Нетрадиционные техники рисования в детском саду образцы. Как научить дошколят нетрадиционным техникам рисования. Необычное рисование кляксами

30.09.2019
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Рисование - один из самых радостных и увлекательных видов деятельности для ребёнка. В детском саду на занятия изобразительным искусством отводится довольно много времени. Самое важное то, что к этому виду творчества карапузов не нужно принуждать - они сами с удовольствием занимаются рисованием. Важно, чтобы каждый малыш испытал ситуацию успеха вне зависимости от своих способностей в изобразительном искусстве. И для создания таких условий на помощь воспитателю приходят нетрадиционные техники рисования. Рассмотрим некоторые особенности работы, а также приведём пример перечня наиболее удачных тем для освоения этого вида творчества в перспективном планировании.

Чем хороши нетрадиционные техники

В подготовительной группе традиционное рисование требует существенного усложнения техники в сравнении с более ранними этапами образовательной деятельности в детском саду. А что делать, если у малыша не получается делать ровные линии, выдерживать пропорции и чётко прорисовывать контуры? Ведь пара неудач, и карапуз может навсегда потерять интерес к рисованию. В этом случае спасают нетрадиционные техники рисования. Главное, чему они учат детей - это отсутствие страха ошибки

Сама обстановка занятий рисованием в т=нетрадиционных техниках настраивает малышей на позитив, ожидание успеха вне зависимости от способностей

лавное, чему они учат детей - это отсутствие страха ошибки . Ведь рисунок очень легко исправить, достаточно подрисовать что-то или стереть. Кроме того, нетрадиционные техники рисования
  • дают карапузам уверенность в себе, в своих силах;
  • развивают эстетический вкус, креативность, воображение;
  • помогают расширять представления о мире;
  • развивают мелкую моторику;
  • воспитывают самостоятельность мышления.

Какие техники используются в подготовительной группе

С детьми 6–7 лет можно практиковать все способы создания рисунка, с которыми малыши знакомятся на протяжении всего периода обучения в детском саду. Более того, творческие воспитатели привносят в этот перечень ряд новых методик.

Это интересно. Гуашь для техник, требующих сильно разведённой краски, использовать опасно, так как после высыхания может появиться белый налёт.

Рисование ватными палочками

Это интересно. Сюжеты в этой технике можно создавать и в рамках контура, и без него.

Суть метода заключается в том, что краска (акварель или гуашь) вместо привычной кисточки набирается ватной палочкой. Рисунок можно создавать линиями (другими словами, использовать как кисть), а можно тычками, то есть прикладывать палочку к листу бумаги, прижимать и так создавать сюжет. Для работы потребуется нехитрый набор:

  • ватные палочки (отдельная для каждого цвета краски);
  • краски;
  • влажные салфетки (вытирать пальчики и неточности в рисунке).

Это интересно. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях используются акриловые краски. Но на бумаге ими рисовать не совсем удобно, так как из-за своей консистенции они долго сохнут, а вот на ткани получаются удивительные рисунки. Так появилась ещё одна нетрадиционная техника рисования - акрилом по ткани.

Пример рисунка ватными палочками

«Весеннее настроение»

Это пример создания рисунка без предварительно нанесённого контура.

Инструкция:

  1. «Смачиваем палочку краской зелёного цвета и рисуем стебель, с расходящимися в разные стороны более мелкими стебельками. Линию проводим цельную для каждого кусочка стебля».
  2. «Смачиваем палочку краской жёлтого цвета и наносим кругообразные мазки с опорой на стебелёк. Линия должна напоминать круги спирали - от меньшего к большему».
  3. «Окунаем ватную палочку в другой цвет и повторяем предыдущий шаг».

Ребёнок может создать один цветок с разноцветными бутонами, а может сделать целый букет. По возможности цветовую гамму малыш должен подбирать сам.

Видео. Одуванчики в технике рисования ватными палочками

Фотогалерея рисунков в технике рисования ватными палочками

Рисунки ватными палочками можно комбинировать с аппликацией Техника рисунка ватными палочками часто комбинируется с техникой рисования пальчиками (на этом рисунке пальчиками изображены ягодки) Чтобы придать рисунку более чёткий контур, элементы сюжета можно обвести фломастерами

Рисование тычком: радуга, рябина и другие композиции

Эта техника неслучайно соседствует с методом создания рисунка ватными палочками. Дело в том, что в некоторых источниках эти два способа считаются идентичными. Да, действительно, самый распространённый способ создания рисунка ватной палочкой - это тычок, то есть палочка окунается в краску (гуашь или акварель) и при вертикальном положении по отношению к листу делается отпечаток на бумаге. Особенно красивые рисунки получаются, если палочек взять несколько, соединить их в пучок и рисовать этой связкой. И тем не менее тычок может получаться при использовании

  • пальчиков - тогда отпечаток делается смоченным в краску пальцем;
  • жёсткой кисти - тычок получается игольчатым;
  • мягкой кисти - отпечаток получается более мягким, как бы закруглённым.

Это интересно. Рисование тычком пальчиками особенно широко используется при работе в младшей группе. Этот метод позволяет малышам и мелкую моторику развивать, и одновременно познавать себя, свои творческие возможности.

Рассмотрим примеры создания рисунков тычком с использованием ватных палочек.

Примеры рисунков тычком

«Радуга»

Инструкция:

  1. «Берём 14 палочек».
  2. «Окунаем 2 палочки в красный цвет и делаем тычками дугу радуги».
  3. Затем ребята повторяют действие с парами остальных радужных цветов (оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым).
  4. «Теперь смачиваем палочку краской жёлтого цвета и рисуем тычками солнце с лучами».
  5. «Голубым цветом показываем фон-небо».
  6. «Окунаем палочку в белую краску и создаём круговыми движениями облака на небе».

Существует ещё один вариант создания радуги в этой технике. Но он требует определённого мастерства, так как разноцветные пары мы будем соединять в одну линию.

Инструкция:

  1. «Смачиваем палочку красным цветом и кладём её на чистый лист».
  2. «Быстро проделываем эту же операция с другими цветами».
  3. «Берём палочки одним линейным пучком и делаем тычки по дуге».
  4. Далее дорисовываем сюжет по предыдущей инструкции.

Это интересно. Этот вариант рисунка выполняется быстрее, но требует от малышей определённой сноровки, так как окунать палочки в краску нужно быстро, а затем чётко по одной линии расположить их в пальцах.

«Рябина»

Рисунок на осеннюю тематику позволяет объединить две техники: линии и тычки ватными палочками.

Инструкция:

  1. «Окунаем палочку в краску чёрного цвета и рисуем ствол дерева с ветками».
  2. «Берём пучок палочек, связываем его резинкой».
  3. «Окунаем связку в краску красного цвета и одним тычком создаём гроздь рябины».

Видео. Верба в технике рисования тычком кистью

Фотогалерея рисунков в технике тычка

Если краску развести до консистенции сметаны, то рисунок тычком получится более рельефным Для тычка жёсткой кистью в краску не нужно добавлять много воды Тычком ватной палочкой удобно делать осадки

Техника рисования солью

Как следует из названия метода, для создания изображения потребуется соль. Лучше, если это будет не экстра, а обычная каменная, чтобы кристаллы были разного размера - так рисунок получится более объёмным. Кроме того, для работы в этой технике потребуется

  • клей (ПВА или силикатный);
  • лист основа яркого цвета (это принципиальное условие, так как подложка под рисунок солью должна быть контрастная, иначе изображение потеряется).

Это интересно. Альтернативой соли может быть манная крупа. Также существую варианты создания рисунков с помощью гречки, дроблённого риса и пр.

Работа в технике рисования солью состоит из 4 этапов:

  1. Создание контура изображения с помощью карандаша.
  2. Прорисовка контура клеем.
  3. Засыпание подложки солью.
  4. Сушка и избавление от излишков соли.

При необходимости рисунок можно покрасить, используя технику кляксографии с трубочкой или намочив краской кусочек губки. Однако это требует повторной сушки, а также довольно кропотливой работы по окрашиванию.

Примеры рисунков в технике рисования солью

«Птица»

Этот рисунок выполнен из комбинации материалов - солнце сделано с помощью крупы.

Инструкция:

  1. «На листе голубого цвета рисуем (обводим трафарет) птицу в полёте».
  2. «Рисуем солнце».
  3. «Обильно наносим клей на всю птичку и солнце, не выходя за контур рисунка».
  4. «Даём клею «схватиться» - 30–60 секунд».
  5. «Засыпаем 2/3 листа солью, стараясь наложить равномерный слой на птицу. Можно помогать пальчиками».
  6. «Треть листа (там, где солнце) засыпаем пшеном».
  7. Продолжать работу можно на следующий день.
  8. «Ссыпаем излишки соли и пшена».
  9. «Фломастером чёрного цвета делаем птице глаз».

«Планеты в космосе»

Этот пример требует последующего раскрашивания. Кроме того, в качестве дополнительных изобразительных средств здесь использованы аппликация (звёзды) и конструирование из бумаги (ракета).

Инструкция:

  1. «На подложке синего цвета рисуем 5 кругов-планет разного размера». Можно использовать циркуль или дать детям обвести круги из картона разного диаметра.
  2. «Аккуратно заполняем границы контура клеем».
  3. «Засыпаем рисунок солью».
  4. Работа продолжается на следующий день.
  5. «Ссыпаем излишки соли».
  6. «Разводим краски водой».
  7. «Окунаем кисточку в краску и делаем каплю на кружок».
  8. «Так прорабатываем все круги, делая пятна разного цвета, чтобы получились переходы».
  9. Работу продолжаем после того, как краска высохнет (минимум через день). За это время дети могут сделать оригами ракету и вырезать звёзды.
  10. «Приклеиваем звёзды и ракету».

Видео. Фейерверк в технике рисования солью

Фотогалерея рисунков солью

Соль - незаменимый материал для рисунков ночных зимних картин Чтобы сохранить чёткость контура, следующий элемент нужно закрашивать только после того, как высохнет предыдущий Рисунки солью развивают у детей тонкое чувство цвета

Картинки, нарисованные ладошками

Как следует из названия, материалом для создания картинки будут ладошки малышей. На них можно наносить разведённую водой гуашь или акварель. Причём это может быть один цвет, а может и несколько, если, например, ладошки - это цветы в вазе. Главное, чтобы у детей были влажные салфетки и возможность тщательно вымыть руки после рисования.

Пример рисунка ладошками

«Бабочка»

Инструкция:

  1. «Зелёной краской рисуем туловище бабочки, слегка расширяющееся книзу».
  2. «Делаем усики синего цвета, ставим красные точки на их концах».
  3. «Наносим на ладошки жёлтую краску и делаем отпечаток слева и справа внизу, приложив ладони большими пальцами вниз».
  4. «Вытираем ручки, наносим краску розового цвета».
  5. «Прикладываем ладони слева и справа вверху так, чтобы большие пальцы оказались наверху».
  6. «Вытираем ручки и дорисовываем круги-пятна на крыльях бабочки».

Видео. Рисуем льва ладошками

Фотогалерея рисунков ладошками

Для этого рисунка, кроме ладошек, использовались пальчики После нанесения отпечатка, осьминогам нужно придать законченную форму контуром и дорисовать им глазки Если ладошки не вытирать после одной краски, а сразу нанести следующую, то деревья получатся разноцветными, по-настоящему осенними Рисунки ладошками можно превратить в аппликации

Метод рисования пальчиками

Как уже упоминалось, пальчиками можно делать тычки. Но также в подготовительной группе активно используется комбинация отпечатков с линиями. Для рисования нужна краска (гуашь, акварель), разведённая водой, влажные салфетки.

Это интересно. Часто рисование пальчиками комбинируется с созданием рисунков с помощью отпечатков ладошек.

Пример рисунка в технике рисования пальчиками

«Осенние краски на деревьях»

Инструкция:

  1. «Обмакиваем указательный пальчик в краску зелёного цвета и рисуем большой круг его отпечатками».
  2. «В границах этого круга делаем тычки разных цветов, чтобы получилась листва на деревьях».
  3. «Обмакиваем большой пальчик в краску коричневого цвета и проводим одну линию внизу - это ствол нашего дерева».
  4. «Добавляем листву под деревом».

Видео. Летний луг в технике рисования пальчиками

Фотогалерея рисунков пальчиками

Техника рисунка пальчиками отлично дополняется элементами, выполненными ладошками Пальчиками можно создавать сюжеты в движении Чтобы ёлочка была яркой, для каждой ветки пальчик нужно заново окунать в краску

Рисование восковыми мелками

Суть этой техники заключается в том, что малыши создают сюжет с помощью восковых мелков, а затем закрашивают всю подложку акварелью (или гуашью, разведённой водой). Альтернативой цветным мелкам можно использовать обычную восковую свечу - тогда картинка получится однотонной.

Пример рисунка восковыми мелками

«Закат над морем»

Инструкция:

  1. «Восковыми мелками рисуем полукруг солнца».
  2. «Делаем лучи, прорисовываем волны на море тёмно-синим мелком».
  3. «Толстую кисть смачиваем синей краской и наносим на весь рисунок, не затрагивая солнце».

Видео. Салют в технике рисования восковыми мелками и акварелью

Фотогалерея рисунков восковыми мелками

Если смешать несколько оттенков синей краски, то фон получится ещё ярче Для этой картинки фон делается тушью, а рисунок мелками не закрашивается Интересные картинки получаются, если акварелью не покрывать рисунок, сделанный мелками

Рисование в технике набрызга

Работа этим нетрадиционным способом, в отличие от предыдущих, требует определённой подготовки. Суть метода заключается в следующем:

  • на картоне создаётся рисунок;
  • этот силуэт вырезается, прикладывается к другому листу картона;
  • обводится трафарет, прорисовываются детали (например, лепестки цветов);
  • вырезаются нарисованные элементы;
  • на лист бумаги наносится фон;
  • прикладывается шаблон с прорезями;
  • старой зубной щёткой (пальцем, щёткой для краски) делается набрызг на трафарет (зубочисткой как бы стирается краска со щетинок);
  • после высыхания дорисовываются необходимые детали картинки.

Это интересно. Если сюжет должен остаться не закрашенным, то процедура упрощается до этапа вырезания силуэта, который потом накладывается на основу, защищая контур от набрызгивания на подложку.

Пример рисунка в технике набрызга

«Зимний лес»

Инструкция:

  1. «Для этого рисунка потребуется создание оттенков. Поэтому перед набрызгиванием мы красками закрасим нужные элементы и дадим им высохнуть».
  2. «Рисуем деревья, вырезаем их силуэты».
  3. «Прикладываем силуэты к другой основе, дорисовываем на ней форму листвы».
  4. «Вырезаем этот силуэт листвы».
  5. Снова прикладываем на новую основу, делаем контур листвы, чуть отступив от готового слоя».
  6. «Вырезаем второй силуэт листвы».
  7. «Делаем силуэт сугробов, оставляя прорези. Вырезаем».
  8. «На подложку прикладываем ствол и второй силуэт листвы».
  9. «Обмакиваем щётку в краску, пальцем делаем набрызг по всему листу».
  10. «Накладываем силуэты второго слоя листвы и сугробы, снова набрызгиваем».
  11. «Снимаем трафареты».

Видео. Натюрморт с цветами в технике набрызга

Фотогалерея рисунков в технике набрызга

Трафареты бабочек можно расположить по-разному, чтобы придать картинке непринуждённость и естественность Для набрызга птиц нужно два трафарета: спинка с головой и грудка Для этого рисунка сначала делаем цветы, а потом дорисовываем стебли, листья

Техника кляксография с трубочкой

Этот метод создания картинок не только раскрывает творческий потенциал детей, но и благотворно действует на их здоровье, так как выдувание краски через трубочку развивает силу лёгких и всю дыхательную систему малышей. Для рисования потребуется нехитрый набор:

  • жидко разведённые краски (акварель, гуашь или тушь);
  • пипетка или маленькая ложечка;
  • трубочка для коктейля;
  • кисточки, карандаши для дополнения сюжета рисунка.

Суть техники заключается в том, что ребёнок набирает ложечкой или пипеткой краску, капает на лист бумаги, а затем через трубочку раздувает это пятно в разных направлениях, создавая нужные формы. При этом палочка не касается ни капли краски, ни листа бумаги. Если нужно сделать мелкие ответвления, то дуть следует быстро вверх-вниз, вправо-влево в зависимости от направления сюжета.

Пример рисунка в технике кляксография с трубочкой

«Поляна с цветами»

Инструкция:

  1. «Капаем зелёную краску и раздуваем стебли цветов на побеги».
  2. «Теперь капаем краску для цветов, раздуваем лепестки».
  3. «Делаем таким же образом солнце с лучами».
  4. «Капаем пару небольших капель для травы на заднем фоне, немного раздуваем капли».
  5. «Обмакиваем кисть в зелёную краску и дорисовываем передний план - поляну».

Видео. Как нарисовать дерево в технике кляксография с трубочкой за минуту

Фотогалерея рисунков в технике кляксография с трубочкой

В одном рисунке можно сочетать кляксы и раздутые через трубочку капли Для пейзажей можно не особо стараться выдувать капли с одинаковой силой и в одном направлении Рисунки в технике кляксография с трубочкой можно комбинировать с классическим рисунком - получаются очень самобытные работы

Техника рисования по сырому

Создание картинок по сырому (её ещё называют по мокрому) позволяет получить изображения с размытыми переходами. Это ценно, например, для прорисовки шерсти животных. Суть метода заключается в том, что лист основы смачивается водой, а затем пока он мокрый наносится рисунок. Для этого используются гуашь, акварель или тушь. После того, как картинка высохнет, дорисовываются необходимые детали.

Это интересно. Чтобы лист дольше оставался влажным, под него подкладывают влажную салфетку.

Существует альтернативный способ рисования в технике по мокрому: на бумагу наносится рисунок, а затем лист изображением вниз опускается на воду, резко вытаскивается и переворачивается. Так цвета перетекают друг в друга, создавая оригинальные сочетания. Обычно таким способом рисуют пейзажи, закат. Если же на картинке задумывается изображение неба (моря), то сделать это можно так: нанести на сухой лист толстую линию, окунуть эту часть листа в воду, а затем кисточкой растянуть элемент до нужных размеров.

Пример рисунка по сырому

«Котёнок»

Инструкция:

  1. «Рисуем контур котёнка простым карандашом».
  2. «Окунаем лист в воду».
  3. «Коричневой краской раскрашиваем рисунок».
  4. «Даём картинке высохнуть».
  5. «Дорисовываем красками (фломастерами) усики, нос, глаза, ресницы, рот и язычок».

Видео. Рисунки по мокрому на акварельной бумаге

Фотогалерея рисунков по мокрому

Если композиция сложная, то под лист можно положить влажную салфетку - так бумага дольше сохранит нужную кондицию Капли дождя дорисовываем после того, как основной сюжет высохнет - так они будут более яркими Для рисунков по мокрому нужно брать плотную бумагу, идеально подходят акварельные листы

Техника оттиск скомканной бумагой

В младших группах малыши комкали листы бумаги, расправляли их, а затем наносили краски - так рисунок получался с интересными оттенками и тенями. В подготовительной группе техника немного усложняется: комком бумаги ребята раскрашивают контур сюжета, делая границы рисунка размытыми, нечёткими. Для реализации задумки необходимо

  • нанести контур сюжета на лист бумаги;
  • налить краску (акварель, гуашь) в плоскую посудину и развести её до консистенции сметаны водой;
  • скомкать лист бумаги (чем плотнее, тем более чётким будет оттиск).

Это интересно. Комок бумаги лучше делать из обычных тетрадных страниц. Чем мельче комок, тем меньше оттиски получаются.

Пример рисунка в технике оттиск скомканной бумагой

«Лиса»

Инструкция:

  1. «Делаем контур лисички на бумаге».
  2. «Комкаем ½ часть одинарного тетрадного листа».
  3. «В тарелочку наливаем краску, добавляем несколько капель воды».
  4. «Обмакиваем комок в краску и прикладываем в границы контура».
  5. «Повторяем до тех пор, пока вся фигура не будет закрашена».
  6. «Кисточкой дорисовываем глаз, нос, коготки».
  7. «Голубую краску сильно разводим водой и прорисовываем фон».

Видео. Простой способ нарисовать пейзаж

Фотогалерея рисунков скомканной бумагой

Этот рисунок выполнен мелкими кусочками скомканной бумаги Перед работой с цветом, нужно нанести контур рисунка Элементы скомканной бумагой наносятся уже после того, как закончены основные элементы композиции

Схема конспекта занятия

Для составления плана занятия педагогу очень важно правильно сформулировать цели и задачи работы. Только в этом случае получится подобрать правильные приёмы и заинтересовать малышей. Среди целеполагающих факторов, кроме тех, что были указаны как цели использования нетрадиционных техник рисования в целом, можно выделить:

  • подготовку руки ребёнка к письму;
  • развитие перцепции многоцветного изображения;
  • формирование эмоционально-положительного отношения к процессу творчества;
  • развитие познавательных способностей.

Задачами, над которыми необходимо работать на каждом занятии, являются

  • развитие интереса к различным изобразительным материалам, а также побуждение творить доступными средствами выразительности;
  • обучение навыка смешивать краски для освоения всего многообразия цветовой палитры;
  • воспитывать терпение в работе;
  • формировать позитивный подход в оценке результата своей деятельности и работ других членов коллектива.

Кроме формулировки целей и задач, от воспитателя требуется грамотно распределить время между всеми этапами занятия, хронометраж которого 30 минут. Работа строится в 3 этапа:

  • вводная часть (около 5 минут) – мотивация детей, то есть применение приёмов, способствующих развитию у малышей интереса к работе (беседа, обыгрывание наглядности, ролевая игра, прослушивание сказок, песен и т.д.);
  • основная часть (около 20 минут) – выполнение рисунка, а также физкультминутка и артикуляционная гимнастика;
  • заключительный этап (около 5 минут) – подведение итогов, поощрение со стороны воспитателя и самоанализ детей в виде ответов на вопросы («Тебе понравилось рисовать таким необычным способом?», «Как ты считаешь, у тебя всё получилось в рисунке?», «Чья работа, на твой взгляд, самая красивая?» и пр.).

Важно отметить, что такое распределение времени на занятии рисованием в нетрадиционной технике является условным, так как есть методики, на выполнение которых уходит значительно меньше отведённых 20 минут (например, рисунка солью). В этом случае воспитатель может больше времени уделить мотивационным приёмам.

Пример конспекта занятия по рисованию в нетрадиционной технике

Кирсанова Наталья «Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе «Зима. Зимний лес» (фрагмент)

<… Практическая деятельность. Под музыку Чайковского «Времена года», «Зима»
Зима:- Хотите, я научу вас рисовать зимнее дерево без кисти и карандаша. Для этого мы будем использовать трубочку и воздух.
-На голубую бумагу наносим пипеткой каплю жидкой гуаши и рисуем ствол дерева, раздувая каплю через трубочку («выдуваем» ствол).
- При необходимости капаем ещё гуашь на основу веток и продолжаем раздувать кляксу «рисуя» дерево нужной высоты.
Зима:- Вы просто настоящие волшебники! Смогли нарисовать деревья с помощью воздуха без кисти и карандаша!
- А что делают деревья зимой? (В зимнее время деревья как бы замирают, засыпают до весны.)
- Когда вы ложитесь спать в свою кроватку, что вы делаете? (Накрываемся одеялом)
- Давайте, и мы накроем наши деревья тёплым и лёгким одеялом. Только вот чем мы их можем прикрыть? (Снегом)
- Для этого на нашей картине должен пойти снег. Какой инструмент поможет нам изобразить снег?
-Возьмите следующий «волшебный» предмет - ватную палочку, макаем её в краску тонким концом и отпечатываем по всей картине, приговаривая волшебные слова:
«Пусть падает снежок на волшебный мой «листок!»
- Наш снежок сначала должен укрыть ветки.
- А снег все идёт и идёт, укрывая землю белым пушистым одеялом. И вот под деревом его становится всё больше и больше. Теперь переверните ватную палочку другим концом, макните её в краску и нарисуйте сугробы под деревом.
-Давайте совершим ещё одно волшебство - поместим деревья на полотно, что у нас получилось?(Картина «Зимний лес»)
- Как вы думаете, что чувствуют наши деревья? (Им тепло, уютно.Они стали ещё красивее.)
3.Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилась наша встреча? Чем она вам понравилась? Чему же вы сегодня научились, какому волшебству? (Рисовать необычным способом). Кому было сложно справляться с заданием? Вы все замечательно справились. Я дарю вам эти волшебные трубочки, с помощью их вы сможете создавать разные образы на бумаге…>

Перспективное планирование

Для того чтобы процесс образования в детском саду носил организованный характер, а работа воспитателя была упорядоченной, осмысленной и, главное, результативной, методическим объединением педагогов дошкольного учреждения составляется перспективный план работы.

Обычно составление плана заключается в указании месяца работы, темы и техники выполнения рисунка, целей использования той или иной методики. Также указывается источник, в котором данный способ изобразительного творчества детально описан. Воспитатель может указать дату проведения занятия и отвести графу под примечания.

Пример перспективного планирования

Наумова Елена «Перспективный план по нетрадиционному рисованию. Подготовительная группа» (фрагмент программы)

<…Декабрь
Тема: «Рыбки в аквариуме среди водорослей» (тычок жёсткой кистью с элементами аппликации)
Цель: Совершенствовать умение передавать в рисунке многообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. Воспитывать усидчивость, любовь к природе.
(Николкина Т. А. стр. 107)
Тема: «Мой маленький пушистый друг» (тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой)
Цель: Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.
(Казакова Р. Г. стр. 110)
Тема: «Разноцветный набрызг» (набрызг)
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - набрызг. Учить создавать разнообразный фон для рисования. Развивать фантазию, творчество.
(Казакова Р. Г. стр. 25)
Тема: «Сказочная птица» (рисование ладошкой)
Цель: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа. Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность в работе.
(Казакова Р. Г. стр. 7)
Январь
Тема: «На новогоднем празднике» (оттиск поролоновым тампоном, гуашь)
Цель: Учить детей намечать силуэт новогодней ёлки и передавать пушистость ветвей с помощью оттиска поролоновым тампоном. Украшать новогоднюю ёлку разноцветными игрушками. Развивать чувство цвета, фантазию, творческие способности и воображение.
(Колдина Д. Н. стр. 40)…>

Занятия рисованием в детском саду - это один из важнейших путей познания окружающего мира ребёнком, так как малыши не только занимаются творчеством, но и самостоятельно находят решения поставленным практическим заданиям. Это совершенствует наблюдательность, формирует эстетический вкус. Однако реализация этих целей требует полной включённости ребёнка в творческий процесс, что нелегко осуществить, если малыш не обладает изобразительными способностями. В этом случае на помощь приходят нетрадиционные техники рисования. В подготовительной группе список способов создания сюжетов на бумаге значительно расширяется в сравнении с младшими группами, а дети, привыкшие работать с необычными рисунками, с удовольствием продолжают осваивать этот вид деятельности.

Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка. В данной статье представлены отдельные виды нетрадиционных техник рисования.

Что такое нетрадиционное рисование?

Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается неизбитостью, оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа.

Нетрадиционные техники рисования в школеи детском саду учат ребят выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Детские страхи отступают, появляется уверенность в себе. Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность детям быстро получить желаемый результат.

Какое значение имеет техника изображения при создании детского рисунка?

В творчестве ребят окружающий их мир открывается всякий раз по-разному. Это зависит от внутреннего состояния маленького художника: от его желаний и ощущений. Дети в большей степени подвержены эмоциям. В их воображении возникают такие образы, которые не поддаются никакому объяснению. Они могут нарисовать красного слоника, желтый дождь, бегущий дом.

Почему ребенку хочется творить, что его побуждает к этому? Прежде всего, конечно, воображаемый образ в его сознании. На первый взгляд все, кажется, просто: увидел и нарисовал. Но на самом деле этот путь очень сложный для ребенка, и требует от него много знаний и впечатлений. Это и душевные переживания, и способность удивляться, наблюдать.

Рисование. Нетрадиционная техника. Старшая группа

Изображение рисунка на бумаге карандашами или красками помогает ребенку подготовиться к учебному процессу в школе. Ведь во время занятий дети проявляют свою индивидуальность. Правильно организованные уроки по рисованию развивают интеллектуальные способности ребенка, корректируют психические процессы. И это не случайно. На таких занятиях дошкольники имеют возможность уверенно оценить свои силы, что очень важно для будущего школьного коллектива. Развитию мелкой моторики рук способствуют техники нетрадиционного рисования. Дети старшей группы детского сада обучаются рисовать пальчиками, воском, ладошками, поролоном, акварелью. Ребята с большим интересом рисуют методом кляксографии, точечного изображения, отпечатков, разбрызгивания.

Кляксография с использованием нити

Для написания рисунка в этой технике кисточка не нужна. Нетрадиционная техника рисования, фото которой представлено вашему вниманию, тем и привлекательна, что здесь не существует строго обозначенных канонов. Например, вот эту кляксу нужно нарисовать в обязательном порядке округлой формы. Используя на занятиях техники нетрадиционного рисования, открываются широкие возможности для детской фантазии.

Итак, для работы нужны нитки, краски и белая бумага. Сначала нить следует окрасить в тот цвет, который больше нравится. Затем разложить ее на приготовленном листе бумаги в хаотичном порядке, но так, чтобы кончик остался за полем. Другим листом накрыть сверху, а нить вытянуть. Получатся пятна и линии причудливой формы. С помощью карандаша они легко превращаются в желаемый образ.

Разбрызгивание

Нетрадиционные техники рисования для детей самые разнообразные. Одной из них является разбрызгивание, или набрызг. В этой технике рисунок следует выполнять жесткой кисточкой или щеткой для чистки зубов. Чтобы получить какое-то изображение, сначала нужно кисточку обмакнуть в гуашь, а затем разбрызгать по всему листу. Получаются мелкие капельки, которые местами сливаются в большие пятна. Достаточно взять карандаш и дорисовать любимый персонаж или предмет. Если кисточку обмакнуть в зубную пасту и разбрызгать, получится снег.

Монотипия

Отличаются большим разнообразием нетрадиционные техники рисования. Монотипия - одна из них. Это, пожалуй, самый волшебный жанр рисования: и не живопись, и не графика, а что-то среднее между фокусом и красивой сказкой. Детские нетрадиционные техники рисования дают возможность свободного самовыражения. Этот метод рисования очень заманчив для дошкольников, хотя используется на занятиях по изобразительному искусству редко. В чем он заключается?

Такая техника используется, если нужно получить зеркальное отражение. С ее помощью рисуется отражение на воде, предметы, расположенные симметрично. Сначала рисунок изображается на гладком целлофане. Для этого понадобится мягкая кисточка или спичка, обмотанная ватой. В крайнем случае можно рисовать пальцем. Краску нужно использовать яркую и густую, чтобы она не растекалась. Дальнейшее действие таково: пока краска не высохла, на белый лист плотной бумаги переворачивается целлофан рисунком вниз и как бы промакивается. Затем осторожно, чтобы не размазать, поднимается. Получается два одинаковых рисунка: один на бумаге, другой на целлофане.

Граттаж

Это слово в переводе с французского языка означает "царапать, скрести", отсюда и другое название этой техники - царапанье. Для выполнения рисунка в этой технике нужно картон залить парафином, нанести тушь, подождать до полного высыхания и выцарапать желаемый рисунок.

Акватипия

Рисунок в этой технике выполняется при помощи воды. Для этого на плотной бумаге изображается крупный рисунок гуашью. Когда краска высохнет, весь рисунок покрывается черной тушью и проявляется в воде. Гуашь смоется водой, а тушь останется. Творят чудеса нетрадиционные техники рисования. Цветы, нарисованные таким методом особенно красивы.

Водяная печать

Это своеобразный метод рисования. Для работы понадобится ванночка с водой. Прямо на ее поверхность наливается краска разных цветов, а сверху на нее кладется альбомный лист бумаги. Получится изображение, его можно завершить штрихами при помощи кисточки.

Рисование свечой или восковыми мелками

Очень много названий имеют техники нетрадиционного рисования. Одной из них является рисование свечой. Для этого нужно раскрасить лист белой бумаги карандашами разных цветов. Затем свечой рисуем дома, звезды или какой-то другой предмет или образ. После этого закрашиваем наш рисунок акварельными красками.

Рисунок точками

Техники нетрадиционного рисования очень нравятся детям. Написание рисунка точками относится к необычному приему. Для этого берутся цветные карандаши или фломастеры и на белый лист бумаги наносятся точки. Но лучше это делать красками.

Спичку очищают от серы, наматывают на кончик кусочек ваты, окунают в краску и наносят точки.

Рисунки поролоном

У многих людей рисование красками ассоциируется с кисточкой. Но это не совсем верное суждение. Ведь вместо кисточки можно нарезать из поролона геометрические фигуры, прикрепить их к незаточенному карандашу или любой ровной палочке. Самодельная кисточка готова. Далее каждая фигурка обмакивается в краску и штампуется на бумаге. Таким образом, получаются круги, треугольники, ромбы. Из них можно составить орнамент.

Рисование мелом

Дети любят, когда в их жизнь вносится разнообразие. Сделать это можно с помощью обыкновенного мела или угля. Они хорошо ложатся на асфальт, керамическую плитку, камни, фарфор. Емкие изображения сюжетов хорошо рисовать на асфальте.

Если работа не закончена, можно продолжить на следующий день. Конечно, могут быть и разочарования, если пойдет дождь и смоет весь рисунок. По нарисованным сюжетам дети составляют целые рассказы. На керамической плитке удобно изображать мелкие предметы, узоры. А вот на больших камнях - головы сказочных животных.

Оттиск

Обычным в использовании материалом - картофелем - можно изобразить на бумаге животных. Для этого нужно сделать из овоща печатку. Картофель разрезают пополам и на гладкой стороне ручкой рисуют животное или предмет. Затем кончиком ножа аккуратно вырезают по контуру на высоту 1,5 сантиметра, приделывают рукоятку и печать готова. Ребенок прикладывает печатку к поролону с краской, затем оттиск наносит на бумагу. Если цвет краски нужно сменить, берется другая печатка и поролон. Эта техника рисования особенно нравится детям. Ведь один и тот же предмет можно изобразить насколько раз, и составить из него целую композицию.

Отпечатки листьями

Проводя занятия с детьми, можно применять самые разнообразные нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Ранней весной, когда на деревьях распускаются молодые клейкие листочки, и поздней осенью, когда они меняют цвет и опадают, ребенок с интересом наблюдает за ними. Поэтому, когда на занятиях детям предлагается отпечатать самый настоящий листок березы или клена, они это делают с огромным удовольствием. Сначала нужно покрыть листок краской, а затем окрашенной стороной приложить к белой бумаге. Всякий раз следует брать другой листок. Так прожилки лучше будут отпечатываться. Если черешка нет, не беда. Его можно легко нарисовать кисточкой.

Раздувание краски

Если нужно изобразить кустарники, деревья, необычные сказочные растения или кораллы, используют эту технику. На лист бумаги нужно капнуть краску и с помощью трубочки для коктейля раздуть ее в соответствии с предполагаемым изображением. Рисунок получается ярким, выразительным. Эта техника особенно подходит для тех детей, которым с трудом дается выражение своего творчества через линию.

Рисуем на мокрой бумаге

Виды нетрадиционных техник рисования настолько разнообразны, что для каждого ребенка индивидуально можно подобрать наиболее интересный и увлекательный для него метод. Одним из таких является изображение рисунка на мокрой бумаге. Дело в том, что до недавнего времени считали возможным рисовать только на сухой бумаге, так как разбавленная водой краска и так ее увлажняет.

Но существуют такие сюжеты, образы, предметы, в которые нужно внести расплывчатость, неопределенность. Например, туман, приснившийся сон, ночь. Однако бумага не должна быть излишне влажной, иначе рисунок не получится. Всю бумагу окунать в воду не нужно. Достаточно намочить кусочек ваты, отжать его и провести по поверхности листа или отдельным его частям. Бумага подготовлена к работе, можно приступать к изображению образов.

Рисование с помощью рук

Дети старшей группы детского сада с удовольствием обучаются такому методу нетрадиционного рисования. Ведь в работе используются пальчики, которые ребенок опускает в гуашь и начинает рисовать ими без всякой кисточки. Каждый пальчик можно окунуть в краску разного цвета. Таким образом, получается целый набор кисточек. А если окрасить краской ладонь и приложить ее к бумаге, на ней останется отпечаток.

Ребята сами придают изображению желаемые формы. Они с легкостью превращают его в дракона, бабочку, у кого, на что фантазии хватает. Выполняя это задание, дети делают разные движения руками: промакивают, прихлопывают, размазывают.

Рисунок тканевым тампоном. Мастер-класс по теме

Такая форма проведения занятий в детском саду привлекает детей, их родителей и воспитателей. С огромным удовольствием желающие посещают мастер-класс. Нетрадиционные техники рисования всегда интересны своей загадочностью и новизной. Если темой мастер-класса обозначить рисование пейзажа в черно-белом цвете, то для работы понадобится гуашь соответствующего цвета, кусочки хлопчатобумажной ткани, белый лист бумаги, клей ПВА, цветной картон, ножницы.

Итак, начинаем работать. Сминаем ткань и делаем из нее тампон такого размера, чтобы удобно было его держать. Это и будет вашей кисточкой. Обмакиваем ее в черную краску и на листе бумаге проводим горизонтальную линию. Она является горизонтом, то есть, отделяет небо от земли. Чем выше эта линия, тем больше пространства открывается взору.

Продолжаем рисование нетрадиционной техникой. Будем изображать лес на удаленном расстоянии. Для этого хаотичными примакивающими движениями печатаем кустарники и деревья от линии горизонта вверх. Всегда нужно помнить, что предметы на переднем плане всегда крупнее и отчетливее, чем на дальнем. Это правило распространяется и на нетрадиционные техники рисования. Картинки тогда получаются красивыми, изображенные на них предметы становятся похожими на настоящие.

Теперь заполняем передний план и рисуем линию берега способом протяжки слева направо. Все тем же тампоном печатаем кустики, затем способом размазывания рисуем тучки и облака на небе. Далее изображаем рябь на озере, солнышко и его отражение в прозрачной воде. Рисование нетрадиционной техникой закончено. Картинка готова.

Разделы: Работа с дошкольниками

Это правда!
Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!
Э. Успенский.

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий.

Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием способствует разнообразному развитию ребенка.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Для развития творчества детей необходимо определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут, речь идет о целенаправленном обучении богатого художественного опыта. Педагог - удивительная творческая личность, способная воспитывать творчески развитого ребенка. И любовь к искусству, которую педагог прививает своим подопечным в детстве лейтмотивом пройдет через всю жизнь, обогащая её яркими позитивными эмоциями. Обучение должно начинаться уже в дошкольном детстве. Опыт работы убедил меня, что положительное влияние на развитие детского творчества оказывает обучение детей нетрадиционным техникам изображения.

Значение и ценность нетрадиционного изображения, безусловно, положительно влияет на лечение эмоциональных расстройств. Такая своего рода терапия помогает детям с заторможенным психическим развитием. Известно: что такие дети не проявляют интерес к рисованию, у них рассеянное внимание, плохая координация, импульсивное, небрежное выполнение изображения Они рисуют, не всегда то, что видят и знают, обычно изображение возникает спонтанно, с элементами эмоционального настроения.

На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети учатся, не боятся, а это немало важный фактор. Учить таких детей нужно начиная с простейших предметов постепенно по мере приобретения навыков и опыта. Переходя к рисованию более сложных предметов. Не надо настаивать на соответствии цвета, что может смутить ребенка и возможно повлиять на его желание рисовать.

Также необходимо формировать связную речь. Для этого рекомендуем использовать на занятии короткие потешки и песенки. Повторяя хором песенки или четверостишия несколько раз при этом развивая память, внимание, а также активизируя словарный запас.

Например:

Первые пушинки, первые снежинки
В воздухе кружатся.
И на землю тихо, падают, ложатся.

Елочка, елочка
Зеленая иголочка…и т.д.

Благодаря многократному повторению с незатейливой мелодией дети быстро запоминают и сосредотачивают свое внимание на объекте, приобретая уверенность, становясь более раскрепощенными в творчестве. Кроме того в процессе практической деятельности создаются неограниченные возможности для спонтанного речевого общения между педагогом и детьми.

Рекомендуем проведение пальчиковой гимнастики каждый раз до занятия или в виде обыгрывания темы занятия. В конце занятия, подводя итог все достижения ребенка необходимо приветствовать, а не подавлять, вопросы критики только помешают педагогическому процессу. Со временем, когда дети усвоят нетрадиционные способы получения графических изображений можно обучать смешанным техникам изображения и их вариативностью. Предлагаем несколько видов нетрадиционных художественно графических техник для обучения детей с 5 – 7летнего возраста с задержкой психического развития. Очередность расположения связано с последовательностью обучения.

Нетрадиционные художественно-графические техники

Способы получения изображения

1. «Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.

Рисунок 1

Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пальцевой живописью получаются рисунки в младших группах, в старших группах можно сочетать и другими техниками.


Рисунок 2


Рисунок 3

2. «Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи


Рисунок 4

3. «Рисование методом тычка» - (ватным тампоном) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.


Рисунок 5

«Тычок (жёсткой полусухой кистью)» - используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется по бумаге, держа вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.


Рисунок 6

4. «Оттиск пробкой» - используются различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места).


Рисунок 7

5.«Оттиск печатками из картофеля» - из картофеля заготавливаются заранее печатки. Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски


Рисунок 8

6. «Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом» - способ получения изображения одинаков, что и выше перечисленный. Правило – не используется вода.


Рисунок 9

7. «Кляксография» - капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.


Рисунок 10

8. Вариант 2 . Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.


Рисунок 11

Вариант 3 . (Раздувание краски). Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.


Рисунок 12

Вариант 4. (Кляксография с ниточкой) - нитки по 25-30 см сложенные вдвое обмакивают в разные краски (гуашь) кладут на лист бумаги, прикладывают другим листом и выдёргивают нить. Недостающие детали дорисовываются. (Нитки можно использовать разной толщины и фактуры.) дорисовать недостающие детали.


Рисунок 13

9. «Печать по трафарету» - поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.


Рисунок 14

10. «Рисование по мокрой бумаге ». Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.


Рисунок 15

Вариант 2 при помощи губки плотная бумага смачивается водой. Затем акварельными мелками торцом или плашмя наносится рисунок. При высыхании бумага смачивается.

Вариант 2. (Размытый рисунок ) рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (в тумане, дождливый день.)

11. «Набрызг» - (рисование зубной щёткой). На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д.


Рисунок 16

12. «Монотопия» - (отпечаток)- лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.


Рисунок 17

Вариант 2. «Монотопия предметная» - В такой же технике можно изображать деревья, цветы, бабочек, стрекоз. Когда высохнет из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку или др. изображение


Рисунок 18

Вариант 3. Краска наносится на кусочек целлофана, бумаг или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается. В зависимости от размера пятна и направления растирания получаются различные изображения.

13. «Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.


Рисунок 19

14. «Обрывание бумаги» – отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.


Рисунок 20

15. «Проступающий рисунок» - (восковые мелки + акварель). Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.

Правило - должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него был чётким, ярким. Акварелью закрашивать быстро, стараясь не проводить много раз по одному месту.


Рисунок 21

16. «Знакомая форма» - («новый образ») – карандашом обводится выбранный предмет (ножницы, очки, вилка, степлер, ложка и т.д.). Затем превращают его во что-то другое, путём дорисовывания любыми подходящими материалами. можно обновить любые предметы, а также кисти рук и ступни ног.)

Вариант 2. (ожившие предметы ). Изображаются разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т.д. Которые, вдруг «ожили». При этом сохранить форму рисуемых объектов, придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды бантики, галстуки, шляпки и др.


Рисунок 22

17. «Шаблонография» – данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических форм он состоит.

Правило – начинать создание объекта с самой крупной формы и только потом переходить к деталям. Шаблон необходимо прикладывать к листу одной рукой, стараясь не сдвигать его, а другой карандашом обводить его вокруг.

Совет: готовую композицию выполнять в цвете при помощи цветных карандашей (если дорисовка выполняется восковыми карандашами можно раскрасить акварелью или гуашью).


Рисунок 23

18. «Граттаж» (гравюра) – натирается свечой лист бумаги (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом - создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.

Вариант 2 . На плотной бумаге рисуются разноцветные мазки (или фон в 2-3 цвета). Затем рисунок натирается свечой и закрашивается тушью. Рисунок процарапывают стекой или острой палочкой. В этом случае рисунок получается цветной.


Рисунок 24

19. «Фотокопия» - рисунок находится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки


Рисунок 25

20. «Пластилинография» - пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.


Рисунок 26

21. «Витраж» (клеевые картинки) – клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для подсыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило – клеевой контур должен обязательно подсохнуть. Одним цветом несколько участков в разных местах, а только после этого менять цвет.

Вариант 2. Контур для витража можно заменить масляными или восковыми мелками, что не позволит краске растекаться и смешиваться.


Рисунок 27

Литература

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

2. Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.

3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).

Удивительные образовательные и творческие плоды дает рисование нетрадиционной техникой в детском саду. Максимально облегченные и стопроцентно привлекательные для детей занятия оригинальной живописью позволяют быстро и с энтузиазмом получать результаты. В считанные минуты при помощи красок, кистей, мокрой бумаги, клея, пластилина, восковых мелков, пальцев, поролона, пенопласта, ваты, пробок, щеток, соломинок, природных материалов и любых других предметов можно создать настоящие шедевры.

Польза нетрадиционной техники рисования для детей

Занятия нетрадиционным изобразительным искусством с детьми, посещающими младшую, среднюю и старшую группы детских дошкольных учреждений положительно отражаются на личности каждого из них. Чем полезны и что конкретно дают необычные техники рисования растущим членам общества:

  • развитие чувства уверенности в своих силах;
  • нейтрализация различных страхов, которые часто беспокоят дошкольников по причине психотравм или повышенной тревожности;
  • развитие пространственного мышления;
  • обучение ребенка свободному выражению своих творческих идей;
  • ознакомление и интересная работа с разными природными и подручными материалами;
  • развитие мелкой ручной моторики;
  • получение огромного количество позитивных эмоций и эстетического удовольствия на занятиях;
  • настройка детей на поиск свежих творческих решений;
  • развитие восприятия цветов, объема и фактуры композиции;
  • расширение способностей к здоровому фантазированию и творческому воображению.
рисование нетрадиционной техникой - оригинальный способ развития детей

Идеи нетрадиционных техник рисования для детского сада

Нетрадиционная живопись пальцами для детей

Краски находятся в плоских емкостях, также потребуется вода; для каждого пальчика - свой цвет. При наличии старания и вдохновения можно создать красивые композиции.

Отпечатки листьев

Для работы над пейзажами потребуется набор листьев разных растений. Краской заполнить всю площадь листа, потом без сдвига плотно прижать обработанную часть к листу, необходимые детали дорисовываются кисточками.

Рисование штампом из ваты

Ватные тампоны или другие подходящие мягкие предметы, рабочая часть пропитывается краской, затем методом тычка наносится рисунок. Работать можно внутри заранее созданного контура или вне такового.

Рисование жесткой кистью

Неувлажненная жесткая кисточка обмакивается в краску и производится легкий удар по бумаге. Таким методом наносятся желаемые формы, которые получаются необычной колючей либо пушистой фактуры.

Необычное рисование пробкой-печатью

Можно применять крышки и пробки разных размеров, рабочая часть вначале прижимается к пропитанной краской штемпельной подушке, затем к листу. При необходимости меняется цвет, значит, берется другая подушечка и пробка.

Нестандартное рисование оттисками

Из сырых клубней картошки нужно сделать несколько штампов любой формы. Ребенку остается только прижать печать к густой краске в емкости, обтереть излишки о края, и нанести оттиск на рисунок, также композиция дорабатывается кистью. По такому же принципу можно сделать отпечатки без воды с использованием пенопласта, поролона, куска помятой бумаги. Также можно штамповать по трафарету.

Мокрое рисование

На смоченном водой листке, при помощи кистей или пальцев, получаются туманные размытые изображения. Для прорисовки деталей нужно высушить рисунок или воспользоваться густой краской.

Техника рисования-аппликации

Любые кусочки бумаги надо интенсивно сминать и при помощи клея присоединять к листу. В итоге получается объемная картинка.

Рисование брызгами

Пропитав старую зубную щетку смесью ПВА+гуашь, художественной тушью или краской, надо проводить по щетине палочкой. Производя набрызг, можно создать много красивых композиций.

Проявляющиеся рисунки

Прежде чем начать такое рисование нетрадиционной техникой в детском саду, на листе создается четкий жирный контур восковыми мелками. Когда быстро наносится верхний слой акварелью, основная композиция красиво проступает, с линий воска скатываются краски.

Рисование шаблонами

Чтобы изобразить тот или иной объект, обводится несколько заготовленные геометрические шаблоны. Для создания гармоничной картины, нужно представить, какими формами она представлена.

Оригинальное рисование пластилином

Для пластилинографии потребуется опустить пластилин в горячую воду. На картоне, где заготовлен фон и необходимые контуры, создается рисунок посредством прижимания кусочков пластилина и размазывания их пальцами.

Необычное рисование кляксами

Суть кляксографии заключается в том, чтобы капнуть краской на бумагу, согнуть ее пополам, немного прижать для распределения краски. Раскрыв лист и пофантазировав, на что похож результат, можно подрисовать нужные элементы.

Рисование с выдуванием краски

Берется подходящая тонкая соломинка, через которую ребенку предстоит дуть, разгоняя краску в нужных направлениях. Дополнительные детали прорисовываются кистью.

Оригинальное фантазийное рисование

Абсолютно любые предметы кладутся на бумагу, обводятся по контуру. Потом к этим формам добавляются элементы так, чтобы получить новые объекты, не похожие на исходные образцы.

Живое рисование

За основу берутся обязательно неодушевленные предметы из предпочитаемой сферы, например, растения, посуда, еда, транспорт или одежда. Задачей детей является оживление этих рисунков путем добавления глаз, носа, рук, ног, рта и других присущих живым организмам деталей.

Воспитатель детского сада или родители могут подключить фантазию и использовать свои уникальные методы рисования. Нестандартный подход к образовательной и творческой деятельности всегда радует и вдохновляет детей.

Доброго времени суток, дорогие друзья! На связи Сухих Татьяна. Хочу немного углубить тему: нетрадиционные виды рисования в детском саду. К сожалению, не все родители понимают, насколько важно не только давать в руки малышу привычный карандаш или кисть, но и позволять отходить от канонов и мотивировать на эксперименты. Только в этом случае вам удастся вырастить смелую личность с разносторонними интересами.

И если в садике у воспитателя просто нет физической возможности показать ребятам все способы рисования, лепки, аппликации, то у родителей для одного-двух детей время должно найтись. Как вас убедить, что искусство изображать предметы, не основываясь на традиции, – это путь ребенка к успеху в жизни? Возможно, вас убедит тематическая литература?

«УчМаг» организовал заманчивое предложение: пополните личный счет и бесплатно сможете посетить офлайн-семинар «Классические и нетрадиционные материалы в детском изобразительном творчестве». Советую коллегам и активным родителям воспользоваться такой возможностью!

«Лабиринт.ру» подготовил отличную подборку книг. Все, что вас интересует про использование нетрадиционных техник в ИЗО, вы найдете на этом портале.

«OZON.RU»поможет сориентироваться во всем разнообразии нестандартных методик. Так, советую такие книги:

«Рисуем пальчиками» – методика обучения деток 1-3 лет этому увлекательному виду творчества;

«22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» – методическое пособие для воспитателей и руководителей художественных студий, а также для родителей, которые хотят приобщить своих детей к миру искусства;

«Оригинальные техники изобразительной деятельности» – здесь представлены 60 описаний занятий с дошкольниками. В пособии демонстрируются всевозможные виды нетрадиционных техник и способы использования необычных материалов для творчества;

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» –книгу в первую очередь оценят детские логопеды и родители деток со слаборазвитой моторикой пальцев.

Почему важно предоставлять ребенку возможность экспериментировать?

Меня так увлекает данная тема, что я думаю, мое самообразование как педагога обязательно должно охватить все нетрадиционные техники рисования и их влияние на развитие детей. Как вы считаете?

Итак, что дает ребенку необычное рисование?

  • Эстетическое удовольствие от процесса и результата;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Полет фантазии и развитие воображения;
  • Мотивация к поиску новых способов изобразить задуманное;
  • Возможность выразить свой взгляд на мир;
  • Дает свободу и воспитывает смелость;
  • Развивает чувство композиции, цветовосприятия, ритма, колорита;
  • Дает четкие понятия о форме и фактуре предметов;
  • Расширяет кругозор;
  • Взращивает интеллект и нестандартное мышление;
  • Тренирует пространственное мышление;
  • Показывает методы использования разнообразных материалов;
  • Дает уверенность в своих способностях и силах.

Вы знаете, что по нетрадиционному рисованию проводится психологическая диагностика ребенка? С помощью специальной методики можно определить, насколько развито воображение, фантазия, технические навыки у дошкольника и в дальнейшем делать упор на коррекции некоторых проявлений.

Что говорить, актуальность нетрадиционных техник в воспитании современного ЧЕЛОВЕКА – высока. Намного больше возможностей получает воспитатель или родители, если использует нестандартный подход в обучении ребят изобразительному искусству.


Я уже в статье «Необычные способы рисования: не бойтесь экспериментировать!» подавала на ваше рассмотрение список нестандартных техник, но еще в моем арсенале «завалялись» несколько эксклюзивных секретов.

Как внести креатив в занятия по рисованию?

В предложенном мною списке не указаны интересные техники – рисование птичьими перышками и мыльными пузырями.

Если макать в краску перышко, а потом водить им по бумаге, получаются очень красивые плавные линии, из которых можно создать узор. Также этим способом можно изображать травку, крону деревьев, хвост Жар-Птицы и все, что требует тонкости исполнения.

С мыльными пузырями немного сложней: нужно смешать краску (гуашь) и моющее средство или шампунь. Пузырек хорошо взболтать, чтобы получить высокую пену. Когда цветная пена поднимется, приложить к ней лист бумаги – получится забавные отпечаток. Угадываем, что он нам напоминает, и дорисовываем нужные детали.

Наконец, все техники нам известны, нужно еще придумать, как заинтересовать малышей.

Предлагаю разнообразить ваши занятия с малышом следующими способами:

  • Рисование в паре. Это очень интересно и весело! Берется сдвоенный лист бумаги или длинный кусок рулонной бумаги. Предлагаем ребятам изображать каждый свое или общий сюжет. В любом случае – результат вызовет позитивные эмоции, плюс – дети получат навыки работы в паре;
  • Рисование с секретом. Это целый аттракцион! Удобно делать это в компании взрослого. Смысл в следующем: взрослый рисует часть какого-то предмета или туловища животного, растение и т.п. Листок сгибается так, чтобы прикрыть примерно треть рисунка. Ребенок должен продолжить рисовать, ориентируясь на видимую часть. Развернув готовый рисунок, получим порой очень неожиданный и смешной результат!
  • Автопортрет. Хотя это традиционный сюжет в живописи, но дети редко себя изображают. А зря. Это действительно может получиться интересный проект – используя разные техники, дети рисуют себя такими, какими себя воспринимают. Вы сможете очень понять, что малыш думает о самом себе и какова его самооценка.
  • Рисуем на камешках. Поистине нетрадиционное рисование, живопись на морской гальке сегодня очень популярна. Я вот посмотрела интересный мастер-класс и вдохновилась, наконец, вместе с сыном разрисовать плоские камешки. Но можно использовать любые породы, хоть и керамзит, который по форме напоминает разных маленьких существ.


  • Рисунки-коллажи – используются разные техники для создания цельной композиции. Допустим, деревья изображаем в технике оттиск с сухих листьев, траву – пальчиковая живопись, цветы – метод сухого тычка и т.п.
  • Рисуем с дождем. Скучно ребенку, если идет дождь и не выйти на улицу? Самое время рисовать с дождиком на пару. Это очень прикольно – ставим на бумагу «жирные» кляксы разного цвета так, чтобы заполнился весь лист бумаги. Затем выставляем рисунок под дождь и наблюдаем за мокрым творчеством. Получится интересный эффект мокрого рисунка.

Что можно нарисовать с детьми с помощью альтернативных техник?

Предложите ребятам интересное занятие – рисование цветов нетрадиционными способами. Давайте попробуем изобразить большую клумбу, используя техники, который я вам описала.

Например, астры удачно получатся, если их рисовать перышками. У этих цветочков пышные и остролистые бутоны как раз подходят для этого способа. Также их можно изобразить зубьями вилки. Кстати, вилкой с тремя зубьями отличные получаются тюльпаны. Нужно поставить отпечаток не только зубьев, но и основания.

Сухой тычок отлично справится с гладиолусами, а крупные веточки мимозы, ландыши, сирени лучше рисовать пальчиками. Если сделать штампы из картофелины, то у ребенка получится нарисовать любые цветочки. Красивые отпечатки выходят от донышка пластиковой бутылки – напоминают цветок.

Очень мне нравится использовать с детками нетрадиционные техники для изображения зимы.


Здесь подойдет вообще любая из названных мною ранее техник. Красиво выглядят рисунки белой краской на голубом, синем и черном фоне. Если использовать нитки, то можно изобразить вьюгу. Рисование солью, манкой, сахаром – идеально для снежных холмов и заснеженных деревьев.

Макая поролоновую губку в белую гуашь, легко нарисовать зимний пейзаж. Круто выходит, если рисовать зубной щеткой. Снегопад изобразим набрызгом, пальчиками, ватными палочками.

Снежинки – штампами их картошки, вилкой, перышком, а также в технике кляксография…

Перечислять что и как можно рисовать, нет смысла, по-моему. Главное – ваше желание вместе с ребенком приобщиться к многогранному миру изобразительного искусства!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!



Последние материалы сайта