Федеральные законы о школьных музеях. Положение о музее образовательного учреждения Московской области (школьном музее). Цели и задачи паспортизации школьных музеев

05.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Утверждаю

Директор СОШ с. Алкино-2

______________________________

Приказ № от 20___г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном музее

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа с. Алкино-2 муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан

  1. Общие положения

1.1. Школьный историко-краеведческий музей является структурным подразделением Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Алкино-2 муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (далее – Школа), действующей на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», Закона «Об образовании в Республике Башкортостан», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде и музеях Российской Федерации».

1.2. Историко-краеведческий музей является систематизированным, тематическим собранием музейных предметов и музейных коллекций – памятников истории, культуры сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.

1.3. В основе поисковой и исследовательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.

1.4. Руководство музеем осуществляется руководителем музея назначаемого приказом директора школы.

1.5. Музейные предметы и музейные коллекции школьного музея являются неотъемлемой частью культурного наследия народов. Они подлежат учету и хранению в установленном порядке.

1.6. Профиль, программа, функции музея интегрируются с воспитательной системой школы и определяются ее задачами.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея – историко-краеведческий.

2.2. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры

поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейного фонда – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты). Основными экспозициями музея являются: «История основания села и его история», «История школы», « Село в годы Великой Отечественной войны», «Пограничные войска», «Афганская и другие войны».

2.7. Учёт и регистрация школьного музея осуществляется в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

3. Цели и задачи

3.1. Музей - организуется в целях:

Гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

Расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;

Формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

Развития познавательных интересов и способностей детей и молодежи;

Развития социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;

Овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

Активного освоения обучающимися историко-культурной среды

3.2. Задачи музея:

Развитие интереса к истории с. Алкино-2 через краеведческую деятельность;

Организация досуга школьников;

Организация социальной практики через поисковую, исследовательскую деятельность;

Выявление, сбор, хранение и изучение музейных предметов и музейных коллекций;

Внедрение модульной организации дополнительного образования;

Развитие сетевого взаимодействия проектно-педагогических команд, детей, родителей, создание информационно-коммуникативного пространства основных субъектов воспитания и дополнительного образования (другие музеи, архивы, библиотеки и др.);

Организация активной экскурсионно-массовой работы с обучающимися и населением

села;

Формирование детско-взрослого актива, создание органов самоуправления – актива музея.

4. Функции и основные направления деятельности

4.1. Основными функциями музея являются:

Создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительной деятельности школы музейными средствами и методами;

Организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы;

Осуществление массово-организационной, культурно-просветительной, методической, информационной, издательской деятельности;

Документирование процессов и явлений, соответствующих профилю и основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку;

Постоянное развитие экспозиционно-выставочной работы.

4.2. Основными направлениями деятельности музея являются:

Комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов;

Экспозиционно-выставочная работа;

Образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа.

5. Организация деятельности музея

Создание школьного музея является целенаправленной, творческой поисково-

исследовательской работы школьников по теме, связанной с историей школы, а также с историей и культурой с. Алкино-2.

Вышеперечисленное возможно при наличии:

Актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;

Руководителя-педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;

Собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определенного профиля;

Экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению, современным требованиям;

Помещения и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа;

Положения музея, утверждённого директором школы.

Учёт и регистрация школьного музея осуществляется в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

6. Учет и обеспечение сохранности фондов

6.1. Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, вспомогательный фонды музея.

6.2. Все поступающие в музей предметы музейного значения подлежат актированию вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.), постоянной или временной формы хранения.

6.3. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также производятся путем актирования.

6.4. Все предметы, отнесенные к Основному фонду, подлежат обязательной записи в Книге поступлений (Инвентарной книге). Книга поступлений (Инвентарная книга) музейных предметов храниться постоянно в школе.

6.5. Все предметы основного фонда, зарегистрированные в инвентарной книге, подлежат вторичному учету с заполнением Инвентарных карточек на каждый музейный предмет.

6.6. Фонд вспомогательных материалов (копии, макеты, диаграммы и т.п.) учитываются в отдельной книге учета.

6.7. Не экспонируемые в данный момент музейные предметы и архивные материалы хранятся в экспозиционных помещениях, в шкафах, обеспеченных запирающими устройствами.

7. Руководство деятельностью музея

7.1. Ответственность за деятельность музея несет директор школы, общее руководство – заместитель директора по учебно-воспитательной работе или воспитательной работе.

7.2. Непосредственное руководство практической работой Музея осуществляет его руководитель, назначенный приказом директора школы.

7.3. Перспективное планирование организует Совет музея. Совет музея формируется из представителей педагогической, родительской и ветеранской общественности.

7.4. В целях оказания помощи музею организуется актив музея из числа обучающихся школы.

7.5. Деятельность музея и эффективность его использования в образовательно-воспитательном процессе обсуждается на педагогическом совете школы.

8. Содержание работы

8.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с общими и конкретными образовательно-воспитательными задачами школы, в структуре которого функционирует музей.

8.2. Ежегодное и перспективное планирование ведется по всем основным направлениям музейной деятельности - комплектованию, учету, хранению и описанию фондов музейных предметов, экспозиционно-выставочной работе, образовательно-воспитательной и культурно-просветительной работе.

8.3. В соответствии с планом работы руководитель музея, формирует секции, отделы, рабочие группы по каждому направлению, которые осуществляют:

Систематическое, постоянное комплектование, изучение и обработку фондов музея, осуществляя проектную, экспедиционную, поисковую и исследовательскую работу, организуя устойчивые связи с различными административными, общественными организациями, научными и культурно-просветительными учреждениями;

Создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок, как в самой школе, так и за ее пределами, в том числе в сотрудничестве с другими музеями;

Презентации музея в процессе участия в различных смотрах и конкурсах;

Образовательно-воспитательную и культурно-просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся, родителей и ветеранской общественности, а также населения села;

Освоение историко-культурной окружающей среды обучающимися путем организации походов, экскурсий по селу, посещения музеев, театров, выставочных залов, памятных мест;

Популяризацию итогов всех направлений своей деятельности через средства массовой информации и Интернет.

8.4. Посещение музея, проведение экскурсий и других мероприятий фиксируется в журнале (книге) посещений музея.

9. Прекращение деятельности музея

9.1.Вопрос о прекращении деятельности музея, а так же о судьбе его музейных собраний решается директором школы по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

9.2 . Для передачи фондов школьных музеев в государственный или общественный музей создаётся специальная музейная комиссия. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в музее, вместе со всей учетной и научной документацией актируются и опечатываются.

Положение рассмотрено и принято на заседании Педагогического совета школы, протокол №________от__________________20___г.


Приложение

к приказу

от 01.01.2001 г. № 000

Положение

о музее образовательного учреждения

(школьном музее)

1. Общие положения

1.1. Музей образовательного учреждения (далее – школьный музей) – обобщающее название общественных музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Московской области независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в частности учета и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации».

1.2. Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием предметов истории, культуры и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами.

В основе поисковой и собирательской деятельности школьного музея лежит краеведческий принцип. Тематика школьного музея Московской области тесно связана с историей родного края.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности школьного музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в школьный музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание – научно-организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектация музейных фондов – деятельность школьного музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Инвентарная книга – основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Цели и задачи

Школьный музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

3.1. Школьный музей способствует:

Воспитанию у обучающихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

Приобщению обучающихся к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве исторических и культурных памятников;

3.2 Задачами школьного музея являются:

Использование культурных ценностей для развития обучающихся;

Содействие в организации проведении учебно-воспитательного процесса;

Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;

Активная экскурсионно-массовая работа с обучающимися, населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями ;

Формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

Организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

Текущая работа может включать в себя:

Изучение литературно-исторических и других источников по соответствующей профилю музея тематике;

Систематическое пополнение фондов и библиотеки школьного музея путем активного поиска в туристских походах, экскурсиях;

Ведение четкого учета фондов в инвентарной книге, обеспечение сохранности музейных предметов;

Создание и обновление экспозиции, выставки;

Проведение экскурсионно-лекторской и массовой работы для обучающихся и населения;

Установление связей с государственными музеями соответствующего профиля, участие в их работе или выполнение работ по их заданию;

Установление и поддерживание связей со школьными музеями соответствующего профиля;

Проведение обучения членов музейного актива по утвержденной учебной программе.

5.4. В целях развития ученического самоуправления, а также для решения текущих вопросов деятельности школьного музея может создаваться Совет музея из числа его активистов.

5.5. В целях более четкой организации работы школьного музея могут создаваться рабочие группы из числа обучающихся: поисковая, фондовая (по обработке фондов), экскурсионная, лекторская, экспозиционная и др.

5.6. В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

5.7. Организационно-методическое руководство деятельностью школьных музеев Московской области осуществляет Центр развития творчества детей и юношества Министерства образования Московской области (далее - ГОУ МО ЦРТДиЮ).

6. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея

6.1. Учет музейных предметов собрания школьного музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

Учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге установленного образца (прошнурованной, пронумерованной и опечатанной) и заверенной муниципальным органом управления образованием.

Учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

6.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность школьного музея производится учредителем школьного музея. Изъятие и иное отчуждение музейных предметов и музейных коллекций может быть осуществлено лишь в соответствии с законодательством Российской Федерации .

6.3. Ответственность за сохранность фондов школьного музея несет директор образовательного учреждения и руководитель школьного музея.

6.4. Памятники истории и культуры, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение в соответствующий государственный музей, либо вообще не могут быть включены в фонды школьного музея.

6.5. Хранение в школьных музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

6.6. Хранение в школьных музеях огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

7. Реорганизация (ликвидация) школьного музея

7.1. Вопрос о реорганизации либо ликвидации школьного музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем музея по согласованию с районной (городской) комиссией по паспортизации школьных музеев, а также вышестоящим муниципальным органом управления образованием.

7.2. О решении ликвидировать либо реорганизовать школьный музей сообщается в Областную комиссию по паспортизации школьных музеев при ГОУ МО ЦРТДиЮ.

7.3. Свидетельство школьного музея при ликвидации передается в Областную комиссию по паспортизации школьных музеев ГОУ МО ЦРТДиЮ.

7.4. В случае ликвидации школьного музея все подлинные материалы должны быть переданы в государственный музей.

7.5. Для передачи фондов школьных музеев в государственный музей создается специальная музейная комиссия.

Приложение

к приказу

от14.09.2005 № 000

Положение

о паспортизации школьных музеев

Московской области.

1. Цели и задачи паспортизации школьных музеев

Паспортизация школьных музеев Московской области (далее – паспортизация) имеет следующие цели и задачи:

1.1. Формирование и упорядочение сети школьных музеев в Московской области, присвоение им звания «Школьный музей» на основании единых критериев, вручение каждому музею номерного свидетельства установленного образца.

1.2. Постановка конкретных задач перед каждым школьным музеем по дальнейшему развитию и совершенствованию работы, участия во всероссийском движении «Отечество».

1.3. Повышение идейного и научного уровня содержания экспозиций, улучшение их тематической структуры, организации учёта и хранения собранных материалов, повышение эффективности использования музеев в учебно-воспитательном процессе, совершенствование общественной деятельности школьных музеев.

1.4. Выявление и постановка на учёт в государственный музейный фонд наиболее ценных экспонатов школьных музеев.

1.5. Обобщение и распространение опыта работы лучших школьных музеев.

1.6. Создание единой базы данных школьных музеев Московской области.

2. Порядок проведения паспортизации

2.1. Паспортизация школьных музеев в Московской области проводится постоянно действующей Областной комиссией по паспортизации школьных музеев (далее – Областная комиссия), утверждённой приказом по Центру развития творчества детей и юношества Министерства образования Московской области (ГОУ МО ЦРТДиЮ).

2.2. Областная комиссия определяет порядок и сроки паспортизации, рекомендуемый состав районной (городской) комиссии по паспортизации школьных музеев, а также состав и формы необходимой документации.

2.3. Аттестация школьного музейного формирования на звание «Школьный музей» производится постоянно действующей районной (городской) комиссией по школьным музеям, создаваемой приказом по муниципальному органу управления образованием.

2.4. В состав районной (городской) комиссии по школьным музеям могут входить:

Председатель комиссии - представитель муниципального органа управления образованием;

Члены комиссии: представитель Совета ветеранов; представитель общества краеведов; представитель государственного музея; специалисты муниципального органа управления образованием; директора школ; специалисты учреждений дополнительного образования детей, опытные руководители школьных музеев.

2.5. В соответствии с «Примерным положением о музее образовательного учреждения (школьном музее)» и данным «Положением о паспортизации» районные (городские) комиссии по школьным музеям подробно знакомятся с деятельностью каждого вновь созданного школьного музея, в случае необходимости оказывают ему необходимую методическую помощь, делают заключение о состоянии работы музея и о возможности аттестации его на звание «Школьный музей».

Районные (городские) комиссии по школьным музеям осуществляют постоянный контроль за деятельностью школьных музеев, оказывают им необходимую помощь, проводят плановую работу, организуют смотры и конкурсы школьных музеев.

2.6. Звание «Школьный музей» может быть присвоено тем музеям, работа которых соответствует следующим требованиям:

2.6.1. Наличие фонда материалов (основной фонд), собранных учащимися в процессе поисково-исследовательской работы в соответствии с профилем музея.

2.6.2. Наличие тематически стройной экспозиции, достаточно глубоко и полно раскрывающей профиль музея.

2.6.3. Наличие необходимого помещения и оборудования, обеспечивающего хранение и показ собранных материалов.

2.6.4. Наличие постоянного актива из числа обучающихся, ведущего систематическую работу по комплектованию фондов, учёту, хранению, показу и демонстрации материалов музея.

2.6.5. Наличие приказа руководителя образовательного учреждения о создании музея в подведомственном ему учреждении.

2.6.6. Наличие устава (положения) музея, утвержденного руководителем образовательного учреждения.

2.6.7. Наличие оформленных инвентарных книг регистрации основного и вспомогательного фондов (пронумерованные, прошнурованные и заверенные печатью образовательного учреждения).

2.6.8. Максимальное использование работы музея в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

Учитываются также публикации в прессе о музее и по материалам музея.

2.7. Для осуществления научно-методического руководства деятельностью каждого школьного музея, районные (городские) комиссии по школьным музеям определяют шефствующие государственные музеи, организуют постановку на учёт в государственные музеи наиболее ценных экспонатов, хранящихся в школьных музеях, или передачу их на хранение в государственные музеи.

2.8. В результате ознакомления с деятельностью школьного музея и в случае положительного решения о его аттестации на звание «Школьный музей» районная (городская) комиссия по школьным музеям оформляет и направляет в Областную комиссию следующий пакет документов:

2.8.1. паспорт школьного музея (стандартный бланк);

2.8.2. акт обследования школьного музея с заключением комиссии в 2-х экземплярах (стандартный бланк);

2.8.3. учётную карточку в 2-х экземплярах (стандартный бланк);

2.8.4. представление в Областную комиссию на паспортизацию данного музея (в произвольной форме).

2.9. Первые экземпляры актов и учётных карточек хранятся в Областной комиссии, вторые экземпляры направляются в Республиканскую комиссию по паспортизации школьных музеев, где школьному музею присваивается номер по единому реестру.

2.10. На основании решения Областной комиссии музею присваивается звание «Школьный музей» и выдаётся номерное свидетельство единого образца.


Паспорт музея и номерное свидетельство хранятся в школьном музее.

2.11. Каждые 5 лет школьные музеи подтверждают своё звание (проходят переаттестацию на местном уровне и перепаспортизацию в Областной комиссии).

В это время проводится сверка фондов школьного музея.

Комиссии соответствующего уровня делают отметки о подтверждении звания «Школьный музей» в соответствующих графах паспорта школьного музея.

2.12. При подтверждении звания «Школьный музей» в Областную комиссию подается основной пакет документов (п. 2.8.) и копия свидетельства о присвоении звания «Школьный музей».

2.13. Областная комиссия периодически организует семинары для представителей районных (городских) комиссий по школьным музеям, а также проверку качества аттестации ими школьных музеев. По результатам проверки составляется акт и выносится решение о соответствии присвоения звания «Школьный музей».

В случае несоответствия предъявляемым требованиям у школьного музея изымается номерное свидетельство до устранения недостатков, после чего проводится повторная аттестация с участием представителей Областной комиссии.

3. Основные показатели работы школьного музея

3.1. При проведении аттестации школьных музеев на звание «Школьный музей», смотров и конкурсов школьных музеев, а также при подтверждении звания «Школьный музей» районным (городским) и Областной комиссиям следует руководствоваться следующими основными показателями работы школьных музеев:

3.1.1. Характеристика помещений музея. Комната, несколько комнат (отдельные или классные), актовый зал, отдельное здание. Общая площадь помещений.

3.1.2. Организация работы школьного музея. Руководитель музея (имя, отчество, фамилия, должность). Совет музея (количество и состав: обучающиеся, педагогические работники, общественники). Актив музея (количество и состав). Наличие годового и перспективного планов работы музея. Наличие учебной программы для детского актива музея. Связи с государственными музеями, общественными и шефскими организациями и учреждениями.

3.1.3. Собирательская работа. Систематичность и целенаправленность собирательской работы. Количество экспонатов, поступивших в музей, в том числе подлинных.

3.1.4. Оценка фондов музея. Количество музейных предметов, их краткая характеристика. Количество памятников истории и культуры, объектов природы, состоящих на учёте в государственном музее. Памятники, переданные в государственные музеи.

Соответствие собранных материалов профилю музея.

3.1.5. Учёт и хранение. Наличие инвентарных книг для учёта основного и вспомогательного фондов, качество и полнота записей в них.

Условие хранения подлинных материалов в экспозиции и в фондах (предохранение от сырости, выцветания, механических повреждений и др.). Шифровка экспонатов.

3.1.6. Экспозиционная работа. Наличие тематико-экспозиционного плана. Идейная направленность экспозиции и полнота раскрытия основных тем. Художественное оформление экспозиции, использование технических средств.

3.1.7. Экскурсионно-массовая работа. Количество посетителей в год. Количество проведённых в год экскурсий и лекций, их содержание, логичность и стройность изложения, выразительность. Другие виды массовой работы: тематические вечера, встречи, передвижные выставки.

3.1.8. Роль музея в учебно-воспитательной работе. Использование материалов музея на уроках, проведение учебных экскурсий. Роль музея в профориентации обучающихся.

3.1.9. Общественно-полезная работа. Исследовательская и поисковая работа. Охрана памятников истории и культуры. Охрана природы.

Перечень

документов, необходимых для паспортизации музея

образовательного учреждения Московской области.

1. Представление музея на паспортизацию от муници-пального органа управления образованием, заверенное подписью и печатью (в произвольной форме).

2. Паспорт школьного музея, заверенный печатью муници-пального органа управления (стандартный бланк).

3. Акт обследования школьного музея с заключением районной комиссии по паспортизации, заверенный печатью муниципального органа управления – 2 экземпляра (стандартный бланк).

4. Учётная карточка музея, заверенная печатью образо-вательного учреждения – 2 экземпляра (стандартный бланк).

5. Копия свидетельства о присвоении звания «Школьный музей» (при подтверждении звания «Школьный музей»).

6. Три-пять фотографий экспозиции музея.

Положение
о школьном музее

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 г.о. Пущино МО

1.Общие положения:

1.1. Школьный музей является структурным подразделением муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 г.о. Пущино МО, созданным для изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

1.2. Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом РФ от 04.01.2013 г «Об образовании в РФ», Законом РФ от 26.05.1996 г №54-ФЗ «О музейной фонде РФ и музеях в РФ», письмом Минобразования России от 12.03.2003 г № 28-51-181|16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» и настоящим Положением.

1.3. Музей является систематизированным, тематическим собранием музейных предметов и музейных коллекций - памятников истории и культуры, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.

1.4. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.

1.5. Руководство музеем осуществляется одним из назначенных руководителем школы педагогов с участием общественности.

1.6. Профиль, программа, функции музея интегрируются с воспитательной системой школы и определяются её задачами.

2.Основные понятия:

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретными профильными направлениями:

- «Боевой путь 106-го гвардейского Вислинского истребительного авиационного полка и его боевого командира М.В.Кузнецова»;

Педагоги СОШ №1 - участники Великой Отечественной войны

Директора СОШ №1 - Н.Д. Щукин и Т.С. Чигинёва

Земляки и пущинцы - участники Великой Отечественной войны

Оружие и обмундирование времён Великой Отечественной войны

Народный быт нашего края

История образования в г.Пущино.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Экспонат - музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.

2.4. Комплектование музейного фонда - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в соответствии с разработанной музеем концепцией музейные предметы.

2.7. Выставка - экспозиция, имеющая временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.

2.8. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.

  1. Цели и задачи:

3.1. Основной целью музея является расширение образовательного пространства для школьников, создание условий для реального выбора образовательных услуг, обеспечивающих развитие личностных качеств (самоорганизации, аналитического мышления, коммуникативных навыков и др.); приобщение к культуре своего народа; духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

3.2. Задачи музея:

Развитие интереса к истории родного края через краеведческую деятельность;

Организация досуга школьников;

Организация социальной практики через поисковую, исследовательскую деятельность;

Выявление, собирание, хранение и изучение музейных предметов и музейных коллекций;

Внедрение модульной организации дополнительного образования;

Развитие сетевого взаимодействия проектно-педагогических команд, детей, родителей, создание информационно-коммуникативного пространства основных субъектов воспитания и дополнительного образования (другие музеи, архивы, библиотеки и др.);

Организация активной экскурсионно-массовой работы с обучающимися и населением микрорайона;

Формирование детского актива, создание органов самоуправления - совета музея.

  1. Содержание и формы работы:

4.1.Школьный музей в своей деятельности руководствуется документами:

Закон РФ "Об образовании" от 08.08.2004 г.

Письмо Министерства образования (Федерального Агентства) России № 28-51-181/16 от 12.03.2003г. "О деятельности музеев образовательных учреждений".

Закон РФ "Основы законодательства РФ о культуре". Постановление ВСРФ №3612-1 от 9.11.1992 г.

4.2.1. Основные направления деятельности музея:

Выявление и сбор музейных предметов и музейных коллекций;

Комплектование музейных фондов;

Изучение музейных предметов.

Использование музейных предметов.

4.2.2. Основными функциями музея являются:

Организация поисковой, проектной и исследовательской деятельности обучающихся, создание условий для их социализации, формирование научных и творческих инициатив;

Документирование процессов и явлений через комплектование фондов музейных предметов;

Организация экспозиционно-выставочной, методической, информационной работы;

Совершенствование образовательной, воспитательной, культурно-просветительской деятельности школы;

Организация конкурсов, выставок, смотров, тематических классных часов, уроков мужества, вечеров, дискуссий и др.

4.3. Актив музея организует встречи с жителями микрорайона, города, ветеранами войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, другими интересными людьми.

4.4. Школьный музей принимает участие в традиционных областных, городских, региональных краеведческих чтениях школьников, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, смотрах, представляя на них результаты исследований по тематике музея.

4.5. Совет музея:

Изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей музею тематики;

Систематически пополняет фонды и библиотеку музея путем активного поиска в экскурсиях, встречах, туристических походах;

Ведет строгий учёт фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;

Создает и обновляет экспозиции, выставки;

Проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся;

Устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями боевого пути 106-го гвардейского Вислинского истребительного авиационного полка и его боевого командира М.В.Кузнецова, а также с другими музеями города и области;

  1. Организация деятельности музея:

Создание школьного музея является целенаправленной, творческой поисково-исследовательской работы школьников по теме, связанной с историей и боевым путём 106-го гвардейского Вислинского истребительного авиационного полка и его боевого командира М.В.Кузнецова, а также с историей и культурой городского округа, города, области.

Вышеперечисленное возможно при наличии:

Актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;

Руководителя-педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива школы;

Собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определенного профиля;

Экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;

Помещения и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа;

Положения музея, утверждённого руководителем образовательного учреждения.

Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры. Школьный музей имеет историко-краеведческий профиль.
Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом. Решение об открытии музея согласовывается с городским управлением образования и оформляется приказом директора образовательного учреждения.

6.Функции музея.

  1. Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации школьников.
  2. Развитие детского самоуправления
  3. Документирование истории, культуры школы, ее развития путем выявления, сбора изучения и хранения музейных предметов.
  1. Учет и обеспечение сохранности фондов музея.

Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-воспитательным фондам.

Учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры) осуществляется в инвентарной книге музея.

Учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством РФ на праве оперативного управления.

Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель школы.

Хранение в музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
- Хранение огнестрельного, холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение в местный краеведческий музей или государственный архив.

  1. Руководство деятельностью музея.

Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель школы.

Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по школе.
- Текущую работу музея осуществляет совет музея.

В целях оказания помощи музею может быть организован попечительный совет.

  1. Реорганизация (ликвидация) музея.

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

Для передачи фондов школьных музеев в государственный или общественный музей создаётся специальная музейная комиссия.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

Сиволина Л.А.

« 17 »_января_20 15 год

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном музее

МБОУ «Банищанская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

1. Общие положения

1.1. Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.

В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип. Тематика школьных музеев тесно связана с историей родного края.

1.2. Школьный музей создан в образовательном учреждении под руководством педагогов и при участии общественности.

1.3. Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных музеев, входят в состав музейного фонда и Государственного архивного фонда России и подлежат государственному учёту и сохранности в установленном порядке.

2. Цели и задачи

2.1. Школьный музей способствует:

воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

приобщению учащихся к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников родного села.

2.2. Задачами школьного музея являются:

использование культурных ценностей для развития детей и подростков;

содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;

активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;

формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

3. Содержание и формы работы

3.1. Школьный музей в своей деятельности руководствуются

документами:

Закон Российской Федерации об образовании;

Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре», постановление ВСРФ №3612-1 от 09.11.1992;

нормативные документы о фондах государственных музеев России.

3.2. Школьный музей принимает участие в плановых переаттестациях, выставках, конкурсах, смотрах, включаются в программы культурно-патриотического и молодёжного движения, участвует в традиционных краеведческих чтениях школьников, районных предметных олимпиадах, конференциях, представляя на них результаты работы юных исследователей по тематике музея.

3.3. Совет музея:

изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея тематики;

систематически пополняет фонды и библиотеки музея путём активного поиска в туристских походах, экскурсиях;

ведёт строгий учёт фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;

создаёт и обновляет экспозиции, выставки;

проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся и населения;

устанавливает связь с государственными музеями соответствующего профиля, участвует в выполнении их заданий;

устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями соответствующего профиля;

проводит обучение по программе “ Школьный музей».

4. Организация деятельности музея

4.1. Создание школьного музея является результатом целенаправленной, творческой поисково-исследовательской и собирательской работы школьников и педагогов по теме, связанной с историей, культурой, природой родного края, и возможно при наличии:

актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;

руководителя педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;

собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определённого профиля;

экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;

помещения, площадки и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа.

4.2. Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры, природы. Школьный музей нашей школы имеет историко-краеведческий профиль:

4.3. Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом.

Решение об открытии музея согласовывается с районным отделом образования и оформляется приказом директора школы

4.4. Музею, работа которого отвечает требованиям настоящего Положения, областной аттестационной музейной комиссией присваивается звание «Школьный музей» и выдаётся паспорт школьного музея.

4.5. Наличие школьного музея, имеющего паспорт и прошедшего очередную переаттестацию, учитывается при определении объёмных и качественных показателей при отнесении учреждений и организаций образования к группам по оплате труда руководящих работников.

4.6. Каждые три года проходит переаттестация школьного музея, которую проводит областная музейная комиссия.

5. Руководство работой музея

5.1. Полную ответственность за сохранность и деятельность школьного музея несут директор школы и руководитель музея.

5.2. Работа школьного организуется на основе самоуправления. Из числа учащихся избирается совет музея. Руководство работой актива музея осуществляет педагог-руководитель музея.

5.3. В целях организации работы музея из числа его активистов могут создаваться группы: поисковая, фондовая (по обработке фондов), экскурсионная, лекторская, экспозиционная и др.

5.4. Организационно-методическим центром по работе школьных музеев является Льговский ДДТ Дом.

6. Учёт и обеспечение сохранности фондов

6.1. Весь собранный материал составляет фонды музея и учитывается в инвентарной книге установленного образца (прошнурованной и опечатанной), заверенной печатью школы и отдела образования.

6.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники истории, культуры и природы) и вспомогательные (схемы, диаграммы, копии, муляжи...)

6.3. Памятники истории и культуры, имеющие особое научное, историческое или художественное значение, включая государственные ордена и медали, а также предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы в соответствующий государственный музей либо вообще не могут быть включены в фонды музея.

6.4. Хранение взрывоопасных предметов в школьных музеях категорически запрещается.

7. Порядок закрытия музея

7.1. Вопрос о прекращении деятельности школьного музея и его закрытии решается советом школы или педагогическим советом.

7.2. Решение о прекращении деятельности школьного музея согласовывается с районным отделом образования, о чём ставится в известность Льговский ДДТ.

7.3. Для передачи фондов школьных музеев в шефствующий государственный или общественный музей создаётся специальная музейная комиссия при РОО.

7.4. Паспорт школьного музея при закрытии передаётся в ДДТ.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ)

1. Общие положения

1.1. Школьный музей (далее - музей) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации не-зависимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов - Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определённой системе музейные предмет (экспонаты).

3. Организация и деятельность школьного музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создаётся музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания школьного музея:

    музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

    собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;

    помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

    музейная экспозиция;

    устав (положение), музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

4. Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

    документирование природы, истории и культуры родного края;

    осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

    организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом;

    развитие детского самоуправления.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея

5.1. Учёт музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

    учёт музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;

    учёт научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учёта научно-вспомогательного фонда.

5.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

5.3. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

6. Руководство деятельностью школьного музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4. В целях оказания помощи школьному музею может быть организо-ван совет содействия или попечительский совет.

7. Реорганизация (ликвидация) школьного музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.



Последние материалы сайта