Савва мамонтов личная жизнь. Савва Иванович Мамонтов – русский меценат, режиссер, певец и скульптор. Происхождение. Ранние годы

09.03.2020
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Ещё в школе мы узнаём о Савве Мамонтовом из сноски внизу страницы в учебнике истории. В лучшем случае там есть приписка, что Савва Мамонтов – меценат, предприниматель, коллекционер. Однако это не вся информация, много интересного было в жизни московского Медичи. Благодаря ему мир узнал об имени Фёдора Шаляпина, его подмосковная усадьба стала местом притяжения для художников. Но обо всём по порядку.

Семья Саввы Мамонтова

Савва Мамонтов родился 14 октября 1841 года в сибирском городе Ялуторовске. Его отец Иван Мамонтов занимался винным откупом: откупщики платили государству налог на алкоголь и получали право продавать его по своим ценам. Затем он перебрался с семьёй в Москву, где начал торговать вином. Он основал Закаспийское торговое товарищество, приобрел акции Московско-Курской железной дороги, участвовал в строительстве Московско-Ярославской железной дороги. Таким образом, сыновья Ивана Мамонтова стали обладателями большого наследства.

Савва обучался в гимназии, а затем в университете, учился, правда, через пень-колоду. Будучи не слишком увлечённым наукой, он имел достаточно времени, чтобы посещать театральную студию и присутствовать на заседаниях политических кружков. Полиция даже заподозрила в нём революционера, поэтому Савве Мамонтову пришлось перебраться на время в Баку и работать в конторе Закаспийского торгового общества. Эта поездка сказалась на здоровье юноши, но подкинула ему шанс в оздоровительных целях посетить Милан – столицу искусства. Там у него появился шанс попробовать себя в качестве оперного певца и по-настоящему влюбился в искусство (и в свою жену, Елизавету Сапожникову).

Культурный центр "Абрамцево"

Молодая чета облюбовала усадьбу Абрамцево, которая раньше принадлежала Сергея Аксакову. Как и при прежнем хозяине, в усадьбе радушно принимали деятелей искусства. Ставили богатые спектакли, устраивали приёмы. Мамонтов ухватился за возможность создать собственный театр, когда в 1882 году упразднили государственную монополию на зрелищные предприятия. В январе 1885 года премьерой «Русалки» Александра Драгомыжского в Москве открылся Театр Кроткова, который вошёл в историю как «Мамонтовская опера». Дебют Частной оперы состоялся в Камергерском переулке, в доме Лианозова, где позже разместится МХТ.

Труппа была очень молодая – самым старшим солистам было 25 лет, поэтому Савва Мамонтов решил «взрастить» собственных актёров, нанять им лучших учителей и прогреметь на всю Россию. На сцене его театра выступали европейские звёзды, но любительский подход к делу всё равно погубил затею. Театр закрылся.

В 1896 году мамонтовская труппа возобновила работу под вывеской Частной оперы Винтер. Там и дебютировал Фёдор Шаляпин, исполнив главные роли в операх

  • «Иван Сусанин»
  • «Фауст»
  • «Русалка»
  • «Псковитянка».

Его учителем стал Сергей Рахманинов, а над декорациями и костюмами работали Врубель, Поленов, Васнецов, Коровин.

Взлёт и падение империи магната

Ты, брат, бизнесмен с душой художника! Как это можно в одно и то же время руководить постановкой домашнего спектакля, писать пьесу, лепить скульптуру и диктовать бумаги по железнодорожным делам?

Так отзывался о Савве Мамонтове Константин Алексеев, позже сменивший фамилию на Станиславский.

Савва Мамонтов сочетал два дела сразу. Находясь на службе у муз, он занимался семейным делом, осознавая груз возложенной на него ответственности. Именно его отец выбрал своим наследником, хотя у Саввы было три брата. Но старший сын Анатолий был, на взгляд Ивана Федоровича, круглым дураком - много кутил, женился на певичке. Второй, Федор, и вовсе страдал нервными припадками. А четвертый, Николай, был еще слишком молод.

Савва Мамонтов работал над расширением империи, хотя его действия многим казались спорными. Его железные дороги признавались нерентабельными. Предприниматель выполнял свой план по созданию сети железных дорог, которая свяжет заводы по всей стране. Его Донецкая железная дорога (достроена в 1882 году) стала самой разветвленной железнодорожной сеткой в мире! В 1890 году её выкупило государство. В качестве ответной услуги Мамонтов взял в аренду у государства Невский судостроительный и механический завод в Петербурге. Эти условия продиктовал министр финансов . На базе питерского производства было организовано «Московское товарищество Невского механического завода». Завод требовал модернизации, а средств на неё не хватало, так как они были вложены в строительство очередной железной дороги до Архангельска. Для осуществления строительства и выполнения договорённостей с министром финансов Савве Мамонтову пришлось прибегнуть к махинациям с ценными бумагами, в результате чего предприниматель оказался под арестом.

Таганка, я твой бессменный арестант...

Есть несколько вариантов, почему столь удачный магнат сыграл по-крупному и проиграл. Прокурор московского окружного суда, Алексей Лопухин, считал, что Сергей Витте своими советами намеренно приближал момент развала мамонтовской империи, чтобы выкупить частную компанию в государственную казну.

Другая версия гласит, что и сам Витте находился не в лучшем положении, ведь новым министром юстиции назначили его давнего врага – Муравьёва. Когда Витте донесли, что Муравьев «раскопал» финансовые манипуляции со строительством Московско-Архангельской дороги, он поспешил подорвать эту мину сам, приказав провести ревизию у Мамонтова, чтоб свалить вину на одного Савву. Не упустив, впрочем, случая еще и изрядно заработать на распродаже мамонтовского имущества.

Скульптуры Антакольского, картины Врубеля, Серова, Репина, Коровьева, Васнецова были проданы на аукционе. Его «любимицы», на которых он переписал свою частную оперу, кинулись распродавать костюмы, декорации.

Но были люди, не изменившие своего отношения к опальному бизнесмену. Одни хлопотали по его делу, другие старались поддержать его в трудное время. Например, Савва Морозов готов был выплатить за своего тезку залог, но полицейские власти подняли его с 700 тысяч до 5 млн рублей - перед такой суммой отступил даже состоятельный текстильный магнат. Станиславский писал узнику в тюрьму:

Есть множество людей, которые думают о Вас ежедневно, любуются Вашей духовной бодростью.

Примечательно, что рабочие и служащие Северной дороги собирали деньги для «выкупа» своего хозяина. Когда Савву Мамонтову признали невиновным и он вышел из тюрьмы, то казался уже стариком.

«Это был удивительный процесс. Человек обвиняется в преступлении с корыстными целями, а на суде если и говорилось, то только о его бескорыстности,» - написал после суда над Саввой Мамонтовым редактор «Русского слова» Влас Дорошевич.

Меценат Савва Иванович Мамонтов был выходцем из купеческой семьи. Он родился 2 октября 1841 года в сибирском городе Ялуторовске. Когда мальчику было 8 лет, он вместе с родителями переехал в Москву. Отец Иван Федорович промышлял винным откупом. С женой Марией у него было семь детей, в том числе две рано умершие дочери. Иван Федорович перебрался в Москву после того как стал и начал заведовать всем откупным хозяйством губернии. Дела у торговца шли в гору, поэтому семья жила на широкую ногу. У Мамонтовых был арендованный на Мещанской улице особняк, в котором устраивались званые вечера и балы.

Детство

Хотя Мамонтовы принадлежали к купеческому сословию, порядки в семье сильно отличались от традиционных в этой среде. В жизни этой семьи важное место занимала литература, искусство, театр, музыка. Манеры Ивана Федоровича больше напоминали манеры английского лорда, чем купца. Конечно, образ жизни старших сильно повлиял на интересы, которыми обзавелся Савва Мамонтов. Биография мецената сложилась бы иначе, если бы не вкусы его собственной семьи. Кроме того, образованием мальчика занимался гувернер, выучивший его иностранным языкам и европейским манерам.

Сначала Савва учился в обычной гимназии. Затем отец перевел его в Институт Корпуса гражданских инженеров в Петербурге. Это решение было дальновидным. Как раз тогда в России развивалось железнодорожное строительство. Инженерные профессии вообще стали крайне востребованными. Больше всего ученик, однако, любил немецкий язык. Спустя два года отец забрал его из Петербурга из-за эпидемии скарлатины.

Юность

В 19 лет которого отличалась многочисленными неожиданными поворотами, поступил в столичный университет, однако затем перевелся в Московский, где выбрал юридический факультет. Несмотря на эту специальность, главной страстью молодого человека был театр. Он не пропускал ни одной громкой премьеры и вращался в кругах московской интеллигенции. К Мамонтовым даже заглядывали только что амнистированные декабристы.

Иван Федорович продолжал успешно вести дела. У него было несколько сыновей, однако ни один из них не интересовался предпринимательством. Надежды отца возлагались именно на Савву. В 1862 году он отправил сына в Баку, где ему предстояло заняться торговыми делами Закаспийского товарищества. Уже через несколько месяцев Савва Мамонтов, биография которого сделала очередной зигзаг, стал заведующим в центральном московском отделении этой организации.

В 1864 году предприниматель поехал в Италию. Во-первых, он хотел заняться своим здоровьем, а во-вторых, собирался присмотреться к торговле шелком. Для это цели была выбрана Ломбардия. Она издавна славились своей индустрией шелкоткачества и шелководства. В Милане Савва Иванович Мамонтов познакомился с местным легендарным театром «Ла Скала», где ставились лучшие мировые оперы. Купец не на шутку заинтересовался этим видом искусства и даже стал брать любительские уроки пения.

Личная жизнь

Молодой Савва Мамонтов, личная жизнь которого сложилась крайне удачно, познакомился со своей будущей супругой Елизаветой Сапожниковой во время своего первого итальянского путешествия. Отец девушки был крупным торговцем шелка, потому брачный союз Саввы только укрепил серьезный общественный статус его семьи.

Ивану Федоровичу Елизавета очень понравилась, и он с огромной радостью одобрил выбор своего сына. После праздничной церемонии пара вновь отправилась в Италию - на этот раз в свадебное путешествие. Жена Саввы Мамонтова родила мужу пятерых детей. Их дочь Вера была изображена живописцем Валентином Серовым на его знаменитой картине «Девочка с персиками».

Магнат-наследник

Отец Саввы Иван Федорович скончался в 1869 году, после чего его семейное предприятие перешло к сыну. Преемнику помогали родительские помощники. С ними молодой предприниматель не только сохранил, но и преумножил родительское наследие. Так в 1872 году во главе Общества Московско-Ярославской железной дороги встал новый директор - Савва Мамонтов. Биография купца была связана с самыми разными областями предпринимательства. Одновременно с железной дорогой он владел торговой конторой, поставлявшей строительные материалы. Постепенно Мамонтов привыкал вести и активную общественную жизнь.

Родовым гнездом Саввы Ивановича стало поместье Абрамцево, купленное у писателя Сергея Аксакова. Супруги считали, что их детям лучше расти за городом подальше от лишней суеты и нездоровой обстановки. Всегда отличавшийся кипучей любовью к деятельности магнат сделал из Абрамцево процветающую усадьбу с собственной школой, церковью, оранжерей, садом, больницей, мостом и плотиной на реке Воре.

Меценатская деятельность

Несмотря на деловую активность, купец продолжал интересоваться искусством. Он был знаком со всеми главными лицами отечественной интеллигенции своего времени. В Абрамцево даже сформировался кружок из деятелей культуры, организатором которого был сам Савва Мамонтов. Интересные факты жизни интеллигента и мецената у него сочетались с новостями об очередных крупных сделках и предприятиях. Мамонтов обзавелся всероссийской известностью после того, как закончил строительство важной для экономики железной дороги в Донецком каменноугольном бассейне. Коммуникации были построены в 1882 году. Через восемь лет Савва Иванович продал их государству за целое состояние.

Особую слабость Мамонтов питал к художникам. Он дружил с Аполлинарием Васнецовым, Исааком Левитаном, Василием Суриковым, Валентином Серовым и другими живописцами. Купец приходился родственником создателю главной московской галереи Павлу Третьякову.

Покровитель искусств

При необходимости меценат Савва Мамонтов помогал художникам не только морально, но и материально. Он был настоящим крестным отцом многих молодых талантов. Живописцы месяцами жили прямо у него в доме. Благодаря Савве Ивановичу на ноги встали такие звезды, как Врубель, Васнецов, Коровин и Серов. Некоторые их картины, ставшие затем общепризнанной классикой, были нарисованы в усадьбе Мамонтова. Хотя купец не занимался коллекционированием напрямую, картины у него оседали вместе с появлением новых знакомств из мира искусства.

Меценатская деятельность Саввы Ивановича очень помогла молодым художникам-передвижникам. В 1880 году на средства негоцианта большим тиражом был издан их альбом. Также Мамонтов организовывал московские художественные выставки. Вместе с дворянкой Марией Тенишевой он финансировал знаменитый журнал «Мир искусства».

Увлечение музыкой и театром

Живопись была не единственным интересом купца. Музыка - вот еще одно искусство, которым болел Савва Мамонтов. Интересные факты о его вкусах хорошо известны по регулярным творческим вечерам, которые предприниматель устраивал в своем доме. Здесь звучали произведения Шумана, Бетховена, Моцарта, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского и других известных композиторов. Не забросивший вокальных занятий Мамонтов иногда сам выступал перед гостями. Также у него ставились домашние спектакли. В одном из представлений сыграл юный Константин Алексеев, позже ставший всемирно известным театральным режиссером Станиславским.

В 1882 году в России законодательно были разрешены частные труппы. Одним из тех, кто сразу же воспользовался новыми возможностями, стал Савва Мамонтов. Абрамцево было не только убежищем для художников. Меценат интересовался оперой и, огорченный пренебрежительным отношением российской публики к этому виду искусства, решил заняться организацией оперных постановок. Он мечтал о цельных произведениях на сцене, в которых мог объединиться труд музыкантов, художников, певцов и актеров. Ничем подобным отечественные постановки еще не отличались.

В подборе новой труппы Савве Мамонтову помогал дирижер Николай Кротков. Организаторы решили пригласить молодых исполнителей, еще не выступавших в государственных театрах. Сам Мамонтов в создаваемом театре никакой должности не занимал, хотя регулярно посещал репетиции и общался с актерами.

Собственная труппа

В начале 1885 года в принадлежавшем здании прошел первый спектакль мамонтовской труппы «Русалка», поставленный по произведению композитора Александра Даргомыжского. Декорации для него создавались Исааком Левитаном и Затем они же работали над другими спектаклями («Фаустом» и «Виндзорскими проказницами»). Нет сомнения, что «творческие дети» Саввы Мамонтова стали первыми театральными художниками России. До того момента серьезные живописцы не занимались декорациями для постановок, считая это ремесло несоответствующим их уровню. Существовала отдельная ниша иллюстраторов, изображавших одинаковые оперные фоновые пейзажи: античные руины, средневековые замки, природу Италии. Труппа «железнодорожного короля» изменила этот устоявшийся порядок.

Довольно долгое время экспериментальная опера Мамонтова не имела успеха у аудитории. Сказывался недостаток опыта молодых «необстрелянных» актеров. Предприниматель, однако, ну опускал рук, даже несмотря на колкие замечания в прессе и критику друзей, считавших, что серьезному магнату не стоит заниматься такой ерундой. Первые громкие гастроли театра прошли только в 1898 году, когда мамонтовская труппа покорила Санкт-Петербург.

Кроме настоящих монументов в Сергиевом Посаде и Ярославле, своеобразный памятник Савве Мамонтову - артисты, ставшие известными благодаря его опере. К ним можно отнести звезду сцены Шаляпина, композиторов Рахманинова, Римского-Корсакова и Мусоргского.

Меценатство Мамонтова не ограничивалось одним лишь искусством. Долгое время он был председателем в Дельвиговском железнодорожном училище в Москве. Савва Иванович финансировал строительство учебных заведений, в том числе и в северных губерниях. Им было учреждено Костромское промышленное училище. В Санкт-Петербурге магнат организовал издание отличавшейся либеральными взглядами газеты «Россия». Она была закрыта в 1902 году, после того как там появился фельетон, высмеивавший членов царской семьи.

Благотворительный интерес к северу у Мамонтова появился благодаря строительству железной дороги в Архангельск. Этот его проект отличался особенной трудоемкостью и сложностью. С самого начала он не сулил быстрой и ощутимой прибыли. Савва Иванович взялся за строительство только из чувства гражданского долга и осознания, что именно новая линия позволит ускорить хозяйственное развитие севера.

Дорога в Архангельск была достроена в 1897 году. Она имела колоссальное значение как для самого северного региона, так и для всей страны. Несмотря на масштаб своей деятельности, Савва Иванович не стремился к государственному признанию. Он не искал чинов и наград, не заводил связей с власть предержащими. Тем не менее у магната были высокопоставленные доброжелатели и покровители. Одним из них считался министр финансов Сергей Витте. После строительства железной дороги в Архангельск чиновник добился награждения Мамонтова орденом Святого Владимира четвертой степени.

Банкротство и последние годы

В 1890 годы Савва Морозов принялся за свой самый крупный предпринимательский проект. Он заключался в создании объединения транспортных и промышленных предприятий. Для этого магнат приобрел несколько устаревших и требовавших модернизации заводов. Их ремонт стоил значительных трат. Постепенно семья Саввы Мамонтова теряла все больше денег. В 1898 году, оказавшись в затруднительном положении, предприниматель решился на рискованную финансовую операцию с акциями Ярославской железной дороги. В результате продажи ценных бумаг Мамонтов окончательно обанкротился.

Пытаясь спастись от финансового краха, меценат получил государственную концессию на строительство железной дороги из Петербурга в Вятку. Однако это только усугубило положение. В 1899 году у Мамонтова закончились деньги, он больше не мог расплачиваться с многочисленными кредиторами. Более того, государство в лице министерства финансов назначило ревизию готовившейся дороги.

Дело дошло до суда. Савву Ивановича на несколько месяцев посадили в тюрьму, он лишился имущества. Предпринимателя обвинили в хищении средств. На суде его защищал выдающийся представитель отечественной адвокатуры Федор Плевако. Мамонтова оправдали, он вышел на свободу под несмолкающие аплодисменты публики. Однако никаких капиталов у него уже не осталось. Остаток жизни Савва Иванович провел вне общественной жизни. После суда он переехал в небольшой домик рядом с Бутырской заставой. Общался Мамонтов только с узким кругом старых друзей, среди которых остались известные на всю страну художники и артисты. Меценат скончался 6 апреля 1918 года в возрасте 76 лет. Его похоронили в поселке Абрамцево.

Меценат Савва Иванович Мамонтов (рожд. 3 (15) октября 1841 г. – смерть 6 апреля 1918 г.) – крупнейший предприниматель в области железнодорожного строительства, меценат.

Происхождение. Ранние годы

Род Мамонтовых идет от Ивана Мамонтова, родившегося в 1730 г. Савва Мамонтов родился в зауральском городе Ялуторовске (Тобольская губерния). Семейство Мамонтовых проживало в роскошном особняке, в котором устраивались приемы и балы, часто устраивали вечера, на которых обсуждали спектакли и книги, пение, музицирование.

Еще когда жив был отец Савве приходилось выполнять много поручений по делам акционерного железнодорожного общества. Как в точно распределили наследство в 1869 г., неизвестно. Но Савве в его 28 лет достался контрольный пакет акций Тверской железной дороги.

Личная жизнь

1865 год – Савва женился на Елизавете Григорьевне Сапожниковой из известного в Москве купеческого рода, которая разделяла любовь супруга к искусству. Когда Елизавета выходила замуж ей было около 17-ти лет, она не отличалась особенной красотой, но любила читать, петь, много занималась музыкой.

В Москве супружеская пара жила в доме на Садово-Спасской 6, в создании и украшении которого принимали участие виднейшие художники тех времен, русские и иностранные.

Предпринимательство. Меценатство

Мамонтов имел несомненно деловую хватку и смог заработать довольно крупное состояние на развивавшемся в то время железнодорожном строительстве.

1872 год – был директором Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1870-х годах купец 1-й гильдии, избирался гласным Городской думы, был членом Общества любителей коммерческих знаний. 1894 год – становится председателем правления преобразованного Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, где Савва Иванович был главный акционер. Вместе с этим Мамонтов создавал конгломерат связанных между собой предприятий.

Савва Мамонтов любил общаться с крупнейшими деятелями русской культуры. В течении нескольких лет жил в Италии, где занимался пением и изучал живопись.

Савва с женой решили приобрести свой дом за городом, потому как Киреево унаследовал старший брат. Узнав, о продаже усадьбы писателя и чиновника Сергея Тимофеевича Аксакова, Мамонтовы в 1870 г. осмотрели имение в Абрамцево. Несмотря на то что он был в плохом состоянии, из-за живописной местности вокруг и архитектуры дома супруги приобрели усадьбу за 15 тыс. рублей и оформили ее на имя жены. В последствии семья неоднократно занималась перестройкой дома и благоустройством усадьбы.

Савва с супругой отличались несомненным художественным вкусом. При их содействии создавались художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества.

В 1870-1890 гг. подмосковная усадьба Мамонтовых в Абрамцево стала центром художественной жизни. Там любили собираться крупнейшие русские художники и живописцы, такие как: Валентин Серов, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Илья Репин), музыканты (Федор Шаляпин, карьере которого Савва Иванович немало поспособствовал). 1885 год – Савва Мамонтов основал на свои деньги Московскую частную русскую оперу, действовавшую до 1904 г.

1899 год – совместно с М. Тенишевой занимался финансированием журнала «Мир искусства». Жертвовал средства в фонд Музея изящных искусств, избирался членом-учредителем Комитета по устройству музея. Был председателем Дельвиговского железнодорожного училища в Москве.

Крушение мамонтовского дела

Рос Савва в полном достатке. В особняке в Большом Трехсвятительском переулке имелась…

1890-е годы – Мамонтов решил создать объединение промышленных и транспортных предприятий. Однако долги, сделанные Саввой Ивановичем в попытке финансировать грандиозный проект, ошибки и нарушения финансового законодательства привели к крушению мамонтовского дела. 1899 год – Мамонтова арестовали, и заключили в Таганскую тюрьму. 1900 год – Московским окружным судом было признано отсутствие корыстного умысла в его действиях, но Мамонтов был объявлен несостоятельным должником.

Последние годы. Смерть

В конце 1900-х, после суда, Савва Иванович Мамонтов поселился в Бутырском проезде у Бутырской заставы при гончарном заводе «Абрамцево», где и провел последние годы своей жизни, занимаясь художественной керамикой. 1902 год, весна – дом Мамонтова на Садовой-Спасской, который стоял опечатанным после его ареста, был распродан вместе с коллекцией для уплаты долгов. Несколько картин из его собрания были приобретены Третьяковской галереей, Русским музеем, другие - частными коллекционерами.

Умер Савва Мамонтов в 1918 году 6 апреля в Москве. Погребен в Абрамцево - село в городском поселении Хотьково, Сергиево-Посадского района, Московской обл.

Своих детей Савва Иванович назвал: Сергеем, Андреем, Всеволодом, Верой, Александрой. Как видно, по первым буквам имен можно прочитать САВВА. С древнееврейского “Савва” переводится как старик, мудрец.

Когда Савва был в тюрьме, Шаляпин его так и не пришел навестить. Савва Иванович говорил: «А Феденьке Шаляпину я написал, но он что-то меня не навестил». Перед смертью бывший меценат завещает, чтобы Шаляпина не пускали на его похороны.

Дочь Мамонтова Вера - изображена на знаменитой картине живописца Валентина Серова «Девочка с персиками».

род. в 1841 г. - ум. в 1918 г.)

Русский предприниматель, коммерции советник, осуществивший несколько крупных транспортно-промышленных проектов. Известный покровитель искусств и филантроп, создавший знаменитые художественные мастерские в Абрамцево, а также основавший на свои средства Московскую частную оперу.

Конец XIX в. дал истории множество интереснейших личностей, среди которых не последнее место занимает один из крупнейших российских предпринимателей Савва Иванович Мамонтов. Его имя связано с постройкой нескольких железнодорожных магистралей в России, самой сложной из которых была дорога, проложенная от Ярославля до Архангельска. Однако главная его заслуга перед потомками состоит в другом. Человек щедрой души, яркой самобытности, удивительного эстетического вкуса и высоких нравственных побуждений - он обессмертил свое имя бескорыстным служением русской культуре. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» - так называли этого бизнесмена-мецената современники.

Знаменитый российский промышленник и сам обладал многими творческими талантами: учился пению, был скульптором, музыкантом, режиссером, автором драматических произведений. Где бы он ни был, он всегда являлся центром, вокруг которого группировались одаренные люди. Савва Иванович неутомимо искал и всячески поддерживал молодых деятелей искусств, говоря, что его главный талант - «находить таланты». Он не столько коллекционировал и спонсировал искусство, сколько «двигал его вперед» и участвовал в его становлении и развитии. Как говорил художник В. М. Васнецов, «в нем всегда была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других».

Савва Мамонтов родился 3 октября 1841 г. в городе Ялуторовске Тобольской губернии (ныне Тюменская область) в семье богатого винного откупщика. Через 8 лет его отец, купец первой гильдии Иван Федорович Мамонтов, переехал с семьей в Москву. Там он взял откуп на торговлю спиртным во всей Московской губернии и через несколько лет стал почетным гражданином «второй столицы» России. Образованием его четверых малолетних сыновей занимался гувернер, выпускник Дерптского университета Ф. Б. Шпехт, который обучал их европейским манерам и иностранным языкам. В конце 1852 г. умерла жена Ивана Федоровича Мамонтова, Мария Тихоновна, и в семье надолго воцарился траур.

В этот сложный период отец решил прекратить домашнее воспитание детей и отдал их во Вторую московскую гимназию. Но пробыли они там недолго - через год Иван Федорович отвез сыновей в Петербург и определил в Институт корпуса гражданских инженеров. В институте Савва проучился год, а затем опять вернулся в свою старую гимназию. Учился он неважно и считался чуть ли не самым последним учеником в классе. По существовавшим тогда правилам он должен был сидеть за последней скамьей, но по настоянию одноклассников, любивших его за независимость и обаяние, сидел всегда впереди, рядом с первым учеником. Это качество - способность объединять и вдохновлять - он пронес через всю свою жизнь. Много лет спустя Вера Зилоти, старшая дочь П. М. Третьякова, вспоминала, что «Савва обладал громадным шармом, умел сразу объединить всю молодежь вокруг себя». Однако, несмотря на популярность среди товарищей, администрация школы испытывала к нерадивому ученику все большую неприязнь. На выпускных экзаменах он полностью провалился, и ему посоветовали уйти из гимназии.

Позднее отец устроил сына в Петербургский университет, где не требовался аттестат зрелости. При поступлении пришлось пойти на хитрость, и наиболее трудный для абитуриента экзамен по латыни сдал за Савву от его имени другой юноша. Вскоре молодой Мамонтов перевелся на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы он увлекался не столько учебой, сколько участием в драмкружке, который возглавляли А. Н.

Островский и А. Ф. Писемский. В 1862 г. Савва дебютировал в пьесе «Гроза» в роли Кудряша, причем Дикого играл сам Островский.

Иван Федорович Мамонтов присутствовал на спектакле и даже похвалил талантливую игру сына, но все же решил оградить его от влияния богемы. «Ты вовсе обленился, - писал он сыну, - перестал учиться классическим предметам, развлекался и предался непозволительным столичным удовольствиям музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе.» К тому времени отец уже потерял надежду привлечь к семейному делу старших сыновей - Федора и Анатолия - и очень рассчитывал образумить непутевого младшего. Винные откупа уходили в прошлое, необходимо было найти новую сферу деятельности. Поэтому в 1857 г. И. Ф. Мамонтов основал в Москве Закаспийское торговое товарищество, специализировавшееся первоначально на торговле шелком.

Недолго думая, отец услал сына-театрала в Бакинский филиал своей торговой фирмы. На новом месте сыну владельца Товарищества пришлось начинать с должности простого служащего с маленькой зарплатой. Неожиданно младший Мамонтов увлекся работой и проявил недюжинные коммерческие способности. Затем он был отправлен в служебную командировку в Персию, откуда через год вернулся уже опытным бизнесменом.

Осенью 1863 г. Савве Ивановичу доверили заведовать центральным (московским) отделением фирмы. В начале следующего года он выехал в Италию, намереваясь поправить здоровье и ознакомиться с местным рынком текстиля. Милан в то время был крупнейшим центром шелковой торговли и столицей оперного искусства. Здесь предприниматель не удержался, вспомнил былые увлечения и большую часть времени пропадал в театре, где знакомился с лучшими оперными постановками, слушал ведущих вокалистов, брал уроки пения и даже получил приглашение дебютировать в «Норме» Беллини.

В этой поездке С. И. Мамонтов познакомился с дочерью известного московского купца, крупного торговца тканями Г. Г. Сапожникова - Елизаветой Георгиевной. Молодые люди полюбили друг друга и решили пожениться. Старшего Мамонтова выбор сына очень обрадовал, так как мать невесты происходила из известнейшей семьи купцов Алексеевых, а отец занимал одно из почетных мест в предпринимательской иерархии. Породнившись с ними, Мамонтовы получали возможность войти в элитарный круг купеческой Москвы.

Бракосочетание состоялась в апреле 1865 г. вКлеве. После свадебного путешествия по Италии молодая чета поселилась в Москве, в доме на Садовой-Спасской у Красных ворот. Этот особняк, подаренный новобрачным Иваном Федоровичем Мамонтовым, постепенно превратился в один из известнейших центров художественной жизни не только Москвы, но, пожалуй, и всей России.

К тому времени торговля шелком была оставлена из-за убыточности, и Мамонтовы переориентировали свой бизнес на железнодорожное строительство. В 1863 г. Иван Федорович построил Троицкую железную дорогу, связавшую Москву с Троице-Сергиевой лаврой. Вслед за ней стали прокладывать дорогу на Ярославль. Завершал строительство в 1870 г. уже Савва Иванович. За год до этого И. Ф. Мамонтов умер, и сыну пришлось сменить отца на посту крупного акционера и директора Общества Московско-Ярославской железной дороги. Одновременно он стал владельцем торговой конторы, специализировавшейся на поставках строительных материалов. С делами молодой человек справлялся отлично и скоро занял прочное место среди московского купечества.

Со временем у Саввы Ивановича появился грандиозный план соединения железными дорогами Северного Ледовитого океана с Азовским и Черным морями. Сначала он продлил Ярославскую дорогу до Костромы и Вологды, что принесло ему хорошую прибыль. Затем выиграл конкурс на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги, связавшей

Донбасс с Мариупольским портом. Позднее началось строительство дороги Москва - Архангельск.

В этот период жизни Мамонтову-промышленнику все удавалось. Он был первым в России, кто сумел сочетать занятие предпринимательством со служением музам. При этом, по наблюдениям современников, в бизнес он привносил элементы артистизма. Умело сочетая одно дело с другим, он совершенно не обращал внимания на окупаемость вложений в искусство. Затраты на него зачастую намного превосходили доходы. И, несмотря на это, предпринимательская деятельность Саввы Ивановича не заслоняла его душевной привязанности к деятелям культуры и их творчеству.

В доме у Мамонтовых часто бывали художники В. Д. Поленов, И. Е. Репин, затем И. И. Левитан, В. И. Суриков и др. «Беседы у самовара» со временем переросли в рисовальные вечера, где каждый желающий демонстрировал свое мастерство. Многим начинающим и признанным мастерам искусства Савва Иванович оказывал существенную моральную и материальную поддержку. Его отличительной чертой было умение распознать талант. Предприниматель делал все, чтобы дарование не погибло в нищете и заброшенности. В отчаянно нуждавшемся Врубеле, который не был еще широко известен, он сразу увидел неординарность творческой натуры. Перед этим в семье Мамонтовых приютили бедствовавшего Васнецова, затем - Серова и Коровина, которые потом долго жили и работали в гостеприимном доме у Красных ворот.

В 1870 г. Савва Иванович приобрел обширное имение в двенадцати верстах от Троице-Сергиевой лавры, бывшую дачу писателя С. Т. Аксакова - Абрамцево, и за сравнительно короткое время превратил ее в благоустроенную усадьбу. Были построены больница, школа, мост, плотина на реке Воре, улучшена дорога, сооружены мастерские для художников, церковь и много других зданий, создана оранжерея, разбит прекрасный сад.

Под влиянием радушного хозяина в Абрамцево возник так называемый «мамонтовский кружок», объединивший общностью духовных и эстетических интересов многих блестящих представителей художественной элиты России. В подмосковной усадьбе и в доме на Садовой художниками были созданы произведения, составившие золотой фонд национального искусства: «Проводы новобранца» и портреты Мамонтовых Репина; «Богатыри», «Битва русских со скифами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства» Васнецова; «Сидящий демон» Врубеля; бесчисленное количество рисунков Серова, его знаменитый портрет старшей дочери Саввы Ивановича - Веры («Девочка с персиками»); рисунки и эскизы декораций Поленова, Коровина и многое другое.

В начале 1880-х гг. у Мамонтова возникла идея заняться большими оперными постановками. Это было смелым и рискованным начинанием. Савва Иванович был первым, кто решился разрушить монополию императорских театров, после того как в 1882 г. было законодательно разрешено создание частных театральных трупп в столичных городах. Предприниматель хотел не просто учредить оперный театр, а создать нечто качественно новое.

К. С. Станиславский вспоминал: «Мамонтов, меценатствуя в области оперы, дал могучий толчок культуре русского оперного дела: выдвинул Шаляпина, сделал при его посредстве популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками, создал в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко» и содействовал этим пробуждению его творческой энергии и созданию «Царской невесты» и «Салтана», написанных для мамонтовской оперы и впервые здесь исполнявшихся». Именно с Частной оперы Мамонтова берет начало понятие «художник театра». Рисунки для декораций к спектаклям делал Васнецов, а писали их Левитан и Коровин. Каждая сценическая деталь, мизансцена, элемент костюма подробно обсуждались Саввой Ивановичем с художниками, искусствоведами и историками.

Другими словами, знаменитый промышленник был не просто меценатом, а настоящим художественным руководителем каждого своего нового предприятия.

Кроме того, он вел активную общественную жизнь, избирался гласным Московской городской думы, был действительным членом Общества любителей коммерческих знаний. Долгое время являлся председателем Дельвиговского железнодорожного училища в Москве. Вместе со своим тезкой Саввой Морозовым Мамонтов проявил себя и в оппозиционном движении: два крупнейших московских предпринимателя затеяли издание в Петербурге либеральной газеты «Россия», впоследствии закрытой цензурой.

При таком напряженном графике жизни Мамонтову приходилось разрываться между бизнесом и искусством. Иногда он шутил, что хочет порвать с «делами»: «Благо не было бы, что кусать, а то, слава Богу, на наш век хватит. Нет, я, право, пресерьезно думаю оставить себя так, чтобы все-таки до известной степени принадлежать себе». Скульптор М. М. Антокольский убеждал Мамонтова, что его призвание - искусство, а не строительство железных дорог.

С другой стороны, знакомые находили, что Савва Иванович отлично справляется с самым широким кругом взятых на себя обязательств. Станиславский с удивлением отмечал, как бизнесмен с душой художника в одно и то же время руководил постановкой домашнего спектакля, писал пьесу, шутил с молодежью и диктовал деловые бумаги по железнодорожным делам. Да и для самого Мамонтова предпринимательство было страстью не меньшей, чем искусство. Однажды он написал жене: «Мне вообразить даже немыслимо, чтоб я бросил это дело, уж больно полюбилось, и удача заманчива».

Все его начинания в культурной и общественной жизни требовали больших финансовых вложений, заработать которые можно было лишь в результате предпринимательской деятельности. Однако Савва Иванович руководствовался не только возможностью получить прибыль, он хотел еще и принести пользу людям. Под его руководством в начале 1890-х гг. правление Московско-Ярославской дороги приняло решение продлить железнодорожную линию от Вологды до Архангельска. Коммерческие соображения при этом не были определяющими, так как в обозримом будущем от новой магистрали не ожидалось особых доходов. Но Мамонтов был уверен, что реализация проекта будет способствовать развитию русского Севера.

Практическое воплощение этой сложной инженерно-хозяйственной задачи потребовало увеличения длины железнодорожного полотна почти вдвое, до 1826 верст, что сделало ее одной из самых протяженных в России. Правление общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги назначило С. И. Мамонтова своим председателем, а одним из двух директоров стал его брат Николай.

Строительство участка дороги Архангельск - Вологда было завершено в 1897 г., а уже в следующем году по нему началось регулярное движение. Профессор И. В. Цветаев писал Савве Ивановичу: «Спешу приветствовать Вас с завершением важного исторического дела, с которым отныне и навсегда будет связано ваше имя. Вся грядущая счастливая судьба нашего Европейского Севера будет напоминать о той гигантской смелости и энергии, которую Вы, с истинной отвагой русского человека, положили на этом деле».

В своей жизни Мамонтов не гонялся за наградами и званиями. Он скромно выполнял свою работу, без оглядки на то, какое впечатление это производит на окружающих. Подобное отношение предпринимателя к оценке своего труда не всем было понятно. Поэтому не удивительно, что друзей в купеческой среде у него было не так уж и много.

Параллельно со строительством архангельской ветки Савва Иванович приступил к воплощению грандиозного проекта, целью которого было создание крупного промышленного объединения. После того как в 1890 г. Донецкая железная дорога была выкуплена государством, Мамонтов решил вложить вырученные средства в приобретение механических мастерских и заводов. Предполагалось, что вновь приобретенные предприятия позволят не зависеть от сторонних, большей частью заграничных, поставщиков железнодорожного оборудования и подвижного состава.

В Петербурге был куплен Невский суд о- и паровозостроительный завод, на базе которого было создано «Московское товарищество Невского механического завода». Там планировалось наладить выпуск вагонов и паровозов, а также необходимого инструмента и оборудования, используемого на железных дорогах. Для снабжения производства сырьем Мамонтов приобрел Николаевский металлургический завод в Нижнеудинском округе Иркутской губернии, преобразованный в «Общество Восточно-Сибирских железоделательных и механических заводов», а также приступил к расширению вагоностроительного завода в подмосковных Мытищах. В этих компаниях он стал председателем совета директоров.

Для воплощения в жизнь задуманных планов по переоснащению заводов требовались огромные финансовые вложения. Слабым местом комбинации явилось то, что у Мамонтова не было надежного источника кредитования и он начал субсидировать промышленные предприятия из кассы Северной дороги. Но вскоре и этого оказалось мало. Петербургские финансисты все это время внимательно следили за деятельностью московского промышленника, пытавшегося занять на железнодорожном рынке независимое положение. После того как были исчерпаны все возможности в изыскании необходимых средств, Савва Иванович, по совету министра финансов России С. Ю. Витте, обратился к банкирам.

Так в дело создания железнодорожного концерна Мамонтова вошел еще один участник - директор Петербургского международного коммерческого банка А. Ю. Ротштейн. Этот банкир был доверенным лицом Витте и имел многочисленные связи в европейских финансовых центрах. Безвыходное положение заставило С. И. Мамонтова пойти на рискованный шаг. В августе 1898 г. он продал 1650 акций Северной дороги Международному банку и одновременно получил специальную ссуду под залог акций и векселей, принадлежавших его семье.

По сути дела, на карту было поставлено все его состояние. Тем не менее принятые меры не привели к желаемому результату и в конце июля 1899 г. правление Московско-Ярославско-Архангельской дороги во главе с председателем ушло в отставку. Вскоре Савва Иванович был арестован и помещен в Таганскую тюрьму, а на все его имущество был наложен арест. Кредиторы предъявили ко взысканию долговые обязательства и потребовали продажи дома семьи Мамонтовых на Спасской-Садовой со всеми художественными ценностями.

Точные обстоятельства этого уголовного дела до сих пор остаются невыясненными, но, по-видимому, Мамонтов просто стал «козлом отпущения». Вся эта «Мамонтовская Панама», как тогда говорили, была одним из эпизодов борьбы казенного и частного железнодорожного хозяйства. Возглавляемое С. Ю. Витте правительство всеми силами стремилось прибрать к рукам частные железные дороги. Кроме того, считалось, что крах предпринимателя был связан не только с тем, что он взял на себя непосильную финансовую ношу. Как писал современник, «он был разорен и опозорен главным образом за свое отступничество от традиций московского купечества». Не будь Мамонтов белой вороной в среде промышленных олигархов, он, конечно, нашел бы у них поддержку, избежав скандала и бесчестия.

Газетный поток сенсационных «разоблачений» привел к тому, что некоторые знакомые отвернулись от арестанта.

Но были люди, не изменившие своего отношения к опальному бизнесмену. Одни хлопотали по его делу, другие старались поддержать его в трудное время. Например, Савва Морозов готов был выплатить за своего тезку залог, но полицейские власти подняли его с 700 тыс. до 5 млн рублей - перед такой суммой отступил даже состоятельный текстильный магнат. Станиславский писал узнику в тюрьму: «Есть множество людей, которые думают о Вас ежедневно, любуются Вашей духовной бодростью.» Примечательно, что рабочие и служащие Северной дороги собирали деньги для «выкупа» своего хозяина.

Более пяти месяцев провел он в одиночной камере. И только после заключения врачебной комиссии, что Мамонтов «страдает болезнями легких и сердца», следователь неохотно согласился на замену тюремного содержания домашним арестом.

Летом 1900 г. в Московском окружном суде началось судебное разбирательство. Защитником С. И. Мамонтова был приглашен известный адвокат Ф. Н. Плевако. Никто (а по делу прошли десятки свидетелей) не сказал о Савве Ивановиче ничего плохого. Все их выступления сводились к тому, что выявленные нарушения не были результатом злого умысла. После вынесения оправдательного приговора присяжных, писал позднее Станиславский, «зал дрогнул от рукоплесканий. Не могли остановить оваций и толпы, которая бросилась со слезами обнимать своего любимца». Несмотря на то что «материального довольства он не вернул, но любовь и уважение к себе удесятерил».

Для выплаты долгов почти все имущество семьи Мамонтовых было пущено с молотка. Несколько картин из его собрания приобрели Третьяковская галерея и Русский музей. А сам Савва Иванович в конце 1900 г. поселился в небольшом деревянном домике за Бутырской заставой, принадлежавшем его дочери Александре. Сюда была переведена из Абрамцево его гончарная мастерская. В ней, совместно с Врубелем и мастером-керамистом П. К. Ваулиным, он занимался изготовлением майолики - художественной керамики, покрытой глазурью. Здесь были выполнены самые прославленные творения «нового искусства», в том числе панно «Принцесса Греза», украшающее фасад гостиницы «Метрополь».

Сравнительно редко теперь появлялся Мамонтов на людях, жил замкнуто, общался с узким кругом родных и друзей. Потеряв многое, он сохранил до конца дней любовь к искусству, к людям этого мира. Старые друзья его не забывали. В. А. Серов, В. М. Васнецов, К.

А. Коровин, В. Д. Поленов, В. И. Суриков, И. Э. Грабарь, С. П. Дягилев, Ф. И. Шаляпин и другие мастера российской культуры часто навещали опального мецената.

Революция застала бывшего «железнодорожного короля» серьезно больным. Весной 1918 г. он заболел пневмонией и 24 марта скончался в своей мастерской у Бутырской заставы. Затем его тело было перевезено в Абрамцево и похоронено у Спасской церкви.

На панихиде В. Васнецов сказал: «Таких людей, как Савва Иванович, особенно следует ценить нам, русским, где искусство, увы, потеряло связь с родной почвой, питавшей его в былые времена. Нужны личности, не только творящие в самом искусстве, но и творящие ту атмосферу и среду, в которой может жить, производить, развиваться и совершенствоваться искусство. Таковы были Медичи во Флоренции, папа Юлий II в Риме и все подобные им, творцы художественной среды в своем городе. Таков был и наш почивший друг».

Прошло полтора десятка лет, в России утвердились большевики и имена таких людей, как Мамонтов, были забыты и оплеваны. Но еще были живы те, кто хорошо помнил о добрых делах этого «душителя пролетариата», капиталиста, который столько сил и средств отдал делу развития национального искусства. Когда в 1933 г. в Лондоне проходил Международный конкурс оперных исполнителей, первая премия была присуждена Ф. Шаляпину. Выступая перед огромной аудиторией, знаменитый бас счел своим долгом сказать о человеке, который когда-то дал ему путевку в жизнь: «.Я хочу вспомнить о своем друге и учителе, Савве Ивановиче Мамонтове. Прекрасный певец, он неожиданно бросил этот заманчивый путь и отдал свою жизнь, все знания, весь большой капитал бескорыстному служению русскому искусству».

Елена Константиновна Васильева, Юрий Сергеевич Пернатьев

Из книги «50 знаменитых бизнесменов XIX - начала XX в.»

Род Мамонтовых ведёт своё начало от Ивана Мамонтова, о котором известно лишь то, что он родился в 1730 году. В 1760 у него родился сын Фёдор Иванович, которому жители Звенигорода поставили памятник в благодарность за помощь, которую он оказал им в 1812 году. Одна из внучек родоначальника семьи Мамонтовых А.Н.Боткина пишет, что его сыновья, Иван и Николай Фёдоровичи приехали в Москву богатыми людьми. Николай Фёдорович купил дом на Разгуляе. К этому времени у него была большая семья. Между 1829 и 1840 годами родилось шесть сыновей. В 1843 и 1844 годах – две дочери, Зинаида и Вера, которых все очень любили и называли «Зина-Вера», соединяя их в одно, так они были дружны и неразлучны между собой (на Зине женится В.И. Якунчиков, на Вере – П.М. Третьяков). Все дети Ивана и Николая Фёдоровичей были хорошо образованы и разнообразно одарены. Их отцы были в дружеских отношениях с Кокоревым и Погодиным; с декабристами Ентальцевым, Тизенгаузеном, Муравьёвым и Пущиным. Встречи с ними благотворно влияли на молодёжь. Так, например, через Погодина им открывался весь литературный и учёный мир Москвы. Но особенно Иван Фёдорович Мамонтов был дружен с декабристом И.И. Пущиным, который, как известно, был другом А.С. Пушкина. Савва Иванович, один из сыновей Ивана Фёдоровича Мамонтова, говорил, что эти встречи детства навсегда остались в памяти, воспринял он их и помнил так же хорошо, как и внушённую отцом мысль: главная обязанность человека - труд. «Всякий гражданин должен трудиться... для пользы своей семьи, общественной и отечественной, а иначе сложится человек в тунеядца... Первый труд юноши - учиться по направлению родителей или старших в семействе…»

Достойный преемник отца.

В доме у Ивана Фёдоровича был воспитатель-немец, в результате сын хозяина, Савва, стал лучше объясняться на немецком, чем на русском. Это не понравилось отцу. Он хотел видеть своих детей истинно русскими. Окончив гимназию, Савва поступил в Московский университет на юридический факультет и подружился со студентом естественного факультета Петром Антоновичем Спиро. Они вместе играли в любительских спектаклях Московского Секретерьевского драматического общества. Другом Саввы с самого детства был К.А. Алексеев-Станиславский. Театральные занятия Саввы огорчали отца, из всех детей только Савву он считал способным продолжить его дело - строительство железных дорог. Через некоторое время у Саввы появилась возможность показать отцу, что станет достойным преемником его дел, что готов и умеет добросовестно трудиться. Отец отправил его по делам факторий, разбросанных на юге страны и за её пределами, вменив в обязанность вникнуть во все детали их работы. Баку показался Савве местом ссылки. Отец пишет сыну, что такая жизнь не принесёт ему вреда, но укажет на практике, как нелегко добывать то количество денег своими трудами, которое нужно для жизни в довольстве. «...Обдумай это..., будь терпелив и твёрд, пробивай себе дорогу собственными заботами о себе... Надо трудиться..., как трудится каждый добрый гражданин, не надеясь на чужие силы...»

Савве назначают жалование и отправляют в Персию. Все испытания отца он выдержал с честью. Вернувшись в Москву, Савва Иванович тяжело заболел. По совету врачей он едет в Италию, здесь он встречает своих московских друзей Сапожниковых Веру Владимировну и Елизавету Григорьевну, которая через год 28 апреля 1866 года станет его женой и единомышленницей. Молодые супруги поселились в своём доме на Садовой, где и родились их дети: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. Всеволод в своих воспоминаниях напишет об отце: «... всем, что он делал, тайно руководило искусство…»

Ещё при жизни отца Савва Иванович выполнял много поручений по делам акционерного железнодорожного общества. После смерти отца (1869), он стал вести все его дела.

Музей народного искусства.

Как бы ни велика была занятость Саввы Ивановича в акционерном железнодорожном обществе, внимание к искусству и время, отданное ему, с годами росли. Среди его знакомых в конце 60-тых годов появляются художники. Первым вошёл в его дом на Садовой И.А. Астафьев, который был близок с В.Г. Белинским. Затем - Н.В. Неврев и В.А. Гартман. В 1870 году Савва Иванович купил Абрамцево, в котором возводит ряд построек в русском стиле: керамическую мастерскую по проекту Гартмана (1872), «Терем» (архитектор И.П. Ропет, 1873), церковь (по проекту В.М. Васнецова, 1881-82). Жена Саввы Ивановича Елизавета Григорьевна открывает школу для крестьянских детей и столярно-резническую мастерскую. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела. Один из них: Ворсонков основал своё производство в селе Кудрине и работал по заказам абрамцевсой мастерской, это и стало основой будущего промысла - абрамцевско-кудринская резьба по дереву. Елизавета Григорьевна организовывала экспедиции в города и деревни за произведениями искусства народных художников. В 80-х годах в Абрамцеве был создан музей народного искусства. В доме Мамонтовых была хорошая библиотека. Когда кто-нибудь из художников начинал работать над историческим полотном, Елизавета Григорьевна подбирала всевозможную документацию, материалы и литературу о событиях тех лет. Часто художники работали, а она читала им русскую классику и западноевропейскую литературу. Одухотворённость атмосферы, царящей в доме Мамонтовых, развивала в них чувство прекрасного, во многих из них просыпался поэт.

Лучшие дня

Во всех абрамцевских делах Елизавете Григорьевне долгое время помогала художница Елена Дмитриевна Поленова, которая работала и в столярной мастерской Абрамцева. Предметы быта, украшенные резьбой, созданные по её рисункам, стали входить в жизнь людей. Все таланты Елены Дмитриевны ярко проявились именно в Московском художественном кружке. Она создавала иллюстрации к русским сказкам; работала над театральными костюмами для постановок, которые осуществлял кружок. С любовью писала интерьеры дома на Садовой, забывая о сне и отдыхе, придумывала, кроила и шила костюмы для спектаклей, которые ставили на сцене этого дома.

В своих воспоминаниях «Абрамцево» Наталья Васильевна, жена художника Поленова, урождённая Якунчикова, пишет: «Направление старших не могло не отразиться на молодом поколении, на детях Мамонтовых и на их товарищах. Под влиянием Абрамцева воспитывались художественно будущие деятели на разных поприщах искусства, оттуда вышли Андрей и Сергей Мамонтовы, их друг детства Серов, Мария Васильевна Якунчикова-Вебер и Мария Фёдоровна Якунчикова, урождённая Мамонтова, племянница Саввы Ивановича…» Племянницей она приходилась и своей свекрови Зинаиде Николаевне Якунчиковой и Вере Николаевне Третьяковой. Мария Федоровна во время сильного голода 1881 года организовала столовые в Тамбовской губернии; раздавала женщинам работы и скупала старинные местные вышивки. Дело впоследствии расширилось «и стало известно в Европе. Это было сделано по образцу Абрамцевского кустарного дела» Мария Фёдоровна стала преемницей в начатом Елизаветой Григорьевной деле художественного направления кустарных работ крестьян. В 1908 году Мария Федоровна Якунчикова взяла на себя управление Абрамцевской столярной мастерской и кустарным складом в Москве. Отмечу, что купцы Якунчиковы довольно скоро оставили торгово-промышленную деятельность и ушли в дворянство. Их род известен с первой четверти 19 века, почетное место в рядах московского купечества они заняли благодаря Василию Ивановичу Якунчикову, о котором Кокорев пишет: «Юноша восприял /в Англии/ только то, что пригодно для России, и возвратился домой, нисколько не утратив русских чувств и русского направления. …Вы, продолжающий свое коммерческое поприще с достоинством и честью для родины… Вы шли стопой благоразумной осмотрительности…» В.И. Якунчиков женился на Зинаиде Николаевне Мамонтовой. Их дочь Наталья Васильевна познакомилась со своим будущим мужем художником В.Д. Поленовым в доме Мамонтовых. А её сестра Мария Васильевна, по мужу Вебер, сама была художницей.

Талант скульптора.

Савва Иванович принимал деятельное участие во всех семейных начинаниях и немало вложил в них своей души. Он был талантлив во всём. «Его… интересовала керамика, и он завёл гончарную мастерскую, где наряду с другими художниками сам лепил…» Скульптурой Савва Иванович занялся в 1873 году. Специалисты высоко оценили и этот его талант. Он вылепил по фотографиям бюст отца. Затем лепит с натуры бюсты дворника, кучера. Ему позируют Н.В. Неврев, Г.Н. Федотова. Он создаёт бюст композитора Булахова. По памяти Савва Иванович создаёт бюст В.А. Гартмана, который скоропостижно скончался в 1873 году, и этот бюст отвозит в Рим, чтобы перевести его в мрамор. Работа понравилась всем, кто был знаком с покойным.

Савва Иванович имел особый дар намного раньше, чем другие, уловить в человеке талант. Широко, открыто шел он навстречу творчеству, искреннему порыву его, мастерству, живой деятельной мысли, оказывал помощь, не ожидая просьб. В жизни Московского художественного кружка роль Мамонтова не ограничивалась умением понимать искусство, умением ценить талантливого человека, хлебосольством и радушием хозяина дома. В общении с художниками раскрылись и другие таланты Саввы Ивановича, дар режиссёра, художественного руководителя театра. Мамонтовы регулярно устраивали любительские спектакли, послужившие основой Московской частной русской оперы. Савва Иванович писал прекрасные стихи и пьесы. «…Многие пьесы ставились на домашней сцене с успехом», - вспоминал В.М. Васнецов. Всё окружение Саввы Ивановича: его жена и дети, «братья Саввы Ивановича, и их семьи, племянницы, племянники – все жили искусством, сценой, пением в этом веющей художеством атмосфере и все оказывались под волшебным жезлом дяди Саввы прекрасными, чуть не гениальными артистами…»

Помощь молодым художникам.

Выезжая на лечение в Италию, Мамонтовы познакомились со многими выпускниками Петербургской Академии художеств, которые завершали своё образование за границей, после чего молодым художникам предстояло определить место для жизни и работы. В то время многие русские художники оставались за границей на всю жизнь. Мамонтов пригласил своих новых друзей поселиться у него в Москве. Возвратившись в Москву, Савва Иванович стал перестраивать свой дом, готовясь к приезду друзей-художников. Всю жизнь он будет совершенствовать свой дом, чтобы создать наилучшие условия для их жизни и творчества. Он создаст в нём кабинет, который со временем превратится в театр, мастерскую для своих талантливых современников. В течение двух лет он нечасто, неназойливо повторяет им свои приглашения. В.Д. Поленов пишет (1875), что мысль о переезде в Москву в минуты упадка придаёт ему бодрости продолжать работать. В 1877 году В.Д. Поленов и И.Е. Репин приезжают в Москву, где они нашли радушный приём и широкие возможности для творчества. М.М. Антокольский писал перед их переездом в Москву: «Моё горячее желание, чтобы...именно в Москве сосредоточилось русское искусство, иначе всякая отдельная сила, как бы она ни была сильна сама по себе, должна заглохнуть…» В Москве образовался художественный кружок, о котором они все мечтали в Италии. Москва сразу дала художникам материал для работы, вдохновила их. Так, В.Д. Поленов в первые же месяцы своей жизни в Москве написал картину «Московский дворик», которую с выставки купил П.М. Третьяков. И.С. Тургеневу тоже понравилось это полотно, и он едет к Поленову в мастерскую и просит выполнить для себя повторение.

Художник Валентин Серов познал в семье Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых радость беззаботного детства, а повзрослев, полную удовлетворённость своим трудом. Здесь вместе с ним взрослела Веруша Мамонтова - дочь Саввы Ивановича, знаменитая «Девочка с персиками».

Замечательный художник В.М.Васнецов в самом начале творческого пути нуждался как в материальной поддержке, так и в личном, духовном общении. С Саввой Ивановичем его познакомил Репин в 1878 году. О их первой встрече Васнецов вспоминал: «…Он поразил меня и привлёк даже своей наружностью: большие сильные… волевые глаза, вся фигура… складная, энергичная, богатырская…, обращение прямое, открытое – знакомишься с ним…, а кажется, что уже давно был с ним знаком…»

Мамонтов постоянно давал Васнецову заказы: рисунки для школы, которая была выстроена и открыта Мамонтовым в Абрамцеве, картины для неё же, многое для Абрамцевской церкви. «Мои там работы: …образ «Богоматери»…, «Преподобный Сергий» и несколько других малых образов. Своей рукой я расписал клиросы, …пришлось набирать мозаику пола с рабочими…» Васнецов многие годы ощущал к себе внимание, отношение чистого, неравнодушного сердца. Он хранил и любил перечитывать написанные ему Саввой Ивановичем строки: «Если ты бодр, здоров и весел, это всё, что нужно, и за успехом в работе дело не станет. Если ты станешь... предаваться какой-то непонятной мировой скорби (сколько доброго семени сгорало на этой негодной почве), то напиши мне, я изругаю тебя... Знай, что ты прочно сидишь в сердцах людей, выразивших тебе свою дружбу неподдельно и искренно. А ведь это сознание - хорошее подспорье в жизни. Сколько людей на свете идут тропой злобы только потому, что окружающие равнодушны к ним…» Спустя годы Васнецов напишет о Мамонтове, что его роль во многих «областях общественной жизни значительна, как личности одарённой, творческой… Кто знал его или только раз встретился с ним, тот его уже не забудет… Он …привлекал к себе… особенной чуткостью и отзывчивостью ко всем тем чаяниям и мечтам, чем жив и живёт художник… С ним было легко работать…»

Сохранил благодарность к С.И. Мамонтову ученик Саврасова и Поленова - художник Константин Коровин. Успехом у публики он ещё не пользовался, когда Савва Иванович угадал его скрытые таланты и пригласил к себе после окончания училища, предложив писать декорации и рисунки костюмов. Коровин нашёл в доме Мамонтовых родственную любовь и заботу.

Давно признан художник М.А. Врубель. Но этого не было при его жизни. «Жилось тяжко – нужда, никакой работы… Озлобленная ругань, и ненависть, и проклятия сыпались на бедную голову Михаила Александровича… /Он/ ещё больше убеждался в своём непризнании и ещё больше почувствовал себя сиротой этой жизни…» Только очень небольшой круг людей признавал и понимал его творчество. Это был легко ранимый человек, неповторимый поэт фантазии, живописи и рисунка. В дом Мамонтовых его ввёл Серов, чтобы облегчить его жизнь, и не ошибся. «Мы с Врубелем, - пишет Серов в письме в начале 90-х годов, - ...находимся всецело у Саввы Ивановича, то есть днюем и ночуем... /Хозяева/ чрезвычайно милы с нами, ...и ласковы с Врубелем…» В доме Мамонтовых Врубель обрёл душевное равновесие, уверенность. Здесь в большом кабинете Саввы Ивановича, мгновенно подчинившись общему творческому настроению, Врубель написал «Демона». Вот строки из его письма: «Обстановка моей работы превосходная - в великолепном кабинете Саввы Ивановича Мамонтова…». «Я занят, - писал он сестре в конце 90-х годов, - ...постройкой (по моему проекту) пристройки к дому Мамонтовых в Москве с роскошным фасадом, в римско-византийском вкусе... Скульптура вся собственноручная…»

В жизни Московского художественного кружка в разной степени принимали участие В.И.Суриков, М.В.Нестеров, Аполинарий Васнецов, И.И.Левитана, Сергей Малютин, Сергей Коровин, Н.В.Неврев, А.А.Киселёв, В.А.Симов, П.А.Спиро, И.Е.Бондаренко, Н.Н.Ге, мастер-кирамист Петр Ваулин. Все участники Московского художественного кружка работали очень много, труд составлял смысл и счастье жизни. Благодаря кругу друзей, собиравшихся под крышей дома Мамонтовых, художником-пейзажистом и собирателем живописи древнерусских художников стал Илья Семёнович Остроухов.

Московская частая русская опера.

9 января 1885 года в Москве, в Камергерском переулке, в помещении бывшего театра Леознова Савва Иванович открыл театр под названием Московская частая русская опера, которая стала началом великого преобразования сцены. Московская частная русская опера, работавшая в 1885-1888, 1896-1905 под разными названиями, прочно вошла в историю нашей культуры, она пропагандировала произведения русских композиторов, объединяла крупнейших деятелей различных областей русского искусства. Московская частная русская опера дала миру Ф.И. Шаляпина. На её подмостках начался расцвет творчества и многих других гениальных артистов. Дирижёрами здесь работали М.М. Ипполитов-Иванов, ещё молодой, но уже имевший опыт работы в Тифлисской опере, и С.В. Рахманинов, которого пригласили сюда сразу после окончания консерватории. Спектакли, поставленные на сцене Московской частной русской оперы, оставили о театре добрую память, сделали его драгоценным камнем в короне, венчающей искусство Москвы.

Театрально-декоративное искусство в России, по существу, начинается с Московской частой русской оперы, с привлечения к работе в ней крупнейших художников того времени, таких как братья Васнецовы, В. Поленов, И. Левитан, К. Коровин, М. Врубель, С. Малютин, В. Серов, А. Головин, которые принимали живое участие в театре потому, что поняли величие и значение стремлений Мамонтова и поддержали «аккорд цельный, прямой, чистый», «мажор звенящий и захватывающий», создание в театре произведений искусства высокого, одухотворённого. В Московской частой русской опере роль художника была поднята на небывалую до того в театрах высоту.

В любом артисте Московской частой русской оперы Савва Иванович, прежде всего, видел человека и делал всё возможное, чтобы способствовать не только развитию певца-актёра, но и его личности. «Нам молодым артистам приятно было работать и учиться под его руководством: человек неутомимой энергии и исключительной работоспособности. Он был сам примером», - писал М.Д. Малинин, о приходе которого на сцену С.И. Мамонтов писал: «...нам бог послал такого роскошного баритона…»5 В этом театре начинали свой творческий путь А.В. Секар-Рожанский, Н.В. Салина, Т.С. Любатович, Е.Я. Цветкова, В.Н. Петрова-Званцева, жена художника М.А. Врубеля - Н.И. Забела-Врубель и Ф.И. Шаляпин, которого на первых же репетициях поразили сердечные отношения между актёрами.

Первым спектаклем была «Русалка» А.С. Даргомыжского. Первое представление Московской частой русской оперы критика приняла плохо. Потребовалось немало мужества, чтобы устоять. Савва Иванович был далёк от мысли о мгновенной победе. Он не искал славы для себя, он не хотел, чтобы его имя появлялось в афише. Официально директором театра числился Кротков, затем Винтер. Савва Иванович хотел славы русской музыке, русскому искусству, потому что «ни в одной цивилизованной стране Европы отечественная музыка не находится в таком загоне, как у нас в России». Не «я», но совершаемое дело важно, поэтому не смогли остановить его в этом стремлении плохие рецензии. Молодой состав труппы театра, набранной Саввой Ивановичем, поверил в него, в своего неофициального руководителя. Успех и признание современников пришли. Как правило, билеты в Частную русскую оперу были значительно дешевле, чем в остальные театры, тем самым Мамонтов дал возможность небогатым людям познакомиться с отличными образцами оперного искусства.

На сцене Московской частной русской оперы впервые были поставлены оперы таких замечательных русских композиторов, как Кюи, Римский-Корсаков, Мусоргский, Глинка, Даргомыжский, Бородин, произведения которых не принимала дирекция Императорских театров. И современники высоко оценили, что Мамонтов с особенной любовью относится к постановке опер отечественных композиторов. Многих художников, актёров, композиторов Савва Иванович поддерживал и материально. Например, В.С. Калинников был тяжело болен и сильно нуждался. Когда Мамонтову о нём рассказали, то он немедленно познакомился с Калинниковым и перевёз его в Ялту, создал там все необходимые условия для жизни и творчества этого гениального композитора.

Арест Саввы Ивановича.

Савва Иванович хотел, чтобы у его театра было своё помещение. Врубель создал проект, но этот проект остался на бумаге. 11 сентября 1899 года Савву Ивановича арестовали по обвинению в незаконном использовании денег Акционерного железнодорожного общества.

Дом на Садовой, по существу музей московской художественной культуры, почти два года стоял опечататанный вместе со всеми находящимися в нём произведениями искусства. В 1903 состоялась распродажа. Часть вещей стараниями И. Остроухова и В. Серова ушла в Третьяковскую галерею, другая - в далёкие, неизвестные путешествия.

Полгода Савва Иванович провёл в тюрьме и тяжёло заболел, и тогда камеру заменили домашним арестом. Оставшиеся годы жизни, почти двадцать лет, он прожил в Москве в небольшом доме у Бутырской заставы. По его просьбе из Абрамцева была привезена гончарная мастерская, и он с удовольствием стал заниматься гончарным делом. Пустырь, примыкавший к дому, Савва Иванович со временем превратил в розарий.

Друзья не покинули Савву Ивановича. В самый тяжёлый период его жизни М.М. Антокольский написал ему: «Твой дом, как и сердце Твоё, был открыт для всех нас. И мы тянулись туда, как растение к теплу. Не Твое богатство манило нас к Тебе... а то, что в Твоем доме мы… чувствовали себя объединенными, отогретыми, бодрыми духом. В Твоем доме Васнецов работал свою превосходную картину «Каменный век», в Твоем доме Поленов закончил свою лучшую картину «Грешница». В Твоем доме часто работал Репин, вырос Серов, развивались Врубель, Коровин и другие. В Твоем доме жил... Мстислав Викторович Прахов, имевший в свое время такое благотворное влияние на нас, молодежь. В Твоем доме и я подолгу живал и работал. Когда я был утомлен, с уставшею душою, я находил в Твоем доме душевный покой... Я хочу, чтобы горячие мои слова слышали все... Я хочу сказать Тебе спасибо за себя, за нас и за дорогое всем нам искусство…»

«Новым Абрамцевым» называли дом Мамонтова у Бутырской заставы. Сюда, как и в прежний дом на Садовую, приходили старые и новые, молодые друзья-единомышленники Мамонтова: Матвеев, Уткин, Сарьян, Кузнецов, Дягилев. Жизнь Саввы Ивановича и его окружение в доме у Бутырской заставы - это отдельная большая тема художественной жизни Москвы. Это - время общественного признания С.И. Мамонтова. Он избирается почётным членом Московского литературно-художественного кружка и членом художественного совета Строгановского училища, которое подхватило дело художественной промышленности, начатое друзьями дома на Садовой.

Следствием и судом была установлена невиновность Саввы Ивановича Мамонтова в предъявленном ему обвинении. «Вся эта «Мамонтовская панама», как тогда говорили, была одним из эпизодов борьбы казённого и частного железнодорожного хозяйства… В Москве все общественные симпатии были на стороне Саввы Ивановича, и его считали жертвой. Оправдательный приговор был встречен аплодисментами, но всё-таки это дело разорило этого выдающегося человека…»

После снятия обвинения Савва Иванович пытается вновь поступить на государственную службу, твёрдо уверенный, что сумеет справиться с любой задачей и вернуть свой деловой авторитет. Однако все многолетние попытки Мамонтова оказались напрасными, ведь он уже немолод. Савва Иванович не сдаётся и продолжает оставаться моральной опорой своим друзьям, навещает и обадривает тяжело больного Врубеля. В 1908 году Савва Иванович пишет: «...Вперёд! Упрекать кого-нибудь лично? Нет... Жизнь - это борьба... Всякий человек есть кузнец своего счастья. Создавай и выковывай его сам, а не клянчь его у других…»

Дирекция Императорских театров в 1908 году пригласила С.И. Мамонтова занять место главного режиссера Большого театра. Савва Иванович отказался. «…При чиновничьем руководстве императорскими театрами, - писал он, - я не буду располагать необходимой свободой в режиссерской деятельности, не смогу проявить в достаточной степени творческую инициативу…»

Критики того времени писали, что «...не только русская опера, но и русское искусство вообще обязаны Савве Ивановичу Мамонтову... Созданная его талантом и неутомимой энергией Частная опера положила начало новой эры в русском музыкальном искусстве... Инициатор этого славного дела познакомил общество с композициями новой русской музыки, дал целую плеяду талантливых артистов-исполнителей, пропагандирующих и в России и за границей величайшие образцы русского музыкально-драматического искусства…»

В последние годы жизни Савва Иванович «занялся керамикой… Здесь с ним работали… Врубель, Серов, Коровин, Головин, Апполинарий Васнецов и другие. Сам Савва Иванович не был в тесном специальнлм смысле художник, певец, или актёр, а была в нём какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. …Особый талант возбуждать творчество других…»

Умер Савва Иванович Мамонтов в марте 1918 года в возрасте 77 лет. Похороны были очень скромные, из-за происходящей в стране неразберихи друзей рядом не оказалось, кто-то оказался на чужбине, кто-то был тяжко болен. Случайный прохожий, узнав, что хоронят знаменитого Савву Мамонтова, горестно вздохнул: «Такого человека похоронить, как следует, не могут…»

«...Всё в своей жизни делал сам...», - этой весомой фразой сказано о Савве Ивановиче Мамонтове главное. Ему мы обязаны постройкой Ярославской и Донецкой железных дорог. От Саввы Ивановича Мамонтова осталась майолика в Абрамцеве, дом на Садовой, Ярославский вокзал в Москве, а в залах Третьяковской галереи работы тех, чей талант наиболее полно раскрылся благодаря его всесторонней поддержке. Документы об этом выдающемся российском промышленнике и меценате хранятся в Абрамцеве, в железнодорожном музее села Талицы и Московском архиве.



Последние материалы сайта