009 № А44-3057/2009 и Дальневосточного округа от 24.03.2010 № Ф03-1528/2010.

Проблемы малого бизнеса

Субъектам малого и среднего предпринимательства следует обратить внимание на письмо Минприроды России от 13.07.2015 № ВС-02-01-36/11991.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ предприниматели и компании, в результате деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Правда, это не касается субъектов малого и среднего предпринимательства. Названные субъекты, если у них также образуются отходы производства, должны представить в компетентные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Требования к содержанию и представлению такой отчетности изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. приказом Минприроды России от 09.12.2010 № 542, (далее - Порядок).

Положениями п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, определено, что лимитами на размещение отходов для малого бизнеса является количество отходов, фактически направленное на размещение в соответствии с указанной выше отчетностью. Поэтому для подтверждения лимитов малый бизнес обязан своевременно представлять эту отчетность. В силу п. 5 Порядка она представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Чиновники посчитали, что за несвоевременную сдачу отчетности бизнесменов следует наказывать по ст. 8.5 КоАП РФ, о чем и сообщили в письме Росприроднадзора от 25.12.2014 № АА-03-04-36/21179. В названной статье упоминается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Под сокрытием информации понимается недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных. Несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков её доведения до заинтересованных лиц.

Административный штраф составляет:

    для граждан - от 500 до 1000 руб.;

    для должностных лиц - от 3000 до 6000 руб.;

    для юридических лиц - от 20 000 до 80 000 руб.

Однако у судей оказалось собственное мнение, и совсем не в пользу малого и среднего бизнеса.

В КоАП РФ есть ст. 8.2, которая предусматривает наказание за такие нарушения, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Указанные нарушения влекут:

    для граждан штраф в размере от 1000 до 2000 руб.;

    для предпринимателей штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

    для юридических лиц штраф в размере от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Как видно, эти санкции гораздо более жесткие, чем по ст. 8.5 КоАП РФ.

Но именно ст. 8.2 КоАП РФ судьи требуют применять в рассматриваемой ситуации. Это мнение, например, было высказано в постановлении АС Московского округа от 20.08.2014 № Ф05-8666/2014 по делу № А40-6935/2014.

Но главное, что так считают и суды более высокого уровня (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011, ВС РФ от 06.06.2014 № 3-АД14-2 и от 09.04.2015 № 308-АД14-4895 по делу № А32-13704/2013).

Судьи полагают, что состав правонарушения, предусмотренного в ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется бизнесом с нарушениями требований природоохранного законодательства. К нарушениям природоохранного законодательства относится и нарушение требований п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ.

Проблемы налогового учета

В подпункте 7 п. 1 ст. 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам налогоплательщика относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду. Но выбросы делятся на три категории: по нормативу, по лимиту и сверхлимитные. Тогда что означает «предельно допустимые» выбросы?

Например, Минфин России в письмах от 07.05.2007 № 03-03-06/1/265 и от 16.03.2006 № 03-03-04/1/238 решил, что учитывать в налоговых расходах можно только платежи за выбросы (сбросы) вредных веществ в пределах допустимых нормативов или размещение отходов в пределах лимитов. В письме Минфина России от 01.12.2005 № 03-03-04/403 финансисты утверждают, что платежи за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в пределах лимитов, но сверх допустимых нормативов, а также сверхлимитные платежи включать в налоговые расходы нельзя.

В то же время, в п. 4 ст. 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Получается, что лимитированные и сверхлимитные выбросы как раз подпадают под этот пункт.

Некоторые суды это подтверждают (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2006 № А33-11449/05-Ф02-2414/06-С1, А33-11449/05-Ф02-2416/06-С1 по делу № А33-11449/05). Другие не соглашаются (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.07.2007 по делу № А26-7961/2006-218). В последнем деле суд посчитал, что лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов представляют собой фактические выбросы (сбросы) этих веществ, согласованные с органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды на период выполнения утвержденного этим органом плана по достижению нормативов допустимых выбросов (сбросов), и могут называться временно согласованными выбросами и сбросами. Так что платежи за выбросы в пределах согласованных лимитов можно учитывать при расчете налога на прибыль.

Необходимо также привести позицию ФАС Уральского округа (см. постановление от 19.03.2008 № Ф09-1599/08-С3 по делу № А76-8/07). Суд указал, что платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов не являются санкцией за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, поэтому налогоплательщик правомерно включил их в расходы. Это решение было поддержано в Определении ВАС РФ от 25.08.2008 № 9144/08. Но в данном случае рассматривались лимиты на размещение отходов. А ведь в отличие от расчета платежа за выбросы или сбросы для расчета платы за размещение отходов есть только два основных показателя - отходы в пределах лимита и сверхлимитные отходы. Проще говоря, промежуточная стадия, из-за которой и ведется весь сыр-бор, отсутствует.

Судя по тому, что более свежих судебных постановлений по данной проблеме нет, налогоплательщики не рискуют. И правильно делают.

Также напомним о постановлении Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 № 7317/05 по делу № А07-27013/04-А-СЛА. Налоговики пытались исключить затраты компании на оплату услуг сторонних организаций по очистке сточных вод. Однако суд указал, что если прием сточных вод производится на основании договора, в котором предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ, то данный платеж представляет собой дифференцированный тариф за услуги по обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Это просто плата за услуги, которые можно учесть в налоговых расходах. Даже Минфин России в письме от 26.01.2006 № 03-03-04/4/18 согласился с данной точкой зрения.

Кстати, обратите внимание, что услуги сторонних организаций по оценке фактического количества сбросов или выбросов, производимых плательщиком, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Отметим, что возможен конфликт с налоговиками по поводу признания в налоговом учете стоимости услуг по определению класса опасности отходов и услуг по санитарной экспертизе нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Налоговики почему-то считают, что эти затраты должны учитываться в налоговых расходах равномерно - в течение срока действия этих нормативов.

Однако в постановлении ФАС Уральского округа от 17.01.2012 № Ф09-8803/11 судьи сочли, что никаких длящихся отношений между заказчиком и исполнителем здесь нет, поэтому данные затраты в налоговом учете можно учесть единовременно.



Последние материалы сайта